Наличием чего определяется статус еврейской синагоги
Синагога
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Синагога — главная составляющая Еврейской жизни.
По-русски — синагога, на иврите бейт кнессет (Дом собрания), на английском (из идиш) — shul.
Синагога — больше, чем просто дом молитвы. Здесь делают бриты и говорят поминальную речь, здесь устраивают шидухи и делают Хупот, и здесь люди днем и ночью учат Тору.
Дома молитвы существовали уже во времена Храма. В них собирались для обсуждения общественных дел, вознесения молитв во время постов, в них выступали пророки, а также учителя Торы, дававшие уроки для всех желающих. Слово «синагога» — греческого происхождения, означает «собрание людей»; в древнем Израиле употреблялось другое название, арамейское — Бе-кеништа. Синагога представляла собой как бы Малый Храм, со всеми его функциями, кроме жертвоприношений и связанных с ними другими элементами ритуала. В рассеянии синагога стала центром духовной и общественной жизни евреев.
По закону, нельзя начинать строительство нового поселения, пока не будет закончено здание синагоги. Она принадлежит всем жителям, которые обязаны за свой счет покупать свитки Торы, книги для учения и молитвы, поддерживать в ней порядок, ремонтировать здание. Синагогу нельзя переделать для других нужд или продать. Ее святость не исчезает даже если она разрушена.
Главным в синагоге является зал (улам), где молятся или учатся. У стены, направленной в сторону Иерусалима (а в Иерусалиме — в сторону Стены плача), расположен специальный шкаф для свитков Торы — Арон Акодеш. В эту же сторону поворачиваются молящиеся в час молитвы. В Талмуде написано: «Находясь вне Эрец Исраэль, обрати свое сердце (когда молишься) к Эрец Исраэль. Находясь в Эрец Исраэль, обрати свое сердце к Иерусалиму. Находясь в Иерусалиме, обрати свое сердце к Храму».
Ближе к центру зала молитв стоит Бима — возвышение, на стол которого кладут свитки Торы при их чтении. Молитву ведет хазан, которого называют «шалиах цибур», посланец общины.
За порядком в синагоге, а также за ведением денежных расходов, включая нужды на помощь беднякам, следят служители, «габаим», избираемые членами общины.
Часто в одном комплексе вместе с синагогой размещают микву (ритуальный бассейн) и помещение для занятий с детьми — хедер.
«Русская» синагога
Необходимое условие и самое эффективное средство как в приближении нерелигиозных евреев к Традиции, так и для тех, кто уже соблюдает — быть членом общины.
Естественно, что выходцы одной общины стремятся молиться в одной синагоге. Так возникает «русская» синагога, горская синагога, бухарская синагога.
Толдот Йешурун старается поддерживать становление общин, которые формируются по близости культуры и менталитета выходцами из бывшего Советского Союза.
Как правило, община включает в себя синагогу, где проходят молитвы и шабатние уроки, различные общинные мероприятия — бриты, бар-мицвы, кидуши и т.д., уроки для женщин и различные программы для детей, и, конечно, ее ядром является вечерний хаврутный колель Толдот Йешурун. Иногда общины издают свои собственные газетки, организуют семинары для своих членов и т.д.
Наша цель — чтобы их члены не только вернулись к Традиции, но и обрели новые сферы общения, укрепили новые социальные связи и, в конечном счёте, чтобы русскоязычные баалей-тшува органично влились в израильское религиозное общество. Таким образом, общины — это мост к тому, чтобы стать полноценным религиозным человеком, религиозной семьёй. Важно добавить, что мы помогаем общинам лишь на первом этапе и наша цель — чтобы они стали финансово независимыми, самостоятельными.
Мы помогали и помогаем становлению таких русскоязычных общин в разных городах Израиля, таких, как Хайфа — под руководством рава Дова Бурдана, Нетания — под руководством рава Хаима Тверского, Ашдод — под руководством рава Йосефа Скляра, Беэр-Шева — под руководством рава Мордехая Разнова, Арад — под руководством рава Авигдора Носикова, Неве-Яаков в Иерусалиме — под руководством рава Шалома Каплана, Рамот — под руководством рава Яакова Шуба, Бейтар — под руководством рава Нохума Офмана, Тель-Цион — под руководством рава Нафтоли Панаровского, Брахфельд — под руководством рава Йосефа-Овадьи Зарудинского и многих других.
Также мы помогали и помогаем не только ашкеназским русскоязычным евреям, но и выходцам из восточных республик бывшего Советского Союза — горским, бухарским, грузинским евреям. Так, например, в Тель-Авиве мы помогаем общине горских евреев под руководством рава Шмуэля Симантова, в Хадере — под руководством рава Зрахьи Хизкияева, в Неве-Яакове в Иерусалиме — общине бухарских евреев под руководством рава Боруха Бабаева, становлению колеля для грузинских евреев под руководством рава Асаэля Мирта и другим.
Русскоязычные синагоги Израиля:
Бейтар — Синагога «Оэль Авраам».
Руководитель рав Нохум Офман 052-7615194.
Проходят молитвы Минха (в канун Шабата/Праздника), Кабалат Шабат и Маарив Шабат/Праздник, а также молитвы в Шабат и Праздники в синагоге Оэль Авраам на ул. Хафец Хаим. Статья
Неве Яаков — русскоязычная синагога.
Руководитель рав Шалом Каплан 054-7921174,
с воскресенья по четверг в 22:00 проходят вечерние молитвы (Маарив) в синагоге Маген Авраам на ул. Шаули. А также в «Хедер Камениц» на ул. Шаули проходят молитва Минха перед шабатом (время зажигания субботних свечей), урок по Недельной Главе и Маарив шабат.
Хайфа — Синагога «Толдот Ицхак», адрес: ул. Трумпельдор 37, Неве Шеанан. Руководителя общины — рав Шрага Боер — 052-432-77-70 Община русскоязычных религиозных евреев, центр изучения Торы, ежедневные молитвы, утренние и вечерние хавруты, женские уроки, шаббатоны, детские программы и др. Открытие нового центра изучения Торы
Модиин — русскоязычная синагога.
Руководитель рав Йосеф Овадья Зарудинский 054-8421101
Вечерняя молитва (Маарив) в воскресенье и вторник в 22:15 после вечернего колеля, в синагоге «Киподан», ул. Киподан 22.
Ашдод — Синагога «Зехер Ицхак», адрес: ул. Маво аШарвитан 7 (район Хет). Руководитель рав Борух Шейнин — 053-820-57-70. Индивидуальные занятия для мужчин, женские уроки, программы для семей, шаббатоны и др. мероприятия. Каждый день вечерние молитвы в 20:45.
Тель-Авив — синагога «Ор Овадья».
Руководитель рав Шмуэль Йуда Давид Симантов пел 054-5401707
р-н Неве Элиэзер, ул. Ацира 3, синагога Ор Овадья при Торговом Центре.
Каждый день проходят молитвы Минха в 16:00 и Маарив в 20:00 (в зимнее время).
В канун Шабата собирается миньян на Минху (время зажигания свечей), Кабалат Шабат и Маарив. Короткое время после Маарива в синагоге есть занятия для молодых ребят Онег Шабат.
В Шабат в 8:00 есть Шахарит, в 11:00 Хеврат Теилим для детей с викторинами и призами, в 13:00 — Минха и после нее начинается третья трапеза, которая обычно затягивается до выхода Шабата и молитвы Маарив.
ЧТО ТАКОЕ СИНАГОГА
Молитва
Изучение Торы
Библиотека
Центр общественной жизни
Раввин
Хазан
Шамаш
Габай
Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды
О названии «синагога»
С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».
Еще синагогу называют на идиш словом «шул» (от немецкого «Schule» – «школа»).
История возникновения синагог
Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.
Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе.
Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.
Функции синагоги
После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.
Молитва
Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы.
Изучение Торы
Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.
Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.
Библиотека
По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный «Шулхан арух», а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.
Центр общественной жизни
Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.
Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.
Устройство синагоги
Архитектура
Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.
Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.
При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.
Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.
Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.
Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена.
Внутренняя структура
В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: «Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны».
Арон Акодеш
Нер тамид
Над Арон Акодеш располагается «Нер Тамид – “неугасимый светильник”. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.
Бима
В центре синагоги находится возвышение, называемое «бима». С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
Амуд
Амуд может также располагаться сбоку от Арон Акодеш.
Место раввина
Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.
Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны. Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.
Некоторые синагоги представляют собой современные сооружения из легкого металла, стекла и бетона. Другие выдержаны в классическом стиле, с деревянными панелями и кожаными сидениями. В некоторых есть витражи или росписи, изображающие сцены еврейских праздников, в других этого нет. Ограничения касаются лишь изображений людей.
Синагогальные должности
Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.
Раввин
Хазан
В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование – как минимум, понимать смысл молитв на иврите.
Шамаш
Габай
Какие бывают синагоги
Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.
Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды
Синагога
Центром религиозной и общественной жизни в иудаизме является синагога. Статус синагоги определяется наличием в ней специального киота для хранения свитков Торы, который размещается в стене, обращенной к Иерусалиму. В центре зала устанавливается бима – возвышенное место со столом для чтения Торы. Характерными атрибутами убранства синагоги являются семисвечник (менора), копирующий светильник Иерусалимского Храма; ковчег – ларец со свитком Торы с изображениями льва и орла; скрижали – каменные доски с начальными словами Десяти Заповедей; и звезда Давида (Могендовид) – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников (по преданию, она была начертана на щите царя Давида). Поскольку Бог, по вероучению иудаизма, не имеет образной формы, любые изображения Бога, а также изображения людей в иудаизме запрещены.
Богослужение в синагоге включает индивидуальную и общую молитвы, чтение Торы и песнопения, которые исполняет хор под руководством кантора. По субботам и во время праздников произносятся проповеди. В ортодоксальных синагогах места для женщин отделяются перегородкой или размещаются на верхней галерее. В реформированных синагогах мужчины и женщины зачастую сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для обрядовых омовений – миква.
В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения: шахарит (утреннее), минха (дневное) и маарив (вечернее). Они совершаются как публично – в синагоге, так и индивидуально – дома. Для совершения публичной молитвы необходим миньян – присутствие не менее десяти мужчин, достигших религиозного совершеннолетия. По субботам и праздникам читается особая молитва в память о храмовом жертвоприношении – мусаф. Центральное место в синагогальном богослужении занимает молитва «Шмонэ-эсре» («18 благословений»). Важной частью богослужений также является каддиш – поминальная молитва, которая читается по усопшим в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим родителям. Во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу читается по свитку Тора. Мужчины во время молитвы надевают особое одеяние: талес – четырехугольное покрывало белого цвета с особым рисунком и кистями по углам, круглую шапочку (кипа), а также молитвенный пояс неправильной формы, носимый под верхней одеждой так, чтобы его угол выглядывал наружу. В момент утренней молитвы в будние дни к голове верующего надо лбом и к правой руке ремешком пристегивается тфиллин (филактерий) – коробочка со вложенным в нее текстом молитвы. Во время нахождения в синагоге головные уборы у мужчин обязательны, а наиболее религиозные евреи их не снимают никогда.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Что такое синагога?
Что такое синагога? Иеромонах Иов (Гумеров) Слово синагога греческое (synagoge; от syn — вместе, ago — веду). В еврейском языке ему соответствует слово kenesset (собрание). Место собрания называется beth ha kenesset (дом собрания). В Святом Евангелии и других новозаветных книгах на
б. Синагога и училище (19:8—10)
б. Синагога и училище (19:8—10) Схема евангельского служения Павла была такой же, что и в Коринфе. Вначале, пришед в синагогу, где его уже хорошо знали, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя (ПНВ) о Царствии Божием (8). Беседовать из Писания Ветхого Завета
Храм и синагога
Храм и синагога Как это часто бывает, поражение научило евреев большему, чем могла бы научить победа. Им нужно было пережить ссылку в Вавилон, центр тогдашней ближневосточной цивилизации, увидеть великолепные святилища множества языческих богов, чтобы осознать: их Бог –
Синагога
Синагога Еврей очутился на необитаемом острове и построил две синагоги, одну – для себя, а другую – куда он ни за что в жизни ногой не ступит. Еврейский анекдот Самым важным ритуальным зданием для верующих евреев был Иерусалимский Храм. После его разрушения функции
Синагога
Синагога Центром религиозной и общественной жизни в иудаизме является синагога. Статус синагоги определяется наличием в ней специального киота для хранения свитков Торы, который размещается в стене, обращенной к Иерусалиму. В центре зала устанавливается бима –
5. Синагога — место чтения и слушания Закона
5. Синагога — место чтения и слушания Закона Со времен Вавилонского плена иудейский мир как свою неотъемлемую часть включал огромную диаспору, рассеянную по всему бассейну Средиземного моря. Наиболее многочисленные общины этой диаспоры осели в Александрии, Антиохии и
СИНАГОГА
СИНАГОГА В синагоге молятся, занимаются, синагога служит местом сбора общины, в синагоге учатся. Синагога является и домом молитвы, хотя для общей молитвы синагога не нужна.На иврите синагога – «Бет Кнессет» (Дом собраний). «Кнессет» – значит «собрание». Термин «Бет
2. Храм и Синагога. Синаксис
2. Храм и Синагога. Синаксис Храм был один, как один Бог. Храм был только в Иерусалиме. Но в каждом крупном городе Римской империи была еврейская синагога. Империю покрывала сеть мощёных римских дорог и сеть синагог, что чрезвычайно облегчало проповедь апостолам. Сквозной
Глава 5. СИНАГОГА
Глава 5. СИНАГОГА В синагоге молятся, занимаются, синагога служит местом сбора общины, в синагоге учатся. Синагога является и домом молитвы, хотя для общей молитвы синагога не нужна.На иврите синагога – «Бет Кнессет» (Дом собраний). «Кнессет» – значит «собрание». Термин «Бет
Глава восьмая МОЛИТВЫ, СИНАГОГА И ВЕРУЮЩИЕ
Глава восьмая МОЛИТВЫ, СИНАГОГА И ВЕРУЮЩИЕ О молитве У человека есть потребность прославлять Б-га, который сотворил все чудеса жизни, просить у Него избавления по возможности от жизненных тягот и бед и благодарить за блага, уже Им дарованные: здоровье, семью, работу.
Синагога
Синагога Когда-то, более двух тысяч лет назад, синагога была своего рода народной школой вероучения. В классической синагогальной архитектуре всегда предусматривались письменные столы, расположенные там, где больше всего света. По мере того как синагога вместе с
Глава 8. Молитвы, синагога, верующие
Глава 8. Молитвы, синагога, верующие «…невозможно возродить идиш как язык общины…» Поскольку возрождение еврейской культуры в наши дни связано с современным ивритом, мне кажется сомнительным способность идиш как языка еврейской общины сохраниться в США. Постепенное
1. Легитимный храм Иеговы и синагога. Роль нелегитимных храмов
1. Легитимный храм Иеговы и синагога. Роль нелегитимных храмов Зафиксируем в памяти, что единственным легитимным храмом, который был построен для хранения Ковчега Завета и Скинии Собрания, был храм Соломона. Этот единственный храм был полностью разрушен полководцем
Синагога
И они выстроят Мне святилище, чтобы Я мог обитать среди них. Шмот, 25:8
Синагога — это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы, что всегда было и остается ее главным назначением. Однако во всем Талмуде только один раз (Гитин, 396) синагога названа бейт-тфила — «домом молитвы». С глубокой древности и по сей день она, как правило, называется бейт-кнесет, что буквально означает «дом собрания». «Синагога» и есть греческий перевод этого словосочетания. Само название подчеркивает, что функции синагоги гораздо шире функции помещения для общественной молитвы.
Вначале остановимся на роли синагоги как центра религиозного образования (главным образом, взрослых). Недаром название бейт-мидраш («дом учения») стало почти синонимом названия бейт-кнесет. Синагога и бейт-мидраш могут находиться в одном помещении или в разных, соединенных коридором. Нам заповедано учить Тору всю жизнь, эта заповедь важней нашей обязанности молиться. Поэтому многие отрывки из Танаха, Мишны, Талмуда входят в состав молитв. Кроме того, существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по тем или иным алахическим проблемам. Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам, после утренней или дневной молитвы, в синагогах собираются обычно группы для изучения Торы.
Часто, как и в далеком прошлом, при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог и при каждой две школы — начальная (бейт-сефер) и средняя (бейт-талмуд). В бейт-сефер преподавали Писание, а в бейт-талмуд — Мишну.
По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный «Шулхан арух», сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться этими книгами. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку.
Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов: в синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.
Когда-то в синагоге заседал бейт-дин — местный раввинский суд. Правление синагоги располагало фондами для помощи нуждающимся, предоставляло ссуды, устраивало на ночлег приезжих.
Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет ее микдаш меат — «малое святилище» (Мегила, 29а). Это заключение основано на сказанном у пророка Йехезкеля (11:16): «…Я рассеял их по странам, и стал Я с ними в малом святилище». В книге Псалмов мы читаем: «Всевышний находится в общине Б-га…» (Тегилим, 82:1), что трактуется как присутствие Шхины, Б-жественной эманации, в синагогах.
Святость синагоги определяется ее назначением: это помещение, где евреи собираются для молитв, изучения Торы и решения вопросов управления общиной. Синагога служит общине, она всего лишь «инструмент» еврейской веры.
Синагоги абсолютно автономны. Любая группа евреев, желающих иметь свой дом молитвы, может организовать синагогу. Каждая синагога независима и управляется избираемыми руководителями (правлением). В свободных странах существуют, как правило, национальные ассоциации, объединяющие большинство синагог, но и они организованы на добровольных началах и не могут влиять на те или иные решения местных общин.
Постановления раввинов общин по всем алахическим проблемам считаются обязательными для членов этих общин. Стиль же некоторых обрядов диктуется исключительно желанием большинства членов общины. Таким образом, в синагогах, формально принадлежащих к одному объединению, порядок молитв может в определенных деталях отличаться.
МОЛИТВА В СИНАГОГЕ
§ Очень важно молиться именно в синагоге — стоит приложить все усилия, чтобы посещать ее регулярно.
§ Не стоит брать с собой маленьких детей, которые не умеют еще молиться, если они мешают молящимся.
§ Приходить в синагогу надо в скромной одежде.
§ Принято занимать в синагоге одно и то же постоянное место.
§ Обычно в синагогах собираются на общественную молитву два раза в день — утром и вечером. Как правило, в будни «Минху» молятся незадолго до «Маарива», ближе к вечеру. В субботу и праздники «Минху» могут молиться значительно раньше, днем. Поэтому новичку следует ознакомиться с распорядком служб в местной синагоге.
§ Многие столетия рассеяния привели к небольшим отклонениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия не противоречат Галахе и придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран.
§ На протяжении последних столетии в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности — ашкеназская и сефардская, — различия между которыми касаются также порядка молитв, устройства синагоги и т.п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в средние века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку и Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие «сефардское еврейство» включает в себя все неашкеназские общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам. Между отдельными сефардскими общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов — хасидов и нехасидов, причем хасидский вариант (нусах) молитвы много заимствовал из сефардской традиции и даже называется «Нусах Сфарад», т.е. «Испанский вариант». Близок к нему и «Нусах Аари», принятый у любавичских хасидов.
§ Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена. К обязательному оборудованию синагоги относятся:
• арон кодеш — шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле — в сторону Иерусалима); он прикрыт занавесом, называемым паро-хет;
• нер-тамид — вечный огонь, лампа, которую помещают выше и немного впереди арон кодеш. Она должна постоянно гореть, символизируя заповедь: «…возжигать вечный огонь… перед парохет, который перед скрижалями…» (Шмот, 27:20-21);
• бима — возвышение, по традиции располагающееся перед арон кодеш. На биме стоит стол, на который кладут свиток Торы во время чтения недельных глав;
• в ашкеназских синагогах между бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр — амуд, около которого ведет молитву хазан.
§ Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражами, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.
§ Отделение для женщин (эзрат-нашим) устраивали в синагогах еще в глубокой древности. Было оно и в Иерусалимском Храме. Иногда для женщин отводится балкон, иногда — боковой или задний придел.
Это — религиозный руководитель общины. Чтобы получить звание раввина надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. В наши дни синагога является центром, вокруг которого создаются общины в диаспоре, поэтому раввины являются главами соответствующих общин, что накладывает на них ряд чисто административных обязанностей. Но, конечно, главная их задача как и в прежние века — служить духовными руководителями и разрешать возникающие алахические вопросы.
Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, — шлиях цибур, что дословно означает «посланник общины».
Большие богатые общины содержат постоянного хазана. Как правило, он ведет молитву только в субботу и праздники. В зависимости от нужд общины хазан может выполнять и другие обязанности, если он имеет соответствующие образование и квалификацию. Однако в будние дни роль хазана, как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом.
Хазан должен отвечать определенным требованиям:
• он должен быть скромным, достойным и почтенным человеком, строго соблюдающим заповеди, ведь он является представителем общины перед Небесным Судом;
• хазан должен обладать хорошим голосом; но ни в коем случае нельзя избирать хазаном недостойного человека только потому, что у него приятный голос;
• хазан должен быть достаточно образованным человеком и, как минимум, понимать смысл молитв;
• он должен принимать участие в делах общины.
Если невозможно найти хазана, отвечающего всем этим требованиям, должен быть выбран наиболее достойный по своим качествам человек. Пусть лучше хазаном будет юноша, хорошо знающий молитвы, но не имеющий слуха, чем невежда с приятным голосом. Однако постоянным хазаном не назначают людей моложе двадцати лет, а также неженатых.
Шамаш — синагогальный служка, на котором лежит множество обязанностей. В принципе, он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества. Но нередко он выполняет функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.
Габай — это руководитель общины, своего рода «административный директор». Обычно синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги, решают административные вопросы и т.п.
Коаним — это священнослужители Израиля, потомки Агарона-первосвященника по отцовской линии (поэтому коеном может быть только сын коена). Во время сорокалетних странствий сынов Израиля по пустыне коаним приносили жертвы в Скинии Завета, после поселения в Эрец-Исраэль и строительства Храма вели службу в Храме. При распределении земли в Стране Израиля колено Леви, к которому относятся коаним, не получило доли, но, с другой стороны, Тора обязала остальных евреев поддерживать коаним (и левиим), отделяя в их пользу часть урожая.
Во времена Храма коаним кроме исполнения своей главной функции — ведения службы в Храме — были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коаним была ограничена, в основном, службой в Храме. С разрушением Храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту свою обязанность.
В наше время коаним продолжают соблюдать часть запретов, которые налагает на них Тора. Так, коену запрещено жениться на разведенной или входить в помещение, где лежит мертвый. Обязанности коаним в наше время тоже весьма ограничены: они совершают выкуп первенцев и благословляют народ. Об этом впечатляющем обряде мы расскажем более подробно.
• он преступил законы, установленные для коаним, например, женился на разведенной;
• он — халаль, то есть рожден в браке, который его отец как Коен не имел права заключать;
• он совершил убийство (пусть даже понес за него наказание) ;
• он имеет физический изъян, обращающий на себя внимание окружающих.
§ В диаспоре коаним благословляют народ в праздники и в Йом-Кипур. В Стране Израиля этот ритуал проводят каждый день во время утренней молитвы (а в дни общественных постов — и во время «Минхи»). В некоторых местах Эрец-Исраэль это благословение произносят только по субботам.
§ Коен у запрещено пить вино или другие возбуждающие напитки перед благословением.
§ Коен не совершает благословения, если пребывает в трауре по своему отцу, матери или другим родственникам (если в синагоге нет другого коена, пребывающий в трауре не первую неделю все же может совершить обряд).
§ Прежде чем подняться на биму, Коен должен омыть руки. При этом он не произносит никакого благословения. Лить воду на руки колена должен леей. Если среди присутствующих нет левиим, это может сделать любой первенец. Если в синагоге нет и первенцев, Коен у никто не помогает.
§ Так как Коен у было запрещено входить в Храм в обуви, мудрецы установили правило, по которому он не может подниматься обутым на биму. Обувь нужно снять (по крайней мере, расстегнуть или расшнуровать) до омовения рук, чтобы не пришлось дотрагиваться до нее после. Коен должен быть в носках либо в суконных, резиновых или пластиковых тапочках, но не совсем босым.
§ Поднимаясь на биму, коаним должны повернуться в сторону арон кодеш. Когда хазан либо один из молящихся обращается к ним: «Коаним», коаним все вместе произносят благословение:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВЯТОСТЬЮ ААРОНА…
ся лицом к молящимся, завершая благословение словами:
…И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ БЛАГОСЛОВЛЯТЬ ТВОЙ НАРОД, ИЗРАИЛЬ, С ЛЮБОВЬЮ!
§ Затем коаним произносят слова благословения:
«Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя. И будет благосклонен к тебе Г-сподь, и помилует тебя. Будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир».
§ Когда Коаним благословляют народ, нельзя разговаривать и отвлекаться. После каждой части благословения, после слов «…и охранит тебя», «…и помилует тебя», «…и пошлет тебе мир» молящиеся отвечают силен.
§ Благословлять нужно достаточно громко, чтобы слышали все. Однако коаним не должны чрезмерно повышать голос.
§ Молящиеся стоят лицом к коаним, когда те произносят благословение. Однако глаза молящихся должны быть опущены в знак уважения и смирения.
§ Во время обряда нельзя стоять за спиной коаним. Талмуд указывает, что люди, стоящие за коаним, не получают благословения.
§ Если среди молящихся нет коаним, хазан, повторяя «Шмонэ-эсрэ», включает в нее все благословение коаним в виде цитаты из Торы.
§ Если хазан — Коен и среди молящихся нет других коаним, он поднимается на биму и благословляет народ.
§ Коена первым вызывают к Торе, он часто ведет послетрапезную молитву «Биркат Амазон» и т.п.