Народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов что это
Народное искусство — важнейшая основа огромного разнообразия мировой культуры
Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.
Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.
Виды народного искусства
Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.
Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:
Основными формами фольклора являются:
Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.
К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:
История народного искусства
История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.
В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.
В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.
Более того, в эпоху Возрождения сформировалась концепция изящного искусства, согласно которой высшей его формой были признаны произведения, выполняющие исключительно эстетическую функцию. А творения народных мастеров попали в разряд «низких» и «вульгарных» поделок, недостойных внимания высших кругов цивилизованного общества.
Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.
Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.
Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.
Каталог объектов нематериального культурного наследия Российской федерации
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Каталог объектов нематериального культурного наследия Российской федерации
Выполнила:
студентка
ФСКТ/БО441-1/3
Петрова Полина
Преподаватель:
Востряков Л. Е.
Описание слайда:
Статья 27. Государство и положение творческих работников
Российская Федерация … способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 29.07.2017)
Описание слайда:
Описание слайда:
Нематериальное культурное наследие:
языки и диалекты,
традиции,
обычаи и верования,
фольклор,
традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп
русская литература и литература народов России;
музыкальное, театральное, кинематографическое наследие;
созданную в стране уникальную систему подготовки творческих кадров
«(а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
(b) исполнительские искусства;
(с) обычаи, обряды, празднества;
(d) знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
(е) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами»
(UNESСO: Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия, 2003)
Описание слайда:
Нематериальное культурное наследие – народная традиционная культура (этнокультурные традиции и формы выражения, признанные сообществами, группами в качестве части историко-культурного наследия народов, народностей, этнических групп), в том числе:
– языки, диалекты и говоры,
– фольклор, народная традиционная музыка, танец, исполнительские искусства
– традиционные обычаи, обряды, празднества,
– традиционные уклады жизни, верования и представления об устройстве мира
– знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами
Описание слайда:
Варианты актуализации нематериального наследия:
Живые носители традиций
Роль носителей традиций принимают на себя сотрудники музея
В качестве действующих лиц выступают посетители
Описание слайда:
Необходимость принятия мер на законодательном уровне
утвердить на законодательном уровне содержание понятий «нематериальное культурное наследие», «народная традиционная культура», «фольклор»;
предусмотреть полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере выявления, изучения, сохранения и популяризации объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, в области традиционной народной культуры и фольклора.
принять «Закон о сохранении нематериального культурного наследия». Внести соответствующие изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
Описание слайда:
усовершенствовать законодательную базу в области архивного хранения фольклорных и этнографических материалов, а также в области смежных прав исполнителей фольклорных произведений и собирателей, осуществивших звукозаписи фольклора
выделить фонд фольклорно-этнографических материалов в качестве одного из общероссийских фондов, наряду с библиотечным, музейным, архивным.
включить в состав объектов охраны нематериального культурного наследия «зафиксированные на материальных носителях, хранящихся в организациях культуры, науки и образования, аудио- и видеозаписи традиционных обычаев, обрядов, празднеств, образцов фольклора, народной музыки, хореографии, языка».
Описание слайда:
Описание слайда:
Виды деятельности
выявление,
изучение,
сохранение,
развитие,
популяризация объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в области традиционной народной культуры
(Базовые (отраслевые) перечни государственных и
муниципальных услуг и работ, 2015)
«“Охрана” означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия:
идентификация,
документирование,
исследование,
сохранение,
защита,
популяризация,
повышение его роли,
его передача, главным образом с помощью формального и неформального образования
возрождение различных аспектов такого наследия
(UNESСO: Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия, 2003)
Описание слайда:
Программа
сохранения, изучения и воссоздания
традиций народной культуры
(комплекс подпрограмм)
Научно-исследовательское
направление:
– экспедиционные
и стационарные
исследования народных традиций
– формирование, хранение,
документирование фонда
фольклорно-этнографических
материалов
– обеспечение доступа
к материалам фонда;
подготовка изданий
Художественно-творческое
направление:
– научно-методическая поддержка
очагов воссоздания народных
традиций
– освоение традиций народного
исполнительства
– восстановление традиций
обрядово-праздничной жизни
– концертно-лекторская
деятельность
– экспериментальное
производство (промыслы)
Учебно-методическое
направление:
– работа образовательных
центров и учебных подразделений
– реализация образовательных
программ различного уровня
– проведение семинаров, курсов
– разработка обучающих
программ и методических
пособий
– создание общедоступной
информационно-образовательной
среды
Общественный Совет по сохранению
нематериального культурного наследия
Центр народной
традиционной культуры
/Центр фольклора/
Фольклорно-этнографический центр
(сеть организаций)
Органы управления
в сфере культуры, науки,
образования
Общественные организации,
приглашенные специалисты
заинтересованные лица
Описание слайда:
Меры по профессиональному обеспечению деятельности Центров традиционной народной культуры
принятие целевой программы охраны нематериального культурного наследия (подразделы: экспедиции; электронный каталог; подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов; издания)
целевая поддержка имеющихся научно-образовательных центров
обеспечение сохранности и введение в научно-образовательный и культурный процесс материалов из экспедиционных фондов по народной музыкальной культуре как особо актуального информационного ресурса;
разработка и внедрение профессиональных стандартов: руководитель центра традиционной народной культуры, специалист в области этномузыкологии, специалист в области этнолингвистики (фольклористики), специалист в области этнохореологии, руководитель фольклорного ансамбля, хранитель фольклорно-этнографических материалов, специалист по учету фольклорно-этнографических материалов
Описание слайда:
Список используемых источников:
https://www.culture.ru/traditions/culture-heritage/location-russia?page=1&locale=1
http://rusfolknasledie.ru/
https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-folklore
http://catalog.folc.ru/catalog/
Описание слайда:
Спасибо за внимание.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России. Мы расскажем вам о самых популярных из них.
Художественная роспись
Одним из ярчайших направлений народного искусства является традиционная роспись. Мастера-ремесленники расписывали посуду и мебель с незапамятных времен. Среди самых известных видов росписи:
Всем известная хохлома – роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красными, зелёными и золотистыми красками на чёрном фоне. Возможно, вы помните эти деревянные тарелки, ложки и вазочки, которые были почти в каждом доме. Появилась хохломская роспись в одноименном селе в Нижегородской области еще в XVII веке.
Жостово – это роспись металлических (жестяных) подносов, выполненная в виде цветочных букетов. Из бытового предмета жостовские подносы превратились в декоративные панно, ведь многие произведения мастеров уникальны.
Не так широко известны, но при этом не менее красивы и ценны палехская миниатюра и борецкая роспись.
Палехская миниатюра представляет собой лаковую миниатюру, выполненную с использованием темперы. Расписываются, как правило, шкатулки, брошки, картины и многое другое. Сюжеты очень разнообразны: это и русские сказки, и былины, сюжеты из жизни и знаковые события для нашей страны. Родиной этих миниатюр является Палехский район Ивановской области.
Русская народная игрушка
Почти в каждом уголке нашей большой страны сохранились традиционные промыслы по изготовлению игрушек. С ранних лет мы знакомы с разными народными игрушками.
У многих из нас среди первых игрушек была матрешка – всеми любимая расписная деревянная кукла, внутри которой – такие же куклы, но все меньше и меньше. Игрушки из нескольких предметов, вкладывавшихся друг в друга, были известны давно, однако первая кукла-матрешка была изготовлена в 1890 году и представляла собой крестьянку в рубашке, сарафане и цветастом платке, с чёрным петухом в руках.
Благодаря простоте исполнения, дымковская игрушка хорошо знакома детям. Ее делают из глины, окрашенной в белый цвет и расписанной разными цветами. Чаще всего дымковская игрушка изображает баранов с золотыми рогами, птиц, оленей, скоморохов и барынь. Первые игрушки лепили к вятскому самобытному празднику Свистуньи еще в XIX в. Даже сегодня слепить такую свистульку может любой ребенок!
Одним из древнейших промыслов считается филимоновская игрушка. По одной из версий, первые филимоновские игрушки появились еще в Древней Руси, в районе современной Тульской области. Гончарное производство было семейным, мужчины и женщины делали посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки: барынь, всадников, коров, медведей, петухов.
Изделия из ткани
В разных областях России издревле были развиты тканевые промыслы. Тонкое кружево и теплые платки уже много лет подчеркивают красоту наших женщин.
Необычайной филигранностью отличается вологодское кружево, которое плетется из льняной тесьмы на коклюшках. Восхитительные узоры могут быть в форме плавных орнаментов или целых картин. В технике вологодского кружева встречаются не только предметы одежды – воротнички, пелерины, платки, перчатки, но и украшения интерьера – скатерти и покрывала.
Зимой нас согревает оренбургский пуховый платок, связанный из самого тонкого пуха в мире (16-18 мкм). Шали и палантины из пуха оренбургских коз вяжутся вручную, поскольку машинная вязка «рубит» пух и изделие становится более грубым.
Не менее популярны и павловопосадские платки с узором из цветов (как правило, роз и георгинов), собранных в букеты или гирлянды. Первые платки из шерстяной ткани стали производить еще в XVIII веке, однако и по сей день платки из Павловского Посада пользуются народной любовью.
Промыслы художественной резьбы
Также издревле были развиты народные промыслы, связанные с резьбой. Мастера-резчики работали с деревом, костью и даже берестой! Расскажем об этих промыслах подробнее.
В Богородском, недалеко от Сергиева Посада зародился такой народный промысел, как богородская резьба по дереву. Из липы и осины мастера делают игрушки и скульптуры, а лучшие образцы этих работ находятся в коллекциях музеев, например, Государственного русского музея (скульптурная композиция «Мыши хоронят кота» и др.)
Стиль холмогорской резной кости объединяет в себе традиции северной и центральной части России, а также коренных народов Севера и западноевропейских мастеров. Первыми известными изделиями холмогорской резной кости были гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, ларцы, бокалы, миниатюрные портреты и даже копии знаменитых скульптурных композиций.
Шемогодская резная береста, или, как ее иначе называют, «берестяное кружево», украшается узорами из стелющихся стеблей с листьями, ягодами, а иногда и просто геометрическими орнаментами. Северные мастера могут изготовить шкатулки, туески и посуду из резной бересты.
Изделия из металла
Многие русские мастера изготавливают изделия из металла. Чего стоит один только тульский самовар, один из символов России, известный на весь мир! Незаменимый атрибут быта XIX – начала XX веков олицетворяет собой домашний уют. Чаем из самовара угощали даже королеву Великобритании Елизавету II.
Другим известным промыслом является каслинское литье. Скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства производят в Челябинской области. Долгое время эталоном каслинского литья были скульптуры Клодта (того самого скульптора, который украсил Аничков мост в Петербурге композицией с конями).
Скань – один из древнейших металлических промыслов (работы в этой технике известны еще с IX-X веков). Это вид ювелирной техники: ажурный узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки. Мастера могут изготовить посуду (например, знакомые каждому подстаканники), церковную утварь, туалетные принадлежности.
Не менее филигранно и великоустюжское чернение по серебру. Мастера Великого Устюга используют самую древнюю из известных на сегодняшний день технологий, украшая насыщенными рисунками и сюжетными гравюрами столовые приборы и посуду.
Русские кремли
Важным наследием народов России является строение кремля – исторического центра древних городов. В кремле, как правило, находился княжеский дворец, главные каменные храмы, усадьбы феодальной знати и ремесленные мастерские, обслуживавшие княжеский двор. В XVI—XVII веках в Русском государстве было построено около 30 каменных крепостей. До наших дней сохранились: Астраханский кремль, Коломенский кремль, Московский кремль, Ростовский и Тульский кремль и многие другие.
Конечно, наиболее известен Московский кремль. Это древнейшая часть Москвы, расположенная на Боровицком холме. Часы и звезда на Спасской башне, Красная площадь – известные нам с детства символы России. Образ Кремля воспевали во многих песнях и стихотворениях, поэмах и прозе, например, в песне «Бьют часы на Спасской башне, провожая день вчерашний…» или в стихотворении Николая Рубцова «О Московском кремле».
Белокаменный Астраханский кремль был построен в XVI веке, а Ростовский кремль, тоже белокаменный, – в XVII веке. Оба этих кремля являются памятниками военной архитектуры допетровского времени.
Тула известна не только своими самоварами, но и Тульским кремлем – старейшим сооружением города. Крепость в центре Тулы была построена в XVI веке, ее осаждали войска крымского хана Девлет-Гирея, а в Смутное время здесь располагалась столица Руси – правда, всего 2 недели.
Коломенский кремль – одна из самых больших и мощных крепостей своего времени, построенная в 1525—1531 годах в Коломне, во времена правления Василия III. До возведения каменного кремля здесь находилась деревянная крепость, и практически ни один поход ханов Золотой Орды не обходился без захвата Коломны. Однако после возведения каменных стен врагам ни разу не удавалось взять Коломенский кремль.
В Нижнем Новгороде по сей день главным общественно-политическим и историко-художественным комплексом города является Нижегородский кремль. Там расположены официальные резиденции полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе, губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода. Построенная в начале XVI века, эта крепость играла роль пограничного города и не раз подвергалась осадам, однако так же, как и Коломенский кремль, ни разу не сдавалась врагу.
Нематериальное культурное наследие
Традиции разных народов России очень богаты. Кто-то может похвастаться необычными праздниками, а у других есть особые свадебные обряды. Мы расскажем об интересных фактах ниже.
Одним из популярных летних праздников является славянский Иван Купала. Однако немногие знают, что летом на севере нашей страны отмечают. Новый год! Да, это якутский праздник Ысыах. По местному обычаю, можно прибавить себе ещё один год, только пережив суровую зиму. Да и собраться всей семьей гораздо легче летом, когда холода отступают.
А вот во время обычных новогодних праздников в России популярны святочные гадания. Гадать в Святки можно с приходом первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды, то есть с 6 по 19 января. Считается, что в это время приходят на землю с того света души умерших, и невидимое присутствие духов позволяет заглянуть в будущее. Девушки гадают на зеркалах, пытаются узнать суженого по теням от огня или оплывшему свечному воску или даже вызвать духов.
Из поколения в поколение передаётся устное творчество народов России: сказки, былины, предания, песни. С раннего детства мы знакомимся с хитрой лисой и простоватым медведем в русских сказках, а из мансийской узнаем, почему у зайца длинные уши. Становясь постарше, читаем былины о богатырях и купце Садко. Многие народные сказания находят свое отражение в мультфильмах, что делает их ещё популярнее. Знакомы нам и песни: кому-то их поёт бабушка или мама, а кто-то сам учит их на уроках музыки в школе.
Подводя итог, хочется сказать, что наша компания – в первую очередь российский разработчик. Мы очень гордимся своей страной, её многогранной культурой и древними традициями. Мы рады, что можем внести свою лепту в развитие российской экономики как неотъемлемой части жизни страны. QTECH активно внедряет в свою деятельность процессы импортозамещения и локализует производство в городах России, поскольку нельзя не согласиться, что наша страна богата талантливыми и творческими людьми. Это доказывает опыт многих поколений!