Нансен что открыл в географии и в каком году
Фритьоф Нансен
Краткая биография
Норвежец Фритьоф Нансен родился в 1861 году. С детства превосходный спортсмен, он выбрал судьбу путешественника с юности. Изучал в университете зоологию, прекрасно рисовал и иллюстрировал в дальнейшем все свои книги, делая великолепные зарисовки во время путешествий.
Уже в 20 лет он принимал участие в плавании по Арктике, а закончив университет в Христиании, он начал работать по профессии и получил степень доктора и медаль Королевской Академии наук за успехи в развитии науки. Однако главные события его жизни ждали его не на кафедре университета, а на просторах Арктики.
Спустя всего 4 дня после присвоения ему докторской степени он отправился на лыжах в Гренландию, пересек ее и начал задумываться о движении морских льдов: он хотел достичь с их помощью Северного полюса. После попытки достижения полюса Нансен занялся не только наукой (его считают родоначальником физической океанографии), но и в том числе общественной деятельностью, был послом в Лондоне, занимал пост в Лиге Наций.
Щедрый дар – корабль «Фрам», на котором он совершил свой дрейф с плавучими льдами, – Нансен передал другому известному норвежскому полярнику, Руалу Амундсену, всегда приходил на помощь в полярных исследованиях ученых других стран, в том числе консультировал спасательную экспедицию Г. Седова в 1913 году. Был удостоен Нобелевской премии мира в 1922 году. Умер в 1930 году.
Пересечение Гренландии и путь к северному полюсу
Многочисленные экспедиции в Арктическом регионе показали, что под полярными льдами не скрывается никакой земли, кроме уже известных архипелагов в районе Северного полярного круга и севернее его. Попытки дойти по льду до точки географического Северного полюса были предприняты многими. Фритьоф Нансен взял на вооружение знания о морских течениях и дрейфе полярных льдов. Он решил, что корабль может помочь ему в достижении самой северной точки мира. Это была смелая и в чем-то безумная идея. Корабль «Фрам», который был разработан Нансеном специально для ледовых условий и был способен выдержать сжатие льдом, в 1893 году отправился из Норвегии, вдоль побережья России, к Новосибирским островам. Там предполагалось вморозить судно в льды и дрейфовать с ними в сторону Северного полюса. Нансен полагал, что дрейф пройдет через район Северного полюса и закончится у пролива между островами Шпицбергена и Гренландией.
За несколько лет до этого события, в свои 27 лет, Нансен, превосходный спортсмен и выносливый, сильный человек, вместе со своим другом Отто Свердрупом пересекли на лыжах Гренландию. Их путь длился 40 дней и 560 км, им пришлось перемещаться по сплошному ледяному куполу (а это было совершено человеком впервые!), а затем, используя самодельную лодку, вплавь достигать населенных мест. Смельчакам пришлось самим тащить тяжелые нарты; на долю каждого приходилось не меньше 100 кг груза. Этот поход закалил Нансена и утвердил его в мысли о возможности достижения Северного полюса. Действительно, план был дерзок уже постольку, поскольку никто еще не решался отдаться на волю полярной стихии. Но Нансену всего 35 лет, он был полон сил и опыта полярных путешествий, он вооружен знаниями об Арктике, и он очень хотел достичь полюса.
Итак, пройдя на корабле «Фрам» вдоль побережья России на восток, он повернул на север. Там находилась граница дрейфующих льдов. Корабль вмерз между льдинами и начал перемещаться вместе с ними, как предполагал Нансен, в северном направлении. Интересно, что финансировали экспедицию правительство Норвегии и спонсоры, среди которых были фирмы «Кнорр» и «Кэдберри», производители пищевых концентратов и шоколада: их продукцию употребляли полярники во время экспедиции (запасов питания должно было хватить на 5 лет!).
Во время дрейфа, который, как и предполагалось, двигал судно в сторону полюса, на «Фраме» велись наблюдения за глубинами океана, погодой, соленостью воды, характером движения льдов. Весной 1895 года, спустя почти 1,5 года дрейфа, оказалось, что льды несут «Фрам» южнее, чем предполагаемая точка географического Северного полюса. Нансен принял очень смелое решение: оставить судно, позволив ему перемещаться со льдами и дальше, а он тем временем со своим помощником Фредериком Яльмаром Йогансеном сделает попытку достичь полюса на собачьих упряжках.
Чем это грозило Нансену? Прежде всего, оставив корабль, он оказывался полностью во власти Арктики: никакого сообщения с кораблем и Большой землей у них не было (это было то время, когда радио только начинало использоваться для связи, и ни о каком сигнале бедствия, случись что, не было бы речи). Нужно отдать должное смелости этих людей: они прошли к северу настолько, насколько это было возможно, но до заветной точки не добрались: на долготе 86°14′ они все-таки повернули на юг из-за льдов, загородивших им путь. Мудрость Нансена состояла в том, чтобы выжить в этих условиях, а не гнаться за призрачной мечтой о полюсе любыми способами. Возможно, он думал, что еще вернется к полюсу.
Так или иначе, Нансен и Йогансен повернули к югу, к ближайшей суше. Это были острова архипелага Земля Франца-Иосифа. С большим трудом достигнув суши (а для этого пришлось перебираться через полыньи, идти на пределе человеческих возможностей), они решили устроить зимовку. На одном из островков был построен небольшой домик из камней и шкур, и в нем двое смельчаков провели несколько месяцев. Они питались тем, что приносила им охота на белых медведей и тюленей. Светильники наполняли тюленьим жиром. Собак пришлось пристрелить.
«Нансен был велик как полярный исследователь, более велик как ученый и еще более велик как человек».
Харальд Свердру
Наступило лето 1896 года, и норвежцы решились на продолжение пути. Им встретилась экспедиция английских полярников, и они возвратились на Большую землю на их судне. Огромный контраст представляли собой англичане, одетые даже в экспедиционных условиях как джентльмены, и бородатые норвежцы в лохмотьях, в которые превратилась их одежда за почти что три года. Интересно, что буквально через несколько дней в это же место пришел и «Фрам» после почти трехлетнего дрейфа (длина пути составила около 3000 миль!). Благодаря опыту команды, они пришли в порт Верде в полном составе, что было редкостью в арктических экспедициях.
Нансен стал «полярником номер один» во всем мире: еще бы, он сумел впервые в истории рискнуть достигнуть полюса, пусть и неудачной оказалась его попытка. Его знания, опыт возбуждали новые экспедиции и новых исследователей. Но Нансен ушел с головой не только в научную, но и в общественную деятельность: он представлял Норвегию в мировых организациях, в тому же началась Первая мировая война, против которой он яростно выступал. Мечты об Арктике не отошли на второй план, но приобрели исторический характер: Нансен изучал древние манускрипты об истории Севера. Спустя годы, когда новому поколению ученых, среди которых был Руал Амундсен, понадобились его советы и опыт, он отдал свое судно «Фрам». Амундсен хотел совершить на нем свое первое арктическое путешествие к Северному полюсу, стараясь повторить и воплотить идею Нансена.
Фритьоф Нансен что открыл?
Что открыл Фритьоф Нансен в географии и чем прославился этот исследователь Вы узнаете из этой статьи.
Фритьоф Нансен что открыл?
Фритьоф Нансен — крупный норвежский океанограф исследователь, профессор и почетный член Петербургской Академии Наук. Свое образование получил в университете Христиании на биологическом факультете. Он был первым человеком, который пересек южную часть Гренландии на лыжах, обнаружив сильное оледенение внутренних ее районов.
Фритьоф Нансен географические открытия
Нансен в 1890 году выдвинул проект экспедиции, которая должна была бы достичь Северного полюса на корабле, дрейфующем со льдом. Летом 1893 года специально построили корабль «Фрам», который вышел из поселка Тромсе. Экспедиция Фритьофа Нансена прошла Карское море, Баренцево и море Лаптевых.
В 1893 году они оказались у архипелага Шпицберген, а спустя 2 года корабль покидает мерзлоту и направляется к Северному полюсу. Дойдя до 86° 14′ с. ш. экспедиция повернула к Земле Франца-Иосифа, где они остановились на зимовку на острове Джэксона. В Норвегию «Фрам» вернулся в 1896 году.
Фритьоф Нансен открытия, которого были совершены во время экспедиции, сыграли важную роль в географии:
В 1913 году плавал вокруг берегов Северного Ледовитого океана вплоть до устья Енисея, после совершив путешествие по Дальнему Востоку и югу Восточной Сибири.
Какой материк открыл Фритьоф Нансен?
Фритьоф Нансен совершил путешествие по изучению части Арктики. В ходе экспедиции были открыты полуостров Оскара, архипелаг Норденшельда, острова Фирнлея, остров Свердруп, остров Скотт-Гансена, пролив Вилькицкого, острова Гейберга.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что сделал Фритьоф Нансен.
Фритьоф Нансен
Биография
Фритьоф Нансен – норвежский исследователь и путешественник, ученый и общественный деятель. Он входил в копенгагенский Международный совет изучения морей и был удостоен Нобелевской премии мира. Нансен придумал технологию вычисления скоростей течения с судна, находящегося в дрейфе, разработал точный ареометр и барометр. Вел активную общественную деятельность и был в числе спасателей голодающих Поволжья в 1921 году. Мореплаватель также основал агентство по делам беженцев в Женеве, которое в 1938-м удостоилось Нобелевской премии мира.
Детство и юность
Знаменитый норвежец родился неподалеку от нынешнего Осло 10 октября 1861 года. Тогда город носил название Кристиания. Корни его семейного древа ведут к датчанам. В 17-м веке предки Нансена переселились в Норвегию. В детстве мальчик жил в усадьбе отца Стуре-Френ. Его родитель был успешным адвокатом. В семье воспитывали еще троих детей: братьев Александра и Эйнара и сестру Сигрид.
Фритьоф Нансен в детстве / Национальная библиотека Норвегии
У Нансенов были в цене дисциплина и порядок. Любовь к спорту прививалась сыну с детства, и особенно этому способствовала мать. С 2 лет Фритьоф уже стоял на лыжах, а в 15 стал полноправным и постоянным участником лыжных турниров. Интересный факт: в 1877 году Нансен поставил мировой рекорд в гонках на коньках на расстоянии 1-й мили. Спустя год он стал национальным чемпионом в лыжных гонках. За плечами спортсмена было 12 таких чемпионатов.
Среднее образование Нансен получил в гимназии. Отец хотел, чтобы сын выбрал серьезную профессию, возможно, продолжив его дело. Поэтому настоял, чтобы Фритьоф подал документы в военное училище. Будучи творческой натурой, юноша увлекался живописью, но его привлекала и наука. Он не пошел на поводу у отца, забрал документы из училища и поступил в Кристианский университет, решив учиться на зоолога.
Фритьоф Нансен в университете / Национальная библиотека Норвегии
Фритьофу нравилось познавать мир, поэтому к 20 годам за плечами смышленого молодого человека было 4-месячное плавание по Северному Ледовитому океану. В рамках практики по биологии Фритьоф ходил на судне «Викинг» среди льдов, изучая тюленей.
Увлечение литературой и искусством у Нансена продолжалось: зачитывался пьесами Генрика Ибсена и стихотворениями лорда Байрона. Молодой человек знал английский, французский и немецкий языки. Он также стал брать уроки живописи.
Экспедиции и исследования
Первое путешествие зародило в исследователе интерес к открытию новых мест и направило его деятельность в русло, в котором он и реализовался. В 1883 году Фритьоф получил диплом и назначение в музей Бергена, где стал куратором зоологического отдела. Ему был 21 год. В 1884-м Нансен совершил одиночный переход через горы из Бергена в Кристианию, а затем выиграл чемпионат по прыжкам с трамплина в Хусебю. Спустя год исследователь с разносторонними интересами получил медаль Фриеле за работу о гистологии и анатомии мизостомид.
Фритьоф Нансен / Giuseppe Felici, Национальная библиотека Норвегии
С 1885 по 1886 годы Нансен работал в университете Пармы, а также в Неаполе на первой европейской морской биологической станции. Молодому человеку даже вручили золотую медаль Королевской академии наук за исследования, которые он вел, изучая особенности нервной ткани. Вскоре начинающий ученый получил и докторскую степень за эту работу.
Одной из главных целей исследователя в этот период был переход через ледяное плато Гренландии и пересечение территории с востока на запад. Это шло вразрез с обычным предпочтением западной стороны, которая была обжита. Пресса занималась пересудами, а Нансен паковал снаряжение, собирая экспедицию. Нашелся спонсор, который предоставил небольшое финансирование похода. А часть затрат компенсировала проданная золотая медаль, заменой которой стал бронзовый дубликат.
Во главе экспедиции был сам Нансен. Он пригласил с собой Отто Свердрупа, опытного полярника и специалиста по выживанию, а также лыжников Олафа Дитрихсона и Кристиана Трана, оленевода и каюра Самуэля Балту. Отважная пятерка отправилась в путешествие через Шотландию, а затем Исландию.
Фритьоф Нансен и команда «Фрама» в полном составе / Из книги «На Крайнем Севере», Википедия
Оказавшись на востоке Гренландии, группа высадилась на плавающие льды в 20 км от береговой линии. Местность, по которой лежал путь, не была изучена, а людям приходилось тянуть упряжки самостоятельно. Путешественников застали морозы, при которых температура опускалась до – 40 С. Выйдя на заданный путь 17 июля 1888-го, команда прибыла в пункт назначения 3 октября.
Путешественники преодолели 660 км льдов Гренландии. Они стали первыми в этом деле, собрав научные сведения и наблюдения за климатом. В 1890 и 1891 годах Нансен издал 2 книги о своей экспедиции: «На лыжах через Гренландию» и «Жизнь эскимосов».
Следующая затея Фритьофа оказалась еще более рискованной. Исследователь задумал проложить маршрут до Северного полюса. Нансен самостоятельно спроектировал судно под названием «Фрам». Корабль должен был выстоять при вмерзании и ледовом сжатии, пройдя через Северо-восточный проход к Новосибирским островам, а команда – дрейфовать на судне.
Фритьоф Нансен в эскимосском костюме / Википедия
Королевское географическое общество Великобритании критиковало план похода. Норвежский парламент выделил субсидию в 250 тыс. крон, обязав Нансена собрать команду из норвежцев. Часть расходов взяли на себя меценаты: Оскар Диксон предоставил электрическое оснащение, Эдуард Толль организовал вспомогательные базы на Новосибирских островах. В распоряжение команды передали 35 ездовых собак. Спонсорами похода стали компании «Кедбери» и «Кнор», чьими продуктами команда запаслась перед отправлением.
24 июня 1893 года 13 человек под командованием Нансена вышли в путь с провиантом, которого должно было хватить на 5 лет, и с объемом топлива, достаточным для 6 лет экспедиции. Из 600 смельчаков в команду отобрали 13 человек. Пройдя по северной части Сибири, не достигая островов, Фритьоф взял курс севернее и уже к концу сентября «Фрам» дрейфовал во льдах.
От полюса путешественников отделяло чуть большее расстояние, чем планировал ученый. Фритьоф решил сделать вылазку и в компании Ялмара Йохансена направился к пункту назначения. Задача оказалась трудной. Исследователи повернули назад и сменили направление на Землю Франца-Иосифа. К полюсу команда не попала, но была к нему ближе всех в сравнении с другими исследователями.
Судно «Фрам» во льдах в марте 1894 года / Из книги «На Крайнем Севере», Википедия
Через 3 месяца мужчины были на Земле Франца-Иосифа, где пережили зимовку в землянке из шкур животных и камней. Сложные климатические условия, трудности существования в неизведанной местности продемонстрировали способность ученых к адаптации и выживанию. Летом 1896-го мужчин обнаружила экспедиция судна «Виндвард», которое доставило путешественников в Вардё после 3-летнего похода. «Фрам» прибыл домой неделей позже.
Нансен не только верно выстроил траекторию дрейфа, но и обеспечил огромный вклад в науку, собрав данные о географии местности, погодных и климатических условиях приполярных территорий и океана. Вынесли из этого похода и новое инженерное изобретение, которым стала печь, способная отопить пространство в полярных условиях. Ее придумал сам Нансен.
Открытия, которые сделал Фритьоф, повлияли на его дальнейшую деятельность. Он стал океанографом. Несколько лет ушло на обработку сведений, полученных в экспедиции. Из-под пера Нансена вышла книга «“Фрам” в Полярном море», которую сразу перевели на несколько иностранных языков. Произведение издавали и под другим названием – «В стране льда и ночи». Сочинение неоднократно переиздавалось.
Фритьоф Нансен / Bliss Brothers, Википедия
В числе последующих экспедиций исследователя были поход на Шпицберген и сплав на пароходе к устью реки Лена. Он также собирался на «Фраме» в поход до Антарктики, но, заболев, передал корабль Руалю Амундсену в 1905 году. Фритьоф также совершил путешествие по Транссибирской магистрали. С 1928-го путешественник участвовал в подготовке экспедиции к Антарктике, которую планировалось провести на дирижабле.
Научную работу Фритьоф Нансен совмещал с общественной деятельностью. В 1906-м он стал норвежским послом в Великобритании и занимал этот пост 2 года. В Первую мировую войну такую же должность исследователь занимал в США, а с 1920-го в течение 2 лет был верховным комиссаром Лиги наций. Он работал с делами военнопленных из СССР. В 1921 году океанограф создал объединение «Помощь Нансена», которое оказывало поддержку голодающим Поволжья по поручению Международной организации Красный Крест.
Нансен был лоялен по отношению к большевистскому движению и строительству СССР.
Личная жизнь
Большую роль в насыщенной биографии Фритьофа Нансена сыграла его супруга Ева Сарс. Путешественник взял в жены дочь известного зоолога и священника Микаэля Сарса в 1868 году. Девушка была камерной певицей и обладательницей приятного меццо-сопрано. Она пела романсы, интересовалась искусством и любила лыжный спорт. Еве принадлежит изобретение женского костюма для катания.
Фритьоф Нансен с семьей / Ludwik Szacinski, Википедия
Личная жизнь путешественника сложилась счастливо. Он любил жену и доверил ей освящение «Фрама» перед важной экспедицией в 1892 году. Ева дождалась возвращения супруга. Пока он был в отъезде, женщина родила дочь. Маленькая Лив увидела отца уже в 3-летнем возрасте. Пока муж отсутствовал, Ева занималась творческим развитием, и ее карьера была успешной. В честь любимых женщин Нансен назвал 2 острова на Земле Франца-Иосифа. Впоследствии оказалось, что это один остров, и сегодня он носит название Евалив.
После 1898 года в семье Нансенов появились еще четверо детей: Одд и Осмунд, Коре и Ирмелин. В любви и гармонии со своей избранницей Фритьоф прожил до 1907-го. Ева скончалась в период, когда Нансен работал послом в Великобритании. Повторно ученый женился в 1919 году. Его возлюбленной стала Сигрун Мунте.
Смерть
Последние дни жизни океанограф Фритьоф Нансен встретил в спокойствии и умиротворении в собственной усадьбе Люсакре рядом с Осло. Ученый несколько лет страдал от проблем с сердечнососудистой системой, которые и послужили причиной смерти.
Фритьоф Нансен на смертном одре / Национальная библиотека Норвегии
Нансен скончался, играя на веранде с внучкой. Исследователь завещал кремировать его тело и развеять прах над Осло-фьордом, что и сделали его близкие и родственники.
Память
Сегодня в Большом Левшинском переулке в Москве располагается памятник знаменитому океанографу. Здесь находится здание Российского международного Красного Креста, поэтому статуя оказалась в этом месте неслучайно. Открытие изваяния состоялось в 2004 году и было приурочено 100-летию дипломатических отношений России и Норвегии.
Памятник Фритьофу Нансену в Москве / Википедия
Портреты исследователя сейчас опубликованы в книгах и учебниках. Их можно увидеть в музеях и на просторах Интернета. В честь океанографа названа премия Управления верховного комиссара ООН, которая вручается ежегодно.
НА́НСЕН
Том 22. Москва, 2013, стр. 14-15
Скопировать библиографическую ссылку:
НА́НСЕН (Nansen) Фритьоф [10.10.1861, усадьба Стуре-Фрёэн, близ Кристиании (ныне Осло) – 13.5.1930, усадьба Люсакер, близ Осло], норв. полярный исследователь, океанограф, биолог, обществ. деятель и дипломат, поч. чл. Петерб. АН (1898). Род Нансенов дат. происхождения, мать – урождённая гр. Ведель-Ярлсберг. Н. с детства увлекался спортом, неоднократный чемпион Норвегии по лыжным гонкам. В 1880–82 учился в Ун-те Кристиании на отделении зоологии. В 1882 отправился на судне «Викинг», принадлежавшем компании, занимавшейся промыслом тюленей, на биологич. практику в Арктику, что во многом определило его будущие науч. интересы. После окончания ун-та куратор отдела зоологии музея г. Берн (Швейцария), затем – стажировался на биостанции в Италии. В 1886 удостоен Большой золотой медали Королевской АН за исследования по строению клеточного аппарата нервной ткани. В 1888 впервые пересёк на лыжах юж. часть Гренландии, установив наличие сплошного ледяного покрова в её внутр. районах. По возвращении написал книги «Первый переход через Гренландию» (1890) и «Жизнь эскимосов» (1891). В 1890 выдвинул проект достижения Сев. полюса на судне, дрейфующем вместе со льдами. 21.7.1893 на специально построенном круглодонном судне «Фрам» (с экипажем из 12 чел. под команд. О. Свердрупа) вышел из Норвегии; в сентябре начал дрейф к северо-западу от Новосибирских о-вов и закончил его 13.8.1896 у о. Шпицберген. Во время дрейфа «Фрама» были проведены океанографич. и метеорологич. наблюдения, опровергнувшие мнение о мелководности Сев. Ледовитого ок., установлены структура и происхождение его водных масс, открыто влияние суточного вращения Земли на движение льдов. В 1895 вместе с участником экспедиции Ф. Я. Йохансеном (Иогансеном) Н. покинул «Фрам» и направился на нартах к полюсу для проведения исследований. Впервые достигнув 86°14 ′ с. ш., полярники повернули к архипелагу Земля Франца-Иосифа, где остались на зимовку. Летом 1896 на судне «Уиндуорд» брит. экспедиции Ф. Джексона Н. вернулся в Норвегию, в порт Вардё, вскоре в Шервёй прибыл «Фрам». Историю экспедиции Н. описал в 2-томном труде «Крайний Север» (1897). С 1897 проф. зоологии Ун-та Кристиании. В 1900 Н. участвовал в экспедиции по изучению течений в Сев. Ледовитом океане. В 1902 создал Центр. океанографич. лабораторию в Кристиании; один из организаторов и член Междунар. совета по изучению морей (Копенгаген). С 1908 возглавлял в Ун-те Кристиании кафедру океанологии. Разработал метод определения скорости мор. течения с дрейфующего судна, сконструировал батометр и точный ареометр. В 1913 совершил плавание вдоль побережья Сев. Ледовитого ок. к устью р. Енисей, затем путешествовал по юж. части Вост. Сибири и Дальнему Востоку.