Наш класс фулкро о чем спектакль
Наш класс
Молодая, перспективная и бесконечно талантливая команда FULCRO под режиссурой Дарьи Шаминой отыграла шесть премьерных спектаклей на новой площадке — территории завода «Степан Разин».
Очень сложно говорить о формальностях, когда хочется говорить о чувствах, сюжете. Но нельзя не сказать, потому что команда FULCRO заслуживает вашего внимания. Внимания к каждому человеку, приложившему руку к существованию спектакля, к его переносу на территорию завода, который стал возможен благодаря поддержке Регионального еврейского конгресса в Санкт-Петербурге, к бесконечным часам работы над речью, музыкой, пластикой, светом, над всем – благодаря чему «Наш класс» стал реальностью.
«Наш класс» – это не про жертв и злодеев, это про людей. Про их нравственный выбор и жизненный путь. «Но они же смотрели», – скажет Рысек (Иван Кириллов) Доре (Екатерина Тихонова) или же себе? Владек (Денис Прытков) напротив будет рисковать жизнью, чтобы спасти Рахельку (Анна Завтур) и, возможно, впервые даст отпор матери.
Десять бывших одноклассников – пять поляков, пять евреев. У каждого свой путь.
Урок 1 – они будут рассказывать про родителей, делиться мечтами, они будут друзьями. Жизнь разделит их. Кого-то сделает лишь свидетелем истории, чей голос будет нести жизнь, там, где её, казалось, больше нет, как Абрама (Никита Гольдман-Кох). Кого-то превратит в призрак прошлого и чью-то совесть, как Якуба Каца (Илья Якубовский).
В книгах злодеи становятся героями или приходят к искуплению, герои живут долго и счастливо. «Наш класс» – это реальные судьбы, где Зигмунт (Александр Другов) в итоге обретает спокойную жизнь со своей семьёй и даже вступает в польскую партию, где Хенек (Евгений Тимохин) занимает высокую церковную должность и становится ксёндзом, Зоська (Алина Покровская), даже став праведницей народов мира, так и не сможет обрести покой до самой старости, а Манехем (Сергей Горошко) после всего пережитого скажет: «Моя жена сказала, что я проклят, и ушла от меня».
Кто-то в зале заплачет ещё в самом начале и прорыдает весь спектакль. Кого-то будет трясти все три часа, но не от холода заводских стен. Одна из зрительниц в антракте скажет: «Как будто вырвали чье-то сердце, оно горит, а больно тебе».
Больше трёх часов тебя окружают люди, которые не могут остаться равнодушными, которые не могут оставаться прежними, полумрак и, кажется, целая сотня табличек, от которых сжимается сердце, с польскими словами «zabity w 1941», «zabita w 1941».
«Наш класс» – это не о прошлом. наш класс — это о настоящем, о нас с вами, о том, чтобы помнить и не повторять.
Наш класс фулкро о чем спектакль
Авторы проекта FULCRO — команда актеров, выпускников культовой петербургской театральной мастерской В.М. Фильштинского. Группа — лауреаты высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в 2020 г. единственный раз в истории она была присуждена студенческому проекту.
За 30 лет Фильштинский и команда педагогов выпустили семь курсов. На первых учились Константин Хабенский и Ксения Раппопорт. 51-я мастерская — это не про вечную дружбу, но как многие знаменитые мастерские и студии — про «своих». В категорически несвободных условиях реалий российского театрального образования мастер курса Вениамин Михайлович Фильштинский пытается воспитывать свободных людей.
Знакомьтесь, молодой и дерзкий театр FULCRO — билеты сюда раскупают моментально.
Театральный феномен года: куратор Дарья Шамина и артисты мастерской Фильштинского основали проект FULCRO и за полгода стали городской сенсацией! Они превратили цеха бывшего завода на Курляндской в свою штаб-квартиру, заговорили о Холокосте и добавили к спектаклям-прогулкам социальные эксперименты! Результат — грандиозный солд-аут до осени.
Знакомьтесь, молодой и дерзкий театр FULCRO — билеты сюда раскупают моментально.
Театральный феномен года: куратор Дарья Шамина и артисты мастерской Фильштинского основали проект FULCRO и за полгода стали городской сенсацией! Они превратили цеха бывшего завода на Курляндской в свою штаб-квартиру, заговорили о Холокосте и добавили к спектаклям-прогулкам социальные эксперименты! Результат — грандиозный солд-аут до осени.
Мировой культурный опыт уже несколько десятилетий лет занимается переосмыслением индустриальных пространств. В Москве это Винзавод, Strelka, Хлебозавод и Арма. На карте Петербурга — это Новая Голландия и Севкабель. А теперь и здание на «окраине исторического центра», где расположился завод «Степан Разин».
Здание на Курляндской улице почти ровесник Петербурга. Краснокирпичный завод, первый пивоваренный завод в Российской Империи, возник в 1790 году. Промышленник Ной Казалет решил, что именно здесь самое время начать нечто новое. До этого все производство пива и меда в стране было сконцентрировано в руках небольших компаний, как мы сказали бы сегодня, «малого бизнеса». Казалет совершил авантюрный шаг и увеличил масштабы производства, чтобы снабжать страну не самыми популярными на тот момент напитками. Рискнул и выиграл.
После революции завод на Курляндской, Калинкинское пивомедоваренное товарищество, «сменил вектор», превратившись в советскую пивоварню «Степан Разин». Пиво в здании на Курляндской делали до 2013го — после «Степана Разина» тут обосновалось производство успешного бренда Heineken.
Исторически это место — место риска, приводящего к успеху. Место на протяжении 230 лет не пустовало и связано с самыми успешными проектами в индустрии.
Курляндская улица — стык. Домов и заводов. Суши и воды. Столкновение жилых и промышленных кварталов. Место перехода Петербурга Достоевского в Петербург Пушкина из «Медного всадника». Кластер на Курляндской — место, где уже обживаются бары, рестораны, мастерские и т.д. Проект FULCRO представляет в этом пространстве культуру.
Я родился в городе Донецк, это Украина. В школе я почти не учился, с самого детства родители меня записали на все возможные кружки и секции, я много ездил на фестивали и соревнования. Когда пришло время поступать, вопроса куда идти как-то не возникло. Я поступил в РГИСИ в мастерскую Фильштинского (выбор был судьбоносным) в 16 лет, учился тяжело. Но мне кажется, я что-то важное понял, что-то впитал от своего мастера, от педагогов. Сам до конца не понимаю что. Научился любить людей. Научился верить. Верить, что мы сможем сделать мир чуть лучше.
Люблю работать с людьми, которые не делают вид что все на свете знают, а, наоборот, учатся всему здесь и сейчас, делают ошибки и тут же их исправляют, это по мне.
Я родилась в «городе трех таблеток», так местные называют Уфу. В общем, то немногое, что люди обычно знают об Уфе, укладывается в: «Ну, это же где Земфира родилась?» Те, кто постарше, говорят ещё про Шевчука. А кто младше — про Фейса и Моргенштерна. Вот такой разброс. Я бы прибавила к этому ещё прекрасную природу Башкирии и мёд, на который у меня аллергия.
Школа была моим кошмаром. В десятом классе я стала ходить в модельную школу и появилась возможность сбежать из школы на несколько месяцев в Китай, в модельную поездку. Так я и сделала.
После школы успела поступить в один из институтов Уфы на филологический факультет. Пожила некоторое время в Америке. И решила изменить свою жизнь: по возвращении в Россию уехала из Уфы в Петербург — учиться быть актрисой. Если честно, я очень рада, что не последовала советам школьных учителей «быть как все». Самое важное в актерской профессии, как мне кажется, это просто не бояться быть собой.
Я родилась в Петербурге в 1998 году. Занималась спортом, окончила с отличием и общеобразовательную и музыкальную школу.
В пятом классе впервые вышла на сцену. С этого все началось. В 2016 г. поступила в мастерскую В.М. Фильштинского. Из всего периода обучения я помню только сумбурную кашу: ступенчатое разочарование в себе, отрицание происходящего, полное непонимание, о чем люди вокруг говорят и чего вообще от меня хотят, попытки выйти на площадку, нелепые пробы, слезы, маленькие радости от того, что начал хоть что-то понимать и снова полное непонимание всего происходящего. И так по кругу все четыре года из крайности в крайность.
Опыта в кино ещё не случилось. Будем надеяться, что все впереди.
После выпуска мы (уже создав Fulcro) попытались соединить голос, музыку и поток мыслей, эмоциональный фон материала, и что-то мое, внутреннее, что произошло в важной для меня работе кабаре «Цветы». Хотелось бы научиться и быть музыкой, всецело транслировать ее через себя.
Я из Перми. Большой человек из маленького города. Во время учебы в школе понял, что у меня получается только то, в чем я заинтересован и что доставляет мне удовольствие.
Мои родители всегда помогали мне в моих начинаниях, я занимался спортом, шахматами, брейк-дансом. Надолго меня захватил TODES, у нас сложилась очень крутая команда. Мы много гастролировали и побеждали на фестивалях.
В процессе обучения в мастерской Фильштинского я подтвердил еще раз мысль школьных лет: достигаю успеха только в том, во что я максимально включен.
Поэтому для меня самое главное в профессии — включенность, полное погружение, соединение с материалом и партнерами. Ты можешь с любовью, можешь с отвращением, но нельзя «никак», нельзя безотносительно.
Я родилась в Пушкине. Это пригород Петербурга, он же Царское Село, место где учились и выросли Пушкин и Ахматова. Там я и окончила школу. Всегда много чем занималась: творческие кружки, спорт. С детства танцевала, в 12 лет стала двукратной чемпионкой России по буги-вуги. Позже ушла в сольные направления, ходила в художественную школу, закончила литературную школу имени Анны Ахматовой, занималась вокалом, лёгкой атлетикой, училась играть на флейте и фортепиано у бродячих музыкантов, которых родители приютили в доме. С 7 лет учила английский язык и после окончания школы поступала на лингвиста-переводчика на заочку и планировала ездить по миру работать моделью (на тот момент я работала в TANN Model Management).
Но потом я познакомилась с компанией артистов и решила попробовать поступить в РГИСИ. Я попала на курс к Вениамину Фильштинскому. Это был невероятный подарок судьбы и самое логичное, что могло со мной произойти. Я расторгла контракт с модельным, отозвала документы из СПБГУ и пошла учиться на актрису.
Четыре года в театральной академии на Моховой кардинально изменили меня и мою жизнь. Для меня самое важное, что Вениамин Михайлович воспитывал в нас личностей, всегда говорил с нами на равных, прислушивался, разрешал спорить и вступать в диалог. В глобальном смысле он учил нас быть свободными, сильными, независимыми художниками и людьми. Учил бороться за свою правду, отстаивать свою творческую позицию и убеждения. Это для меня сейчас самое главное. То, что мне помогает после выпуска, что меня держит и направляет. Свобода и независимость.
Родилась в городе Алапаевск, выросла в Нижневартовске. Училась хорошо. В 10 лет попала в школу искусств на актерское отделение: так началось мое знакомство с профессией. Я долго искала «свой» путь и он случился через четыре года после окончания школы. В 2012 г. я приехала в Петербург, не поступила в Академию (тогда РГИСИ еще был СПБГАТИ), училась, поступала снова, была вольным слушателем, снова поступала и, наконец, оказалась ученицей моего Мастера Вениамина Фильштинского. Если бы не было всего этого пути «До», то неизвестно, как сложилась бы моя жизнь в профессии. А сейчас я благодарна судьбе, что все именно так.
Думаю, что самое важное, всегда про любовь. Любовь к миру и к человеку. Со-трудничество или со-страдание. Когда приставка «со» — это про контакт и попытку понять. Меня так учили. Человек всегда находится в диалоге с собой, миром или партнёром. Это про жизнь в общем, как и профессия, и искусство в целом.
Родился в Санкт-Петербурге, и очень надеюсь на то, что останусь здесь. С трудом пережил школу. Был уверен, что стану великим физиком. Решил стать актёром как-то абсолютно случайно. Мне кажется, что решительным поворотом в выборе будущей профессии стали розовый шарф, который очень не понравился моему учителю математики, и двадцатиминутная беседа с физиком из Лондона. Два эти ярких для меня события дали однозначное понимание, что физика не моё будущее.
Самое важное, что я вынес за четыре года обучения в мастерской Фильштинского, это то, что я личность, а не кусок глины. Хотя быть куском глины гораздо проще, чем собой.
Опыт в кино не такой большой, но всё же есть две работы, которыми я могу гордиться. Моя первая роль в кино — это эпизод в фильме «Лето» Кирилла Серебренникова. Небольшая, но она запомнилась как первая. И вторая роль мальчика с аутизмом в фильме «Сашка» ( реж. Дина Семыкина), работа студенческая, но очень важная для меня.
Наш класс
История в 14 уроках
Режиссёр-постановщик – Наталья Ковалёва
3 часа c 1 антрактом
Одноклассники. Мальчики и девочки, полные жизни, радости и надежд, рассказывают о себе, о родителях, о своих мечтах. Так начинается их общая биография — накануне Второй мировой войны. Одноклассники будут спасать и предавать друг друга, любить, ревновать, ненавидеть. И только одного они никогда не смогут – разорвать ту невидимую нить, которою связаны их жизни. Ибо – «одноклассник всё равно, что родственник».
В 2008 году польский драматург Тадеуш Слободзянек написал пьесу, название которой призывало осознать трудные уроки истории — «Наш класс. История в 14 уроках». Действие начинается в маленьком городке в конце 20-х годов, а судьбы персонажей — польских и еврейских мальчиков и девочек из одного класса — прослеживаются до наших дней. У десяти героев пьесы есть реальные прототипы, и события, описанные в пьесе, действительно происходили в польском городке Едвабне.
Режиссёр спектакля Наталья Ковалева:
В 2000 году вышла книга Я. Т. Гросса «Соседи» о Едвабне. Она вызвала в польском обществе шок, расколов его на два лагеря: желавших и не желавших признать свою вину. Для поляков это история их страны. Но ведь и в истории нашей страны есть трудные страницы. И это не только история: и сегодня нам часто приходится делать трудный выбор. За свой поступок отвечаем мы сами. Как поступить так, чтобы не захлебнуться поздним раскаянием? Работая над спектаклем, я часто задавала вопрос себе: «А что бы я сделала?». И оправдание, которое звучит у героев пьесы: «А что я мог сделать?», — не есть ответ. Так что для меня эта история — общечеловеческая. Везде, где человек зажат в кулак диктатуры, он перестает быть человеком — он становится волком, окружённым красными флажками. От страха он сеет зло вокруг себя, и в результате не может жить сам. Как выскочить за флажки? Мне думается, что о сложных уроках истории необходимо разговаривать с людьми языком театра, ибо он прост и нагляден: здесь перед живым человеком (зрителем) живой человек (артист) за пару часов проживает целую жизнь, проявляя тайные механизмы судьбы человека: связи его прошлого с настоящим и будущим
Тадеуш Слободзянек не летописец, который «добру и злу внимает равнодушно». Он глубоко встревожен вечными вопросами, он ведёт битву за человека. Потому и достигает глубины художественного обобщения явлений. Пьеса «Наш класс» была отмечена главной литературной премией Польши Нике. При вручении ее автору было отмечено, что пока в Польше есть такие писатели, можно смотреть в будущее оптимистически.
Спектакль – лауреат Театральной премии МК в номинации «Лучший актерский ансамбль», 2017
Лауреат ежегодной премии ФЕОР «Скрипач на крыше», 2018
Театр благодарит за помощь в создании спектакля И.А. Маршака.
4 всадника FULCRO: экспериментальный театр Санкт-Петербурга
Весь Петербург насквозь пронизан прямыми улицами. По ним ходят тысячи людей и не задумываются, что, если в определенном месте свернуть в неприметный переулок, можно найти настоящую душу северной столицы. Именно они таят в себе загадочные истории, о которых нельзя просто так услышать из уст туристов, ведь Петербург – это обитель и секретов, и загадок, и искусства. Блуждая по укромным закоулкам и подставляя лицо просачиваемущуся бодрящему ветру, можно случайно наткнуться на яростно жестикулирующих и что-то шумно обсуждающих людей, явно не замечающих никого вокруг. Невольно хочется узнать, кто эти люди. И ответ оказывается довольно прост – это зрители театра FULCRO.
Независимый театр FULCRO – это место соединения любви, искусства, вдохновения и людей, которые любят свое дело. Неспроста в переводе с итальянского FULCRO – это точка опоры, связующее звено. Режиссер Дарья Шамина и выпускники мастерской Вениамина Фильштинского в РГСИ подарили жизнь проекту, который в 2020 году впервые получил высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». До этого забрать столь высокую награду студенческим проектам не удавалось. Они получили ее за постановку пьесы Тадеуша Слободзянека «Наш класс», повествующей о Холокосте в Польше и заставляющей зрителя пережить весь ужас вместе с актерами. Каждая постановка FULCRO обращена к какой-либо мировой исторической трагедии, где уничтожались люди, жалости не было места, а кровожадности конца.
Как сказала Дарья в своем интервью для издания «Собака.Ru»: «Наши спектакли направлены на взаимодействие с людьми, на совместное проживание». Когда впервые идешь на спектакль FULCRO, не знаешь, чего ожидать – это новое прочтение иммерсивного жанра. Их спектакль «Путешествие», имеющее подразделение на четыре маршрута, – «Страх», «Ясность», «Сила» и «Старость» нельзя пройти в один день, однако если найти время на каждый из них, то вы будете поражены монолитной основой всего вашего «Путешествия» не только по прекрасному Петербургу, но и по закоулкам своего внутреннего мира. В концепции этого спектакля лежит философия Карлоса Кастанеды, раскрывающая 4 главных врага человека на пути к знанию. Именно ими назван каждый из маршрутов.
Изюминкой «Путешествия» является активное взаимодействие с актерами и с самим собой. Вы общаетесь с ними, смеетесь вместе над шутками, анализируете свое прошлое, настоящее и будущее. Они становятся вашими проводниками в потаенный Петербург и спутниками к познанию себя, всячески поддерживая комфортную атмосферу и не выходя из своей роли.
«Страх»
«Чтобы одолеть страх, нужно всего лишь не убегать»
Признаюсь, данный маршрут оказал невероятное воздействие на меня. Он совсем не о том, чтобы кого-то напугать. Тут не будет ужасающих монстров, задача которых испугать зрителя. Не смотрите на название с такой точки зрения. Все куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Анастасия Гордыманова, Сергей Горошко и Илья Якубовский не только проведут вас по заводу «Красный треугольник», но и искренне поделятся с вами своим сокровенным и выслушают вас, если вы сами того захотите. Они заставят глубоко задуматься и посмотреть в глаза страху, который кроется внутри каждого и с которым борьба ведется один на один. Переплетение прошлого с настоящим трогает так сильно, что кому-то, возможно, стоит запастись салфетками перед походом на «Страх». Может, вы потеряны или сбились с пути и не знаете, что делать и как добиться желаемого, а может, боитесь неудачи и провала или чего-то, о чем даже не хочется говорить вслух. Знайте, что во время этого маршрута актеры протянут вам руку, вдохновят и помогут, просто выслушав. Это можно назвать даже своего рода терапией, ведь на «Страхе» срабатывает синдром случайного попутчика, который заключает в себе желание рассказать что-то сокровенное из вашей жизни совершенно незнакомому человеку. Понимание, что вы никогда больше не увидите того, кому вы изливаете душу, раскрепощает и освобождает от страха, ведь страх – это самая главная преграда для чего бы то ни было. Особенно для мечты.
«Ясность»
«Эта ясность, столь труднодостижимая, рассеивает страх, но она же и ослепляет…»
Встретить питерский закат на крыше – наверняка одно из самый красивых зрелищ, которое многие бы хотели увидеть. Ведь в этом моменте можно потеряться, забыть о проблемах и просто насладиться минутами, когда солнечный диск опускается все ниже. Маршрут «Ясность» подарит вам такую возможность. Более того, вы сможете пройтись в компании Александра Другова, Екатерины Тихоновой, Валерии Калегиной и Антона Вараксина по территории исторического района Коломна. Вместе с ними вы будете любоваться не только невероятными храмами и историческими постройками, но и заглянете в те самые питерские закоулки, где жизнь идет своим чередом, вспомните детство и возьмете мел в руки, чтобы написать или нарисовать свои мысли на асфальте. Эстер Лейбман ощутила все это и решила поделиться с нами тем, что пробудила в ней «Ясность», и в какие укромные уголки души она смогла просочиться: «Этот маршрут можно описать тремя словами: это было незабываемо. Спектакль способен полностью поменять твой взгляд на некоторые вещи, расширить твой кругозор и открыть для тебя что-то новое. Ты окунаешься с головой в эту атмосферу и ценишь каждое мгновение, проведенное в окружении невероятных людей. Благодаря интерактиву, ты сильно сближаешься с актёрами и будто становишься с ними одним целым. Маршрут влюбляет тебя в культурный Питер и людей, проживающих там. Создаётся ощущение, что ты за один вечер перерождаешься в петербуржца – после спектакля очень хочется говорить часами о городе, улицах, мелких деталях, потому что только на нём ты узнаешь о тех вещах, что неизвестны простым туристам».
«Сила»
«Человек побежден лишь тогда, когда он оставил всякие попытки и отрекся от самого себя. Тогда он узнает, когда и как использовать свою силу. Это и будет означать, что он победил своего третьего врага и пришел к концу своего странствия в обучении»
Маршрут, который заставил испытать на себе чувство отверженности и ощущение, когда место в обществе нужно выгрызать зубами, потому что никто нам не поможет. И не надо помогать. Именно на нем можно ощутить весь спектр эмоций: от радости, счастья и веселья до гробового и удушающего молчания от понимания всего происходящего. Денис Прытков, Алина Покровская и Никита Кох влюбят вас в себя, пока будут вести по территории бывшего пивоваренного завода “Степан Разина”. Вы будете активно взаимодействовать друг с другом, веселиться и петь песни, но всему всегда приходит конец и сила в том, чтобы принять его, каким бы он не был. Ная Гусева, побывав на этом маршруте, поделилась с нами своими впечатлениями: «“Сила” оставляет смешанные ощущения, но именно так мы и представляем себе жизнь «после». Поначалу кажется смешным непонятное разделение по цвету глаз, странный выдуманный язык, проще говоря, сплошной задорный хаос. И только когда на груди появляются номера, все становится чуть яснее. Исторический подтекст спектакля позволяет зрителю прочувствовать, что же реально заложено в его основу. Можно сколько угодно изучать события, но, прочувствовав их на собственном опыте, никогда не станешь преуменьшать масштабы катастроф».
«Старость»
«Это самый жестокий враг, которого нельзя победить – можно лишь оттянуть поражение»
Четвертый маршрут, который становится завершающей точкой в цикле спектакля, проходит в полном погружении в себя. Здесь взаимодействие с актерами заменяется анализированием своих эмоций и наблюдением не только за Петербургом, но и за его жителями. Голос в наушниках, которые необходимо взять в комплекте с заряженным телефоном, будет направлять вас в самые разные места не только физически, но и духовно. Вы сможете посетить бывшее бомбоубежище, городской Гериатрический центр и много других мест, о которых сложно узнать, просто забив в поиске Google. Именно там побывала Удачина Александра, ощутила всю гамму чувств и рассказала нам о своих впечатлениях: «С одной стороны, это действительно просто прогулка под сторонние размышления о старости, которые накладываются на твои собственные, но при этом не навязываются, а просто подталкивают отвечать себе на те же вопросы под созерцание стареющего и разрушающегося города. С другой – переосмысление собственного отношения к старости и ее неотвратимости. К слову, после «Силы» ощущение принятия этой неизбежности выходит каким-то слишком легким, что ли. Думаю, порекомендовать этот маршрут можно только любителям медитативных прогулок и спокойной проработки всего услышанного и увиденного, без лишних ярких эмоций и внутренних противоречий и переживаний».
«Петербург — многоликий город. Видите: сегодня у него таинственное и пугающее лицо. В белые ночи он очаровательно воздушен. Это — живой, глубоко чувствующий город», – писал Максим Горький. И очень сложно с ним не согласиться, однако для того, чтобы это увидеть нужно знать, куда смотреть. И FULCRO знает. Так может стоит к нему обратиться, чтобы поистине влюбиться в такой великий и чудесный Санкт-Петербург?
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.