Написано ли в коране что нужно носить хиджаб
В Коране нет приказа носить хиджаб?
Опровергните пожалуйста это.
Ва алейкум салям ва рахматулла.
В Священном Коране действительно не написано прямым текстом, что женщина обязана именно закрывать голову, но это никак не значит, что в исламе нет такого положения. Вы, судя по всему, исходите из неверной предпосылки о том, что все положения шариата прямым текстом перечислены в Коране, хотя это явно не так. В Коране, например, нигде прямым текстом не сказано, что ежедневных молитв пять, и уж тем более не разъяснено подробно, как именно совершать молитву, такие понятия, как ракат и сколько ракатов в каждой из молитв, в тексте Корана отсутствуют.
В Священном Коране о конкретно предписаниях шариата говорится не так уж и много. Аятов, касающихся непосредственно шариатских предписаний, всего около 500, и это лишь чуть больше 7% от всего коранического текста. Думаю, что после осознания этого факта, любому ясно, что все положения шариата не упомянуты в Коране, значит нужно обращаться к другому источнику исламского закона, а именно — сунне Пророка (Да благословит Аллах его и род его) и Ахль Аль-Бейт (мир им всем).
И все-таки, в Священном Коране есть указания на обязательность хиджаба. Точнее на то, что существует, как минимум, некоторая норма одежды для верующих. Взгляните на 26 аят суры Аль-А’раф (7):
يا بني ادم قد انزلنا عليكم لباسا يواري سواتكم وريشا ولباس التقوى ذلك خير ذلك من ايات الله لعلهم يذكرون
О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. И одеяние богобоязненности — лучшее. Это из знамений Аллаха, быть может, они вспомнят.
Всевышний явно говорит, что одеяние богобоязненности — лучшее, осталось лишь определить, что это и каковы его границы.
В Коране даже упомянуто женское покрывало в качестве одежды тоже, обратите внимание на 59 аят суры Аль-Ахзаб (33):
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَنْ يُعْرَفْنَ فَلا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُوراً رَحِيماً
О Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они сближали на себе свои покрывала. Так их будут легче узнавать, и они не подвергнутся оскорблениям. И Аллах — Прощающий, Милосердный.
Еще один аят, что затрагивает эту тему в суре Ан-Нур (24) — аят 32
وقل للمؤمنات يغضضن من ابصارهن ويحفظن فروجهن ولا يبدين زينتهن الا ما ظهر منها وليضربن بخمرهن على جيوبهن ولا يبدين زينتهن الا لبعولتهن او ابائهن او اباء بعولتهن او ابنائهن او ابناء بعولتهن او اخوانهن او بني اخوانهن او بني اخواتهن او نسائهن او ما ملكت ايمانهن او التابعين غير اولي الاربة من الرجال او الطفل الذين لم يظهروا على عورات النساء ولا يضربن بارجلهن ليعلم ما يخفين من زينتهن وتوبوا الى الله جميعا ايها المؤمنون لعلكم تفلحون
Скажи верующим женщинам, чтобы они притупляли свои взоры и оберегали свои чресла. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые явно видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не ударяют своими ногами, давая знать о красотах, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете.
Как вы видите, тут ясно сказано, что женщинам не следует показывать посторонним мужчинам никакие свои красоты, кроме того, что «явно видно». Ну а чтобы понять, что конкретно положено закрывать, а что — нет, мы должны обратиться к сунне Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его), ведь никто не знает и не понимает предписания Всевышнего лучше Него, ну а кто же знает сунну лучше, чем Ахль Аль-Бейт (мир им всем)? Потому, ища пояснения к этим аятам в словах наших Имамов (мир им), мы ясно видим хадисы, подобные этому:
مُحَمَّدُ بْنُ يَحْيَى عَنْ أَحْمَدَ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ عِيسَى عَنْ مَرْوَكِ بْنِ عُبَيْدٍ عَنْ بَعْضِ أَصْحَابِنَا عَنْ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ ع قَالَ قُلْتُ لَهُ مَا يَحِلُّ لِلرَّجُلِ أَنْ يَرَى مِنَ الْمَرْأَةِ إِذَا لَمْ يَكُنْ مَحْرَماً قَالَ الْوَجْهُ وَ الْكَفَّانِ وَ الْقَدَمَانِ
… Я спросил у Имама Джаафара Ас-Садика (мир ему), на что может смотреть мужчина у посторонней женщины, он ответил: «Лицо, кисти рук и ступни ног». — Аль-Кафи, том 5, стр 521.
Аналогичный хадис можно найти также в сборнике Курб Аль-Иснад за авторством Аль-Химйари и многих других книгах.
Так что тут мы имеем дело с классической ситуацией, и мы сталкиваемся с таким постоянно при изучении исламского закона. Из текста Священного Корана ясно, что существуют некоторые правила, касающиеся одеяния женщин в присутствии посторонних мужчин, ну а сами правила уже разъяснены в сунне. Ведь с молитвой абсолютно то же самое — в Коране сказано, что нужно молиться, и это ясно любому при прочтении, но каким именно образом молиться, становится понятно только после обращения к сунне.
Есть и другие аяты, например, говорящие о дозволенности престарелым женщинам открывать некоторые части своего тела перед посторонними, как вы в курсе, и это тоже свидетельствует о наличии четких положений шариата, касающихся женской одежды.
Что же до утверждения, что якобы все виды современного хиджаба есть национальная арабская одежда, то такое может сказать лишь человек, плохо знающий как арабскую культуру, так и окружающий мир. Взгляните, например, на вид хиджаба, распространенный в Афганистане — где вы видели такой у арабов? Большинство арабов либо вообще не в курсе о такой вещи, либо видели ее только по телевизору или в интернете. Можно привести и другие примеры, но, думаю, основная идея ясна.
Часть 68. Установление обязанности носить хиджаб
В этот год был ниспослан аят о хиджабе[1], который первоначально касался только жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Умар ибн аль-Хаттаб еще до ниспослания этого аята часто говорил о необходимости женщинам покрываться – он хотел, чтобы был ниспослан аят относительно хиджаба. Он повторял: «Если бы (Пророк) послушался меня относительно вас, то вас бы никто не увидел». После чего было ниспослано:
وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاءِ حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ
«…И если вы просите у них (жен Пророка) какую-то утварь, то просите через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец…» (Сура «аль-Ахзаб», аят 53).
А после того, как кто-то сказал, что непременно женится на Аише, если умрет Мухаммад, Всевышний Аллах ниспослал продолжение аята:
وَمَا كَانَ لَكُمْ أَن تُؤْذُوا رَسُولَ اللَّهِ وَلَا أَن تَنكِحُوا أَزْوَاجَهُ مِن بَعْدِهِ أَبَدًا إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمًا
«…Не нужно огорчать Посланника Аллаха и жениться на его женах после него. Поистине, это перед Аллахом – большой грех» (Сура «аль-Ахзаб», аят 53).
Остальным верующим женщинам, как и мужчинам, было приказано опускать взгляд и хранить целомудрие. Также женщинам было велено не выставлять напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые сложно скрыть вроде кольца на пальце, окрашенных хной рук, сурьмы на глазах.
А все остальное, например, браслеты на локтях, уже не разрешается выставлять напоказ:
وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاءِ وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд (при виде того, на что им нельзя смотреть) и оберегали свои половые органы (от запретного). Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди (покрывая голову, шею и грудь) и не показывают свою красоту никому (то есть, все тело, кроме лица и кистей рук), кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть (мусульманки) не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают. О верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (Сура «ан-Нур», аят 31).
Первые мусульманки одевались так же, как и во времена джахилии: они носили длинное платье и покрывало на голове, и не было отличий в одежде свободной женщины и рабыни. За рабынями частенько подсматривали, когда те выходили по нужде в пальмовые рощи и пустыню, а когда вместо рабыни оказывалась свободная женщина, подсматривающие в качестве оправдания говорили, что приняли ее за рабыню. По этой причине мусульманкам было приказано опускать на себя покрывала, которые прикрывали лицо и фигуру, чтобы внушать уважение к себе и не толкать к греху людей порочных. Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
«О Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить (от рабынь и женщин легкого поведения), чтобы не причинить им обиды. И Аллах — Прощающий, Милующий (верующих)» (Сура «аль-Ахзаб», аят 59).
Но Мудрый Законодатель дал во время сватовства возможность посмотреть на невесту, чтобы мужчина знал, на ком женится, и чтобы между супругами установились согласие и гармония.
Выдающийся ученый имам аль-Газали[2] пишет в своей книге «аль-Ихья»[3]:
«Шариат призывает к тому, что помогает возникнуть симпатии (между вступающими в брак), поэтому жениху рекомендуется посмотреть на невесту. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если Аллах вложил в душу одного из вас [симпатию] к женщине, то пусть посмотрит на неё, ведь это наилучшим образом скажется на согласии между ними». Также Пророк говорил: «Поистине, в глазах ансаров есть нечто, и если кто-нибудь из вас решит жениться на них, то пусть посмотрит сначала на них»[4]. Подразумевается, что среди них было распространено некое глазное заболевание, слабое зрение, или их глаза были преимущественно меньше привычного. Некоторые праведники не выдавали замуж своих дочерей без того, чтобы жених предварительно ее увидел, так как не желали никого обманывать». Аль-А’маш[5] говорил: «Каждый брак, заключенный вслепую (без смотрин невесты), заканчивается горем и печалью».
Религиозное воспитание рождает целомудренность и благонравие. Вполне вероятно, что порочном современном мире, лишенном такого воспитания, именно хиджаб удержит простых мусульманок от распутства.
Согласно мнению большинства ученых, именно в этот год[6] Всевышний Аллах предписал мусульманам совершение хаджа – паломничества. Хадж обязателен для каждого мусульманина, который имеет возможность его совершить.
Хадж собирает мусульман всего мира в одном месте для единственной цели: обратиться к Аллаху с мольбой о прощении, поддержке и помощи в следовании Его истинной религии. Хадж играет большую роль в укреплении братских уз и объединении сердец единоверцев. В нем великое благо для мусульман.
[1] Бухари, № 4513; Муслим, № 1428.
[2] Мухаммад ибн Мухаммад Абу Хамид ат-Туси аль-Газали. Родился в Тусе в 450 году хиджры. Автор многих книг. Умер в родном городе в 505 году хиджры.
[3] См. «Ихья ‘Улюм ад-Дин» аль-Газали (2/59). Привёл Муслим в «Книге о браке», в главе «О желательности посмотреть на лицо и кисти рук той женщины, на которой хотят жениться», 9/209.
[4] Муслим, № 1424 от Абу Хурейры.
[5] Имам Сулейман ибн Михран. Умер в 148 году хиджры в Куфе.
[6] Существуют разногласия относительно года вменения хаджа в обязанность. Некоторые ученые считают, что это было в пятом году после хиджры, другие – что в седьмом или в десятом.
В Коране нет приказа носить хиджаб!
Снова и снова о ношении ПЛАТКА! Книга «Придуманная религия». Глава 22
В предыдущих глава мы увидели, что после смерти Пророка Мухаммада, женщины стали предметом особо извращенных ересей и нововведений, каждый мазхаб считал своим долгом придумать для женщин как можно больше хадисов и внутримазхабовских установлений. Необходимость женщины закрывать голову хиджабом также является особой темой в общей проблематике отношения к женщине в Исламе после смерти Пророка. Поэтому мы решили вынести рассмотрение этой темы отдельной главой.
Человек – единственное из млекопитающих существ, рождающееся голым, и единственное существо, испытывающее потребность одевать свое тело в одежды. Как следует из Суры «Преграды», в 22-го аята история одежд у людей так же глубока, как и история самого рода человеческого. Одежда во все времена была отражением духа времени, традиций, климатических условий, родовой или профессиональной принадлежности, положения в обществе, возраста и множества иных факторов. Некоторые общины людей, как, например, индоевропейская раса, претерпела многократные кардинальные изменения стиля одежд. А у некоторых общины, как, например, в юго-восточной Азии, форма одежды за многие века мало изменилась. Вне сомнения, одним из самых ярких примеров различий в стиле одеяния согласно иерархическому положению и статусу являет собой Османская империя. В османской империи падишах, например, носил тройной тюрбан (состоявших из трех полусфер), его министры (визири) должны были носить двойной тюрбан, а простые люди могли одевать только одинарный тюрбан, двух или трехсферные были для простого народа запрещены законодательно. В Османской империи существовало также четкое разделение формы одежды служителя падишахского дворца, или простого ремесленника или настоятеля текке, кроме того, отличались по цвету и форме головные уборы и одеяния женщин и мужчин иных вероисповеданий, живших в составе Османской империи. Различие в одеждах устанавливалось и защищалось законодательно. Иными словами, различие в одеяниях как внутри общества, так и различия между различными народами и общинами, формирование традиций одеяния и влияние условии жизни на эти традиции является темой для глубокого историко-социологического исследования.
ПРОБЛЕМА ИСЛАМИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ
О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных частей и для украшения.
7- Сура «Преграды», 26
В 26-м и 22-м аяте Суры «Преграды» Бог сообщает нам, что начиная с первого человека, Пророка Адама, людям, и мужчинам, и женщинам была ниспослана одежда для укрытия срамных мест. В Коране есть 3 аята, которые особо упоминают о том, как следует одеваться женщине. Изучив эти 3 аята, мы увидим, что Бог предписывает мусульманке, каков должен быть ее стиль одеяния, что Ислам повелевает, а что оставляет без ограничения в одеянии женщины.
В КОРАНЕ НЕ УПОМИНАЕТСЯ О ТОМ,
ЧТО ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ЗАКРЫВАТЬ ГОЛОВУ
И скажи верующим женщинам: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих прикрас, разве только то, что видно само. Пусть прикрывают покровом вырезы на груди и пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или своим невольникам, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли возраста понимать о женской наготе; И пусть не ступают при ходьбе так, чтобы становились явными те красоты, что они укрывают. О верующие, обратитесь все к Богу с покаянием и, может быть, вы обретете спасение!
Этот аят, вернее его искаженное толкование, является главным «козырем»
в руках тех, кто проповедует логику полного подчинения женщин своему образу мышления и навязывания им тех правил и норм, которые они, но не Бог, считают единственно дозволенными. Слово “химар”, употребленное в аяте, имеет широкий спектр значений, которые можно обобщить понятием покрова, покрывала. В старо-арабских письменах «химар» используется для обозначения покрывала, что стелют на пол, или же скатерти, которой покрывают стол или же какого –либо иного покрывала. «Химар», если накрывать им голову, будет платком, если накрывать им стол, будет скатертью. Если бы Бог повелел мусульманкам укрывать «химаром» головы, Он непременно сказал бы в аяте слово “химарур-рас”, то есть подчеркнул бы словом «рес» ( араб.-голова) в сочетании со словом «химар» необходимость укрывать покрывалом голову и тогда этот аят был бы совершенно ясен и не вызывал бы никаких разночтений. Например, аят, который описывает процедуру совершения омовения перед намазом, в той части, которая поясняет, как следует проводить мокрой рукой по голове, особо уточняет этот процесс словом «рас», то есть «голова».
Кроме того, в аяте ясно сказано, что закрывать следует место разреза на груди. То есть «химар» должен укрывать не голову, а, как ясно следует из аята, ворот, пазуху, декольте, место разделения грудей. (Слово «джууб», означающее «ворот», встречается в Коране два раза, в этом аяте, для обозначения места, которое следует закрывать покрывалом и в аяте, повествующем о том, как Бог повелел Пророку Мусе вложить руку за пазуху, чтобы явить всем чудо с сиянием руки.) Даже если слово “химар” рассматривать как головное покрывало, то все равно, в данном аяте оно указывает не на покрытие головы, а на покрытие разреза груди. Кроме того, те «ораторы», которые хотят представить покрытие головы обязательным повелением Корана, совершают открытое искажение Божественного текста, ибо переводят в смыслах Корана арабский глагол “фальйадрибна” как “пусть опускают”. Таким образом, аят переводился бы как “пусть опускают головное покрывало на разрез на груди”. Однако никогда и нигде глагол “дараба”, от которого и происходит повелительное наклонение глагола “фальйадрибна” (“пусть опускают») так не переводится. Этим глаголом Бог повелевает положить покрывало на разрез груди, то есть повелевает закрыть его. Для выражения повелительной формы глагола ”опускать” в Коране используется форма “фельйюднине”. Таким образом, если бы Бог захотел использовать такое выражение, то вместо повелительного глагола “фальйадрибна” Он мог бы употребить бы глагол “фальйуднина”. Этот пример показывает нам, что традиционалисты не стесняются и не считают греховным искажать и заменять в процессе перевода слова Корана на те, которые бы яснее отражали их собственную позицию, пусть эта позиция и не совпадает с тем, что повелевает Бог.
Еще одно слово этого аята, на которое обратим особое внимание, это слово «красоты», вернее то, что подразумевается под этим словом. На наш взгляд слово «красоты» подразумевает «груди». Поскольку все точки в аяте логически образом сводятся к этому смыслу. Первое, в аяте упоминается необходимость укрывать разрез груди, понятно, что из разреза груди у женщины видны ее груди. Второе, в аяте содержится повеление не ступать при ходьбе так, чтобы скрываемая красота становилась явной и притягивала бы взоры. Женщина, которая поставит себе целью привлечь внимание мужчин, может идти такой походкой, что с каждым шагом определенные части тела, а особенно груди, будут колыхаться и становиться явными (если вспомнить и то, что в те времена бюстгальтер еще не был изобретен, то смысл аята становится совершенно ясным). Третье, в аяте упоминается, что закрывать следует те красоты, кроме тех, что видны сами собой. Большая грудь женщины, как бы тщательно ее не укрывали, все равно будет обозначаться под одеждой крупными формами, при малейшем физическом движении, более того, при дуновении ветра, одеяние так или иначе будет обтягивать ее формы. Мы понимаем из аята, что это естественная красота, которую никак не скрыть. Четвертое, в аяте говориться о том, перед кем можно раскрывать свои красоты. В других аятах Корана мы встречаем повеление Бога, обращенное к женщине: кормить грудью ребенка до 2-х лет. Вполне естественно, что женщине может понадобиться кормить ребенка грудью, когда он голоден и плачет, и естественно, что такая ситуация может возникнуть и в присутствии отца женщины или кого-то из близких родственников. Таким образом, пояснение аята о том, в присутствии кого они могут приоткрывать свою красоту, дает большое облегчение женщине. Учитывая все перечисленные доводы, логически мы приходим к заключению, что под словом красоты Бог подразумевает грудь женщины. Никакое иное значение слова красоты не вписывается в смысл всего аята. Можно предположить, что словом красоты обозначены украшения, колье и прочее, но они совершенно не согласуются с текстом аята. Потому что в аяте говорится, что женщина может открывать свои украшения и в присутствии своих женщин. Украшения и колье едва ли можно считать предметами, вызывающими вожделение у мужчин, скорее они могу вызывать зависть у женщин. Если бы Бог говорил в аяте о золотых украшениях и колье и повелевал бы укрывать их с целью пресечь зависть других женщин, то в аяте сначала упоминались бы женщины, а потом же мужчины из числа тех, перед кем украшения свои можно открывать. Кроме того, какие такие украшения и колье могут становится видными при ходьбе? Да и что за украшение или колье, что видно само по себе? Вспомним также 31-й аят Суры «Преграды», где Бог говорит о дозволенности одевать украшения вблизи мечети. Если золотые украшения и колье можно одевать возле мечетей, то есть в самых людных местах, следовательно эти украшения не нужно скрывать и укрывать покрывалами от других. Таким образом, путем логического исключения мы понимаем, что аят подчеркивает мусульманкам необходимость закрывать груди покрывалом и оберегать эту часть тела место от чужих взоров.
В КОРАНЕ НЕТ ПОНЯТИЯ ХИДЖАБА
(УКУТЫВАНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ПОКРЫВАЛО)
Слово «хиджаб», употребляемое сегодня для обозначения формы одежды мусульманской женщины в Коране нигде не встречается. Это понятие, которое вызывает бурную реакцию как на Западе, так и на Востоке, является символом борьбы цивилизаций в современном мире, в Коране, по сути, основном законе Ислама, отсутствует. Следовательно, понятия «хиджаб» и «тесеттюр» стали исламскими терминами уже позднее, значительно позднее периода ниспослания Корана.
“Употребленное в аяте слово “хумур” и его форма единственного числа “химар” не является каким-то особым словом, обозначающим ткань, укрывающую только голову женщины. Это слово обозначает любое покрывало. Все, что может покрывать что-либо, в арабском языке называют слово «химар». Словари арабского языка Аль-Муджам уль-Васыф, Аль Мунджид, Лисан-уль Араб, Тадж уль Арус дают в качестве основного значения слова “химар” определение “покрывала”. Следовательно, возникшее при участии мазхабов и традиционалистов понятие «покрывало для головы», которое обозначалось слово «химар» привело к тому, что и в этих словарях одним, но далеко не первым и не вторым значением этого слова указывает определении «покрывала для головы». Однако даже из этих словарей видно, что традиционалисты откровенно исказили смысл аята. Ибо, как мы уже говорили, в аяте сказано, что местом укрытия является ворот, разрез груди, про голову там не сказано ни слова. В арабском языке покрывало, которым мусульманка укрывает голову, именуют не словом «химар», а словом “микна” и “насыйф”. В каком бы арабском словаре вы не смотрели, ткань, которой женщины укрывают головы, называется “микна (множ.-макани)” и “насыйф”.
В КОРАНЕ НЕТ УНИФОРМЫ
Рассмотрим также 59-й аят Суры «Сонмы», который также упоминает о форме одеяния мусульманских женщин:
О пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они одевают свои джильбабы (одеяния). Это лучше, чем если их узнают;
Ключевое слово в понимании смысла этого аята, это слово “джильбаб”. “Джильбаб” в арабском языке означает рубаху, платье, то есть то, что одевают в качестве одежды. Но “джильбаб” категорически не означает некоей одежды, которая должна закрывать строго все участки тела от одного места до другого места. Традиционалисты в Исламе подразделяются на несколько течений, Одни утверждают, что обязательным является укрывание всех частей тела женщины, в том числе и полное укрытие лица. Другие говорят, что обязательно следует укрывать все тело и дозволено оставить открытыми лишь два глаза. Третьи категорично утверждают, что можно оставить открытым только один глаз, а все остальное тело крепко-накрепко укутать. Самые либеральные «демократы» дозволяют женщине оставлять открытыми лицо, ладони и ступни. Однако Коран, который является единственным источником знаний об Исламе, вероуставе, который Бог избрал и исполнил в совершенном виде для мусульман, есть только два аята (и мы их приводили уже выше), которые устанавливают форму одежды для женщин мусульманок. Укутывание головы, ношение паранджи, оставление одного или двух глаз не является повелением Бога и нигде в Коране не фигурирует. Нет, эти установления являются нововведениями, ересями, внедренными в Ислам определенными людьми и мазхабами, то есть субъективными повелениями тех или иных людей, присвоивших себе право быть наместниками Бога и толкователями Его «невысказанных» пожеланий. Но если бы Бог пожелал от прочертить такую строгую линию формы одежды мусульманок, то Он непременно уточнил бы в Коране, что джильбабом следует закрывать все тело, оставляя только лицо и ладони. Ведь если Бог перечисляет по пунктам все места, которые должны быть омыты перед совершением намаза, вплоть до уточнения «омойте руки до локтей», то Бог счел нужным в том аяте установить границу. Если бы Бог пожелал установить для женщин мусульманок границу в одежде, которая отделила бы их от женщин-безбожниц, Он непременно выразил бы это ясным, не вызывающим иных толкований аятом. Неужели Коран, который в деталях описывает то, что происходило с народами древности, Коране, который в своем тексте провозглашает совершенную законченность и ясность своих повелений, не содержал бы хотя бы одного аята, который выражал бы повеление Бога и обозначал бы границы того, что дозволено для женщины-мусульманки в одежде, если бы Бог этого захотел? Отсутствие же такого пояснения означает не то, что Бог «забыл» это упомянуть, а то, что Бог не счел нужным вводить какие-либо ограничения и уточнения. Если рассмотреть 59-й аят Суры «Сонмы» мы увидим гибкое описание, не дающее никаких границ и четких линий. Из текста аята мы понимаем, что женщина-мусульманка должна одеть на себя свое одеяние для того, чтобы быть узнанной и таким образом не встретить дурных, оскорбительных слов. Если человек встретит на улице целомудренно одетую женщину, он поймет, что она целомудренна и порядочна и поэтому не станет оскорблять ее непристойными выражениями и предложениями. Ведь порой некоторые мужчины, видя откровенно полураздетых женщин, принимают их за проституток, доступных женщины и с легкостью бросают им вслед непристойные предложения. Тогда как аят, повелевая женщинам-мусульманкам одевать свои одеяния, обеспечивает защиту мусульманки от всех возможных форм оскорбления ее чести и достоинства.
Аят ясно и без установления каких-либо границ поясняет женщине, что ее джильбаб (одеяние) должно отделять ее от женщин-безбожниц, которые своими одеждами, вернее их полуотсутствием, дают мужчинам понять, что они доступны и распутны. Одежда мусульманки должна нести мужчинам информацию о ее целомудрии и праведности, она будет узнана по одежде и так будет защищена от оскорбительных слов и действий, и в отношении ее мужчины будут себя вести иначе, чем по отношению к распутным женщинам.
В аяте сокрыт ответ на вопрос о том, какова должна быть одежда; одежда должна соответствовать цели ниспослания аята. Если бы целью аята было не предотвратить неприятные для верующей женщины намеки и слова со стороны мужчин, а установить границы того, как ей следует одеваться, то Бог ниспослал бы аят в соответствии с этой целью. Так что эти два аята описывают все, что хотел сказать Бог в отношении того, как женщине-мусульманке следует одеваться. И, несмотря на то, что Бог предписывает женщине, как ей лучше одеваться, Он низводит также и другой аят:
Слово “сийаб”, употребленное в аята также не означает некоей границы, которая должна закрывать одежда женщины. Этот аят лишь поясняет нам, что женщины, достигшие возраста старости и утратившие сексуальную привлекательность для мужчин, могут быть несколько свободнее в том, как они одеваются и укрывают свои красоты.
ПОВЯЗЫВАТЬ ГОЛОВУ – КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ЖАРКИХ СТРАНАХ
Паранджи, шаршафы, хиджабы и платки, позиционируемые сегодня как непременный атрибут одежды мусульманской женщины, как мы уже увидели в предыдущем разделе книги, не имеют отношения к Кораническому предписанию об одеянии мусульманки. Эта форма одежды не связана с Исламом, а является всего лишь арабской традицией, которая была исламизирована и так внедрена в Ислам, однако процесс этот произошел значительно позднее ниспослания Корана. Во времена Пророка у арабов существовала традиция подвязывания головы, как у мужчин, так и у женщин. Собственно в самом Коране, в 81-м аяте Суры «Пчелы» Бог упоминает, что одежда защищает человека от жары и холода, в этом заключена одна и главных ее целей. В культурных традициях всех жарких стран, даже не исламских, подвязывание головы – распространенный и необходимый метод защиты человека от раскаленного солнца. Но очень жаль, что традиции подвязывания женщинами головы, в основе своей с Исламом никак не связанная, сегодня стала обязательным условием веры у традиционалистов, женщина без платка, по их мнению, не может считаться мусульманкой. А уже если мужчина оденет на голову чалму и так совершит намаз, то этот намаз принесет ему в 70 раз больше саваба (благодати) чем если бы он совершил его без головного убора.
Но в Коране не упоминается ни о мужчинах в чалмах, ни о женщинах в платках, что является главным доказательством не исламского происхождения этой формы одежды. Если бы Бог пожелал, Он бы непременно четко и ясно прописал в Коране “Пусть мужчины совершают молитву в чалмах” или “Пусть женщины одевают на голову платки так, чтобы ни единого волоса их не было видно”.
Человек, который может практически каждый день наблюдать яростную, неутихающую борьбу и противостояние мусульман-традиционалистов по отношению к властям, будь то в странах Европы или Турции вокруг якобы ущемления религиозного права женщины носить головной платок или паранджу может подумать, что платок действительно является одним из основополагающих повелений Ислама, строго предписываемого Кораном. Однако это не так, Коран нигде ни одним словом это не повелевает и не предписывает. Традиционалисты и все усиливающиеся радикальные течения в Исламе сделали платок чуть ли не первым и главным пунктом борьбы за мнимую религиозную свободу. Бесконечные дебаты и митинги протеста, отстаивающие право мусульманской женщины носить платок в общественных местах все более отдаляют и самих радикалов, и мировую общественность от осознания сути проблемы, и все труднее становится людям услышать, что то, ради чего они так яростно митингуют, по сути, традиция, но никак не Ислам. Все эти протесты затмевают разум обеих сторон, вместо объективного и здравого осознания Корана и следования только ему, мы видим непробиваемое упрямство и закостенелое следование традициям, а о сути проблемы ни та, ни другая сторона не пытается даже задуматься. Представьте себе, какой будет реакция девушки из традиционалистской мусульманской семьи, которая лишена возможности учиться в университете из-за запрета на ношение платка, если вы вдруг скажете ей: “В Коране нет предписания носить платок или одежды, укрывающие тебя до пят, и ты ходишь в таком виде не ради веры своей, но следуя арабским обычаям и традициям, которые были привнесены в Ислам при Омеййадах и Аббасидах”?
Поэтому каждый из нас обязан идейно бороться с фанатичной запретительной традиционалистской психологией, толкающей людей на путь радикализма, ограничивающей права и свободы человека, принуждающей девушек к платку или парандже на основании выдуманных хадисов и тем отталкивая от ислама многих девушек и женщин, не готовых к тому, чтобы носить платок или хиджаб. Поскольку эта психологи не принесет ничего хорошего, лишь разжигая пламя религиозного фанатизма и радикализма.
ЗАПИХИВАТЬ ЖЕНЩИНУ В ПАКЕТ
Не найдя в Коране столь желанного запрета, традиционалисты решили сами придумать побольше хадисов и комментариев, которые бы соответствовали идеологии их мазхабов и упаковывали бы женщин в одеяния таких уродливых форм и цветов, чтобы ни у кого не возникло ни тени желания восхититься красотой женщины, сотворенной Богом. Вспомним 33-ю Суру «Сонмы», где в 52-я аяте низводится запрет, обращенный только лишь в нашему Пророку. Бог повелевает ему, что отныне, с момента ниспослания этого аята, ему запрещено брать кого-либо в жены, даже если эта женщина будет очень красивой и очень понравится ему. Обратите внимание, из этого аята следует, что во времена Пророка одеяния женщин не мешали мужчине видеть, насколько она красива и Бог не видит в этом никакого недозволенного действа, Он не упрекает и не повелевает Пророку призвать женщины изменить формы их одежды, значит в ней не было ничего непристойного. Но мазхабы довели одеяние женщин до полного абсурда, как можно из под паранджи или шаршафа увидеть лицо женщины и ее красоту? Налицо явное противоречие этого положения мазхабов Кораническим аятам.
СМОТРЕТЬ ТОЛЬКО ОДНИМ ГЛАЗОМ
До сих пор мы рассматривали аяты Корана, повествующие о том, как следует одеваться женщине и следует ли ей закрываться в паранджу. Сейчас же мы приведем вам несколько ярких примеров того, каких «высот» достигли традиционалисты в адаптации и переосмыслении ясного Коранического текста: в шафиитском и ханбалитском мазхабе женщина должна закрывать все тело полностью (включая лицо и ладони). В ханафитском и маликистком мазхабе дозволяется оставлять открытыми лицо и руки до запястья, в случае, если нет предпосылок для фитны в ее окружении.(Сабуни Тафсируль аятиль ахкам 2/154,155) Ас-Судди: “Женщина должна закрывать один из глаз, а также закрывать ту сторону лица, на которой остается открытым глаз. Открытым, без покрова должен оставаться только один глаз.” Абу Хаййан: “В Андалусии обычаи были таковы. У женщины был виден только один глаз и более ничего.” (Абу Хаййан, Аль Бахр-уль Мухит). Шафиитские имамы доходили до того, что запрещали даже смотреть на кусочки отрезанных ногтей женщины.(Ибн Хаджар аль Хайтами, Дозволенное и запретное в Исламе / İbni Hacer el Heytemi, 2Ğ13) Фардом Ислама является полное закрытие женщины, включая лицо.(Фикх-ус сира, стр:240) Постороннему мужчине не желательно смотреть на грудь, спину и ноги женщины, даже если она укрыта покровом. А смотреть на лицо еще более запретно, ибо оно гораздо опаснее с точки зрения фитны, нежели ноги, волосы и ступни женщины. И если учитывать, что смотреть на эти части тела является почти что харамом, то смотреть на лицо женщины – это первостепенный харам. (Сабуни, Риваи 2/156)
Мы не сможем перечислить то ужасающее число нелепых домыслов и невежественных заключений, к которым прибегают традиционалисты. Но вышеприведенные предписания мазхабов свидетельствуют, что женщина должна не только полностью закрываться с головы до пят, но и даже срезанные ногти свои хорошо конспирировать, чтобы никто из мужчин их случаем не увидел и не впал во грех. Традиционалисты, которые, собственно, и распространяют эти псевдоисламские положения, утверждают, что следуют строго букве и слову Корана, прямого откровения Творца, ведут глубокие лингвистические анализы аятов и слова «химар», однако по сути они лишь пытаются подогнать Коран по свои представления, под те модели, которые сложились в их голове и придумать для них некую кораническую базу путем путанных толкований аятов. Они свято верят в то, что сами же придумывают: верят в то, что нельзя садиться на место, которое еще не остыло от женщины, что женщина не может быть руководителем или правителем, что женщина должна быть молчаливой рабыней своего мужа, что большая часть женщин сотворена для Ада.
Мы уже убедились в 21-й главе книги, что паранджа, шаршафы и платки являются следствием именно этой психологии, этого склада ума, постоянно стремящегося домыслить и «усовершенствовать» Коранический текст. Однако мы видим также, что сегодня хиджаб и паранджа стали своего рода символом борьбы за свободу вероисповедания, то и дело фигурируя и упоминаясь в качестве причины демонстраций, акций протеста. В то время как нет никакой разницы между утверждениями о необходимости ношения паранджи мусульманской женщиной и утверждением о том, что нельзя садиться на место, на котором сидела женщина, если оно еще не остыло от ее тепла. И то, и другое относится к области бреда. Примечательно, что споры вокруг права носить хиджаб и паранджу и несоответствия паранджи законам светских стран, возникли именно в наше время. Потому что в тот период, когда в Ислам было внедрено положение о ношении паранджи для женщин, споры о парандже протекали в плоскости “Какие части тела женщины могут быть видны в хиджабе?” или “Женщине следует оставлять открытым один глаз или оба глаза, или не ни одного и плотно опускать на глаза паранджу?”. В тот период те, кто повелел женщинам закрыться, обсуждали не то, какие платки одевать женщина, а то, что ее хиджаб, паранджа должны укрывать ее плотно наплотно до кончиков ногтей. Как видите, попытки доказать существование Коране слова платок и необходимости носить полностью закрытую одежду сегодня связывается со словом «химар» и его значениями. А еще ранее традиционалисты утверждали, что «химар» это плотная паранджа, которая закрывает женщину с головы до пят, так сто современный хиджаб это просто кардинальный прорыв в их сознании! Однако, что самое главное, Коран нигде не упоминает ни эти повеления, ни эти ограничения. Где в Коране сказано, что женщина должна тщательно скрывать от мужского взгляда отрезанные кусочки ногтей? Или же где в Коране сказано – закрывайте лицо паранджой? И есть ли в Коране хоть слово о том, что ни один волос женщины не должен быть виден из-под платка? И есть ли какое упоминание о необходимости покрывать волосы на голове платком? Нет. Но коли нет в Коране таких положений, то будьте искренними и признайтесь хотя бы самим себе, что ваши высказывания предвзяты, неискренни и выдуманы вами самими. Мы представили все 3 аята, что содержат указания о том, как должна одеваться женщина-мусульманка. Кроме этих 3-я аятов в Коране нет ни слова об обязательной форме деяния мусульманки По крайней мере, будьте искренними сами с собой и не входите в противоречие с Кораном.
Напомним также, что в Коране нет ни слова о том, что во время намаза женщине следует одевать особое платье, длинное, укрывающее все части тела. И если учитывать, Коран не требует от женщины ношения платка, шаршафа и паранджи, то это значит, что в Исламе нет обязанности носить эти одежды, и тогда какой смысл одевать еще некое особое платье во время намаза?
МОЖНО ЛИ СМОТРЕТЬ ЗА МУЖЧИНАМИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ФУТБОЛ?
У традиционалистов отращивание бороды является сунной, а ношение женщиной платка – фардом, но по странной логике те, кто называет отращивание бороды всего лишь сунной, то есть желательным, но далеко не обязательным действом, отрезание бороды считают не иначе как харамом. Самый распространенный в Турции ханафитский мазхаб, а также маликиты и ханбалиты утверждают, что отрезание бороды это однозначный харам. (Халиль Гюненч, Одежда и внешний вид в Исламе, стр.177) Но опять таки мы напомним: в Коране нет и слова о том, что мужчина должен носить бороду. Защитники мазхабов выдвигают совершенно бредовые формулировки: “Бог дает твоим волосам и бороде расти, а ты ее отрезаешь. Потом Бог вновь заставляет твои волосы и бороду вырасти, а ты начинаешь воевать с Богом, отрезая их опять. ”, то есть отрезание бороды представляется как акт сопротивления и восстания против воли Бога. Именно такие объяснения внушаются идеологами мазхабов людям и бытуют в верованиях.
Хвала Богу, Который отрыл нам в Коране знание о сути Своего вероустава и знание о том, как нам следует жить, и тем избавил нас от подобных абсурдных измышлений ограниченных, невежественных сил. Бог даровал нам Коран и тем сделал нас свободными от ересей и откровенной лжи хадисов, неизвестно кем составленных религиозно-практических норм жизни. И счастливы те, кто понимают достаточность Корана. Счастливы те, кто доверяют только лишь Корану.
Разве не довольно им, что Мы ниспослали тебе писание, которое читается им? Сура «Паук», 21:51