Напишите сочинение рассуждение на тему что такое честь
Сочинение на тему Честь. Что такое Честь 9 класс
Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.
Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть. Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.
Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему. Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.
Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.
Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.
В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.
В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.
Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.
Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.
Вариант 2
Я думаю, честь – это верность себе и своим словам. Человек чести, как правило, – это человек ответственный за свои поступки и решения, порядочный и добросовестный. По моему мнению, честь оскверняется тогда, когда человек поддается мнению общества, его интересам и совершенно забывает не только про свою честь, но и про честь близких, любимых людей. Как говорится: «Береги платье снову, а честь с молоду».
Второй пример я хотел бы взять из своего личного опыта. Мой дедушка очень строгий, никогда не хитрил и делать этого никому не позволял. Однако я – полная его противоположность. В классе я умело списывал домашние и контрольные работы, а, приходя домой, закидывал портфель под стол и смело шел гулять. И дедушка это узнал. Он долго со мной разговаривал на тему чести, ответственности за свои слова, собственной гордости и чистоте мыслей. Я никогда не слушал его. Знал только одну фразу: «Хочешь жить – умей вертеться». Когда я сказал эту фразу деду, он спокойно ответил мне, что это будет не жизнь, это будет существование, а иначе как можно жить, если чести совсем нет, если над тобой насмехаются, если жизнь – это сплошное вранье и хитрость. Он настолько ярко описал мне настоящую честь и жизнь без нее, что мне стало стыдно и щеки быстро залились красной краской. Тогда я понял: человек чести достигает большего, чем человек, который умеет только выкручиваться. Человек чести получает настоящую жизнь, а хитрец – лишь существование.
К сожалению, в наше время осталось очень мало честных людей, все только «крутятся» в этой жизни, прогибаясь под общество и всеобщие интересы. Тему чести можно развивать очень долго, описывать его всеми красками и эмоциями, но на этом я бы хотел закончить.
Сочинение Что такое Честь
В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.
Но что же такое честь?
Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей. Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга. На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.
Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.
Также читают:
Картинка к сочинению Честь. Что такое Честь
Популярные сегодня темы
Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского – одна из печальных историй, закончившаяся смертью главной героини Катерины. Девушка была светилом в царстве тьмы Кабанихи и её сына, но судьба не была к ней благосклонна
Как часто люди говорят, а потом думают. С такой проблемой встречался каждый человек. Мало того, каждый из нас, хоть раз в жизни, что-то сказал, а потом пожалел об этом. Перед тем, как что-то говорить другому человеку
Центральной проблемой рассказа «Анна на шее» является проблема социального расслоения и неравенства, возникшего в обществе. Оно сказывается на судьбы и жизни людей прямым образом
Одним из второстепенных образов произведения является Семен Константинович Двоекуров. Семен Константинович был советником, и служил на государственной службе.
Произведение « После бала » написанное Алексеем Николаевичем Толстым описывает жизненную ситуацию того времени.
Сочинение Что такое Честь
Честь – это верность своим принципам, словам, а прежде всего самому себе. Человек, который обладает таким качеством как честь всегда отвечает за совершенные им поступки или же ошибки и вызывает уважение.
Еще несколько столетий назад потеря чести требовала мести. Как пример, дуэль между Пушкином и Дантесом, когда первый заступился за честь своей дамы, а в итоге оказался убит. В современном мире такого поведения не увидишь, за редким исключением (дикие племена). Однако желание человека отстоять свое достоинство актуально и сейчас, и в будущем.
В средние века рыцарей называли людьми чести, а тех, кто занимался мошенничеством или был доносчиком считались бесчестными индивидами.
В исторических сводках и литературе нашего государства честь часто идет в одну ногу с героизмом и подвигами. Честь слаживается из нескольких факторов: умение признать собственный проступок; готовность встать на защиту других; умение помогать без всякой выгоды для себя; желание вернуть скорее долг.
Главному герою Лермонтова Печорину так же не понаслышке знакомо такое понятие как честь. На дуэли со своим бывшим другом Грушницким он дает возможность юнкеру попросить прощения и отменить поединок. Однако Грушницкий не внемлет ему и отказывается. В итоге, Печорин дает возможность выстрелить недругу первым. Ему не хочется смерти мужчины, но понятие чести того времени требуют этого.
Видя такие примеры, можно понять, как сильно все-таки ценили честь в прошлые века. В наше время людей, которые обладают честью, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Существенной проблемой общества является восприятие этого, как должного. Людям следует стараться не предавать свои ценности и отстаивать принципы. Только тогда восторжествует гармония, когда мы станем более честными по отношению друг к другу, научимся не только слышать, но и слушать один одного. Всего лишь одна ложь, может привести к целой катастрофе.
Человек чести не какое-то эфемерное понятие – это большая сила воли и характера, которые делают людей лучше, дают проснуться внутреннему потенциалу и идти к своей цели. Следует ценить таких людей и самим стараться походить на них, и тогда мир станет немножечко лучше.
Вариант 2
Понятие чести тесно связано с этикой, относится к морали и нравственности человеческой. Об этом говорят как в единичном масштабе, так и в массовом (например, честь конкретного сообщества, населяющего определенную территорию). Отношения чести, как правило, основаны на исключительно сильной самооценке и вере в определенные моральные или религиозные принципы. Нарушение этих правил в результате личного срыва или деятельности других лиц, воспринимается как позор.
В более ранние времена потеря чести имела мгновенную реакцию и безоговорочно требовала мести. В настоящее время такое поведение наблюдается редко, но отнюдь не исчезло полностью. В некоторых сообществах (например, среди различных диких племен) это еще до сих пор на повестке дня. Желание защитить собственное достоинство – это одно из элементарных качеств человека, имеющего свою честь.
С незапамятных времен, людьми чести называли рыцарей и воинов, а лишенных чести считали мошенников, доносчиков, ростовщиков. В истории и литературе нашей страны, честь чаще всего ассоциируется с героизмом и патриотизмом. Она формируется на пути определенного поведения: умение признать собственную ошибку; сдержать данное обещание; готовность защищать подчиненных; стремление как можно быстрее вернуть долг; готовность к бескорыстной помощи нуждающимся людям.
Противоположностью для них действия считаются обычно за бесчестный поступок, например: действия, направленные на обман другого человека; нежелание помочь и уклонение от своих обязанностей; жестокое обращение (психическое или физическое) с пострадавшим; чтение чужой переписки и обсуждение собственности других людей.
Вспомним дуэль Пушкина с Дантесом, который преследовал жену поэта. Это дало пищу для сплетен. Александр Сергеевич, вызвав на дуэль наглеца, защищал честь своей супруги. Чем это закончилось, известно всем. Если бы великий Пушкин не погиб, он мог бы написать еще много прекрасных произведений. Но, увы…
Для разных категорий общества понятие чести разное, иногда даже полностью противоречивое. Например, порядочный человек потерял бы честь, если бы совершил кражу, а в воровских условиях точка чести для членов банды – умение ограбить любого, независимо от возникающих трудностей.
Рассуждение 3
Для меня честь – это благородство, достойное поведение и умение отвечать за свои поступки. Люди, в жизни которых честь играет важную роль, всегда поступают в соответствии со своими убеждениями и опираются на моральные ценности. Это качество не дается людям от рождения, а взращивается и воспитывается самостоятельно в результате жизненного опыта.
В произведении «Капитанская дочка», написанном Александром Сергеевичем Пушкиным, примером человека с честью является Петр Гринев. Рискуя своей жизнью и репутацией, он успешно помогает Маше, оставшейся в логове Пугачева из-за болезни, защищая ее от нежеланного замужества. Кроме того, положительно характеризует героя то, что он отказывается служить Пугачеву, храня верность императрице. На протяжении всего произведения Петр Гринев проявляет себя как храбрый и порядочный молодой человек, в отличие от Швабрина, являющегося его полной противоположностью и прислуживающего Емельяну Пугачеву, выдающему себя за умершего царя.
В рассказе Павловой «черемуховый дед» проявил благородство, отдав мальчикам ценную и дорогую для себя вещь, – футбольный мяч. Он был достойным человеком, поскольку сумел завоевать уважение у дворовых мальчишек. «Черемуховый дед» научил ребят не только различным приемам и хитростям спортивной игры, но и соблюдению всех правил и настоящему мужскому поведению. Несмотря на то, что физически он не был сильным человеком, мальчики не хотели терять его уважения и беспрекословно подчинялись его приказам. За одно лето из играющих детей они превратились в настоящую спортивную команду. Даже после смерти «черемухового деда» ребята чтили его память, продолжая играть в футбол до конца обучения в школе, согласно всем правилам и дисциплине. В данном произведении честь присуща не только мужчине, но и мальчикам, которые, благодаря своему «учителю», со временем стали благородными молодыми людьми.
Таким образом, честь является необходимым качеством для достойного человека, поэтому на протяжении всей жизни важно развивать его. Для этого нужно брать пример с благородных людей и беречь свою честь в любой ситуации.
Сочинение про Честь
Честь является неотъемлемой частью честности. Умение быть честным с окружающими и с самим собой, свобода ото лжи и обмана и чистая совесть делают нашу жизнь гораздо проще.
Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в которой особое внимание обращается на проблематику чести и честности. Главным героем романа является Петр Гринев, который рос в семье, где честь не была пустым звуком. В произведении мы видим сцену, когда душегуб Пугачев предлагает Гриневу сдаться и присоединиться к бунтовщикам. Но Гринев помнит о клятве данной государю, и отказывается от предательства, за что он вполне мог поплатиться своей жизнью.
Благодаря этим примерам мы видим, насколько высоко ценилась честь в давнюю эпоху. Сегодня, человек, обладающий такими высокими качествами, может смело назвать себя уникальным, это практически чудо встретить такую личность. Проблема нашего общества как раз и состоит в том, что такое воспринимается нами как само собой разумеющееся. Честь не должна восприниматься нами как качество, которое доступно лишь немногим. Как и персонажи «Капитанской дочки» нам нужно следовать своим принципам и руководствоваться своими ценностями. Гармония возможна только тогда, когда мы будем честными с людьми, научимся слушать и делать выводы. Одна маленькая ложь способна разрушить судьбы десятков людей, и избавившись от такого груза, мы станем чуть ближе к своим мечтам. Человек чести это не просто какое-то пафосное понятие, за ним скрывается великая сила, которая ведет за собой людей, делает их лучше, раскрывает в них невиданный ранее потенциал и, в конце концов, заставляет нас стремиться к желаемому.
Рассуждение с примером из литературы
Честь – это такое качество человека, которое воспитывается с детства. Оно не позволяет людям совершать недостойные поступки, за которые потом будет стыдно. Рассмотрим это утверждение на литературных примерах.
А.С.Пушкин пишет в 1836 году повесть «Капитанская дочка». В самом начале произведения он помещает эпиграф «Береги честь смолоду». Прочитав повесть, мы понимаем, что это слова отца главного героя, которые он постарался исполнить. Уезжая из дома, Петр Гринёв получил от отца наказ, что платье нужно беречь снову, а честь смолоду. Молодой офицер очень неопытен, однако, он смог противостоять всем искушениям. Во время службы в Белогорской крепости Гринёв приходит через подлость и предательство. Он получает от жизни несколько уроков. Человек, которого он считал своим приятелем, почти другом, такой же офицер, совершает одну подлость за другой. Сначала он оговаривает любимую девушку, зная, что ей понравился другой. Потом решает устранить соперника не силой и отвагой, но подлостью и оговором. Увидев, что Гринев отвлёкся на Савельича, Швабрин проколол его шпагой. Он же написал письмо отцу Гринёва, описав его жизнь в чёрных красках, рассказал о бесприданнице Маше, как охотнице за богатым женихом.
Это сделал дворянин, из хорошей и знатной семьи. Где же честь Швабрина, почему молчит его совесть. Неужели возможно оговорить и оклеветать человека, воспользовавшись неведением? Для Швабрина возможно. Он не видит ничего странного в том, что пострадает соперник, главное, чтобы Маша осталась с ним. Но заставить полюбить себя невозможно. Тогда он делает всё, чтобы заставить Машу отказаться от жениха, а потом и разлучить её с Гринёвым. Швабрин переходит на сторону бунтовщиков, чтобы спасти свою жизнь. И здесь честь дворянина не мешает ему служить Пугачёву. Маша теперь в его власти, он может всё, но забыть любимого, бросить его, чтобы спасти свою жизнь Маша не хочет. Она даже готова умереть, но отказывается от предложения Швабрина, не выходит за него замуж. Здесь ещё раз определяется его отношение к чести и достоинству, он способен на все, на любое предательство. Совсем по-другому ведёт себя Гринёв. Пётр не способен предать, он даже врагу говорит в лицо, что думает, не боясь смерти. Ради любимой, Гринёв едет в лагерь Пугачёва, он спасает Машу от гнусностей Швабрина. Даже под арестом Пётр не может оправдаться, чтобы не затронуть имя любимой. Только своевременная встреча Маши с императрицей решает дело, он отпущен домой, его имя оправдано.
Таким образом, можно утверждать, что честь человека дана для того, чтобы он сохранял её незапятнанной, не совершая недостойных, подлых дел.
Что такое Честь
Несколько интересных сочинений
Нравы и быт дворян в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» описаны в первой части произведения. Затем мы встречаем подобное в заключительных главах.
В сюжете произведения рассказывается о том, как собака превращается в человека. Этот невероятный случай произошел в результате одного из экспериментов ученого по фамилии Преображенский
Хочу начать с того, что я очень люблю школу. На первый взгляд может показаться что я немного лукавлю, ведь большинство школьников без особого желания ходят в школу и у каждого из них есть на то свои причины.
Сказки у Щедрина всегда были в фольклорном стиле, но все равно они являются литературными произведениями. Больше всего они похожи на произведения Пушкина, потому что у обоих писателей в сказках
Михаила Лермонтова можно назвать человеком, который крайне избирательно и ответственно относился к собственному творчеству. Ему не нравилось множество работ, которые были по достоинству оценены следующими
Защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина. Что важно и необходимо знать гражданину?
«Что такое честь» рассуждение
Вариант 1
В моём понимании честь — это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения человеком.
В рассказе О. Павловой для мальчишек из дворовой футбольной команды таким стал «черёмуховый дед». Он был строгим судьёй, не допускал запрещённых приёмов и хитростей на поле. Старик научил ребят честности, бесстрашию, порядочности — тому, что входит в понятие «честь». Именно она не позволяла ребятам предать память деда, когда его уже не стало.
Честь в почёте во всём мире. Русская народная пословица предупреждает: «Береги честь смолоду», арабы говорят: «Поддержка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести», в Украине считают, что «лучше честь, чем волов шесть».
Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёркивается в культуре всех народов.
Вариант 2
Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.
Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть.
Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.
Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему.
Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.
Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.
Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.
В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.
В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.
Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.
Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.
Сочинение на тему достоинство и честь
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни». Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия. Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию. Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности — «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума. Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой. Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными. Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве. Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства. Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство. Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести. Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью. Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка. Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире. В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным». Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства. Например, в дореволюционной армии сорвать эполеты с офицера, то есть обесчестить его, еще не значило лишить его достоинства. Именно сохранение собственного достоинства помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или дуэлью. Еще более благородным является умение с глубоким внутренним достоинством принять бесчестье. Таких Людей обычно называют великомучениками, страстотерпцами: это, например, многие христианские святые. Рассмотренные нами теоретические проблемы, раскрывающие сущность и взаимосвязь чести и достоинства личности, дают нам возможность использовать знания об этих моральных ценностях в решении конкретных жизненных вопросов. Одним из них является вопрос о женском и мужском достоинстве. Ведь многие наши житейские беды, в конечном счете, проистекают от того, что мы иногда забываем: кроме разделения человеческих особей на мужчин и женщин по принципу биологическому и физиологическому есть еще и социальный, нравственный, наконец, эстетический принцип определения человека. И по этим принципам, выработанным веками, понятие «мужчина» предполагает обязательное следование естественному кодексу мужского достоинства, который определяет не только поведение мужчины в среде товарищей и друзей, но и его отношение к женщине. Не менее противоречивой является сегодня и проблема женской и девичьей чести. Издавна она была связана с такими понятиями, как девичья гордость, скромность, нравственная чистота, целомудрие, — всем тем, что воплотилось в образе «тургеневской девушки». В XX веке объяснено многое, прежде казавшееся необъяснимым, решены многие проблемы ядерной физики, генной инженерии, астрофизики. Но как быть с моральными проблемами, с нравственными принципами, с нормами человеческого поведения, которые объяснить не всегда возможно? Наверное, их нужно просто выполнять, их нельзя не выполнять, потому что все мы, люди, связаны между собой гораздо теснее, чем это нам представляется. Список литературы
1) Этика: Учеб. пособ./ И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. Мн.: Тетра Системс, 1998. 2) Основы этики: Учеб. пособ./ И.Л. Зеленкова. Мн.: Тетра Системс, 1998. 3) Этика: Учеб. пособ./ Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова. Мн.: Новое знание, 2002.
«Долг и честь» в романе «Капитанская дочка»
Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны.
Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно — повесть “Капитанская дочка”. Это произведение было написано в 1833–1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.
Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.
Главное действующее лицо повести — он же мемуарист-рассказчик ‑ Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера.
Петруша — молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который “не был врагом бутылки” и “любил хлебнуть лишнего”. Отец его — Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, — рассматривал понятия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, “служить верно тому, кому присягнешь”.
Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице.
Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева.
Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм.
Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Шьабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он — эгоист.
Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он” с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.
Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни (“Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника”).
Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зрения офицеров гвардии, он “беглый казак”, вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга.
Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: “Долг платежом красен”. Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.
Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость — это проявление заботы о барине.
Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, “енералов” Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу.
“Енералы”, по словам Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выражает полную покорность.
Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императрицы.
На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского народа, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.
Популярные сочинения
Что следует понимать под сведениями, порочащего характера?
Порочащими, в частности, являются
сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.