Нама хатта что это
Нама-хатты, группы духовного общения
Термин нама-хатта ввел Шрила Бхактивинода Тхакур. Буквально это означает «рынок святого имени». В своей книге «Шри Годрума Калпатави» он описывает этот рынок не как нечто стихийное, а как хорошо организованную структуру. Для того чтобы открыть лавку и получить товар для продажи, торговец должен заручиться поддержкой другого торговца, у которого уже есть подлинный товар. По этому же принципу действуют современные группы духовного общения. Лидер нама-хатты – это человек, у которого есть опытный духовный наставник, который искренне заботится о нем и помогает ему постоянно совершенствоваться. Благодаря этому лидер сам способен заботиться о других и помогать им духовно развиваться.
Традиционно нама-хатта включает в себя киртан (пение святых имен Бога), обсуждение священных писаний и раздачу прасада (освященной пищи). Эти три основные составляющие могут различаться. Так, где-то киртан представляет собой настоящий концерт с множеством музыкантов, играющих на различных инструментах, а где-то он проводится скромно и больше внимания уделяется чему-либо другому: изучению книг, семейным взаимоотношениям, приготовлению прасада, искусству воспевания. Поэтому каждый может найти себе нама-хатту по интересу.
Одна из главных задач нама-хатты – помочь человеку найти опытного наставника, без которого продвигаться в духовной жизни чрезвычайно трудно. «Без милости духовного учителя невозможно сделать ни шага на духовном пути» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 11.59, комментарий Шрилы Прабхупады). Нама-хатта же позволяет человеку не только найти наставника, но и правильным образом выстроить с ним отношения, сделать это общение регулярным и эффективным. Все это наилучшим образом сказывается на духовном прогрессе участников группы.
Зачастую отношения между членами нама-хатты настолько теплые и дружеские, что они вместе посещают различные фестивали и образовательные программы, путешествуют по святым местам… А то и вместе воспитывают детей! Все это делает их духовную жизнь очень разнообразной и насыщенной, и у них естественным образом возникает желание поделиться этим с другими. Поэтому в разных городах, поселках и деревнях возникают новые группы духовного общения, построенные на принципах любви и доверия. Теперь у каждого есть замечательная возможность ближе познакомиться с культурой гаудия-вайшнавизма, посещая ближайшую нама-хатту.
Как я на нама хатту ходила.
Нама хатта—это что-то вроде ликбеза, на котором собираются не более 7-9 человек и обсуждают тексты священного писания. Можно так же задать свои, животрепещущие вопросы по данной религии. В этом отличие от воскресных программ.
На программах хоть и не запрещается задавать вопросы, всё же народ больше слушает. А лекции у кришнаитов очень сложные для неподготовленного уха и среднестатистического мыслительного аппарата. И для гостей(не кришнаитов)это всегда испытание.
Собственно, нама хатты для этого и нужны. Всё, что тебе не понятно, там можно разжевать.
Давно я собиралась туда наведаться, но не торопилась с визитом.
Отступлю маленько. Преданные мои разовые визиты в шутку окрестили «пришла-проверила»
Хотя я уже давно перестала «проверять».
Иногда меня спрашивают(не преданные): «а зачем ходишь, если не участвуешь? Или участвуешь?»
Я прихожу, когда мне интересно. А участвую только если мне хочется. Потому как считаю, если к душе лежит—значит правильно. А для этого нужно прийти и потрогать руками, образно говоря.
Мне очень нравится ритуал Арати, что я описала выше. Поэтому я с удовольствием провожу руками над огнём и подставляю лоб для цветка.
Иногда мне хочется с ними спеть. Но санскрит—это жесть. У меня памяти не хватает и поворотливости мозгов. и даже спеть по транскрипции—очень сложно. Поэтому, если хочется спеть, я мычу. Зато мычу красиво.
И танцевать—вот это мне реально хочется. Но пока чувствую себя слоном в посудной лавке. Не могу схватить все движения. Вот только по большим праздникам, когда их много и я теряюсь в толпе, иногда присоединяюсь.
После пения, учитывая присутствие новеньких, было устроено представление друг другу участников. Имя, возраст, как и когда попал в Общество Сознания Кришны.
В этом месте я даже хихикнула про себя. Очень смахивало на клуб анонимных алкоголиков. Я, Петя Иванов, мне 25 лет и я алкоголик.
Мне тоже пришлось рассекретиться. Я была наверное единственной просто любопытствующей. Остальные были либо уже не первый год в общине, либо пришли уже с намерением остаться и продолжить.
Возраст разный. Были и совсем молодые, и мои ровесники(примерно)
Считается, что в «секте» идёт промывка мозгов.
«Что бы достичь чего-то, вы обязаны, вы должны и тогда на вас снизойдёт».
Тут ничего подобного не было. Разговор вёлся с позиции «Что вы думаете?» и «Как вы считаете?».
Тема разговора была о счастье и люди так интересно рассуждали.
Но пожалуй самое большое впечатление произвела на меня именно джаппа-медитация. и вот об этом моменте мне хочется поговорить по подробней, поскольку эффект от сего процесса стал для меня открытием.
Джаппа-медитация, это повторение махамантры столько раз, сколько бусинок на чётках. А там 108 бусинок.
108 бусинок—это круг. В идеале нужно читать 16 кругов.
Дочь моя на сегодняшний день, если садится, выдаёт 12 кругов. Но читает быстро. Всё, что я слышу, это «кш-кш-кш». По моему подход не совсем правильный. Ну, не важно.
Когда она говорила мне, что после джаппы ей как-то лучше и спокойнее, я пожимала плечами. Мол, идиотизм и фанатизм, так не бывает. Но если ей нравится себя обманывать…
И вот на нама хатте все читали один круг джаппы. В унисон, не слишком быстро, проговаривая каждое слово.
Мне тоже предложили чётки. Но я отказалась, решив просто молча наблюдать процесс.
—Как скажете—ответили мне и джаппа началась.
Заняло это минут 15. Читали почти все с закрытыми глазами. Мешочки с чётками подрагивали в их руках, как будто каждую бусинку они перекатывали пальцами.
Бороться со сном мне не пришлось, спать не хотелось. Но в какой-то момент я почувствовала, что звуки вокруг меня сливаются и обволакивают, а потом вдруг поймала себя на мысли, что перестала думать.
Не отупела, а просто ушла из головы какая-то суетность и нервозность окружающего мира. Я перестала думать о том, что дома ещё куча работы, прокручивать в голове прошедший день, придумывать в какой форме я напишу про эту нама хатту и как огрызнусь интернетным троллям.
На 15 минут мой мозг как будто вздремнул и очистился. Я почувствовала себя отдохнувшей.
День спустя, рассказывая об этом своим знакомым, я узнала, что такой метод используют даже психологи. Только вайшнавы используют это с другой немножко стороны.
Что бы думать и говорить о Боге, рассуждать о каких-то философских вещах, сердце и голова должны быть чисты, что бы никакие внешние раздражители не мешали этому.
Психологи рекомендуют такой подход для снятия душевного напряга. Тоже предлагают использовать чётки. Обязательно из дерева или натурального камня.
Если противно говорить Харе Кришна, можно и Отче Наш или какой-нибудь стишок.
Но Отче Наш—слишком длинно получится, а стишок—это всё равно мозг включать надо и думать что говоришь. Так что мы все пришли к выводу, что Харе Кришна самый оптимальный вариант.
И, кстати, проговаривая то, что вы выбрали, бусинку нужно как бы вертеть в пальцах. Это как-то с энергетикой положительной связано.
В целом от посещения нама хатты у меня остались самые положительные впечатления. Хотя вероятно многое зависит от того, кто её ведёт.
В манере общения нашего ведущего чувствовался преподаватель. Даже если бы я не знала этого заранее, то догадалась бы теперь.
Это было моё единственное посещение подобного мероприятия.
Но чётки теперь у меня есть. И время о времени, когда в своей летней резиденции любуюсь закатом и вдыхаю наисвежайший воздух, я их использую.
Нама Хатта
Садхана — период полный испытаний
Преданный: Гуру Махарадж, некоторое время тому назад мне говорили, что если человек не сражается в Сознании Кришны, то это плохо, необходима борьба за то, чтобы стать сознающим Кришну.
Шридхар Махарадж: Да. Махарадж сказал: когда Преданный побеждает свои чувства, кама, кродха, лобха, матсарья, в это время он не может избежать сражения, когда он занят покорением этих врагов. Прогресс подразумевает борьбу различных типов. Мадхьяма-адхикар — это время испытаний.
Это всё к лучшему
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, каким должно быть совершенное восприятие окружающего мира.Глубокое восприятие высшей первопричины подразумевает видение высшей причины всякого происшествия, а не обозрение поверхности вещей. Мы не должны быть удовлетворены поверхностью, но обращать взоры в глубину. Мудрый политик не смотрит на поверхность вещей, но проникает в их глубины: «Какова причина этой неудовлетворённости, этого события? Должна существовать глубокая причина, стоящая за данным феноменом». Глубочайшее восприятие действительности должно быть таким, что всё исходит, течёт из Него, а Он дружелюбен. Нет причин жаловаться на высшую причину. Я должен занять позицию, позволяющую вести умиротворённую жизнь. Если я не нахожу в своей жизни покоя, то причина кроется во мне, а не во внешнем мире. Такое указание нам дают.
Однажды некий немецкий учёный заметил: «Бхагавад-гита подчёркнуто утверждает следующее: «Не заботься о результатах и полностью отдай себя выполнению долга. Сосредоточься исключительно на нём и никогда не гонись за результатом. Никогда не позволяй себе оставаться в релятивности результата. Всё твоё внимание, на сто процентов, должно быть направлено на выполнение долга. Это тот фундамент, на котором можно возвести здание окончательной и совершенной жизненной гармонии. Ты сумеешь обрести мир повсюду, если будешь в состоянии занять подобную позицию».
Святой день явления Шри Гаурасундара
Святой день явления Шри Гаурасундара
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж
Ш́рӣ Ш́рӣ Гаурасундарер Авирбха̄ва Васаре
(Ш́рӣла Бхакти Ракш̣ак Ш́рӣдхар Дев-Госва̄мӣ Маха̄ра̄дж)
арун̣а васане сон̣а̄ра сӯраджа
удичхе кена ре а̄джа
васанта суш̣ама̄ уджа̄ри а̄пана̄
д̣ха̄ле кена джагама̄джха
(1) Почему золотокожий Господь, носящий одежды цвета восходящего солнца, явился именно в этот день? Почему Он пришел в середине весны, когда все кажется таким красивым и чудесным?
тару гулмалата̄ апӯрва барата̄
бахе кена пхале пхуле
бхр̣н̇га о бихан̇ге кена хена ран̇ге
сан̇гӣта таран̇га туле
(2) Почему деревья, растения и лианы как никогда ранее полны плодов и цветов, а пчелы и птицы поют так счастливо?
патита дурджана кена ре гарджана
улла̄се пха̄т̣хийа̄ под̣е
видйа̄ кула дхана абхима̄нӣ джана
кена мла̄на дух̣кха бхоре
а̄ка̄ш́а ва̄та̄са гхуча̄ийа тра̄са
а̄ш́ва̄се бха̄са̄йе дей
са̄дху-джана мана сукха витаран̣а
а̄веш́е унма̄да хой
Изменить себя
Нужно принимать все происходящее как волю Всевышнего, Абсолюта. Поэтому учитесь при любых внешних обстоятельствах просто исполнять свой долг. Не стоит думать, что мир когда-либо изменится согласно нашим планам: в нем все будет происходить своим чередом. Мы не в силах его изменить. Вместо этого нужно приложить все усилия к тому, чтобы изменить себя.
Из письма Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
Когда независимые живые существа совершают оскорбления у лотосных стоп Господа Кришны, они разрушают самих себя. Вы все должны постоянно воспевать святые имена Кришны. Изучайте религиозную литературу без оскорблений. Дайте возможность многим людям стать счастливыми, увидев ваш идеальный образ жизни. Только потому, что преданный упал в руки Майи, не означает, что мы откажемся от нашего служения Хари. В будущем, этот падший преданный получит пользу, хотя в этой жизни у него может не быть никакой надежды.
Такие преданные могут даже жестоким образом покинуть нас. Не бойтесь, увидев этот вид неудачи. Глупые люди будут критиковать нас за эти падения. Тем не менее, вы должны безбоязненно повторять святые имена Хари и таким образом проходить испытание Майи. Даже если вам не хватает веры, продолжайте постоянно повторять святые имена с особой тщательностью.
Его Божественная Милость Гаудия Гостипати Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада
Он ищет Своих потерянных слуг
«Итак, поиск Господом Своих потерянных слуг — это любовный поиск, это не что-то заурядное, это поиск идущий из самого сердца. И сердце Господа не обычное сердце.
Кто может оценить, каким видом поиска он занимается? Хотя Он полон во всех отношениях, тем не менее, Он чувствует муки разлуки с каждым из нас, какими бы маленькими мы ни были. Несмотря на Его высшее положение, у Него есть место для нас в уголке Его любящего сердца. Это природа бесконечного.
«Любящий Поиск потерянного слуги»
Его Божественная Милость Шридхар Дев Госвами Махарадж
Шрила Шридхар Махарадж — Господь Нарасимхадев
Хари-катха Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа 24 мая 1983 года в день явления Шри Нрисимхадева, Шри Навадвип Дхам, Чайтанья Сарасват Матх.
(24 и 25 мая 1983 года, Навадвипа Дхама, Индия)
Шрила Шридхар Махарадж: Вот с такой молитвой мы должны провести этот день и также мы должны соблюдать пост в этот день. Когда вечером наступит момент явления Господа, мы совершим поклонение Ему, поднесем бхогу и после этого примем немного прасада (анукалпу) без зерновых. Так мы обычно делаем в этот день. Если кто-то болен или очень стар, немощен, то в течение дня он может что-то принять, чтобы поддержать силы, например, шарбат, сладкую воду или немного молока. Харе Кришна! А так в этот день необходимо соблюдать пост. Целый день мы постимся, а вечером мы совершим пуджу и поднесем бхогу Нрисимхадеву. После этого мы что-нибудь примем — анукалпу, немного прасада.
О смирении..
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж
Преданный: Мой друг говорил мне вчера вечером, что однажды вы сказали: «Смирение означает не занимать никакого положения».
Шрила Гуру Махарадж: Да. «Не занимать», потому что слуга не имеет своего собственного, независимого положения — его положение определяется распоряжением господина. Его место — в пределах бесконечного множества возможных. Но он повинуется своему наставнику, а вовсе не каким-то гундам (негодяям). К кому, главным образом, обращено его смирение? «Я скромен, я низший из низших, но по отношению к кому? К моему господину. Я скромен перед тем, кто принадлежит Господу, перед вайшнавом. Здесь я скромен». Когда Хануманджи пришлось сжечь золотой город Ланки, его смирение не поколебалось. Он оставался столь же смиренным, как должен быть всякий, исполняющий наказ Господа Рамачандры. Он обладал полной самоотверженностью, был всецело предан.
Иными словами, смирение — это преданность. Смирение есть непротиводействие указаниям господина, связанного с Вайкунтхой, с высшим миром, а не кого-нибудь с улицы, или тигра, или змеи. Смирение не подчиняет их воле змеи, тигра или шакала. Их истинные отношения строятся только с вайшнавом. Именно в них преданный находит опору. Он думает о вайшнаве. И «смиренный» означает, что он не противится указаниям своего наставника. Не сопротивляясь, он исполняет любое отданное ему указание. Он скромен: он обладает смирением, суничатой. Он не похож на людей, важно восседающих на троне своих предрассудков. Нередко мы полагаем, что смирение обращено к внешнему миру, однако это не так. Нормально мыслящий человек смотрит на обитателей этого мира как на обманутых, как на безумных. Смирение не означает следовать нормам безумия или угождать безумцам. Сумасшедший не знает, что есть норма, а смирение означает следование таким нормам, полученным из нормального мира. Вы улавливаете?
Преданный: Да.
Шрила Гуру Махарадж: Прабхупада определял смирение как «то, чего нет там, где присутствует склонность к наслаждению». Дух наслаждения, дух эксплуатации, подразумевает агрессию. Где присутствует этот дух, там не может быть смирения. Смирение есть чистое, стопроцентное служение. В эксплуатации не может быть смирения, так же как его не может быть и в отрешенности. Два эти умонастроения противоречат нормальной природе мира, они полностью иллюзорны. Это враги. Они бросают вызов нормальной природе, реальности.
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж
(из книги «Проповеди Хранителя Преданности», т.1)
Почему духовное знание нельзя развить изнутри?
Для искателя Абсолютной Истины покорность гуру обязательна. Есть, однако, разряд мыслителей, которые считают, что раз возможно научное исследование, то почему же и высшее, духовное знание нельзя развить изнутри? Такие люди находятся в неведении о самой природе Абсолютного Знания. Только Всевышний — абсолютный субъект, а все прочие, включая и нас, по сути своей лишь объекты Его всеведущего взора. Глаз не может увидеть ум, он лишь тогда будет способен получить с умом какую-то связь, когда последний пожелает о себе напомнить. Точно так же, наша связь с Абсолютным Знанием зависит, главным образом, от Его свободной воли. Нам нужно лишь положиться на Его представителя, духовного наставника, через которого Он хочет Себя дать.
Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж
«Шри Гуру и Его милость»
Что такое нама-хатта?
Создателем нама-хатт был великий вайшнавский поэт Бхактивинода Тхакур (1838-1914). Целью создания нама-хатт он видел подчеркнуть демократичность движения сознания Кришны и его доступность людям всех категорий и социальных слоев.
даша-панча мили’ ниджа дварете башия
киртана корохо сабе хате тали дия
«Я хочу, чтобы вы собирались по 5-10 человек и, сидя на пороге своего дома, хлопали в ладоши и вместе воспевали святые имена Господа».
«Чайтанья-бхагавата», Мадхья-лила, 23.79.
Шрила Прабхупада также объяснял, как можно обучать сразу большое количество народу. Нужно разделить всех на группы, в каждой из которых обучение возглавит самый опытный из участников:
«. Таков метод обучения в Индии. За счет чего, по-вашему, одному учителю у них удается справляться с обучением сотен учеников? За счет того, что ученики объединяются в группы, а затем более опытный из них обучает начинающих: «Пишите «а» вот так, а «б» вот так». Он вполне может обучить тому, что уже умеет сам. И так группа за группой. Таким образом, один учитель может руководить сразу сотнями учеников разного уровня. Это и есть организация. Каждый должен быть и учителем, и учеником».
Из беседы, Париж, 31 июля 1976г.
Нектар нама-хатт
Следуя наставлениям духовного учителя, начинающий преданный обретает огромную удачу в виде общения с преданными, с которыми его объединяют дружба и стремление к одной цели, а также возможности общения с более осознавшими себя душами.
Каждый член группы занят проповедью, и за счет этого группа растет. По достижении количества 15 человек группа делится на две. Это позволяет сохранять ее небольшой размер, что, в свою очередь, создает теплую и дружескую атмосферу, несвойственную для больших собраний.
Мы надеемся, что каждый найдет свой круг общения, близких по духу преданных, и будет регулярно посещать свою Нама-хатту.
Узнать подробнее о ближайшей к Вам нама-хатте можно по этому телефону.
Дорогие преданные!
Мы регулярно информируем вас о расписании нама-хатт :
Нама хатта что это
Так два январских четверга превратились в совершенно особенные вечера, благодаря посещению нашей нама-хатты Их Светлостями Шри Шри Гаура-Гададхаром и Шри Шри Радха-Шьямасундарой, а также Их Светлостями Джаганнатхой, Баладевой, Субхадрой.
Первыми приехали к нам в гости Божества в сопровождении донецкого брахмана Агхаханты прабху.
Он обратил внимание присутствующих гостей, что Их Светлости Шри Шри Гаура-Гададхара и Шри Шри Радха-Шьямасундара милостливо посетили морозный Донбасс, оставив родной дом в тёплом Вриндаване.
Только Господь по своему желанию может даровать нам милость, видя силу нашего стремления. А стремиться мы должны к общению в обществе вайшнавов. Одним из видов такого общения и является нама-хатта.
Всегда будем рады видеть Вас на нашей нама-хатте!
От редакции хотим добавить, что совершенно неспроста Божества почтили своим присутствием дом семьи Караяни. Мы хотим прославить этих лидеров нама-хатты за их искреннее служение. Их «подопечные» очень рады, что нашли свою группу духовного общения в этом доме.
Поэтому мы благодарим гостеприимную семью Олега и Ларисы Караяни за их служение и желаем им успехов на духовном пути.
Семья лидеров нама-хатты, Олег, Лариса и Анапаяни Караяни
Почетные гости нама-хатты