Наперсный крест что это такое

Чем отличается нательный крест от наперсного?

Обычай носить православный крестик из серебра появился не сразу после Воскресения Христова, а приблизительно три века спустя. Именно к IV столетию относятся первые упоминания о нательных крестах. Однако и они распространились не сразу и не повсеместно. Первые христиане, помимо креста, носили медальоны с изображением Агнца (ягненка), виноградной лозы, рыбки и других образов, которые являлись символом Иисуса Христа. Простые люди носили крестики, выточенные из камня, вырезанные из дерева, изготовленные из кожи.

Люди побогаче могли позволить себе христианские крестики из серебра. Поначалу было принято носить кресты поверх одежды, в знак исповедания христианской веры, позже, в связи с начавшимися преследованиями христиан, серебряные крестики стали носить под одеждой. Сегодня мы, к счастью, имеем возможность открыто исповедовать свою веру, и необходимости прятать символ веры исчез, но обычай не выставлять крестик напоказ сохранился и по наши дни.

Что такое наперсный крест из серебра?

В одно время среди христиан был обычай носить поверх одежды массивные тяжелые кресты, полые внутри. В эти кресты вкладывались различные святыни – мощи мучеников, частицы Животворящего Креста Господня и другие. Такие кресты назывались энколпиями или энколпионами, и носились поверх одежды. Со временем обычай носить такие кресты закрепился за священниками, а простые верующие стали носить более удобные нательные крестики из серебра. Энколпионы стали называться наперсными крестами (от слова «перси» – «грудь)». Ношение наперсного креста не заменяет священнику нательный крестик из серебра.

Почему православные христиане чаще выбирают серебряные крестики?

Благодаря своему белому цвету серебро символизирует чистоту, целомудрие. Святой пророк и псалмопевец Давид употребил серебро для сравнения с ним Божественного слова: «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле…»

Поэтому православные серебряные крестики издавна пользуются особой любовью среди верующих. Одни приписывают серебру очищающие свойства, другие говорят, что серебра боятся злые силы, но православная церковь не поощряет такое языческое отношение к этому металлу. Серебряный крестик в православии не обладает никакими дополнительными чудодейственными свойствами по сравнению с крестами из других материалов. Купить крестик из серебра сегодня можно в любом ювелирном магазине или в иконных лавках.

Источник

Крест нательный

Крест нате́льный – неболь­шой крест, сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ю­щий Крест, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (иногда с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того, иногда без такого изоб­ра­же­ния), пред­на­зна­чен­ный для посто­ян­ного ноше­ния пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном в знак его веры и вер­но­сти Христу, при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, слу­жа­щий сред­ством для бла­го­дат­ной защиты.

Наперсный крест что это такое. Смотреть фото Наперсный крест что это такое. Смотреть картинку Наперсный крест что это такое. Картинка про Наперсный крест что это такое. Фото Наперсный крест что это такое

Крест – вели­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­тыня, види­мое сви­де­тель­ство нашего искуп­ле­ния. В службе на празд­ник Воз­дви­же­ния Цер­ковь вос­пе­вает древо Креста Гос­подня мно­гими похва­лами: «Крест – хра­ни­тель всея все­лен­ной, кра­сота Церкви, царей дер­жава, верных утвер­жде­ние, анге­лов слава и демо­нов язва».

Он – сви­де­тель­ство того, что чело­век есть хри­сти­а­нин (после­до­ва­тель Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит кре­стик для моды, не явля­ясь членом Церкви. Осо­знан­ное же ноше­ние натель­ного кре­стика явля­ется бес­сло­вес­ной молит­вой, поз­во­ля­ю­щей этому кре­стику являть под­лин­ную силу Пер­во­об­раза – Креста Хри­стова, кото­рая и защи­щает носи­теля всегда, даже если он и не попро­сит помощи, или не имеет воз­мож­но­сти пере­кре­ститься.

Совер­шая таин­ство Кре­ще­ния, свя­щен­ник наде­вает на мла­денца кре­стик, кото­рый с этого момента ста­но­вится нераз­луч­ным спут­ни­ком нового члена Церкви. Кре­стик не при­нято сни­мать при купа­нии или пере­оде­ва­нии (в преж­ние вре­мена в банях име­лись даже дере­вян­ные кре­стики, кото­рые наде­вали в парилку взамен своих). К сожа­ле­нию, есть и «зна­ю­щие» совет­чики: меди­цин­ские сестры, соседки, подруги, кото­рые авто­ри­тетно убеж­дают маму снять с ребенка кре­стик: мол малень­кий еще, запу­та­ется в тесемке, кожу натрет и т. п.

Суще­ствуют кано­ни­че­ские формы кре­стов – четырех‑, шести‑, вось­ми­ко­неч­ные; с полу­кру­жием внизу и другие. Каждая линия имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. На Руси более при­няты вось­ми­ко­неч­ные натель­ные кре­стики, на обо­роте кото­рых по тра­ди­ции делают над­пись «Спаси и сохрани». Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Хри­стов почи­та­ется нами, но по самому Христу, Пре­свя­тою Кровью Кото­рого обаг­рился. Про­яв­ляя чудо­дей­ствен­ную силу, какой-либо Крест не сам собой дей­ствует, но силой рас­пя­того на нем Христа и при­зы­ва­нием Пре­свя­того Имени Его».

Не суще­ствует каких-либо правил о мате­ри­але для кре­стов. Оче­видно, здесь при­ем­лемы и дра­го­цен­ные металлы, ибо для хри­сти­а­нина не может быть ничего дороже креста – отсюда стрем­ле­ние его укра­сить. Но, без­условно, про­стые дере­вян­ные или метал­ли­че­ские кре­стики ближе по духу ко Кресту Гос­подню. Также нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между цепоч­кой и тесь­мой: важно, чтобы кре­стик дер­жался прочно. Крест не должен сни­маться, в т.ч. во время мытья и спор­тив­ных заня­тий. Миряне носят натель­ный (на теле) кре­стик под одеж­дой, спе­ци­ально не выстав­ляя его напо­каз.

В первые века при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные пока­за­тели хри­сти­ан­ского кре­ще­ния». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епи­скопы, еще позже – и свя­щен­ники. Свя­щен­ни­че­ский нагруд­ный крест назы­ва­ется наперс­ным («перси» по-цер­ков­но­сла­вян­ски значит «грудь»). Наряду с наперс­ным, свя­щен­ники носят и натель­ный кре­стик.

Рус­ские люди на кре­стах кля­лись в вер­но­сти, а обме­ни­ва­ясь натель­ными кре­стами, ста­но­ви­лись кре­сто­выми побра­ти­мами. При постройке церк­вей, домов, мостов крест закла­ды­вали в осно­ва­ние. Суще­ство­вал обычай из раз­бив­ше­гося цер­ков­ного коло­кола отли­вать мно­же­ство кре­сти­ков, кото­рые поль­зо­ва­лись особым почи­та­нием. Снять с себя крест или не носить его пони­ма­лось всегда как бого­от­ступ­ни­че­ство. За 2000-летнюю исто­рию хри­сти­ан­ства многие люди постра­дали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя натель­ный крест. Этот подвиг повто­рялся и в наше время.

С натель­ным кре­сти­ком свя­зано мно­же­ство суе­ве­рий: поте­рял кре­стик – слу­чится беда; поте­рян­ный кем-то кре­стик нельзя под­ни­мать; кре­стик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подоб­ное. Все они не имеют под собой ника­ких осно­ва­ний: можно купить новый кре­стик, носить пода­рен­ный или най­ден­ный, освя­тив его в храме. Те кре­стики, что про­да­ются в храме, освя­ща­ются спе­ци­аль­ным чином.

Обя­за­тельно ли освя­щать натель­ный кре­стик в храме или доста­точно окро­пить его святой водой дома?

Иконы и крест­ные изоб­ра­же­ния под­ле­жат освя­ще­нию свя­щен­ни­ком. В треб­нике есть особое неболь­шое после­до­ва­ние, в его составе свя­щен­ни­че­ская молитва об освя­ще­нии «сего крест­ного зна­ме­ния». (Треб­ник – бого­слу­жеб­ная книга, каса­ю­ща­яся част­ных бого­слу­же­ний, совер­ша­ю­щихся по ТРЕ­БО­ВА­НИЮ (в отли­чие от обще­ствен­ных – вечерни, утрени и Литур­гии).

Рас­скажу случай, бывший с при­хо­жан­кой нашего Храма. Перед этим они недавно повен­ча­лись с мужем. Муж только пришел к вере. Купили натель­ный Крест. Муж поду­мал: «И чего я пойду в Храм. Есть кре­щен­ская вода и молитва на освя­ще­ния всякой вещи». Про­чи­тал, покро­пил трижды. Надел и носит. Поехали в Паф­ну­тьево-Боров­ский мона­стырь (впер­вые). Входят в келью к о. Власию. Он назы­вает его по имени (видя его впер­вые) и гово­рит: «У тебя Крест не освя­щен, иди на моле­бен освя­щай». (А.Г. Заха­рин)

Что озна­чает потеря натель­ного креста?

Отве­чает свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:

Ничего, кроме неко­то­рой невни­ма­тель­но­сти и небреж­но­сти поте­ряв­шего.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Можно ли дарить натель­ный крест?

Как выбрать натель­ный крест?

Натель­ный крест – это не юве­лир­ное укра­ше­ние. Как бы красив он ни был, из какого бы дра­го­цен­ного металла он не был бы сделан, это в первую оче­редь зримый символ хри­сти­ан­ской веры.

Пра­во­слав­ные натель­ные кресты имеют очень древ­нюю тра­ди­цию и потому бывают весьма раз­но­об­раз­ными по своему виду, в зави­си­мо­сти от вре­мени и места изго­тов­ле­ния. Тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный натель­ный крест имеет вось­ми­ко­неч­ную форму.

Почи­та­ние креста, любовь к нему про­яв­ля­ется в богат­стве и раз­но­об­ра­зии его укра­ше­ний. Натель­ные кресты всегда отли­ча­лись раз­но­об­ра­зием как в выборе мате­ри­ала, из кото­рого они дела­лись – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обра­щать вни­ма­ние не на металл, из кото­рого изго­тов­лен крест, а на то, соот­вет­ствует ли форма креста пра­во­слав­ным тра­ди­циям, о кото­рых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Можно ли носить два креста?

Глав­ный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам пода­рили ещё один, то вполне можно бла­го­го­вейно хра­нить один из них в святом углу рядом с ико­нами, а один носить посто­янно. Если при­об­рели другой, то и носите его…

Хри­сти­а­нина хоро­нят с натель­ным кре­стом, поэтому по наслед­ству его не пере­дают. Что каса­ется ноше­ния вто­рого натель­ного креста каким-то обра­зом остав­ше­гося от усоп­шего род­ствен­ника, то ноше­ние его в знак памяти о покой­ном сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии сути ноше­ния креста, кото­рый сви­де­тель­ствует о Жертве Бога, а не род­ствен­ных отно­ше­ниях.

Натель­ный крест — это не укра­ше­ние или амулет, а одно из види­мых сви­де­тельств при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой, сред­ство бла­го­дат­ной защиты и напо­ми­на­ние о запо­веди Спа­си­теля: Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… ( Мф.16:24 ).

О чело­веке без­нрав­ствен­ном на Руси гово­рили: «Креста на нём нет».

Источник

cтатьи

Авторы

новости

День в истории: 22 декабря

Наперсный крест что это такое. Смотреть фото Наперсный крест что это такое. Смотреть картинку Наперсный крест что это такое. Картинка про Наперсный крест что это такое. Фото Наперсный крест что это такоеВ этот день, в 1813 году, учреждена серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Медалью награждались строевые офицеры и солдаты в армиях и ополчениях, сражавшиеся против неприятеля в 1812 году. Эту медаль носили на Андреевской ленте.

09.11.2021

В разделе «Аукционы» опубликован каталог интернет-аукциона №21 «Награды России и мiра». На аукционе представлены 1229 лотов. Комиссионное вознаграждение составляет 15%. Лоты будут доступны для просмотра с 22 ноября 2021 г. В связи с необходимостью соблюдения мер социального дистанцирования, просим вас предварительно согласовывать по телефону время визита.

07.11.2021

В разделе «Аукционы» опубликован каталог аукциона №137 «Награды России». На аукционе представлены 582 лота. Комиссионное вознаграждение составляет 15%. Лоты будут доступны для просмотра с 22 ноября 2021 г. В связи с необходимостью соблюдения мер социального дистанцирования, просим вас предварительно согласовывать по телефону время визита.

01.11.2021

В разделе «Аукционы» опубликован каталог интернет-аукциона №22 «Боны и ценные бумаги». На аукционе представлены 859 лотов. Комиссионное вознаграждение составляет 15%. Лоты будут доступны для просмотра с 8 ноября 2021 г. В связи с необходимостью соблюдения мер социального дистанцирования, просим вас предварительно согласовывать по телефону время визита.

29.10.2021

В разделе «Аукционы» опубликован каталог аукциона №138 «Коллекция банкнот». На аукционе представлены 286 лотов. Комиссионное вознаграждение составляет 18%. Лоты будут доступны для просмотра с 8 ноября 2021 г. В связи с необходимостью соблюдения мер социального дистанцирования, просим вас предварительно согласовывать по телефону время визита.

27.10.2021

ВНИМАНИЕ!
C 28 октября по 7 ноября включительно фирма «Монеты и Медали» не работает.

Общая история наперсного креста

Наперсный крест что это такое. Смотреть фото Наперсный крест что это такое. Смотреть картинку Наперсный крест что это такое. Картинка про Наперсный крест что это такое. Фото Наперсный крест что это такоеВ 2012 году вышла книга Константина Капкова, посвященная священнослужителям Российской Империи XVIII–XX веков, пожалованным Георгиевскими отличиями. Книга построена на архивных источниках, многие документы впервые вводятся в научный оборот. Работа является первым исследованием в своей области и предназначена для широкого круга читателей: ученых, коллекционеров, музейных работников и всех любителей российской истории.

С любезного разрешения автора мы публикуем главу из книги.

Общая история наперсного креста
Капков К.Г. Священники — кавалеры Императорского Военного ордена
св. Великомученика и Победоносца Георгия. — М.:«Летопись», 2012, с. 120-132.

С течением времени, крест, дававшийся каждому христианину при крещении, стал носиться под одеждой и принял название нательного креста, а носимый поверх одежды — наперсного креста. В глубокой древности, по всей видимости, не различали кресты наперсные и нательные. Крест мог свободно носиться под одеждой или поверх нее.

В Византии и домонгольской Руси часто носили так называемые энколпионы — ящички, имевшие, как правило, форму креста, реже круга или овала с хранимыми в них мощами святых. На энколпионе изображались Распятие и/или икона святого. Кресты-энколпионы также были принадлежностью торжественного облачения Императора в Константинополе, а позднее Великого князя — на Руси.

До нашего времени сохранилось большое число энколпионов домонгольской Руси. Кому принадлежали эти кресты?

Однако значительная часть сохранившихся энколпионов сделана из медных сплавов. Следовательно, ношение их было распространено и среди бедных слоев населения.

Вероятней всего, в древней Руси ношение энколпиона было возможно для любого христианина и никак не регламентировалось. Материал и убранство креста зависели от благосостояния человека.

В 1722 году Петр I разрешил архимандритам членам Св. Синода возлагать на себя наперсный крест.

Священнослужитель в сане иеромонаха, вероятно, впервые получил разрешение носить наперсный крест в 1757 году при назначении его в русскую церковь в Париж. Им стал иеромонах Иоасаф (Шестаковский). Приемники Иоасафа в Париже удостоились той же чести.

В царствование Елизаветы Петровны впервые был пожалован наперсным крестом «белый» (то есть — женатый) священник. Им стал духовник Императрицы придворный протопоп Ф.Я.Дубянский. (По Именному указу четыре сына Дубянского были возведены в дворянское достоинство.)

В царствование Екатерины II продолжились награждения придворных священников наперсными крестами, в том числе, на орденских лентах (подробнее см. в следующей главе).

По поручению Императора Св. Синод разработал варианты текста на оборотной стороне наградного креста. На утверждение были предложены надписи: 1) «пресвитеру, труждающемуся в слове и учении»; 2) «прилежащему добре пресвитеру, паче же труждающемуся в слове и учении»; 3) «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием»; 4) «установлен в благочестивое царствование Великого Государя Императора Павла I и за отличие пожалован».

С начала XIX века стали регулярно жаловаться наперсные кресты из Кабинета Е.И.В. на цепочке или на Георгиевской ленте, в том числе, с драгоценными украшениями (подробнее см. в следующей главе).

Иногда священники жаловались золотыми (в том числе, украшенными драгоценными камнями) крестами из Кабинета Императрицы.

С 1820 года наперсный крест из Кабинета Е.И.В. стал выдаваться российским священникам при заграничных церквях «для приличия сану» и для «отличия в одеянии от жидов». При условии беспорочного служения при заграничных церквях не менее семи лет полученный крест обращался в награду.

С начала XIX века наперсный крест становится наградой и для игумений — настоятельниц монастырей, к концу XIX века начинают награждаться крестом монахини. Реверс наперсного креста для женщин не имеет надписей.

На протяжении XIX — начала XX веков постепенно распространяется практика «подношения» священнослужителям наперсных крестов от офицеров полка, разных обществ, прихожан и т.п. До 1881 года для ношения таких крестов требовалось утверждение Св. Синода, который разрешал принять крест если, во-первых, священнослужитель уже имел наперсный крест от Св. Синода и, во-вторых, со дня получения священником последней награды прошло не менее трех лет. Наличие поднесенного креста до 1881 года считалось наградой и записывалось в «послужные списки» духовенства. С февраля 1881 года право на разрешение ношения поднесенных крестов перешло на низшие инстанции: к епархиальным архиереям и Главным священникам армии и флота, гвардии и гренадер, и перестало вноситься в «послужные списки» священнослужителей.

Вскоре, в 1886 году по инициативе Императора Александра III священнослужителям было запрещено одновременное ношение и двух наперсных крестов. Духовенству было предоставлено право возлагать на себя любой из имеющихся крестов: поднесенный от прихожан, Синодальный или из Кабинета Е.И.В.

Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне цитата из 1-го послания св. апостола Павла к Тимофею: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (4; 12), а также вензель Императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.

Обязательного ношения Коронационного креста не предусматривалось. Однако мало кто из духовенства не захотел себя украсить, и крест данной формы постепенно стал обязательным элементом облачения священнослужителей при совершении богослужений. Таким он и является и в наши дни. Можно отметить, что крест был установлен Императором, принявшим позднее мученическую кончину и канонизированным Русской Православной Церковью.

Крест в точности сохранил свою форму до наших дней, кроме изображений вензеля Императора Николая II и даты его коронации. Сейчас такой крест при хиротонии возлагается на каждого священника. Полностью сохранился и внешний вид наградного креста, учрежденного Императором Павлом I (кроме изображения вензеля и даты учреждения креста). Сейчас, как и в XIX — начале XX веков, крест является наградным. В современной лестнице наград он идет перед награждением саном протоиерея, и поэтому его имеют практически все протоиереи. В бытовом церковном обиходе крест называют «протоиерейским».

Примечательно, что на кресте, возлагаемым на священника при хиротонии, начинающему службу дается напутствие: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». А судя по надписи на наградном кресте: «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием», протоиерей этот образ уже дал. Не смотря на некоторую анекдотичность ситуации, надписи сохраняются.

Протоиерей церкви Инженерного замка в Санкт-Петербурге Федор Быстров, «много потрудился на пользу русской миссии в Японии, особенно сбором пожертвований на ее нужды», и «в 1908 году от Японской церкви ему был поднесен роскошный золотой крест», цепь которого была «художественно сделана из золотых японских иероглифов».

Далее можно отметить, что в 1843 году, по аналогии с православным крестом, был установлен наперсный крест для награждения католического духовенства. На лицевой стороне креста было изображено Распятие. На оборотной стороне вензель Императора Николая I и текст: «Пастырю дающему пример пастве словом и житием установлен в благочестивое Царствование Великого Государя Императора Николая I 1843 мая 26». Крест установлен четырехконечной формы и изготавливался из серебра с позолотой.

Подводя итоги, кратко резюмируем ключевые моменты истории наперсного креста на Руси. Мы имеем свидетельства, что на протяжении XI–XVII веков ношение наперсных крестов было распространено среди мирян. Священнослужители (кроме епископов, и архимандритов в западнорусской митрополии) по крайней мере, уже в XVI–XVII веках наперсных крестов не носили. С начала XVIII века Императоры, за ними привилегированные сословия, а позднее и другие миряне перестают носить наперсный крест, и он становится элементом одежды духовенства.

Постепенно вслед за епископами крест начинают носить архимандриты в Великороссии, позднее игумены и избранные представители придворного и военного духовенства, далее игуменьи.

В течении XIX–XX веков награждения наперсным крестом практикуются достаточно широко. С 1896 года все священнослужители получают право носить наперсный крест, который к настоящему времени стал обязательным элементом облачения священника при совершении литургии.

На протяжении XI–XIX веков наперсным крестом награждали Великие князья, Цари, Императоры, до учреждения Синода также и патриарх. С 1881 года по повелению Императора Александра III Св. Синод получил право награждать наперсным крестом самостоятельно. После революции 1917 года утверждать эту награду стал патриарх.

Таким образом, на протяжении XI–XXI веков порядок ношения наперсного креста претерпевал довольно сильные изменения.

↑1) Кондаков Н. П. Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода. Т. 1. СПб., 1896. С. 181.

↑2) Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Древнерусские энколпионы: Нагрудные кресты-реликварии, X–XIII вв. СПб., 2003. С. 38, 39.

↑3) Цит. по изд.: Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Древнерусские энколпионы: Нагрудные кресты-реликварии, X–XIII вв. СПб., 2003. С. 38.

↑4) Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. В 4 т. Репринт изд. 1901–1911 гг. М., 1997–2003. Т. 2. С. 478.

↑5) Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 кн. Репринт изд. 1842–1844 гг. М., 1988–1989. Кн. 1. Т. III. С. 122.

↑6) Полное собрание русских летописей. Т. XIII. М., 2000. Патриаршая или Никоновская летопись. С. 301.

↑7)Филофей (около 1300–1379), патриарх Константинопольский.

↑8) Витовт (1350–1430), великий князь литовский.

↑9) Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 кн. Репринт изд. 1842–1844 гг. М., 1988–1989. Кн. 2. Т. V. С. 128.

↑10) Петр (?–1326), митрополит Киевский и всея Руси, святой.

↑11) Парамша или Парамшин, русский иконописец, серебряных и золотых дел мастер, жил в XIV веке.

↑12) Карамзин Н. М. История государства Российского. В 4 кн. Репринт изд. 1842–1844 гг. М., 1988–1989. Кн. 2. Т. V. Примечания. С. 156.

↑13) Там же. Т. VI. Примечания. С. 79–80.

↑14) Опись домашнему имуществу царя Ивана Васильевича, по спискам и книгам 90 и 91 годов // Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. Кн. 7. Смесь. М., 1850. С. 5.

↑15) Станюкович А. К., Медынцева А. А. Наперсный крест с датированной надписью из Звенигорода Московского // Звенигород за шесть столетий: Сборник статей. М., 1998. С. 225–251.

↑16) Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях: утварь, одежда, пища и питие, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М., 1993. С. 100.

↑17) Невольно напрашивается аналогия с Россией начала 1990-х годов, где массивные золотые цепь и крест были символом благосостояния и успеха.

↑19) Чин свадебный // Памятники литературы Древне Руси: середина XVI в. М., 1985. С. 175–177.

↑20) Там же. С. 181, 183.

↑22) Амвросий (Орнатский), архиеп. История российской иерархии. В 6 т.: В 7 кн. М., 1807–1815. Т. 1. С. 316–351.

↑23) Можно отметить, что до наших дней сохранился наперсный крест-энколпион, принадлежавший св. царю Николаю II. В крест были вложены части ризы Господа Иисуса Христа, ризы Пресвятой Богородицы, часть Животворящего Креста Господа, частицы мощей святых Ионна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, святителей Спиридона Тримифунского, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского и других святых. Крест был изготовлен в 1710 году. Ныне он хранится в монастыре свв. Царственных Страстотерпцев в Ганиной Яме Екатеринбургской епархии.

↑24) Китович К. Разсуждение о начале, важности и знаменований церковных облачений, читанное 1803 года сентября 29 дня в публичном собрании Санктпетербургской Александроневской Академии кандидатом богословия Константином Китовичем. СПб, 1804. С. 29.

↑25) ПСЗ (1). Т. XIV. № 10216.

↑26) Амвросий (Орнатский), архиеп. История Российской иерархии. В 6 т.: В 7 кн. М., 1807–1815. Т. 2. С. 357–361.

↑27) Там же. Т. 1. С. LXIV.

↑28) Дмитриевский А. Ставленник: руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископы, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. Киев, 1903. С. 119–120.

↑29) РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Д. 64992. Л. 89.

↑30) Барсов Т. В. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879. С. 17.

↑32) Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи: Царствование государя Павла I. Пг., 1915. С. 138.

↑33) Львов А. Н. К столетию учреждения наград для белого духовенства — скуфьи, камилавки, наперсного креста и митры // Санкт-Петербургский духовный вестник. СПб., 1897. № 51/52. С. 1016.

↑34) Дмитриевский А. Ставленник: руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископы, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. Киев, 1903. С. 123.

↑35) Калашников С. В. Сборник законов и форм о наградах (по церковному ведомству). Харьков, 1893. С. 39.

↑37) В 1920–1930-е годы украшать себя наперсными крестами и панагиями любили обновленцы. Так глава обновленческого раскола Александр Введенский носил одновременно пять наперсных крестов или панагий.

↑38) ПСЗ (3). Т. XVI. № 12793.

↑39) При этом даже награжденные греческие священники не одевают креста, совершая литургию «преждеосвященных даров» во время Великого поста, так как в нем неудобно совершать положенные по уставу земные поклоны.

↑40) Подробнее см. в изд.: Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М., 2007.

↑41) Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М., 2007. С. 353.

↑42) Архиепископом Таврическим и Симферопольским Димитрием (князем Абашидзе). В 1920-е годы архиепископ Димитрий принял схиму и служил в «катакомбной» церкви. Скончался в 1943 году — прим. К.К.

↑43) Таврический церковно-общественный вестник. 1917. № 8/9. С. 211. Подробнее библиографию см. в изд.: Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М., 2007. С. 353–354.

↑44) См.: ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 309 об., 326, 328.

↑45) РГИА. Ф. 468. Оп. 43. Д. 967. Л. 150 об.

↑46) Такую же надпись на оборотной стороне имели настольные медали, учрежденные в 1807 году. Было отчеканено 8 золотых и 30 серебряных медалей. См.: Дьяков М. Е. Медали Российской Империи: Каталог. В. 8 т. М., 2004–2008. Т. 3. М., 2005. С. 92.

↑47) РГИА. Ф. 806. Оп. 16. Д. 1418.

↑48) Капков К. Памятная книга. С. 471.

↑49 )Палладий, архимандрит. Обозрение Пермского раскола так называемого «старообрядчества». СПб., 1863. С. 34–35.

↑50) РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 382. Л. 47 об. — 48 об., 52 об.

↑51) Львов А. Н. К столетию учреждения наград для белого духовенства — скуфьи, камилавки, наперсного креста и митры // Санкт-Петербургский духовный вестник. № 51/52. СПб., 1897. С. 1019. В каталоге В. П. Смирнова описание медали отсутствует, что свидетельствует о том, что к началу XX века ее штемпель на Санкт-Петербургском монетном дворе не сохранился. (См.: Смирнов В. П. Описание русских медалей. СПб., 1908.) В каталоге М. Е. Дьякова медаль ошибочно отнесена к царствованию Императора Павла I. См.: Дьяков М. Е. Медали Российской Империи: Каталог. В. 8 т. М., 2004–2008. Т. 3. М., 2005. С. 19.

↑52) Определенная напряженность в отношениях «белого» и «черного» духовенства существовали на протяжении всей истории церкви, а в России особенно усилилась к началу XX века. Связано это, главным образом, с тем обстоятельством, что по сложившейся традиции, поставляются в епископы только представители монашествующего духовенства, то есть, серьезный «карьерный» рост возможен только для монахов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *