Нарвская арка чему посвящена
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Нарвские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
Памятники
На площади Стачек в Санкт-Петербурге возвышаются Нарвские Триумфальные ворота. Построили ихв начале XIX века в честь возвращения русских войск, победивших Наполеона.
Краткое описание
Двенадцать колонн поддерживают аттик с Гениями Славы. Фигуры древнерусских витязей в нишах протягивают воинам лавровые венки. Памятник увенчивает шестерка коней, влекущая колесницу богини Победы с пальмовой ветвью.
Высота сооружения – 30 метров, ширина – 28 метров. В центре аттика посвящение золотом:
«Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное Отечество в д. 17. августа 1834»
Нарвские Ворота – это и памятник воинской славе, и доступный посетителям музей. Тематические экспозиции занимают верхнее помещение.
История
В 1814 году русская гвардия возвращалась из Европы. Французская армия разбита, Наполеон подписал отречение. Столица готовилась к торжественной встрече победителей. В течение месяца в Петербурге по чертежам Кваренги возвели триумфальные ворота.
Материалом для арки послужили дерево и алебастр. Строить начали у Нарвской заставы, на границе города. Украшением памятника стали колесница, управляемая крылатой богиней Победы и статуи античных воинов. Рядом устроили трибуны для военных оркестров.
В 1814 году русские полки 4 раза маршировали под сводом арки:
Решение возобновить строительство принял уже Николай I в 1827 году. Для новой арки определили место у реки Таракановки, немного дальше прежнего сооружения
Торжество закладки мемориала совершилось 26 августа 1827 года, в 15-летие Бородинской битвы. Церемония продолжалась в присутствии тысяч ветеранов. Грудь солдат и офицеров украшали серебряные медали «3a взятие Парижа» на Андреевско-Георгиевской ленте.
Открыли Нарвские Триумфальные ворота при большом стечении народа 17 августа 1834 года
Это событие было отмечено торжественным маршем. Перед российским императором под аркой прошли победоносные гвардейские полки.
Внутренний зал по плану принадлежал реликвиям Отечественной войны 1812 года. Этот замысел не поддержали, и в арке расположился караул Нарвской заставы. В конце XIX века здесь хранились документы архива Думы Петербурга.
В 1941 году с началом блокады памятник находился почти на оборонительной линии Ленинграда — от передовой по прямой всего шесть километров. Осколки снарядов сильно повредили монумент. На его медной обшивке насчитали больше 2 тысяч отметин.
В Ленинграде парад Победы прошел 8 июля 1945 года. С Нарвской стороны входила 45-я стрелковая дивизия. Героев снова встречали Нарвские Триумфальные ворота.
В 1952 году закончили реставрацию памятника.
1980 год – очередной ремонт:
В 1987 году внутреннее пространство отдали уникальному музею Нарвских ворот
С 2003 года здесь проходят выставки и экскурсии. К выставочному залу подниматься нужно по винтовой лестнице. Она узкая, пройти может только один человек.
Перед 300-летием северной столицы Нарвские Триумфальные ворота капитально отремонтировали. Монументу восстановили оригинальный цвет.
Нынешние Нарвские Триумфальные ворота – уважение и почтение признательных потомков.
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
Фотографии
Нарвские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, воздвигнутые в честь великой Победы Российской армии над наполеоновскими войсками, поражают своим величием и лаконичностью, великолепием и благородством.
Они были сооружены в 1834 году по проекту Василия Стасова на месте первоначальной деревянной арки, возведённой Джакомо Кваренги для торжественной встречи победоносной Русской гвардии, возвращающейся из Парижа в 1814 году.
Краткое описание
Архитектор Василий Петрович Стасов сохранил замысел предшественника, но выполнил триумфальные ворота из кирпича, облицованного медью. Тема победы прослеживается во всём декоративном убранстве сооружения.
В нишах установлены фигуры русских витязей (богатырей) в кольчугах и шлемах. По фризу расположены рельефы, изображающие знамёна и победные трубы. Накладные золоченые надписи на аттике и по бокам арки рассказывают о местах победоносных сражений Русской армии. Венчает памятник колесница с фигурой Ники (Победы), запряжённой шестёркой коней.
Высота памятника составляет 30 метров, ширина – 28 метров. Аттик с гениями Славы поддерживают 12 колонн. В нишах древнерусские витязи протягивают воинам лавровые венки.
В центре аттика можно прочитать посвящение золотом:
Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное Отечество в д. 17. августа 1834
Нарвские Ворота – это и памятник воинской славы, и доступный музей, в верхнем зале которого работает музей воинской славы. В филиале Государственного музея городской скульптуры «Нарвские триумфальные ворота» представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, здесь проводятся тематические выставки.
История
Русские войска в 1814 году возвращалась из европейской военной кампании – французская армия была разбита, Наполеон подписал отречение.
Российской столице – Санкт-Петербургу нужно было торжественно встретить победителей. Всего за 1 месяц в городе на Неве были возведены триумфальные ворота по чертежам Джакомо Кваренги.
Создание
Первоначально триумфальные ворота возвели на Нарвской заставе, прямо на границе города у Обводного канала, для встречи возвращавшихся Русских войск из Европы в 1814 году.
Деревянные ворота
Триумфальные ворота построили из дерева и алебастра за один месяц по проекту Кваренги. Они были украшены колесницей с шестью конями, управляемой богиней Победы, а также скульптурами римских воинов.
Кваренги представил 2 проекта ворот: с архитравным перекрытием и аркой. По обе стороны арки находились трибуны для зрителей и оркестров. Русские войска в 1814 году проходили под аркой 4 раза:
Но вскоре построенные из дерева и алебастра ворота пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны Михаил Андреевич Милорадович выступил за реконструкцию сооружения. Император Николай I решил построить новые каменные ворота несколько южнее прежнего места – на берегу реки Таракановка,.
Из кирпича и меди
Русский архитектор, один из основоположников русского ампира, Василий Стасов сохранил, в основном, задумку Кваренги. Так, 26 августа 1827 года, в 15-ю годовщину Бородинской битвы, был заложен первый камень в новые ворота.
Особенностью проекта новых ворот было то, что конструкция создавалась из кирпичной кладки, которую обшили медными листами. Также из медных листов была создана скульптурная группа: шестёрка коней и фигура Славы. Скульптуры римских воинов заменили на медные древнерусские витязи.
Появились крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы. По сторонам ворот есть надписи:
Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года.
На стенах размещены благодарственные надписи от всего народа России. Текст на аттике гласит:
Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное Отечество.
Увековечены названия участвующих в военных действиях 1812 года гвардейских полков – Уланский, Казачий, Гусарский, Драгунский.
Императорская семья пришла посмотреть на новые Триумфальные ворота, была выпущена бронзовая медаль.
Восстановление сооружения
В условиях петербургского климата впечатляющая поначалу медь уже через несколько лет после открытия начала корродировать. В 1877-1880 годах ворота были восстановлены под руководством архитектора Михаила Ивановича Рылло.
Тогда медные листы железом, что только усилило коррозию. В 1888 году в помещение ворот была помещена часть архива городской думы.
Революция и реставрация
Во время Февральской революции 1917 года рабочие и солдаты подожгли памятник, вследствие чего архив сгорел дотла, повреждения получили бронзовые украшения.
В 1924 году началась новая реставрация, значительная часть которой была проведена в 1932 году. Затем её прервала Великая Отечественная война.
Ворота во время войны
Под аркой Триумфальных ворот солдаты Ленинградского гарнизона отправлялись на фронт. У ворот были возведены противотанковые укрепления.
В годы Великой Отечественной войны памятник сильно пострадал от обстрелов и бомбёжек. Сооружение насчитывало свыше 2-х тысяч пробоин, были отбиты детали скульптур и декора, разрушен карниз.
Однако это не помешало в 1944 году пройти через Триумфальные ворота героическим войскам Красной Армии, снявших блокаду города Ленинграда.
Послевоенное возрождение
Множественные разрушения сооружения потребовали срочной реставрации, которая проводилась с 1949-1951 годах. С января по осень 1951 года воссоздавались утраченные детали медных скульптур и орнаментов. Были выправлены вмятины, восстановлено наружное листовое покрытие; устранены отверстия и вздутия, вызванные взрывами, гранитной облицовки цоколя.
В дальнейшем регулярные реставрации ворот проводились в 1978-1980 и в 2002-2003 годах. Реставрационные работы в 1978-1980 годах проводились, в основном, на окружающей территории: были проложены новые подземные коммуникации. Тогда построили подземный переход, который стал для жителей удобным и безопасным, и которым мы пользуемся по сей день. Тогда же выложили камнем площадь вокруг ворот, обустроили гранитный поребрик.
Архитекторы и скульпторы
Сначала сооружение было возведено из дерева и алебастра по проекту архитектора итальянского происхождения Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Его основной замысел сохранил русский архитектор, один из основоположников русского ампира, академик Императорской Академии художеств Василий Петрович Стасов, когда начал в 1827 году строить памятник из камня и меди.
Автор фигуры Ники в колеснице, венчающей Нарвские триумфальные ворота, – скульптор русского сентиментализма Степан Степанович Пименов.
В содружестве с русским скульптором, крупнейшим представителем русского ампира, Василием Ивановичем Демут-Малиновским была создана триумфальная композиция, посвящённая Победоносному окончанию Великой Отечественной войны 1812 года.
Фигура крылатой Славы в колеснице и один из русских витязей выполнены Степаном Пименовым. В целом, скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями, их создали Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе.
В 1877-1880 годах ворота были восстановлены под руководством архитектора Михаила Ивановича Рылло. В 1949-1951 годах реставрацию проводили архитектор Ирина Николаевна Бенуа и скульптор-модельщик Александр Евстафьевич Громов.
Работали в это время также чеканщики К. П. Кротов и прочие, кровельщики Алексеев и другие, гранитчики под руководством В. Е. Бочарова; буквы золотила бригада А. Е. Юдина и В. П. Соколова.
В 1924 году русский и советский архитектор, градостроитель Лев Александрович Ильин разработал проект перепланировки площади. На месте заболоченной речки Таракановки и трущобных построек разбили широкую площадь, которая существует и поныне.
Музей-памятник
Внутреннее помещение Нарвских триумфальных ворот представляет собой трёхэтажное здание с подвалом. В верхнем зале, куда ведут 2 винтовые лестницы, находится Музей воинской славы. Он был организован в соответствии с постановлением Главного управления культуры Ленинграда от 1978 года.
Когда в 1939 году открыли Музей городской скульптуры, памятник Победы вошёл в его коллекцию. В 1987 году в структуре Государственного музея городской скульптуры создали филиал «Нарвские триумфальные ворота». В нём представлены атрибуты Отечественной войны 1812 года.
В музее регулярно проводятся временные выставки, экскурсии, занятия для детей и другие мероприятия.
Интересные факты с мистикой
Где находится памятник?
Ближайшая станция метро
Как добраться?
Доехать можно также наземным транспортом. Остановка: «Станция метро Нарвская»:
Дальше пройти через подземный переход прямо к Нарвским воротам.
НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА – ПАМЯТНИК ВОЕННОЙ ИСТОРИИ И МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
29 августа 1834 г. состоялось торжественное открытие Нарвских Триумфальных ворот, памятника, которым отмечены подвиги русской гвардии в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе 1813—14 годов.
26 апреля 1814 г. в Санкт-Петербурге было получено известие о том, что русские войска вступили в Париж. Для встречи гвардии на Петергофской дороге архитектором Дж. Кваренги всего за один месяц была сооружена триумфальная арка из дерева с украшениями из алебастра. Ворота украшала колесница богини Славы, запряженная шестеркой коней, и фигуры римских воинов. Выполненные из временных материалов, ворота довольно скоро начали ветшать. К лету 1824 г. они совершенно утратили свой праздничный вид. Тогда было принято решение о сооружении новых триумфальных ворот «из мраморов, гранитов и меди» взамен деревянных конструкций. Главным архитектором был назначен Василий Петрович Стасов и было принято решение о переносе ворот: их закладка состоялась совсем недалеко от прежнего места, на берегу речки Таракановки. Старые, деревянные ворота еще оставались на своем месте, их разобрали лишь в 1829 г.
Новые Нарвские ворота были заложены в годовщину Бородинской битвы 26 августа 1827 г. в присутствии 9 тыс. гвардейцев-ветеранов. Строительство уже было начато, но все еще обсуждался вопрос о материале для облицовки ворот. «Мраморные одежды» оборачивались баснословными суммами, и от проекта пришлось отказаться. 21 мая 1830 г. было утверждено предложение Стасова о сооружении ворот из кирпича, на гранитном цоколе, с облицовкой кладки медными листами. Из выколотной меди было решено выполнить и весь скульптурный декор. К работе над скульптурным убранством арки были привлечены лучшие скульпторы Академии художеств: В. И. Демут-Малиновский выполнил модели колесницы и фигуры воинов, С. С. Пименов – фигуру Победы, П. К. Клодт – фигуры шестерки коней. Фигуры гениев Славы над колоннами были исполнены скульптором Н. А. Токаревым, барельефы создал И. Леппе. Триумфальные ворота, облицованные медными листами, покрывали прозрачным масляным вареным лаком. Все работы по их сооружению были закончены 19 августа 1833 г., но торжественное открытие памятника состоялось только в 1834 году, в годовщину Кульмского сражения.
Назначение Нарвских Триумфальных ворот как памятника истории и архитектуры очевидно, и оно остается неизменным на всем протяжении их существования. Однако функция помещений, расположенных в их кирпичных стенах, не раз изменялась. Первоначально планировалось, что в аттике будут храниться реликвии войны с Наполеоном. Однако эта задумка так и не была воплощена в жизнь. В течение нескольких десятилетий, с 1835 г. до 1866 г. в воротах размещался караул Нарвской заставы. К 1888 г. после специального переоборудования внутри ворот разместили документы архива Городской думы.
Тем временем пейзаж вокруг ворот менялся – изначально ворота отмечали дальнюю границу города и были окружены лесами и загородными усадьбами знати, затем вокруг Путиловского завода начали активно строиться бараки и доходные дома рабочей окраины. Неудивительно, что этот район в начале XX в. находился в самом центре революционных событий. 22 января 1905 г. возле Нарвских ворот происходит расстрел мирной рабочей демонстрации, вошедший в историю как Кровавое воскресенье. И в последующие годы подле ворот сооружаются трибуны, проходят демонстрации и собрания, закрепившие за площадью название Площади Стачек вплоть до наших дней.
В 1917 г. Нарвские ворота и расположенный в них архив пережили сильнейший пожар. В огне погибло множество бесценных документов и записей. Пострадал от пожара и экстерьер памятника: утрачены элементы декора, выбиты окна, повреждены и утрачены накладные литеры. Десять лет Нарвская застава дожидалась реконструкции. В результате смелого архитектурного эксперимента за несколько лет памятник оказался окружен новыми конструктивистскими зданиями. Речка Таракановка была засыпана, исчез ведущий к воротам мост.
К 1935 г. Управление благоустройства Ленгорсовета закончило реставрацию ворот, восстановив утраченные фрагменты.
Наибольший ущерб памятнику нанесла Великая Отечественная война. Нарвские Триумфальные ворота простояли все 900 блокадных дней без каких-либо укрытий как символ побед прошлых и грядущих. Оказавшись в прифронтовой полосе, ворота сильно пострадали от снарядов. Защитники Ленинграда, танки и артиллерия проходили под аркой, направляясь на фронт, чтоб отстоять родной город.
В конце 1949 г. началась реставрация ворот, продолжавшаяся до 1952 г.
В 1939 г. Нарвские Триумфальные ворота как памятник, имеющий особую историческую и художественную ценность, вошли в коллекцию Государственного музея городской скульптуры наряду с другими выдающимися произведениями монументального искусства. После реставрации 1949–1953 гг. производятся плановые «промывки» поверхности памятника, ремонт кровли, обновление красочного слоя, работы по граниту. В 1978 г. решением Главного управления культуры г. Ленинграда было вынесено постановление о создании внутри сооружения экспозиции, посвященной Отечественной войне 1812 года, а также истории создания триумфальных ворот. Для нужд музея нужно было создать новую современную инфраструктуру: электрифицировать здание, подвести к нему канализационную систему, обеспечить водоснабжение и телефонную связь.
В 2000 г. дирекцией музея было принято официальное решение о принципиально новом подходе в работе отдела. Постоянная экспозиция переместилась в музейные фонды, ее сменила череда временных выставок.
В 2014 г. в рамках I Санкт-Петербургской биеннале музейного дизайна выставочный зал Нарвских ворот получил новое оформление и освещение, что позволяет теперь организовывать выставки на более высоком эстетическом уровне.
Являясь одновременно историческим памятником, выдающимся произведением архитектуры и скульптуры, своеобразным экспонатом городской коллекции Музея городской скульптуры, а также самостоятельным выставочным пространством, Нарвские Триумфальные ворота представляют собой уникальный для Санкт-Петербурга объект. Его сохранение, реставрация, популяризация всегда остаются приоритетными задачами музея.
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4846″>
Один из грандиозных памятников архитектуры Российской Федерации – Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Монумент, возведенный в честь великой победы российской армии над наполеоновскими войсками, поражает своим величием и простотой, красотой и благородством.
История строительства
Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.
Деревянные Триумфальные ворота
Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги. Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.
Сооружение венчал скульптурный ансамбль – фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.
По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях. Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие. В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.
После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью – горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни. Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.
Строительство каменных ворот и обшивка медными листами
Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский. В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время – это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.
Этапы реставрации
Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы. В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло. После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции – бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.
В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта. Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола. Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.
Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход – теперь добраться до арки можно удобно и безопасно. Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет. Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.
Скульптурные композиции
Токарев и Крылов исполнили фигуры гениев над колоннами. Скульптор Леппе создал барельефы летящих слав по сторонам арки. На колоннах можно увидеть выполненные золотом надписи, посвященные русским гвардейцам. Так как медные пластины быстро покрывались коррозией, их впоследствии сделали железными, но этот материал также достаточно быстро покрывался ржавчиной.
Внешний вид
Триумфальные ворота выполнены в простом и строгом стиле по образцу древнеримских дворцов. Представляют собой грандиозное сооружение высотой более 30 м, шириной 28 м, размер арки с внутренней стороны составляет 8 м х15 м. Со всех сторон строение окружено двенадцатью колоннами, украшенными коринфскими капителями (капитель – венчающая часть колонны) диаметром 1 м. Декор по древним античным образцам выполнен в виде канелюр (вертикальный желоб колонны).
На стенах создатели поместили благодарственную надпись от всего народа России, текст на аттике гласит: «Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное отечество». Также были увековечены названия гвардейских полков, участвующих в военных действиях 1812 года, среди которых Уланский, Казачий, Гусарский, Драгунский. С западной стороны золотыми буквами написаны названия кавалерийских соединений, с восточной – перечислены пехотные части. Другая надпись напоминает о сражениях, в которых принимали участие наши войска, в том числе в населенных пунктах: Бородино, Лейпциг, Париж и других.
Площадь
Архитектором Стасовым также была спроектирована площадь, на которой расположился монумент героям. Автор настаивал на большом открытом пространстве, так как со значительного расстояния строение гораздо лучше просматривается. Кроме того, чтобы подчеркнуть доминирующее положение Нарвских ворот, они были установлены на небольшом возвышении. Именно такого эффекта добивались создатели планировки, им это удалось в полной мере. В 1834 году в здании разместились солдаты караульной службы.
Дачные домики, которые в большом количестве расположились на этом месте, со временем были снесены, стали строиться многоквартирные дома, заводы. В конце XIX века здесь находилась рабочая застава. «Площадь Стачек» – такое название получено после Октябрьской революции, так как здесь часто проходили забастовки рабочих. В 1924 г. площадь решено перепланировать, автор проекта – архитектор Л. Ильин. Речку Таракановку, проходящую по площади, и старые постройки убрали. Вместо них обустроили просторную красивую площадь, существующую и в наше время.
В 1927 г. здесь открылся Московско-Нарвский Дворец культуры, позднее получивший имя советского писателя М. Горького. В 1928—1931 годах начали работать фабрика-кухня и открылся внушительных для того времени размеров Кировский универмаг. В 1930-х годах был создан комплекс жилых строений. В 1955 году в стиле «сталинского классицизма» возведена станция метро «Нарвская». В 1956 году закончено строительство общежития Ленинградского института водного транспорта. В 1979—1980 годах под строением соорудили подземный переход. В 1999 году на площади был установлен памятник маршалу ВОВ Л. А. Говорову.
Торговый центр «Галерея 1814» принял первых покупателей весной 2005 года. Здание оснащено автоматической современной системой управления, объединяющей освещение, отопление, пожарное оповещение, вентиляцию, водоснабжение и другие.
Музей
В 1987 году внутри Триумфальной арки открылся музей. Он расположен на верхнем этаже сооружения, попасть в который можно по двум узким винтовым лестницам. В экспозиции представлены фотографии разных лет, в том числе рассказывающие о трагических событиях Второй Мировой войны, атрибутика освободительных походов 1812-1814 годов. Здесь регулярно проводятся тематические выставки, объединенные единственной темой – Петербург в военные годы. Также экспонируются скульптуры, предметы прикладного и изобразительного искусства.
В музее постоянно открыта выставка художника Андрея Ромасюкова «Пыль времени». Свои работы автор посвятил различным событиям, происходящим в первой четверти XX века, главным образом во время Первой мировой войны. Всего в экспозиции представлено около 15 картин. Здесь же посетителям предлагают приобрести брошюрки об истории строительства объекта, а также о героических подвигах российских солдат. Касса в музей расположена внизу у входа.
Где находятся и как добраться
Монумент расположен в Санкт-Петербурге на пересечении проспекта Стачек, Старо-Петергофского проспекта, Нарвского проспекта и Перекопской улицы. Доехать удобнее на метро до станции «Нарвская».
Монументальное величественное строение, посвященное ратным подвигам русских воинов, не так известно и посещаемо, как другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Но оно интересно и уникально с точки зрения истории и культуры не только города, но и всей огромной страны, поэтому обязательно следует посетить это знаковое для всех россиян место.