Народное искусство и культурное наследие что это
Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России
Культурное наследие – важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.
Что такое культурное наследие
Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.
С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.
Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.
Социальная память
Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.
Культурное наследие и социальная память – понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.
Социальная память – это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.
Организация ЮНЕСКО
ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.
Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.
В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.
Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия – обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.
Всемирное наследие
Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:
К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли – это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.
Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.
Культурное наследие России
На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать – природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать – культурных, три – природно-культурных, девять – природных объектов.
Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.
Правовой аспект
Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.
Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия – это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.
Природные объекты России
На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.
Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование – крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.
Культурные объекты России
Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.
Важность культурного наследия
Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение – важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.
Обр.проект- «Национальная искусство и культурное наследие
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подлесная основная общеобразовательная школа»
«Народное искусство и культурное наследие России»
п.Подлесный, 2021-2022 гг.
Культура есть память.
Поэтому она связана с историей,
всегда подразумевает непрерывность нравственной,
интеллектуальной, духовной жизни человека,
общества и человечества. Ю. М. Лотман
Все согласятся, что каждый человек является носителем той или иной национальности. Соответственно важно чтить традиции и собственные «корни».
Поэтому важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой он родился и живет. Важно донести до детей ценности: т.к спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о культуре своих предков.
В основе проекта лежит формирование и развитие познавательного интереса к национальной культуре, воспитание патриотических и гражданских чувств.
К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет небольшое представление о культуре своего народа. Молодые люди не вникают в эти проблемы, живут настоящим временем, не думая, что без знания прошлого не будет ни настоящего, ни будущего. Родители, бабушки, дедушки озабочены материальным обеспечением семьи и поэтому основная ответственность по ознакомлению с культурой своего народа ложится на школу и в большей степени на классного руководителя.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, воспитания чувства гордости за свой народ, свои традиции, любви и уважения к истории своей Родины.
Тип проекта: познавательный, творческий, нравственно-патриотический.
Вид проекта: групповой.
Задачи решаемые в рамках реализации проекта :
ü Расширить представления детей о многообразии изделий народного искусства.
ü Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий этих промыслов.
ü Формировать представления о социокультурных ценностях русского народа;
ü Формировать гражданственно – патриотического отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
ü Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений;
ü Активизировать и расширять словарный запас детей.
ü Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров,
ü Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием;
ü Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Отчизну и её культуру.
Объект исследования: Процесс культурного воспитания молодого поколения.
Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся.
Участники проекта: Педагог, обучающиеся 7кл, родители.
Время проведения: 1 раз в неделю.
Тип проекта: познавательный, творческий, нравственно-патриотический.
Вид проекта : групповой.
Срок реализации проекта: ноябрь 2021 г.- декабрь 2022 г.
Этапы реализации проекта:
· определение темы, целей, актуальности проекта;
· сбор и анализ материалов по данной теме;
· составление плана реализации основной части проекта.
· включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий (ИКТ, коллективно-творческое дело, поисковая работа);
· формирование духовности, нравственности, чувства долга, милосердия и толерантности у обучающихся.
· подведение итогов проекта: отзывы обучающихся, родителей;
· презентация проекта и отчетное мероприятие;
· создание папки «По страницам проекта «Национальное искусство и культурное наследие России»»;
· обобщение опыта над проектом и распространение накопленного материала через сеть Интернет.
План реализации проекта
Анкетный опрос обучающихся и родителей на выявление духовных качеств личности средствами народного искусства.
Конкурс рисунков «Национальная одежда моего народа»
Онлайн-экскурсия «Музее дек.прикладного и нар.искусство»
Зарисовка музейных экспонатов и выставка рисунков.
Изготовление книжки- брошюрки «Народное искусство и культурное наследие»
Просмотр видеофильма «Исторические памятники как культура наследия»
Видеопрезентация «Мир природы в народном творчестве»
Изготовление открытки ко Дню родной школы в традициях Хохломской росписи
Конкурс стихотворений «Край родной, навек любимый»
Подведение итогов реализации проекта.
Отчетное мероприятие «По страницам проекта». Создание папки «По страницам проекта «Национальное искусство и культурное наследие России»».
В процессе реализации проекта, учащиеся вовлечены в различные виды деятельности: экскурсии, творческая деятельность, просмотры фильмов, презентаций, что должно положительно отразиться на формировании духовно-нравственного развития ребенка. Дети смогут найти ответы на сложные вопросы, критически мыслить, приобщиться к народной культуре, культуре своих предков самым тесным образом, что поспособствует формированию положительных ценностных ориентаций, объединяя взрослых и детей. Привлечение родителей поможет установить правильный микроклимат в семье, сформировать уважение и чувство долга к старшему поколению.
Дальнейшее развитие проекта:
Все результаты, достигнутые в процессе реализации проекта, предполагается обобщить и сохранить с целью использования для дальнейшей работы в рамках культурного воспитания обучающихся.
Распространение информации о работе
v Оформление страницы в социальных сетях
v Создание фотоальбома, папки
v Составление годовых отчетов о проделанной работе
v Распространение опыта работы через средства массовой информации
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Народное искусство — важнейшая основа огромного разнообразия мировой культуры
Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.
Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.
Виды народного искусства
Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.
Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:
Основными формами фольклора являются:
Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.
К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:
История народного искусства
История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.
В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.
В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.
Более того, в эпоху Возрождения сформировалась концепция изящного искусства, согласно которой высшей его формой были признаны произведения, выполняющие исключительно эстетическую функцию. А творения народных мастеров попали в разряд «низких» и «вульгарных» поделок, недостойных внимания высших кругов цивилизованного общества.
Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.
Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.
Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.