Наперсный крест что это такое
Чем отличается нательный крест от наперсного?
Обычай носить православный крестик из серебра появился не сразу после Воскресения Христова, а приблизительно три века спустя. Именно к IV столетию относятся первые упоминания о нательных крестах. Однако и они распространились не сразу и не повсеместно. Первые христиане, помимо креста, носили медальоны с изображением Агнца (ягненка), виноградной лозы, рыбки и других образов, которые являлись символом Иисуса Христа. Простые люди носили крестики, выточенные из камня, вырезанные из дерева, изготовленные из кожи.
Люди побогаче могли позволить себе христианские крестики из серебра. Поначалу было принято носить кресты поверх одежды, в знак исповедания христианской веры, позже, в связи с начавшимися преследованиями христиан, серебряные крестики стали носить под одеждой. Сегодня мы, к счастью, имеем возможность открыто исповедовать свою веру, и необходимости прятать символ веры исчез, но обычай не выставлять крестик напоказ сохранился и по наши дни.
Что такое наперсный крест из серебра?
В одно время среди христиан был обычай носить поверх одежды массивные тяжелые кресты, полые внутри. В эти кресты вкладывались различные святыни – мощи мучеников, частицы Животворящего Креста Господня и другие. Такие кресты назывались энколпиями или энколпионами, и носились поверх одежды. Со временем обычай носить такие кресты закрепился за священниками, а простые верующие стали носить более удобные нательные крестики из серебра. Энколпионы стали называться наперсными крестами (от слова «перси» – «грудь)». Ношение наперсного креста не заменяет священнику нательный крестик из серебра.
Почему православные христиане чаще выбирают серебряные крестики?
Благодаря своему белому цвету серебро символизирует чистоту, целомудрие. Святой пророк и псалмопевец Давид употребил серебро для сравнения с ним Божественного слова: «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле…»
Поэтому православные серебряные крестики издавна пользуются особой любовью среди верующих. Одни приписывают серебру очищающие свойства, другие говорят, что серебра боятся злые силы, но православная церковь не поощряет такое языческое отношение к этому металлу. Серебряный крестик в православии не обладает никакими дополнительными чудодейственными свойствами по сравнению с крестами из других материалов. Купить крестик из серебра сегодня можно в любом ювелирном магазине или в иконных лавках.
Крест нательный
Крест нате́льный – небольшой крест, символически отображающий Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос (иногда с изображением Распятого, иногда без такого изображения), предназначенный для постоянного ношения православным христианином в знак его веры и верности Христу, принадлежности к Православной Церкви, служащий средством для благодатной защиты.
Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест – хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».
Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.
Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п.
Существуют канонические формы крестов – четырех‑, шести‑, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».
Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный (на теле) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ.
В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже – и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик.
Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.
С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик – случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный или найденный, освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином.
Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?
Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении «сего крестного знамения». (Требник – богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных – вечерни, утрени и Литургии).
Расскажу случай, бывший с прихожанкой нашего Храма. Перед этим они недавно повенчались с мужем. Муж только пришел к вере. Купили нательный Крест. Муж подумал: «И чего я пойду в Храм. Есть крещенская вода и молитва на освящения всякой вещи». Прочитал, покропил трижды. Надел и носит. Поехали в Пафнутьево-Боровский монастырь (впервые). Входят в келью к о. Власию. Он называет его по имени (видя его впервые) и говорит: «У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай». (А.Г. Захарин)
Что означает потеря нательного креста?
Отвечает священник Михаил Воробьев:
Ничего, кроме некоторой невнимательности и небрежности потерявшего.
Что делать с найденным нательным крестом?
Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Суеверия же относительно того, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны, так как Господь – личность, Отец наш Небесный, а не бездушный механизм. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно освятить.
Можно ли дарить нательный крест?
Как выбрать нательный крест?
Нательный крест – это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.
Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.
Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям, о которых пойдет речь ниже.
Можно ли носить кресты с католическим Распятием?
Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82‑м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия. Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.
Как освятить нательный крест?
Традиционно в Православной Церкви освящение нательного крестика совершается священнослужителем в храме. Чин благословения креста к ношению на персех, т.е. на груди, содержится в богослужебной книге – Требнике.
Крестик освящается только единожды. Переосвящать его нужно только в исключительных условиях (если он был сильно поврежден и восстановлен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освящался ли он до этого).
Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Церковь же учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.
Иногда приходится слышать мнение о том, что, мол, освящение нательных крестиков – поздняя традиция и раньше такого не было. На это можно ответить, что и Евангелия, как книги, тоже когда-то не было и Литургии в нынешнем виде не было. Но это вовсе не значит, что Церковь не может развивать формы Богопочитания и церковного благочестия. Разве противно христианскому вероучению призвать Божию благодать на творение рук человеческих?
Можно ли носить два креста?
Главный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам подарили ещё один, то вполне можно благоговейно хранить один из них в святом углу рядом с иконами, а один носить постоянно. Если приобрели другой, то и носите его…
Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то ношение его в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях.
Нательный крест — это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к Церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… ( Мф.16:24 ).
О человеке безнравственном на Руси говорили: «Креста на нём нет».
cтатьи
Авторы
новости
День в истории: 22 декабря
В этот день, в 1813 году, учреждена серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Медалью награждались строевые офицеры и солдаты в армиях и ополчениях, сражавшиеся против неприятеля в 1812 году. Эту медаль носили на Андреевской ленте.
09.11.2021
В разделе «Аукционы» опубликован каталог интернет-аукциона №21 «Награды России и мiра». На аукционе представлены 1229 лотов. Комиссионное вознаграждение составляет 15%. Лоты будут доступны для просмотра с 22 ноября 2021 г. В связи с необходимостью соблюдения мер социального дистанцирования, просим вас предварительно согласовывать по телефону время визита.
07.11.2021
В разделе «Аукционы» опубликован каталог аукциона №137 «Награды России». На аукционе представлены 582 лота. Комиссионное вознаграждение составляет 15%. Лоты будут доступны для просмотра с 22 ноября 2021 г. В связи с необходимостью соблюдения мер социального дистанцирования, просим вас предварительно согласовывать по телефону время визита.
01.11.2021
В разделе «Аукционы» опубликован каталог интернет-аукциона №22 «Боны и ценные бумаги». На аукционе представлены 859 лотов. Комиссионное вознаграждение составляет 15%. Лоты будут доступны для просмотра с 8 ноября 2021 г. В связи с необходимостью соблюдения мер социального дистанцирования, просим вас предварительно согласовывать по телефону время визита.
29.10.2021
В разделе «Аукционы» опубликован каталог аукциона №138 «Коллекция банкнот». На аукционе представлены 286 лотов. Комиссионное вознаграждение составляет 18%. Лоты будут доступны для просмотра с 8 ноября 2021 г. В связи с необходимостью соблюдения мер социального дистанцирования, просим вас предварительно согласовывать по телефону время визита.
27.10.2021
ВНИМАНИЕ!
C 28 октября по 7 ноября включительно фирма «Монеты и Медали» не работает.
Общая история наперсного креста
В 2012 году вышла книга Константина Капкова, посвященная священнослужителям Российской Империи XVIII–XX веков, пожалованным Георгиевскими отличиями. Книга построена на архивных источниках, многие документы впервые вводятся в научный оборот. Работа является первым исследованием в своей области и предназначена для широкого круга читателей: ученых, коллекционеров, музейных работников и всех любителей российской истории.
С любезного разрешения автора мы публикуем главу из книги.
Общая история наперсного креста
Капков К.Г. Священники — кавалеры Императорского Военного ордена
св. Великомученика и Победоносца Георгия. — М.:«Летопись», 2012, с. 120-132.
С течением времени, крест, дававшийся каждому христианину при крещении, стал носиться под одеждой и принял название нательного креста, а носимый поверх одежды — наперсного креста. В глубокой древности, по всей видимости, не различали кресты наперсные и нательные. Крест мог свободно носиться под одеждой или поверх нее.
В Византии и домонгольской Руси часто носили так называемые энколпионы — ящички, имевшие, как правило, форму креста, реже круга или овала с хранимыми в них мощами святых. На энколпионе изображались Распятие и/или икона святого. Кресты-энколпионы также были принадлежностью торжественного облачения Императора в Константинополе, а позднее Великого князя — на Руси.
До нашего времени сохранилось большое число энколпионов домонгольской Руси. Кому принадлежали эти кресты?
Однако значительная часть сохранившихся энколпионов сделана из медных сплавов. Следовательно, ношение их было распространено и среди бедных слоев населения.
Вероятней всего, в древней Руси ношение энколпиона было возможно для любого христианина и никак не регламентировалось. Материал и убранство креста зависели от благосостояния человека.
В 1722 году Петр I разрешил архимандритам членам Св. Синода возлагать на себя наперсный крест.
Священнослужитель в сане иеромонаха, вероятно, впервые получил разрешение носить наперсный крест в 1757 году при назначении его в русскую церковь в Париж. Им стал иеромонах Иоасаф (Шестаковский). Приемники Иоасафа в Париже удостоились той же чести.
В царствование Елизаветы Петровны впервые был пожалован наперсным крестом «белый» (то есть — женатый) священник. Им стал духовник Императрицы придворный протопоп Ф.Я.Дубянский. (По Именному указу четыре сына Дубянского были возведены в дворянское достоинство.)
В царствование Екатерины II продолжились награждения придворных священников наперсными крестами, в том числе, на орденских лентах (подробнее см. в следующей главе).
По поручению Императора Св. Синод разработал варианты текста на оборотной стороне наградного креста. На утверждение были предложены надписи: 1) «пресвитеру, труждающемуся в слове и учении»; 2) «прилежащему добре пресвитеру, паче же труждающемуся в слове и учении»; 3) «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием»; 4) «установлен в благочестивое царствование Великого Государя Императора Павла I и за отличие пожалован».
С начала XIX века стали регулярно жаловаться наперсные кресты из Кабинета Е.И.В. на цепочке или на Георгиевской ленте, в том числе, с драгоценными украшениями (подробнее см. в следующей главе).
Иногда священники жаловались золотыми (в том числе, украшенными драгоценными камнями) крестами из Кабинета Императрицы.
С 1820 года наперсный крест из Кабинета Е.И.В. стал выдаваться российским священникам при заграничных церквях «для приличия сану» и для «отличия в одеянии от жидов». При условии беспорочного служения при заграничных церквях не менее семи лет полученный крест обращался в награду.
С начала XIX века наперсный крест становится наградой и для игумений — настоятельниц монастырей, к концу XIX века начинают награждаться крестом монахини. Реверс наперсного креста для женщин не имеет надписей.
На протяжении XIX — начала XX веков постепенно распространяется практика «подношения» священнослужителям наперсных крестов от офицеров полка, разных обществ, прихожан и т.п. До 1881 года для ношения таких крестов требовалось утверждение Св. Синода, который разрешал принять крест если, во-первых, священнослужитель уже имел наперсный крест от Св. Синода и, во-вторых, со дня получения священником последней награды прошло не менее трех лет. Наличие поднесенного креста до 1881 года считалось наградой и записывалось в «послужные списки» духовенства. С февраля 1881 года право на разрешение ношения поднесенных крестов перешло на низшие инстанции: к епархиальным архиереям и Главным священникам армии и флота, гвардии и гренадер, и перестало вноситься в «послужные списки» священнослужителей.
Вскоре, в 1886 году по инициативе Императора Александра III священнослужителям было запрещено одновременное ношение и двух наперсных крестов. Духовенству было предоставлено право возлагать на себя любой из имеющихся крестов: поднесенный от прихожан, Синодальный или из Кабинета Е.И.В.
Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне цитата из 1-го послания св. апостола Павла к Тимофею: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (4; 12), а также вензель Императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.
Обязательного ношения Коронационного креста не предусматривалось. Однако мало кто из духовенства не захотел себя украсить, и крест данной формы постепенно стал обязательным элементом облачения священнослужителей при совершении богослужений. Таким он и является и в наши дни. Можно отметить, что крест был установлен Императором, принявшим позднее мученическую кончину и канонизированным Русской Православной Церковью.
Крест в точности сохранил свою форму до наших дней, кроме изображений вензеля Императора Николая II и даты его коронации. Сейчас такой крест при хиротонии возлагается на каждого священника. Полностью сохранился и внешний вид наградного креста, учрежденного Императором Павлом I (кроме изображения вензеля и даты учреждения креста). Сейчас, как и в XIX — начале XX веков, крест является наградным. В современной лестнице наград он идет перед награждением саном протоиерея, и поэтому его имеют практически все протоиереи. В бытовом церковном обиходе крест называют «протоиерейским».
Примечательно, что на кресте, возлагаемым на священника при хиротонии, начинающему службу дается напутствие: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». А судя по надписи на наградном кресте: «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием», протоиерей этот образ уже дал. Не смотря на некоторую анекдотичность ситуации, надписи сохраняются.
Протоиерей церкви Инженерного замка в Санкт-Петербурге Федор Быстров, «много потрудился на пользу русской миссии в Японии, особенно сбором пожертвований на ее нужды», и «в 1908 году от Японской церкви ему был поднесен роскошный золотой крест», цепь которого была «художественно сделана из золотых японских иероглифов».
Далее можно отметить, что в 1843 году, по аналогии с православным крестом, был установлен наперсный крест для награждения католического духовенства. На лицевой стороне креста было изображено Распятие. На оборотной стороне вензель Императора Николая I и текст: «Пастырю дающему пример пастве словом и житием установлен в благочестивое Царствование Великого Государя Императора Николая I 1843 мая 26». Крест установлен четырехконечной формы и изготавливался из серебра с позолотой.
Подводя итоги, кратко резюмируем ключевые моменты истории наперсного креста на Руси. Мы имеем свидетельства, что на протяжении XI–XVII веков ношение наперсных крестов было распространено среди мирян. Священнослужители (кроме епископов, и архимандритов в западнорусской митрополии) по крайней мере, уже в XVI–XVII веках наперсных крестов не носили. С начала XVIII века Императоры, за ними привилегированные сословия, а позднее и другие миряне перестают носить наперсный крест, и он становится элементом одежды духовенства.
Постепенно вслед за епископами крест начинают носить архимандриты в Великороссии, позднее игумены и избранные представители придворного и военного духовенства, далее игуменьи.
В течении XIX–XX веков награждения наперсным крестом практикуются достаточно широко. С 1896 года все священнослужители получают право носить наперсный крест, который к настоящему времени стал обязательным элементом облачения священника при совершении литургии.
На протяжении XI–XIX веков наперсным крестом награждали Великие князья, Цари, Императоры, до учреждения Синода также и патриарх. С 1881 года по повелению Императора Александра III Св. Синод получил право награждать наперсным крестом самостоятельно. После революции 1917 года утверждать эту награду стал патриарх.
Таким образом, на протяжении XI–XXI веков порядок ношения наперсного креста претерпевал довольно сильные изменения.
↑1) Кондаков Н. П. Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода. Т. 1. СПб., 1896. С. 181.
↑2) Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Древнерусские энколпионы: Нагрудные кресты-реликварии, X–XIII вв. СПб., 2003. С. 38, 39.
↑3) Цит. по изд.: Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Древнерусские энколпионы: Нагрудные кресты-реликварии, X–XIII вв. СПб., 2003. С. 38.
↑4) Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. В 4 т. Репринт изд. 1901–1911 гг. М., 1997–2003. Т. 2. С. 478.
↑5) Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 кн. Репринт изд. 1842–1844 гг. М., 1988–1989. Кн. 1. Т. III. С. 122.
↑6) Полное собрание русских летописей. Т. XIII. М., 2000. Патриаршая или Никоновская летопись. С. 301.
↑7)Филофей (около 1300–1379), патриарх Константинопольский.
↑8) Витовт (1350–1430), великий князь литовский.
↑9) Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 кн. Репринт изд. 1842–1844 гг. М., 1988–1989. Кн. 2. Т. V. С. 128.
↑10) Петр (?–1326), митрополит Киевский и всея Руси, святой.
↑11) Парамша или Парамшин, русский иконописец, серебряных и золотых дел мастер, жил в XIV веке.
↑12) Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 кн. Репринт изд. 1842–1844 гг. М., 1988–1989. Кн. 2. Т. V. Примечания. С. 156.
↑13) Там же. Т. VI. Примечания. С. 79–80.
↑14) Опись домашнему имуществу царя Ивана Васильевича, по спискам и книгам 90 и 91 годов // Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. Кн. 7. Смесь. М., 1850. С. 5.
↑15) Станюкович А. К., Медынцева А. А. Наперсный крест с датированной надписью из Звенигорода Московского // Звенигород за шесть столетий: Сборник статей. М., 1998. С. 225–251.
↑16) Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях: утварь, одежда, пища и питие, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М., 1993. С. 100.
↑17) Невольно напрашивается аналогия с Россией начала 1990-х годов, где массивные золотые цепь и крест были символом благосостояния и успеха.
↑19) Чин свадебный // Памятники литературы Древне Руси: середина XVI в. М., 1985. С. 175–177.
↑20) Там же. С. 181, 183.
↑22) Амвросий (Орнатский), архиеп. История российской иерархии. В 6 т.: В 7 кн. М., 1807–1815. Т. 1. С. 316–351.
↑23) Можно отметить, что до наших дней сохранился наперсный крест-энколпион, принадлежавший св. царю Николаю II. В крест были вложены части ризы Господа Иисуса Христа, ризы Пресвятой Богородицы, часть Животворящего Креста Господа, частицы мощей святых Ионна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, святителей Спиридона Тримифунского, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского и других святых. Крест был изготовлен в 1710 году. Ныне он хранится в монастыре свв. Царственных Страстотерпцев в Ганиной Яме Екатеринбургской епархии.
↑24) Китович К. Разсуждение о начале, важности и знаменований церковных облачений, читанное 1803 года сентября 29 дня в публичном собрании Санктпетербургской Александроневской Академии кандидатом богословия Константином Китовичем. СПб, 1804. С. 29.
↑25) ПСЗ (1). Т. XIV. № 10216.
↑26) Амвросий (Орнатский), архиеп. История Российской иерархии. В 6 т.: В 7 кн. М., 1807–1815. Т. 2. С. 357–361.
↑27) Там же. Т. 1. С. LXIV.
↑28) Дмитриевский А. Ставленник: руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископы, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. Киев, 1903. С. 119–120.
↑29) РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Д. 64992. Л. 89.
↑30) Барсов Т. В. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879. С. 17.
↑32) Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи: Царствование государя Павла I. Пг., 1915. С. 138.
↑33) Львов А. Н. К столетию учреждения наград для белого духовенства — скуфьи, камилавки, наперсного креста и митры // Санкт-Петербургский духовный вестник. СПб., 1897. № 51/52. С. 1016.
↑34) Дмитриевский А. Ставленник: руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископы, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. Киев, 1903. С. 123.
↑35) Калашников С. В. Сборник законов и форм о наградах (по церковному ведомству). Харьков, 1893. С. 39.
↑37) В 1920–1930-е годы украшать себя наперсными крестами и панагиями любили обновленцы. Так глава обновленческого раскола Александр Введенский носил одновременно пять наперсных крестов или панагий.
↑38) ПСЗ (3). Т. XVI. № 12793.
↑39) При этом даже награжденные греческие священники не одевают креста, совершая литургию «преждеосвященных даров» во время Великого поста, так как в нем неудобно совершать положенные по уставу земные поклоны.
↑40) Подробнее см. в изд.: Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М., 2007.
↑41) Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М., 2007. С. 353.
↑42) Архиепископом Таврическим и Симферопольским Димитрием (князем Абашидзе). В 1920-е годы архиепископ Димитрий принял схиму и служил в «катакомбной» церкви. Скончался в 1943 году — прим. К.К.
↑43) Таврический церковно-общественный вестник. 1917. № 8/9. С. 211. Подробнее библиографию см. в изд.: Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М., 2007. С. 353–354.
↑44) См.: ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 309 об., 326, 328.
↑45) РГИА. Ф. 468. Оп. 43. Д. 967. Л. 150 об.
↑46) Такую же надпись на оборотной стороне имели настольные медали, учрежденные в 1807 году. Было отчеканено 8 золотых и 30 серебряных медалей. См.: Дьяков М. Е. Медали Российской Империи: Каталог. В. 8 т. М., 2004–2008. Т. 3. М., 2005. С. 92.
↑47) РГИА. Ф. 806. Оп. 16. Д. 1418.
↑48) Капков К. Памятная книга. С. 471.
↑49 )Палладий, архимандрит. Обозрение Пермского раскола так называемого «старообрядчества». СПб., 1863. С. 34–35.
↑50) РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 382. Л. 47 об. — 48 об., 52 об.
↑51) Львов А. Н. К столетию учреждения наград для белого духовенства — скуфьи, камилавки, наперсного креста и митры // Санкт-Петербургский духовный вестник. № 51/52. СПб., 1897. С. 1019. В каталоге В. П. Смирнова описание медали отсутствует, что свидетельствует о том, что к началу XX века ее штемпель на Санкт-Петербургском монетном дворе не сохранился. (См.: Смирнов В. П. Описание русских медалей. СПб., 1908.) В каталоге М. Е. Дьякова медаль ошибочно отнесена к царствованию Императора Павла I. См.: Дьяков М. Е. Медали Российской Империи: Каталог. В. 8 т. М., 2004–2008. Т. 3. М., 2005. С. 19.
↑52) Определенная напряженность в отношениях «белого» и «черного» духовенства существовали на протяжении всей истории церкви, а в России особенно усилилась к началу XX века. Связано это, главным образом, с тем обстоятельством, что по сложившейся традиции, поставляются в епископы только представители монашествующего духовенства, то есть, серьезный «карьерный» рост возможен только для монахов.