Нарвские ворота в честь чего
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Нарвские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
Памятники
На площади Стачек в Санкт-Петербурге возвышаются Нарвские Триумфальные ворота. Построили ихв начале XIX века в честь возвращения русских войск, победивших Наполеона.
Краткое описание
Двенадцать колонн поддерживают аттик с Гениями Славы. Фигуры древнерусских витязей в нишах протягивают воинам лавровые венки. Памятник увенчивает шестерка коней, влекущая колесницу богини Победы с пальмовой ветвью.
Высота сооружения – 30 метров, ширина – 28 метров. В центре аттика посвящение золотом:
«Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное Отечество в д. 17. августа 1834»
Нарвские Ворота – это и памятник воинской славе, и доступный посетителям музей. Тематические экспозиции занимают верхнее помещение.
История
В 1814 году русская гвардия возвращалась из Европы. Французская армия разбита, Наполеон подписал отречение. Столица готовилась к торжественной встрече победителей. В течение месяца в Петербурге по чертежам Кваренги возвели триумфальные ворота.
Материалом для арки послужили дерево и алебастр. Строить начали у Нарвской заставы, на границе города. Украшением памятника стали колесница, управляемая крылатой богиней Победы и статуи античных воинов. Рядом устроили трибуны для военных оркестров.
В 1814 году русские полки 4 раза маршировали под сводом арки:
Решение возобновить строительство принял уже Николай I в 1827 году. Для новой арки определили место у реки Таракановки, немного дальше прежнего сооружения
Торжество закладки мемориала совершилось 26 августа 1827 года, в 15-летие Бородинской битвы. Церемония продолжалась в присутствии тысяч ветеранов. Грудь солдат и офицеров украшали серебряные медали «3a взятие Парижа» на Андреевско-Георгиевской ленте.
Открыли Нарвские Триумфальные ворота при большом стечении народа 17 августа 1834 года
Это событие было отмечено торжественным маршем. Перед российским императором под аркой прошли победоносные гвардейские полки.
Внутренний зал по плану принадлежал реликвиям Отечественной войны 1812 года. Этот замысел не поддержали, и в арке расположился караул Нарвской заставы. В конце XIX века здесь хранились документы архива Думы Петербурга.
В 1941 году с началом блокады памятник находился почти на оборонительной линии Ленинграда — от передовой по прямой всего шесть километров. Осколки снарядов сильно повредили монумент. На его медной обшивке насчитали больше 2 тысяч отметин.
В Ленинграде парад Победы прошел 8 июля 1945 года. С Нарвской стороны входила 45-я стрелковая дивизия. Героев снова встречали Нарвские Триумфальные ворота.
В 1952 году закончили реставрацию памятника.
1980 год – очередной ремонт:
В 1987 году внутреннее пространство отдали уникальному музею Нарвских ворот
С 2003 года здесь проходят выставки и экскурсии. К выставочному залу подниматься нужно по винтовой лестнице. Она узкая, пройти может только один человек.
Перед 300-летием северной столицы Нарвские Триумфальные ворота капитально отремонтировали. Монументу восстановили оригинальный цвет.
Нынешние Нарвские Триумфальные ворота – уважение и почтение признательных потомков.
НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА – ПАМЯТНИК ВОЕННОЙ ИСТОРИИ И МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
29 августа 1834 г. состоялось торжественное открытие Нарвских Триумфальных ворот, памятника, которым отмечены подвиги русской гвардии в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе 1813—14 годов.
26 апреля 1814 г. в Санкт-Петербурге было получено известие о том, что русские войска вступили в Париж. Для встречи гвардии на Петергофской дороге архитектором Дж. Кваренги всего за один месяц была сооружена триумфальная арка из дерева с украшениями из алебастра. Ворота украшала колесница богини Славы, запряженная шестеркой коней, и фигуры римских воинов. Выполненные из временных материалов, ворота довольно скоро начали ветшать. К лету 1824 г. они совершенно утратили свой праздничный вид. Тогда было принято решение о сооружении новых триумфальных ворот «из мраморов, гранитов и меди» взамен деревянных конструкций. Главным архитектором был назначен Василий Петрович Стасов и было принято решение о переносе ворот: их закладка состоялась совсем недалеко от прежнего места, на берегу речки Таракановки. Старые, деревянные ворота еще оставались на своем месте, их разобрали лишь в 1829 г.
Новые Нарвские ворота были заложены в годовщину Бородинской битвы 26 августа 1827 г. в присутствии 9 тыс. гвардейцев-ветеранов. Строительство уже было начато, но все еще обсуждался вопрос о материале для облицовки ворот. «Мраморные одежды» оборачивались баснословными суммами, и от проекта пришлось отказаться. 21 мая 1830 г. было утверждено предложение Стасова о сооружении ворот из кирпича, на гранитном цоколе, с облицовкой кладки медными листами. Из выколотной меди было решено выполнить и весь скульптурный декор. К работе над скульптурным убранством арки были привлечены лучшие скульпторы Академии художеств: В. И. Демут-Малиновский выполнил модели колесницы и фигуры воинов, С. С. Пименов – фигуру Победы, П. К. Клодт – фигуры шестерки коней. Фигуры гениев Славы над колоннами были исполнены скульптором Н. А. Токаревым, барельефы создал И. Леппе. Триумфальные ворота, облицованные медными листами, покрывали прозрачным масляным вареным лаком. Все работы по их сооружению были закончены 19 августа 1833 г., но торжественное открытие памятника состоялось только в 1834 году, в годовщину Кульмского сражения.
Назначение Нарвских Триумфальных ворот как памятника истории и архитектуры очевидно, и оно остается неизменным на всем протяжении их существования. Однако функция помещений, расположенных в их кирпичных стенах, не раз изменялась. Первоначально планировалось, что в аттике будут храниться реликвии войны с Наполеоном. Однако эта задумка так и не была воплощена в жизнь. В течение нескольких десятилетий, с 1835 г. до 1866 г. в воротах размещался караул Нарвской заставы. К 1888 г. после специального переоборудования внутри ворот разместили документы архива Городской думы.
Тем временем пейзаж вокруг ворот менялся – изначально ворота отмечали дальнюю границу города и были окружены лесами и загородными усадьбами знати, затем вокруг Путиловского завода начали активно строиться бараки и доходные дома рабочей окраины. Неудивительно, что этот район в начале XX в. находился в самом центре революционных событий. 22 января 1905 г. возле Нарвских ворот происходит расстрел мирной рабочей демонстрации, вошедший в историю как Кровавое воскресенье. И в последующие годы подле ворот сооружаются трибуны, проходят демонстрации и собрания, закрепившие за площадью название Площади Стачек вплоть до наших дней.
В 1917 г. Нарвские ворота и расположенный в них архив пережили сильнейший пожар. В огне погибло множество бесценных документов и записей. Пострадал от пожара и экстерьер памятника: утрачены элементы декора, выбиты окна, повреждены и утрачены накладные литеры. Десять лет Нарвская застава дожидалась реконструкции. В результате смелого архитектурного эксперимента за несколько лет памятник оказался окружен новыми конструктивистскими зданиями. Речка Таракановка была засыпана, исчез ведущий к воротам мост.
К 1935 г. Управление благоустройства Ленгорсовета закончило реставрацию ворот, восстановив утраченные фрагменты.
Наибольший ущерб памятнику нанесла Великая Отечественная война. Нарвские Триумфальные ворота простояли все 900 блокадных дней без каких-либо укрытий как символ побед прошлых и грядущих. Оказавшись в прифронтовой полосе, ворота сильно пострадали от снарядов. Защитники Ленинграда, танки и артиллерия проходили под аркой, направляясь на фронт, чтоб отстоять родной город.
В конце 1949 г. началась реставрация ворот, продолжавшаяся до 1952 г.
В 1939 г. Нарвские Триумфальные ворота как памятник, имеющий особую историческую и художественную ценность, вошли в коллекцию Государственного музея городской скульптуры наряду с другими выдающимися произведениями монументального искусства. После реставрации 1949–1953 гг. производятся плановые «промывки» поверхности памятника, ремонт кровли, обновление красочного слоя, работы по граниту. В 1978 г. решением Главного управления культуры г. Ленинграда было вынесено постановление о создании внутри сооружения экспозиции, посвященной Отечественной войне 1812 года, а также истории создания триумфальных ворот. Для нужд музея нужно было создать новую современную инфраструктуру: электрифицировать здание, подвести к нему канализационную систему, обеспечить водоснабжение и телефонную связь.
В 2000 г. дирекцией музея было принято официальное решение о принципиально новом подходе в работе отдела. Постоянная экспозиция переместилась в музейные фонды, ее сменила череда временных выставок.
В 2014 г. в рамках I Санкт-Петербургской биеннале музейного дизайна выставочный зал Нарвских ворот получил новое оформление и освещение, что позволяет теперь организовывать выставки на более высоком эстетическом уровне.
Являясь одновременно историческим памятником, выдающимся произведением архитектуры и скульптуры, своеобразным экспонатом городской коллекции Музея городской скульптуры, а также самостоятельным выставочным пространством, Нарвские Триумфальные ворота представляют собой уникальный для Санкт-Петербурга объект. Его сохранение, реставрация, популяризация всегда остаются приоритетными задачами музея.
Нарвские ворота
в Санкт-Петербурге
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге находятся в Кировском районе, на площади Стачек. Величественная арка была построена в 1830-х годах в память о победе в войне 1812 года. В то время Северная столица была гораздо меньше по площади и ворота стояли на въезде в город. Нарвские ворота — это памятник в архитектурном стиле ампир. Триумфальная арка имеет высоту около 30 метров и ширину 28 метров.
Нарвские триумфальные ворота на панораме:
История создания и архитектура Нарвских триумфальных ворот
Деревянные Нарвские ворота простояли недолго — сказался суровый климат Петербурга и сооружение решили переделать. По указу императора Николая I для новых ворот выделили место у реки Таракановки.
Для строительства были приглашены новые мастера. Главным архитектором Нарвских ворот назначили В. П. Стасова. Он сохранил первоначальный облик монумента, созданный Кваренги. Работы начались в 1827-м году и длились 7 лет. На официальное открытие в августе 1834-го приехала императорская семья. Поскольку новый памятник возвели в другом месте, то и годом создания Нарвских ворот принято считать не 1814-й, а 1834-й.
Создание скульптур для Нарвских триумфальных ворот поручили команде зодчих. Над конной колесницей — главным украшением арки — работали скульпторы Петр Клодт и Степан Пименов. Клодт изваял шесть коней Нарвских ворот, а Пименов трудился на статуей богини Победы.
Скульптуры Гениев Славы, установленные чуть ниже колесницы, созданы И. Леппе, М. Г. Крыловым и Н. А. Токаревым. А древнерусские витязи, заменившие на постаментах римских воинов, принадлежат авторству С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского.
При строительстве новой арки от дерева и алебастра отказались, использовали кирпич. Всю конструкцию обшили медными листами, скульптуры также отливались из меди. К сожалению, и этот материал не выдержал влажности. Спустя несколько лет началась коррозия. В 1880-х медь заменили на железо, что еще больше ухудшило ситуацию. В последующие годы Нарвские ворота неоднократно реставрировали (после пожара в 1917-м и бомбежек в годы Великой Отечественной войны). Последняя реконструкция проводилась в 2003 году. К юбилею Санкт-Петербурга арке вернули оригинальный цвет.
Музей-памятник
Внутри Нарвских ворот (в аттике — верхней части сооружения) работает Музей «Нарвские Триумфальные ворота». К экспозиции ведет узкая винтовая лестница, рассчитанная на одного человека. В музее представлены тематические выставки и историческая экспозиция, проводятся экскурсии.
Режим работы и стоимость билетов
Музей Нарвских ворот работает по следующему графику: в среду с 14:00 до 20:00, касса до 19:00; четверг-воскресенье с 11:00 до 17:00, касса до 16:00. Понедельник и вторник — выходные дни.
Билеты стоят 150 рублей, для льготных категорий граждан — 50 рублей. Подробности по телефону: +7 (812) 786-97-82.
Как добраться до Нарвских ворот в Санкт-Петербурге
Добраться до Нарвских ворот на площади Стачек не трудно. Удобнее это сделать на метро. Садитесь на красную ветку Петербургского метрополитена (линия М1) и следуйте до станции «Нарвская». Как только вы выйдете из вестибюля, то сразу же увидите Нарвские триумфальные ворота. Обратите внимание, что выход к ним осуществляется через подземный переход.
Здесь же находится и остановка наземного транспорта «Станция метро Нарвская». Тут ходят автобусы № 2, 6, 66, 73, троллейбус № 20 и маршрутные такси № К-20, К-66, К-169, К195.
На машине из центральной части города можно доехать за 15–20 минут.
Маршруты для автомобилистов от площади Восстания на Яндекс. Картах:
В Северной столице популярны услуги такси. Заказать машину от известных сервисов Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett или Maxim помогут мобильные приложения.
Нарвские ворота в Санкт-Петербурге: видео
«От имени признательного отечества»: Нарвские триумфальные ворота
© Фото: Instagram / @begimashabegi
Темы дня
Шедевр на площади Стачек построили в честь победы в войне с Наполеоном. А после блокады Ленинграда через ворота возвращались домой солдаты, защитившие Северную столицу.
Отечественная война 1812 года была великим событием в истории Российской империи. Была разгромлена армия Наполеона, что вызвало всплеск патриотизма среди народа.
В память о грандиозной победе была увековечена во многих монументах, зданиях, картинах. Среди таких шедевров – Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек в Петербурге.
В этой части Северной столицы в прошлом располагалась Нарвская застава. Это был один из пограничных пунктов города – здесь же и встречали войска в 1814 году, которые возвращались в столицу империи после войны с Наполеоном.
Сначала для этого построили триумфальные ворота из дерева и алебастра. Их возвели по проекту Джакомо Кваренги ближе к Обводному каналу, а не на месте нынешней площади Стачек. Украшала памятник надпись «Победоносной Российской императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества».
Фото: citywalls.ru
Конструкция не была достаточно прочной, поэтому спустя почти десятилетие она начала разрушаться. Через некоторое время император Николай I приказал построить новые ворота. Местом для них выбрали Петергофскую дорогу у берега реки Таракановки.
Изначально предполагалось, что можно сохранить ворота, возданные Кваренги, в качестве образца для нового монумента. Но комиссия выбрала проект Василия Стасова, который участвовал в конкурсе и на создание первой версии памятника. Тогда от его варианта отказались из-за высокой стоимости.
Стасов решил не только сделать новые ворота шире, но и изменить элементы декора. Его проект всех устроил, торжественную закладку монумента провели в августе 1827 года. Во время церемонии Стасов преподнёс Николаю I и другим членам царской семьи камни с гравировкой, которые они заложили в основание. Там же разместили и медаль генерала Фёдора Уварова, который завещал 400 тыс. рублей на создание памятника об Отечественной войне.
1830-е годы. Фото: citywalls.ru
Фундамент памятника сделали быстро, но затем работы не продолжались на протяжении трёх лет. Причиной стали споры о материале, из которого должен состоять монумент.
Стасов предложил сделать ворота из кирпича с медной облицовкой. Императору же понравился вариант литейного завода Дмитрия Шепелёва с использованием чугуна, но позднее Николай I согласился с проектом архитектора. Полноценно строительство продолжилось в 1830 году. Спустя два года случился пожар из-за обогревательных печей и кузницы. Строительные леса и сама конструкция сильно пострадали.
Завершить работы удалось осенью 1833 года. Коней для ворот сделал Пётр Клодт, который изготовил скульптуры для Аничкова моста. Статую богини Славы смастерил Степан Пименов, а колесницу – Василий Демут-Малиновский.
Читайте также:
Торжественная церемония открытия ворот состоялась в честь 21-й годовщины Кульмской битвы 17 августа 1834 года. Памятник вызвал восторг у императорской семьи.
1857 год. Фото: Э. Юар / pastvu.com
Впервые ворота отремонтировали спустя почти 40 лет. Из-за коррозии пришлось заменить часть медных листов. В период революций монумент подожгли, поэтому он частично пострадал. Его начали реставрировать в 1925 году, но работы до Великой отечественной войны провести не успели.
Нарвские ворота находились примерно в шести километрах от линии фронта во время блокады Ленинграда. Отсюда жители города шли на войну.
В период боевых действий возле ворот стояли противотанковые укрепления. Архитектурный шедевр сильно пострадал из-за постоянных артобстрелов и бомбардировок. На воротах были сотни повреждений. Помимо этого, снаряды разрушили карниз. Тем не менее большая часть конструкции смогла пережить блокаду и сохраниться.
После войны через Нарвские ворота солдаты, которые защищали Ленинград, возвращались в город. К реставрации памятника приступили только в конце 1940-х годов.
Приблизительно начало 1930-х годов. Фото: leningrad.me; Елена Вечтомова / pastvu.com
Работы завершились в 1952 году. Ремонт проводила Ирина Бенуа, которая также занималась восстановлением Кикиных палат и Мещанского училища. С ее помощью воссоздали различные элементы декора, в том числе орнамент на колеснице, а также медную кровлю и винтовые лестницы.
В следующий раз реставрацию проводили спустя почти 30 лет, когда возле памятника появился подземный переход. В те годы появилась идея воплотить в реальность задумку Стасова – открыть в воротах музей-памятник. Это удалось сделать в 1987 году.
Экспозиция, посвящённая Отечественной войне 1812 года, стала частью Государственного музея городской скульптуры. Попасть туда можно и сейчас.
Последний на данный момент ремонт ворот состоялся к 300-летию Петербурга. В честь юбилея Северной столицы у памятника почистили и отремонтировали часть деталей и полностью восстановили исторический оттенок ворот.
Искажённое лицо богини Славы специалисты отреставрировать не смогли. Вероятно, что это могут исправить в честь 200-летия ворот, которое исполнится через 15 лет.
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4846″>
Один из грандиозных памятников архитектуры Российской Федерации – Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Монумент, возведенный в честь великой победы российской армии над наполеоновскими войсками, поражает своим величием и простотой, красотой и благородством.
История строительства
Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.
Деревянные Триумфальные ворота
Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги. Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.
Сооружение венчал скульптурный ансамбль – фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.
По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях. Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие. В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.
После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью – горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни. Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.
Строительство каменных ворот и обшивка медными листами
Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский. В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время – это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.
Этапы реставрации
Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы. В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло. После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции – бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.
В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта. Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола. Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.
Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход – теперь добраться до арки можно удобно и безопасно. Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет. Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.
Скульптурные композиции
Токарев и Крылов исполнили фигуры гениев над колоннами. Скульптор Леппе создал барельефы летящих слав по сторонам арки. На колоннах можно увидеть выполненные золотом надписи, посвященные русским гвардейцам. Так как медные пластины быстро покрывались коррозией, их впоследствии сделали железными, но этот материал также достаточно быстро покрывался ржавчиной.
Внешний вид
Триумфальные ворота выполнены в простом и строгом стиле по образцу древнеримских дворцов. Представляют собой грандиозное сооружение высотой более 30 м, шириной 28 м, размер арки с внутренней стороны составляет 8 м х15 м. Со всех сторон строение окружено двенадцатью колоннами, украшенными коринфскими капителями (капитель – венчающая часть колонны) диаметром 1 м. Декор по древним античным образцам выполнен в виде канелюр (вертикальный желоб колонны).
На стенах создатели поместили благодарственную надпись от всего народа России, текст на аттике гласит: «Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное отечество». Также были увековечены названия гвардейских полков, участвующих в военных действиях 1812 года, среди которых Уланский, Казачий, Гусарский, Драгунский. С западной стороны золотыми буквами написаны названия кавалерийских соединений, с восточной – перечислены пехотные части. Другая надпись напоминает о сражениях, в которых принимали участие наши войска, в том числе в населенных пунктах: Бородино, Лейпциг, Париж и других.
Площадь
Архитектором Стасовым также была спроектирована площадь, на которой расположился монумент героям. Автор настаивал на большом открытом пространстве, так как со значительного расстояния строение гораздо лучше просматривается. Кроме того, чтобы подчеркнуть доминирующее положение Нарвских ворот, они были установлены на небольшом возвышении. Именно такого эффекта добивались создатели планировки, им это удалось в полной мере. В 1834 году в здании разместились солдаты караульной службы.
Дачные домики, которые в большом количестве расположились на этом месте, со временем были снесены, стали строиться многоквартирные дома, заводы. В конце XIX века здесь находилась рабочая застава. «Площадь Стачек» – такое название получено после Октябрьской революции, так как здесь часто проходили забастовки рабочих. В 1924 г. площадь решено перепланировать, автор проекта – архитектор Л. Ильин. Речку Таракановку, проходящую по площади, и старые постройки убрали. Вместо них обустроили просторную красивую площадь, существующую и в наше время.
В 1927 г. здесь открылся Московско-Нарвский Дворец культуры, позднее получивший имя советского писателя М. Горького. В 1928—1931 годах начали работать фабрика-кухня и открылся внушительных для того времени размеров Кировский универмаг. В 1930-х годах был создан комплекс жилых строений. В 1955 году в стиле «сталинского классицизма» возведена станция метро «Нарвская». В 1956 году закончено строительство общежития Ленинградского института водного транспорта. В 1979—1980 годах под строением соорудили подземный переход. В 1999 году на площади был установлен памятник маршалу ВОВ Л. А. Говорову.
Торговый центр «Галерея 1814» принял первых покупателей весной 2005 года. Здание оснащено автоматической современной системой управления, объединяющей освещение, отопление, пожарное оповещение, вентиляцию, водоснабжение и другие.
Музей
В 1987 году внутри Триумфальной арки открылся музей. Он расположен на верхнем этаже сооружения, попасть в который можно по двум узким винтовым лестницам. В экспозиции представлены фотографии разных лет, в том числе рассказывающие о трагических событиях Второй Мировой войны, атрибутика освободительных походов 1812-1814 годов. Здесь регулярно проводятся тематические выставки, объединенные единственной темой – Петербург в военные годы. Также экспонируются скульптуры, предметы прикладного и изобразительного искусства.
В музее постоянно открыта выставка художника Андрея Ромасюкова «Пыль времени». Свои работы автор посвятил различным событиям, происходящим в первой четверти XX века, главным образом во время Первой мировой войны. Всего в экспозиции представлено около 15 картин. Здесь же посетителям предлагают приобрести брошюрки об истории строительства объекта, а также о героических подвигах российских солдат. Касса в музей расположена внизу у входа.
Где находятся и как добраться
Монумент расположен в Санкт-Петербурге на пересечении проспекта Стачек, Старо-Петергофского проспекта, Нарвского проспекта и Перекопской улицы. Доехать удобнее на метро до станции «Нарвская».
Монументальное величественное строение, посвященное ратным подвигам русских воинов, не так известно и посещаемо, как другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Но оно интересно и уникально с точки зрения истории и культуры не только города, но и всей огромной страны, поэтому обязательно следует посетить это знаковое для всех россиян место.