Народное бюджетирование что это такое
С 1 января 2021 года заработает Закон о «народном» бюджетировании
Подписан закон, создающий правовые основы применения института инициативного (или «народного») бюджетирования.
В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, в местную администрацию может быть внесен инициативный проект.
С инициативой о внесении инициативного проекта вправе выступить группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта (инициаторы проекта). Минимальная численность инициативной группы может быть уменьшена нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
К инициативному проекту закон предъявляет ряд требований, в том числе он должен содержать описание проблемы, описание ожидаемого результата, предварительный расчет необходимых расходов на его реализацию, сроки реализации, а также сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц.
В случае, если в местную администрацию внесено несколько инициативных проектов, в том числе с описанием аналогичных по содержанию приоритетных проблем, местная администрация организует проведение конкурсного отбора.
Инициаторы проекта, другие граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, уполномоченные сходом, собранием или конференцией граждан, а также иные лица, определяемые законодательством, вправе осуществлять общественный контроль за реализацией инициативного проекта.
На местном уровне предлагается организовать «народное бюджетирование»
_3103_ / Depositphotos.com |
Члены Совета Федерации Андрей Турчак, Олег Мельниченко и депутат Госдумы Сергей Неверов внесли на рассмотрение в нижнюю палату парламента законопроекты о внесении поправок в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и в Бюджетный кодекс РФ в части создания правовых основ применения института инициативного или, как еще называют данный процесс, «народного» бюджетирования. Суть изменений заключается в наделении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления полномочиями по установлению особенностей реализации института инициативного бюджетирования, целями которого является обеспечение непосредственного участия граждан в решении местных проблем путем разработки и внесения в орган местного самоуправления проектов инициативного бюджетирования и общественного контроля за их реализацией.
Так, Закон № 131-ФЗ предлагается 1 дополнить ст. 26.1, в которой прописать правовые основы проекта инициативного бюджетирования. В частности, под таковым предлагается понимать проект, который обеспечит участие жителей муниципального образования в определении приоритетов расходования средств местного бюджета, поддержку их инициатив по решению вопросов местного значения, иных вопросов, имеющих приоритетное значение для жителей, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления. Инициаторами такого проекта смогут выступить жители территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта и другие лица, которые могут быть предусмотрены законом субъекта РФ лица.
К инициативному проекту законопроект предъявляет определенные требования, он должен содержать:
Предварительно инициативный проект должен быть поддержан собранием граждан-жителей муниципального образования, которые должны быть проинформированы не менее чем за 15 дней до его проведения. Необходимо предоставить гражданам возможность ознакомиться с инициативным проектом, внесенным в местную администрацию (информация о проекте подлежит размещению на официальном сайте администрации или может быть доступна иным способом), и подать на него замечания и предложения.
Для рассмотрения инициативного проекта местной администрацией предлагается установить срок в 30 дней со дня его внесения, по истечении которого должно быть принято решение о поддержке проекта и организации работы по нему либо об отказе в поддержке проекта и возврате инициаторам с указанием причин отказа. Не исключается возможность рассмотрения инициативного проекта комиссией, формируемой местной администрацией, с участием представительного органа муниципального образования. При этом предусматривается участие в работе комиссии и инициаторов проекта.
Основаниями отказа местной администрацией в поддержке проекта могут стать:
Предусматривается, что соответствующий порядок внесения, рассмотрения и реализации инициативных проектов должен быть установлен нормативным правовым актом субъекта РФ, в котором необходимо закрепить равные правовые возможности участия граждан в обсуждении инициативных проектов, гарантии информационной открытости, гласности, учета мнения жителей при рассмотрении местной администрацией, конкурсном отборе и реализации инициативных проектов, и общественного контроля за их реализацией.
Также предлагается ввести норму, формулирующую понятие о финансовом обеспечении реализации инициативных проектов. Источниками финансового обеспечения народных проектов могут стать бюджетные ассигнования местного бюджета, предусмотренные для реализации инициативных проектов с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ и (или) иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в целях финансового обеспечения данных проектов. При этом под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, ИП, юрлиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов. Инициативные платежи подлежат возврату, если инициативный проект не был реализован. Не исключаются иные формы обеспечения участия заинтересованных лиц в реализации проектов, например, добровольное имущественное и (или) трудовое участие.
В Бюджетный кодекс РФ предполагаются соответствующие изменения 2 о необходимости присвоения каждому инициативному проекту уникального кода классификации расходов бюджетов и об отражении в местных бюджетах добровольных платежей юрлиц и физлиц в целях реализации инициатив местного значения, а также о бюджетных полномочиях Минфина России по обеспечению методического обеспечения планирования расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на реализацию инициативных проектов и формирования информации о соответствующем бюджете в доступной для граждан форме.
Предлагаемые изменения, по мнению авторов законопроектов, будут способствовать вовлечению граждан в решение вопросов социально-экономическое развитие своей территории, повышению эффективности и рациональности использования бюджетных средств.
1 С текстом законопроекта № 893063-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 893061-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Закон о «народном бюджете» вступил в силу: как это будет работать на местах?
С 1 января вступил в силу закон «Единой России» о так называемом инициативном или «народном бюджетировании». Теперь у жителей регионов появилась возможность решать, куда направить средства местных бюджетов в первую очередь – на ремонт дорог, новую спортплощадку, реконструкцию двора или что-то другое. Кроме того, закон дал людям возможность предлагать властям собственные проекты для реализации за счет государственных средств.
Практика инициативного бюджетирования в той или иной степени применяется в регионах уже не первый год, она хорошо зарекомендовала себя. Однако на федеральном уровне «народные бюджеты» до сих пор не регулировались, каждый субъект устанавливал собственные правила.
Одной из первых программа заработала в Ставропольском крае. Схожий с «народным бюджетом» механизм в регионе запустили в 2007 году. Инициативное бюджетирование давно является одним из ключевых направлений в благоустройстве населённых пунктов субъекта, отметил секретарь регионального отделения «Единой России», губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
В Иркутской области с 2011 года реализуется проект «Народные инициативы» — как раз воплощающий принципы инициативного бюджетирования. За это время было выделено около шести миллиардов рублей как на крупные проекты, — например, строительство дорог, мостов, благоустройство дворов и общественных пространств, покупку дорогостоящей техники для больниц, школ, детских садов и домов культуры, — так и на более мелкие, например, закупку спортивного инвентаря в школы, установку лавочек, урн, малых архитектурных форм, рассказал секретарь Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия», депутат Государственной Думы РФ Сергей Сокол. По его словам, в 2021 году на реализацию проекта заложено 520 миллионов рублей.
Сергей Сокол отметил, что практически каждый год проект претерпевает изменения как по финансовому наполнению, так по расширению перечня народных инициатив. К примеру, в 2020 году у муниципальных образований появилась возможность за счёт средств «Народных инициатив» разрабатывать проектно-сметную документацию.
В Рязанской области региональная программа поддержки местных инициатив запущена в 2017 году. Каждый год при формировании бюджета депутаты регионального парламента выходят с предложением об увеличении этой статьи расходов. И если в 2017 году было выделено более 7 млн рублей и реализовано 30 проектов, то в 2020-м — почти 180 млн рублей распределили на 185 проектов местных инициатив.
Относительно новым народный бюджет является для Ростовской области — здесь программу запустили в 2019 году. «На своем опыте мы видим, каким высоким может быть интерес к таким программам. За два года на конкурс поступило около 700 заявок. Уже реализовано 160 проектов-победителей. В этом году будут осуществлены еще 176. Из областного бюджета на эти цели уже направлено более 500 миллионов рублей», — рассказал секретарь Ростовского регионального отделения «Единой России», председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр Ищенко.
Он подчеркнул, что глава региона Василий Голубев принял решение увеличить объем средств, выделяемых на проекты, до 300 миллионов рублей в год. Это позволит в целом за три года поддержать более 450 проектов.
В Карелии проект «Народный бюджет» стартовал в прошлом году. На первом этапе в нем приняли участие 12 муниципалитетов, жители которых предложили в общей сложности 49 инициатив. Победителей определяли народным голосованием. Лидером по активному участию стал Медвежьегорск: здесь на голосование было выдвинуто восемь заявок, и три из них, набравшие наибольшее количество голосов, будут реализованы в наступившем году. В остальных муниципалитетах на 2021 год выбрано по одному проекту. В целом победителями первого этапа стали 14 народных инициатив на общую сумму 180 миллионов рублей. Основная часть проектов направлена на благоустройство общественных пространств, установку спортивных объектов.
В этом году проект «Народный бюджет» будет расширен, в нем примут участие 37 городских и сельских поселений, в которых также предстоит выбрать проекты путем общественного голосования. На эти цели дополнительно выделено 120 млн рублей.
«Проект «Народный бюджет» получил большой отклик, и это неудивительно. У нас в республике уже несколько лет успешно развиваются практики инициативного бюджетирования. В первую очередь, это региональная программа поддержки местных инициатив, с помощью которой благоустроены сотни общественных территорий. Люди видят, что эти практики реально работают, и с каждым годом все активнее выдвигают свои идеи. В районах Карелии в этой работе активно участвуют члены первичных отделений партии — как на этапе выдвижения и обсуждения инициатив, так и на этапе контроля над их реализацией. «Народный бюджет» — еще одна хорошая возможность для жителей участвовать в решении актуальных вопросов своего города или поселка», — отметил секретарь Карельского регионального отделения «Единой России», председатель Заксобрания Элиссан Шандалович.
В Нижегородской области развитие народного бюджетирования является одним из приоритетных направлений, отметил секретарь регионального отделения «Единой России» губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Ежегодно в региональном бюджете на программу предусматривалось около 360 миллионов рублей, а в 2021 году объем средств увеличен в два раза.
«В 2020 году хороший отклик в регионе получила новая практика инициативного бюджетирования «Вам решать». В ходе онлайн-голосования из 200 предложенных общественно-значимых проектов в муниципалитетах жителями были отобраны 89 на сумму 900 миллионов рублей, которые профинансированы полностью из регионального бюджета. Проект дал возможность всем жителям непосредственно принять участие в распределении бюджетных средств. В этом году рассматривается возможность запустить за счет средств дорожного фонда проект «Дорога к дому». Жители смогут сами выбирать тот или иной участок дороги местного значения, который необходимо отремонтировать. Использование практик инициативного бюджетирования в Нижегородской области обязательно будет расширяться, так как именно они позволяют выявить актуальные для жителей вопросы и повысить эффективность использования бюджетных средств», — рассказал Глеб Никитин.
Законопроект об инициативном бюджетировании был разработан секретарем Генсовета «Единой России» Андреем Турчаком, сенатором Олегом Мельниченко, а также главой фракции партии в Госдуме Сергеем Неверовым. В январе 2020 года в ходе заседания Совета по развитию местного самоуправления Владимир Путин поддержал идею о внедрении инициативного бюджетирования во всех регионах страны. Глава государства неоднократно призывал власти всех уровней более активно вовлекать граждан в принятие решений, а новый закон создал единую правовую основу для этого, отмечал ранее Андрей Турчак. Он также напомнил, что глава государства поручил увеличить в пять раз финансирование проектов, предложенных жителями. До вступления закона в силу лишь 1% бюджетных средств тратился с учетом их мнения.
Госдума приняла пакет законов о «народном» бюджетировании
Первый закон позволяет гражданам определять, на что потратить средства местного бюджета в первую очередь. Граждане смогут участвовать в разработке проектов, направленных на решение важных местных проблем. После общественного обсуждения эти проекты будут вноситься в местную администрацию и выполняться под контролем общественности.
Вносить такие проекты сможет инициативная группа численностью не менее десяти человек, достигших 16 лет. До внесения проекта в местную администрацию он должен быть рассмотрен и обсужден на сходе, собрании или конференции жителей. Если проектов несколько, их отберут на конкурсной основе.
Второй закон вносит изменения в Бюджетный кодекс и наделяет Минфин России полномочиями по разработке методики работы с инициативными проектами в доступной для граждан форме.
Кроме того, каждому инициативному проекту с 1 января 2021 года будет присваиваться уникальный код классификации расходов бюджетов. А добровольные платежи юридических и физических лиц отнесут к неналоговым доходам бюджетов, которые можно направлять только на реализацию инициатив жителей.
Как россиян приблизят к расходам бюджета
С 1 января 2021 года вступил в силу закон, создающий правовые основы применения института инициативного бюджетирования.
Что такое инициативное бюджетирование, какие блага получают от него граждане и что необходимо сделать чтобы это явление стало массовым, рассказал в интервью «Российской газете» на Московском финансовом форуме Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России, в котором находится Центр инициативного бюджетирования.
Что такое инициативное бюджетирование?
Деньги относительно небольшие, но для большинства муниципалитетов и их выделение подчас не вписывается в приоритеты скромных бюджетов. Поэтому главы муниципальных образований вместе с инициативными группами граждан дорабатывают проекты, выносят их на региональные конкурсы и получают финансирование из бюджета субъекта.
Много это или мало? Смотрите, можно три года писать петиции, что в подъезде грязные и разрисованные стены, и их, конечно, когда-нибудь покрасят, но цвет и оперативность все равно будут зависеть от остатков на складе и плана по текущему ремонту дома. А можно сами инициировать и покраску стен, и ремонт дома по собственному дизайн-проекту. Выбор каждый делает сам.
С чего началось инициативное бюджетирование?
Владимир Назаров: Инициативное бюджетирование является российской версией партисипаторного бюджетирования.
В 1989 году в бразильском городе Порту-Алегри появилась первая практика партисипаторного бюджетирования. Через десять лет эту практику использовали уже свыше 140 бразильских муниципалитетов.
В России первые опыты поддержки местных инициатив и вовлечения сообществ в бюджетные решения относятся к 2007 году. В тот момент Всемирный Банк начал реализовывать практики поддержки местных инициатив в пяти муниципальных районах Ставропольского края. Начиная с 2012 года, к процессу вовлечения граждан в бюджетные решения присоединился Европейский университет в Санкт-Петербурге.
Это позволило объединить разнообразные практики: «Народный бюджет», «Решаем вместе», «Проект поддержки местных инициатив», «Народные инициативы», запустить всероссийский мониторинг и централизованный статистический учет.
Отмечу, что с этого года российская методология инициативного бюджетирования начала использоваться в качестве модельной за рубежом, как когда-то произошло с практиками Всемирного Банка в России.
Как это работает?
Владимир Назаров: Первые проекты в 2007 году реализовывала администрация Ставропольского края. Методика, положенная в основу «Программы поддержки местных инициатив», сейчас используется большинством субъектов Федерации, которые развивают инициативное бюджетирование. Ее суть: граждане сами выдвигают проекты, которые они хотят реализовать, обсуждают их на общих собраниях, подтверждают готовность софинансировать выдвинутые ими проекты в том или ином объеме. После этого инициативная группа вместе с муниципальным образованием доводят заявку до ума, и уже муниципалитет направляет ее для участия в конкурсе. Региональная конкурсная комиссия по утвержденным критериям выбирает из всех поданных заявок проекты, которые получают региональное финансирование вместе с софинансированием со стороны граждан, юридических лиц и муниципалитетов.
Почему выбран именно региональный уровень?
Владимир Назаров: Основные деньги в инициативном бюджетировании сегодня (от 60 до 70%) поступают из бюджетов субъектов Федерации. Очевидно, что регионы вправе самостоятельно определять порядок отбора и реализации проектов. Руководствуясь общей методологии инициативного бюджетирования.
Кто входит в состав комиссии?
Владимир Назаров: Чаще всего представители профильных региональных ведомств: министерства финансов, строительства, ЖКХ, сельского хозяйства. В последнее время растет представительство членов общественных советов при органах власти, экспертов.
Есть ли здесь возможности для злоупотреблений?
Владимир Назаров: Они сведены к минимуму. Критерии формализованы и члены конкурсной комиссии не могут пририсовать дополнительные балы. По большому счету, это мандатная комиссия, которая лишена возможности оценок на основе собственных симпатий и предпочтений.
Как распределяется региональное финансирование между проектами?
Владимир Назаров: При помощи специальной программы подсчитываются баллы по каждой заявке. Далее все проекты ранжируются в перечень. Потом происходит последовательное распределение средств: от лучшего проекта к худшему. По мере освоения средств какой-то из проектов становится точкой отсечения. Иными словами, если в региональном бюджете заложено 100 рублей на все проекты этого года, а в конкурсе участвовало 10 заявок на общую сумму в 200 рублей, то примерно пять проектов смогут получить финансирование.
Какие это могут быть проекты?
Какие проекты можно считать самыми востребованными?
Владимир Назаров: По данным НИФИ Минфина, в 2020 году наиболее востребованными оказались проекты дорожной инфраструктуры (12,4%), комплексного благоустройства общественных территорий, в том числе дворы (11%), места массового отдыха (13,7%), детские игровые площадки (9,2%), объекты массового спорта (7,5%), проекты в сфере образования (8,7%), водоснабжения (5,2%), уличного освещения (5%), в сфере культуры (6,8%).
С чего началась статистика инициативного бюджетирования?
Владимир Назаров: Официальная статистика началась только шесть лет назад, с 2015 года, когда по инициативе НИФИ Минфина России, появился сам термин «инициативное бюджетирование» и произошла унификация разрозненных практик, в рамках которых статистика просто не велась.
Системы сбора данных не было, как и понимания необходимости в ней. Как только явление стало федеральным, оно стало видимым для наблюдения. Соответственно официальная статистика сводится институтом по всем регионам в ежегодном мониторинге.
В чем интерес государства развивать инициативное бюджетирование?
Владимир Назаров: Сегодня нет другой технологии государственного и муниципального управления, которая давала бы столько положительных эффектов.
Безусловно, это повышение эффективности расходования бюджетных средств, как муниципальных, так и государственных. Это более дешевые и более качественные проекты: люди очень тщательно контролируют работу, которую они оплатили, и сами участвуют в реализации. Никто не даст класть асфальт в снег и утрамбовывать его лопатой. Это возможность сделать выбор в пользу долговечных решений и исключить полную переделку там, где применимы точечные решения. Большая экономия и на эксплуатации: в отношении собственных проектов совершенно иное, бережливое использование и контроль. Особенно в сочетании с качественной реализацией.
Не менее важны и социальные эффекты. Инициативное бюджетирование позволяет определять наиболее важные социальные проблемы и находить пути их решения, снимать или предупреждать социальные конфликты, в том числе за счет ликвидации информационного разрыва между властью и обществом. Участие в инициативном бюджетировании способствует повышению финансовой и бюджетной грамотности граждан, росту гражданской активности, а также уменьшению иждивенческих настроений: у людей появляется работающий инструмент для самостоятельного решения проблем. Фактически, у жителей есть возможность получить на каждый вложенный в собственные проекты рубль в среднем около 30 рублей софинансирования из региональных и местных бюджетов.
С точки зрения регионального развития обеспечивается сохранение целостности сельских территорий и отдаленных поселений. Для них проекты инициативного бюджетирования позволяют не только удержать отток молодежи, но и привлечь инвестиции. Опыт показывает, что первый реализованный опыт инициативного бюджетирования никогда не остается единственным. Люди очень быстро входят во вкус и видят разницу.
Как сейчас финансируется развитие и поддержание практик инициативного бюджетирования?
Владимир Назаров: На федеральном уровне финансирование практик инициативного бюджетирования предусмотрено в части мониторинга и изучения инициативного бюджетирования, которое обеспечивает НИФИ Минфина.
Кроме того, некоторые регионы научились распределять средства, выделяемые на федеральные проекты, используя методологию инициативного бюджетирования. Просто потому, что это заметно улучшает качество выбора. Они фиксируются в статистике как федеральные, но при этом они не предусмотрены ни одним национальным проектом или госпрограммой.
На региональном уровне административные затраты на инфраструктуру поддержки инициативного бюджетирования также минимальны. Сегодня в регионах есть 24 (33 в 2019 году) проектных центра, которые сопровождают инициативное бюджетирование, половину из них формирует действующие сотрудники региональных финансовых органов. Там, где такие центры зарегистрированы в качестве юридических лиц, работает в среднем по три-четыре человека. Таким образом административные расходы составляют не более 2-3% от государственного участия в финансировании проектов, большая часть деятельности ведется на волонтерских началах.
Одним из элементов поддержки муниципальных практик в регионах уже пять лет выступает конкурс проектов инициативного бюджетирования, который проводит НИФИ Минфина. В этом году в нем участвует 915 проектов из 60 субъектов Российской Федерации. Его итоги будут подведены на III Всероссийской конференции инициативного бюджетирования, которая пройдет в Москве 20-21 сентября. Лучшие проекты получат гранты по 100 тысяч рублей на реализацию последующих инициатив.
Что изменилось с принятием летом 2020 года профильных законов?
В чем отличие муниципальных практик от региональных?
Владимир Назаров: Содержание и стоимость проектов примерно одинаковая. Другое дело, что возможностей финансирования на муниципальном уровне намного меньше, соответственно, число проектов невелико. Есть различия в качестве организации проектов. Если на региональном уровне вся процедура отбора хорошо апробирована, то уровнем ниже много неопределенностей и сопутствующих издержек. С этой точки зрения, запланированная в законе унификация процедур и их систематизация может дать результат. Однако полноценную оценку эффективности можно будет дать только через несколько лет после начала работы по новому закону, не раньше.
Вы предполагаете дальнейшие изменения в законодательстве?
Почему вдруг акцент на молодежи?
Владимир Назаров: Инвестиции в поддержку молодежных инициатив многократно окупаются, поэтому для них вводятся преференции как для самозанятых, разрабатывается программы по развитию ранней профориентации. На этом фоне ограничения для лиц младше 18 лет требуют уточнения. Задача канализировать энергию молодежи, раннюю политическую активность в наиболее эффективные формы реализации своих прав, инновационные решения по созданию современной среды обитания. Особенно для тех из них, у кого уже есть опыт участия в проектах инициативного бюджетирования. На выходе мы получим финансово грамотное поколение с активной гражданской позицией.
Президент поручил за три года довести до 5% долю расходов муниципалитетов, определяемых с прямым учетом мнения граждан. Речь идет об инициативном бюджетировании? И как достичь такой цели?
Одним из решений мог бы стать федеральный закон об общественном (гражданском) участии, в котором будут предусмотрены все формы участия. В том числе и инициативное бюджетирование. Это позволит при утверждении для профильных ведомств индикаторов эффективности по нацпроектам или госпрограммам прямо увязывать их с положениями закона, без расширительных толкований.