Нашла у сына электронную сигарету что делать
Ребенок и электронные сигареты
Одна из участниц нашего проекта, рассказывает о том, как она на практике применяла рекомендации психологов по преодолению зависимости и о том, что из этого вышло.
Как я узнала, что мой ребенок – вейпер?
Я – мама подростка, и слежу за тем, что происходит в молодежной жизни. Смотрю, что сын и его друзья лайкают в социальных сетях, о чем шутят, вникаю в их сленг. И однажды мое внимание привлекла одна из отмеченных детьми картинок. Это был кадр из мультфильма «Ну погоди!», тот, где волк в клубах дыма несет на руках зайца. И подпись: «Мясоед-хипстер спасает вегана от вейперов».
Сначала я даже улыбнулась: даже детей забавляет такое количество заимствованных слов в русском языке. А потом открыла комментарии, и улыбаться перестала. Из них следовало, что сына и его друзей интересовали не веганы, не хипстеры, и тем более не проблемы засорения нашего великого и могучего американизмами, а именно вейперы. И были ребята в этой теме как рыбы в воде.
Сразу вспомнилось, что в их разговорах и раньше мелькали непонятные мне словосочетания: «аккумулятор 18650 лучше USB-шника», «жижа на 0,8 рулит». Я полагала, что речь о компьютерных запчастях. «Апельсиновую жижицу» считала персонажем игры. А красивое литературное «парИть» и практичное «заправить бак» сочла просто оборотами речи. Как бы не так!
Краткий ликбез для простодушных родителей.
Вейп – электронная сигарета.
Вейпер – тот, кто ее курит
Вейпить и парИть – процесс курения.
Жижка, жижа, жижица – жидкость, которую заправляют в вейп.
К сожалению, события не заставили себя долго ждать – вскоре детей обнаружили в школе на перемене с этим самым вейпом. Собрались за углом спортзала «группой лиц по предварительному сговору» и воспАрили.
Ребенок курит «вейп». Что делать?
Я начала читать кучу литературы по этой теме. И? Советы из серии “поговорите-объясните-накажите” меня не впечатлили. Сын и так слышал от меня немало. Если бы всё было так просто: не додумалась мать рассказать о вреде курения – мальчик курит, додумалась – перестал!
Мой ребенок – вейпер. Совет специалиста:
Не найдя ответа в интернете, я отправилась к психологу, работающему с проблемными детьми. Он сразу предложил мне подумать о том, какую беду, проблему «закуривает» мой ребенок. Ведь то, что он курит, УЖЕ значит, что эта проблема есть.
После психолог спросил, как я сама справляюсь с проблемами. Заедаю, запиваю, забалтываю, замалчиваю? Я заедаю. Конфетами и тортиками.
Специалист рекомендовал мне начать разговор с ребенком не о его проблеме, а о своей. Наличие которой я: а) признаю; б) глушу вредной привычкой.
Личный пример.
Я говорила так: «Сын, когда я хочу сказать другим людям, что мне не нравится, как они поступают, мне это трудно. Вот вчера на работе составляли график отпусков, я хотела август, а мне достался май. И одна коллега прямо выхватила его у меня из-под носа. А я ничего не ответила. Не захотела ссориться, что ли. Хотя я была права, у меня и в прошлом году отпуск был в плохое время, а у нее и в прошлом – в хорошее. И вот из-за того, что я не смогла отстоять свое мнение, я взяла и съела целую коробку конфет. То есть не поговорила с этой дамой, а тупо наелась конфет. Как бы я хотела научиться решать сам вопрос, а не лопать вместо этого! Что посоветуешь? Ты как делаешь?» Выслушиваем его ответы, и всё. Для первого дня хватит.
Как вывести разговор на проблемы ребенка?
Через пару дней, вне всякой связи с первым разговором, можно рассказать свою историю про курение. Про первый раз. Если нет своей – папину, другого родственника, знакомого. Только честно и без нравоучений. У меня своя была, чего уж там. Если кому-то она может пригодиться, дарю.
МОЯ ИСТОРИЯ КУРЕНИЯ
Было мне 13 лет. Ехали мы в поезде на соревнования. Ребята часто выходили в тамбур, шептались, было у них какое-то общее дело, а меня с собой не брали. Я спросила, что там, а они: “Таким правильным с нами нельзя! Сдашь еще!” Тут уж делом чести было и с ними пойти, и доказать, что я “не такая”, а своя. Оказалось, речь о сигаретах. Многие их пробуют, спортсмены не исключение. Покурили. Рвало меня знатно в плацкартном сортире. И не только меня. Только всем хватило впечатлений надолго, а мне – нет. Я ведь запомнила – “курить – это быть своей”, мне не хватало признания в команде, и поэтому пробовала ещё и ещё. Хотя тошнило меня ещё не раз – организм сопротивлялся такому насилию.
Вот тут я спросила своего ребенка: «Как думаешь, была в моих мыслях логика?» – и даже выслушала его ответ. А потом дала свой:
«Я потом поняла, что не во всех делах надо быть своей, какие-то пропустить можно. У многих же людей получалось, я видела. Чувством юмора, умением предложить интересно провести время, увлечь своим хобби, которое не как у всех. Но это понимание потом было, а тогда я втянулась. И знаешь, как долго и дорого потом пришлось бросать? Я все время хотела вернуться в тот день в поезде и не закурить второй раз после того, как обнимала унитаз! Сейчас среди моих курящих знакомых нет таких, чтобы радовались тому, что курят».
Мы с сыном задумчиво покачали головами. Как два взрослых человека, каждый со своими проблемами.
Как заключить договор с подростком, чтобы он захотел его выполнить?
В этом я тоже последовала совету специалиста. Мне было рекомендовано для начала попробовать самой перестать есть сладкое (не пить кофе, не сидеть в Инете – на выбор), заодно понять, как это непросто и оценить свои возможности. И только после этого начинать договариваться побеждать зависимость. Не мы вместе – его, а каждый – свою.
В процессе – не навязываться, не спешить, не давить, давать ребёнку право на ошибку, рассказывать о возможных трудностях и не ждать от него ни быстрых результатов, ни грома аплодисментов за свой героизм. Просто наблюдать и выполнять свою часть договора. Долго. Например, всегда. Даже если он не бросит сразу (вдруг сильно втянулся) – в глубине души зауважает родителя, который смог. И это в итоге никогда не лишнее.
На практике это выглядело так.
Через неделю, в течение которой у сына была возможность обдумать мои прежние речи, у нас состоялся третий разговор.
Был он таким: «Вот я думаю, тебе так же трудно перестать вейпить как мне – конфеты хомячить. Ты по своим причинам это делаешь, я – по своим. Но на выходе и твой организм портиться, и мой. Может, попробуем продержаться без? Только по-честному».
Мой потомок согласился. В процессе я не спрашивала, как идут его дела, только иногда приговаривала: ой, как же тортик хочется! Но ведь уже 10 дней сладкого не ем, жалко прерывать марафон, пожалуй, не буду.
В рамках совета «дать право на ошибку» и «рассказать о возможных трудностях», удалось ввернуть следующее:
“Представляешь, три недели не ела сладкого, а сегодня сорвалась, не удержалась. ДР был, не хотела людей обидеть, не отказалась. Они через два часа забыли бы, отказалась я или съела, это ж не их толстый живот будет до колен скоро доставать, а мой! А у кого уже достает, тем хочется, чтобы таких, как они, больше было, на их фоне затеряться легче. А я теперь обнулила результат, и мне заново начинать! Ну, ничего, каждый может сорваться. Не тот крут, кто не падает, а тот, кто упал и смог подняться”.
Наши результаты
О результате я узнала через полгода. Заболел, на дом приехала врач, ребёнок давно её знает. И она спрашивает: “А ты не куришь? А то сейчас все вейпят”. Сын: “Нет. было раньше дело, но бросил уже”. Доктор, скрывая улыбку: “И как же ты смог? Это трудно”. А он, небрежно так, отвечает: “Да, кому как!” Я чуть не прослезилась. Выполнить всё это оказалось труднее, чем просто речи о вреде курения толкать. Зато эффективнее.
Резюмируя свой опыт, могу посоветовать мамам и папам провести первые два разговора заранее, пока ребёнок ещё не курит и даже не собирается. Или пока не пойман. Не в смысле: «Тааак, а теперь поговорим о сигаретах!», а между прочим, когда все в духе, и есть от какой темы плавно перейти.
А ещё, неважно до или после возникновения подобной проблемы, хорошо бы (пусть на время) поместить ребёнка в такую среду и в такие обстоятельства, где будут наглядные примеры нормальных, конструктивных способов завоевания авторитета и выхода из кризисных ситуаций.
А вот себе самой я бы посоветовала почаще задумываться о том, являюсь ли я для сына таким примером.
Ребёнка вчера не было в школе. Сегодня пришёл его обвинили в том, что он курил вейп. Электронная сигарета находится у классного руководителя. Ребёнок говорит что даже в руках ее не держал. Сегодня сына допрашивали по обстоятельствам педагоги, о чем я узнала только вечером. На следующей неделе вызывают в школу. Как себя вести. Уверена, что сын не виноват. Могли ли учителя без моего ведома допрашивать сына и заставлять подписывать бумаги.
Ответы на вопрос:
Без вас не имели права опрашивать, а тем более заставлять подписывать документы.
Статья 25.3. Законные представители физического лица
1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей./b]
[b]Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. см. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 13.01.2020)
КоАП РФ Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Нужно ещё соблюдать статью 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.
Учителя не имеют права применять к учащемуся никакого вида физического или психического насилия. Проводить допрос вообще вправе только сотрудники полиции в присутствии родителей. Кроме того, в силу ст. 44 ФЗ РФ «Об образовании» родители вправе защищать права и законные интересы обучающихся. Это серьезное нарушение Закона РФ «Об образовании», за которое директор и школа могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.57 КОАП РФ.
Распространение заведомо ложных сведений влечет уголовную ответственность по ст. 128.1 УК РФ. Причем бремя доказывания достоверности распространенной информации лежит на лице, которое эту информацию распространило.
В случае. Если педагог не сможет доказать достоверность распространенных сведений, Вы вправе взыскать со школы компенсацию морального вреда.
Подросток курит электронные сигареты. Что делать и как объяснить, почему это вредно?
Вопреки законам, подростки все равно находят доступ к сигаретам, электронным или обычным. Почему они это делают? И как помочь ребенку от них отказаться? Отвечает клинический психолог, специалист по работе с зависимыми и созависимыми Центра детско-юношеской аддиктологии В. Готлиб Алексей Казаков.
18+. Курение вредит вашему здоровью и вызывает смертельные заболевания.
Вопрос. Сын-подросток постоянно курит электронные сигареты. Говорит, что это не вредно и не вызывает зависимости, но мне кажется, что все совсем иначе. Как объяснить ему реальную опасность такой привычки и отучить от нее?
Ответ. Для начала разберемся с причиной происходящего. Всем людям, а подросткам особенно, важны контакт и принятие. Важно, чтобы нас замечали и признавали. Если эта потребность не удовлетворена, есть масса способов разрядиться, снять напряжение. Курение — один из них, хоть и вредный.
Зависимость — вещь разрушительная. Иногда, чтобы избавиться от последствий пристрастия к различным веществам, нужна помощь специалистов. Придется ли к этой помощи прибегнуть, зависит от степени тяжести этой зависимости. Чем запущеннее история, тем больше нужно специалистов, тем длиннее процесс реабилитации, тем больше сил к нему нужно приложить.
Можно попробовать именно отучить подростка — для этого лучше обратиться к специалистам по бихевиоральной (поведенческой) терапии, они предложат техники, с помощью которых он сможет изменить свое поведение.
Гуманистический подход в психологии предлагает более длинный путь, но и работу более глубокую.
Сначала надо понять, что испытывает родитель, когда думает или точно знает, что его ребенок-подросток курит
Это очень важная часть, с которой стоит разобраться, прежде чем приступать к активным действиям.
Обычно, когда мы видим, что близкий, а тем более ребенок, страдает или совершает нечто опасное для себя, мы начинаем пугаться, тревожиться, злиться, печалиться и тому подобное — в общем, испытываем не самые приятные чувства. Так происходит из-за того, что этот человек как бы встроен в нашу психику, в наше восприятие мира, он — часть нашего мира. И если он подвергает жизнь и здоровье опасности, это негативно влияет и на устойчивость нашего восприятия мира.
После того как вы осознали свои чувства и разобрались с ними, нужно попробовать договориться с ребенком. Но надо понимать, что эта затея требует сил, терпения, времени и устойчивости. Родителю стоит начать диалог с ребенком, акцентируя внимание не на вреде курения, а на своих личных переживаниях по поводу того, что подросток курит. Отец или мать могут рассказать о собственных тревоге, страхе, бессилии, злости.
Но не стоит директивно указывать, что именно подростку следует делать. Он, вероятно, все равно поступит по-своему, даже если формально согласится с мамой или папой.
Цель вашего разговора — создать контакт, пространство уважения и доверия, а не покорности и страха. Установив с ребенком контакт (на это, кстати, может уйти масса времени и не один разговор по душам), родитель сумеет узнать, чего на самом деле хочет ребенок, чего ему не хватает, какие потребности у него фрустрированы. И тогда родитель сможет либо дать подростку то, что ему необходимо, либо прямо договориться о том, как он может содействовать получению желаемого.
Приведу пример из практики. Парень, 17 лет, на постоянной основе курил электронные сигареты, иногда и обычные. Доводы вроде того, что это вредно для здоровья, не работали. Его привел на консультацию отец. Мужчина сказал, что он сильно обеспокоен курением сына и хотел бы это прекратить. Беспокойство его было связано с тем, что он сам в прошлом курил и это негативно отразилось на его здоровье. Парень согласился попробовать.
В работе с подростком мы выяснили, что ему крайне не хватает ощущения независимости и свободы, что в семье многое решают за него и он живет с ощущением отсутствия воли. Противостояние в семье носило скрытый характер, отчего парню было еще сложнее: когда есть явный враг, то гораздо легче противиться ему, давать бой. Когда с врагом все неясно, то все наши усилия проваливаются в пустоту.
В процессе работы мы с подростком выявили тех близких, с которыми у него возникали основные скрытые конфликты, и начали работать на развитие ассертивного поведения — то есть такого, при котором мы опираемся на себя и несем ответственность за свои решения вне зависимости от того, что об этом думают другие. А еще усовершенствовали навыки противостояния манипуляциям.
Потом молодой человек начал учиться формулировать свои желания и искать подходящую для него форму их реализации. При попытке воплотить свои желания в жизнь он столкнулся с тем, что зависит от родителей и других родственников и поэтому ему необходимо начинать вести переговоры.
Используя полученные навыки противостояния манипуляциям, он начал сотрудничать с некоторыми членами своей семьи. Как только парень получил необходимую самостоятельность, свободу, как только семья подтвердила его права на эти самостоятельность и свободу, у него исчезла тяга к курению. Он больше не притрагивался к сигаретам.
Да, в этом случае мы работали в основном с юношей, но многое зависело и от его родственников
В частности, от отца, который был заинтересован в том, чтобы его сын не курил.
Отец с готовностью принял уверенное поведение сына, принял его потребность в самостоятельности и совместно с ним искал способы для удовлетворения этой потребности. И это сработало.
Выстроить уважительные и теплые отношения с ребенком и другими членами семьи помогут следующие книги:
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Разговор по-взрослому и без ремня: наркологи рассказали, как отучить подростка от курения
Почти треть жителей Алтайского края – заядлые курильщики. Примерно половина из них – школьники и студенты. Причём первую сигарету дети в нашем регионе пробуют в 13 лет. И это плюс, утверждают наркологи, так как ещё несколько лет назад первую затяжку дети делали в 10 лет. За последний год количество курящих подростков сократилось практически наполовину, но зависимость у детей начала появляться быстрее, а последствия для здоровья стали гораздо серьёзнее, отмечают врачи. Почему так происходит и как отучить подростка курить, не прибегая к ремню, amic.ru рассказал главный нарколог Алтайского края Андрей Иванов. А ещё он ответил на вопросы об опасности вейпов, айкосов и электронных сигарет.
На всех парах к зависимости
Проблема подросткового курения в Алтайском крае стоит остро. Согласно статистике, 10% от всего курящего населения региона – это школьники (чаще всего – старшеклассники), 20% – студенты вузов и 30% – учащиеся колледжей и техникумов. Дети начинают курить по разным причинам, но чаще всего – под влиянием окружения или «моды» на современные курительные приспособления. И, как отмечают специалисты, зависимость развивается очень быстро.
«Сначала подростки пробуют курить «за компанию». Постепенно развлечение перерастает в зависимость: у кого-то – через полгода, у кого-то – через пару лет. Но это практически неизбежно, особенно если учесть современное разнообразие курительных смесей – пока подросток все перепробует, уже станет зависимым», – сказал amic.ru главный нарколог Алтайского края Андрей Иванов.
Обычные сигареты у молодёжи не слишком популярны. Их заменили вейпы, айкосы и прочие электронные приборы для курения. На них подсаживают с помощью грамотного маркетинга, умалчивая о вреде, который они наносят здоровью, отмечает врач-эпидемиолог Мария Егорова.
«Производители уверяют, что если никотина в составе нет – дымить совсем не вредно. Но на самом деле это не так. Помимо никотина, в составе курительных смесей содержится много других ядовитых элементов. И, как правило, в составе многое не указывается», – говорит Егорова.
И это самое страшное, потому что урон здоровью наносится невосполнимый.
Так, смеси для вейпа – прибора для «парения» – содержат «коктейль» из токсинов: глицерин (его нельзя вдыхать), пропиленгликоль (используется в бытовой химии), ментол (усиливает зависимость), капсаицин (экстракт, который может обжечь лёгкие) и диацетил (усилитель вкуса, способен вызвать приступы удушья). При нагревании эти вещества становятся ядами, которые, накапливаясь в организме, вызывают поражение лёгких, сердечно-сосудистой системы и ЦНС, объясняют врачи.
«Через несколько месяцев использования вейпа у ребёнка ухудшится состояние кожи, консерванты в составе смеси могут замедлить или вовсе остановить рост лёгких, что может даже привести к смерти. Из-за «парения» в раннем возрасте у человека может случиться инфаркт или инсульт, развиться язва или даже рак желудка и лёгких. Поражается и нервная система – могут начаться депрессии, перепады настроения, тревожность или повышенная агрессия», – перечисляет Мария Егорова.
Почти такой же «убийственный» состав присутствует в стиках для айкосов и в электронных сигаретах. Ничуть не безопаснее и популярные у молодёжи кальяны: дым содержит никотин, угарный газ, мышьяк, хром, свинец и другие тяжёлые отравляющие вещества. Во время длительного использования кальяна человек вдыхает в несколько раз больше ядов, чем при курении сигарет, объясняют наркологи.
Поэтому родителям необходимо понимать: «невинное», на первый взгляд, баловство (а многие не видят в этом ничего «такого») может оказаться смертельно опасным, подчёркивают врачи. И если ребёнок начал «дымить», «парить» или курить, нужно отучить его от этой пагубной привычки до того, как это станет тяжёлой зависимостью.
Ремень не поможет
Чтобы понять, что ребёнок курит, совсем не обязательно искать сигареты в его карманах и сумках, говорят наркологи. Первые признаки никотиновой зависимости заметны довольно скоро: подросток может часто покашливать, постоянно использует жевательные резинки (чтобы заглушить запах), становится более нервным, скрытным, может проявлять вспышки беспричинной агрессии или апатии.
Если вы точно выяснили, что ваш ребёнок курит, хвататься за ремень бесполезно, говорят психологи. Агрессивное и радикальное «воспитание» спровоцирует подростка на новый бунт. Он будет курить «назло», и ситуация только усугубится.
«С ребёнком нужно серьёзно поговорить. Узнать, почему он начал курить и чем ему это нравится. Выяснить, насколько он осознаёт вред курения. При этом говорите с ним как со взрослым, приводя веские аргументы в пользу отказа от сигарет, представьте медицинские данные, покажите наглядно последствия курения – есть много документальных фильмов об этом», – сказал Андрей Иванов.
Советы могут показаться банальными и, как отмечают наркологи, часто родители не берут их во внимание, хотя они самые действенные. Во-первых, собственный пример всегда влияет сильнее любого наказания. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок курил, бросайте курить сами. Во-вторых, создайте ребёнку условия, чтобы ему просто не хотелось предаваться пагубной привычке.
«Просто старайтесь уделять детям больше внимания: организуйте совместный отдых, знакомьтесь с их окружением. Будьте в курсе жизни ребёнка, и риск того, что он станет искать недостающее внимание в плохих компаниях и приобретать вредные привычки, сойдёт на нет», – говорит Андрей Иванов.
Если же вы подозреваете, что у ребёнка уже началась зависимость от сигарет, врачи рекомендуют обратиться за помощью к детскому психологу или наркологу (к частному или из государственной клиники – не принципиально).
Для каждого курильщика разрабатывается программа отказа от курения, которая курируется психотерапевтом, рассказали в краевом наркологическом диспансере. Учитывается режим дня, питание и общее состояние здоровья и психики подростка. Совместно с психологом и родителями ребёнок может избавиться от вредной привычки и никогда не вернуться к ней и во взрослой жизни.
И да, на учёт ребёнка в наркодиспансер не поставят. Родители могут воспользоваться правом на анонимность и подписать соответствующие бумаги.
Кроме того, можно позвонить на горячую линию Алтайского краевого наркологического диспансера. Его специалисты готовы ответить на все вопросы: +7 (3852) 636-115.