Напишите что означают в истории российского кинематографа даты
Российское кино: очень краткая история
История кино >>
Известно, что кино в Россию завезли французы. Было это в начале 1896-го. Однако многие русские фотографы сумели быстро научиться новому ремеслу. Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. Но до появления русских игровых лент оставалось еще целых 10 лет. Лишь в 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Картина была черно-белая, немая, короткометражная, костюмная, душещипательная. А дальше – пошло-поехало… В 1910-х годах Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и другие тогдашние мастера режиссуры создали вполне конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.
Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись настоящие суперзвезды серебристого экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов…
В погоне за Красным «Октябрем» (1918-1930)
Но все когда-нибудь кончается. Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад. Так что первый «совдеповский» фильм «Уплотнение» (1918), поставленный заурядным конъюнктурщиком А.Пантелеевым, вышел не ахти каким художественным. Да и время братоубийственной гражданской войны, право, было не лучшим для развития кинематографа. Но уже через каких-нибудь пять лет охваченная революционным порывом и мечтой о мировой диктатуре пролетариата творческая молодежь поразила планету новизной киноязыка. Так на смену «серебряному веку» российского кино пришел советский киноавангард 1920-х. Идеологическая цензура Кремля в те времена еще мало интересовалась формой художественного «текста». Именно это и позволило гению Сергея Эйзенштейна отважно экспериментировать с «монтажом аттракционов» в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Их очевидная политическая ангажированность не помешала широкой известности на Западе. Откройте любую зарубежную книгу по истории мирового кино – и вы наверняка обнаружите специальную главу, посвященную кинематографу Сергея Эйзенштейна и его знаменитых современников – Льва Кулешова («По закону»), Всеволода Пудовкина («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»), Александра Довженко («Звенигора», «Земля»), «ФЭКСов» (эту питерскую киногруппу возглавляли Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, авторы «Шинели» и «СВД»), Дзиги Вертова («Человек с киноаппаратом»).
Конечно, рядом с «эффектом Кулешова» и «монтажом аттракционов» существовало и вполне коммерческое, зрелищно-развлекательное кино Якова Протазанова («Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена») и Константина Эггерта («Медвежья свадьба»). Но лидерство Сергея Эйзенштейна с его метафорическими «Броненосцем» и «Октябрем» уже тогда не вызывало никакого сомнения.
В звуковых сетях «соцреализма» (1931-1940)
Приход звука в российском кино («Путевка в жизнь» Николая Экка, 1931) почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством так называемого «социалистического реализма». Сталинский тоталитарный режим спешил поставить на контроль практически каждую «единицу» тогдашнего кинопроизводства. Так что ничуть не удивительно, что вернувшийся из зарубежной поездки Эйзенштейн так и не мог добиться выпуска на экран своей картины «Бежин луг» (в итоге фильм был уничтожен). Да и другие лидеры 1920-х (Д.Вертов, Л.Кулешов, В.Пудовкин) на практике ощутили железную хватку кремлевской цензуры. Фаворитами 1930-х стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию Великой Революции, перевернувшей мировое устройство. Братьям Васильевым («Чапаев»), Михаилу Ромму («Ленин в Октябре», «Ленин в 18-м году») и Фридриху Эрмлеру («Великий гражданин») удалось войти в обойму обласканных властями кинематографистов, сумевших приспособить свой талант к жестким требованиям эпохи «обострения классовой борьбы» и массовых репрессий.
Но надо отдать должное Сталину – он понимал, что кинорепертуар не может состоять из одних только «идеологических хитов». Недавний ученик и ассистент С.Эйзенштейна Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным «королем комедии» 1930-х. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана.
«Сороковые, роковые…» (1941-1949)
Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После «пилотных» короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне («Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и др.), где война уже не представала чередой легких побед над карикатурно слабым противником. Именно в годы войны Сергей Эйзенштейн (1898 – 1948) снимает свой последний в жизни шедевр – трагедию «Иван Грозный». Вторая серия этого фильма была, как известно, запрещена Сталиным. И не даром – в образе блестяще сыгранного Николаем Черкасовым жестокого и полубезумного царя Ивана не так уж трудно было увидеть намеки на порочность кровавого абсолютизма…
Завоеванная ценой десятков миллионов сограждан победа над нацизмом вызвала новую киновспышку «культа личности». В фильмах придворного режиссера Кремля Михаила Чиаурели («Клятва», «Падение Берлина») Сталин выглядел настоящим божеством, вызывающим экстаз массового поклонения рабоче-колхозной паствы. Между тем, в концу 1940-х «кремлевскому горцу» уже трудно было отслеживать тогдашний кинорепертуар, и он решил действовать по известному принципу – лучше меньше, да лучше. Пусть отборные российские кинематографисты снимут только 12 фильмов в год, но зато – это будут не какие-нибудь проходные середнячки, а настоящие шедевры «соцреализма». Например, эпопеи о Революции и Войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва»). Или историко-биографические повести о не замеченных в «оппортунизме» ученых («Жуковский», «Пржевальский»), полководцах («Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков») и деятелях искусства (Композитор Глинка», «Белинский»)… Сказано – сделано. К этим образцово-показательным сюжетам, в самом деле, подключились тогдашние лучшие киносилы (М.Ромм, В.Пудовкин и др.). Резко сузившийся развлекательный киноспектр был представлен комедиями Григория Александрова («Весна») и Ивана Пырьева («Кубанские казаки»).
«В тихом киноомуте…» (1969-1984)
В угаре киноперестройки… (1985-1991)
Частный кинобизнес возвращается… (1992-2002)
1992 ГОД.
1994 ГОД
Россияне, похоже, начали привыкать к заполненным (заграничной продукцией) прилавкам отечественных магазинов. Все больше семей стали обладателями видеотехники. Относительно спокойный в политическом отношении год в самом его конце был запятнан началом чеченской войны, которую официальная пропаганда долгое время пыталась выдавать за некий незначительный конфликт, связанный с «восстановлением конституционного порядка на части территории Российской Федерации».
Год несомненного бенефиса Никиты Михалкова. «Оскар» и призы Каннского и иных фестивалей, как бы там не возмущались недоброжелатели, просто так не получают. Драма Никита Михалкова «Утомленные солнцем», на мой взгляд, серьезная художественная удача не только кинематографического года, но и десятилетия. На фоне этого успеха работы остальных режиссеров старшего поколения выглядели куда менее выигрышно. Ни залихватская постперестроечная комедия Андрея Кончаловского «Курочка ряба», ни стильная, но анемичная «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного, ни даже изысканные «Увлечения» Киры Муратовой не стали подлинными событиями года.
Ушли в прошлое золотые для многих «киношников» времена начала 1990-х, когда число режиссеров увеличивалось в геометрической прогрессии. «Частники» все реже вкладывали деньги в убыточное кинопроизводство. Неуклонно сокращалась и государственная поддержка «десятой музы». В итоге общее количество фильмов уменьшилось вдвое – до 68-ми. Однако известный принцип «лучше меньше, да лучше», как видно, срабатывает не всегда… Добротных коммерческих картин в 1994 году не больше, чем в предыдущем. «Дорога в рай» и. Даже не знаю, чем продолжать. Не плюсовать же сюда скучную мелодраму Валерия Пендраковского «Я свободен, я ничей».
Непривычно коротким по сравнению с прошлыми годами выглядел в 1994-м и список успешных дебютантов. Бывший оператор Денис Евстигнеев в гордом одиночестве дебютировал в режиссуре «new Russian» фильмом «Лимита». В «молодых» конкурентах у него по сути были лишь Валерий Тодоровский с «Подмосковными вечерами» и Сергей Ливнев с «Серпом и молотом»…
1997 ГОД
1999 ГОД
Год добровольного ухода со своего поста президента Б.Ельцина, очередных парламентских выборов и возобновления полномасштабной войны в Чечне. Год попытки возрождения Московского фестиваля. Год триумфального проката романтической мелодрамы Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» и обидных неудач таких известных мастеров, как Владимир Хотиненко («Страстной бульвар») и Василий Пичул («Небо в алмазах»). В любимцы прессы попали такие, на мой взгляд, средние картины, как «Блокпост» и «Барак». А на Каннском фестивале приз за сценарий получает медитативная драма Александра Сокурова «Молох», рассказывающая о «мирной жизни» Гитлера.
Общее количество российских фильмов в 1999 году чуть превысило уровень предыдущих двух лет (41 полнометражная игровая «единица»).
2001 ГОД
Завершены съемки 53-х игровых фильмов. Два знаменитых «ленкомовских» актера – Олег Янковский (1944-2009) и Александр Абдулов (1953-2008) решились дебютировать в режиссуре. Правда, рождественскую комедию «Приходи на меня посмотреть» (режиссура О. Янковского и М. Аграновича) зрители встретили куда теплее, чем «Бременских музыкантов и Co» А. Абдулова, где он старательно имитировал стиль телесказок Марка Захарова. Наконец-то состоялась премьера давно ожидавшейся экранизации военно-шпионского романа Владимира Богомолова «Момент истины» (российско-белорусская копродукция «В августе 44-го» Михаила Пташука). Вернувшийся из Германии Александр Митта подтвердил свой класс мастера зрелищного жанра в кино/телесериале «Граница/Таежный роман».
На каннском киносмотре без особого успеха прошла премьера «Тельца» Александра Сокурова – своего рода постскриптума к «кинолениане» прошлых десятилетий. Несмотря на опостылевший антураж из «братков» и «ментов, наиболее заметным дебютом стали «Сестры» Сергея Бодрова-мл. (1971-2002). Обрели немалую популярность плодовитые сценаристы/актеры Иван Охлобыстин и Рената Литвинова. Впрочем, однообразная тусовочно-пофигистская манера Охлобыстина могла раздражать зрителей куда больше, чем манерное придыхание субтильных героинь Литвиновой…
2002 год
Снят 61 фильм. Порадовал дебют Ф.Янковского («В движении»). Заметные работы представили режиссеры среднего поколения: Валерий Тодоровский («Любовник»), Александр Рогожкин («Кукушка»). Широкий резонанс в обществе и на фестивалях российского уровня вызвали военные драмы «Звезда» Н.Лебедева и «Война» А.Балабанова. Из мастеров старшего поколения отличился А.Кончаловский – его притча «Дом дураков» заслуженно получила приз Венецианского фестиваля.
2004 год
Среди 83 фильмов, снятых для большого экрана в 2004 году, наиболее убедительно выглядели работы режиссеров «среднего поколения» – драмы В. Тодоровского («Мой сводный брат Франкенштейн»), П. Чухрая («Водитель для Веры»), Д. Месхиева («Свои»), «72 метра» В. Хотиненко.
Т. Бикмамбетов при мощной поддержке Первого канала по американским технологиям фэнтэзи снял блокбастер «Ночной дозор», ставший хитом в российских долби-залах, где основную часть зрительской аудитории составляли (и составляют сейчас) подростки и молодежь. Вопреки ожиданиям, на Западе «Ночной дозор» был принят прохладно, но зато для режиссера он стал заветной путевкой к голливудским постановкам. С 2004 года началось резкое расширение производства российских телесериалов (свыше ста ежегодно), которые очень скоро вытеснили из прайм-тайма своих зарубежных собратьев.
2005 год
82 игровых фильма. Молодые режиссеры обратили на себя внимание широкой аудитории («9 рота» Ф.Бондарчука) и критиков/интеллектуалов («Гарпастум» А.Герман-мл.). Увы, обласканные в России, на международной арене эти работы заметных призов не получили. Как, впрочем, и снятая в Японии драма мэтра А.Сокурова «Солнце». Наиболее профессиональными работами в сфере развлекательного кино стали экранизации модных романов Б.Акунина «Статский советник» (режиссер Ф.Янковский) и «Турецкий гамбит» (Д.Файзиев).
2006 год
Число российских игровых фильмов увеличилось до 106. Снова порадовали дебютанты («Питер FM» О.Бычковой, «Эйфория» И.Вырыпаев). После нескольких не слишком удачных киноработ эксцентрично и жестко заявил о себе К.Серебренников («Изображая жертву»). Подтвердил свой класс и ушедший в одиночное «Свободное плавание» Б.Хлебников. Умело сыграл на религиозной конъюнктуре П.Лунгин («Остров»). К числу недооцененных картин года, на мой взгляд, можно отнести экранизацию романа бр.Стругацких «Дикие лебеди» в мастерском исполнении К.Лопушанского и филигранное «Многоточие» А.Эшпая с замечательной актерской работой Е.Симоновой.
Режиссеры старшего поколения на этот раз, увы, не сумели составить конкуренцию ни молодым, ни «зрелым» на большом экране. Долгожданная драма Э.Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» оказалась анемичной и затянутой. Зато на экране малом/телевизионным именно они стали абсолютными лидерами. Талантливые сериалы «Мастер и Маргарита» (В.Бортко) и «Доктор Живаго» (А.Прошкин) сразу же вошли в классический «золотой фонд» российского киноискусства.
2009 год
Число игровых фильмов достигло чуть ли не двухсот (194). Разочарованиями года стали для меня «Царь» П. Лунгина и «Полторы комнаты» А. Хржановского, явно далекие от лучших работ этих мэтров российского экрана. Зато, думается, совершенно залужено получил свой приз на фестивале в Локарно «Бубен, барабан» А. Мизгирева, в котором после долгого перерыва вернулась на экран Н. Негода («Маленькая Вера»). Снова порадовал Б. Хлебников – на сей раз трагикомедией «Сумасшедшая помощь». Мелькнули в номинациях на отечественные призы, но, к сожалению, так и не добрались до большого экрана «Анна Каренина» и «2-Асса-2» С. Соловьева.
2010 год
160 игровых фильмов. Самым заметным явлением 2010 года стала, наверное, ретродрама А. Учителя «Край», номинированная на премию «Золотой глобус». Фестивальный успех имели неоднозначно принятые критикой и публикой фильмы «Как я провел прошлым летом» А. Попогребского и «Овсянки» А. Федорченко. Фаворитом российской кинокритики, поддержавшей в свое время и «Груз 200», стал и столь же мрачный и депрессивный опус А. Балабанова «Кочегар».
К сожалению, почти незамеченной оказалась запоздавшая телепремьера драматического сериала М. Казакова (1934-2011) «Очарование зла» (пролежавшая на полке четыре года).
2011 год.
204 игровых фильма. Режиссеры старшего поколения были представлены драмами «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова. Оба фильма не имели кассового успеха, зато кинокритики, в целом сочувственно писавшие о фильме А. Смирнова, не жалели критических стрел по адресу Н. Михалкова. Триумфатором стал Александр Сокуров: его фильм «Фауст» получил приз на кинофестивале в Венеции. Большой зрительский успех выпал на долю фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» относительно молодого режиссера Петра Буслова. Фестивальный успех, как всегда, выпал на долю Андрея Звягинцева – его психологическая драма «Елена» стала, быть может, самой значительной картиной года.
2012 год.
Год возвращения (как выяснилось позже – еще на два срока) в кресло президента РФ В.В. Путина. При увеличившейся господдержке в 2012 году было снято 213 игровых фильмов. Среди работ режиссеров старшего поколения можно выделить притчу на военном материале «Белый тигр» Карена Шахназарова. Среднее поколение режиссуры порадовало зрителей спортивной драмой о хоккее «Легенда номер 17» Николая Лебедева. Относительно молодые режиссеры обратили на себя внимание мелодрамой «Измена» (режиссер Кирилл Серебренников), ироничными драмами «Кококо» (режиссер Авдотья Смирнова) и «Долгая счастливая жизнь» (режиссер Борис Хлебников). Алексей Андрианов, экранизируя популярный роман Бориса Акунина, несомненно, надеялся, что его детектив «Шпион» станет удачным коммерческим проектом, однако, несмотря на уверенную режиссуру и участие известных актеров, фильм почему-то прошел по экранам без шумного успеха.
2013 год.
198 фильмов. Зрители наконец-то смогли увидеть долгожданную притчу Алексея Германа (1938-2013) «Трудно быть богом», снимавшуюся целых 14 лет. Константин Лопушанский напомнил о себе психологической драмой «Роль». К сожалению, фильм «Шагал-Малевич», поставленный еще одним режиссеров старшего поколения – Александром Миттой, оказался, на мой взгляд, творческой неудачей. Большие споры среди зрителей и кинокритиков вызвали фильмы режиссеров среднего поколения – Федора Бондарчука («Сталинград») и Александра Велединского («Географ глобус пропил»). Младшее поколение режиссеров запомнилось в 2013 году по сатирической комедии «Горько!» Жоры Крыжовникова и эротической драме «Саранча» Егора Баранова.
2014 год.
Этот год ознаменовался затяжным кризисом на Украине, отразившимся на мировой политической ситуации и на политико-экономической жизни России. Всего в этот год в России вышло 187 фильмов. Свои новые работы представили Андрей Кончаловский («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына») и Никита Михалков («Солнечный удар»). Фильм Кончаловского заслуженно получил приз на кинофестивале в Венеции, а вот вольная экранизация прозы И. Бунина в трактовке Н. Михалкова вызвала ожесточенные споры в журналистской среде. Не меньший всплеск противоречивых мнений ожидал и социально критический фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Молодая режиссура порадовала зрителей и кинокритиков остросоциальными драмами «Дурак» (режиссер Юрий Быков) и «Класс коррекции» (режиссер Иван Твердовский). Неожиданно слабой оказалась драма Алексея Учителя «Восьмерка».
2015 год.
Россия вступила в затяжную полосу санкционного давления, оказываемого на нее США и Европейским Союзом. Всего в 2015 году было снято 180 новых кинокартин, но фильмов, по-настоящему ставших событиями года, в том числе и по части значительных кассовых сборов, практически не было (во всяком случае, ни один из российских фильмов 2015 года не смог войти в десятку хитов 2011-2018 годов).
2016 год.
178 новых фильмов. Среди художественных достижений года лидером, несомненно, стала драма «Рай» Андрея Кончаловского, награжденная на кинофестивале в Венеции. К сожалению, картина «Ке-ды» другого яркого представителя старшего поколения российских режиссеров – Сергея Соловьева– оказалась крайне неудачной, как в художественном, там и в коммерческом смыслах.
Интерес зрителей и прессы вызвали остросюжетный «Экипаж» Николая Лебедева, музыкально-драматический фильм «Большой» Валерия Тодоровского и изысканный триллер «Дама Пик» Павла Лунгина. Социальная критика «Ученика» Кирилла Серебренникова вызвала бурю споров, сравнимых, наверное, с реакцией на «Левиафан» А. Звягинцева.
2017 год.
170 фильмов, среди которых массовой аудитории больше всего понравилась спортивная драма «Движение вверх», возглавившая десятку самых кассовых лент десятилетия. Российские кинокритики активно поддержали новые социально острые драмы на современном материале – «Аритмию» Бориса Хлебникова, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и изобразительно роскошную притчу Рустама Хамдамова «Мешок без дна» (The Bottomless Bag). Критический разгром заслуженно достался конъюнктурному «Крыму» Алексея Пиманова.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 1930-х
Точных данных, увы, нет. Однако не вызывает сомнения, что в десятку хитов десятилетия почти наверняка вошли следующие картины (приводятся согласно даты выпуска):
Путевка в жизнь (1931) Николая Экка
Веселые ребята (1934) Григория Александрова
Чапаев (1934) Братьев Васильевых
Юность Максима (1934) Григория Козинцева и Леонида Трауберга
Бесприданница (1936) Якова Протазанова
Цирк (1936) Григория Александрова
Волга-Волга (1938) Григория Александрова
Александр Невский (1938) Сергея Эйзенштейна
Подкидыш (1939) Татьяны Лукашевич
Трактористы (1939) Ивана Пырьева
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 1940-х
Здесь и далее – общее число зрителей за первый год демонстрации фильма.
1. Молодая гвардия (1948) Сергея Герасимова. 42,4 млн.
2. Падение Берлина (1949) Михаила Чиаурели. 38,4 млн.
3. Сказание о земле Сибирской (1948) Ивана Пырьева. 33,8 млн.
4. Звезда (1949) Александра Иванова. 28,9 млн.
5. В шесть часов вечера после войны (1944) Ивана Пырьева. 26,1 млн.
6. Встреча на Эльбе (1949) Григория Александрова. 24,2 млн.
7. Радуга (1944) Марка Донского. 23,7 млн.
8. Каменный цветок (1946) Александра Птушко. 23,1 млн.
9. Аринка (1940) Юрия Музыканта, Надежды Кошеверовой. 22,9 млн.
10. Подвиг разведчика (1947) Бориса Барнета. 22,3 млн.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 1950-х
11. Тихий Дон (1957) Сергея Герасимова. 46,9 млн.
12. Любовь Яровая (1953) Яна Фрида. 46,4 млн.
13. Над Тиссой (1958) Дмитрия Васильева. 45,7 млн.
14. Карнавальная ночь (1956) Эльдара Рязанова. 45,6 млн.
15.Свадьба с приданным (1953) Татьяны Лукашевич, Бориса Равенских 45,3 млн.
16. Застава в горах (1953) Константина Юдина. 44,8 млн.
17. Иван Бровкин на целине (1959) Ивана Лукинского. 44,6 млн.
18. Смелые люди (1950) Константина Юдина. 41,2 млн.
19. Кубанские казаки (1950) Ивана Пырьева. 40,6 млн.
20. Солдат Иван Бровкин (1955) Ивана Лукинского. 40,3 млн.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 1960-х
1.Бриллиантовая рука (1969) Леонида Гайдая. 76,7 млн
21. Кавказская пленница (1967). 76,5 млн.
22. Свадьба в малиновке (1967) Андрея Тутышкина. 74,6 млн.
23. Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965) Леонида Гайдая. 69,6 млн.
24. Щит и меч (1968) Владимира Басова. 68,3 млн.
25. Новые приключения Неуловимых (1969) Эдмонда Кеосаяна. 66,2 млн.
26. Человек-амфибия (1962) Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева. 65,4 млн.
27. Война и мир (1966) Сергея Бондарчука. 58 млн.
28. Сильные духом (1968) Виктора Георгиева. 55,2 млн.
29. Неуловимые мстители (1967) Эдмонда Кеосаяна. 54,5 млн.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 1970-х
1. А зори здесь тихие… (1973) Станислава Ростоцкого. 66,0 млн.
2. Джентльмены удачи (1972) Александра Серого (при весьма ощутимом художественном руководстве Георгия Данелия). 65,0 млн.
3. Табор уходит в небо (1976) Эмиля Лотяну. 64,9 млн.
4. Калина красная (1974) Василия Шукшина. 62,5 млн.
5. Афоня (1975) Георгия Данелия. 62,2 млн.
6. Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1973) Эдмонда Кеосаяна. 60,8 млн.
7. Иван Васильевич меняет профессию (1973) Леонида Гайдая. 60,7 млн.
8. Мачеха (1974) Олега Бондарева. 59,4 млн.
9. Служебный роман (1978) Эльдара Рязанова. 58,4 млн.
10. Судьба (1978) Евгения Матвеева. 57,8 млн.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 1980-х
1. Пираты ХХ века (1980) Бориса Дурова. 87,6 миллиона зрителей за первый год демонстрации.
2. Москва слезам не верит (1980) Владимира Меньшова. 84,4 млн.
3. Экипаж (1980) Александра Митты. 71,1 млн.
4. Маленькая Вера (1988) Василия Пичула. 56,0 млн.
5. Спортлото-82 (1982) Леонида Гайдая. 55,2 млн.
6. Петровка, 38 (1980) Бориса Григорьева. 53,4 млн.
7. Человек с бульвара Капуцинов (1987) Аллы Суриковой. 50,6 млн.
8. Тегеран-43 (1981) Александра Алова и Владимира Наумова. 47,5 млн.
9. Самая обаятельная и привлекательная (1985) Геральда Бежанова. 44,9 млн.
10. Любовь и голуби (1984) Владимира Меньшова. 44,5 млн.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 1990-х
Увы, официальные данные отсутствуют. Вместе с тем очевидно, что лидерами проката 1990-х были Ширли-мырли (1994) Владимира Меньшова, Особенности национальной охоты… (1995) Александра Рогожкина, Брат (1997) Алексея Балабанова и Сибирский цирюльник (1999) Никиты Михалкова. На рубеже XXI века самым кассовым российским фильмом стал, бесспорно, «Брат—2» того же Алексея Балабанова.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 2000-х
1. Ирония судьбы. Продолжение (2008) Тимура Бекмамбетова. 49, 9 млн. долларов.
2. Адмиралъ (2008) Андрея Кравчука. 33,7 млн. долларов.
3. Дневной дозор (2006) Тимура Бекмамбетова. 32,0 млн. долларов.
4. Самый лучший фильм (2008) Кирилла Кузина. 27,5 млн. долларов.
5. 9 рота (2005) Федора Бондарчука. 23,6 млн. долларов.
6. Елки (2010) Тимура Бекмамбетова и др. 22,7 млн. долларов.
7. Наша Russia. Яйца судьбы (2010) Глеба Орлов. 22,2 млн. долларов.
8. Обитаемый остров. Фильм первый (2009) Федора Бондарчука. 21,8 млн. долларов.
9. Волкодав из рода серых псов (2007) Николая Лебедева. 20,0 млн. долларов.
10. Черная молния (2010) Александра Войтинского и Дмитрия Киселёва. 19,7 млн. долларов.
«Горячая десятка» хит-парада российского кино 2011-2019 годов
1. Движение вверх (2017) Антона Мегердичева. 53,9 млн. долларов.
2. Сталинград (2013) Федора Бондарчука. 51,8 млн. долларов.
3. Елки-3 (2014) Ольги Хариной и Дмитрия Киселёва. 38,0 млн. долларов.
4. Вий (2014) Олега Степченко. 34,3 млн. долларов.
5. Три богатыря на дальних берегах (2013) Константина Феоктистова. 31,1 млн. долларов.
6. Легенда №17 (2013) Николая Лебедева. 29,3 млн. долларов.
7. Высоцкий. Спасибо, что живой (2011) Петра Буслова. 28,0 млн. долларов.
8. Лед (2018). Олега Трофима. 26,5 млн. долларов.
9. Елки-2 (2011) Дмитрия Киселёва и Александра Баранова. 25.7 млн. долларов.
10. Т-34 (2018) Алексея Сидорова. 25.0 млн. долларов (прогноз, прокат продолжается).