Налог на болванки что это такое
Производители и импортеры электроники попросили снизить «налог на болванки»
Продавцы и импортеры электроники попросили чиновников снизить вдвое платежи в пользу авторов музыки и кинематографистов, рассказал «Ведомостям» представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. В письме в Минэкономразвития ассоциация предлагает снизить так называемый налог на болванки с 1% от таможенной стоимости техники до 0,5% («Ведомости» ознакомились с копией документа, достоверность его подтвердил Гуськов, а в Минэкономразвития сообщили, что получили письмо).
Этот сбор в пользу авторов музыки и кинематоргафистов сейчас платят экспортеры и продавцы таких товаров, как смартфоны, плейеры, планшеты, компьютеры, CD- и DVD-диски, т. е. всех устройств, которые позволяют копировать и распространять музыкальные и видео файлы. Это компенсация музыкантам и кинематографистам за то, что пользователи делятся треками и фильмами между собой и не платят за это правообладателям, объясняли чиновники.
Предложения РАТЭК уже рассматривались на заседании рабочей группы при Минэкономразвития в конце января, обсуждение будет продолжено, сообщил «Ведомостям» представитель министерства.
Собирает налог на болванки аккредитованный государством Российский союз правообладателей (РСП). Это некоммерческая организация, совет которой возглавляет режиссер Никита Михалков. В 2018 г. у РСП было 113 договоров на сбор этого вознаграждения (самих плательщиков может быть меньше), следует из опубликованных им документов. Всего РСП собрал в 2018 г. 4,4 млрд руб., а музыканты и кинематографисты получили больше половины этих денег (2,8 млрд руб.), еще 874 млн руб. союз перевел в фонды поддержки культуры, остальное потратил на свою деятельность. Данных за 2019 г. нет.
У части дистрибуторов рентабельность бизнеса не превышает 2–3% и даже 1% сбора для них критичен, объясняет требование РАТЭК Гуськов. Платежи в пользу РСП очень существенны, подтверждает директор по закупкам и развитию бизнеса «Марвел-дистрибуции» Павел Сурин: «Это миллионы долларов в год из прибыли нашей компании. Под оплату попадают самые массовые товары – смартфоны, ноутбуки, жесткие диски. Так что мы всецело поддерживаем инициативу РАТЭК».
Есть и проблема двойного платежа, указывает Гуськов: когда дистрибутор сначала ввозит большую партию техники в Россию и платит тут сбор РСП, а потом поставляет часть оборудования в Белоруссию или Казахстан, с которыми у России единое таможенное пространство, и там местные авторские общества также требуют выплатить вознаграждение. Сами пользователи все чаще слушают музыку и смотрят видео через стриминговые сервисы, а не копируют ее на устройства, резюмирует представитель РАТЭК, сбор больше не отвечает духу времени, по-хорошему, его надо вообще отменить.
Бизнес попросил снизить собираемый союзом Михалкова «налог на болванку»
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) обратилась к Минэкономразвития России с просьбой снизить так называемый налог на болванку с 1% от таможенной стоимости электронной техники до 0,5%. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на главу РАТЭК Антона Гуськова.
Речь идет о платежах, списывающихся с производителей и импортеров электроники в пользу авторов музыкальных произведений. Сбор платят продавцы устройств, позволяющих копировать и распространять музыкальные файлы, — смартфонов, планшетов, компьютеров, CD- и DVD-дисков.
По словам Гуськова, необходимость снижения «налога на болванки» объясняется низкой рентабельностью бизнеса дистрибьюторов, которая не превышает 2–3%. В РАТЭК также указали на проблему «двойного платежа» при поставках техники в соседние Белоруссию или Казахстан (авторские общества в этих странах тоже требуют от дистрибьюторов выплатить вознаграждение, говорится в статье). Кроме того, в ассоциации отметили, что пользователи сегодня чаще слушают музыку через платные стриминговые интернет-сервисы, а не копируют на устройства.
Предложение РАТЭК будет рассмотрено рабочей группой при Минэкономразвития, сообщил «Ведомостям» представитель министерства.
«Налог на болванки» собирает с 2009 года аккредитованный при Минкультуры Российский союз правообладателей (РСП). Президент организации — Никита Михалков, в нее также входят, в частности, дирижер Юрий Башмет, композиторы Эдуард Артемьев, Владимир Матецкий и Даниил Крамер, актеры Сергей Маковецкий, певец Николай Расторгуев и другие. В 2018 году союз собрал с компаний 4,4 млрд руб., из которых музыканты получили больше половины, 2,8 млрд руб., и еще 874 млн руб. было переведено в фонды поддержки культуры. Резкий рост сбора «налога на болванки» РСП демонстрировал лишь в 2013 году: тогда отчисления выросли почти в три раза, с 1,2 млрд до 3,4 млрд руб.
Сборы «налога на болванки» выросли в прошлом году почти в полтора раза
Российский союз правообладателей (РСП) — одна из аккредитованных при Минкультуры организаций по коллективному управлению правами — опубликовала отчет за 2018 год. Сборы за прошлый год выросли на 46%, превысив 4,4 млрд руб. Соответственно, резко, в полтора раза, до 2,9 млрд руб., увеличились и выплаты союза владельцам авторских и смежных прав.
РСП был создан в 2009 году Российским авторским обществом и Союзом кинематографистов под председательством Никиты Михалкова. В РСП режиссер занимает должность президента совета. В него также входят, в частности, дирижер Юрий Башмет, композитор Владимир Пресняков, певец Николай Расторгуев.
РСП осуществляет сборы вознаграждений за прослушивание и просмотр аудиовизуальных произведений в личных целях. Взимать вознаграждение с каждого человека практически невозможно, поэтому так называемый «налог на болванки» выплачивают производители и импортеры электроники, которая воспроизводит музыкальные произведения, а также записывает аудио и снимает видео. Перечень этих устройств утвержден постановлением правительства № 829 от 14 октября 2010 года. В списке — диктофоны, магнитофоны, кассетные проигрыватели, телефоны, ноутбуки, телевизоры, электронные часы, ЭВМ. Размер вознаграждения определен в 1% от стоимости товара.
На конец 2018 года у РСП было заключено 5 тыс. договоров с правообладателями, что на 11% больше, чем годом ранее. С плательщиками за отчетный период союз заключил лишь восемь новых договоров, теперь их общее число достигло 113.
Ранее резкий рост сбора «налога на болванки» РСП демонстрировал лишь в 2013 году — тогда отчисления производителей и импортеров увеличились почти в три раза, с 1,2 млрд до 3,4 млрд руб. После этого наиболее заметный рост — на 23%, до 2,7 млрд руб., — был зафиксирован в 2016 году, что было обусловлено восстановлением после кризисного 2015 года.
Увеличившиеся почти в полтора раза в 2018 году сборы гендиректор РСП Сергей Филиппов объяснил РБК возросшим потребительским спросом на электронные устройства, указанные в постановлении правительства.
В отчете РСП указано, что 930 млн руб. из перечисленных правообладателям денег достались авторам произведений, 767 млн руб. — исполнителям, 1,2 млрд руб. — изготовителям фонограмм и других аудиовизуальных произведений. На собственные расходы союз удержал 655 млн руб.
«Налог на болванки» давно устарел, считает директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. Он отмечает, что сейчас практически никто не копирует произведения на магнитофоны и MP3-плееры, большая часть аудитории использует облачные сервисы. Прозрачность отчетности РСП «оставляет желать лучшего», добавил Гуськов.
Интересы правообладателей представляют также две другие аккредитованные при Минкультуры организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Но они собирают сборы на публичное исполнение фонограмм: РАО в интересах авторов, ВОИС — исполнителей и записывающих студий. Плательщиками выступают радиостанции и телеканалы, предприятия торговли и общественного питания, а также любые другие общественные места, где звучит музыка. С магазинов и ресторанов, к примеру, взимается фиксированный ежемесячный платеж.
За 2018 год уже отчиталась ВОИС. Ее сборы увеличились лишь на 4,8%, до 1,2 млрд руб. Российское авторское общество пока свой отчет за 2018 год не опубликовало.
«Налог на болванки», или повесть о том, как покупатель электроники авторское вознаграждение платит
Далеко не секрет, что, покупая тот или иной товар, мы оплачиваем не только его непосредственную стоимость. Наверное, всем известно об НДС и иных косвенных налогах, в действительности возлагающихся на плечи потребителей. Но знаете ли вы, что помимо таких «традиционных» налогов, зачастую в цену товара включены совершенно неожиданные платежи? Так, приобретая новый телефон или компьютер, будьте готовы отдать один процент от стоимости Российскому Союзу Правообладателей.
За что же производится подобная плата? И каково ее правовое основание? Наш Колобок, будучи крайне заинтересован этими вопросами, провел небольшое исследование-расследование. И вот, что получилось!
В соседней Белоруссии 12 декабря 2016 г. объединение «Белорусское общество авторов, исполнителей и иных правообладателей» получило аккредитацию, позволяющую ему взимать сбор, аналогичный российскому «налогу на болванки». Вознаграждение авторам также закладывается в цену устройств, с помощью которых можно записать музыкальные или видеопроизведения (например, компьютеры, смартфоны, пишущие DVD-плееры) и носителей информации, на которые это можно сделать (флешки, диски, видеокассеты и т.д.) (ст. 35 Закона РБ «Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011 г. № 262-З)
Одним из первых документов ЕС в области авторского права стала Директива 2001/29/EC1, направленная на гармонизацию законодательства в некоторых аспектах авторских и смежных прав. Согласно данному документу государства-участники могут вводить определенные законодательные ограничения на свободное распространение произведений. Исключения делаются для случаев использования физическими лицами в личных и некоммерческих целях.
Директива предусматривает и понятие «справедливой компенсации» ( fair compensation ), которое понимается, как хочет заметить Колобок, в рамках данного документа скорее как компенсация за возможное нарушение авторских прав. Именно вознаграждением в Директиве выступает термин « equitable remuneration ».
Основные различия между государствами-членами ЕС заключаются в двух вопросах: перечень продукции, при продаже которого взимается компенсация, и размер тарифов. Во всех государствах сбор взимается с носителей, но не во всех он при этом взимается и с оборудования. Так, компенсация уплачивается при продаже и носителей, и оборудования в Бельгии, Венгрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Латвии, Польше, Словакии, Словении, Финляндии, Чехии, Эстонии. Только с носителей – в Австрии, Дании, Литве, Нидерландах, Португалии, Франции, Швеции.
Тем не менее, схожая с испанской модель выплаты «справедливого вознаграждения» авторам из государственного бюджета по-прежнему существует в Финляндии, Эстонии и Норвегии.
Более того, некоторые специалисты говорят, что испанский опыт не закрывает дверь для бюджетного финансирования авторских вознаграждений, а лишь указывает на необходимость доработать такую систему. Ведь классическая модель «справедливого вознаграждения», основанная на парафискальных платежах, также имеет множество недостатков, о которых не стоит забывать. В частности, в докладе DigitalEurope говорится, что имеющаяся система не соответствует требованиям современного цифрового общества, негативно влияет на ценообразование на рынке технологий и инноваций, а также препятствует развитию предпринимательства, предоставляя ОКУПам своеобразную государственную монополию, существующую вне влияний рыночной экономики. Ну и, конечно, многочисленны уже описанные ранее Колобком аргументы о несправедливости парафискалитетов в целом и выплаты авторского вознаграждения за свободное воспроизведение в личных целях в частности.
1. В 2015 г. в газете «Известия» была опубликована статья под названием «Михалков будет собирать налог на болванки еще 10 лет». По мнению Никиты Михалкова, который, как напоминает Колобок, является президентом РСП, подобная статья «вводят в заблуждение читателей, содержит недостоверную и порочащую информацию». Конечно же, согласно п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Вот только порочащий характер сведений и их несоответствие действительности в судебном процессе так и не были установлены, а иск был оставлен без удовлетворения.
А вообще Колобка повеселило, что Михалков пытался доказать, что сбор «налога на болванки» является порочащими сведениями, косвенно приравнивая тем самым такую деятельность, если не к нарушению законодательства, то к совершению нечестного поступка, неэтичному поведению и недобросовестности.
Ведь, как отмечается, в Постановление Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», «порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица».
2. Кроме того, проблемным вопросом для судебной практики стало разграничение техники на профессиональную, с оборота которой «налог на болванки» не взымается, и любительскую, как раз-таки используемую для копирования в личных целях, а потому облагаемую «налогом на болванки». 18 апреля 2017 г. СИП в споре между РСП и ООО «Делл» (дело N А40-97879/2015) предложил следующие критерии профессионального оборудования: 1) пользователю нужно получить специальные навыки для работы с таким оборудованием; 2) ценовая политика, препятствующая рядовому потребителю использовать данное оборудование в личных целях при наличии на рынке аналогов с доступной ценой; 3) рынок сбыта, характерный для профессионального оборудования, и соответствующий порядок сервисного обслуживания оборудования; 4) информация о профессиональном предназначении техники должна быть отражена в материалах для потребителей.
3. Другое интересное дело связано со страховыми взносами, а именно с тем, что РСП не включил в объект обложения страховыми взносами вознаграждения, начисляемые в пользу авторов произведений в результате распределения «налога на болванки». Суды (Арбитражный суд г. Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд) единогласно подтвердили, что страховые взносы должны выплачиваться с вознаграждения, начисляемого организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений. Что, в общем-то, прямо предусмотрено статьёй 420 НК РФ, да и содержалось в статье 7 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратившим силу с 1 января 2017 г.). Мораль сей басни такова: собирай налоги, но и платить не забывай:)
Вступил в силу «налог на чистые болванки»
Сегодня вступило в силу постановление, защищающее права музыкантов и авторов кинофильмов. В результате вся домашняя и персональная техника, издающая звуки и показывающая изображения, будет облагаться налогом. Продолжит тему Вероника Борисенкова в эфире радио «Вести ФМ».
Постановление «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» в народе уже обозвали «налогом на чистые болванки». Надо отметить, что система сбора вознаграждения за частное копирование в России вводится впервые. Отчисления в пользу авторов при воспроизведении музыки в личных целях были предусмотрены Гражданским кодексом. Однако до сих пор эта норма не работала, так как не был разработан порядок выплат. И вот теперь он есть. Отныне вся домашняя и персональная техника, которая может издавать хоть какие-то звуки или показывать видео, будет обложена налогом для производителей и импортеров в 1% от стоимости. 40% всех собранных средств достанется авторам произведений, а исполнители и изготовители получат по 30%. Генеральный директор российского союза правообладателей Андрей Кричевский оценивает постановление положительно:
«Хорошее постановление, мы его давно ждали. Нас устраивает и процент, и остальные положения. Наконец-то правообладатели получат то, что им полагается».
Исполнительный директор Российского общества по смежным правам Анжелика Коротаева тоже в целом довольна постановлением:
«На наш взгляд, все отлично. И процент достойный, и перечень товаров тоже, и распределение, и сбор. Нас все устраивает».
К тому же ряд участников рынка предполагает, что техника, облагаемая авторским сбором, подорожает в рознице, то есть все это ударит по кошелькам потребителей. Александр Онищук соглашается, что это может произойти:
У некоторых экспертов вызывает вопрос распределение собранных средств. Ведь мы все слушаем разную музыку, смотрим разные фильмы. На счет какого автора или правообладателя поступят деньги потребителей, например, купивших мобильный телефон, не совсем понятно. Получается, что авторский сбор является взиманием средств за поступок, который еще не совершен, соглашается Александр Онищук.