Народное искусство это что

Народное искусство

В широком значении народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены: художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами мы можем пользоваться в быту.

18. Декоративность.Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произведений других видов искусства. Декоративный образ выражает не единичное, а общее — «видовое», (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления. Поэтому в народном искусстве принято выде­лять образы-типы изделий традиционных художе­ственных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, жен­щины, знаки-символы земли, воды, солнца мож­но увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчи­вость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую худо­жественно-эстетическую ценность произведений народного искусства. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их един­ство, связанное с общностью подходов к процес­су эстетического познания природных и обществен­ных явлений. Образы в профессиональном декоративном ис­кусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических моти­вов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в про­изведениях прикладного искусства.

19. Народные художественные традиции. Авторы современных исследований в области искусствознания рассматри­вают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б.Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколе­ния в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняю­щихся одновременно. Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов. МА.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, куль­турную, историческую систему, которая утверждает себя через преемствен­ность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном ис­кусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные наро­дом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры — школы и одновремен­но определяют особую жизненность народного искусства. Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искус­ства. М.А.Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональ­ных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народ­ного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

20. Национальный характер. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Тради­ция в таком случае — творческий метод. Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для кото­рой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение наци­онального, школы народного искусства (национальная, региональная, кра­евая, школа отдельных промыслов). В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, ме­тоды работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная сис­тема отрабатывается коллективно. После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбивши­еся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым учени­кам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Народное искусство это что. Смотреть фото Народное искусство это что. Смотреть картинку Народное искусство это что. Картинка про Народное искусство это что. Фото Народное искусство это что

21. Композиция как значимое соотношение частей художественного произ­ведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тема), плоскостное или объемное пластическое решение. Для постижения композиционных закономерностей обязательно воспри­ятие образа художественной вещи или пространственно-объемной компо­зиции в целом.

22. Цвет— одно из выразительных средств в народном и декоративно-при­кладном искусстве- рассматривается как важнейший компонент декоратив­ного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемо­го предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с тради­ционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и дру­гими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами. В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соот­ношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов до­стигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цвето­вых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.

23. Тема. В декоративной скульптуре или на керамических сосудах тему и сюжет можно выразить различными способами. Например, в гжельской керамике сцену чаепития изображают на посуде или лепят в мелкой пластике. А сосуд с легкостью превращают то в зверя, то в птицу. Тематическая декоративная композиция имеет свои закономерности, свой художественный язык. Она, как и любое произведение изобразительного ис­кусства, рассказывает о людях, вещах или событиях. Но при этом изобрази­тельный рассказ подчинен декоративным целям, как правило, служит укра­шению предмета. Поэтому декоративная композиция родственна также и орнаменту. Ее варианты неисчислимы в зависимости от конкретных задач, а художественные возможности могут быть расширены при использовании разнообразных материалов и техник, изменении назначения и масштаба изоб­ражения. Тема декоративной композиции может быть выражена способами, прин­ципиально отличающими ее от композиции картины. Пространственные со­отношения реальной натуры могут полностью отсутствовать. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в этом случае дальние планы помещают над ближними.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав

Источник

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

Полезное

Смотреть что такое «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» в других словарях:

Народное искусство — единство материальной и духовной культуры определенного народа, синтетическое по характеру, связанное с его трудовой деятельностью. В основе народного искусства лежит мифо поэтическое видение мира. Народное искусство развивается как коллективное… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

народное искусство — ▲ искусство ↑ этнос народная песня. народное изделие. народный танец. ▼ фольклор … Идеографический словарь русского языка

народное искусство — см. народное творчество … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО — специфический вид духовно практического освоения мира, развивающийся как художественное творчество народных масс и связанный с их трудовой деятельностью … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Народное творчество — художественное, народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа (по мнению некоторых учёных, также и в форме самодеятельного искусства), в частности создаваемые и бытующие в народных массах архитектура,… … Художественная энциклопедия

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО — (народное искусство фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Большой Энциклопедический словарь

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО — (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Современная энциклопедия

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия

народное творчество — (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народный массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Энциклопедический словарь

Народное творчество — Народные музыканты. Будапешт, Венгрия. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Лекция на тему «Народное искусство»

Тема 1. Народное и декоративно-прикладное искусство

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Народное искусство развивается по своим законам и взаимодействует с искусством профессиональных художников.

В широком значении народное искусство <фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных тради­ций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоратив­но-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными сал­фетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и мно­гими другими произведениями народного искусства мы можем пользовать­ся в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

В народном искусстве выделяют два направления: городское художествен­ное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера тради­ционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву (Хох­лома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново, Абашево), матрешек (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи) и др.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и най­денные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отби­рает только наилучшие творческие достижения.

Декоративное искусство — это один из видов пластических искусств. Деко­ративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитекту­рой — монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) . Термин «декоративное искусство» широк по охвату понятий. Декоративное искусство во многом связано с художественной про­мышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формиру­ет материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетичес­кое, образное начало.

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: со­здание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одеж­да, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, дол­жны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом — в конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани — все это требует боль шого мастерства. Такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы создать эту красоту. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украше­нием самого человека — создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды.

Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная промыш­ленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве опреде­ленной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства, например, период готики, модерна, классицизма и др.

Как можно определить, является ли данное изделие произведением декора­тивно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет краси­вую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украша­ющие вазу, делают ее безвкусной подделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершен­ством, что его художественная ценность становится очевидной.

Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, про­странства в каждом из видов декоративного искусства во многом зависит от применяемых материалов, технологии их обработки.

Очевидна взаимосвязь формы и материала. Пластичность глины, волокни­стость дерева, хрупкость и прозрачность стекла, прочность металла позволя­ют создавать сосуды разнообразной формы, ее наилучшее художественно-образное решение обусловлено свойствами материала.

Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические каче­ства материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кос­ти, кожи, камня и др.

Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве являет­ся главным средством выражения красоты.

Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенно­стями выражения духовного содержания, а с другой стороны, технологией, характером материала, в котором это содержание воплощено. Художествен­ный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет общие и отличительные черты.

Декоративный образ выражает не единичное, а общее — «видовое», «ро­довое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифо-поэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выде­лять образы-типы изделий традиционных художе­ственных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, жен­щины, знаки-символы земли, воды, солнца мож­но увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчи­вость и традиционность этих образов во многом обусловливают высокую худо­жественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их един­ство, связанное с общностью подходов к процес­су эстетического познания природных и обществен­ных явлений.

Образы в профессиональном декоративном ис­кусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических моти­вов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов.

Анализируя художественные достоинства кон­кретного произведения народного или профес­сионального декоративного искусства, необхо­димо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выразительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, жи­вописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повто­ры, композиционные особенности построения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.

Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных разли­чиях между этими видами искусств. Народное ис­кусство, преображающее действительность, рас­сматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отли­чительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства опре­деляются целостным восприятием мира.

Результаты художественно-творческой дея­тельности народа отражают его жизнь, воззре­ния, идеалы, поэтому в произведениях народ­ного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б.Бакушинский, И.Я.Богуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Нек­расова, С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков и другие.

Одним из первых исследователей народного изобразительного творче­ства, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В.С.Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна. По мнению Воронова, де­коративность, конструктивность и орнаментальность в крестьянском быто­вом творчестве «утверждают неоспоримое право именоваться искусством» и «являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художественного крестьянского труда».

М.А.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, куль­турную, историческую систему, которая утверждает себя через преемствен­ность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном ис­кусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные наро­дом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры — школы и одновремен­но определяют особую жизненность народного искусства.

В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, ме­тоды работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.

Основная литература

Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекции.- Ростов н/Д.: Феникс 2004.

Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

Королева Н.С., Кожевникова Л.А. Современное узорное ткачество. – М., 1970.

2. Жегалова С.К. Росписи Хохломы: Рассказ. – М.,1991

3. Коновалов А.Е. Городецкая роспись: Рассказы о народном искусстве. – Горький, 1988

5. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.

6. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981г.

Светлова Л.П. Азбука орнамента. – М., 1998.

Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: ЭКСМО, 2003.

Банакина Л.В. Лоскутное шитье: техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004.

Гильман Р.А. Иголка, нитка в умелых руках. – М.: Легпромиздат, 1993.

Дроздова О.Е. Пэчворк. Орнаменты и изделия. – М.: Мода и рукоделие, 2001.

Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М.: Эксмо, 2003.

Дворкина Н. Гобелен за десять вечеров. – М.,1998.

Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. Киев, 1998.

Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. – Уфа: Башк. кн. изд., 1979.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: Изд. ЭКСМО, 2003.

Митителло К. Золотая коллекция аппликации. – М.: Изд. ЭКСМО, 2003.

Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (этнографические очерки). – Уфа: Китап, 2006.

Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от тамги до авангарда. – Уфа: Китап, 2006.

Источник

народное искусство

Смотреть что такое «народное искусство» в других словарях:

Народное искусство — единство материальной и духовной культуры определенного народа, синтетическое по характеру, связанное с его трудовой деятельностью. В основе народного искусства лежит мифо поэтическое видение мира. Народное искусство развивается как коллективное… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО — синтетическое по характеру иск во, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Н. и. восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе мифо поэтическое … Эстетика: Словарь

народное искусство — см. народное творчество … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО — специфический вид духовно практического освоения мира, развивающийся как художественное творчество народных масс и связанный с их трудовой деятельностью … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Народное творчество — художественное, народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа (по мнению некоторых учёных, также и в форме самодеятельного искусства), в частности создаваемые и бытующие в народных массах архитектура,… … Художественная энциклопедия

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО — (народное искусство фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Большой Энциклопедический словарь

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО — (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Современная энциклопедия

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия

народное творчество — (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народный массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни,… … Энциклопедический словарь

Народное творчество — Народные музыканты. Будапешт, Венгрия. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *