Налоги в консолидированный бюджет области что это
Консолидированный бюджет – взаимосвязь между звеньями и участниками бюджетной системы
В консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.
Что такое консолидированный бюджет субъекта?
Консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой совокупность местных бюджетов и регионального бюджета в районе данного субъекта.
Соотношение подобного бюджета с региональным – общее к частному. Это бюджеты муниципальных образований входящих в субъект РФ.
Функция консолидированного бюджета – объединение показателей бюджета заданной территории. Именно здесь отражаются условия баланса доходов с расходами госбюджета, результаты планирования, реализации финансовой бюджетной политики региона.
Кем происходит исполнение консолидированного бюджета?
Исполнение консолидированного бюджета является важным этапом бюджетного процесса:
Кто исполняет КБ? Процесс реализации осуществляют:
Исполнительная власть организует бюджеты, управляет бюджетными средствами, счетами бюджетов. Ее органы – это кассиры распорядителей с получателями бюджетных средств, осуществляющие платежи исходя из бюджетных средств по поручению, от имени бюджетных учреждений.
Подобные функции осуществляются на основе подведомственности расходов и единства кассы.
Расходы консолидированного бюджета: виды, специфика
Денежные средства, расходуемые на финансовое обеспечение функций, задач местного самоуправления, государства составляют расходы консолидированного бюджета. Затраты отражают экономические отношения в виде использования денег на различные направления централизованного денежного фонда государства.
Куда направлены бюджетные расходы? Это организации непроизводственной, производственной сферы – бюджетополучатели, что говорит о транзитном характере расходов бюджета.
Консолидированный бюджет расходуется регулятором на перераспределение уровней бюджетной системы через:
Расходы безвозвратны. Возвратными могут быть бюджетные ссуды, кредиты.
Многообразие видов расходов обусловлено факторами:
Сочетание факторов обусловливает определенные бюджетные расходы.
Для чего нужен анализ консолидированного бюджета?
Анализ консолидированного бюджета необходим для прогнозирования, планирования, разработки бюджета конкретного уровня. Количественные характеристики анализа отражают обоснованность, реальность показателей бюджетов.
Какова роль консолидированного анализа? Консолидированные показатели помогают:
Консолидированные показатели помогут получить полноценную картину качества расходных, доходных составляющих. Расширенная смета предназначена для статистических, аналитических данных для определения дальнейшего пути развития.
Дефицит консолидированного бюджета: суть, методы преодоления
Что порождает дефицит консолидированного бюджета? Превышение расходов над доходами. Дефицит допустим, когда он временный и не переходит границу 10% от величины доходов. При превышении уровня 20% дефицит считается критическим.
Как его преодолеть? Необходимо:
Для обеспечения устойчивости бюджетных отношений возможно установление размеров дефицита бюджета.
Совет от Сравни.ру: Если дефицит превышает установленный предел, государство вводит режим секвестирования расходов – пропорциональное уменьшение всех госрасходов.
Что такое консолидированный бюджет. Объясняем простыми словами
Консолидированный бюджет — это свод всех бюджетов различных уровней на определённой территории или внутри коммерческой структуры.
Консолидированный бюджет субъекта РФ — бюджет региона плюс все бюджеты муниципальных образований (городов, сёл, деревень).
Консолидированный бюджет России — федеральный бюджет плюс бюджеты всех регионов.
Консолидированный (главный, общий или «мастер-бюджет») бюджет предприятия — свод бюджетов всех структур компании.
Пример употребления на «Секрете»
«Доходы консолидированных бюджетов регионов уже упали. По данным Федеральной налоговой службы, за январь — апрель 2020 года спад налоговых и неналоговых доходов (без учёта трансфертов, то есть федеральной помощи) зафиксирован в 80% регионов. А если считать только за апрель, доходы бюджетов регионов упали на 30%. В каждом третьем субъекте спад очень сильный — от четверти до более чем половины к апрелю 2019 года».
(Главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич — о проблемах бюджетов регионов в первые месяцы пандемии коронавируса.)
Нюансы
В СМИ термин «консолидированный бюджет» чаще всего применяют в отношении территорий — регионов и страны в целом. Однако холдинги, состоящие из нескольких юрлиц, обязательно составляют консолидированный бюджет.
«Если компании объединяют в себе разные виды бизнеса или разные виды производств, то консолидированный бюджет позволяет взглянуть на организацию в целом. Иногда один вид бизнеса может казаться убыточным, но для компании в целом он будет выгоден», — объяснила «Секрету» руководитель методологической группы направления «бизнес-планирование» ГК «КОРУС Консалтинг» Дарья Сидорова.
По её словам, многие предприятия добавляют в консолидированный бюджет дополнительные аналитические разрезы: сегменты, виды бизнеса, ситуацию в регионах. Так удобнее анализировать внутренние процессы (и влиять на них).
«Когда компания налаживает процесс составления консолидированного бюджета, происходит унификация всех учётных политик и принципов внутри компании — это даёт большую прозрачность и единый взгляд на информацию», — добавила эксперт.
Консолидированный бюджет: что это и зачем нужен?
Консолидированным бюджетом называется свод всех бюджетов различных уровней на определенной территории, используемый для прогнозирования, расчетов и анализов. В России данный термин имеет определение в виде свода федерального и всех консолидированных бюджетов каждого субъекта РФ, при котором не учитываются ГВБФ и трансферты.
Консолидированным бюджетом субъекта РФ называется свод, в него входят региональные и местные бюджеты, которые не входят административно в субъекты РФ.
Рассматриваемое понятие объединяет все показатели территории. Благодаря ему можно выявить результаты различных разработок, а также понять, как реализуется финансовая политика в определенном регионе.
СПРАВКА. Подробней с данными понятиями можно ознакомиться в ст. 6, 13, 14 и 15 БК РФ.
Классификация доходов консолидированного бюджета
СПРАВКА. Формирование консолидированного бюджета позволяет образовываться холдинговым структурам, за счет чего у них снижаются налоговые выплаты, увеличиваются оборотные средства, снижаются затраты, увеличивается конкурентоспособность, и они получают еще множество других преимуществ.
Доходами или прибылью консолидированного бюджета называются деньги, которые поступают даром и без необходимости возврата для трат органов государственной власти на основании законодательства России. Такие доходы делятся на 4 уровня, то есть на несколько групп, подгрупп, статей и подстатей, которые, в свою очередь, дополнительно еще подразделяются на:
Налоговые доходы могут направляться:
Неналоговые денежные перечисления поступают:
Безвозмездные средства поступают:
В состав целевых фондов входят:
Что за расходы и зачем они нужны?
Расходы консолидированного бюджета — деньги, которые используются для обеспечения различных государственных функций и задач. Благодаря таким затратам определяется состояние экономики и выявляется, в какие направления нужно вкладываться больше или меньше.
За счет таких расходов финансируются различные предприятия производственной и непроизводственной формы правления, которые, в свою очередь, являются распорядителями полученных средств. То есть расходы в данном случае имеют транзитный характер. Но с помощью бюджета определяются только размеры возможных расходов по определенным статьям, а сами расходы выполняют уже получатели финансов.
СПРАВКА. Благодаря бюджету перераспределяют деньги по специальным уровням с помощью дотаций, субвенций, субсидий и ссуд. В основном такие расходы обладают безвозвратным характером. А на возвратных основах предоставляются только займы и ссуды.
Рассматриваемый тип расходов делят на текущий и капитальный, а деление происходит исходя из экономического содержания. Текущие расходы обеспечивают:
Данные расходы являются главными абсолютно во всех сферах. Основные траты приходятся на следующие статьи расходов:
Какие бывают виды?
Консолидированный бюджет — это так называемый инструмент в системе финансового управления, который используется на предприятиях и в компаниях для прогнозирования, расчетов, анализов и т. д. То есть там, где необходим управленческий учет. Когда говорят о нем в данном ключе, то имеют в виду его формирование, которое может быть в виде следующего бюджета:
Из чего состоит консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет: явление, структура, особенности и применение.
Понятие «консолидированный бюджет Российской Федерации» было введено в Закон в связи с упразднением госбюджета. Закон указывает на то, что единство системы обеспечивается не только целостностью документации, классификации и правовой базы, но и посредством представления необходимых статистических и учетных сведений.
Консолидированный основывается на статье 16 Бюджетного Кодекса. Составление и разработку его прогноза Кодекс возлагает на Минфин страны.
Консолидированный бюджет представляет собой свод расходно-доходных статей всех уровней на определенной территории (в пределах страны, субъекта). Он не подлежит утверждению. Консолидированный бюджет, главным образом, является статистическим сводом. Он отражает показатели, которые, в свою очередь, характеризуют агрегированные величины по расходным и доходным статьям.
Консолидированный бюджет применяется для проведения анализа возникновения доходов и применения бюджетов регионов и страны в целом. Показатели, которые отражены в нем, используются при и экономического развития страны, субъектов или областей, при разработке нормативных отчислений от налогов. Величины применяются и для выявления уровня ресурсов, которые отражаются в расходно-доходных государственных статьях.
В связи с тем, что консолидированный бюджет не подвергается утверждению представительным (законодательным) органом правительственной власти, юридическим документом он не является. Вместе с этим он выполняет задачу по объединению соответствующих показателей. Величина консолидированного бюджета в каждом конкретном случае устанавливается при помощи расчетов.
Необходимо отметить, что данный учетный документ достаточно широко применяется при планировании и анализе главных пропорций и показателей системы. В частности, удельный вес, который имеет бюджет в ВВП, позволяет представить масштаб перераспределения. Структура расходной и доходной части указывает на основные источники и субъекты образования прибыльной базы системы, а также на приоритетные направления государственных издержек.
В бюджетной практике России разделяют следующие виды консолидированных бюджетов:
Необходимо отметить, что без осуществления расчета величин консолидированных бюджетов невозможно осуществлять финансовое планирование. В доходной используют данные о налогах на добавленную стоимость, имущество, внешнюю торговлю, акцизы, средства целевых фондов и прочее.
В расходной части включены издержки на социальные, культурные и иные мероприятия, финансирование которых может осуществляться за счет бюджета. В эту же категорию входят траты на госинвестиции, дотации, затраты на оборону, науку, содержание органов правопорядка, власти, прокуратуры, судов и прочего.
Показатели консолидированных бюджетов имеют особое значение при осуществлении перспективного планирования в целом. Кроме того, величины применяются при расчетах, характеризующих разные типы обеспеченности граждан государства и его территорий.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Он используется для расчетов и анализа финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках данной территории через действующие там бюджеты. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных подразделений, а также для формирования взаимоотношений с выше– и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений).
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) представляют собой форму образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения задач и функций, которые отнесены к предметам ведения местного самоуправления.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно:
– управляют муниципальной собственностью;
– формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;
– устанавливают местные налоги и сборы;
– решают иные вопросы местного значения.
Законодатель определяет бюджет субъекта РФ, исходя из общего определения бюджета как формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению субъекта РФ.
Конституция РФ не перечисляет полномочий субъектов РФ. Задачи и функции, отнесенные к ведению субъекта РФ, настолько разнообразны, что поместить их в закрытый список было бы практически невозможно.
Конституция РФ определяет предметы ведения РФ и предоставляет федеральным властям право определять свои полномочия по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, закрепляя при этом за субъектами РФ право реализовывать свои полномочия в области совместного ведения.
Определить полномочия отдельно взятого субъекта РФ можно, воспользовавшись ст. 73 Конституции РФ, в соответствии с которой субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ (региона) включает региональный бюджет и все бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ не утверждается законодательным органом данного субъекта РФ. Он представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по расходам и доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на территории конкретного субъекта РФ. Для управления государственными делами на региональном уровне необходимо знать, какие финансовые средства аккумулируются в границах данной территории. Формируемые на территории субъекта РФ бюджеты – региональный и местные – представляют собой обособленные, самостоятельные денежные фонды. Поэтому для достижения вышеназванной цели и формируется консолидированный бюджет региона, в котором можно было бы учесть все бюджеты, действующие на территории конкретного субъекта РФ.
Консолидированный бюджет – сводный бюджет, включающий в себя бюджет национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.
Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Его назначение – осуществление анализа финансовой ситуации. Консолидированный бюджет – инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития.
Консолидированный бюджет образуют самостоятельные бюджеты. Консолидированные бюджеты образуются на уровне районов, городов с районным делением, субъектов РФ.
Консолидированные бюджеты субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований.
Консолидированный бюджет муниципального образования – бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.
Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ в целом и отдельных субъектов РФ.
Показатели консолидированных бюджетов используются:
в бюджетном планировании (при определении нормативов отчислений в бюджет и размеров дотаций из бюджета);
при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;
при сводном финансовом планировании (многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов);
в перспективном планировании при разработке прогнозов экономического и социального развития государства;
при определении различных видов обеспеченности жителей страны, территорий (бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование приходящиеся на одного жителя страны, территории).
В консолидированный бюджет РФ мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства.
3% транспорт, дорожное хозяйство и связь;
2/3 расходов консолидированного бюджета РФ – непроизводительные расходы, в том числе:
Чрезвычайный бюджет рф.
Чрезвычайный бюджет – бюджет, разрабатываемый и вводимый в условиях чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. В основе чрезвычайного бюджета лежит режим чрезвычайного расходования бюджетных средств.
Основанием введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения, которое вводится Президентом. Решение о принятии чрезвычайного бюджета принимает Федеральное Собрание.
Режим чрезвычайного расходования бюджетных средств должен вводится в тех случаях, когда дефицит бюджета увеличивается до размеров не покрываемых посредством размещения государственных ценных бумаг.
Секвестр бюджета –пропорциональное (на определенный процент) ежемесячное сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи бюджета, которые определяются в этом качестве при утверждении бюджета на соответствующий период.
Источники покрытия дефицита федерального бюджета РФ ежегодно определяются федеральным законом «О Федеральном бюджете».
3. Доходы консолидированного бюджета
4. Структура консолидированного бюджета
5. Виды консолидированного бюджета
6. Формирование консолидированного бюджета
В согласовании со статьей 6 Экономного кодекса РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который содержит в себе федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.
Термин «консолидированный бюджет» был включен также в Закон РСФСР «Об основах экономного устройства и экономного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г в связи с упразднением Муниципального бюджета РФ, в который входили все звенья экономной системы Рф. Вышеуказанный закон в текущее время не действует.
В экономном планировании употребляются характеристики консолидированных бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ.
Роль консолидированных характеристик принципиальна при проведении анализа формирования и использования централизованного денежного фонда страны.
Сводное финансовое планирование нереально без расчета характеристик консолидированных бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся характеристики сводного денежного баланса страны и территориальных сводных денежных балансов. В доходной части баланса употребляются данные: налог на добавленную цена и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства экономных мотивированных фондов и т. д.
Расходная часть включает: расходы на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, издержки на муниципальные инвестиции, муниципальные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др.
Характеристики консолидированного бюджета играют огромную роль в многообещающем планировании в целом и многообещающем финансовом планировании а именно. Денежные характеристики, в базе которых лежат характеристики консолидированных бюджетов, применяются при разработке прогнозов экономического и общественного развития страны и территорий.
Характеристики консолидированных бюджетов применяются при расчетах, которые охарактеризовывают разные виды обеспеченности обитателей страны и ее территорий.
Консолидированный (сводный) бюджет области делает функцию объединений экономных характеристик местности. В нём находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.
Доходы консолидированного бюджета
В нынешних быстроменяющихся критериях планирование можно систематизировать как довольно рискованный вид деятельности. Дело в том, что доходы бюджета в момент их воплощения могут значительно отличаться от предполагаемых плановых значений. Поток поступлений не может быть спланирован полностью точно, так как нет и не может быть полной определенности относительно грядущего. И чем продолжительнее плановый период (а это, например, неизбежно при переходе к среднесрочному экономному планированию), тем ниже степень определенности и выше риск пришествия неожиданных событий.
Произнесенное выше, подчеркивает актуальность исследования доходов как объекта бюджетирования. Для увеличения эффективности экономного планирования нужно иметь представление, как данный объект стабилен, предсказуем, управляем; какие действия могут плохо воздействовать на поступление доходов бюджета и как эти действия можно предупредить. Другими словами, нужно иметь представление о рисках, появление которых может быть как в ближнем, так и в отдаленном будущем.
В общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов федерации размеренно мал вес доходов, которые региональные и местные власти конкретно извлекают от использования имущества, находящегося в гос и городской принадлежности. При всем этом необходимо подчеркнуть, что величина доходов от имущества находится в прямой зависимости от проф способностей и предприимчивости собственника. Данное событие позволяет систематизировать данный подвид доходов бюджета как довольно управляемый, при этом прирост доходов может быть, полностью обеспечен в короткосрочной перспективе.
С налоговыми доходами ситуация диаметрально обратная. Установление новых видов налогов, их отмена либо изменение относятся к полномочиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Возможности законодательных и исполнительных органов власти субъектов Русской Федерации и органов местного самоуправления по формированию налоговых доходов соответственных бюджетов ограничиваются введением на собственной местности региональных и местных налогов и сборов в границах прав, предоставленных им налоговым законодательством.
При всем этом список региональных и местных налогов невелик, более того в протяжении последних лет он в главном сокращался, что привело к понижению поступлений как в целом по региональным и местным налогам и сборам, так и в каждой группе раздельно. В неких регионах этому «содействовали» отмены: налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налога с продаж и совместно с ним целого ряда местных налогов и сборов; выбытие из состава региональных одного налога на вмененный доход. Не считая того, принимая решение о повышении ставок по региональным и местным налогам, региональным и местным властям нужно учесть, что ставки налогов не должны превосходить некоторый разумный максимум, за которым следует регрессия хозяйства и уклонение от уплаты налога.
Разумеется, что обеспечить рост поступлений неотклонимых платежей в консолидированный бюджет субъекта можно не через повышение налоговой нагрузки на экономику, а за счет мероприятий по увеличению уровня собираемости налогов.
Практика показала, что положительное воздействие на увеличение уровня собираемости налоговых доходов оказали меры по реструктуризации накопившейся налоговой задолженности по платежам в бюджеты всех уровней в согласовании с порядком, установленным правительством Русской Федерации, так как главным условием для воплощения таковой реструктуризации является своевременная и полная уплата налогоплательщиком текущих налоговых платежей.
Увидено, что общеэкономическая ситуация по-разному оказывает влияние на поведение налогов. Так, поступления косвенных налогов по сопоставлению с прямыми налогами оказывается более устойчивым к экономическим неурядицам. В этом плане формирование бюджета за счет прямых и косвенных налогов на паритетных началах было бы собственного рода гарантией большей стойкости бюджета в чрезвычайных случаях, обусловленных неблагоприятной экономической ситуацией.
Как показал анализ снутри группы прямых налогов, поступления, приносимые имущественными налогами, более размеренны по отношению к поступлениям от подоходных налогов. Причина кроется в том, что величина доходов юридических и физических лиц почти во всем предопределяется текущей макроэкономической ситуацией, складывающейся под воздействием экономической политики центрального правительства. Не считая того, наличие разных законных схем оптимизации налога на прибыль организаций позволяет налогоплательщикам располагать центры прибыли на хоть какой местности, избранной по собственному усмотрению. В складывающейся ситуации региональные власти по сути не в состоянии оказывать влияние на положение вещей.
Итак, в силу ряда причин региональные власти часто оказываются лишенными способности держать под контролем будущее или имеют очень ограниченные для этого возможности. Все же, бюджеты должны быть сверстаны, законодательно утверждены и деяния по их выполнению осуществлены. А полезный эффект этой работы может быть достигнут исключительно в итоге всеохватывающей оценки планового периода, в том числе методом выявления возможных рисков, способных плохо сказаться на доходах бюджета, и разработки мероприятий по их предупреждению.
Структура консолидированного бюджета
1-ый УРОВЕНЬ:
— Федеральный бюджет РФ
— Бюджеты муниципальных внебюджетных фондов
2-ой УРОВЕНЬ
— Бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов)
— Региональных внебюджетных фондов
3-ий УРОВЕНЬ
— Местные бюджеты
— Городские внебюджетные фонды
Бюджеты, входящие в консолидированный бюджет Русской Федерации, самостоятельны и не врубаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Русской Федерации не врубаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не врубаются в региональные бюджеты.
Разглядим любой из 3-х уровней консолидированного бюджета в отдельности:
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денег Русской Федерации.
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного публичного продукта и государственного дохода, концентрации денег для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности страны. На долю федерального бюджета приходится значимая часть распределительного процесса, которая заключается в рассредотачивании денег меж отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он интенсивно употребляется государством для воздействия на темпы развития тех либо других отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают принципиальным денежным источником серьезных вложений в главные фонды, дотаций актуально принципиальным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал большим источником средств для воспроизводства обученных и научных кадров.
В последние годы роль и значение страны растут, растут и издержки на содержание муниципальных органов управления. Это связано с конфигурацией содержания и расширением функций страны и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конститу-ционного Суда и др.).
Право Русской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и выполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При всем этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В согласовании с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание Рф, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом муниципальных функций, в том числе экономными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и других функций образуются органы исполнительной власти (министерства, муниципальные комитеты, ведомства и др.).
В ст. 71 Конституции Русской Федерации записано: «В ведении Русской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития».
Через федеральный бюджет осуществляется рассредотачивание и перераспределение внутреннего валового продукта п сделанного государственного дохода страны меж отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер недостатка, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией зарубежным государствам, размеры заимствований инсталлируются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на денежный год.
В последние годы роль региональных и местных бюджетов растет, расширяется сфера их внедрения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти в согласовании с законодательством РФ.
Роль региональных бюджетов субъектов Русской Федерации в экономическом и соц развитии заключается в последующем.
Во-1-х, сосредоточение денежных ресурсов в бюджетах регионов Русской Федерации позволяет органам презентабельной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации собственных возможностей в согласовании с Конституцией РФ, в чем и заключается основная рель региональных бюджетов. Средством бюджетов образуются валютные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для их предназначения, делают финансовую базу для воплощения функций органов власти субъектов Фе-дерации.
Во-2-х, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в их валютных ресурсов дает возможность регионам полностью проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных, мед учреждений, организаций культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.
В-3-х, при помощи региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и общественного развития территорий. С этой целью формируются и ре-ализуются региональные программки экономического и общественного развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.
В-4-х, имея в распоряжении денежные экономные средства, органы власти регионов могут наращивать либо уменьшать нормативы денежных издержек на оказание муниципальных и городских услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
В-5-х, концентрируя часть денежных ресурсов в региональных бюджетах, органы презентабельной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять денежные ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, индустрии, сельского хозяйства и социальной сферы.
В ближайшее время органы власти регионов стали выделять экономные средства на инвестиции (реальные и денежные). Такие инвестиции будут сформировывать государ-ственную собственность в республике, крае, области. Это делается для укрепления позиций страны как хозяйствующего субъекта.
В-шестых, региональные бюджеты через денежные ресурсы оказывают воздействие на рациональные пропорции финансирования серьезных и текущих издержек и стимули-рование действенного использования вещественных и трудовых ресурсов, также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать дополнительные рабочие места и заносить вклад в решение трудности понижения безработицы в регионе.
Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона может еще более возрастать при определенных критериях. Такими критериями являются, сначала, наделение надлежащими возможностями органов власти субъектов Русской Федерации по формированию и выполнению их бюджетов.
Бюджеты городских образований (местные бюджеты) являются составной частью денежной системы Русской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов растет в связи с расширением прав местных органов власти в согласовании с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления и Экономным кодексом РФ «.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется последующим.
Во-1-х, сосредоточение денежных ресурсов в бюджете городского образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации собственных возможностей в согласовании с Конституцией РФ, в какой записано: «Местное самоуправление в Русской Федерации обеспечивает самостоятельное решение популяцией вопросов местного значения, владение, использование и распоряжение муници-пальной собственностью» (ст. 130). И дальше в Конституции РФ сказано: «Органы местного самоуправления без помощи других управляют городской собственностью, сформировывают, говорят и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, производят охрану публичного порядка, также решают другие вопросы местного значения».
Во-2-х, формирование бюджетов городских образований, сосредоточение в их валютных ресурсов дает возможность муниципалитетам полностью проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам городской власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования мед обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
В-3-х, при помощи местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и общественного развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программки экономического и общественного развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в нужных случаях межбюджетные дела.
В-4-х, имея в распоряжении деньги, органы городской власти могут наращивать либо уменьшать нормативы денежных издержек на оказание му-ниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, поликлиниках и др.).
В-5-х, концентрируя часть денежных ресурсов в местных бюджетах, органы презентабельной и исполнительной власти могут централизованно направлять денежные ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.
В-шестых, денежные органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование хороших пропорций в финансировании серьезных и текущих издержек, стимулирование действенного использования вещественных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Роль местных бюджетов в соц и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения возможностей органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.
Формирование и выполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, гос денежной поддержки, гласности формирования и использования денежных ресурсов.
Бюджет городского района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав городского района (без учета межбюджетных трансфертов меж этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пт, других территорий, не являющихся государственными образованиями.
Виды консолидированного бюджета
Виды консолидированного бюджета:
1) консолидированный бюджет РФ;
2) консолидированный бюджет субъекта РФ.
Структура консолидированного бюджета субъекта РФ:
1) бюджет субъекта РФ;
2) свод бюджетов городских образований, находящихся на его местности.
Структура консолидированного бюджета РФ:
1) федеральный бюджет;
2) консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и составляет отчет о его выполнении Министерство денег РФ.
Консолидированный бюджет воспрещается устанавливать источником финансирования расходов.
Значение консолидированного бюджета:
1) список, виды и количественные значения малых муниципальных соц эталонов инсталлируются федеральным законом и определяются способностями консолидированного бюджета РФ;
2) при получении субъектом РФ денежной помощи в объеме, превосходящем 50 % расходов его консолидированного бюджета, проверка бюджета субъекта РФ проводится в неотклонимом порядке.
Особенностью консолидированных бюджетов будет то, что они не утверждаются и не носят нормативно-правового нрава.
Характеристики, характеризующие сбалансированность консолидированных бюджетов:
1) отношение расчетного объема среднемесячных расходов на оплату труда ко всем расходам бюджета (без учета расходов мотивированных экономных фондов);
2) отношение объема расходов на оплату коммунальных услуг ко всем расходам бюджета (без учета расходов мотивированных экономных фондов);
3) отношение объема налоговых доходов к объему налоговых доходов за аналогичный период;
4) отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате труда с учетом ссуд из федерального бюджета, предоставленных на оплату труда, к расчетному объему среднемесячных расходов на оплату труда;
5) отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг к объему расходов на оплату коммунальных услуг.
Дотации предоставляются менее чем 30 субъектам РФ, каким определяет Министерство денег РФ.
Министерство денег РФ обеспечивает подписание с органами исполнительной власти субъектов РФ протоколов об оздоровлении муниципальных и городских денег субъекта РФ.
Формирование консолидированного бюджета
В чем сложность консолидации бюджета
Многие большие холдинговые компании состоят из огромного количества подразделений и юридических лиц, участвующих в цепочке сотворения добавленной цены основной продукции, владеющих сложной структурой рассредотачивания принадлежности и огромным количеством внутригрупповых операций, что существенно усложняет формирование консолидированного бюджета. Если экономный процесс в холдинге реализован по принципу «сверху вниз», то задачка консолидации бюджетов не стоит, потому что поначалу разрабатываются консолидированные бюджеты холдинга (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денег и прогнозный баланс), которые в предстоящем разбиваются на отдельные бюджеты подразделений. Но такая централизованная система планирования может быть применена далековато не всегда, часто бюджетирование осуществляется по принципу «снизу вверх». Обычно, только спецы компаний, входящих в холдинг, могут достоверно спланировать деятельность собственного предприятия. Потому для того, чтоб менеджмент сумел оценить финансовое состояние и результаты деятельности группы в дальнейшем году, будет нужно консолидировать бюджеты подразделений.
Можно выделить несколько главных заморочек, связанных с консолидацией бюджетов подразделений:
Отсутствие единых принципов формирования бюджетов. Часто в подразделениях холдинга употребляются разные подходы к планированию доходов и расходов, детализации экономных статей и их группировке, отсутствуют унифицированные шаблоны бюджетов;
— необходимость консолидировать бюджеты подразделений с различной структурой себестоимости выпускаемой продукции, работающих в различных отраслях;
— насыщенный рост и развитие холдинговых компаний, что приводит к частым изменениям состава подразделений и необходимости заносить корректировки в сделанные процедуры консолидации;
— большой объем внутригрупповых хозяйственных операций (предоставление займов в рамках холдинга, реализация продукции и оказание услуг в рамках группы, инвестиции, осуществляемые материнской компанией в дочерние) и т. д.
Для того чтоб исключить ошибки при планировании деятельности холдинга в целом и составить достоверный консолидированный бюджет, нужно выполнить последующие шаги:
Ввести единую методологию бюджетирования в подразделения холдинга;
— найти, по каким подразделениям (компаниям холдинга) будут консолидироваться бюджеты;
— создать методику исключения внутригрупповых хозяйственных операций из консолидированных бюджетов.
Для того чтоб составить консолидированный бюджет группы компаний, нужно обеспечить унификацию способов, применяемых при планировании деятельности подразделений. Компании в рамках холдинга в отсутствие единой методики формирования бюджетов, утвержденной управляющей компанией, могут использовать разные подходы при группировке планируемых статей издержек (по видам издержек либо по статьям калькуляции), оценке будущих поступлений денег и т. д. К примеру, одни подразделения холдинга будут планировать выручку в разрезе номенклатуры выпускаемой продукции, в то время как другие подразделения бюджет продаж сформируют в разрезе покупателей. Потому перед составлением консолидированного бюджета нужно провести аудит способов, применяемых в компаниях холдинга при планировании, чтоб выявить вероятные расхождения и унифицировать экономные формы.
Не считая того, консолидация добавляет одно принципиальное требование к применяемым способам планирования: каждое подразделение должно планировать свою деятельность в разрезе контрагентов, выделяя тех, которые входят в состав холдинга. Если это требование не будет производиться, то верная консолидация бюджетов подразделений станет неосуществимой.
Необходимо подчеркнуть, что все бюджеты подразделений, на базе которых составляется консолидированный бюджет, должны быть составлены за один и тот же период и на одну и ту же отчетную дату.
Одна из главных задач консолидации заключается в формировании реальной себестоимости выпускаемой холдингом продукции. Если холдинг представлен разнопрофильными и слабовзаимодействующими вместе компаниями, то внутренние обороты в таковой ситуации малы и актуальность проведения процедуры консолидации очень мала. Но если компания является вертикально встроенным холдингом, в каком большая часть подразделений участвует в цепочке сотворения добавленной цены основной продукции, то более правильным будет консолидировать только бюджеты подразделений, которые связаны с основной деятельностью холдинга. Деятельность других подразделений холдинга не будет учтена в консолидированном бюджете, они будут рассматриваться как наружные контрагенты по отношению к холдингу. Необходимо подчеркнуть, что это не только лишь производственные и сбытовые предприятия холдинга, но также управляющая компания, юридические лица в рамках холдинга, на балансе которых находятся активы, применяемые в основной деятельности на критериях аренды.
Не считая того, в состав консолидированного бюджета следует включить бюджеты подразделений, чья основная деятельность не совпадает с основной деятельностью холдинга, но оказывает на нее существенное воздействие. Обычно, это ремонтные подразделения, транспортные компании, входящие в состав холдинга.
Если в составе холдинга менеджмент выделяет не одно, а несколько главных направлений деятельности, не зависящих друг от друга, то консолидированный бюджет составляется в разрезе этих подразделений. К примеру, в бюджете доходов и расходов указываются общий объем выручки и расшифровка продаж по видам деятельности, по аналогии формируются другие бюджеты.
Полный список консолидирующих характеристик включает:
Внутренний оборот;
— нереализованную прибыль;
— капитализацию издержек;
— перераспределение издержек;
— снутри группы.
Остановимся подробнее на том, когда и в каких бюджетах должны быть применены описанные характеристики, также как надо распределить ответственность за их расчет меж управляющей компанией и подразделениями холдинга.
За планирование «внутреннего оборота» при бюджетировании «снизу вверх» несут ответственность подразделения холдинга. Бюджет продаж подразделения для целей консолидации должен быть сформирован в разрезе контрагентов (компании-покупатели, входящие в состав холдинга; наружные покупатели), чтоб из общего объема продаж можно было выделить выручку, полученную в рамках группы.
До того как передавать составленные бюджеты в управляющую компанию, подразделение должно согласовать плановый объем продаж в рамках группы с другими подразделениями, которым будет отгружена продукция. Если механизм согласования не предугадать в системе формирования консолидированного бюджета холдинга, деяния подразделений могут быть не согласованы, и в бюджетах появятся расхождения, которые приведут к искажениям данных на шаге консолидации. К примеру, подразделение «Альфа» может запланировать отгрузку продукции подразделению «Бета» и включить в бюджет продаж цена поставки. А в это время компания «Бета» запланирует приобрести другой объем продукции у «Альфа», что приведет к ошибкам на шаге консолидации.
Если действующая в холдинге система трансфертных цен позволяет подразделениям продавать друг дружке продукцию (услуги) по ценам выше себестоимости, то может появиться нереализованная прибыль. Она будет учтена у подразделения-покупателя в составе припасов сырья и материалов либо незавершенного производства, если приобретенную продукцию не списать на себестоимость продуктов, реализованных наружным покупателям, в том же периоде, на который составлен бюджет. К примеру, подразделение «Альфа» планирует реализовать свою продукцию себестоимостью 90 тыс. руб. подразделению «Бета» за 100 тыс. руб. В согласовании с планом работ компании «Бета» закупленная продукция не будет применена в производстве до конца экономного периода. По другому говоря, вся продукция, обретенная у «Альфа», должна быть отражена в бюджете припасов на конец планового периода. У торговца нереализованная прибыль будет учтена в бюджете доходов и расходов, и если не скорректировать бюджеты при консолидации, то окажется, что в целом по холдингу прибыль на 10 тыс. руб. больше, чем та прибыль, которая будет реально получена группой.
Для того чтоб избежать преломления бюджета доходов и расходов, также прогнозного баланса, необходимо исключить из прибыли подразделения-продавца и из остатков припасов подразделения-покупателя сумму нереализованной прибыли. Чтоб найти сумму нереализованной прибыли, в бюджет припасов вводится показатель «Нереализованная прибыль» в разрезе контрагентов. При консолидации корректировки заносят спецы управляющей компании, потому что подразделение-продавец может не знать планов покупателя в отношении полученной продукции.
Даже если в итоге внутригрупповых операций подразделения не получают прибыль (реализация происходит по себестоимости), это не очень упрощает процесс консолидации. Издержки (производственная себестоимость реализованной продукции) по аналогии с нереализованной прибылью могут капитализироваться в припасах, незавершенном производстве и расходах будущих периодов. Это происходит, если в рамках холдинга одно подразделение планирует приобрести у другого продукцию, которая в согласовании с бюджетом продаж из-за длительного производственного цикла, технологических особенностей производства (к примеру, технологическая выдержка), необходимости поддержания страхового припаса и других обстоятельств не будет включена в себестоимость реализованной наружному покупателю продукции в том же периоде. Другими словами, подразделение-продавец в бюджете доходов и расходов отразит себестоимость реализованной продукции, а клиент эти продукты должен отразить в прогнозном балансе как повышение остатков товарно-материальных ценностей. Исходя из убеждений холдинга в целом, активы и выручка не поменяются, потому что продукция не была реализована наружным покупателям. Для того чтоб исключить преломления, связанные с капитализацией издержек, в бюджет производственной себестоимости вводится показатель «Капитализация затрат». Ответственность за расчет этого показателя должна быть возложена на служащих управляющей компании. Значение показателя «Капитализация затрат» равно производственной себестоимости реализованной в рамках холдинга продукции, которая не была продана наружным покупателям. Непроизводственные издержки, к которым, обычно, относятся коммерческие, общие и административные расходы, являются затратами периода и при планировании не должны врубаться в цена товарно-материальных припасов, потому не могут быть капитализированы на балансе другого подразделения компании.
В консолидированном прогнозном балансе компании спецам управляющей компании холдинга будет нужно делать корректировки, связанные с исключением разнотипных внутригрупповых операций: нереализованной прибыли (к примеру, для статей обратных активов) и внутреннего оборота (например, для статей дебиторской и кредиторской задолженностей). Для того чтоб не перегружать консолидированный баланс огромным количеством характеристик, целенаправлено использовать общий консолидирующий показатель «Внутри группы», который будет отражать все перечисленные выше корректировки. Его значение определяется на базе консолидирующих характеристик, применяемых в операционных бюджетах. К примеру, если в бюджете припасов указан консолидирующий показатель «Нереализованная прибыль», то в прогнозном балансе эта же корректировка должна быть отражена по статье «Запасы» в показателе «Внутри группы».
Как проверить корректность изготовленных корректировок
Процедура консолидации довольно непростая, к тому же в почти всех компаниях бюджеты консолидируются в Excel, потому могут появляться ошибки из-за неверного определения суммы корректировки либо просто неправильного ввода данных. Можно советовать ввести процедуры проверки при составлении консолидированного бюджета.
Корректность отражения корректировок при составлении консолидированного бюджета можно проверить, используя так именуемые балансовые равенства в рамках группы. К примеру, суммарные реализации снутри группы должны быть равны суммарным закупкам; общая кредиторская задолженность, появившаяся в итоге хозяйственных операций в рамках холдинга, должна быть равна дебиторской задолженности. Если в итоге будут выявлены расхождения, то для предстоящей проверки нужно найти корректность отражения каждой операции внутреннего оборота в обоих подразделениях. По другому говоря, сопоставить суммы корректировок, изготовленных по одной и той же внутригрупповой операции подразделениями холдинга.
Когда корректировками при консолидации можно пренебречь
В заключение необходимо отметить, что поправки, вносимые при консолидации бюджетов, могут быть так малы, что трудозатратная работа, связанная с исключением запланированных внутригрупповых операций, окажется экономически неоправданной.
Предлагаемый подход помогает в кратчайшие сроки решить задачку консолидации и обладает рядом преимуществ:
Нет необходимости поменять существующую методологию бюджетирования, и состав экономных статей остается постоянным;
— компания при выборе консолидирующих характеристик сама определяет те типы операций внутреннего оборота, которые являются для нее более важными и подлежат исключению;
— работа по консолидации распределяется меж всеми участниками процесса бюджетирования;
— процедура консолидации перестает быть «черным ящиком» и может контролироваться на каждом шаге;
— предлагаемая методология может быть реализована без специализированных информационных систем с внедрением только способностей Excel.
Все эти причины дают возможность менеджменту компании концентрировать свои ресурсы на решении более принципиальных задач, достигая рационального соотношения меж ценой составления консолидированных бюджетов и их точностью.
Консолидированный бюджет – сводный бюджет, включающий в себя бюджет национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.
Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Его назначение – осуществление анализа финансовой ситуации. Консолидированный бюджет – инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития.
Консолидированный бюджет образуют самостоятельные бюджеты. Консолидированные бюджеты образуются на уровне районов, городов с районным делением, субъектов РФ.
Консолидированные бюджеты субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований.
Консолидированный бюджет муниципального образования – бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.
Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ в целом и отдельных субъектов РФ.
Показатели консолидированных бюджетов используются:
В бюджетном планировании (при определении нормативов отчислений в бюджет и размеров дотаций из бюджета);
При анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;
При сводном финансовом планировании (многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов);
В перспективном планировании при разработке прогнозов экономического и социального развития государства;
При определении различных видов обеспеченности жителей страны, территорий (бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование приходящиеся на одного жителя страны, территории).
В консолидированный бюджет РФ мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства.
3% транспорт, дорожное хозяйство и связь;
2/3 расходов консолидированного бюджета РФ – непроизводительные расходы, в том числе: