Народ избранный о чем

Над чем заставляет задуматься рассказ народ избранный сочинение небольшое

В нашей сегодняшней жизни есть темы, которых мы умышленно избегаем. Одной из таких тем является отношение к убогим людям, физически неполноценным. Рассказ Л. Е. Улицкой «Народ избранный» открывает её нам, читателям. То, о чём говорит писатель, знакомо мне, потому что и я, проходя мимо людей убогих, стыдливо опускал глаза, стесняясь того, что я так благополучен в сравнении с ними. Мне хочется высказать свое мнение об одной из сцен рассказа Л. Улицкой – сюжете о двух монахинях.

Фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях, вводится автором через слова одной из главных героинь – Кати Рыжей. В монологе, обращенном к Зинаиде, Катя рассказывает, как к ней пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей. Речь героини проста, незамысловата, очень эмоциональна. Детальные подробности, переживаемые Катей во время рассказа, волнуют её по-прежнему. Сравнения, относящиеся и к монахиням («как младенец», «как мышь») и к самой Кате («как коза на верёвке»), помогают зрительно представить происходящее.

Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!». Мудрость эту Катя несёт таким же, как она, страждущим, тем, кто потерял веру в справедливость устроенного мира, кто отчаялся в своём безверии. Как великую тайну, раскрывает Катя Рыжая истину, желая помочь наивной, жалкой, убогой и неустроенной Зинаиде осознать своё место в жизни, обрести смысл существования, которого раньше у неё не было: «Вот оно, моё место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе, Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его… Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Открытие, к которому пришла Катя, не даёт ей покоя и характеризует её как глубоко чувствующего человека, способного к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи.

Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в её воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и так много ярких цветов вокруг, и упругость земли под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива.

Дочитаны последние строки романа, а я продолжаю думать о его героях. Не знаю, как буду я себя вести, когда повстречаюсь с людьми, подобными героям, но уверен, что не будет в моем взгляде презрения. Я буду смотреть на них, как на людей, место которым определено Богом, и буду благодарить судьбу за то, что она дала мне возможность проявить свои лучшие человеческие качества. Ведь Господь не оставит без награды тех, кто милостив к ближнему. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

«Редкий человек говорит: все у меня есть. Обыкновенно всем всего мало. Всего хотят, бесятся, страдают, ненавидят аж до смерти, и все от зависти, что у другого есть, а у меня нет. Каждому Господь место определил. Вот оно, мое место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его. Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота – денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Источник

Анализ эпизода рассказа л. Улицкой «народ избранный»

«ДЕЛАЯ ДОБРО, БУДЬ БЛАГОДАРЕН ЗА ЭТО» (Л.Н.ТОЛСТОЙ).

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА РАССКАЗА Л.УЛИЦКОЙ «НАРОД ИЗБРАННЫЙ».

Не привыкай ни к худу, ни к добру:

Не забывай, что всё – в ладонях Бога.

Вероятно, нет человека на Земле, который бы не слышал о смерти и воскресении Иисуса Христа. Духовные плоды смерти и воскресения Спасителя доступны нашей вере и ощутимы для сердца. И благодаря данной людям способности воспринимать духовный свет Божественной истины, они убеждены, что воплотившийся Сын Божий действительно добровольно умер на кресте для очищения наших грехов и воскрес, чтобы дать нам вечную жизнь. На этом убеждении зиждется все человеческое религиозное мировоззрение.

В нашей сегодняшней жизни есть темы, которых мы умышленно избегаем. Одной из таких тем является отношение к убогим людям, физически неполноценным. Рассказ Л.Е.Улицкой «Народ избранный» открывает её нам, читателям. То, о чём говорит писатель, знакомо мне, потому что и я, проходя мимо людей убогих, стыдливо опускал глаза, стесняясь того, что я так благополучен в сравнении с ними. Мне хочется высказать свое мнение об одной из сцен рассказа Л.Улицкой – сюжете о двух монахинях.

Фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях, вводится автором через слова одной из главных героинь – Кати Рыжей. В монологе, обращенном к Зинаиде, Катя рассказывает, как к ней пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей. Речь героини проста, незамысловата, очень эмоциональна. Детальные подробности, переживаемые Катей во время рассказа, волнуют её по-прежнему. Сравнения, относящиеся и к монахиням («как младенец», «как мышь») и к самой Кате («как коза на верёвке»), помогают зрительно представить происходящее.

Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!». Мудрость эту Катя несёт таким же, как она, страждущим, тем, кто потерял веру в справедливость устроенного мира, кто отчаялся в своём безверии. Как великую тайну, раскрывает Катя Рыжая истину, желая помочь наивной, жалкой, убогой и неустроенной Зинаиде осознать своё место в жизни, обрести смысл существования, которого раньше у неё не было: «Вот оно, моё место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе, Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его… Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Открытие, к которому пришла Катя, не даёт ей покоя и характеризует её как глубоко чувствующего человека, способного к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи.

Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в её воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и так много ярких цветов вокруг, и упругость земли под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива.

Дочитаны последние строки романа, а я продолжаю думать о его героях. Не знаю, как буду я себя вести, когда повстречаюсь с людьми, подобными героям, но уверен, что не будет в моем взгляде презрения. Я буду смотреть на них, как на людей, место которым определено Богом, и буду благодарить судьбу за то, что она дала мне возможность проявить свои лучшие человеческие качества. Ведь Господь не оставит без награды тех, кто милостив к ближнему. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

на тему: «Делая добро, будь благодарен за это»

Источник

Рассказ Л. Улицкой “Народ избранный”

Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой – прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе “Народ избранный”, хотелось бы услышать ответ на вопрос:

– Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности?

Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.

В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие

Первая учебная ситуация. Работа с заглавием

Учитель. Рассказ “Народ избранный” входит в сборник “Бедные родственники”, вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, соединенные в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью.

– Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите

Счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.

– Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.

Изменится ли смысл заглавия, если поменять слова местами?

Если не использовать инверсию, смысл заглавия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность.

– Теперь прочтите заглавие отстраненно, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь.

Избранный – выбранный, отборный, лучший, отличный.

Какие ассоциации возникают у вас при этом?

Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение.

– Какие люди названы автором “избранными”?

Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом – маргиналы.

– Какое определение больше подходит к слову “народ”, если говорить о героях рассказа?

– Почему же автор называет этих людей “избранными”?

Вторая учебная ситуация. Анализ текста

– Кого называют “избранными”? Какие они (внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?

Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали, характеризующие героев (первая группа работает с характером Зинаиды, вторая – Кати, третья – нищих). Результаты сводятся в таблицу. Обращается внимание на слово Блаженный.

Related posts:

Источник

Народ избранный: краткое содержание и анализ рассказа

Народ избранный — короткий рассказ Людмилы Улицкой из цикла «Бедные родственники». В нем автор акцентирует внимание на уникальности и неповторимости их внутреннего мира. Это Зина и Катя в рассказе «Народ избранный», которые, несомненно, являются маргинальными героями – Катя сидела, она калека, Зина больная душевно, но эти люди испытывают состояния благодати, а их нищета и есть истинная избранность.

Народ избранный о чем. Смотреть фото Народ избранный о чем. Смотреть картинку Народ избранный о чем. Картинка про Народ избранный о чем. Фото Народ избранный о чем

Краткое содержание рассказа

Рассказ про Зинаиду, которая недавно похоронила свою мать. До смерти матери к ней Марья Игнатьевна приходила, кормила, а потом перестала, потому что захотела взять мамину кофту, а Зина не отдала – хотела как память сохранить, больше эта кофта ей ни для чего бы не пригодилась, потому что была Зина «такой ширины, что в трамвай не влезала».

Зинаида имела инвалидность второй группы, хоть и считала она, что все болезни её в ногах, но врачи говорили, что в железах-надпочечниках. Когда её мать помирала, то сказала, чтобы Зина шла к храму, когда деньги кончатся: «Добрые люди помогут твоему убожеству за ради Божьей матери». Так она и сделала.

Народ избранный о чем. Смотреть фото Народ избранный о чем. Смотреть картинку Народ избранный о чем. Картинка про Народ избранный о чем. Фото Народ избранный о чем

Никто ей не подал, кроме одной женщины, которая попросила помолится об успокоении Екатерины. Поэтому Зина решила уходить, но сначала – зайти в храм: поблагодарить Божью Матерь. В церкви она поставила свечку возле Казанской и пошла к выходу, но здесь на неё набросились другие нищие. Крича, чтобы она больше сюда не приходила, и ругаясь бранными словами, они бросились на Зину. Зина готова была уже убегать, но ноги у неё подкосились, и она упала. Вдруг она услышала:

«У, шакалья стая, рванина ненасытная! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала! На тот свет заберёшь! А ты куда старый хрен, лезешь, прислуга фашистская! Вставай, что ли!»

Это кричала на попрошаек Катя Рыжая. Она помогла Зине подняться, дала ей три рубля, и сказала, чтобы её здесь больше никто не трогал. В следующий раз Зина пошла к церкви на Покров, теперь её уже никто не прогонял, и она насобирала почти четыре рубля, но Катю она так и не увидела.

Народ избранный о чем. Смотреть фото Народ избранный о чем. Смотреть картинку Народ избранный о чем. Картинка про Народ избранный о чем. Фото Народ избранный о чем

Только на третий раз встретила она Катю, которая увидела её, кивнула и зашла в храм, Зинаида пошла за ней. Катя разговаривала со священником, а затем запела «Верую…». После церкви они пошли к Зине домой, где сели за стол; Катя достала четвертинку водки, и торжественно, но вкрадчиво, сказала: Зинаида правильно сделала, что пришла к церкви, потому что попрошаек и так много, а Зина должна стать настоящей нищенкой! И Катя рассказала свою историю.

Катя училась в техникуме, потом вышла замуж, из-за мужа попала в тюрьму, а когда вернулась, мать не пустила её домой. Решила она переночевать у подруги на даче, но когда проезжала Савеловский вокзал, зашла в церковь. Стояла плакала, потому что очень плохо ей было, потому что «калечная» и некрасивая она – ничего не дал ей Бог, и тут увидела она женщину, у которой не рук, не ног не было. Так Кате её жалко стало, что заплакала она. Тогда Катя поняла, что и настоящие нищие для того и нужны, чтобы посмотрел на них любой и подумал, что хорошо хоть мне больше повезло, так как, по выражению Кати, завистливые все стали: о себе только думают, поэтому народ нищий – избран Богом!

Народ избранный о чем. Смотреть фото Народ избранный о чем. Смотреть картинку Народ избранный о чем. Картинка про Народ избранный о чем. Фото Народ избранный о чем

Основная мысль — кто он «Народ избранный»?

Фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях, вводится автором через слова одной из главных героинь – Кати Рыжей. В монологе, обращенном к Зинаиде, Катя рассказывает, как к ней пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей. Речь героини проста, незамысловата, очень эмоциональна. Детальные подробности, переживаемые Катей во время рассказа, волнуют её по-прежнему. Сравнения, относящиеся и к монахиням («как младенец», «как мышь») и к самой Кате («как коза на верёвке»), помогают зрительно представить происходящее.

Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!». Мудрость эту Катя несёт таким же, как она, страждущим, тем, кто потерял веру в справедливость устроенного мира, кто отчаялся в своём безверии.

Как великую тайну, раскрывает Катя Рыжая истину, желая помочь наивной, жалкой, убогой и неустроенной Зинаиде осознать своё место в жизни, обрести смысл существования, которого раньше у неё не было: «Вот оно, моё место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе, Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его… Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Открытие, к которому пришла Катя, не даёт ей покоя и характеризует её как глубоко чувствующего человека, способного к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи.

Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в её воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и так много ярких цветов вокруг, и упругость земли под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива.

Видео: Людмила Eлицкая. Театр, учеба и черновики

У нас в гостях Людмила Улицкая. Мы поговорили с писательницей о ее новой работе «Бумажный театр»: почему это «непроза»? А также мы обсудили любовь к литературе, блеск в глазах, нелюбовь к Достоевскому и многое другое. Беседу вела Полина Парс.

Народ избранный о чем. Смотреть фото Народ избранный о чем. Смотреть картинку Народ избранный о чем. Картинка про Народ избранный о чем. Фото Народ избранный о чем

Христианская мораль рассказа

Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост. Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню.

О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!».

Народ избранный о чем. Смотреть фото Народ избранный о чем. Смотреть картинку Народ избранный о чем. Картинка про Народ избранный о чем. Фото Народ избранный о чем

Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

Народ избранный о чем. Смотреть фото Народ избранный о чем. Смотреть картинку Народ избранный о чем. Картинка про Народ избранный о чем. Фото Народ избранный о чем

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.

Видео: Людмила улицкая: «какой бы ни была мучительной ситуация, самый интересный вопрос — что будет потом»

Наталья Синдеева решила на карантине возродить программу «Синдеева». Первый гость — писательница Людмила Улицкая. Поговорили о том, как не сойти с ума на самоизоляции, какие сценарии жизни ждет человечество после коронавируса, как важна сегодня взаимопомощь и сострадание, и как история с раком научила Людмилу Улицкую каждый день находить радости в окружающем мире.

Источник

Библейский мотив избранничества в рассказе «Народ избранный»

Народ избранный о чем. Смотреть фото Народ избранный о чем. Смотреть картинку Народ избранный о чем. Картинка про Народ избранный о чем. Фото Народ избранный о чем

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 01.08.2015 2015-08-01

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Агаева, К. Ш. Библейский мотив избранничества в рассказе «Народ избранный» / К. Ш. Агаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 659-661. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21307/ (дата обращения: 23.12.2021).

Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост.

Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню. Как нам известно, Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как Преподобный и считается подвижником Русской земли. Также считалось, что Сергий Радонежский своими словами мог «лечить» самые огрубевшие сердца. Преподобный Сергий Радонежский родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.

Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.

Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и сребра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию.

Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Не случайно и упоминание праздника Иоанна Богослова. Он — один из Двенадцати апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Его также называли Апостолом любви. Любовь же, по Иоанну Богослову, заключалась в том, чтобы следовать заповедям Божьим. Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Служение Любви — весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Символично, что именно в этот день Зине впервые подают милостыню и просят помолиться об упокоении Екатерины. Но Зина теряет деньги, когда её начинают избивать нищие, которые требуют, чтобы она больше не ходила туда, так как там хватает своих. И в этот же день впервые происходит её встреча с Катей Рыжей, которая выступает в роли заступницы Зины. Именно Катя становится «проводником» Зины в мир нищих и убогих. Она не просто вводит Зину в это «общество», она, можно сказать, учит Зину верить в Бога, потому что мама учила Зину верить только в Божью Матерь. Хотя из дальнейших слов Зиночки мы понимаем, что она и вовсе не понимает, во что верит, потому что на вопрос Кати, кому ж она мать, Зина, растерявшись, отвечает: «Дочки своей матерь». Катя от такой неожиданности уронила костыли: «Да ты, Зина, хуже татарина» [4: 98].

В следующий раз Зинаида приходит в церковь и собирает «много денег, почти четыре рубля» на христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и это тоже глубоко символично. В этот день православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Божия Матерь распростерла свой омофор над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми.

Следующий символ, изображённый в рассказе, — икона Казанской Божьей Матери, перед которой ставит свечку Зина, как её учила мать. Эта икона считается чудотворной. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания. В народе ее считают заступницей женщин.

О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!» [4: 106].

Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

1) «избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;

2) они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;

3) они не предаются греху гордыни;

4) они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;

5) они могут довольствоваться малым — тем, что имеют;

6) им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

О людях, изображенных в рассказе, в Евангелии говорится: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк.14:33). Катя характеризует нищих следующим образом: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то» [4: 106]. Но стоит сказать о том, что в рассказе дан не один «тип» нищих, они условно поделены автором на группы: попрошайки и нищие. И об этом в своих рассуждениях говорит Катя: «Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота — денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!».

А. Молчанов, рассуждая в своей статье «Настоящая женская проза, или феномен Людмилы Улицкой» об этом рассказе, говорит о том, что нищие, юродивые избраны страдать «за все человечество, и в этом миссия его и счастье» [2: 4]. Эту мысль подтверждают слова той же Кати Рыжей, рассказавшей Зине историю двух монахинь. Она видит их (нищих) предназначение в том, что люди, проходящие мимо таких, как они, начинают сознавать всю прелесть жизни, благодарят Бога за то, что они здоровы, «что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то».

Традиция изображения юродивых — это традиция христианизированной литературы (Н. Гоголь, Н. Лесков, Л. Толстой, Ф. Достоевский). Изображая своих героев, Улицкая словно обращается к фразе из Нового Завета: «Сила моя в немощи совершается».

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.

1. Колядич Т. М. Людмила Улицкая // Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. — М.: Академия, 2005. — С. 369–391.

2. Молчанов А. Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой // Людмила Улицкая. Сквозная линия; Авторский сборник. — М: Эксмо, 2002. — С. 3–10.

3. Христианство: Словарь. — М.: Республика, 1994.

4. Улицкая Л. Народ избранный // Бедные, злые, любимые. Повести. Рассказы. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, — С. 95–108.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *