Народный бюджет что это за проект
Народный бюджет. Законопроект «Единой России».
Законопроект о «народном» бюджете, предложенный партией «Единая Россия», приняли в Госдуме в третьем чтении. Он закрепляет права граждан на участие в решении местных вопросов, касающихся благоустройства, культуры, досуга, общественного порядка.
Принцип инициативного бюджетирования, когда жители сами разрабатывают проект развития населенного пункта и сообщают местной администрации свои пожелания, а также вкладывают собственные средства, уже используется в ряде регионов страны. Главная задача законопроекта — создать единые, простые и понятные правила для подобных проектов и распространить опыт на всю страну. С 1 января 2021 года каждый житель может предложить местной администрации свой проект и получить поддержку в его реализации. Так, например, документ определяет, что инициативная группа численностью не менее 10 граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования, может выступить инициатором проекта, для которого требуется финансирование. Он может быть профинансирован за счет имущественного или трудового участия заинтересованных лиц, местного бюджета и так называемых «инициативных платежей» от физлиц, ИП и российских юрлиц. Если проект не был реализован, инициативные платежи возвращаются.
Депутат Государственной Думы фракции «Единой России» Александр Пятикоп уверен, что это одна из сильнейших блоковых поправок в базовый закон об общих принципах организации местного самоуправления на территории РФ. «Люди точно воспримут его хорошо, потому что уже применяется и применялся данный законопроект в различных вариантах. Программа „Мой двор“ — люди вносили деньги и указывали, что им нужно сделать. Не придется долго перестраиваться населению. Плюс и в том, что теперь не чиновники будут определять, что нужно людям», — сказал единоросс, выступая в рамках пленарного заседания нижней палате парламента.
По его словам, сейчас стоит вопрос о том, чтобы быстрее провести семинары, опережающими темпами подготовить проекты нормативно-правовых актов местного самоуправления. «Там, где необходимо, с учетом огромных территорий, специфики, традиций, населения, необходимо и поправки вносить, и законодательные акты субъектов Федерации — на этом нужно сосредоточиться», — пояснил Александр Пятикоп. Документ внесли в Госдуму вице-спикер Совета Федерации, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак, руководитель фракции «Единой России» в Госдуме Сергей Неверов и член Совета Федерации Олег Мельниченко. Как ранее отмечал Олег Мельниченко, «принимаемые законы станут действенным инструментом упрочнения доверия между властью и гражданами, активного вовлечения населения в решение актуальных вопросов на местах». При подготовке законопроекта ко второму чтению единороссы учли мнение регионов. Практика применяется в 68 регионах, а задача законопроекта — распространить норму на все субъекты России.
Двуликий «Народный бюджет»
Жители Тульской области все чаще слышат словосочетание «Народный бюджет». Мы решили разобраться, что это такое и действительно ли выгодно участвовать в данном проекте.
Губернатор Тульской области продолжает еженедельно посещать районы региона, и выслушивать проблемы жителей, только вот если раньше он мог отправить жителей с решением некоторых вопросов напрямую к чиновникам, то теперь все чаще он отправляет жителей глубинки участвовать в «Народном бюджете».
Напомним, что ранее Владимир Груздев заявил, что в 2016 году «Народный бюджет» претерпит ряд изменений. Прежде всего, они коснутся условий софинансирования в процентном соотношении участников. Также меняется и стоимость проектов.
ИА «Тульские новости» обратилось в правительство региона с официальным запросом.
Первое, что пояснили в Министерстве внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области, как и почему меняются условия софинансирования в процентном соотношении участников:
В 2016 году будет значительно увеличена предельная стоимость проектов, которые можно реализовать в рамках программы (5 млн. рублей для проектов связанных с ремонтом многоквартирных домов, 10 млн. рублей для всех остальных проектов). Данное нововведение принято для того, чтобы у жителей была возможность решить большее количество крупных инфраструктурных проблем поселений.
Также объединяется в единый «котел» софинансирование от жителей и спонсоров, что существенно упростит поиск спонсоров и процесс сбора и внесения денежных средств. Проценты софинансирования были снижены по отношению к прошлым годам, отмечают в министерстве.
Для городского округа, городского поселения:
Для сельских поселений:
Как отмечал ранее губернатор, в 2016 году на реализацию «Народного бюджета» планируется выделить порядка 700 млн. рублей.
Также в ответе на запрос рассказали, каковы эти процентные соотношения были в предыдущие годы реализации «Народного бюджета» и какие изменения происходили ранее.
Так, в 2014 году расширился круг проблем, которые можно решить, а также возможность участвовать в проекте получили и городские территории. С 2015 года право участвовать в проекте получили садовые некоммерческие организации, при условии, что на их территории находится муниципальная собственность, ну и наконец в 2016 году изменились условия софинансирования проекта.
Условия софинансирования в 2014 – 2015 годах были следующими:
Счет средств местного бюджета в размере не менее 10% от стоимости программы, со стороны населения городского округа, городского поселения не менее 8% от стоимости программы, со стороны населения сельского поселения не менее 5% от стоимости программы. За счет средств спонсоров не менее 3% для сельских поселений и 5% для городских поселений и городских округов, в части выполнения работ в многоквартирных домах не менее 15% от стоимости программы со стороны населения.
При этом общая стоимость проекта с учетом всех источников софинансирования не могла превышать 2 млн рублей для сельских поселений и 3 млн рублей для городских поселений и округов.
За время реализации проекта «Народный бюджет» с 2011 по 2016 год выполнены работы более чем на 2400 объектах. В 2015 году планируется реализовать 444 проекта.
Мы представили вам версию нашего правительства, но не для всех жителей «Народный бюджет» является той самой таблеткой от всех болезней и тут трудность как раз в том, что не все проекты проходят конкурс, а некоторые проблемы требует незамедлительного решения.
Какие минусы есть в «Народном бюджете»?
Зачастую он хорош, когда необходимо сделать что-то мелкое, но давайте представить нашу глубинку, эти маленькие старые дома. В районах старый жилой фонд, коммуникации находятся в плохом состоянии, а их перекладка стоит огромных денег – даже маленькие проценты «Народного бюджета» могут вылиться для рядового жителя села в огромную сумму. Не будем списывать со счетов и тот факт, что в нашей глубинке живет много пенсионеров, плюс часть трудоспособного населения с невысоким уровнем доходов – от куда взять деньги даже при очень выгодных условиях софинансирования? Все, что было построено в советские годы, неизбежно рушится, а новое если и строится, зачастую не везде. В итоге людей отправляют в «Народный бюджет», а смогут ли они решить все проблемы с его помощью, большой вопрос.
Закон о «народном бюджете» вступил в силу: как это будет работать на местах?
С 1 января вступил в силу закон «Единой России» о так называемом инициативном или «народном бюджетировании». Теперь у жителей регионов появилась возможность решать, куда направить средства местных бюджетов в первую очередь – на ремонт дорог, новую спортплощадку, реконструкцию двора или что-то другое. Кроме того, закон дал людям возможность предлагать властям собственные проекты для реализации за счет государственных средств.
Практика инициативного бюджетирования в той или иной степени применяется в регионах уже не первый год, она хорошо зарекомендовала себя. Однако на федеральном уровне «народные бюджеты» до сих пор не регулировались, каждый субъект устанавливал собственные правила.
Одной из первых программа заработала в Ставропольском крае. Схожий с «народным бюджетом» механизм в регионе запустили в 2007 году. Инициативное бюджетирование давно является одним из ключевых направлений в благоустройстве населённых пунктов субъекта, отметил секретарь регионального отделения «Единой России», губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
В Иркутской области с 2011 года реализуется проект «Народные инициативы» — как раз воплощающий принципы инициативного бюджетирования. За это время было выделено около шести миллиардов рублей как на крупные проекты, — например, строительство дорог, мостов, благоустройство дворов и общественных пространств, покупку дорогостоящей техники для больниц, школ, детских садов и домов культуры, — так и на более мелкие, например, закупку спортивного инвентаря в школы, установку лавочек, урн, малых архитектурных форм, рассказал секретарь Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия», депутат Государственной Думы РФ Сергей Сокол. По его словам, в 2021 году на реализацию проекта заложено 520 миллионов рублей.
Сергей Сокол отметил, что практически каждый год проект претерпевает изменения как по финансовому наполнению, так по расширению перечня народных инициатив. К примеру, в 2020 году у муниципальных образований появилась возможность за счёт средств «Народных инициатив» разрабатывать проектно-сметную документацию.
В Рязанской области региональная программа поддержки местных инициатив запущена в 2017 году. Каждый год при формировании бюджета депутаты регионального парламента выходят с предложением об увеличении этой статьи расходов. И если в 2017 году было выделено более 7 млн рублей и реализовано 30 проектов, то в 2020-м — почти 180 млн рублей распределили на 185 проектов местных инициатив.
Относительно новым народный бюджет является для Ростовской области — здесь программу запустили в 2019 году. «На своем опыте мы видим, каким высоким может быть интерес к таким программам. За два года на конкурс поступило около 700 заявок. Уже реализовано 160 проектов-победителей. В этом году будут осуществлены еще 176. Из областного бюджета на эти цели уже направлено более 500 миллионов рублей», — рассказал секретарь Ростовского регионального отделения «Единой России», председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр Ищенко.
Он подчеркнул, что глава региона Василий Голубев принял решение увеличить объем средств, выделяемых на проекты, до 300 миллионов рублей в год. Это позволит в целом за три года поддержать более 450 проектов.
В Карелии проект «Народный бюджет» стартовал в прошлом году. На первом этапе в нем приняли участие 12 муниципалитетов, жители которых предложили в общей сложности 49 инициатив. Победителей определяли народным голосованием. Лидером по активному участию стал Медвежьегорск: здесь на голосование было выдвинуто восемь заявок, и три из них, набравшие наибольшее количество голосов, будут реализованы в наступившем году. В остальных муниципалитетах на 2021 год выбрано по одному проекту. В целом победителями первого этапа стали 14 народных инициатив на общую сумму 180 миллионов рублей. Основная часть проектов направлена на благоустройство общественных пространств, установку спортивных объектов.
В этом году проект «Народный бюджет» будет расширен, в нем примут участие 37 городских и сельских поселений, в которых также предстоит выбрать проекты путем общественного голосования. На эти цели дополнительно выделено 120 млн рублей.
«Проект «Народный бюджет» получил большой отклик, и это неудивительно. У нас в республике уже несколько лет успешно развиваются практики инициативного бюджетирования. В первую очередь, это региональная программа поддержки местных инициатив, с помощью которой благоустроены сотни общественных территорий. Люди видят, что эти практики реально работают, и с каждым годом все активнее выдвигают свои идеи. В районах Карелии в этой работе активно участвуют члены первичных отделений партии — как на этапе выдвижения и обсуждения инициатив, так и на этапе контроля над их реализацией. «Народный бюджет» — еще одна хорошая возможность для жителей участвовать в решении актуальных вопросов своего города или поселка», — отметил секретарь Карельского регионального отделения «Единой России», председатель Заксобрания Элиссан Шандалович.
В Нижегородской области развитие народного бюджетирования является одним из приоритетных направлений, отметил секретарь регионального отделения «Единой России» губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Ежегодно в региональном бюджете на программу предусматривалось около 360 миллионов рублей, а в 2021 году объем средств увеличен в два раза.
«В 2020 году хороший отклик в регионе получила новая практика инициативного бюджетирования «Вам решать». В ходе онлайн-голосования из 200 предложенных общественно-значимых проектов в муниципалитетах жителями были отобраны 89 на сумму 900 миллионов рублей, которые профинансированы полностью из регионального бюджета. Проект дал возможность всем жителям непосредственно принять участие в распределении бюджетных средств. В этом году рассматривается возможность запустить за счет средств дорожного фонда проект «Дорога к дому». Жители смогут сами выбирать тот или иной участок дороги местного значения, который необходимо отремонтировать. Использование практик инициативного бюджетирования в Нижегородской области обязательно будет расширяться, так как именно они позволяют выявить актуальные для жителей вопросы и повысить эффективность использования бюджетных средств», — рассказал Глеб Никитин.
Как принять участие в проекте Народный бюджет-2021?
Шаг 1
В начале необходимо ознакомиться с графиком проведения собраний граждан в населенных пунктах Республики Коми в 2020 году по ссылке:
Шаг 2
Анонсирование проведения собрания, информирование граждан о собрании:
Основная задача– привлечь на собрание как можно больше участников.
В срок за 4 недели до планируемого собрания инициативной группе (инициатору проекта) совместно с администрацией муниципального образования необходимо разместить информацию о планируемом собрании и о предлагаемой инициативе:
– объявление о проведении собрания в людных местах (доски объявлений, магазины, почта, информационные стенды, клубы, библиотеки и т.д.);
– в СМИ (местные газеты, радио, ТВ бегущей строкой);
– на сайтах органов местного самоуправления, структурных подразделений, подведомственных учреждений, в социальных сетях.
Шаг 3
Предварительный сбор предложений по реализации конкретных социально значимых проектов:
В срок за 4 недели до планируемого собрания администрация мунициапльного образования проводит предварительный сбор предложений по реализации народных проектов по 10 направлениям, чтобы успеть проработать поступившие предложения на смету и соответствие направлению:
1) малое и среднее предпринимательство;
3) физическая культура и спорт;
4) занятость населения;
6) дорожная деятельность;
7) агропромышленный комплекс;
8) этнокультурное развитие народов, проживающих на территории РК;
10) обустройство источников холодного водоснабжения.
Возможные варианты изучения общественного мнения с целью выявления приоритетных проектов и их дальнейшего обсуждения на очных собраниях:
— распространение анкет и/или опросных листов в людных местах (магазины, почта, информационные стенды, клубы, библиотеки и т.д.);
— сбор предложений, опрос граждан в соцсетях с целью выявления приоритетных проектов;
— направление соответствующих писем в общественные организации (молодежные, ветеранов, ТОСы) и др.
После изучения общественного мнения и до проведения собрания сотрудникам профильных отделов администраций МР/ГО необходимо проработать собранные предложения, в том числе при необходимости в соответствующих министерствах, на предмет соответствия направлению, определения стоимости проекта и запрашиваемой суммы субсидии из республиканского бюджета Республики Коми.
Шаг 4
Жители совместно с администрацией муниципального образования проводят общее собрание, на котором:
Общий ход собрания:
В конце собрания заполняется итоговый документ – протокол собрания и реестр подписей в поддержку каждого отобранного проекта.
Шаг 5
Анкетирование, опрос или выявление мнения граждан в иных формах в поддержку проектов
Задача – собрать максимальное количество подписей в поддержку проектов в рамках I этапа реализации проекта «Народный бюджет».
С целью увеличения количества собранных подписей в поддержку народных проектов инициаторы проектов имеют право провести анкетирование, опрос, а также выявить мнение граждан в иных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», при условии обеспечения идентификации жителей муниципального образования.
— размещение анкет, опросников, разработанных на основе реестров подписей и содержащих аналогичную информацию, в людных местах, учреждениях в зависимости от направления реализации проекта (клубы, библиотеки, школы и т.д.);
— организация акций в поддержку проектов с привлечение молодежи, местного актива (сбор подписей волонтерами, съемка роликов, установка боксов/ящичков для сбора подписей);
— включение в сценарий проведения публичных мероприятий (праздники, концерты и т.д.).
Результаты анкетирования, опроса или выявления мнения граждан в иных формах возможно оформить в виде реестров подписей в подержку проекта, а также справки о том, в какой форме, в какие сроки, кем проводилось выявление мнения граждан, сколкьо головов собрано в поддердку, каков финансовый вклад, который готовы внести жители.
Шаг 6
Информационное освещение собрания (в течение 3-х дней после собрания):
1. Разместить на сайте администрации муниципального образования, в СМИ и/или социальных сетях информацию о проведенном собрании с фотоотчетом.
Шаг 7
Администрация при содействии инициативной группы готовит необходимые документы:
Шаг 8
Инициативной группе необходимо обратить внимание на критерии, которые повышают шансы проекта на победу:
Шаг 9
Документы, которые готовит администрация:
Ссылки на необходимые документы:
Этапы проекта «Народный бюджет»:
I этап – до 1 мая 2020 года:
проведение собраний граждан и утверждение перечня народных проектов для дальнейшего участия в отборе на муниципальном уровне;
II этап – до 1 июня 2020 года:
подготовка Администрацией Главы Республики Коми сводного реестра народных проектов и направление его на рассмотрение в курирующие органы исполнительной власти Республики Коми;
III этап – до 10 июля 2020 года:
направление реестра в Министерство финансов Республики Коми с ходатайством о необходимых объемах финансирования НБ на очередной финансовый год;
IV этап – до 1 ноября 2020 года:
рассмотрение реестра народных проектов по приоритетным направлениям: декабрь 2020г. – январь 2021г. – прием документов для участия в отборе;
С 2011 года мы вместе реализовали 5009 ваших идей на сумму более 5 млрд ₽
4 млрд – из бюджета региона,
891 млн – из бюджета муниципальных образований,
754 млн – софинансирование спонсоров и населения
Отдано 2 млн голосов и собрано 706 тыс подписей
Отдано 456 голосов и собрано 800 подписей
Формируем «Народный бюджет» 2022 года, прими участие!
Заявок подано: 1215
Проект «Народный бюджет» даёт возможность жителям всех муниципальных образований Тульской области реализовать инициативы по наиболее актуальным проблемам за счёт средств регионального и местных бюджетов, спонсоров и жителей
С помощью «Народного бюджета» можно отремонтировать, установить и благоустроить:
Как это работает
от Идеи до Реализации:
I Прием заявок администрациями муниципальных образований Этап завершится 25.08.2021
Процесс подачи заявок
Процесс подачи заявки:
Если у Вас возникли сложности с подачей заявки через сайт или не получилось связаться с администрацией Вашего района, сообщите нам об этом на почту nb71@tularegion.ru. В сообщении просим указать наименование муниципального образования, предложенную Вами инициативу с адресом объекта, а также Ваши ФИО и контактные данные. Мы постараемся Вам помочь.
Необходимые документы
Конкурсная заявка
(готовит администрация муниципального образования).
Выписка из бюджета МО,
подтверждающая предусмотренные средства местного бюджета на реализацию программы (готовит администрация муниципального образования).
Протокол собрания жителей,
на котором утверждён проект и реестр подписей участников собрания (готовит администрация муниципального образования совместно с жителями).
Копии документов,
удостоверяющие право муниципальной собственности на объект, где будут вестись работы в рамках проекта (готовит администрация муниципального образования).
Предварительный расчет стоимости работ,
подписанный главой администрации соответствующего муниципального образования или лицом, исполняющим его обязанности.
Фотографии
текущего состояния объекта.
Протокол
(при наличии решения о поддержке заявки рабочей группой).
Сведения о координаторе
(в случае его назначения).
II Направление инициативных проектов организатору конкурсного отбора Этап завершен
Порядок проведения конкурсного отбора
После рассмотрения и одобрения заявки администрация направляет инициативный проект организатору конкурсного отбора.
Организатор рассматривает инициативный проект и принимает решение о допуске к участию в конкурсе или об отклонении (в связи с нарушением условий конкурса).
III Голосование за проекты Этап завершен
Как поддержать инициативный проект
Утвержден Порядок проведения голосования за инициативные проекты, допущенные к участию в конкурсном отборе в рамках проекта «Народный бюджет» в Тульской области.
Поддержать выбранные проекты жители региона смогут в форме прямого (очного) голосования и электронного голосования.
Прямое (очное) голосование проводится на территориальных счетных участках 17, 18 и 19 сентября 2021 года с 8.00 до 20.00 ежедневно.
В голосовании могут принять участие жители Тульской области, достигшие 18-летнего возраста.
Для голосования необходимо:
Каждый участник голосования может поддержать только один инициативный проект.
Электронное голосование проводится с 20 сентября 2021 года по 10 октября 2021 года.
В голосовании могут принять участие жители Тульской области, достигшие 18-летнего возраста.
Участник голосования вправе проголосовать за каждый проект только один раз.
IV Подведение итогов Этап завершен
Конкурсная комиссия
Рассматривает и оценивает
инициативные проекты и прилагаемые к ним документы на соответствие их требованиям Положения о проекте «Народный бюджет» в Тульской области.
Определяет минимальный балл,
необходимый для признания инициативного проекта прошедшим конкурсный отбор.
Утверждает перечень инициативных проектов,
прошедших конкурсный отбор.
Принимает решения об исключении
прошедших конкурсный отбор инициативных проектов, набравших наибольшее количество баллов, в случае отказа инициаторов проекта от реализации работ, предусмотренных инициативным проектом.
Исходя из общего лимита бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию проекта в бюджете Тульской области, по предложению организатора конкурсного отбора утверждает принцип распределения максимально возможного объема финансирования заявок по каждому району, городскому округу пропорционально численности населения, проживающему в указанных муниципальных образованиях.
Отбор проектов
Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение и оценку проектов в соответствии с критериями.
В случае необходимости конкурсная комиссия вправе запрашивать у участников конкурсного отбора дополнительные сведения для оценки социальной эффективности от реализации программ, в установленном порядке привлекать специалистов органов исполнительной власти области отраслевой компетенции для проведения ими экспертизы представленных документов.
V Реализация проектов Этап проводится с 01.01 по 31.12.2022
Процесс реализации
Муниципальное образование в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проводит конкурсные процедуры и отбирает исполнителей (поставщиков, подрядчиков), заключает контракт на выполнение работ по соответствующему проекту.