Налоговый мониторинг что это
Налоговый мониторинг что это
НК РФ Статья 105.26. Общие положения о налоговом мониторинге
Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.
3. Если иное не установлено настоящим пунктом, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 100 миллионов рублей.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 240-ФЗ, от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105.27 настоящего Кодекса выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 5 ст. 105.26 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), в т.ч. уточненных, представленных за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 01.07.2021.
5. Срок проведения налогового мониторинга за период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом.
В случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на три месяца.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
В случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (акцизу), в которой сумма налога заявлена к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на шесть месяцев.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
Решение о продлении срока проведения налогового мониторинга принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до окончания срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
В случае продления срока проведения налогового мониторинга налоговый орган направляет организации решение о продлении срока проведения налогового мониторинга в течение пяти дней со дня принятия такого решения.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
В случае представления налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая налоговая декларация (расчет) или уточненная налоговая декларация (уточненный расчет) проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 6 ст. 105.26 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 470-ФЗ) в части представления документов (информации) по телекоммуникационным каналам связи не применяется при проведении налогового мониторинга за периоды начиная с 2024 г.
6. В регламенте информационного взаимодействия указываются в частности:
1) сроки и порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) порядок предоставления доступа к таким документам (информации) через информационные системы организации по выбору такой организации;
2) порядок ознакомления должностных лиц налогового органа с подлинниками документов, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
3) время доступа к указанным в подпункте 1 настоящего пункта документам (информации) в течение срока проведения налогового мониторинга за соответствующий период и следующих трех лет со дня окончания срока его проведения (в случае предоставления доступа к таким документам (информации) налоговому органу через информационные системы организации);
4) состав и структура раскрытия показателей регистров бухгалтерского и налогового учета, используемых в информационных системах организации, а также сведения о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия, порядок внесения изменений (дополнений) в регламент информационного взаимодействия, требования к информационным системам организации, в том числе к порядку получения и обработки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формат документов, к которым предоставляется доступ налоговому органу, и порядок получения доступа к таким информационным системам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 7 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
Что такое налоговый мониторинг и как его автоматизировать
Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при котором не проводятся камеральные и выездные проверки. Это экономит много физических и эмоциональных сил. Но это не единственные плюсы. Компания получает реальные экономические выгоды, например, получая консультационную поддержку со стороны налоговиков, или привлекая новых инвесторов за счет повышения прозрачности.
Подробно об этих и других преимуществах в статье ниже.
Переход на налоговый мониторинг
Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ), которые вступили в силу с 1 января 2015 года и ввели новую форму налогового контроля, налоговый мониторинг.
Налоговый мониторинг — это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация добровольно предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов (см. письмо ФНС России от 17.12.2014 N ЕД-4-2/26194).
Однако при этом не нужно забывать, что в ходе этого контроля ИФНС вправе в любое время потребовать от организации необходимые документы и пояснения (Письмо ФНС от 17.12.2014 N ЕД-4-2/26194), также может привлекать экспертов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ).
По действующим нормам заявление на проведение налогового мониторинга может подать организация, которая в предшествующем году (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
Заметим, что Концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р, предусмотрено поэтапное снижение суммовых значений по этим ограничительным условиям.
И сейчас Минфином России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга» (ID проекта 02/04/08-20/00107219), в котором предлагается смягчить требования
Так, предлагается снизить ограничения по сумме налогов с 300 млн до 100 млн руб., при этом будут учитываться в том числе суммы НДФЛ и страховые взносы Кроме того, предусматривается уменьшение величины доходов по бухгалтерской отчетности с 3 млрд до 1 млрд руб., а также стоимости активов — с 3 млрд до 1 млрд руб.
Для перехода на налоговый мониторинг нужно не только соответствовать формальным требованиям, также необходимо подготовить ряд документов (см. п. 2 ст. 105.27 НК РФ).
Помимо очевидных документов таких, как:
О содержании последних двух документов детально рассказано в приказах ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» (вместе с «Требованиями к регламенту информационного взаимодействия», «Требованиями к составлению мотивированного мнения налогового органа») и от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».
Эти требования настолько подробны, что организации придется составить довольно объемные и внушительные документы.
Преимущества
Организация, которая перешла на налоговый мониторинг, получает ряд важных преимуществ. Перечислим основные.
Преимущества, которые увидит бухгалтерская служба.
Преимущества, которые увидят акционеры и генеральный директор.
Налоговым кодексом предусмотрен такой инструмент, как мотивированное мнение. Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).
Если при проведении налогового мониторинга налоговики установили факты неправильного исчисления налога или сбора, неполной или несвоевременной их уплаты, то в адрес организации налоговым органом направляется мотивированное мнение. С другой стороны организация может сама направить запрос о предоставлении мотивированного мнения в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или неясности по вопросам налогообложения хозяйственных операций.
Таким образом, налоговый мониторинг обеспечивает предсказуемость в применении налогового законодательства: налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своей финансовой документации, а взамен получает право получить мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых им сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля.
Налоговики не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме отдельных случаев, например, если заявляется возмещение по НДС, если в уточненной декларации уменьшается сумма налога, если налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение (см. п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
Автоматизация
Функционал для автоматизации процессов налогового мониторинга представлен в нескольких конфигурациях, работающих на платформе «1С: Предприятие 8.3»:
Используя возможности этих программных продуктов пользователь может:
Для налогового инспектора создается специализированное рабочее место с определенными правами доступа и удобным интерфейсом.
Налоговый инспектор имеет возможность просматривать в базе электронные документы, формировать внутренние отчеты, просматривать налоговую отчетность, а также создавать запросы, связанные с исчислением и уплатой налогов, и направлять их налогоплательщику.
Соответственно, организация получает возможность отслеживать эти запросы и своевременно на них реагировать.
Кроме того, пользователи могут сформировать отчет о работе инспектора с данными налогоплательщика.
Дополнительную информацию о программных продуктах, включающих функционал налогового мониторинга, смотрите здесь.
Налоговый мониторинг. Стоит ли переходить и к чему готовиться
В первом квартале текущего года некоторые крупные компании получили от налоговых органов предложения о переходе на налоговый мониторинг.
В разъяснениях ФНС, как правило, содержится описание существенных выгод, которые получит налогоплательщик, применяющий данную систему.
Так ли это, что необходимо для перехода на налоговый мониторинг и существуют ли альтернативные варианты — попробуем разобраться.
Что такое налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг — это одна из форм осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых органов. Данная форма контроля является в определенной степени новой — она введена и применяется лишь с 1 января 2015 года.
В большинстве своем она заменяет традиционные камеральные и выездные налоговые проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа (полного или ограниченного) к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Если говорить упрощенно, налоговый орган подключается к базе налогоплательщика или предоставленным налогоплательщиком данным и смотрит, как исчисляются и уплачиваются налоги практически в режиме реального времени.
Помимо этого, такой способ предоставления данных позволяет налогоплательщикам оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по обложению планируемых и совершенных операций. В этой связи, такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и представляет возможность урегулирования спорных вопросов.
При всем этом, основное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля заключается в его применении сторонами исключительно на добровольной основе.
Кто может перейти на налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего заявления организации и решения налогового органа о его проведении (пункты 1 и 2 ст. 105.26 НК РФ).
В настоящее время, чтобы перейти на налоговый мониторинг с 2021 года, организации необходимо подать заявление о его проведении не позднее 1 октября (срок был перенесен с 1 июля в связи с пандемией (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 No 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов»), п. 1 ст. 105.27 НК РФ)). Соответственно, при принятии налоговым органом положительного решения процедура начнет применяться с 1 января 2021 года, а закончится 1 октября 2021 года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
Иными словами, действует следующее правило: если заявление подано в текущем году до установленной даты, то периодом мониторинга будет являться следующий год. Соответственно, процедура начнет применяться с 1 января следующего года, а закончится — 1 октября года, следующего за периодом проведения мониторинга.
Однако на налоговый мониторинг берут только крупных налогоплательщиков, чьи совокупные показатели деятельности должны соответствовать определенным суммовым критериям.
Расчеты показателей делаются по данным календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. При этом, предусмотрено, что для перехода организация должна соответствовать всем приведенным ниже критериям единовременно.
Действующие в настоящее время критерии перехода на налоговый мониторинг
Наименование показателя | Значение показателя |
---|---|
Совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) | не менее 300 млн. руб. |
Размер полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации | не менее 3 млрд. руб. |
Размер активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря | не менее 3 млрд. руб. |
Вместе с тем необходимо отметить, что в скором времени налоговый мониторинг станет доступнее: утвержденная в начале года Концепция (Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 No 381-р «Об утверждении концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга»), предполагает существенное снижение установленных для перехода значений для применения налогового мониторинга.
Цель Концепции увеличить в разы количество участников налогового мониторинга:
— к 2022 году — до не менее 3879 плательщиков;
— к 2024 году — до не менее 7827 плательщиков;
Планируемые критерии перехода на налоговый мониторинг
Наименование показателя | Значение показателя |
---|---|
Совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) | не менее 100 млн. руб. |
Размер полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации | не менее 1 млрд. руб. |
Размер активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря | не менее 1 млрд. руб. |
Кроме этого, планируется установить возможность соответствия лишь одному из перечисленных выше критериев. Расширению круга потенциальных участников будет способствовать также включение сумм НДФЛ и страховых взносов в совокупную сумму исчисленных налогов и страховых взносов.
Практика показала, налоговые органы с удовольствием выходят на общение с самими налогоплательщиками по вопросам, возникающим у них при вступлении в налоговый мониторинг, помогают сориентироваться в законодательстве.
Помимо этого, ФНС проводит вебинары с практическими рекомендациями по вступлению в налоговый мониторинг (осуществляется через Главный научный инновационный внедренческий центр ФНС России).
Положительные стороны перехода на налоговый мониторинг
По замыслу создателей данной системы следствием ее функционирования и вовлечения в применение расширенного круга организаций должно привести к следующим положительным, в первую очередь для самих налогоплательщиков моментам:
Как следствие, указанная совокупность призвана способствовать снижению налоговых рисков и, соответственно, доначислений по результатам проверок,что позитивно скажется на возможности планировать налоговую нагрузку по организации. Кроме того, применение данной системы в обозримом будущем приведет к снижению затрат, связанных с налоговым администрированием (временных, трудовых, материальных). Более того, сам по себе факт применения налогового мониторинга способен сформировать и подтвердить применительно к конкретной организации репутацию добросовестного налогоплательщика.
«Минусы» налогового мониторинга
Несмотря на довольно большое число положительных сторон перехода на режим налогового мониторинга, безусловно, существуют и моменты, сдерживающие переход на применение данной системы.
К числу таковых можно отнести:
В этой связи, в настоящее время число организаций, применяющих режим налогового мониторинга, невелико и составляло по информации на конец 2019 года 44 единицы, причем большая их часть приходилась на компании с государственным участием.
Документы для проведения налогового мониторинга
Можно выделить следующие этапы подготовки к применению налогового мониторинга:
Итак, если организация соответствует критериям для перехода на налоговый мониторинг и приняла решение о переходе с 1 января 2021 года, то не позднее 1 октября 2020 г. необходимо представить в налоговый органследующие документы:
Приведенный перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На первый взгляд, ничего сложного в составлении приведенных документов нет. Однако, их подготовка производится при участии и тесном взаимодействии с налоговыми органами и имеет много специфических требований, что может оказать не только положительное влияние, но и в некоторых случаях создать определенные сложности. Поэтому подготовкой документов для налогового мониторинга нужно заняться заранее.
Остановимся более подробно на некоторых из них, имеющих определяющее значение для принятия налоговым органом положительного решения о вступлении организации в данную процедуру.
Регламент информационного взаимодействия (РИВ): подготовка и согласование («дорожная карта»)
Форма РИВ и предъявляемые к нему требования утверждены Приказом ФНС России от 21.04.2017 No ММВ-7-15/323@, в связи с чем, наличие каких-либо несоответствий является основанием для отказа в проведении налогового мониторинга. В частности, в РИВ должны быть отражены способы и порядок взаимодействия организации и налогового органа по следующим разделам.
1. Порядок представления налоговому органу документов(информации), включающий в себя достаточно объемный блок информации, где принципиальным моментом является разрешение вопроса о способеинформационного взаимодействия между сторонами, в качестве которых насегодняшний применяются:
2. Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, где основными являются следующие моменты:
При этом структура раскрытия показателей налоговой отчетности представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя, в том числе:
3. Информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, которая включает:
Подготовка и согласование данного раздела РИВ как наиболее объемного и наименее урегулированного нормативно на уровне действующего налогового законодательства представляется наиболее сложным и трудоемким для исполнения процессом, в связи с чем требует отдельного раскрытия.
Система внутреннего контроля должна быть идеальна
Согласно пункту 7 ст.105.26 НК РФ для целей проведения налогового мониторинга система внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее — СВК) — это совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
СВК организаций, принявших решение о вступлении в режим налогового мониторинга, должна удовлетворять требованиям приказа ФНС России от 16.06.2017 No ММВ 7 15/509 @.
Согласно приказу СВК должна обеспечивать:
При этом предполагается, что СВК является единым, комплексным инструментом, который охватывает все структурные подразделения организации и влияет на все происходящие бизнес процессы, вместе с тем, представление информации об СВК компании различно в зависимости от потребителя информации.
Организации, которые могут перейти на налоговый мониторинг по своим финансовым показателям попадают под обязательный аудит, а значит, они, как минимум, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 19 Федерального закона от No 402-ФЗ 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»). Соответственно, при проведении обязательного аудита аудиторы сопоставляют применяемую организацией СВК с предусмотренной Международным стандартом аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» моделью. И не секрет, что не всегда СВК организации соответствует всем требованиям.
Перед переходом на налоговый мониторинг организации необходимо привести свою СВК и регламентирующие ее документы в идеальное состояние. И в этом могут помочь аудиторские компании.
К примеру, СВК можно адаптировать к требованиям налогового мониторинга самостоятельно, учитывая замечания и рекомендации аудиторов, указанные в аудиторском заключении.
При выявлении недочетов и уязвимостей в СВК, способных оказать негативное влияние на функционирование организации, аудитором могут быть даны соответствующие рекомендации по их устранению, а также при необходимости разработаны недостающие составляющие и компоненты применяемой организацией СВК.
Что после представления документов?
После получения всех необходимых документов налоговый орган проводит проверку их соответствия рекомендованным требованиям (Письмо ФНС России от 28.06.2017 No ЕД-4-15/12378 «О направлении порядка оценки полноты сведений, указанных организацией в заявлении о проведении налогового мониторинга и документах(информации)»), следовательно, организации остается лишь дождаться ответаналоговой, и, если он положительный, то с 1 января следующего года начать жить по-новому.
Комплексный аудит — как альтернатива налоговому мониторингу
Как уже говорилось, одно из преимуществ налогового мониторинга — это минимизация ошибок в учете и отчетности и, как следствие, — низкий риск привлечения к налоговой ответственности. Но не все компании подходят по критериям под налоговый мониторинг, а некоторые компании просто не хотят быть «под лупой» ФНС или пока не готовы к подготовке соответствующих документов.
Есть ли альтернатива налоговому мониторингу, позволяющая добросовестным организациям чувствовать себя защищенными от налоговых претензий? — Да — это системный комплексный аудит.
В рамках проведения комплексного аудита, помимо предоставления аудиторского заключения, мы системно в течение года отслеживаем корректность налогового учета и формирование налоговой базы. Однако, помимо этого, — ищем законные финансовые резервы, позволяющие скорректировать налоговую нагрузку в сторону уменьшения. А главное, — даем расширенные гарантии и защиту от претензий налоговых органов, в том числе в судебном порядке в течение 3-х лет, следующих за проверенным нами периодом.