Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело

Рост напряжённости на Балканах в начале XX века

Острые противоречия су­ществовали между Россией и союзником Германии Австро-Венг­рией на Балканах. Отношения с Балканскими странами для Российской империи всегда имели особое значение. Давние культурные тради­ции тесно связывают нашу страну и православные славянские народы Балкан — сербов, черногорцев, бол­гар. Россия издавна считала Балканы зоной своих интересов и осознавала ответственность за судьбы живших здесь православных народов. В то же время русское правительство стреми­лось использовать борьбу за незави­симость балканских народов в своих внешнеполитических интересах.

Значительного влияния в этом регионе Россия достигла после войны с Турцией за освобождение Болгарии в 1877—1878 гг. Самоотверженность и героизм русских воинов, искреннее желание русского народа поддержать южных славян в их борьбе за освобож­дение создали условия для тесных взаимоотношений независимых государств Балканского полуострова и России.

Однако почти сразу после освобождения между балканскими го­сударствами возникли противоречия. Особенно острыми они ока­зались между Болгарией и Сербией, имевшими друг к другу терри­ториальные претензии. Обе страны ожидали, что Россия поддержит именно их позицию. Россия оказалась в трудной ситуации, которой воспользовались Австро-Венгрия и Германия.

В начале ХХ в. расстановка сил в этом регионе определилась. В 1908 г. австрийцы аннексировали населённую славянами Боснию и Герцеговину, укрепив плацдарм для дальнейшего продвижения на Балканах. Болгария, обиженная отказом России признать её полную независимость от турок, стала ориентироваться на австро-герман­ский блок. Русских офицеров в болгарской армии заменили немцы, в страну были приглашены немецкие колонисты. В Первой мировой войне Болгария воевала на стороне Тройственного союза. Главным союзником России на Балканах стала Сербия. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Я. Вешин. Болгарская атака на турецкие позиции во время Балканской войны. 1912 г.

В начале ХХ в. Балканы превратились в крепкий узел неразре­шимых противоречий. В 1911 г. возникла военная коалиция Сербии, Болгарии, Черногории и Греции (Балканский союз), направленная против Османской империи. Её целью было вытеснение турок с Балканского полуострова. В октябре 1912 г. началась Первая Бал­канская война. Союзники быстро нанесли туркам поражение и отняли у них почти все европейские владения. Однако почти сразу после завершения войны возникли противоречия между победите­лями, не сумевшими поделить добычу. Болгария, обладавшая самой сильной армией в регионе, выступила против бывших союзников, которых поддержала Османская империя. В июне 1913 г. разразилась Вторая Балканская война, в которой Болгария потерпела поражение и лишилась большинства приобретённых ранее территорий.

В результате Балканских войн наиболее сильным государством региона стала Сербия, стремившаяся к объединению под своей властью славян Балканского полуострова. Сербское правительство подтвердило внешнеполитическую ориентацию на Россию и Фран­цию. Выявилось также тяготение к Антанте Греции, Черногории и Румынии. Потерпевшие поражение Болгария и Османская империя всё больше сближались с Германией и Австро-Венгрией.

Конфликт на Балканах, в который активно вмешивались вели­кие державы — участники противостоящих военно-политических блоков, всё более обострялся. Балканы превратились в «пороховой погреб» Европы, готовый взорваться каждую минуту.

Источник

На административной границе Сербии и самопровозглашенной республики Косово почти две недели продолжается албанско-сербское противостояние, способное в любой момент перерасти в вооруженный конфликт. Полицейский спецназ, броневики, слезоточивый газ — со стороны албанцев. Танки и авиация — со стороны сербов. Стороны пока воздерживаются от прямых столкновений, но власти в Приштине и Белграде продолжают выдвигать обоюдные ультиматумы. Что стало причиной нового обострения в Косове, на что готовы сербы и албанцы ради защиты своих интересов и в какой момент на Балканах может вспыхнуть новый вооруженный конфликт — разбиралась «Лента.ру».

Ошиблись номером

Очередное обострение на северной границе Косова, к слову, самое серьезное за последнее десятилетие, началось из-за автомобильных номерных знаков. 20 сентября власти самопровозглашенной республики, которые контролируют де-факто не всю ее территорию, объявили, что больше не будут пропускать через административную границу автомобили с сербскими номерами. Официальная причина: Сербия не признает суверенитет Косова со всеми сопутствующими атрибутами, в том числе не признает на своей территории и косовские автомобильные номера.

Поэтому в ответ Приштина решила, что теперь тоже введет меры, которые вынудят владельцев сербских автомобильных номеров пользоваться косовскими на территории республики. Регистрационные номера Сербии должны заменяться при въезде на территорию Косова на местные и при этом автовладелец должен оплатить пошлину в размере пяти евро (на территории региона в качестве местного денежного знака в ходу — евро). Стоит отметить, что Сербия уже достаточно давно практикует замену косовских номеров на временные сербские — за те же пять евро, только в сербских динарах.

Проблема в том, что север Косово населен преимущественно сербами и фактически придерживается законов и норм Сербии, например, в качестве денежной единицы используется сербский динар, а надписи там — исключительно на сербском. Это своеобразный сепаратизм в сепаратизме. Поэтому добиться исполнения решений Приштины там не всегда просто.

В частности, для решения ситуации с номерами на два официальных перехода, соединяющих северные районы с Сербией — «Яринье» и «Брняк» — были переброшены бойцы албанского спецподразделения ROSU (Regional Operational Support Unit, Региональная группа оперативной поддержки). Причем вместе с бронеавтомобилями и жилыми контейнерами для проживания бойцов. Спецназ фактически блокировал переходы и приступил к контролю за исполнением решения Приштины.

Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть картинку Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Картинка про Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело

Автомобиль проезжает мимо граффити: «Косово — святая земля Сербии» в Белграде, Сербия

Фото: Darko Vojinovic / AP

Сербы, не признающие албанские власти, по обе стороны от переходов устроили стихийные протесты. На переходе «Яринье», который обычно больше загружен автотранспортом, развернулось основное действо. Чтобы разогнать недовольных, албанцы применили слезоточивый газ.

Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть картинку Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Картинка про Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело

Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть картинку Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Картинка про Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело

Сербы ответили созданием баррикад на дороге от «Яринье» и «Брняк» вглубь Косово. Вообще баррикады — обычная практика народного протеста на пространстве бывшей Югославии с тех пор, как она начала разваливаться в 1990-х. Именно с баррикад начинались все этно-религиозные войны на постъюгославском пространстве. Баррикадами сербы перекрыли основные автомагистрали на севере Косова и в 2011 году, когда противостояние между сербами и албанцами привело к человеческим жертвам и вмешательству военных сил НАТО.

Следующий эпизод нынешнего конфликта — избиение албанскими спецназовцами сербов, которые направились за дровами в горы на спорной территории, — привел к активизации сербской армии. По приказу из Белграда в район «Яринье» была стянута бронетехника, в том числе танки, а авиация начала патрулирование зоны обострения. Президент Сербии Александр Вучич потребовал отвода албанских сил от переходов.

26 сентября появилась информация, что в южной части города Косовска-Митровица (в южной проживают албанцы, в северной — сербы) группа албанцев с ножами и бутылками напала на сербов, пришедших в муниципальное учреждение. Следом Вучич выдвинул новый ультиматум: либо ситуацию разрешат силы НАТО, которые размещены в регионе (они носят название КФОР), либо сербские военные будут защищать своих сограждан от насилия.

Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть картинку Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Картинка про Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело

Люди идут по улице, украшенной сербскими флагами, в Косовска-Митровице

Фото: Florion Goga / Reuters

Буквально на следующий день после инцидента на севере Косова появились силы КФОР. Параллельно Европейский союз, США и НАТО потребовали от сербской и албанской сторон конфликта немедленно принять меры, чтобы уменьшить напряжение. Самое важное — отвод косовского спецназа, демонтаж баррикад и снятие сербской блокады пунктов перехода. 29 сентября стало известно, что на переговорах в Брюсселе стороны конфликта при посредничестве ЕС договорились, что от «Яринье» и «Брняка» будут отведены силы ROSU и их заменят военнослужащие НАТО. Данное условие должно быть выполнено до вечера субботы, 2 октября.

Примечательно, что на фоне обострения не были заблокированы так называемые альтернативные автопути — асфальтированные дороги через горы, которые появились во время обострения 2011 года и которыми впоследствии активно пользовались как сербские, так и албанские контрабандисты.

За десять лет до этого

В июле 2011-го бойцы того же ROSU попытались взять под контроль все те же переходы «Яринье» и «Брняк», которые фактически не контролировались Приштиной с момента провозглашения независимости Косова в 2008 году и были созданы именно для номинальной фиксации суверенитета. Ехать через сербские районы северного Косова по земле спецназовцы не решились — их перебросили вертолетами. Бойцы разогнали сербских сотрудников с переходов, однако вскоре их блокировали местные вооруженные сербы. Произошла перестрелка. Один спецназовец — Энвер Зимбери — погиб.

Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть картинку Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Картинка про Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело

Фото: Laura Hasani / Reuters

Подразделение ROSU было эвакуировано обратно в Приштину. Захватившие переход «Яринье» сербские националисты сожгли его. Через несколько дней пустой обгоревший переход заняли американские солдаты из КФОР. По сути они лишь охраняли руины, никак не препятствуя проезду транспорта и проходу пешеходов.

Косовские сербы установили баррикады, чтобы не допустить нового захвата албанцами переходов «Яринье» и «Брняк». В дело вступили политики — начались переговоры между Белградом и Приштиной при посредничестве КФОР и европейских политиков. Параллельно хозяйственные сербы обустроили автодороги, альтернативные автопути в обход переходов, чтобы без осложнений ездить по своим делам, доставлять продукты, перегонять контрабанду, от которой живут многие пограничные регионы на Балканах.

Осенью ситуация осложнилась — из-за того, что военнослужащие КФОР вертолетами доставили на переходы албанских полицейских и попытались снести сербские баррикады. Это привело к столкновениям между иностранными военнослужащими (в основном из немецкого контингента) и сербскими националистами. Власти Сербии и Косово при посредничестве ЕС и России неспешно пытались договориться в кабинетах, но между представителями разных этносов, находившимися друг перед другом в нескольких десятках метров, напряжение было очень велико.

Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть картинку Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Картинка про Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело

Сожженный пункт пропуска «Яринье»

И без жертв не обошлось. В тот день на баррикаде через основной мост, отделявший северную часть (сербскую) Косовска-Митровицы от южной (албанской), албанцы застрелили серба Саву Мойсича. На следующий день почти все сербы северной части города вышли хоронить убитого. Гроб поставили перед баррикадой, а православный священник совершал отпевание. Мойсич был не единственным погибшим с сербской стороны — с сентября по ноябрь еще двое были убиты албанцами.

Сербы разрешали проезжать через свои районы только военнослужащим из тех контингентов КФОР, которые представляли славянские страны, например словенцам и украинцам. Столкновения продолжались всю осень. В итоге сербские политики убедили своих националистов угомониться. КФОР отошел на албанскую территорию. Большинство баррикад в конце ноября все-таки убрали. Формально «Яринье» и «Брняк» перешли под контроль Приштины, но работали там сотрудники из числа сербов с севера Косова. То есть кардинально албанцам решить вопрос с контролем над северными районами провозглашенной ими республики не удалось. С тех пор отношения между албанцами и сербами в Косово периодически обострялись, но баррикад до сих пор больше не возводили.

Политолог и основатель портала «Балканист» Олег Бондаренко считает, что нынешнее обострение на границе Косово не приведет к вооруженному конфликту, даже до масштабов десятилетней давности.

Ни одна из сторон нынешнего кризиса не заинтересована в настоящей войне. Ни Вучич, ни косовский премьер-министр Альбин Курти, хоть он и является даже по косовским меркам радикалом, ни тем более страны НАТО, вовлеченные в урегулирование конфликта и несущие ответственность за ситуацию в Косово уже 20 лет

Как полагает Бондаренко, нынешнее обострение могло возникнуть из-за того, что власти Косова увидели открывшееся «окно возможностей»: США сейчас не интересуются Балканами, в Германии происходит смена власти, а президент Франции Эммануэль Макрон занят предстоящими выборами. На этом фоне албанские власти в Приштине попытались усилить свое влияние в сепарирующихся сербских районах на севере Косова.

С политологом согласен и специалист по Балканам, ученый секретарь Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Денис Ермолин. Тот факт, что обе стороны готовы принимать участие в переговорах в Брюсселе, свидетельствует о более высоком уровне политической культуры по сравнению с более ранними конфликтами и провокациями, сказал он в разговоре с «Лентой.ру».

В настоящее время был найден компромисс — будет создана рабочая группа по вопросам автомобильных номеров, первое заседание которой состоится 21 октября. Показательно, что в рабочей группе в качестве балансира будут выступать исключительно представители ЕС, а делегация США отсутствует. Думаю, такой расклад устраивает обе стороны и свидетельствует о некотором уровне доверия Брюсселю

Ни Сербия, ни самопровозглашенная республика Косово не стремятся к дальнейшей эскалации, предположил в разговоре с «Лентой.ру» доцент университета Пелопоннеса Николаос Тзифакис. Рост напряженности он объяснил предстоящими в Сербии и Косово выборами. По его словам, сербские и косовские правящие элиты «заигрывают» с националистическими чувствами населения, тем самым пытаясь повысить свои рейтинги.

«В действиях Сербии много театральности, произошедшее не оправдывает чрезмерную реакцию Белграда. Ни одна война никогда не начиналась из-за автомобильных номеров», — подчеркнул он.

Воссоздание армии — путь к независимости?

Гораздо более серьезные последствия, по мнению опрошенных «Лентой.ру» экспертов, может иметь нынешний кризис между Республикой Сербской и центральными властями Боснии и Герцеговины, который развивается с конца июля. Босния и Герцеговина состоит из двух квазигосударственных образований — Мусульманско-хорватской федерации и Республики Сербской (причем две части ее разделяет округ Брчко, который находится под управлением международных властей).

В 1990-е между сербами, мусульманами и хорватами шла ожесточенная война — самая кровавая в Европе после Второй мировой. Однако в 1995-м под давлением международного сообщества в Дейтоне было заключено мирное соглашение, и вчерашние враги номинально стали гражданами одной страны. Однако во многом это было сделано искусственно. По-настоящему противоречия между народами не решены до сих пор. Кроме того, репрессиям со стороны международных органов подверглись военные и гражданские руководители сербов.

Кризис в июле этого года разразился после того, как в Уголовный кодекс Боснии и Герцеговины были внесены изменения, предусматривающие наказание до пяти лет тюрьмы за «публичное одобрение, отрицание или попытку оправдания геноцида, преступлений против человечности либо военных преступлений, утвержденных правомочным судебным решением». Речь идет в первую очередь о событиях июля 1995 года в мусульманском анклаве Сребреница на территории Республики Сербской, когда погибли несколько тысяч мужчин-мусульман.

Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть картинку Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Картинка про Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело

Фото: Peter Dejong / Reuters

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге признал произошедшее геноцидом, сербы же считают, что мусульмане погибли в результате вооруженных столкновений с армией, которой командовал генерал Ратко Младич. В июне 2021 года суд в Гааге подтвердил его пожизненное заключение — одним из основных пунктов обвинений против него были как раз трагические события в Сребренице.

А вот в Республике Сербской того же Младича считают героем. Вполне обычное явление, когда местная националистически настроенная молодежь носит футболки с изображением генерала. Теперь же получается, что за такую футболку можно получить до пяти лет тюрьмы. Разумеется, изменения в уголовном законодательстве вызвали волну неодобрения среди боснийских сербов. Многолетний лидер Республики Сербской Милорад Додик заявил, что теперь сербы будут игнорировать деятельность совместных с мусульманами и хорватами органов власти. Первоначально речь шла только о заседаниях совместного парламента.

На фоне кризиса на административной границе Косова Додик сделал еще более весомое заявление: Республика Сербская воссоздаст собственную армию. Представитель хорватов Желько Комшич назвал эти планы преступными.

Мы отзовем наше согласие из закона об армии, отзовем наше согласие из закона о Высоком судебном и прокурорском совете. Мы предложим [парламенту], и об этом будет приниматься решение в ближайшие дни, чтобы через отмену закона об армии через несколько месяцев сформировать армию Республики Сербской. Все это у нас есть в соответствии с Конституцией, в Конституции Боснии и Герцеговины существует армия Республики Сербской

Стоит отметить, что наличие собственной армии у хорватов с мусульманами или сербов никак не противоречит мирным соглашениям, подписанным в Дейтоне. Республика Сербская — экономически, территориально и в плане численности населения гораздо более весомое образование, чем сербские районы на севере Косова. К тому же, как говорят боснийские сербы, между ними, мусульманами и хорватами даже после Дейтонских соглашений продолжается «тихи рат» (тихая война), которая легко может перерасти в полноценный вооруженный конфликт — раны, полученные разными народами в первой половине 1990-х, по-прежнему не зажили.

Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Смотреть картинку Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Картинка про Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело. Фото Напряжение международной обстановки на балканах к чему привело

Тела жертв, найденные в Сребренице

По мнению Олега Бондаренко, дополнительный импульс кризису в Боснии и Герцеговине может дать усиление внешнего давления.

В следующем году в Республике Сербской предстоят выборы. Очевидно, что ЕС и США захотят, чтобы несговорчивый для Запада, но очень популярный среди сербского населения Додик их проиграл

Стоит добавить, что из всех сербских общин именно боснийская считается наиболее консервативной и воинственной. Во время 500-летнего правления в Боснии Османской империи сербы были вытеснены в горы, лишены возможности получать качественное образование, свободно исповедовать православие, турки отбирали у них женщин и детей. С тех пор все боснийские сербы весьма болезненно воспринимают и агрессивно защищаются, когда кто-то посягает на их национальную идентичность и связанные с ней ценности.

Источник

О военно-политической обстановке на Балканах

Северной границей полуострова считается условная линия, проведенная по рекам Дунай, Сава, Купа и далее от истока последней до залива Кварнер.
На Балканском п-ове частично или полностью расположены: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Италия (провинция Триест),Македония, Румыния, Сербия, Словения, Турция (европейская часть), Хорватия и Черногория. Сербская территория — Косово и Метохия — была в одностороннем порядке провозглашена при поддержке США и западноевропейских стран независимым государством.

Греция, Словения, Румыния, Хорватия и Болгария являются членами Европейского союза. Албания, Хорватия, Турция. Греция, Болгария, Румыния и Словения входят в НАТО.

По территории Балканского п-ова проходят важные транспортные магистрали, соединяющие Западную Европу с Юго-Западной Азией (Малая Азия и Ближний Восток).

Обстановка на Балканах характеризуется укреплением евроатлантических связей и приоритетным развитием отношений всех стран региона с США и государствами Западной Европы. Наряду с этим становление государственности стран бывшей Югославии по-прежнему сопряжено с сохранением напряженности в отношениях между ними, что обусловлено наличием комплекса неурегулированных территориальных, межнациональных и этноконфессиональных противоречий.

Наиболее сложной с точки зрения обеспечения региональной стабильности является обстановка вокруг самопровозглашенной Республики Косово. Несмотря на признание ее независимости 107 государствами мира, легитимность существования албанского анклава на исконно сербской территории не поддерживают такие страны Европейского союза, как Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия. Кроме того, ситуация в крае осложнена продолжающимся парламентским кризисом, а также ростом на его территории числа радикальных исламистов, продвигающих идею «Великой Албании» и способных дестабилизировать обстановку в мусульмано-населенных областях Сербии. Наряду с этим постоянным фактором, воздействующим на обстановку в самопровозглашенной республике, является деструктивное влияние стран Запада на процесс косовского урегулирования.

В сложившихся условиях Приштина при активной поддержке США, ФРГ, Франции и Великобритании в нарушение резолюции Совета Безопасности ООН от 1999 года № 1244 продолжает наращивать усилия в направлении дальнейшего укрепления независимого статуса Косово, обеспечения самостоятельного участия республики в работе различных региональных и субрегиональных структур, создания собственной военной организации, а также установления административного контроля над северной населенной сербами частью территории края, категорически исключая возможность передачи Северного Косово под юрисдикцию Белграда.

С точки зрения обеспечения стабильности на Балканах такая политика Запада не только подрывает авторитет ООН, но и создает опасный прецедент, способный спровоцировать дальнейший рост протестных настроений этнических сербов на всей территории региона.

В целях реализации достигнутых в 2013 году Брюссельских договоренностей на регулярной основе проводятся трехсторонние консультации на уровне глав правительств Сербии и Косово при посредничестве Высокого представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности. На данных переговорах стороны пытаются сблизить позиции по актуальным проблемам двустороннего взаимодействия, в том числе по организации связи, судопроизводства, электроснабжения и др. В качестве прорывного события для политики Белграда на косовском направлении стало подписание соглашения с Приштиной о создании сообщества сербских муниципалитетов Косово (ССМК), призванного защитить права и свободы сербов в северных районах республики.

В настоящее время ситуация в республике развивается на фоне затянувшегося парламентского кризиса. Депутаты от оппозиционных косоварских партий края блокируют деятельность национального парламента, в ультимативной форме выдвигая руководству страны требования по расторжению подписанного Белградом и Приштиной в августе 2015 года соглашения о создании ССМК и отказу от демаркации черногорско-косовской границы. В итоге конституционный суд края в ноябре прошлого года принял решение о приостановке действия данных договоренностей и их пересмотре.

Несмотря на парламентский кризис, руководство края продолжает осуществлять целенаправленную политику по интегрированию самопровозглашенной республики в различные международные организации. Так, Приштина уже заручилось поддержкой значительного числа государств по вопросу присоединения к ЮНЕСКО, членства в Интерполе и вступления футбольной федерации края в УЕФА. Вместе с тем на голосовании по предоставлению Косово членства в ЮНЕСКО косовары не получили достаточного количества голосов, набрав 92 голоса вместо необходимых 95.

В целях демонстрации поддержки косовского руководства во второй половине 2015 года в Страсбурге было подписано соглашение о стабилизации и ассоциации между Косово и ЕС, фактически представляющее собой очередной шаг Брюсселя по признанию независимости самопровозглашенной республики.

Обстановка в Сербии характеризуется стремлением руководства страны во главе с президентом Т. Николичем найти отвечающее интересам этого государства оптимальное соотношение между избранным курсом на интеграцию в Европейский союз и сохранением традиционно тесных связей с Российской Федерацией. Однако власти республики при возникновении противоречий между Москвой и Брюсселем по проблематике балканского урегулирования стремятся избегать конфронтации с западноевропейскими партнерами и занимают, как правило, нейтрально-выжидательную позицию. В то же время, несмотря на давление Запада, Сербия не присоединилась к антироссийским санкциям, введенным против РФ в связи с украинским кризисом.

Негативное влияние на состояние региональной безопасности оказывают острые противоречия между Сербией и странами региона. Позиция Белграда в диалоге со своими оппонентами по решению территориальных и межэтнических проблем осложняется членством Словении и Хорватии в НАТО, а также более тесным взаимодействием БиГ, Македонии и Черногории с Европейским и Североатлантическим союзами в рамках подготовки этих государств к вступлению в обе организации.

В частности, до сих пор нерешенными остаются вопросы установления сербско-хорватской государственной границы, возвращения в Хорватию сербских беженцев (около 100 тыс. человек) и предоставления им имущественных гарантий. Значительно осложнились отношения между странами после обращения Сербии в Международный суд ООН с иском к Загребу, в котором Белград потребовал признать факты геноцида сербского народа в ходе конфликта 1991-1995 годов. Сдерживающее влияние на процесс налаживания Сербией добрососедских отношений с другими бывшими югославскими республиками оказывает факт признания ими независимости Косово и установления дипломатических отношений с Приштиной.

Текущая внутриполитическая ситуация в Сербии остается сложной, но стабильной. Решающее влияние на нее в основном оказывают перспектива проведения в стране внеочередных парламентских выборов, процесс евро-интеграции республики в увязке с косовской проблемой, а также миграционный кризис.

Существующие разногласия в правящей коалиции страны, в которую входят Сербская прогрессивная партия (СПП, премьер-министр А. Вучич) и Социалистическая партия Сербии (СПС, первый вице-премьер, министр иностранных дел И. Дачич), обострились. Часть руководства СПП открыто призывает к проведению внеочередных парламентских выборов и отказу от союза с «коррумпированными и криминальными социалистами».

С учетом сложившейся в республике ситуации А. Вучич 4 марта с. г. принял решение о своей отставке, роспуске скупщины и назначил внеочередные парламентские выборы на 21 апреля с. г. По его мнению, это позволит оценить реальный уровень поддержки населением проводимой государством политики, в том числе и в отношении Косово.

Наряду с этим отмечается активизация оппозиционных сил, которые стремятся дискредитировать действующие власти. Так, в начале октября 2015 года лидер оппозиционной Демократической партии Б. Пайтич обвинил А. Вучича в попытке установления в государстве диктатуры, а также в организации слежки за его политическими оппонентами.

Значительное влияние на развитие обстановки в республике оказывает миграционный кризис — более 200 тыс. беженцев из государств Ближнего Востока и Северной Африки использовали территорию Сербии в качестве транзитного маршрута в государства Евросоюза. Ежедневно сербскую границу пытается перейти около 1 тыс. вынужденных переселенцев, среди которых национальными спецслужбами уже выявлено несколько боевиков из рядов «умеренной сирийской оппозиции».

Таким образом, Сербия в настоящее время оказалась перед трудным геополитическим выбором. С одной стороны, географическое и политико-экономическое положение страны свидетельствует об объективности ее интеграции в единую Европу, с другой — процесс сближения с ЕС непременно поставит перед Белградом вопрос о необходимости присоединения к Североатлантическому союзу, чей имидж в Сербии был подорван в ходе агрессии НАТО в 1999 году.

Ситуация в Македонии характеризуется противостоянием между правительством Н. Груевского и оппозиционными силами, поддерживаемыми США, которые выступают против политики действующего македонского руководства, направленной на формирование многовекторных отношений, в том числе с Россией. Так, в мае 2015 года руководитель крупнейшей оппозиционной партии Социал-демократический союз Македонии 3. Заев и его ближайшие соратники, заручившись поддержкой Соединенных Штатов, Великобритании и ФРГ, попытались организовать государственный переворот по сценарию украинского Майдана. Однако благодаря четким действиям силовых структур беспорядки были прекращены, а обстановка нормализовалась.

Вместе с тем оппозиция продолжает дестабилизировать внутриполитическую ситуацию с целью захвата власти в республике. В рамках этих усилий подконтрольные Западу СМИ оказывают целенаправленное информационно-пропагандистское воздействие на население страны, при этом активно используются социальные сети для организации антиправительственных демонстраций.

В частности, финансируемая Вашингтоном пресса в интересах дискредитации и ослабления правящей партии Внутренняя македонская революционная организация — демократическая партия македонского национального единства «вбрасывает» через СМИ «новые факты» нарушений в ходе предвыборной кампании и финансовых злоупотреблений со стороны действующей власти. Соединенные Штаты через свое посольство в Скопье и спецслужбы самопровозглашенной Республики Косово используют в собственных интересах проамериканские албанские партии «Демократический союз за интеграцию» и «Демократическую партию албанцев».

Тем не менее, несмотря на нарастающее внешнее и внутреннее давление, правительство Македонии не планирует отказываться от своей позиции относительно неприсоединения к антироссийским санкциям Запада и намерено придерживаться курса на вступление в Европейский союз и НАТО при одновременном сохранении взаимовыгодных отношений с Россией.

В условиях непростой ситуации в экономике руководству страны пока удается сохранять стабильный уровень жизни, сдерживать безработицу, а также несколько увеличить социальные выплаты. Вместе с тем в республике не завершен процесс формирования эффективных механизмов управления рыночной экономикой, сохраняется высокий уровень коррумпированности госструктур, что в целом формирует неблагоприятный инвестиционный климат в государстве.

Кроме того, внутриполитическую обстановку осложняют межэтнические и этноконфессиональные противоречия. В частности, отмечается активизация деятельности албанских экстремистских организаций и связанных с ними криминальных структур. Причиной этого является неспособность руководства республики полностью контролировать обстановку в районах компактного проживания албанского национального меньшинства.

В среде албаноязычного населения Республики Македонии все более широкую поддержку получает идея об изменении административно-территориального деления страны и этнографической ситуации в пользу получения территориями компактного проживания албанцев большей самостоятельности. При этом рассматриваются различные варианты развития ситуации — от создания федерального государства в границах Македонии до самопровозглашения независимости с последующим присоединением к Косово или Албании. Кроме того, обеспокоенность македонских властей вызывает все большее распространение идей радикального ислама среди местных албанцев.

В целом правительству удается поддерживать в стране достаточно стабильную обстановку. Наряду с определенными положительными результатами в сфере экономики этому способствуют уверенный контроль над вооруженными силами, правоохранительными органами и судебной системой, а также жесткая дисциплина в правящей партии. Дальнейшее развитие внутриполитической ситуации в Македонии будет зависеть от умения правительства находить компромисс с оппозицией по наиболее острым проблемам, обеспечить сохранение положительной динамики в социально-экономической сфере и жестко противодействовать действиям деструктивных сил.

Внутриполитическая обстановка в Боснии и Герцеговине вопреки долговременным усилиям мирового сообщества по боснийскому урегулированию остается сложной и характеризуется сохранением значительных политических, этнических и религиозных противоречий, а также социально-экономических проблем как в стране в целом, так и в ее субъектах (энтитетах) — Федерации Боснии и Герцеговины (ФБиГ) и Республике Сербской (PC).

Основными факторами, оказывающими влияние на развитие ситуации в стране, являются стремление ведущих государств и организаций Запада жестко контролировать и управлять в своих интересах внутриполитическими процессами в Федерации посредством фактического вмешательства в них, сохранение сепаратистских тенденций, активность мусульманских организаций экстремистского толка в ФБиГ, недостаточно эффективная деятельность Сараево по укреплению вертикали власти.

Центральные органы власти не в состоянии обеспечить эффективный контроль и адекватное воздействие на негативные процессы, развивающиеся в БиГ, устранить существующие разногласия в отношении ее будущего государственного устройства.

Боснийские сербы настойчиво отстаивают сохранение «дейтонского» статуса и полномочий своего национального образования. Кроме того, благодаря косовскому прецеденту высокую популярность среди населения PC сохраняет идея выхода энтитета из состава БиГ.

Наряду с этим лидеры хорватской и сербской общин выражают серьезную обеспокоенность в связи с прогрессирующими процессами исламизации общественно-политической сферы ФБиГ. Руководство бошнякских структур продолжает политику насаждения исламского образа жизни и формирования на территории энтитета основ мусульманского государства, опираясь в данных вопросах на Турцию и Иран.

В таких условиях усилия международных представителей сосредоточены на активизации внутриполитического диалога с целью поиска компромиссов по путям дальнейшего развития страны. При этом в основном рассматриваются западные сценарии боснийского урегулирования, по сути отвечающие бошнякским устремлениям. Основным их содержанием является дальнейшее «размывание» статуса энтитетов в целях централизации БиГ вплоть до создания унитарного государства. Активно ведутся дискуссии об изменении конституции в указанном направлении, о необходимости существенного перераспределения функций органов законодательной и исполнительной власти между единым центром страны и энтитетами якобы в интересах повышения эффективности госуправления.

Один из ключевых факторов, негативно влияющих на развитие внутриполитической обстановки в стране, — это коррупция в высших органах государственной власти, уровень которой по-прежнему остается высоким, несмотря на все усилия руководства БиГ.

Напряженной остается ситуация и в социально-экономической сфере. Основные показатели развития национального хозяйства свидетельствуют о сохранении кризисных тенденций в экономике. Дефицит платежного баланса по-прежнему покрывается преимущественно за счет иностранных кредитов.

Продолжает расти внутренний долг, превысивший 7 млрд долларов. Не снижается острота социальных проблем, о чем, в частности, свидетельствует неприемлемо высокий уровень безработицы (более 40 % трудоспособного населения и около 47 % среди молодежи).

В целом, несмотря на жесткий контроль над обстановкой в стране со стороны мирового сообщества и оказание Сараево масштабной иностранной финансовой помощи, в Боснии и Герцеговине сохраняется значительный конфликтный потенциал, в первую очередь этнорелигиозного характера, способный привести к обострению ситуации в стране. Эффективная нейтрализация негативных тенденций в развитии обстановки возможна лишь за счет выработки взаимоприемлемых компромиссов в подходах руководства трех этнических общин БиГ к решению вопросов государственного строительства.

Ситуация в Хорватии характеризуется началом работы нового кабинета министров, а также сохраняющейся социальной напряженностью, вызванной падением уровня жизни населения вследствие финансово-экономического кризиса.

Несмотря на успешное завершение всех мероприятий по подготовке и вступлению республики в Евросоюз, поддержка евроинтеграционных процессов среди хорватского населения находится на самом низком за последнее время уровне, в основном в связи с тем что экономика страны уже пять лет находится в стадии рецессии.

Падение уровня жизни населения происходит одновременно с повышением цен на товары первой необходимости, которые приблизились к среднему показателю по ЕС, что во многом объясняется выходом Загреба из договора о свободной торговле с республиками бывшей Югославии.

Для получения регулярной финансовой помощи хорватское руководство и в дальнейшем будет вынуждено строго придерживаться обозначенных в рекомендациях Еврокомиссии приоритетов, что неизбежно приведет к сокращению бюджета и размеров социальных выплат, росту недовольства граждан и ухудшению внутриполитической ситуации в стране.

Парламент Хорватии после длительных дебатов 22 января с. г. утвердил новый состав правительства страны. Главой кабинета стал беспартийный кандидат Тихомир Орешкович, выдвинутый правоцентристским «Хорватским демократическим содружеством» (лидер — Т. Карамарко), движением «МОСТ — список независимых» (лидер — Б. Петров) и поддержавшими их отдельными политическими партиями и депутатами.

Обстановка в Словении в целом сохраняется стабильной. Правительство М. Церара, пришедшее к власти в 2014 году, в основном успешно решает задачи по поиску путей выхода из сложной финансовой ситуации и сохранению социальных гарантий для населения. В то же время определяющее влияние на ее развитие оказало резкое увеличение числа пересекающих границу беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки.

Несмотря на наличие противоречий внутри правящей коалиции, которую составляют три левоцентристские партии — «Партия Миро Церара», Демократическая партия пенсионеров Словении и Социальные демократы, а также на попытки правой оппозиционной «Словенской демократической партии» «раскачать» ситуацию, партии — обладатели парламентского большинства сохраняют контроль над ситуацией в стране.

В определенной мере этому способствуют положительные показатели экономического развития — рост экономики Словении в 2014 году превысил 3 % Кабинет М. Церара в соответствии с рекомендациями Евросоюза возобновил процесс трехсторонних переговоров между правительством, работодателями и профсоюзами о заключении нового «социального договора» (документа, в котором определяются основные параметры взаимоотношений в сфере труда: минимальная зарплата, размеры обязательных социальных отчислений, бонусов и т. д.).

В связи с закрытием в октябре 2015 года Венгрией границы с Хорватией для незаконных мигрантов потоки беженцев были перенаправлены к пунктам пересечения границы со Словенией, что вызвало недовольство населения этой страны.

По заявлению премьер-министра М. Церара, количество находящихся в Словении перемещенных лиц достигло максимального числа, которое Любляна способна принять на своей территории. Так, через территорию страны проследовало транзитом более 230 тыс. вынужденных переселенцев. В целях поиска путей выхода из сложившейся ситуации правительство обратилось за помощью к Евросоюзу, который выделил Любляне свыше 10 млн евро срочной помощи на решение проблем, связанных с мигрантами.

В целом в настоящее время словенскому руководству удается держать ситуацию с беженцами под контролем. Вместе с тем дальнейшее увеличение числа перемещенных лиц, возможное наличие среди них радикальных исламистов и отсутствие своевременных эффективных мер поддержки Любляны со стороны ЕС уже в ближайшей перспективе могут привести к обострению обстановки на границах республики, необходимости дальнейшего ужесточения пограничного контроля и задействования вооруженных сил.

Внутриполитическая обстановка в Албании остается стабильной и характеризуется укреплением позиций правящей коалиции под руководством «Социалистической партии Албании». В то же время сохраняющаяся тяжелая экономическая ситуация и сложная криминогенная обстановка активно используются оппозицией для критики правящего большинства. Кроме того, обстановка в республике осложняется наличием значительных проблем социального характера и высоким уровнем коррупции. Отмечается отсутствие эффективных финансово-экономических инструментов управления рыночным хозяйством.

Работа за рубежом остается единственной основой материального благополучия значительной части албанского населения. Так, ежегодные поступления финансовых средств из-за границы превышают объем иностранных инвестиций в 1,5-2 раза. Большая часть трудовых мигрантов работает в Греции и Италии (около 1 млн человек). Кризис в Греции привел к массовому возвращению албанцев на родину и ухудшению криминогенной обстановки в стране. Отмечается резкое увеличение количества вооруженных ограблений банковских и почтовых отделений, магазинов и рынков. При этом раскрываемость подобных преступлений остается низкой.

Определенным дестабилизирующим фактором является также по-прежнему популярная среди албанских политических сил националистического толка идея создания на Балканах так называемой Великой Албании путем интеграции в единое государство всех албанонаселенных территорий.

В целом стабильность обстановки в республике зависит прежде всего от готовности ведущих политических сил к поиску взаимоприемлемых компромиссов, проявления властями политической воли к жесткой борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также от укрепления правоохранительных органов и принятия срочных антикризисных мер в экономике и социальной сфере.

Ситуация в Болгарии характеризуется политической нестабильностью и усугубляющимися социально-экономическими проблемами, что способствует нарастанию недовольства в обществе внутренней политикой правительства.

Заметно обострились межэтнические противоречия, связанные с ростом исламизации населения (более 1 млн мусульман, или около 12,2 % населения) и усилением влияния турецкой диаспоры в стране за счет повышения численности проживающих здесь этнических турок (до 800 тыс. человек, или около 9,5 % населения). При этом все большую активность демонстрируют болгарские националистические партии и организации, использующие в предвыборных кампаниях антитурецкую и антиисламскую риторику и прибегающие к публичным акциям с целью привлечь максимальное число своих сторонников на выборах.

В целом внутриполитическая обстановка в Болгарии имеет тенденцию к обострению, что обусловлено сложным социально-экономическим положением в стране. Между тем правящей здесь коалиции удалось обеспечить поддержку внутренней политики государства большинством населения. Практически все представленные в парламенте партии и до 90 % граждан поддерживают членство страны в НАТО и Европейском союзе.

Внутриполитическая обстановка в Румынии характеризуется высоким уровнем нестабильности, что обусловлено наличием противоречий между пропрезидентским альянсом «Правая Румыния» и оппозиционным Социал-либеральным союзом (СЛС), объединяющим в своем составе представителей Социал-демократической, Консервативной и Национал-либеральной партий, по вопросу социально-экономического развития страны в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Особую роль в дестабилизации ситуации в стране играет стремление представителей СЛС внести изменения в конституцию Румынии с целью ограничения властных полномочий президента, вплоть до изменения государственной формы правления на парламентскую республику, а также заявления руководства Социал-либерального союза о намерении предпринять необходимые шаги по выводу ряда спецслужб из подчинения президента, передав руководство их деятельностью парламенту и министерству юстиции.

Политика руководства Румынии, претендующей на роль регионального лидера и проводника интересов США в Восточных Балканах и Причерноморье, характеризуется стремлением использовать членство страны в НАТО и Евросоюзе в интересах укрепления собственных позиций.

Наибольшую опасность для региональной стабильности представляют целенаправленные шаги Бухареста по вовлечению Кишинева в орбиту своего политического, экономического и военного влияния.

Румынское руководство, широко используя в контактах с молдавскими властями популистский тезис «два государства — один народ», практически открыто вмешивается во внутренние дела Молдавии, оказывая непосредственное влияние на расстановку политических сил в соседней стране. Одновременно Бухарест принимает активные меры дипломатического характера по обоснованию необходимости замены действующего миротворческого формата урегулирования молдавско-приднестровского конфликта на гражданскую полицейскую миссию ЕС.

В качестве определенного дестабилизирующего фактора в регионе можно рассматривать согласие румынских властей на размещение на своей территории противоракет глобальной системы ПРО США, а также передовых координационных центров НАТО. Данный шаг Бухареста предоставляет Вашингтону возможность для дальнейшего наращивания американского военного присутствия в Причерноморье и на Балканах в целом.

Внутриполитическая обстановка в Черногории относительно стабильна. В то же время негативное влияние на ее развитие оказывают резкая поляризация общества по вопросу евроатлантической интеграции страны, сохраняющиеся межэтнические и межрелигиозные противоречия, вызванные стремлением албанского меньшинства к расширению своих прав, высокий уровень коррупции в высших эшелонах власти и стагнация в социально-экономической области.

По данным черногорского Агентства национальной безопасности, в республике отмечается активизация деятельности исламских благотворительных и гуманитарных фондов, а также мусульманских неправительственных организаций, подозреваемых в распространении ваххабизма. Большинство из них созданы и функционируют под патронатом Саудовской Аравии.

Социально-экономическое положение населения страны ухудшается вследствие неэффективной бюджетной политики, проводимой ее руководством. Меры фискального характера вызывают негативную реакцию черногорцев. Усилия официальной Подгорицы не привели к притоку в республику иностранных инвестиций. Данное обстоятельство заставляет правительство разрабатывать меры по увеличению доходов бюджета путем сокращения расходов, отказа от реализации социальных программ и борьбы с «теневой» экономикой.

Дефицит бюджета покрывается главным образом за счет дополнительных внешних заимствований, большая часть которых идет на обслуживание государственного долга, по своим размерам приближающегося к национальному ВВП.

Для сохранения стабильности правительству республики приходится сокращать расходы государственного бюджета, брать дополнительные внешние кредиты, сдавать в аренду или продавать прибрежные территории административных центров Будва, Бар и Тиват.

В Подгорице считают, что опасность для внутренней стабильности может представлять также деятельность местных преступных группировок.

Обстановка в Черногории обострилась в сентябре-ноябре прошлого года в связи с массовыми протестами оппозиции, направленными на смену действующего режима и недопущение вступления республики в НАТО. Подгорица обвинила в дестабилизации обстановки и финансировании беспорядков Москву и Белград, которые якобы делают все возможное для воспрепятствования интеграции республики в альянс.

После получения 2 декабря 2015 года приглашения на вступление в НАТО обстановка в Черногории сохраняет конфликтный потенциал и ее развитие будет зависеть от последовательности оппозиции в достижении выдвинутых ею требований.

В целом военно-политическая обстановка на Балканах характеризуется сохранением внутриполитической напряженности в ряде стран региона. Дополнительно ситуация осложняется массовой миграцией беженцев из государств Ближнего Востока и Северной Африки, использующих балканские страны в качестве транзитных маршрутов на пути в Евросоюз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *