Народное творчество и прикладное искусство что общего

Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Народное декоративно-прикладное искусство – одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Основными народными промыслами России являются:

В России насчитывается более 80 видов народного прикладного искусства, возрождённых и традиционно обоснованных. Это: художественная вышивка, русские художественные лаки, керамика, художественная роспись по ткани, глины, дерева и др. На сегодняшний день в России действует 12 учебных заведений, которые готовят студентов по самым сложным традиционным направлениям народной прикладной культуры, к ним относятся: Семёновская школа, Уральское училище искусств, Ломоносовская школа резьбы по кости, Торжокская школа золотого шитья, Мстёрское художественно-промышленное училище и др.

Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство.

1. С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в

окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой. Узор, украшение как бы «прикладывался» к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранил свою утилитарную (практическую) первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. И ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за свой узор, за мастерство украшения, благородство материала и тонкость Позднее,в 19в., эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство».

Прикладное искусствослужит практическим целям и одновременно

украшает наш быт, создает определенный эмоциональный настрой.

Декоративное искусство.Получило распространение в эпоху

рабовладения. Это желание людей украшать себя ожерельями, браслетами,

кольцами, подвесками, серьгами и т.п. Позднее появились и предметы

украшения одежды, а затем и украшения жилища, например ковры, на

которых уже не сидели и не возлежали, а вешали на стену для красоты, или напольные вазы – тоже не для цветов и не для воды или вина, а для

украшения парадных зал. Здесь уже на первом месте стояла красота. Их

декоративного искусство существуют только для украшения помещения,

одежды или человека. Если предметы дизайна выпускаются миллионными

тиражами, прикладного искусства – тысячами, то декоративные изделия –

десятками, а то и единицами. В них художник проявляет, прежде всего, свой

индивидуальный вкус. Самое важное в произведениях декоративного

искусства – общая художественная выразительность, красота вещи в целом. Прикладные и декоративные виды искусства демонстрируют вкус и фантазию художника, в них отражаются материальные и духовные интересы людей, национальные черты.

Прикладное и декоративное искусство во многих случаях дополняют друг

друга. В этом случае говорят о декоративно-прикладном искусстве.

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств.

Декоративное искусство – произведение, которое наряду с архитектурой

художественно формирует окружающую человека материальную среду и

вносит в нее эстетическое, идейно-образное начало.

Виды декоративного искусства: декоративно-прикладное искусство,

дизайн, театрально-декорационное, монументально-декоративное,

Народное искусство.

За этими словами стоит большое и важное явление: народная поэзия и

театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Народное искусство – фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.

Отличительные особенности народного искусства:

1. Произведения народного искусства отличаются красотой и пользой.

2. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из

поколения в поколение. В силу этого закрепляемая столетиями

традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

3. Коллективность творчества. Все в работе продиктовано

многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки,

характер и содержание декоративного убранства.

Удивительная жизнерадостность народного искусства – от сознания

собственной силы, ведь за каждой вещью талант, труд и единодушие многихлюдей, в идеале целого народа. Красота – тоже от этого источника. И конечно от родной природы, у которой мастер учится.

Народное искусство может быть и источником идей и вдохновения

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который

украшает предмет или является его структурным элементом.

построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или

изобразительных элементов. Основное назначение орнамента – украсить

поверхность предмета, подчеркнуть его форму.

Виды орнамента: геометрический, природный, анималистический.

В произведениях декоративно-прикладного искусства проявляются

материальные и духовные интересы людей, национальные черты.

Источник

Что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством?

Задание по литературе для 3 класса 10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)?

Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть фото Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть картинку Народное творчество и прикладное искусство что общего. Картинка про Народное творчество и прикладное искусство что общего. Фото Народное творчество и прикладное искусство что общего

В устном народном творчестве, сказках, пословицах, песнях, народ выражает свое представление о том, каким должен быть наш мир, о том, что добро должно всегда побеждать и торжествовать справедливость, выражает свой накопленный веками опыт.

В народных промыслах народ выражает свое представление о красоте, и опять же о добре и это еще один общий момент между фольклором и прикладным искусством.

Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть фото Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть картинку Народное творчество и прикладное искусство что общего. Картинка про Народное творчество и прикладное искусство что общего. Фото Народное творчество и прикладное искусство что общего

Произведения устного народного творчества и произведения прикладного искусства принадлежат народу. Их придумывает и делает народ и хотя в народных промыслах есть некий первичный автор, который может выполнять чудесные произведения искусства, но воспринимаются они как часть целого, как часть творчества всего народа.

Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть фото Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть картинку Народное творчество и прикладное искусство что общего. Картинка про Народное творчество и прикладное искусство что общего. Фото Народное творчество и прикладное искусство что общего

Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.

Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.

Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.

Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть фото Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть картинку Народное творчество и прикладное искусство что общего. Картинка про Народное творчество и прикладное искусство что общего. Фото Народное творчество и прикладное искусство что общего

Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?

Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.

Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть фото Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть картинку Народное творчество и прикладное искусство что общего. Картинка про Народное творчество и прикладное искусство что общего. Фото Народное творчество и прикладное искусство что общего

Главный герой сказки «Иван царевич и серый волк» Иван Царевич персонаж конечно положительный, но очень легкомысленный.

Он настойчивый и может быть ответственным. Именно таким он проявил себя, когда в отличии от братьев не заснул карауля похитителя золотых яблок.

Ивана царевича можно также назвать бесхитростным, простодушным и доверчивым. Это положительные качества, но они не могли помочь Ивану царевичу в его путешествии.

Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть фото Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть картинку Народное творчество и прикладное искусство что общего. Картинка про Народное творчество и прикладное искусство что общего. Фото Народное творчество и прикладное искусство что общего

Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть фото Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть картинку Народное творчество и прикладное искусство что общего. Картинка про Народное творчество и прикладное искусство что общего. Фото Народное творчество и прикладное искусство что общего

А тут и сравнивать нечего.

Братья отправились в разные стороны в поисках жар-птицы. но такого помощника как у Ивана они не нашли и возвращаясь с пустыми руками увидели спящего Ивана.

Тут они решили, что проще всего добыть жар-птицу просто убив Ивана царевича и забрав все его трофеи. То есть если Иван царевич все-таки пытался что-то делать, то его братья пришли на все готовое и завладели добычей нечестным путем. Поэтому справедливо то наказание, которое их потом постигло.

Источник

Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства от­ражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Сегодня очевидно, что народное искусство является полноправ­ной и полноценной частью художественной культуры, а всего несколько десятилетий назад ученым приходилось это доказывать.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с дру­гим типом творчества — искусством профессиональных художников.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А.Вене­цианова, В.Васнецова, М.Врубеля, К.Петрова-Водкина, В.Попова вопло­щены народные представления о мире, величии человека и природы, общ­ность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Ряд современных художников-профессионалов, работающих в области живописи, графики, текстиля, ковроткачества, художественной обработки

стекла, керамики, дерева, металла, также обращаются к народному творчеству.

В широком значении народное искусство (фольклор) — это создаваемы» народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни наигрыши, пьесы), театр (драма „ театр кукол, сатирические пьесы), танец архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразны материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковке литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и мне другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотив: орнамента имеют древние мифологические корни.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отображает только наилучшие творческие достижения.

Декоративное искусство — это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой — монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия)

Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. В последнее время оформительское искусство принять относить к дизайну. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: с здание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту: и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, оде да, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом — в конструкции, пропорциях, деталях, а так в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани — все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы создать эту удивительную красоту. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украше­нием самого человека — создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды. Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей.’ И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная промыш­ленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве опреде­ленной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства, например, период готики, модерна, классицизма и др.

Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть фото Народное творчество и прикладное искусство что общего. Смотреть картинку Народное творчество и прикладное искусство что общего. Картинка про Народное творчество и прикладное искусство что общего. Фото Народное творчество и прикладное искусство что общего

Как можно определить, является ли данное изделие произведением декора­тивно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет краси­вую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украша­ющие вазу, делают ее безвкусной подделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершен­ством, что его художественная ценность становится очевидной.

В чем сходство и различие между произведениями народного и професси­онального декоративно-прикладного искусства? Как же узнать, произведе­нием народного или профессионального декоративного искусства являются какая-нибудь ваза или ковер?

Может быть, здесь поможет уровень образования мастера или художника? Нет, не поможет, хотя принято считать, что народный мастер не имеет специального образования, а вот художник прикладного искусства обяза­тельно должен закончить специальное учебное заведение. Однако сегодня существуют специализированные учебные заведения, которые готовят спе­циалистов для таких центров, как Гжель, Федоскино, Семенов и др.

Иногда по способу изготовления вещи, доле в этом процессе ручного труда, массовости тиража произведения прикладного искусства пытаются отнести к народному или профессиональному декоративному искусству. Сделать это чрезвычайно сложно, так как изделия народного искусства по­рой создают на фабриках, а декоративные произведения художников-про­фессионалов порой создаются в одном экземпляре.

Художественную вещь сегодня, так же как и сто лет назад, народный мастер в основном выполняет вручную. При этом мастер может трудиться как один, так и в коллективе, а также в организованных мастерских и даже на фабриках в центрах традиционных народных художественных промыслов. Как правило, произведения декоративно-прикладного искусства создают художники предприятий художественной промышленности или мастерских. Они участвуют как в производстве декоративных вещей, выпускаемых мас­совым тиражом, так и в создании отдельных авторских образцов. Художни­ки-профессионалы в своем творчестве могут опираться на образы мировой художественной культуры, по-своему преломлять традиции народного художественного творчества или полностью следовать только своей индивидуальности и фантазии.

Наверное, самое важное при определении того, к какому виду искусен, нести ту или иную вещь, — определить, в рамках какой художественной композиции она создана, соблюдаются ли признаки образа-типа конкретного при технология обработки материала.

Творения народных мастеров и художников-прикладников объединяет, продуманность форм, целесообразность пропорций, стилистическое устройство всех элементов.

Умение анализировать выразительные средства образа художественном в народном и декоративно-прикладном искусстве необходимо для топ бы прочувствовать и научиться лучше понимать общее и особенное в к из них.

В этой связи ним из важнейших становится вопрос о соотношении живописного фического в декоративных произведениях, о том, что в них преоб. изобразительность или пластичность. Следует сказать о сложном взаимодействии пластического и живот начал в декоративном искусстве. В одних изделиях пластическое несет начало живописного — скопинская керамика, каргопольская, дымковская игрушки. Синтез части и целого для народного мастера обязателен, как бы ширялась его палитра, что бы ни преобладало — изобразительное или ментальное начало.

Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, пространства в каждом из видов декоративного искусства во многом завис применяемых материалов, технологии их обработки.

Очевидна взаимосвязь формы и материала. Пластичность глины, дерева, хрупкость и прозрачность стекла, прочность металла поз ют создавать сосуды разнообразной формы, ее наилучшее художеств образное решение обусловлено свойствами материала.

Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произведений других видов искусства.

Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художестве: образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражения духовного содержания, а с другой стороны, технологическим характером материала, в котором это содержание воплощено. Художественный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет оби отличительные черты.

Декоративный образ выражает не единичное, а общее — «видовое», видовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифо-поэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выде­лять образы-типы изделий традиционных художе­ственных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, жен­щины, знаки-символы земли, воды, солнца мож­но увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчи­вость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую худо­жественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их един­ство, связанное с общностью подходов к процес­су эстетического познания природных и обществен­ных явлений.

Образы в профессиональном декоративном ис­кусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических моти­вов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в про­изведениях прикладного искусства.

Теперь рассмотрим сходство и различие в по­нятиях «художественный образ», «символ» и «знак» на примере произведений народного декоратив­ного искусства. Самым емким и многоаспектным будет понятие «художественный образ». В одних случаях символ — это знак, наделенный органич­ностью и неисчерпаемой многозначностью образа. В других символ не равнозначен художественному

образу, но, что особенно важно, всегда должен иметь художественную ценность. Таким образом, художественный образ не всегда имеет символи­ческое значение, а символ не всегда образно-выразителен. Знаковое изображение, как прави­ло, не несет никакой образной и символической значимости, хотя в народном искусстве очень часто все знаки — это символы, а порой’ даже и образы. Такал многозначность образов-символов и знаков-символов в народном декоративном ис­кусстве представляет определенную трудность. Например, птица в Городецкой росписи или в гжельской керамике имеет различную образность. Если говорить о птице вообще, то это будет изоб­ражение не конкретной птицы и даже не изоб­ражение птицы в традициях какого-нибудь про­мысла, а изображение, приближенное к знаку. В то же время символом солнца может быть де­коративное изображение петуха. С другой сторо­ны, ряд символов может иметь не одно, а не­сколько значений. Так, символом солнца может быть не только петух, но и конь. Такая символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением природным божествам.

Анализируя художественные достоинства кон­кретного произведения народного или профес­сионального декоративного искусства, необхо­димо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выразительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, жи­вописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повто­ры, композиционные особенности построения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.

Если научиться хорошо анализировать образ в любой из художественных систем, то откро­ются богатейшие возможности выявления взаи­мосвязей художественно-выразительных средств.

Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных разли­чиях между этими видами искусств. Народное ис­кусство, преображающее действительность, рас­сматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отли­чительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства опре­деляются целостным восприятием мира.

Обозначенные качества в равной степени присущи как народному декоративно- приклад ному искусству, так и устному, музыкально-поэти­ческому фольклору, игровым, драматическим и другим формам народного творчества.

Народное искусство — явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятель­ность, обряды и праздники. В предметах народ­ного искусства материализовано образное мыш­ление народа. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды на­родного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-приклад­ное искусство, архитектура.

Результаты художественно-творческой дея­тельности народа отражают его жизнь, воззре­ния, идеалы, поэтому в произведениях народ­ного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и бога­тый по своему содержанию, опыт придает на­родному творчеству своеобразную ценность как средству нравственно-эстетического воспитания человека. Поэтому в данном контексте он составляет такую важную область социальной жизни, как народная педагогика. Многофункциональность на­родного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздей­ствующую на личность и общество.

Народное искусство — это, прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи — неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства — творческая деятельность народа, отражающая его са­мосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значи­тельную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к челове­ку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традицион­ных народных художественных промыслов в системе образования.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б.Бакушинский, И.Я.Багуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Нек­расова, С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Одним из первых исследователей народного изобразительного творче­ства, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В.С.Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна.

Длительное время под традиционностью народного искусства понима­лись в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении.

Авторы современных исследований в области искусствознания рассматри­вают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б.Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколе­ния в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняю­щихся одновременно.

Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов.

МА.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, куль­турную, историческую систему, которая утверждает себя через преемствен­ность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном ис­кусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные наро­дом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры — школы и одновремен­но определяют особую жизненность народного искусства.

Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искус­ства. М.А.Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональ­ных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народ­ного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

Традиция, проносимая через века, не мешает проявляться чувству со­временности. В народном искусстве оно выражается не столько во внешних приметах времени, хотя, естественно, и они имеют место, сколько в спо­собности ответить на запросы сегодняшнего дня в традиционной форме. Это сказывается прежде всего в восприятии мира, в представлении о пре­красном.

Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символи­кой — живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Тради­ция в таком случае — творческий метод.

«Рассматривая традицию как живую, мы должны в первую очередь пони­мать ее как целостное отношение к миру. Только тогда народное искусство откроется во всем объеме своего смысла, идейного и эмоционально-эстети­ческого содержания. Однако целостность не говорит о неизменности народно­го искусства.

Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для кото­рой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение наци­онального, школы народного искусства (национальная, региональная, кра­евая, школа отдельных промыслов).

Наиболее полное определение понятию «шкода» дала М.А.Некрасова. Она считает, что это понятие обязательно включает культурную преемственность, то есть народное искусство — художественная йс/наш, формируемая традици­ей. Таким образом, в народном искусстве школа рассматривается как за­крепленные преемственностью традиций и характерные для данного очага народного творчества навыки мастерства, профессиональные приемы и ху­дожественные системы, а не в значении места обучения мастеров.

Преемственность традиций формирует художественную народную куль­туру края, поддерживает высокий профессионализм народного мастерства. Именно это качество позволяет выделить особенности той или другой шко­лы как творческой общности. Только школа как культурная преемственность, определяемая бытованием традиции, способна дать такую художественнную основу, которая делает народное искусство живым во времени, позволяет развиваться художественным промыслам.

Главное лицо в художественном промысле — народный мастер, особая твор­ческая личность, духовно связанная с народом, культурой, природой крал, носитель традиций и коллективного опыта.

«В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой пещи жирет чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства.

В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, ме­тоды работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная сис­тема отрабатывается коллективно.»

После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбивши­еся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым учени­кам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Произведения народного и профессионального декоративного искусства украшают и преображают жизнь.

3. Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве

Композиция как значимое соотношение частей художественного произ­ведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тему), плоскостное или объемное пластическое решение.

Для постижения композиционных закономерностей обязательно воспри­ятие образа художественной вещи или пространственно-объемной компо­зиции в целом.

Цвет (одно из выразительных средств в народном и декоративно-при­кладном искусстве) рассматривается как важнейший компонент декоратив­ного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемо­го предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с тради­ционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и дру­гими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами.

В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соот­ношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов до­стигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цвето­вых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.

Орнамент как часть декоративного образа вещи играет очень важную роль в формировании ее облика. Один и тот же сосуд, украшенный разными орнаментами, каждый раз приобретает новую образность, а значит, и дру­гую выразительность. Большое значение имеют расположение орнамента и

только тоненькой полосочкой, в другом случае может быть орнаментирова­на вся ее поверхность. При декорировании объекта обязательно надо учиты­вать взаимосвязь орнамента и формы предмета. Большой цветок и такой же маленький цветок совершенно по-разному украшают чашку.

Керамическую посуду, металлические подносы или шкатулки из папье-маше украшают не только орнаментами, но и сюжетными рисунками. Обыч­но их выполняют без учета перспективы, так как рисунки должны подчерк­нуть плоскость, а не показывать глубину.

В декоративной скульптуре или на керамических сосудах тему и сюжет можно выразить различными способами. Например, в гжельской керамике сцену чаепития изображают на посуде или лепят в мелкой пластике. А сосуд с легкостью превращают то в зверя, то в птицу.

Тематическая декоративная композиция имеет свои закономерности, свой художественный язык. Она, как и любое произведение изобразительного ис­кусства, рассказывает о людях, вещах или событиях. Но при этом изобрази­тельный рассказ подчинен декоративным целям, как правило, служит укра­шению предмета. Поэтому декоративная композиция родственна также и орнаменту. Ее варианты неисчислимы в зависимости от конкретных задач, а художественные возможности могут быть расширены при использовании разнообразных материалов и техник, изменении назначения и масштаба изоб­ражения.

Тема декоративной композиции может быть выражена способами, прин­ципиально отличающими ее от композиции картины. Пространственные со­отношения реальной натуры могут полностью отсутствовать. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в этом случае дальние планы помещают над ближними.

Декоративная тематическая композиция — особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда с собственной архитектурой и кон­кретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Нередко изображение сочетается с орнаментом и приобретает почти ор­наментальный характер, словно «стелется» по плоскости, что обусловлено обобщением форм, условной цветовой характеристикой. При всем своеоб­разии декоративного изображения оно вовсе не исключает повествовательности, не лишено возможности вести сюжетный занимательный рассказ. Даже иллюстрации к книге могут быть выполнены декоративно.

В декоративной композиции особую роль приобретают выразительность силуэта, графическая красота контуров и линий фигур, очень важно найти правильное цветовое и тоновое соотношение фигур и фона композиции, так как именно они важны при стилизации.

Основные композиционные схемы и закономерности декоративной ком­позиции те же, что и при построении картины (круг, треугольник, квадрат, овал и др.). Композиция бывает симметричной и асимметричной, открытой и замкнутой. Стремительное движение может передать композиция, выстро­енная по диагонали. Каждое из перечисленных выразительных средств в декоративной композиции имеет своеобразие.

Одним из основных средств художественной выразительности декоратив­ной композиции является ритм. Ясная ритмическая организация форм, ли­ний, цветовых пятен, тоновых отношений — ключ к построению декоратив­ных изображений и узоров.

Органическое свойство декоративной тематической композиции — деко­ративное преображение любой натуры, выявление нарядности, красочно­сти, узорчатости окружающего мира, соблюдение определенной меры ус­ловности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более замет­ными главные детали, заставляет их звучать в полную силу.

Тема в декоративной композиции может быть обобщена почти до симво­ла и иметь соответствующее художественное решение. Тематическую декора­тивную композицию можно сравнить с орнаментом, где необходимость свя­зи элементов очевидна, причем не только там, где есть повтор мотивов, но и в узоре, свободно заполняющем плоскость.

Остановимся несколько подробнее на проблеме цвета. Основная отличи­тельная особенность декоративного изображения от реалистического состо­ит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от цвета предмета в натуре. Главное — с помощью цвета создать художественный образ.

Но не следует спешно отказываться от реального цвета, он может быть взят за основу, тем более что в природе яблоко, например, может быть желтым, красным и зеленым. При этом даже один цвет бывает светлым и темным, теплым и холодным и содержать множество оттенков.

В декоративной композиции очень важную роль играет закон цельности. Это не исключает возможности совместить в одной работе силуэтные и объемные изображения, использовать обобщенные и детализированные образы, потому что одно лучше выделяется, контрастируя с другим. При этом все же не следует забывать о равновесии частей, которого можно достигнуть за счет отказа от мелочей, усиления главного, объединения всего светом или цветом и т. д.

Кроме этого, композиционными приемами в народном и декоративно-прикладном искусстве можно подчеркнуть объемность или плоскостность украшаемого объекта, тогда расположение и характер декора и деталей будут подчинены этой цели. Выразительность объемно-пространственной компо­зиции в целом во многом достигается с помощью композиционного распо­ложения ее частей. Например, декоративные мозаичные композиции З.Це­ретели, выполненные для санаторно-курортного комплекса в Адлере, представляют собой разнообразные по силуэту, свободно разбросанные формы. Одни из них плавно перетекают друг в друга, а другие сохраняют свою структуру.

Особым разнообразием композиционных приемов отличаются игровые формы и скульптуры во дворах жилых домов.

Анализ композиционных особенностей произведений народного и деко­ративно-прикладного искусства осуществляется с учетом общих закономер­ностей пластических искусств: от анализа общей формы переходят к оценке расположения частей и затем опять к общей выразительности объекта.

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, бла­гополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента — сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выра­зительным.

Свойства орнамента зависят от назначения, формы, структуры и матери­ала той вещи, которую он украшает. Орнамент помогает подчеркнуть пласти­ческие и конструктивные особенности предмета, усилить его образное ре­шение, лучше выявить природную красоту материала. Все это возможно при условии гармоничного сочетания орнамента и формы предмета.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 642 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *