Напиши что значит русского народа
Кто такие русские? Мы – славяне
Генофонд Русской равнины един уже несколько тысячелетий, и его основу составляют индоевропейцы-славяне, вбирающие в себя часть финно-угров.
Мы должны опираться на то, что у нас есть и было. Мы должны опираться на русский народ. Это сложносоставляющее понятие – «русский народ». Вы сказали: «Русские, русские». Кто такие русские? Не было до IX века практически никаких русских. Русский народ складывался постепенно из многих этносов, прежде – славянских, но не только, из угро-финских и из других, и так далее,
– это высказывание Владимира Путина в дискуссии с кинорежиссером Александром Сокуровым на заседании Совета по правам человека многих переполошило.
Сложносоставность русского народа не следует преувеличивать, мы гораздо более гомогенны, чем подавляющее большинство народов мира, но доказывает русская история и то, что мы весьма успешно интегрируем в свой состав представителей других этносов. Так было, так будет и впредь, и в этом обрусении иных племен нет ничего страшного. Напротив, это возможность для тысяч и миллионов людей подключиться к великой культуре и традиции. Стать русскими – это прекрасно.
Однако откуда же взялись русские? В последние месяцы я читаю в рамках «Открытых сцен» МХАТ им. Горького курс лекций «История русского самосознания» именно на эту тему. В этом курсе суммированы современные научные данные и результаты собственных исследований, и могу сказать, что представление Владимира Путина об этногенезе русских довольно точно, хотя и может быть расписано гораздо более подробно.
В своей основе русские – славянский этнос, а значит, представители великой индоевропейской семьи языков. Причем мы индоевропейцы не только по языку, но и по своему генетическому наследию. 52% обследованных великороссов имеют характерные именно для индоевропейских народов гаплогруппы (передаваемые от отца к сыну сцепленные между собой группы генов) R1. 46% – гаплогруппу R1a, характерную для восточного ареала индоевропейцев, 6% – гаплогруппу R1b, характерную для западного ареала.
У славян среди русских (под которыми в данном случае я понимаю и великороссов, и малороссов, и белорусов) и поляков гаплогруппа R1a абсолютно доминирует. Это говорит о том, что основная часть русского населения – потомки древних восточных индоевропейцев, иногда в популярной литературе именуемых также «ариями», которые обитали на пространстве Восточной Европы, Урала, Западной Сибири, а потом спустились до Ирана и Индии (у бенгальских брахманов значение признака достигает 67%).
О том же говорят и данные лингвистики – славянские языки относятся к восточной, «сатемной» группе индоевропейских языков, то есть у наших предков древнее слово, означающее «100», звучало как satem, и превратилось в «сотню», в то время как у «кентумной» западной группы индоевропейцев оно звучало как centum, отсюда «центнер», «цент» и т.д.
То же подтверждают и данные археологии. Славяне, по всей видимости, являются потомками индоевропейцев, заселявших в медном и бронзовом веках восток и центр Европы и принадлежавших к археологической культуре – точнее группе культур – «боевых топоров» (другое название: «шнуровой керамики»), существовавшей на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры. Эти люди, создавшие, в частности, фатьяновскую арзеологическую культуру в Поволжье, сеяли хлеб, пили очень много молока (одно из исторических преимуществ индоевропейцев и финнов – отличная усвояемость молока во взрослом возрасте), изготовляли великолепные полированные каменные топоры.
Часть этого древнего индоевропейского населения благополучно дожила до наших дней, сохранив индоевропейскую идентичность, как русские, часть была тюркизирована по языку и культуре, как киргизы или казанские татары. Настоящий шок у татарских националистов вызвал тот факт, что русофобская пословица «поскреби русского – найдешь татарина» в генетике подтвердилась с точностью до наоборот. «Поскребли» (генетический анализ обычно берётся соскобом с нёба) казанских татар и оказалось, что до 22% популяции – потомки индоевропейцев, носители той же гаплогруппы R1a, что и славяне, еще 12% имеют финно-угорское наследие, а вот «монгольские» генетические корни исчезающе малы.
Итак, в своей основе мы – индоевропейцы, кто-то может с правом добавить «арии». Из общего индоевропейского континуума Европы, роднящего нас с балтийскими народами – литвой и латышами, славяне выделились, по данным лингвистов, в I тысячелетии до нашей эры. Хотя археологи пока не нашли археологических культур, которые можно с железной уверенностью сопоставить с праславянами (чаще всего на это звание претендуют поморская и зарубинецкая культуры, но здесь идут дискуссии). Есть основания полагать, что праславян соседи именовали «венедами», однако сами себя наши предки так, по всей видимости, не называли.
Первой археологической культурой, которую мы достаточно убедительно можем назвать славянской, была киевская археологическая культура (такую не совсем соответствующую правилам археологического именования маркировку ей присвоили в СССР по настоянию археологов Украины), существовавшая во II-V веках в соседстве и вражде к северу с причерноморской державой готов. От праславян этой культуры сохранились великолепные украшения-эмали, которые находятся в больших количествах на Украине и на юге России и безжалостно, увы, расхищаются «черными археологами». Эти эмали делались так: закупали импортное римское стекло, толкли, смешивали с краской, расплавляли и заливали в гнезда бронзовых украшений. В этих невероятно красочных геометрических игрушках мы можем увидеть самое начало славянской души.
В конце IV века нашей эры на готов обрушилась степная гроза – безжалостные гунны. Они уничтожили готскую державу, тем самым открыв славянам пространство для расселения. Часть славян ушла вслед за гуннами в центральную Европу, другие, напротив, «забились» вглубь полесских болот. Именно там родился тот этнос, который начал называть себя «славянами» в узком смысле слова (в византийских источниках его именовали «склавины»). Он был носителем пражско-корчаковской археологической культуры, в которой, по сравнению с предшествующими этапами, произошел ряд поистине революционных изменений в отношениях с внешним миром.
Именно в это время славяне ввели в употребление печку-каменку. Пусть неказистая и топившая «по-черному», она позволила обогревать землянки и дома, в которых они жили, тем самым распространяясь далеко на Север. Славяне освоили и культуру ржи, которая позволяла вести высокопродуктивное хозяйство в умеренно-высоких широтах. Поэтому поселки славян-земледельцев начали надвигаться на северную часть Восточноевропейской равнины, где до того момента жили только балты и финно-угры. Славяне проникали, селились рядом, как правило, в поймах рек, создавали хозяйственную модель, которая давала им экономическое и демографическое преимущество, и потому вскоре соседи славянизировались.
Процесс славянизации финно-угорского населения продолжается до сих пор, и потому среди великороссов 23% мужчин имеют маркирующую это наследие гаплогруппу N1С (в том числе и автор этих строк), причем среди северной группы русских число обладателей N1С даже чуть выше (35%), чем обладателей индоевропейской R1a (34%). При этом никаких «швов» между обладателями той и другой генетической группы не обнаруживается: и те, и другие – русские по языку и самосознанию, у кого в XII веке предок был славянин-вятич, а у кого мерянин или чудь – не разберёшь. А это значит, что процесс обрусения может и должен продолжаться и дальше, все финно-угорские народы России должны получить возможность стать русскими, и препятствовать этому не надо.
Это оказалась стратегия демографической победы. В V-VI веке славянский поток буквально затопил Европу. На Севере славяне занимали места ушедших в эпоху Великого Переселения Народов германцев, на Юге – обрушились на Византию, сперва грабили её, потом прорвали границы и заселили всю европейскую часть империи. В одних местах позднее возникнут славянские державы – Болгария, Сербия, Хорватия, в других – славяне в итоге эллинизировались, как в Греции. Разумеется, в состав славян вошла и значительная часть древнебалканского населения, и потому до сих пор в русском генофонде 10% великороссов имеют балканскую гаплогруппу I2, а среди белорусов (17%) и малороссов (20%) доля мужчин с древними балканскими корнями еще выше. Как они оказались на территории Русской равнины, скажем чуть дальше.
В конце VI века на славян обрушилась новая волна завоевателей-степняков – авары. Этот народ из глубин Азии запомнился славянам как угнетатели (вспомним летописные рассказы о том, как обры ездили на повозках, запрягая в них женщин славянского племени дулебов), но и сыграл большую роль в их политическом развитии. Под военным руководством аварских каганов дунайские славяне не раз ходили воевать на территорию Византии, пытались взять Фессалонику, подходили к самому Константинополю (в 626 году столица Империи оказалась под двойным ударом славян-аваров и персов и устояла только чудом Богородицы, в честь которого был написан Великий Акафист). Славяне в этой борьбе настолько развивались, что в рассказе об осаде Фессалоники фигурирует даже славянский инженер, строивший штурмовые машины.
Именно к этому времени относится формирование славянской политической терминологии. Наши предки привыкли называть верховного военного предводителя, главу великой державы, «каганом». Так же как жители Западной Европы привыкли называть верховных владык «королями» – то есть Карлами. А позднее во многих странах распространится титул «царь», «кайзер» – то есть Цезарь. «Каган», правда, не было именем собственным, это был титул предводителя авар, который вел славян за добычей и славой. Именно поэтому позднее каганами будут себя именовать Киевские великие князья, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (1051 год) так будут названы Владимир Святой и Ярослав Мудрый. А вот «Хазарский каганат» при появлении на Руси этого титула был абсолютно ни при чём.
Кроме того, вероятно, именно от авар славяне усвоили такое важное новшество, как лошадиная упряжь, позволявшее впрячь лошадь в плуг. До того все пахали на быках и волах. И лошадиная пахота снова предоставила славянам конкурентное преимущество при распашке земель Восточной Европы, в том числе и далеко на Севере.
Сожительство славян с аварами-обрами приятным не назовёшь, против кочевников неоднократно поднимались восстания, в результате одного из которых сложилась первая в истории славянская держава, созданная бывшим купцом Само (приблизительно 623-658). В конечном счете «Повесть временных лет» оставила нам удовлетворённое «погибоша аки обре». Однако в течение столетий дунайские славяне прожили в составе достаточно богатой и развитой военной державы, граничившей с Византией, неуклонно возрастал их культурный уровень…
Итак, в своей основе русские – это славяне, индоевропейцы, не совсем не верно будет даже сказать «арийцы», коль скоро мы относимся к восточной ветви индоевропейских народов. А вот немцы относятся к западной, и потому претензии нацистов на арийство были смехотворны. Эта идентичность, принимая в себя другие некоторые соседние этносы, балканские и уральские, прошла через тысячелетия. В целом генофонд Русской равнины на удивление устойчив вот уже несколько тысячелетий (см. работу О.П. и Е.В. Балановских «Русский генофонд на Русской равнине»).
Но, разумеется, мало быть просто генетически родственной или лингвистической группой, необходим определённый поворот хода истории, чтобы из племён, пусть и говорящих на близких языках и похожих друг на друга, возникли государство и нация. Это и произошло в VIII-IX веках в результате весьма специфичного хода развития экономических обменов в Европе, вызванного арабским нашествием.
Поговорим об этом в следующий раз.
Напиши, что значит «русского народа»
Отвратительно. Ленский же обещал, что никого не будет, только свои. А тут все ненавистные помещики, которых он терпеть не мог.
1. И.С. Тургенев в рассказе « Бежин луг»:
-А слыхали вы, ребятки, — начал Ильюша, — что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
-На плотине-то? — спросил Федя.
-Да, да, на плотине…Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах козюли водятся.
2. С. Есенин. Стихотворение «В хате»
Пахнет рыхлыми драчонами(тостый блин),
У порога в дежке(деревянный сосуд) квас,
Над печурками( небольшая выемка в наружной или боковой стенке печи для сушки и хранения мелких предметов)точеными
Тараканы лезут в паз.
3. Н.А. Некрасов в поэме «Крестьянские дети» пишет:
Грибная пора отойти не успела,
Гляди – уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому( Ныне терплое состоянье зубов, тупое нытье в зубах, от кислого питья или пищи, особенно от незрелых плодов) : черница)черника) поспела!
А там и малина, брусника, орех!
4. В.И. Белов «Бухтины вологодские»:
«Хорошо жить, пока ты Кузька. Только станешь Кузьма Иванович – сразу и кидает в задумчивость. От этой задумчивости приходит затмение жизни. Тут уж опять без бухтины не проживешь. Бухтина душу без вина веселит, сердце примолаживает. Мозгам дает просветление и новый ход. С бухтиной и желудок лучше себя чувствует. Бухтинка иная и маленькая, да удаленькая…»
5. Ф.Абрамов в романе «Пряслины» :
«Сеструха Марфа Павловна пригрела, и слава Богу»
6. Сказка «Белая уточка».
«Много плакала княгиня, много князь её уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с другими людьми не ватажиться, худых речей не слушаться.»
Существует проблема: нет четких критериев описывающих некий портрет настоящего русского, по которому можно было бы однозначно понять, что человек таковым является. Это приводит к разного рода бесконечным спорам, манипуляциям и противостояниям. Раз нет четких признаков, то, значит, и нет четкого, статичного во времени образа русского человека. Во всяком случае, элементы описывающие русского слишком уж изменчивы.
Более того, бытует мнение, что найти устраивающее всех определение понятия «русский» невозможно, что наводит на неприятную мысль — русскость является предметом торга в публичной информационной среде. Вот только не понятно: а кого конкретно, какие группы людей что-то должно устраивать или не устраивать?
Давайте рассмотрим семь самых распространенных мнений-подходов, которые, каждое по-своему, дает определение понятию «русский» и «русские».
1 Народ
Данный подход опирается на тот факт, что народ — термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство), имеющую, кроме этого, несколько объединяющих признаков: язык, культуру, территорию, религию и историческое прошлое. То есть, народ — это явление социокультурное, подразумевающее, что русским можно родиться или стать, а на понятие «русский» влияют ученые этнографы, антропологи, историки и культурологи.
Плюсы: самые четкие критерии относящиеся к понятию «русский» относятся именно к этому подходу; манипулятивное и спекулятивное влияние на русских очень ограничено.
Минусы: такой подход усложняет государственной аристократии процессы управления страной, так как требует финансово затратных мероприятий по поддержанию численности русских и соблюдения элементов их четкой идентичности.
2 Нация
В данном случае, русские — это явление политическое, так как нация — это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Нацию изучает теория политических учений, а основной задачей нации является воспроизведение общей для всех граждан страны культурной и гражданской идентичности. То есть формированием понятия «русские» занимаются политики.
Плюсы: очевидна удобность данного подхода для правящей аристократии, так как он позволяет ей вылепить-сформировать тех русских, которые ей удобны для удовлетворения своих амбиций и решения определенных государственных задач.
3 Гражданство РФ
Плюсы: это самый простой подход к решению «русского вопроса»; популярная фраза «Заграница нам поможет!» подходит сюда лучше всего; увеличение списочного числа граждан РФ автоматически означает увеличение числа русских.
Минусы: перестав быть гражданином РФ, человек перестает быть русским
4 Душевное состояние
Некое самоощущение основанное на наборе возвышенных и культурных посылов, знаний, привычек, стереотипов, шаблонов. То есть, подразумевается наличие у человека или группы людей неких нравственных и поведенческих признаков, соответствующих определенному мнению-мифу, сформированному творческой интеллигенцией о русских в книгах, фильмах, рассказах и народной молве.
Плюсы: позволяет любому человеку на основе своих собственных предпочтений отнести себя к русским и наделить русскостью похожую на себя группу людей; равно как и позволяет лишить человека или группу принадлежности к русскому народу также единолично.
Минусы: предоставляет широчайшее поле для трактовок понятия «русский» внося еще большую сумятицу и неразбериху, а так же провоцируя конфликты на этой почве.
5 Приверженность идеологии
«Русские — это больше чем национальность. Русские — это прежде всего идеологический подход.» Данное мнение подразумевает положение человека по отношению к понятиям «друг-враг», «свой-чужой», «полезно-вредно» и т.д. Личное восприятие того или иного лозунга раздающегося из газеты-радио-телевизора или на митинге — самое яркое явление этого подхода.
Плюсы: очень удобно для быстрого сплачивания больших масс вокруг некоей главенствующей, в данный момент, идеологии; возглас «Наших бьют!» осуществляет мгновенную мобилизацию некоего социума.
Минусы: со сменой правящей идеологии, и/или идеологов ее формирующих, меняется и концепция русскости.
6 Служение России
Категория основывающаяся на «выгодности» того или иного индивидуума или группы индивидуумов для удержания и осваивания громадной территории Российской Федерации. Концептуально озвучивается так: «Жить в России, работать на Россию, защищать Россию, тратить деньги в России». Любой человек реализовавший парадигму «жить-работать-защищать-тратить» автоматически становится русским.
Плюсы: такой подход выгоден экономически, так как позволяет эффективно существовать российскому государству без каких-либо обязательств перед людьми и народами его населяющих;
7 Это проект
Никогда не было и сейчас нет никаких русских. Это определение выдумано Московскими Царями для обозначения тех кто на них работает, пока они контролируют самую большую страну-территорию в мире. Любой, кто служит Белому Царю из Москвы и соблюдает интересы правящей Кремлевской Элиты и есть русский. Русская культура, русская генетика, русская история и прочее — суть манипулятивные категории, которые легко переделываются, переписываются, корректируются под нужды государственной аристократии.
Плюсы: все население России становится «плавильным котлом» по обеспечению личных интересов малой группы влиятельных людей.
Минусы: в руках недругов России и во время информационной войны такой подход становится идеальным средством разрушения российской государственности.
Выводы
Что же мешает придти к общему знаменателю? Мешает смысловое наполнение таких явлений как русская культура, русские символы, элементы и образы, религия, внешний облик русских, правила появления и формирования русского человека.
Окружающий мир 2 класс 1 часть. «Родная страна» стр. 4-7
Из первой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнает о том, как живёт родная страна и почему она называется федерация.
1. Вспомни, что ты знаешь о нашей стране?
Наша страна называется Россия. Официальное её наименование — Российская Федерация. Это самое большое государство на планете. В состав Российской Федерации входят 21 республика.
Именно поэтому её можно назвать уникальной. У неё очень богатая история, которую до сих пор исследуют учёные.
Столица нашего государства — Москва.
2. Как выглядит герб и флаг России?
На гербе изображён двуглавый орёл, который сжимает в когтях скипетр и державу. На голове орла короны.
На флаге присутствует три цвета: белый, синий и красный. Они расположены в такой последовательности: вверху белый, посередине синий, а внизу красный.
3. Какие народы живут в России?
В ней живёт около 150 народов. Это русские, татары, башкиры, ненцы, якуты, мордва, дагестанцы и многие другие.
4. Как называется часть России, в которой ты живёшь?
Я живу в Москве. Этот город не относится ни к одной области или краю. Он столица страны.
5. Есть ли у твоей республики, края, области, твоего города свой герб? Как он выглядит?
У Москвы есть свой герб. На нём изображён всадник, протыкающий копьём змея. Это Георгий Победоносец.
6. Представители, каких народов населяют твой край? Запиши их названия в рабочей тетради
В Москве проживают русские, украинцы, татары, узбеки, таджики, молдаване, армяне, азербайджанцы, белорусы и люди многих других национальностей.
Домашнее задание
1. Что означает слово «федерация»?
Федерация — это союз, объединение
2. Назови государственные символы России
Это флаг, герб и гимн.
3. Какие народы России ты знаешь?
Русские, белорусы, татары, украинцы, башкиры, коми-пермяки, калмыки, чукчи, ненцы, чеченцы, шорцы, ханты, буряты.
4. Почему все народы России называют братскими?
Про наши народы говорят, что они братские, потому что они живут в одной стране. Они говорят на одном языке, помогают друг другу. У них одна Родина.
Кто такие русские?
Когда заходит разговор о русских, сразу встает вопрос: «А кто такие русские? По каким признаком мы отличаем от иных, нерусских?». И сразу начинается спор, мы забредаем в лабиринт, из которого трудно выбраться. Нужна общая нить рассуждений и добрая воля собеседников – желание найти общий язык, а не победить в споре.
Вообще, вопрос о том, что такое этничность (в нашем случае русскость), очень сложен. Здесь нет жестких границ и определений, здесь очень много уровней, так что надо почаще пояснять, в каком смысле мы применяем это слово.
В обыденном сознании мы относим людей к тому или иному народу по родству («по крови»). Родился от русских родителей – значит, русский. В большинстве случаев верно, потому что с первого дня жизни ребенок омывается волнами русского мира – слышит русский язык и манеру речи, мать напевает ему русскую колыбельную, с кухни доносятся запахи русской еды. Он начинает подрастать и сам уверен что «родился русским». Труднее в этом разобраться, если отец и мать из разных народов, тут уж приходится выбирать, по общему согласию (и в зависимости от обстановки).
Другое дело, когда народ переживает кризис, а то и бедствие. Здесь к обыденному сознанию полезно добавить хоть немного научного, разобраться в вопросе пожестче. Тут оказывается, что ничего такого ни в крови, ни в генах нет. Помести новорожденного в семью другого народа, и он примет его «душу». Даже если он другой расы. Это установлено досконально. Предок Пушкина ребенком попал к Петру I и вырос русским человеком, ничего эфиопского, кроме темной кожи, у него не осталось. Так что объективно русские это те, кто воспитаны в русской культуре. Их «сделали» русскими усилия всего русского народа, всеми его предыдущими поколениями – языком и музыкой, сказками и преданиями, попами и царями, Разиным и Менделеевым, Сталиным и Брежневым, всей бурлящей и противоречивой жизнью русских и влезающих в эту жизнь «чужих», и друзей, и врагов. Все они лепили и закаляли (или растлевали) нашу русскость.
Ее воспитывало и наше пространство, освоенное и созданное русскими и братскими нам народами. Ведь наша земля – это давно уже творение нашей культуры, она покрыта городами и селами, дорогами и линиями электропередачи, полями культурных растений и космодромами. Все это несет в себе наш взгляд на мир, наше знание и ошибки, нашу точность и безалаберность. Как дом любой семьи и земля любого народа. Во все это мы непрерывно вглядываемся, обдумываем, переживаем и питаем свою русскость.
Но не менее важна сторона субъективная. Чтобы быть русским, надо себя осознавать как русского. Это – четкий водораздел. За несколько веков совместной жизни в России очень многие люди по своей культуре и языку перестали отличаться от русских. Но они сохранили самоосознание и имя своего народа и считают себя, например, чувашами или мордвинами. Это не только их право, это достойно уважения, так как этническое разнообразие при общем культурном ядре – большая ценность, хотя и усложняет многие общественные отношения.
Так что, быть русским значит добровольно и четко принять на себя это звание – и счастье, и крест. Тут заставить никого нельзя, и если для кого-то крест покажется тяжелым, он всегда найдет повод от него отодвинуться. Один вдруг вспомнит про свою еврейскую бабушку, другой откопает свои латышские корни. Говорят, какой-то депутат Госдумы даже утверждал, что он печенег.
Так что вот два первых критерия: к русским надо причислять людей русской культуры, которые сами считают себя русскими.
Сложнее проблема с дискриминацией. В трудные моменты у одной части народа возникает желание изгнать из него другую часть своих соплеменников (это именно рецидив племенного сознания, отзвук тех времен, когда такое изгнание было равносильно смертной казни). Мол, такие-то и такие-то – не настоящие русские, а только притворяются. Если партия националистов такого толка приобретает влияние (духовное, экономическое или политическое), то в народе возникают трещины и расколы, а в пределе – гражданские войны. Но об этом мы поговорим особо.
Мы начали разговор о том, кто такие русские. Будем договариваться, снимая противоречия слой за слоем.
С основной массой нашего народа проблем нет. Это люди славянской внешности, родившиеся от русских родителей и воспитанные ими. У них русские имена и фамилии, они говорят на родном для них русском языке и сами считают себя русскими. Сомнения возникают относительно небольших групп, но говорить о них надо, поскольку некоторые из них очень влиятельны.
Получается, звание русского можно не только получить при рождении, но и заслужить? Именно так. Суворов был родом из финских дворян, но о себе сказал: «Я не немец, а природный русак». Его приняли в русский народ и полюбили. Таких примеров много и они говорят о силе народа и русской культуры. А если наш сосед Василий Степанов привез себе жену-турчанку, в Стамбуле на рынке познакомился – признали бы мы ее за русскую? Даже, если бы она сносно заговорила по-русски? Не факт.
Чем же человек может заслужить, чтобы его признали русским? Тем, что ведет себя соответственно общепринятым нормам русской культуры – не лезет в наш монастырь со своим уставом. Словами и делами показывает солидарность с русскими. Наконец, сам хочет, чтобы его воспринимали как русского, как соотечественника. Один ученый по этому поводу сделал краткий вывод:
1. Два человека принадлежат к одной нации, если, и только если, их объединяет одна культура, которая понимается как система идей, условных обозначений, связей, способов поведения и общения.
2. Два человека принадлежат к одной нации, если, и только если, они признают принадлежность друг друга к этой нации. Обычная группа людей (скажем, жителей определенной территории) становится нацией, если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства.
Кажется, сказанное просто и очевидно. Но из этого вытекают важные следствия. Во-первых, мы должны помнить, что для нас каждый русский – брат, пока не перешел грань, сам не отрекся от своей нации.
Во-вторых, когда человек, в чем-то отличный от основной массы русских, заявляет, что сам он себя считает русским, он делает очень важный шаг. Особенно сейчас, когда Россия переживает трудные времена, когда русским приходится туго. Таких людей нельзя отталкивать, их надо поддерживать. Надо помогать им осваивать нашу культуру и язык, понимать правила жизни и мировоззрение русских людей.
Такое отношение является частью русской культуры, поэтому и прирастал русский народ такими людьми, как Суворов, Лермонтов и Багратион. Поэтому русские стали одним из десяти больших народов мира, хотя во времена нашествия Наполеона нас было в полтора раза меньше, чем французов.
Сейчас, под давлением общенациональной катастрофы, некоторые желают изменить эту установку нашей культуры, замкнуться русским в себе. Это большая ошибка. Наоборот! Русские не выживут без России, а ее надо укреплять, наращивая притяжение к русскому ядру.
Повторим, человек, родившийся в русской семье, может перестать быть русским, сам отказавшись от своей национальной принадлежности, добровольно превратившись в «общечеловека», «родства не помнящего». Но также верно и другое – человек может стать русским, добровольно и четко принять на себя это звание – и счастье, и крест.
Мы уже говорили о том, по каким признакам принимают в русский народ тех, кто сам хочет стать русским. Гораздо сложнее дело с теми, кого мы считали русскими, а они от этого звания открещиваются. Как с ними быть?
Мы – Русское объединительное движение и должны смотреть на эти вещи трезво. Объединяться с одними, звать в братский союз других, искать взаимовыгодные соглашения с третьими, понимать намерения враждебных нам четвертых.
Глянем вокруг и увидим, что это и есть реальная жизнь народов. Был на Балканах большой народ. Но при расколе христианства часть его стала католиками и даже писать стала на латинском алфавите – назвала себя хорватами. А сербы остались православными и пишут на кириллице, как русские. Другая часть не выдержала кнута и пряника турок и приняла ислам, отделилась от сербов в Боснии. Казалось бы, разницы никакой – язык тот же, хлеб едят одинаковый. И была попытка собрать их в одну страну и уже почти в один народ – через общий проект жизнеустройства. Но рухнула и Югославия – эти части поджигателям опять удалось растащить до страшной войны. Одна сербка сказала тогда ученому-этнологу: «Теперь все ненавидят Тито, потому что он был хорватом. До того, как все это началось, я даже и не знала, что он хорват. Но даже если бы я и знала об этом, это бы меня никак не волновало. До того, как все это началось, никого бы это не волновало».
Объединение – сложная вещь, она требует ума, сердца и воли. Надо понимать, какие условия ведут к объединению, а какие – к разъединению. Пытаться загнать кого-то в свой народ силой бесполезно.
Мы старались не думать о расщеплении русских – тяжело. Но если уж заниматься делом, а не в чувствах копаться, то такие случаи надо знать и извлекать уроки. В 1790 г. бухтарминские старообрядцы, выходцы из центра России, просили царицу даровать им статус инородцев, это дало бы им многие льготы (и царица их прошение удовлетворила).
Да и сегодня. Мы считаем казаков частью русского народа, а ведь среди них сильна партия, которая требует признать казаков «репрессированным народом» (как чеченцев и крымских татар). Льгот захотелось, и предпочитают объявить себя особым народом. И основания для этого при желании всегда можно найти. Ведь беглые рязанские крестьяне, создавая свои ватаги на Дону, всех к себе принимали, анкет не требовали. А жён себе привозили из набегов, турчанок да персиянок. С точки зрения науки, казаки – субэтнос русского народа, то есть его региональная часть со своими особенностями. Но если они решат назвать себя особым народом, спорить будет бесполезно, наука тут бессильна.
То же и с русскими в Латвии. Они сейчас живут в другом государстве, с другим народным хозяйством, другими возможностями, другими бедами. Очевидно, отдаляются от ядра русских, но отрываться не собираются. Будут «в чем-то иными» русскими.
Искусство объединения заключается в том, чтобы понять, в чем отделившаяся часть «иная». А поняв, разумно решить, какую «инаковость» надо уважить, а какую попытаться преодолеть или изжить. Наломать дров легко, но своему народу добрую службу сослужат только те, кто умеет собирать людей и земли «светлым путем».