Нарды в чем смысл игры
Как научиться правильно играть в нарды
Нарды пользуются популярностью не одно тысячелетие. Игра захватывает участников, развивает память, устный счет, учит стратегически мыслить и не требует специальных знаний. Для начинающих понадобится немного времени, чтобы разобраться, как играть в нарды.
Описание и цель игры
Нарды – это настольная игра для двух участников. В набор входят:
Цель игры: соперники должны перегнать все фишки своего цвета через игровое поле и вернуть на свою половину доски, чтобы потом их снять.
Есть много предположений, гипотез и доказанных фактов об истории появления игры. По одной из версий, нарды берут начало в Персии. Предшественницей игры в современном виде называют римскую табулу. Похожее развлечение, сенет, пользовалось популярностью у египтян еще в 3500-е г. до н.э.
Само название игры переводится как «храбрый Ардашир» (иранский царь). В других странах ее называют по разному, иногда подразумевая схожие игры:
Часто нарды сравнивают с шахматами и объединяют в общую группу игр, но они сильно различаются. Нарды отличаются простыми правилами и средним уровнем стратегии.
Разновидности нард
Выделяют множество самостоятельных видов игры. Наиболее популярны короткие и длинные нарды. Они различаются:
Большинство игроков-любителей отдают предпочтение именно длинным нардам. Связано это с их простотой и доступностью.
Правила игры в длинные нарды
Игра начинается с розыгрыша первого хода. Соперники распределяют между собой фишки по цветовым предпочтениям. Каждый берет по кубику и бросает его на доску туда, где расположены его фишки.
После сбрасывания игру начинает тот, у кого на кости большее число (от одного до шести). Если у противников выпали одинаковые значения, то сброс продолжается до тех пор, пока у кого-то не выйдет большее число.
Расположение фишек
На игровой доске 24 ячейки, каждая из которых обозначает один шаг. Левая половина доски, объединяющая с 1-го по 6-й треугольники, называется «домом». Правая часть, включающая пики с 7-ой по 12-ую – двором. Аналогично делятся другие 12 пунктов для соперника.
Шашки размещаются столбиком в правом верхнем углу на пике в количестве 15 шт. Эта зона доски называется «головой». В левом нижнем углу столько же фишек другого цвета.
Движение фигур осуществляется против часовой стрелки. Задача игрока – быстрее соперника завести шашки в свой дом.
Бросок костей
Для первого хода после розыгрыша жребия кости следует снова скинуть.
Игрок скидывает два кубика на свою часть доски. Нужно повторно бросить кости, если:
Принято перемешивать игральные кости в специальном стакане, обитом тканью изнутри, хотя для любительских игр можно использовать руки.
Движение фишек
По усмотрению участника, передвигаются две шашки или одна. Например, на костях выпало «5» и «2»:
Если на кубиках выпали одинаковые значения, игрок может сделать сразу 4 хода с таким количеством шагов. Такая ситуация называется кушем, гошем или дублем. Когда на кубиках в начале партии выпали числа 6-6, 4-4, 3-3 – с головы снимают две фишки, так как полный ход осуществить не получится из-за шашек противника на голове.
За каждый ход игрок совершает от одного до четырех перемещений фишкой, в зависимости от выбитых на кубиках очков. Во всех случаях перемещение осуществляется в точном соответствии с полученным на кубике значением. Нельзя сходить на две ячейки, если на кубике выпало пять.
Ограничения и незаконные перемещения
Существуют следующие ограничения при движении шашек по доске:
В случае когда игрок нарушает правила и неверно передвигает фишку, соперник может потребовать соблюдения правил и повторения хода согласно числу точек на кубиках. Это возможно при условии, что кости не будут переброшены.
Вывод с доски
Когда 15 фишек прошли весь круг и вернулись в дом, их нужно снять с доски. Фигуры выводятся с поля согласно значениям, выпавшими на кубиках. Например, если на них выпали числа 2 и 5, то снимаются фишки со второй и пятой пики.
Числа, выпавшие на костях, игрок вправе использовать по своему усмотрению: снять фишку или сделать ходы в доме.
Допускается вывод шашки с лунки более низкого уровня, если пика, соответствующая значению на кубике, пустует. Например, выпало 5 очков. Если пика свободна, то снимают шашку с четвертого пункта. Если и на этом треугольнике нет фишки, то с третьего и т.д.
Конец партии и возможные результаты
Игра заканчивается, когда один из противников выводит с поля все свои фишки.
Первоначально «ничьей» в классических нардах не было, но Федерация нард посчитала нужным ввести данное понятие для очных турниров. Порядок следующий: игру начинает обладатель белых фишек. Если он первым сбрасывает фигуры, то игроку с черными шашками дается право последнего броска. Если и он успевает вывести фишки, объявляется ничья. Каждому игроку присуждается по половине очка.
Советы и рекомендации
За многолетнюю историю игры успели придумать универсальные советы, которые помогут новичкам в их первых играх:
Остальные нюансы вы поймете уже во время игры, ведь знание приходит с практикой. Не оттягивайте тренировки – в интернете можно найти множество онлайн-сервисов, где можно сразиться с реальным человеком по сети. Так вы сможете посмотреть на чужие тактики и поэкспериментировать со своими.
Особенности коротких нард
Ознакомившись с длинными нардами, можно попробовать и короткие. Во многом эти виды схожи, и разобравшись с одним можно быстро освоиться со вторым. Главное понять, чем отличаются короткие и длинные нарды:
В целом отличия незначительные, так что всего пара партий и вы освоитесь с новыми правилами игры.
Расположение фишек
Различить длинные и короткие нарды можно с первого взгляда – начальное положение фишек сильно различается. Если в первых они все расположены строго по углам доски, то здесь равномерно разбросаны по всей поверхности:
Нумерация идет для черных фишек – с правого верхнего угла, для белых – с нижнего правого угла.
Различается и расположение двора и дома для игрока с черными фишками.
Движение фишек
Бросок костей осуществляется точно также, как и для длинных. А вот движение игровых фишек различается: шашки идут навстречу друг другу: один игрок перемещает их по часовой стрелке, другой – против.
Еще несколько важных отличий в движении шашек:
Последний пункт требует детального рассмотрения, потому что это одна из главных особенностей коротких нард.
Поедание и введение в игру шашек
Центральная выступающая часть, разделяющая доску пополам, называется «баром». Сюда попадает шашка, если она стояла на ячейке одна и сопернику выпала возможность поставить свою фишку сверху.
Игрок, имеющий хотя бы одну «съеденную» шашку, не может перемещать другие, пока не вернет ее на доску. Фишку можно снова ввести в игру, если на костях выпало число, позволяющее сделать ход до свободного треугольника в зоне дома соперника.
Существует множество стратегий ведения игры:
Какой именно тактики придерживаться, решать вам.
Двойная кость
Куб удвоения (Даве) может быть использован игроками с целью поднять ставки в процессе игры. На гранях кости прописаны степени двойки от единицы до шести: 2, 4, 8, 16, 32, 64.
В процессе игры важно просчитывать ее дальнейшее развитие. В начале партии кубик помещают на бар посередине доски вверх стороной с числом 64. Перед скидыванием участник поворачивает кубик гранью с цифрой 2, показывая тем самым, что желает удвоить ставку. Противник должен принять новые условия или сдаться в 1 победное очко. Для того чтобы снова поднять ставки, кубик поворачивают следующей гранью с цифрой 4 и т.д.
Если противник на поднятие ставки сразу отвечает удвоением, по договоренности применяется «бивер». В первый ход удваивать партию нельзя. Игроки могут использовать «автодубль» – автоматически удвоение ставки, когда у обоих участников при розыгрыше первого хода на кубиках выпадают равные числа.
Сейчас научиться играть в нарды стало намного проще, чем раньше. Ведь теперь можно в любой момент найти противника на специальных онлайн сайтах. Можно играть как в длинные, так и в короткие нарды, смотря что нравится. С каждым днем оттачивая свое мастерство, совершенствуя стиль и сталкиваясь с соперниками разного уровня.
Игра нарды – описание, смысл и история, что развивает и входит в игру?
Человек придумал много игр для интересного проведения своего досуга. Ведь приятно после напряженного рабочего дня или в выходной провести часок-другой за увлекательной забавой. Одним из таких увлечений является игра нарды.
Нарды – описание игры
На первый взгляд это настольное действо выглядит примитивно. Нужно определенное количество фишек перегнать из одного края поля в другой и выкинуть их за пределы доски. Однако игра в нарды не так проста. Недаром ее название с древнеперсидского языка переводится, как «храбрый иранский царь Ардашир». То есть только решительные и смелые игроки смогут в ней победить. Видимо, имелось в виду, что нужна смелость в принятии решений.
Сложность заключается в том, что действие игры затрагивает двух участников. Они двигают фишки одновременно по единственному игровому пути. Естественно, шашки соперника занимают пункты продвижения и мешают планам оппонента. Вот тут и требует игра нарды и смелость, и риск, и холодный расчет, и удачу. Ведь на двух выбрасываемых кубиках может выпасть много комбинаций. Выбор присутствует еще в том, как и какие фишки двигать к дому соперника: группой или по одной.
Смысл игры в нарды
Итак, правила просты, только вариантов много. Суть игры в нарды заключается в правильном выборе стратегии и тактики. Цель всей забавы – провести шашки против часовой стрелки по игровому полю до своего дома. Затем выбросить их оттуда, согласно выпавшим очкам. Однако, помня о стратегической цели, параллельно нужно решать и тактическую задачу. Она заключается в замедлении продвижения оппонента к родному дому.
Тут важно сохранить баланс между целью всей игры и промежуточными решениями по ходу состязания. Если увлечься защитой, можно не успеть перегнать фишки в свой дом. Если сразу ринуться вперед, противник заблокирует поля. Тогда можно опоздать с заходом всех фишек. Оппонент успеет перекрыть все пункты. И спокойно переправит свои фишки. Если брать в расчет эти рассуждения, игра нарды приобретает глубокий смысл. Она становится похожей на военное сражение.
История игры нарды
Это развлечение имеет древнее происхождение. Кто придумал игру нарды, сказать трудно, так как ей более 5000 лет. Существует много версий ее возникновения. Первую доску нашли в Шахри-Сухте (Малая Азия). Она датируется 3-м тысячелетием до нашей эры. При вскрытии гробниц египетских фараонов тоже были найдены аналогичные предметы, которые говорили об увлечении древних египтян этой игрой. Родиной нард по одной из легенд считается Древняя Персия.
Летопись повествует о том, что индусы решили проверить персов на качества их ума. Они послали им шахматы. Хитрые индейцы думали, что жители Персидского царства не разберутся в заумной игре. Однако Вазург Михр (местный мудрец) не только быстро разгадал, как играть в шахматы, но и придумал новую головоломку. Эта настольная игра на доске не поддавалась разгадке индусам в течение 12-ти лет. В Европу нарды попали с крестоносцами, возвращавшимися из крестовых походов. Простой народ назвал ее «трик-трак». В сами нарды позволялось играть только аристократии.
Что развивает игра нарды?
Недаром эта забава имеет такую популярность. Например, в древней Персии игровой процесс превратили в гадание на будущее. Что развивают нарды, можно понять, если хотя бы раз сыграть в них:
Что входит в игру нарды?
Комплект состоит из 3-х компонентов. Игра нарды на двоих включает в себя:
Доска для игры в нарды
Это плоский прямоугольный ящик, состоящий из двух одинаковых половин на шарнирах. Он изготавливается из дерева. Доска для нард в подарочном варианте может быть сделана из ценных древесных пород. Ее инкрустируют различными декоративными материалами. Игровая доска разделяется на 2 равные половины баром (это бортики крышек). По нижнему и верхнему краям идут лунки, обозначаемые равнобедренными треугольниками. По ним производится перемещение фишек. Сбоку от игрового поля может быть выемка для хранения фишек и кубиков.
Фишки в нардах
Это основной «рабочий орган» данного настольного развлечения. Сколько нужно шашек для игры в нарды, устанавливают правила. Всего их 30 шт. Они разбиты на две равные части по количеству игроков. Чтобы фишки не путались на игровом поле, их красят в разные цвета. Для большего эффекта на одну шашку из 15 могут нанести яркую окраску. Такая фишка будут считаться замыкающей. Когда она окажется вне дома, игра будет выиграна. Материал для изготовления может быть разный:
Кубики для игры в нарды
Их еще называют «зары». Это название вошло в обиход на Кавказе и в Средней Азии. Еще один распространенный – кости. Кубики для нард бросают, чтобы определить случайным образом количество ходов, которое нужно сделать игроку. На каждую из шести граней нанесены точки. Они обозначают счет от единицы до шести. Благодаря тому, что стороны кубиков равны, возможность выпасть любому числу имеет равную вероятность. В игре используют пару кубиков. Это позволяет использовать комбинации выпадающих чисел. Игра бэкгэммон (английская версия названия нард) от этого становится интереснее.
Нарды – правила игры для начинающих
Перед тем, как научиться играть, необходимо ознакомиться с общими специфическими терминами. Стоит узнать, какие правила игры в нарды есть:
Правила игры в длинные нарды
Представлен классический вариант этого настольного развлечения. Правила длинных нард таковы:
Правила игры в короткие нарды
Этот вид отличается некоторыми особенностями. Игровые правила коротких нард:
Секреты игры в нарды
Свои тонкости существуют и здесь. Тактика игры в нарды будет успешной, если учитывать следующее:
Факты об игре нарды
Несколько интересных сведений, связанных с этим увлекательным занятием:
Игры, похожие на нарды
В разных странах она называется по-разному и отличается по правилам. Интересно узнать, какие есть игры в нарды. Вот некоторые из них:
Нарды: разновидности игры, инвентарь, правила, особенности
Нарды – одна из разновидностей игры в кости, такая же древняя, как шахматы. В эту настольную забаву могут играть два игрока. Их цель – переместить по игровому полю, представляющему собой доску, разделенную на две половины, все фишки, после чего снять их с доски. Побеждает тот, кто сделал это первым.
Что такое нарды
Нарды – игра, заключающаяся в перемещении фишек на доске или столе. Цель этой забавы – переместить все свои шашки на свое домашнее поле, а затем снять их. Игрок, первым снявший все свои шашки, побеждает.
Результат зависит как от мастерства игрока, так и от везения, и каждый этот элемент одинаково важен для победы. Нарды стали особенно популярны во всем мире в конце XX-го века.
Инвентарь для игры
Для того чтобы играть в нарды, необходимы следующие предметы:
Доска состоит из четырех секций, каждая из которых отмечена шестью узкими клиньями или точками двух чередующихся цветов. Вертикальная линия, называемая полосой, делит доску пополам, разделяя «внутреннюю» («домашнюю») и «внешнюю» секции. Фигуры, перемещаемые по доске, называют камнями (или шашками).
Популярные виды игры
Существуют различные вариации правил для нард. Все они отличаются способами осуществления ходов. Такое разнообразие связано с многовековой историей игры и масштабами её распространения.
К наиболее популярным современным видам игры в нарды относят:
У большинства этих вариаций число поклонников невелико. На территории России и бывших советских республик хорошо знакомы с длинными и короткими нардами. При этом длинные нарды пользуются большей популярностью. Их правила были позаимствованы у жителей стран Востока, а короткие нарды пришли с Запада.
Длинные нарды
Данная вариация считается классической. У каждого из игроков есть комплект из 15 камней или шашек. Передвигать по полю можно только свои шашки. Место, где перед началом игры выстраиваются шашки, называется «голова».
Кости бросают либо из рук, либо из стакана. В том случае, если игральная кость вылетела за границы игрового поля или стала на грань, бросок не засчитывается, и кости следует бросить еще раз.
Каждый игрок стремится первым перевести шашки через все игровое поле в последнюю секцию, которая называется домом. Перед началом каждого хода бросаются кости. После этого игрок передвигает камни на число точек в соответствии с числом, выпавшем на костях. Так как в игре используется две кости, перемещать можно один или два камня.
Например, если после броска выпали числа 2 и 5, то можно передвинуть один камень сразу на семь точек, либо один переместить на две, а другой – на пять точек. При этом нужно соблюдать условие: камень, который начинает ходить с головы, может быть перемещен только на количество точек, равное сумме очков на обеих костях.
Если во время хода шашка не останавливается в доме, а покидает пределы поля, она считается выброшенной и приравнивается к шашкам, находящимся в доме. При выпадении дубля (одинакового числа очков на обеих костях) игрок вместо двух ходов выполняет четыре. Длинные нарды никогда не заканчиваются вничью. Победителем является тот игрок, все камни которого находятся в доме или за пределами игрового поля. По условиям этой разновидности игры нельзя ставить камень на точку, если её уже занимает камень противника.
Короткие нарды
Это упрощенная вариация правил, поэтому партии заканчиваются быстрее, что и дало название этой версии игры. Правилами коротких нард разрешается «бить» шашки противника. Если игрок ставит свою шашку на точку, занятую противником, то нижнюю необходимо убрать с поля. Кроме того, на одну точку можно поставить несколько шашек одного цвета (выставляются одна на другую). Такую «башню» противник не имеет права бить. Также нельзя поставить свою шашку рядом с башней противника.
Для того чтобы вернуть сбитую шашку на поле, необходимо выбросить на костях 10 очков. Пока игрок пытается вернуть шашку, перемещать остальные он не имеет права.
Правила игры
Наличие разных вариаций нард предполагает некоторые отличия в правилах. Например, разными могут быть ходы, ставки, начальное положение и другие элементы игры.
Начальная позиция
Каждый игрок имеет 15 камней. Если игра идет по правилам длинных нард, то они располагаются на первой точке каждого дома. Это место называется «голова».
В соответствии с правилами коротких нард каждый игрок ставит два камня на двадцать четвертую точку, пять на тринадцатую, три на восьмую и пять на шестую.
Цель игры
Игроки стремятся переставить все свои камни в дом, и после этого убрать их с игрового поля. Игрок, которому удается сделать это первым, является победителем.
Начальный жребий
Каждый игрок бросает один кубик. Игрок с большим количеством выпавших очков ходит первым; в случае ничьей игроки снова бросают кубики. Результат этого броска также используется первым игроком, чтобы сделать первый ход в игре, хотя иногда предпочитают для первого хода бросать обе кости.
Движение шашек
Каждый ход начинается с броска двух костей. После него, если нужная точка доступна, одна или две шашки перемещаются в соответствии с числом выпавших очков. Число, выпавшее на каждом кубике, определяет, на сколько точек можно переместить шашку.
Каждый кубик представляет собой отдельный ход. Например, если на кубиках выпали четыре и один, можно переместить одну шашку на четыре деления к открытой точке, а другую шашку на один шаг к открытой точке, либо можно переместить одну шашку на пять делений к открытой точке. Если перемещать только одну шашку, должна быть открыта промежуточная точка.
Если доступен только один разрешенный ход, его в любом случае необходимо сделать, даже если он будет не в пользу игрока. Если можно сделать любой из двух имеющихся ходов, но невозможно сделать оба, необходимо использовать большее число. Если нет доступных ходов, очередь переходит к следующему игроку.
Как только игрок переместил все пятнадцать шашек на свою домашнюю доску, он может начать их выводить. Игрок выводит шашку с поля, если на костях выпало число, соответствующее точке, на которой находится шашка, а затем удаляет её с игрового поля. Таким образом, выпадение цифры «6» позволяет игроку убрать шашку с шестерки. Если на точке, обозначенной броском, нет шашки, игрок должен сделать ход с точки с большим номером.
Если на точках с более высокими номерами нет шашек, игроку разрешается (и требуется) убрать шашку с самой дальней точки. Игрок, первым снявший все пятнадцать шашек, побеждает в игре. При броске кубики должны приземляться на поверхность правой части доски. Если один из кубиков приземляется за пределами правого поля, или падает на шашку или на грань, броско необходимо повторить.
Внимание: Если игрок делает бросок до того, как его противник завершил свой ход, взяв кубики, бросок игрока аннулируется.
Результат игры
Победа присуждается тому игроку, который первым вывел свои камни за пределы игрового поля. Ничейного результата, как правило, не бывает, за исключением случаев, когда игроки договариваются, что черные имеют право сделать последний ход, кода шашки белых выведены с поля. Если за этот дополнительный ход игрок успевает вывести все черные шашки, присуждается ничья.
Счет, с которым заканчивается партия, может быть разным.
«Оин», или «Простая победа». Засчитывается, когда проигравший игрок до окончания игры выбросил как минимум один камень, а у его противника за пределами игрового поля оказались все камни. Счет такой игры – 1:0.
«Марс», или «Двойная победа». Засчитывается в том случае, когда победитель выбросил за игровое поле все камни, а проигравший игрок не завел все свои камни в дом. Счет партии – 2:0.
«Кокс», или «Тройная победа». Засчитывается в том случае, когда победитель выбросил за пределы поля все свои камни, остались шашки в первой секции или на баре. Счет такой партии – 3:0. По правилам длинных нард этот вариант засчитывается как двойная победа.
Одиночные партии и матчи
При желании сыграть можно как одну партию, так и серию, которая называется матчем. В этом случае игра ведется до того момента, пока один игрок не наберет заранее оговоренное количество очков. При проведении турниров проводится серия игр. Количество очков матча всегда нечетное, от 7 до 13. Турниры могут проводиться по правилам коротких и длинных нард.
Игра на ставку
В качестве ставки может использоваться как денежная, так и любая другая виртуальная единица. Существует несколько вариантов розыгрыша ставки. Если играется одиночная пария, на которую сделали ставку, то марс и кокс засчитываются как одно очко.
Ставку можно делать на каждое победное очко одиночной партии. Тогда в случае Марса ставка удваивается, а в случае Кокса – утраивается. В этом случае может также использоваться куб удвоения. Тогда очки победителя нужно умножить на его значение.
Ставка учитывает все шашки, которые остались на игровом поле после того, как победитель вывел все свои камни. Это довольно редкий вариант, так как первоначальная ставка может вырасти более чем в 10 раз с учетом победных очков и куба удвоения.
Куб удвоения
При проведении международных турниров допускается использование специального куба удвоения. Его грани имеют соответствующие обозначения: 2, 4, 8, 16, 32, 64. Перед началом партии куб располагают в центре желоба игрового поля; сторона с числом 64 повернута вверх, что указывает на то, что удвоение еще не проводилось.
Процесс удвоения
Перед началом хода, до того, как бросить кости, игрок может использовать удвоение. Противник имеет право согласиться с этим предложением или сдаться, тогда оппонент получает 1 очко. Удвоение не может быть использовано для самого первого хода.
В случае согласия соперника куб переворачивают и пододвигают к игроку, внесшему это предложение. Следующий раз удвоить может только игрок, согласившийся на удвоение.
Автодубль
Автоматическое удвоение возможно в том случае, когда при розыгрыше жребия оба игрока выбросили кости с одинаковым значением. Как правило, по договоренности между игроками допускается только один или два автодубля.
Бивер/Редабл, Ракун
Игрок, получивший предложение об удвоении, может выступить с предложением встречного удвоения, которое называют «Бивером». При этом за ним сохраняется право на следующее удвоение. Под «Ракуном» понимают удвоение бивера, при котором игрок перехватывает право на следующее удвоение.
Правило Якоби
Если во время игры удвоение не было объявлено, марс и кокс будут засчитаны как одно очко. Если удвоение объявляется, засчитывают, соответственно, двойную и тройную победу.
Правило Кроуфорда
В соответствии с этим правилом, если в матче игроку, чтобы победить, не достаёт одного очка, то в следующей партии куб удвоения не используют. Например, матч играется до 13 очков. При счете 12-9 в следующей партии куб удвоения не используется. Если по окончании партии счет становится 12-10, дальше кубом снова можно пользоваться.
Федерации
В 2003 году во многих странах мира нарды признали как официальный вид спорта. В России действует Российская федерация спортивных нард, структурными подразделениями которой являются региональные федерации спортивных нард. Под ее эгидой с 2001 года проводятся турниры самого разного масштаба. С 2013 года в России действует Ассоциация независимых игроков. Существует также WBF – Международная федерация нард, стремящаяся к унификации правил и популяризации игры. Свои федерации существуют во многих странах, причём не только на постсоветском пространстве.
История появления и развития игры в нарды
История нард длинная, сложная, очень неполная и увлекательная. Точное происхождение игры остаётся неизвестным, хотя есть много предположений, многие из которых являются оригинальными и надуманными.
Нарды – это игра в кости, которыми издавна развлекались в разных частях мира. Сначала племенные жрецы катали кости животных, чтобы предсказывать будущее, а вскоре люди начали бросать кости и делать ставки на результат.
Следующим шагом было использование костей для перемещения игровых элементов по игровому полю. Похоже, что игры такого типа развивались повсюду, и некоторые из них могут быть ранними предками нардов.
Самый древний из возможных предков игры, который найден на сегодняшний день, возрастом примерно пять тысяч лет. Эта игра появилась в древней цивилизации Шумеров, которая процветала в южной Месопотамии на территории современного Ирака.
В течение 1920-х годов сэр Леонард Вулли, британский археолог, раскопал Ур Халдейский, библейский дом Авраама. На королевском кладбище он нашел пять игровых полей, которые напоминают современные доски для игры в нарды. Они были сделаны из дерева, замысловато украшены мозаикой из ракушек, кости, лазурита, черной пасты и черного известняка, вставленных в битум. Вскоре после открытия Вулли в другой части древней Месопотамии археологи нашли похожую игровую доску.
Есть свидетельства того, что очень давно египетские фараоны наслаждались другой настольной игрой, которая, возможно, является предшественницей нард. Обнаруженные доски датируются 1500 годом до нашей эры. Они были найдены в гробнице царя Тутанхамона в долине Нила и даже в Энкоми на Кипре, тогдашней египетской колонии. На одной доске написано имя царицы Хатшепсут, а вместе с ней были обнаружены фигуры с львиными головами, древним символом королевской власти. Настенные рисунки во многих египетских гробницах изображают людей, играющих в эту игру. Предполагается, что ею забавлялись как простые люди, так и аристократия.
Как бы сильно египетская игра ни отличалась от современных нард, у египтян было приспособление, которому мы могли бы позавидовать; механический ящик для кубиков. В него клали кости, встряхивали и бросали на стол. Как и все, древние египтяне играли в свою игру на деньги и изобрели эту машину для защиты от мошенников. Позже греки и римляне использовали это устройство в своих версиях игры.
Однако доподлинно не известно, где появилась первая версия нард. Разумно предположить, что это Индия или Китай, две цивилизации, от которых мир унаследовал большинство игр. Индийская версия игры была больше похожа на шахматы. Китайская игра тоже мало походила на современные нарды. Тем не менее существует достаточное сходство между нардами и другой древнеиндийской игрой, «Парчиси». Возможно, парчиси является далёким предком нард.
Ряд разновидностей нард можно встретить по всему Дальнему Востоку. В Китае есть игра под названием «Шван-лю». В Японии играют в «Сунороку». В Корее забавляются «Ссанг-рёк»; в Таиланде есть игра «Лен сакэ», или «Сака», а в Малайзии – «Табал». Через тысячу лет после того, как египтяне создали свою версию, греки начали играть в одну из форм игры, похожей на нарды. Платон упоминает греческую форму игры и комментирует её популярность. Софокл приписывает изобретение нард Паламеду. Гомер упоминает греческую игру в «Одиссее». Геродот утверждает, что нарды изобрели лидийцы.
В Риме игра долгое время оставалась одной из самых популярных среди патрициев. По популярности она даже соперничала с состязаниями в цирке. Действительно, при раскопках в Помпеях столы для игры находили во дворах практически всех вилл. В нарды продолжали играть в Риме и после установления христианства. По крайней мере, в одну форму нард играли на Ближнем Востоке задолго до крестовых походов. Источником мог быть древний Шумер, Египет, Индия или все три страны сразу, но игра, о которой крестоносцы узнали от сарацинов, называлась «Нард», или «Нард-шир».
Арабы научились игре у персов и, предположительно, она была названа в честь Ард-шир Бабакана из династии Сасанидов древней Персидской империи, который, как считается, её изобрел. Похоже, в Британии были популярны различные ранние версии нард. Хотя игра была известна в англосаксонские времена и упоминается в старых английских глоссариях восьмого и девятого веков, особо популярной она стала во времена крестовых походов.
Нарды оставались любимой игрой высших классов Европы на протяжении всего Средневековья. В них играли не только аристократы, но и простолюдины. Церковь, которая, разумеется, не одобряла никаких азартных игр, вела долгую войну с этой популярной игрой, которую в конечном итоге проиграла.
Современная доска появилась на изображениях в Европе еще в четырнадцатом веке, а затем широко распространилась по всему континенту. Согласно Оксфордскому универсальному словарю, самое раннее зарегистрированное использование слова «нарды» относится к 1645 году. Именно в XVII-м веке в Англии появились столы для этой игры, по виду не отличающиеся от современных досок.
В течение девятнадцатого века интерес к игре несколько снизился, хотя в нее играли даже сэр Вальтер Скотт и лорд Байрон. В середине девятнадцатого века историк игр по имени Джордж Фредерик Пардон написал книгу о нардах.
В Соединенных Штатах в нарды играют с семнадцатого века. Томас Джефферсон часто играл в эту игру, в том числе в течение трех недель до 4 июля 1776 года, когда он составлял Декларацию независимости.
Во Франции игру называли «Трик-трак» по фонетическому отображению звука, издаваемого при перемещении камней по деревянной доске. В нее играли все слои населения, хотя при парижском дворе нарды считали игрой благородного сословия.
В Германии было принято французское название «Трик-трак». В книге по древним играм, опубликованной в 1892 году, было сделано первое исчерпывающее описание немецких нард. Русские нарды во многом напоминали немецкую версию этой игры.
В нарды не переставали играть в странах Восточного Средиземноморья, от румынских рыбаков до греческих аристократов. В этом регионе существует много версий этой игры, включая турецкие игры «Мултезим» и «Гиул», греческие «Плакото» и «Эврейка», а также бесчисленное множество других, в том числе игра ВМС США «Аси-дьюси», зародившаяся на Ближнем Востоке.
В Соединенных Штатах и Европе интерес к нардам возродился в 1920-х годах, когда какой-то неизвестный гений, играющий в одном из американских клубов, придумал революционную идею. Он предложил удвоение ставок. Противник имел право отказаться, и в этом случае игра заканчивалась и засчитывалась исходная ставка.
Нарды получили новый импульс, когда князь Алексей Оболенский задумал провести международный турнир по нардам. Этот турнир проводится на Багамах каждый год с 1964 года. В первом участвовало сорок человек, и его выиграл Чарльз Вакер из Чикаго. Каждый год число участников чемпионата и новичков в турнире неизменно растет.
Литература по нардам
Ахундов Н. Ф. «Справочник по длинным нардам. Теория и практика игры».
В книге собраны и переработаны все наиболее важные моменты, связанные с игрой. Это не просто обычный справочник, а подробное пособие, объясняющая все нюансы правил, рассматривающая редкие игровые ситуации и вероятность наступления игровых событий.
Амелин Ю. Н., Амелин М. Ю. «Все о нардах». Эта книга пережила уже несколько переизданий. В ней, помимо правил и особенностей игры, рассматривается ее история и интересные малоизвестные факты.
Шехов В. Г. «Нарды: от новичка до чемпиона: пособие-самоучитель». Основной упор автор этой книги сделал на практическую составляющую. Её основное отличие – ёмкое изложение правил и разбор игровых ситуаций.
Во всем мире существует множество игр, где требуется невероятная концентрация интеллекта, и каждая из них имеет свою историю. Но далеко не все из них являются такими же интригующими, азартными и непредсказуемыми, как нарды – игра, пользующаяся непреходящей популярностью у миллионов людей по всему миру.
Турнир:
Чемпионат Англии. Премьер-Лига