Нарушения на избирательном участке что делать
Что делать, если вы обнаружили нарушение на выборах
Виды нарушений
Выборы президента Российской Федерации состоятся 18 марта 2018 года. В день голосования в Подмосковье откроется 4237 избирательных участков из них 4164 постоянных и 73 временных (в аэропортах, медицинских учреждениях и пр.).
К нарушениям закона о выборах Президента РФ, которые могут заметить избиратели и наблюдатели, в частности, относятся следующие:
— агитация в день голосования;
— попытка опустить в урну сразу несколько избирательных бюллетеней;
— отказ избирателю в праве проголосовать, удаление с участка гражданина без веских оснований;
— раздача денег избирателям на территории УИК или за ее пределами;
— массовая доставка избирателей в УИК, совмещенная с агитацией или подкупом;
— вынос бюллетеня из помещения для голосования;
— выдача избирателю сразу несколько бюллетеней, выдача бюллетеня без предъявления документа, удостоверяющего личность;
— вброс бюллетеней при подсчете голосов или до начала голосования;
— голосование вне помещения УИК избирателей, фамилий которых нет в списке голосующих на дому;
— перемещение членов УИК с незаполненным, но подписанным членами УИК протоколом;
— отказ УИК в рассмотрении поданной жалобы, составлении письменного решения, отправка протоколов без указания количества приложенных к ним жалоб;
— подмена бюллетеней при подсчете;
— составления повторного протокола, без вызова наблюдателей и членов УИК, составление фальшивых протоколов УИК;
— остановка или порча КОИБ;
— фальсификация итогов голосования в ТИК.
Обратиться к председателю УИК
В первую очередь, избирателю следует обратиться к председателю УИК. Обращения, поступившие в день голосования, УИК должна рассматривать немедленно. Они регистрируются в реестре учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства.
Избирательное законодательство возлагает обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации и принятии мер по устранению допущенных нарушений на избирательные комиссии.
В целях пресечения противоправной агитационной деятельности избирательные комиссии готовят обращения в суды, правоохранительные органы, органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций.
Речь идет не просто о содействии органов внутренних дел избирательным комиссиям при выявлении и пресечении нарушений в процессе проведения предвыборной агитации, а о совместной конструктивной, взаимодополняющей деятельности. При этом органы внутренних дел обязаны в соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федерального закона) самостоятельно и в инициативном порядке принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании противоречащей закону предвыборной агитации, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных и иных агитационных материалов, устанавливать их изготовителей и источник их оплаты.
Органы внутренних дел вправе в соответствии с Федеральным законом «О полиции» принимать меры, установленные действующим законодательством, к лицам, нарушающим избирательное законодательство при проведении предвыборной агитации. Серьезным нарушением прав граждан на свободное волеизъявление является подкуп избирателей. Анализ судебной практики избирательных споров показывает, что в основе подкупа, как правонарушения, лежит факт незаконной передачи вознаграждения за соответствующее поведение подкупаемого.
Одной из распространенных форм подкупа является вручение подарков избирателям на дому, продажа им товаров по заниженным ценам, организация для них концертов со свободным входом.
Подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, как и неправомерная благотворительная деятельность, являются основанием привлечения виновных к административной ответственности по статье 5.16 КоАП РФ и влекут наложение штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как уже отмечалось, в период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами. Федеральный закон «О лотереях» понимает под лотереей игру, проводимую в соответствии с договором, в которой ее организатор получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с договоренностью участников.
Другими играми, основанными на риске могут быть:
— тотализатор, в котором заключается пари на прогноз возможных вариантов ситуации, связанной с результатами выборов;
— игры с использованием специальных автоматов с денежными иди иными выигрышами.
Установление запрета на данные виды деятельности связано с тем, что при проведении лотерей, организации тотализаторов возможно оказание воздействия на волеизъявление избирателей. Участники этих игр, сделав ставку на определенного кандидата при голосовании, будут руководствоваться чисто экономическими соображениями в интересах поддержки конкретного кандидата.
Нарушение запрета на проведение лотерей и других основанных на риске игр в ходе избирательной кампании согласно статьи 5.49 Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от трёх тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тринадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Протоколы об административных правонарушениях по статьям 5.16 и 5.49 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел.
В соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона органы внутренних дел обязаны принимать меры по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных, иных агитационных материалов, их изъятию, а также устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты.
Наиболее распространенными видами агитационных материалов являются: календари, плакаты, листовки, аудио- и видеопродукция. Статья 54 Федерального закона определяет условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Запрещается их изготовление без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Предотвращение органами внутренних дел изготовления подложных и незаконных агитационных материалов является профилактической мерой, Изъятие в соответствии с действующим законодательством незаконно изданных предвыборных материалов, установление фактов правонарушений и лиц, их совершивших, задержание этих лиц, иные установленные законом меры могут быть мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 5.12 Кодекса на граждан от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц – от двух тысяч до трёх тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Кандидаты и избирательные объединения крайне редко пользуются для защиты своих прав иными, помимо предусмотренных избирательным законодательством, правовыми механизмами. Вместе с тем не следует забывать о праве на ответ, предусмотренном Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» и об исках о компенсации морального вреда и защите чести, достоинства и деловой репутации, которые могут быть поданы на основании статей 151 и 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нельзя забывать и о статьях 129 «Клевета» и 130 «Оскорбление» Уголовного кодекса Российской Федерации. В случаях, когда кандидат полагает, что ему причинён моральный вред, нанесён ущерб его чести, достоинству, деловой репутации или же в отношении него допущена клевета, оскорбление, он вправе самостоятельно использовать названные правовые средства защиты нарушенных прав.
За нарушение порядка и правил проведения предвыборной агитации, могут наступать разные виды ответственности участников избирательного процесса.
Об уголовной ответственности за нарушения в сфере предвыборной агитации можно говорить тогда, когда ответственность по статье 141 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает в связи с воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином права на участие в предвыборной агитации, являющегося одним из избирательных прав граждан, а также в связи с незаконным финансированием агитационной деятельности.
Таким образом, на настоящий момент практически все запреты и ограничения, установленные избирательным законодательством в сфере предвыборной агитации, снабжены соответствующими санкциями.
Характерным является превалирование в данной сфере санкции имущественного характера – административного штрафа.
Я вижу нарушения на избирательном участке. Что делать и куда обращаться?
В Петербурге началось трехдневное голосование в Госдуму и Заксобрание. Наблюдатели и кандидаты уже сообщают о первых попытках фальсификации. Что делать, если вы заметили нарушение на избирательном участке?
В первую очередь «Наблюдатели Петербурга» рекомендуют попытаться решить проблему на месте: без конфликта объяснить членам избирательной комиссии, в чем заключается увиденное вами нарушение (процедуру голосования не всегда нарушают по злому умыслу — иногда это происходит по незнанию). Также стоит обратить внимание наблюдателей на происходящее. Если устно решить проблему не удалось, следует составить и подать жалобу в УИК.
Если в УИК не удовлетворили жалобу, подайте ее в Горизбирком или в ЦИК. Можно отправить жалобу через электронную приемную или позвонить по горячей линии. В случае необходимости можно вызвать полицию или обратиться к полицейскому, дежурящему на участке. О бездействии полиции можно сообщить в прокуратуру. Если ничто не помогло, остается подать иск в суд.
Формально вести фото- и видеосъемку не запрещено, но юристы советуют спросить разрешения у председателя комиссии. Если члены комиссии препятствуют съемке, можно попросить помощи у наблюдателей: для них в законе отдельно прописано право ее вести.
О попытках фальсификации также можно сообщать «Наблюдателям Петербурга», движению « Голос » и политическим партиям, осуществляющим наблюдение на участках. Не забывайте писать о зафиксированных нарушениях «Бумаге» через телеграм-бота @PaperPaperNewsBot.
Следите за ходом выборов в Петербурге в трансляции «Бумаги».
Поддержите нашу работу во время выборов в Петербурге — вступите в Клуб друзей «Бумаги» 💫
В августе движение в защиту прав избирателей «Голос» внесли в новый реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента
Интервью-памятка для наблюдателей и активных граждан: основные нарушения на выборах и как с ними бороться
Координатор движения в защиту прав наблюдателей «Голос» Григорий Мельконьянц рассказал Znak.com о том, на что обратить внимание наблюдателям в день выборов и о том, как бороться с нарушениями законодательства во время голосования и подсчета бюллетеней.
— По опыту, на выборах в Екатеринбурге обычно много нарушений? Мало? Какие нарушения являются характерными для этого города?
— «Голос» давно работает в Свердловской области, и я оцениваю уровень нарушений как средний по стране. Но при этом традиционно чинятся препятствия в проведении агитации оппозиционным и независимым кандидатам. Силен административный ресурс и по принуждению избирателей к голосованию. В день голосования мы отмечали различные процедурные нарушения, в том числе и при подсчёте голосов.
— Помимо каких-то очевидных случаев нарушения законодательства комиссией есть ли какие-то «тревожные» признаки, на которые наблюдателю надо с самого начала обратить внимание?
— Даже самые простые действия комиссии могут о многом говорить. Уже с утра можно понять настрой комиссии. Если возникают проблемы с допуском к наблюдению, создают препоны, чтобы наблюдатель не смог пронаблюдать за подготовкой участка к открытию, то это тревожный сигнал. Важно, как подобрано место для наблюдателей в помещении для голосования. Если комиссия определила место наблюдателям «на Камчатке», откуда не видны столы для выдачи бюллетеней, кабинки для тайного голосования и ящики для голосования одновременно, то качество наблюдения резко снижается. Если к тому же председатель комиссии резко пресекает перемещение наблюдателей по участку, то кричи «караул» и подавай жалобу, значит, есть что скрывать. Нужно внимательно наблюдать за так называемым «дополнительным» списком и скопления у него людей, что может свидетельствовать о «карусели». Если заметите, что члены комиссий, сидящих на книгах списка избирателей, в минуты «простоя» когда нет избирателей, самостоятельно что-то туда вписывают, это также тревожный признак. Если при подсчете голосов все действия идут не последовательно, а параллельно, оглашение отметок в бюллетенях и подсчет голосов в рассортированных пачках производится более чем одним членом комиссии одновременно, это очень тревожный признак.
— Как комиссия может пытаться отвлечь внимание наблюдателя, чтобы он не обратил внимания на нарушение?
— Для этого могут использоваться различные приемы как кнута, так и пряника. Все зависит от личности председателя или секретаря комиссии. Наблюдателя могут начать обвинять в чем угодно: в проведении незаконной агитации, в создании помех в работе комиссии, в прикосновении к избирательной документации, фотографировании персональных данных и т.д. Были случаи провокаций, когда специально обученные провокаторы приходили на участки, обвиняли активных наблюдателей в противоправном действии, писали на них жалобу, затем чудесным образом испарялись и появлялись на соседнем избирательном участке где «театральное действие» повторялось. Это все отличные поводы для удаления или как минимум для отвлечения внимания наблюдателей. С другой стороны, наблюдателю может быть предложено пройти в соседнее помещение для приема пищи и, бывали случаи, алкогольных напитков. Поддаваться на возможные соблазны ни в коем случае нельзя. Нельзя допускать чтобы комиссия разделялась, все действия должны происходить в одном помещении. Бывали случаи когда часть комиссии, своего рода «фронт офис», копошится, например, при гашении неиспользованных бюллетеней перед наблюдателями, в то время как другая часть комиссии, «бэк офис», активно ставит подписи в списке за избирателей в соседней комнате.
— Многие наблюдатели делают ошибку, вступая с комиссией в конфликт с самого начала. Как правильно строить отношения с комиссией?
— Что делать, если комиссия отказывается принимать жалобу наблюдателя? Как добиться ее оперативного рассмотрения?
— Вам нужно зафиксировать факт отказа в приеме жалобы. Это делается просто: 2-3 свидетеля расписываются с указанием их реквизитов на жалобе, где указывается кто, когда отказался ее принимать. И с этим документом и еще одной жалобой на неправомерные действия комиссии по неприему жалобы нужно обращаться в вышестоящую территориальную избирательную комиссию с требованием немедленного рассмотрения. В этом может помочь мобильная группа, которая может приехать и быстро доставить жалобы в ТИК.
— Как правильно в ходе наблюдения собирать доказательства нарушений, если они происходят, чтобы потом они были признаны в суде доказательствами?
1. Надпись «Копия верна» или «Верно»;
2. Фамилия и инициалы председателя или заместителя или секретаря УИК;
3. Подпись этого лица, заверяющего копию;
4. Дата заверения данной копии;
5. Время заверения данной копии (позже, чем время подписания!);
Если протокол потом будет переписан, правильно заверенная копия будет приобщена как доказательство в суде.
— Что делать, если наблюдателя пытаются незаконно выкинуть с участка? Куда бежать жаловаться?
Удаление наблюдателя возможно только при наличии 1) письменного, 2) мотивированного, 3) коллегиального решения комиссии. Это значит, что должна быть конкретная ссылка на закон: на основании какого нарушения вас решено удалить из помещения для голосования. Важно чтобы прошло голосование комиссии, было составлено письменное решение и его копия выдана вам на руки. В этом случае бежать жаловаться нужно в ТИК, адрес которого у вас должен быть. Постарайтесь записать на видео процесс предъявления к вам претензий и вашего удаления. Привлеките на свою сторону других наблюдателей, запишите контакты свидетелей. Позвоните в свой штаб и на горячую линию «Голоса» 8 800 333-33-50 и предайте гласности этот факт. Частенько бывает, что комиссии сразу звонят «сверху» и председатель передумывает вас удалять во избежание скандала.
— Напоследок, чего ты пожелаешь наблюдателям на выборах мэра Екатеринбурга?
— Пожелать могу только одно – честных выборов и чтобы у наблюдателей не было 8 сентября поводов для написания жалоб. Не поддавайтесь на возможные провокации и строго соблюдайте закон.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Избирательная комиссия Вологодской области
ПАМЯТКА для наблюдателя
Наблюдение за выборами, организованное в соответствии с законодательством о выборах, является одним из важных условий открытости и гласности избирательного процесса.
Данная памятка – ориентир для наблюдателей, направленных на соответствующий избирательный участок.
В памятке даны рекомендации по осуществлению наблюдения за соблюдением избирательных прав граждан на основе систематизации многолетней практики работы наблюдателей.
Наблюдение за выборами имеет важное значение для повышения доверия к избирательному процессу, способствует защите избирательных прав граждан, прозрачности и открытости выборов. Осуществляя свою деятельность, наблюдатели должны вести наблюдение объективно и качественно для получения полной картины подсчета голосов избирателей и составления итогового протокола, организации голосования, в том числе и вне помещения для голосования.
«Наблюдатель – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума».
Присутствие наблюдателей на избирательных участках, их активная работа может предотвратить попытки искажения итогов голосования, различные нарушения процедуры проведения выборов.
Настоящая памятка подготовлена для того, чтобы помочь наблюдателю как можно лучше выполнить возложенную на него задачу наблюдения за выборами в целях защиты законных интересов направившего его кандидата, избирательного или иного общественного объединения.
О периоде наблюдения
Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы УИК в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола УИК об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение УИК на избирательном участке, в том числе образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания избирателей.
Наблюдатели, направленные в соответствующие комиссии, вправе присутствовать при установлении этими комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдая за процессом голосования, подсчетом голосов, наблюдатель представляет свои оценки и выводы относительно подлинности итогов выборов на соответствующем избирательном участке.
Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет и обладающий активным избирательным правом.
Подготовка наблюдателя к работе в УИК
Наблюдатель должен знать :
• адрес помещения УИК и помещения для голосования;
• фамилию, имя, отчество председателя, заместителя председателя и секретаря УИК, их контактные телефоны;
В помещении для голосования, кроме наблюдателя, вправе также присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, представители СМИ, иностранные (международные) наблюдатели, с которыми следует взаимодействовать в целях осуществления результативного наблюдения.
Нужно быть объективным, вежливым и корректным, добросовестно и ответственно проводить наблюдение, не допускать конфликтных ситуаций во взаимодействии с членами УИК. Необходимо фиксировать сведения, сообщаемые УИК, а также свои наблюдения и оценки происходящего. От наблюдателя требуется умение сделать все, чтобы его присутствие в избирательных комиссиях способствовало предупреждению нарушений, недопущению грубых ошибок, четкому соблюдению комиссиями и иными участниками выборов установленной процедуры голосования и подсчета голосов избирателей.
Наблюдателю следует иметь при себе:
• направление о назначении наблюдателя в УИК;
• бланки жалоб (заявлений) о выявленных нарушениях;
• часы, калькулятор, две авторучки и листы чистой бумаги.
Наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса, не содержащий признаков предвыборной агитации.
По прибытии в помещение для голосования наблюдателю необходимо уведомить председателя УИК, либо его заместителя, либо секретаря комиссии о своей явке, данные о наблюдателе будут включены в соответствующий реестр.
Помещение для голосования
ФЗ об основных гарантиях не допускается одновременное осуществление полномочий в помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного кандидата, одного избирательного объединения или иного общественного объединения, поэтому наблюдатели должны организовать свою работу поочередно.
В день голосования наблюдателю следует заблаговременно (за 15–20 минут до начала голосования) прибыть в помещение для голосования и до времени начала голосования ознакомиться с оборудованием помещения для голосования, убедиться, что оно размещено в соответствии со статьями 61 ФЗ об основных гарантиях, а места выдачи бюллетеней, кабины и стационарные ящики для голосования находятся в поле зрения членов УИК и наблюдателей.
Кабины для голосования должны быть освещены и снабжены письменными принадлежностями, за исключением карандашей. Вывешенная в помещении для голосования увеличенная форма протокола УИК об итогах голосования должна быть расположена так, чтобы наблюдатели могли прочитать содержащуюся в ней информацию.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним УИК оборудует информационный стенд, на котором в соответствии с требованиями статьи 61 ФЗ об основных гарантиях размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, обо всех избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень:
1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;
4) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы комиссией;
5) информация о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 ФЗ об основных гарантиях (если такая информация имеется).
В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой или непогашенной судимости на информационном стенде должны указываться сведения о судимости кандидата.
На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах.
Сведения о зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях размещаются в информационных материалах в той же последовательности, которая была определена при утверждении формы и текста избирательных бюллетеней.
Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.
На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли прочитать их.
В помещении для голосования должны находиться увеличенные формы протоколов об итогах голосования, предназначенные для занесения в них данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.
В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков для голосования могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. Использование технических средств подсчета голосов осуществляется в порядке, установленном ФЗ об основных гарантиях.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.
Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям, их уполномоченным представителям и доверенным лицам, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании
В случае обнаружения фактов нарушения этого запрета наблюдатель вправе поставить об этом в известность председателя УИК, своего кандидата, штаб своего избирательного объединения, сотрудников правоохранительных органов.
При подходе к помещению для голосования наблюдателю следует обратить внимание, не проводится ли предвыборная агитация, проведение которой в день голосования запрещено.
Наблюдатель должен изучать и оценивать обстановку в помещении для голосования, наблюдать за выдачей избирателям, включенным в список избирателей, бюллетеней, которые должны выдаваться по предъявлении паспорта или заменяющего его документа.
Наблюдатель может вести фото и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе УИК.
В течение дня голосования участковая комиссия по телефону передает в ТИК в 8.00 информацию об открытии помещения для голосования, а днем – об участии избирателей в выборах. Наблюдатель может ознакомиться с этой и другой информацией УИК.
Наблюдение за ходом голосования в помещении для голосования
1. Голосование проводится с 8.00 до 20.00 по местному времени.
2. До наступления времени голосования члены УИК подсчитывают и погашают, отрезая левый верхний угол, неиспользованные открепительные удостоверения. УИК составляет акт об их погашении с указанием количества и номеров.
3. В 8.00 председатель УИК объявляет помещение для голосования открытым, предъявляет к осмотру всем присутствующим пустые переносные, стационарные ящики для голосования, опечатывает их (пломбирует).
4. Члены УИК с правом решающего голоса получают список избирателей, избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. УИК вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована.
5. Перед выдачей избирательных бюллетеней член УИК с правом решающего голоса должен удостовериться, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, заявление (устное обращение) избирателя о голосовании вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, и к нему не направлены члены УИК.
6. Регистрацию заявлений (устных обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования УИК осуществляет в течение 10 дней до дня голосования, а в день голосования до 14 часов.
7. Каждый избиратель голосует лично при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа и заполняет бюллетень в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Исключение возможно, если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить его. В таком случае он может воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом УИК, зарегистрированным кандидатом или доверенным лицом избирательного объединения, зарегистрированного кандидата, наблюдателем.
Такой избиратель устно извещает УИК о своем намерении воспользоваться помощью другого лица.
8. При получении бюллетеня избиратель или с его согласия член УИК с правом решающего голоса вносит в список избирателей паспортные данные голосующего, а также фамилию, имя, отчество и паспортные данные лица, оказывающего помощь избирателю. Избиратель собственноручно расписывается за получение бюллетеня, а член комиссии – за его выдачу.
9. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный стационарный ящик для голосования. Если наблюдатель увидел, что избиратель не опустил бюллетень в ящик для голосования, он должен привлечь внимание председателя УИК, членов УИК к этому факту для пресечения возможных противоправных технологий.
Стационарные ящики должны быть всегда на виду у наблюдателя, члены УИК не вправе их уносить из помещения для голосования или вскрывать до окончания голосования.
10. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый взамен испорченного. Член УИК выдает избирателю новый бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член УИК делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, а также подписью секретаря УИК, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.
11. За порядком в помещении для голосования следит председатель УИК, все распоряжения, отданные им в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель либо секретарь или уполномоченный УИК член комиссии с правом решающего голоса.
Наблюдателю следует соблюдать дисциплину в ходе реализации своих прав при наблюдении и понимать, что дисциплина и порядок в работе УИК – залог четкой организации дня голосования и предупреждения возможных ошибок и нарушений избирательного законодательства, в том числе в чрезвычайных ситуациях, связанных с эвакуацией УИК в другое помещение. Необходимо координировать свои действия с членом УИК с правом совещательного голоса и доверенным лицом, назначенными от соответствующего кандидата, избирательного объединения или иного общественного объединения, если таковые имеются.
12. По мотивированному решению УИК или вышестоящей избирательной комиссии член УИК немедленно отстраняется от работы, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах.
1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии, открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
3) наблюдать за выдачей избирателям избирательных бюллетеней;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивают ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования;
8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему;
9) знакомиться с протоколом УИК, в которую он направлен, с документами, приложенными к протоколу УИК об итогах голосования, получать от соответствующей УИК заверенную копию протокола об итогах голосования;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии.
В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен привлечь к этому факту внимание председателя УИК со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а если реакции председателя УИК не последует, незамедлительно составить жалобу (заявление) о допущенном нарушении. Документ оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается председателю УИК.
Об этом следует также поставить в известность кандидата, штаб политической партии или ее регионального отделения.
Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссии.
Наблюдатель должен четко усвоить эти ограничения и понимать их как серьезное предупреждение о невмешательстве в ход голосования и подсчета голосов, чтобы не быть удаленным из помещения для голосования по мотивированному решению УИК либо ТИК.
Наблюдение за голосованием вне помещения для голосования
1. Избирателю, который не сможет по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, находящемуся в местах содержания под стражей) прибыть в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в список избирателей, обеспечивается возможность участия в голосовании вне помещения для голосования только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.
2. Письменное заявление или устное обращение подается в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования, и не позднее 14 часов дня голосования. Все заявления (обращения) УИК регистрирует в специальном реестре. Наблюдателю следует внимательно ознакомиться с реестром заявлений (обращений), в котором должно быть указано время поступления обращения, фамилия, имя, отчество избирателя или другого лица, обратившегося в УИК, адреса их места жительства и поставлена подпись члена УИК, принявшего обращение.
3. Председатель УИК обязан не позднее, чем за 30 минут до выезда (выхода) членов УИК с переносным ящиком сделать объявление о проведении голосования вне помещения для голосования и предложить наблюдателям присутствовать при его проведении.
4. К избирателю выезжают не менее двух членов УИК с правом решающего голоса. Голосование вне помещения для голосования может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса, если при этом присутствуют не менее двух лиц из числа членов УИК с правом совещательного голоса или наблюдателей, назначенных разными кандидатами или политическими партиями.
5. УИК должна обеспечить указанным лицам из числа членов с совещательным голосом и наблюдателей равные с проводящими голосование членами УИК с решающим голосом возможности прибытия к месту проведения голосования вне помещения для голосования.
— участвуйте в наблюдении за голосованием вне помещения для голосования, о чем заблаговременно уведомите председателя УИК;
— в течение дня голосования знакомьтесь с реестром заявлений (обращений) избирателей о голосовании вне помещения для голосования;
— помните, что Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части уточнения требований к голосованию вне помещения для голосования и к иным вопросам организации голосования» определяет максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке, в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. Их число составляет:
• до 501 избирателя – 1 переносной ящик для голосования;
• от 501 до 1001 избирателя – 2 переносных ящика для голосования;
• более 1000 избирателей – 3 переносных ящика для голосования.
Количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования может быть увеличено, но не более чем на 1 переносной ящик при наличии хотя бы одного из условий:
— избирательный участок включает территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне пределов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосования;
— на территории избирательного участка располагается место временного пребывания избирателей, где не образован избирательный участок;
— на территории избирательного участка в соответствии зарегистрировано более 50 избирателей старше 80 лет и (или) инвалидов;
— при совмещении дней голосования на нескольких выборах избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.
При этом не может быть использовано более 3 переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования;
— обратите внимание, получили ли члены УИК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования, опечатанный переносной ящик, необходимое количество бюллетеней (равняется числу полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) плюс не более 5% от этого числа, но не менее двух избирательных бюллетеней), выданных им по соответствующей ведомости, заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании вне помещения для голосования, заявления избирателей и бланки заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать, письменные принадлежности, кроме карандашей.
Наблюдатель должен знать порядок голосования вне помещения для голосования:
1. Бюллетень для голосования вне помещения для голосования выдается только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы УИК в реестре;
3. Члены УИК с правом решающего голоса ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи бюллетеня, а также делают отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, если это имело место.
4. По возвращении в помещение для голосования членов УИК, выезжавших по обращениям избирателей, УИК составляет акт о проведении голосования вне помещения для голосования с указанием количества письменных заявлений проголосовавших таким образом избирателей, числа выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных и испорченных) избирательных бюллетеней, а также сведения о членах УИК, проводивших голосование, и наблюдателях, присутствовавших при голосовании вне помещения для голосования.
Голосование по открепительному удостоверению
(в случае, если это предусмотрено законом о выборах)
1. Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей ТИК (за 45–10 дней до дня голосования) либо в УИК (за 9 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
3. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель включается в список избирателей на любом избирательном участке, при этом открепительное удостоверение у него изымается.
Избиратель, получая бюллетень, указывает в списке избирателей адрес своего места жительства.
Подготовка к непосредственному подсчету голосов
Председатель УИК до окончания времени голосования обязан проверить наличие всех избирательных документов и готовых для заполнения бланков: реестров, актов, заявлений избирателей, поступивших в УИК, бланки решений и писем УИК и других документов.
Убедившись, что все готово к подсчету голосов, председатель УИК приглашает членов УИК с правом решающего голоса приступить к процедуре подсчета голосов.
Наблюдатель должен знать, что подсчет голосов избирателей осуществляется, открыто и гласно, при этом обеспечивается обзор действий членов УИК с правом решающего голоса для наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в УИК. Председатель УИК объявляет последовательность действий членов УИК. Результаты осуществляемых действий членами УИК оглашаются и вносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму. Данные об итогах голосования по мере их поступления вправе заносить председатель, заместитель и секретарь УИК.
Наблюдение за подсчетом голосов
1. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится УИК без перерыва до установления итогов голосования, о чем должны быть извещены все члены УИК, наблюдатели и иные лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей.
2. Члены УИК подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени. Затем оглашают число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при голосовании.
3. Из соответствующего акта члены УИК оглашают число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений.
4. Наблюдатели вправе визуально ознакомиться с погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями.
5. Председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает указанное в акте количество избирательных бюллетеней, полученных УИК, а также оглашает указанное в акте количество открепительных удостоверений, полученных УИК.
6. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены УИК с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
• число избирателей, включенных в список на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в ТИК и УИК, и избирателей, исключенных из списка по другим причинам). В это число входят избиратели, дополнительно включенные в список, в том числе на основании открепительных удостоверений;
• число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке);
• число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по отметкам «Голосовал вне помещения для голосования»);
• число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по отметкам «Голосовал досрочно»);
• число открепительных удостоверений, выданных УИК избирателям до дня голосования (устанавливается по отметкам «Выдано открепительное удостоверение № ___ в УИК»);
• число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке (устанавливается по отметкам «Голосовал по открепительному удостоверению № ____»);
• число открепительных удостоверений, выданных избирателям ТИК (устанавливается по отметкам «Выдано открепительное удостоверение № ___ в ТИК» и проверяется по выписке из реестра выдачи открепительных удостоверений, полученной из ТИК).
7. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом УИК с правом решающего голоса. Затем он оглашает полученные данные, сообщает их председателю, заместителю председателя или секретарю комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.
Итоговые данные по страницам списка суммируются, оглашаются и вносятся в последнюю страницу списка, которая заверяется подписью председателя, заместителя председателя или секретаря и печатью УИК.
8. Наблюдатель вправе визуально ознакомиться со списком избирателей.
Затем председатель или секретарь УИК обеспечивают хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования.
10. При сортировке бюллетеней УИК отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, без наличия специального знака (марки) или с испорченной маркой либо не заверенные УИК. Эти бюллетени при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются. При обнаружении таких бюллетеней в избирательных ящиках УИК составляет соответствующий акт, в котором указывается количество таких избирательных бюллетеней, и причина, по которой они считаются бюллетенями неустановленной формы.
11. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Оглашается по акту о проведении досрочного голосования либо по акту голосования вне помещения для голосования число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика. Проверяется неповрежденность печатей или пломб на них. Сначала вскрываются ящики для голосования с бюллетенями, заполненными досрочно проголосовавшими избирателями, затем – проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Подсчет ведется так, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных из переносных ящиков бюллетеней установленной формы оглашается.
12. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования, не превышает предварительно объявленное число избирателей, проголосовавших с использованием данного ящика, УИК приступает к вскрытию следующего переносного ящика. Если число бюллетеней, обнаруженных в ящике, превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей о получении бюллетеня, то все бюллетени, находившиеся в переносном ящике решением УИК признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, прилагаемый к первому экземпляру протокола об итогах голосования, с указанием фамилий членов УИК, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика. На лицевой стороне каждого бюллетеня, на квадратах, расположенных справа от наименований политических партий, делается запись о причине признания бюллетеня недействительным, заверяемая подписями двух членов УИК и печатью. В этом случае число бюллетеней, признанных недействительными, оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Извлеченные из них бюллетени смешиваются с бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков.
14. Члены УИК сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам избирателей.
15. При сортировке бюллетеней члены УИК оглашают о метки избирателей и представляют бюллетени для визуального контроля присутствующим. Одновременно отделяются в отдельные пачки бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, без наличия марки, либо не заверенные УИК и недействительные бюллетени, бюллетени, по которым возникли сомнения в определении волеизъявления избирателей. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от наименований политический партий, или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате.
16. По окончании сортировки бюллетеней в случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, УИК решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, а на каждом из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным, которая заверяется подписями не менее двух членов УИК и печатью. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней.
Если зарегистрированный кандидатов (или два и более) выбыли после либо в период проведения досрочного голосования, то после сортировки бюллетеней по голосам, УИК принимает решение о признании бюллетеней с голосами, поданными за выбывший кандидатов, недействительными.
17. Общее количество бюллетеней, признанных недействительными по указанным основаниям, суммируется с количеством других недействительных бюллетеней. Бюллетени, признанные недействительными по указанным основаниям, упаковываются в отдельные пачки и опечатываются.
18. Производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам, поданным за каждого кандидата. Бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов, могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
19. Члены УИК определяют число действительных бюллетеней, число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
22. Наблюдатель вправе визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями.
23. Затем члены УИК проводят проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол УИК об итогах голосования.
24. Бюллетени после завершения подсчета, список избирателей и открепительные удостоверения, а также недействительные и погашенные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. На каждой пачке делается надпись «Недействительные бюллетени» или «Погашенные бюллетени», указывается их количество. Затем эти пачки помещаются в мешки или коробки с указанием наименования выборов, даты, номера избирательного участка, числа бюллетеней, числа открепительных удостоверений, которые опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На мешках и коробках с перечисленными документами вправе поставить свои подписи члены УИК, наблюдатели, другие лица, присутствующие при подсчете голосов.
25. Затем проводится итоговое заседание УИК, на котором председатель УИК информирует об использовании открепительных удостоверений на избирательном участке, рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях избирательного законодательства, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей.
Сообщая о поступивших жалобах (заявлениях), председатель УИК выясняет у присутствующих наличие замечаний, жалоб на действия УИК и при необходимости рассматривает их.
27. После рассмотрения жалоб (заявлений) подписывается протокол УИК об итогах голосования. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Протокол подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса, с указанием даты и времени (часы и минуты) его подписания и заверяется печатью УИК. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания его недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей.
28. По требованию наблюдателя УИК обязана немедленно после подписания протокола об итогах голосования выдать наблюдателю заверенную копию протокола УИК. УИК отмечает факт выдачи и номера копий протоколов в соответствующем реестре. С получением заверенной копии миссия наблюдателя не заканчивается. Необходимо дождаться сообщения из ТИК о принятии протокола УИК либо о необходимости составления повторного протокола с последующим представлением в ТИК.
29. Первый экземпляр протокола УИК об итогах голосования вместе с приложенными к нему документами после подписания и выдачи заверенных копий доставляется в соответствующую ТИК и возврату в УИК не подлежит.
30. Второй экземпляр протокола УИК предоставляется для ознакомления лицам, присутствующим при подведении итогов голосования, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в установленном УИК месте. Опечатанные бюллетени и иная документация, упакованная в опечатанные мешки или коробки с указанием номера избирательного участка, количества бюллетеней и открепительных удостоверений, список избирателей, список лиц, присутствовавших при составлении протокола, печать УИК передаются на хранение в вышестоящую избирательную комиссию не позднее чем через пять дней после официального опубликования общих результатов выборов.
31. Если УИК после подписания протокола об итогах голосования и направления его в ТИК выявила в нем неточность либо неточность выявлена вышестоящей комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, УИК обязана на своем заседании рас- смотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и составлении повторного протокола. О заседании УИК комиссия в обязательном порядке должна проинформировать наблюдателя.
32. В этом случае УИК составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный», который незамедлительно направляется в ТИК. Ранее представленный в ТИК протокол приобщается к повторному протоколу.
Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.
33. В случае необходимости внесения уточнений в строки отражающие количество голосов избирателей, проводится повторный подсчет голосов по решению ТИК.
Избирательная комиссия, проводящая повторный под- счет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей участковой избирательной комиссии, иных лиц которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный подсчет голосов». Изготовленные и заверенные копии такого протокола выдаются наблюдателям. Если такой протокол составляется УИК, он незамедлительно направляется в ТИК. К этому протоколу приобщается ранее представленный в ТИК протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
Нарушение избирательной комиссией, проводившей повторный подсчет голосов избирателей, указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой:
«Повторный подсчет голосов» является основанием для признания данного протокола недействительным.
Копия протокола УИК об итогах голосования
1. Копия протокола по форме и содержанию должна полностью соответствовать оригиналу протокола. Ответственность за это несет лицо, заверившее ее.
2. Копию протокола заверяет председатель, заместитель председателя или секретарь УИК после проверки соответствия данных копии протокола данным оригинала. На лицевой стороне заверяемого документа в правом верхнем углу ставится надпись «Копия № ____». В конце последней страницы делается запись «Верно» или «Копия верна», указываются фамилия и инициалы заверившего копию, его должность в УИК, ставится подпись, дата и время (часы, минуты) заверения и печать УИК.
3. Факт выдачи наблюдателю копии протокола УИК отмечается в реестре выдачи копий с указанием фамилии, имени, отчества наблюдателя, номера выданной копии протокола.
Наблюдатель расписывается в реестре за получение копии, указывает свой контактный телефон, по которому он может быть извещен о возможном проведении заседания УИК для подписания повторного протокола УИК.
4. Если после подписания протокола об итогах голосования председатель УИК или лица, его замещающие, не выдали по требованию наблюдателя копию протокола, наблюдатель должен потребовать от указанных лиц незамедлительного соблюдения нормы закона.
Если руководители УИК, а также иной избирательной комиссии, в которой присутствовал наблюдатель, отказались от выполнения указанной обязанности, наблюдателю следует обратиться с жалобой в данную комиссию на действия должностного лица избирательной комиссии и потребовать ее коллегиального рассмотрения либо обжаловать отказ в выдаче копии протокола об итогах голосования в ТИК или в суд.