Настойчивость и навязчивость в чем разница
Чем навязчивость отличается от настойчивости и как избавиться от преследований другого человека, не обидев его?
Навязчивость относится к тем типам поведения, которые доставляют дискомфорт окружающим и портят настроение. Навязчивый человек в психологии – это тот, кто свое общество предлагает практически насильно. Рассмотрим, чем отличается женская навязчивость от мужской и какие могут быть причины настойчивого преследования другого человека.
В чем разница между настойчивым и навязчивым человеком?
Что значит “навязчивый человек”? Настойчивость означает, что человек всеми силами пытается достигнуть каких-то больших целей, проявляет свою активность и старается увлечь за собой других. Навязчивость же не предполагает наличие глобальных целей и лидерства, ее задача – навязаться, то есть повиснуть на конкретном человеке.
Именно это раздражает окружающих в навязчивых людях – желание подвинуть личные границы других для решения каких-то своих личных проблем. Навязчивый человек не понимает того, что он виснет на другом. Люди не склонны думать о том, что они плохие, и часто не способны оценивать свою деятельность со стороны.
Вообще в общении все достаточно просто. Когда у вас стремятся что-то отнять, например, энергию – раздражает. А вот желание другого человека что-то дать вам воспринимается положительно. Законы те же, что и в песочнице.
Хотя у взрослых всё намного сложнее, чем у детей. Есть два типа навязчивых людей. Одни прилипают для решения своих проблем. Другие пытаются помочь, хотят добра, даже не думая о том, что их помощь совсем не нужна. По факту получается, что именно навязчивый получает выгоду, забирая энергию того, кому пытается помочь. За счет этого он самоутверждается и чувствует себя более сильными.
Сам человек, страдающий навязчивостью, склонен не понимать и не замечать, что он навязчив. Он считает, что активен и хочет любой ценой помочь. Искренне не понимает, почему его активность не радует окружающих.
Как, не обидев, можно избавиться от преследования?
В первую очередь собеседнику необходимо аккуратно намекнуть на то, что он слегка переходит границы и слишком навязывает свои взгляды. Для этого есть два способа:
Если это способы не помогли, то переходите к следующему шагу: показать собеседнику, что он своим поведением надоедает и раздражает. Ведите себя по возможности тактично, не следует сразу хамить, говорить, что человек вас достал свои присутствием.
Попробуйте следующие способы:
Как навязчивость проявляется в отношениях?
Разные люди испытывают разную потребность в общении. Если одному человеку определенный уровень близости и взаимопомощи нормален, то другому это может быть слишком.
Например, если интроверт хочет побыть один, то экстраверт может подумать, что он стал неинтересен, сразу начинает развивать бурную деятельность. Навязчивость грозит существованию и дружеских, и романтических отношений. Чтобы избежать риска разрушения близкой связи по этой причине, рассмотрим признаки навязчивости.
Признаки
Главная проблема назойливого человека в том, что он не понимает ошибочности своего поведения. А партнер при этом, не желая обидеть близкого, тоже не говорит о проблеме прямо. Но долго терпеть такое тяжело, поэтому отношения быстро заканчиваются.
Признаки навязчивого человека:
Со стороны женщин
Так, в начале отношений, мужчина пытается всеми силами завоевать желанную женщину. Он дарит цветы, подарки, говорит комплименты и другими способами проявляет свое внимание. Мужчина часто звонит, ищет встречи и общения. Но потом отношения превращаются в близкие и партнеры начинают совместную жизнь. Для мужчины это означает, что цель достигнута. Его приоритеты меняются. Он просто переходит от стадии завоевателя на стадию добытчика. Это совсем не значит, что он разлюбил. Просто теперь он не считает целесообразной всю ту суету, что была в процессе завоевания. Ему нужен покой.
Женщине же внимание нужно всегда. Ей необходимо словами и делами доказывать и показывать свою любовь. На фазе добытчика женщина начинает задаваться вопросом: что случилось, почему он стал другим, он разлюбил? Она пытается активнее участвовать в его жизни: интересуется делами, хочет быть всегда рядом, испытывает потребность в постоянном близком общении. Влюбленной женщине мало просто близости, ей постоянно нужны знаки внимания: цветы, сообщения с признанием в любви. Она сама может звонить, писать и инициировать встречи.
Поэтому стоит контролировать свое поведение и сознательно давать партнеру больше свободы.
Со стороны мужчин
Мужчины склонны проявлять назойливость именно на этапе ухаживания за девушкой, то есть на этапе завоевания. Конечно, внимание приятно, настойчивость только подтвердит сильные чувства. Если же мужчина не интересен, то его навязчивость если не отпугнет девушку, то точно будет раздражать.
Хотя в общем случае некоторая настойчивость в процессе завоевания женщинам будет льстить, главное не переусердствовать. Если же девушка снова и снова отказывается встречаться, то не стоит продолжать попытки. Излишняя напористость только окончательно оттолкнет возлюбленную.
Для формирования и поддержания нормальных отношений не стоит слишком упорно добиваться внимания. Не нужно требовать немедленной реакции на подарки или приятные неожиданности. Дайте ей немного времени на ответный шаг, ей тоже нужно подумать, оценить свои чувства и все взвесить.
Как бороться?
Как самому избавиться от навязчивости в отношениях?
Как мы уже поняли, частыми причинами навязчивости могут быть невысокая самооценка наряду со страхом потерять любимого. Чем больше в прошлом было неудачных отношений, тем сильнее желание сохранить текущие любой ценой.
Полезные рекомендации, как самому перестать быть навязчивым:
Самое главное – полюбить себя. Это и на самооценке скажется и на уверенности в себе, что важно в борьбе с навязчивостью. Чтобы построить здоровые отношения, в первую очередь, нужно работать над собой. Это даст силу, которая обязательно притянут в вашу жизнь “того самого” человека.
Клуб Продажников
Вход на сайт
Клубный магазин
Последние комментарии
Новые темы форума
Статьи по категориям
Новые записи в блогах
Новые вакансии
Ближайшие события
Ближайший вебинар
Следите за нами
Пользовательские теги
Разница между навязчивостью и настойчивостью. Подробный анализ успеха
Вы сидите перед телефонной трубкой. У вас есть время и возможность для звонка перспективному клиенту. Вы «охаживаете» его уже два месяца, но так и не продвинулись дальше телефонного общения. Клиенту интересно ваше предложение, но он постоянно ссылается на нехватку времени и отсутствие насущной необходимости в вашем продукте в ближайшее время. Но ему интересно. Встреча, вы уверены, станет переломным моментом во взаимоотношениях с клиентом, и все свои мысли и усилия вы направляете на то, чтобы добиться этой встречи.
Итак, вы сидите перед телефонной трубкой. В этот момент вы ловите себя на мысли, что позвонить сейчас ещё раз будет навязчиво. «В предыдущий раз я звонил на прошлой неделе, и у клиента не было времени. Не звонить же ему каждый день? Лучше позвонить ему на следующей неделе. Да, отлично, позвоню-ка я ему на следующей неделе.»
Что внушает нам такие мысли? Рационально то мы понимаем, что откладывать неэффективно. Да, клиента такой звонок может отпугнуть. Но если именно этот звонок станет началом взаимовыгодной и очень прибыльной сделки? Как провести демаркационную линию, как понять, нужно ли вновь и вновь беспокоить своих клиентов, или следует отказаться от дальнейших действий.
Никогда не следует путать навязчивость с настойчивостью. Первое из качеств считается не просто негативной, но ещё и слабой чертой характера. А вот настойчивость в нашем обществе признается неотъемлемым признаком любого успешного человека. То есть речь идет не об оттенках, а о двух совершенно разных характеристиках, противоположных, словно два полюса планеты.
Давайте попробуем разделить настойчивость и навязчивость, а также опишем методы, позволяющие легко стать настойчивым и успешным продавцом.
Закрытые двери
Если мы позвонили впервые и получили отказ, то не нужно рвать на себе волосы и поспешно вешать коньки на гвоздь. Возрадуйтесь, ибо вы получили информацию о вашем клиенте. Он отказался от предложения, но если вы правильно построили коммуникацию, то узнали, по какой именно причине он отказался. Может быть, ему не подходит ваша форма оплаты? Или он считает, что у вас дорого? Может быть, он просто не готов расстаться со своим стабильным поставщиком?
Внесите эту информацию в свою CRM (она же у вас есть, да?). Можете завести таблицу Excel, можете писать в тетрадь, но обязательно зафиксируйте результат общения с клиентом.
А потом, через некоторое время, попробуйте повторно позвонить этому клиенту, при этом подстройте свое предложения под результаты предыдущего разговора.
«Мы с вами в прошлый раз обсудили, что цена слишком высока. Я переговорил с руководством, мы готовы дать рассрочку именно для вас. Можем мы встретиться в четверг и обсудить условия?»
Попробуйте мыслить стратегически. Используйте разные каналы информации. Пишите клиенту интересные емэйлы, дайте ему ссылку на свой сайт, организуйте выставку.
Если не открывает дверь, попробуйте в окно.
Навязчивым, соответственно, мы назовем человека, который однообразно «задалбливает» клиента. Настойчивый продавец очень вариативен и никогда не повторяется.
Гнилые дыни
Но только не пытайтесь продавать гнилые дыни. Ваш товар должен быть самым-самым. Без оговорок и допущений, только лучший продукт. Видели когда-нибудь на рынке продавца, который уверяет, что у него свежие, толькочтосорванныесгрядки овощи, но при этом товар залежалый и уже начал подгнивать?
Он врет, и 99% покупателей с усмешкой проходят мимо его прилавка.
Продавайте только лучшее, в противном случае, каким бы мастером продаж вы ни были, где-то в подсознании у вас будет постоянно пульсировать мысль «Мой товар плох». Очень многие продавцы боятся общаться с клиентом именно потому, что они считают свой продукт посредственным и переоцененным. Смотрели фильм «Волк с Уолл-Стрит»?
Почему же, спросите вы, нам нельзя продавать плохой товар? Ведь там же наценка побольше.
Все понимают, что продажи это не так плохо, но подсознательный запрет присутствует в голове каждого. Он выражается вашей мимикой, тембром голоса, подбором слов и т.д. И чтобы избежать эффекта бессознательного стереотипа, вы должны искренне верить в свой продукт. Только тогда вы вырветесь из этого образа «продавалы-впаривальщика». Каждый ваш звонок должен нести пользу для клиента, давать ему возможность выиграть от сделки с вами.
А что делает большинство продавцов? Они звонят и хнычут: «Ну купите, у нас же дешевле. «
Назойливый человек многократно пытается забрать ценность у другого человека.
Настойчивый человек многократно пытается дать ценность другому человеку.
Не надо продавать гнилые дыни.
Аргхх, да гори ты в аду!
Мы приписываем людям те реакции, которые никогда не проявляем сами.
Вы когда-нибудь бросали об пол трубку телефона, пылая гневом от того, что кто-то позвонил вам с предложением что-то купить?
Добрый день, меня зовут Эдуард, вы чем у себя дома пол пылесосите?
Аргххх, да гори ты в аду! Я уничтожу тебя, переломаю твои косточки по одной.
Странно, но ведь мы именно такую реакцию и ожидаем, ведь правда? Ну, может не настолько сильную, но как бы всегда ждем от клиента той реакции, которую никогда сами бы не проявили.
Да он меня пошлет, не буду надоедать.
Люди любят, когда к ним проявляют внимание. Даже если это внимание продавца. Все понимают, что вы также кормите своих детей, что хотите квартиру себе купить или машину поменять. И для этого вы продаете какой-то продукт. Ничего в этом нет, это нормальная жизнь, и не надо бояться показаться навязчивым. Не надо бояться быть продавцом.
Парадокс: Чтобы не быть навязчивым, нужно не бояться им быть.
Примите решение
Вы сидите перед телефонной трубкой. Вы можете позвонить, можете отложить звонок, но теперь это решение будет взвешенным и рациональным.
Теперь вы обратите внимание на свое предложение – какое оно? Отличается ли от предыдущего? Интересное ли оно, несет ли в себе пользу для клиента?
А что я вообще продаю? Могу ли я сделать свой продукт лучше? Как я могу улучшить то, чем торгую?
А чего я вообще боюсь? Отказа? Но ведь это опыт, которого так не хватает.
Это и отличает профессионала – умение принимать решения, не сковывая себя предрассудками и стереотипами.
Настойчивость и навязчивость в активных продажах. Где грань?
Распространённый миф — настойчивость в жизни и продажах ведет к успеху.
Вы, наверное, слышали, что только настойчивые достигают успеха. «Выйди из зоны комфорта, прояви настойчивость – это главный навык! Результаты только у тех, кто идет по головам или тысячи раз бьет в одно и тоже место». Широко известный стереотип, которым руководствуется общество.
Что такое настойчивость?
Настойчивость – это преодоление себя через силу воли.
Замечательно, если у вас работает цепочка: подумал – сделал. Но у большинства людей настойчивость возможна только в двух случаях:
В остальных случаях неизбежен слив энергии, выгорание и депрессии как минимум.
Кстати, я никогда не был настойчивым. Мне всегда было легче обойти препятствие. Многие здесь скажут: «А как же выдающиеся Эриксон, Сталлоне и другие товарищи, которые не отчаялись и в итоге достигли своей мечты спустя десятки тысяч попыток?» Хорошо, а где миллионы людей, которые тоже пытались, старались, но безуспешно?
Чтобы понять, где находится грань между здоровой настойчивостью и навязчивостью в активных продажах, рассмотрим несколько важных позиций:
1.Матрица толерантности
Чтобы не быть навязчивым в активных продажах нужно подобрать соответствующий метод контактирования с клиентом, в зависимости от уровня актуальности проблемы.
Первая ось: методы контактирования с клиентом:
Вторая ось: актуальность вашего предложения для клиента:
2. Система касаний
В зависимости от матрицы толерантности для каждого клиента выстраивается система касаний, которая будет наиболее эффективной и наименее навязчивой. Для этого необходимо разложить портреты клиентов на группы, в зависимости от актуальности проблемы, и расписать, какому из клиентов какой метод контактирования или напоминания подойдет лучше всего. Применяйте схему, «прокладывая» путь клиента от первого знакомства с вашей компанией непосредственно до совершения им покупки.
3. Отношение к продавцу
Например, одному клиенту звонят раз в месяц, другому – через каждые 10-15 минут. Естественно, у второго клиента возникнет реакция отторжения на эти предложения: он будет считать всех, кто ему звонит, навязчивыми.
Обсудим важный и тонкий момент. Функциональная обязанность ЛПР (лиц принимающих решения) – производить мониторинг рынка продаж, принимать поток входящих предложений от других компаний, анализировать, выбирать лучшие и, соответственно, внедрять их для развития бизнеса. Поэтому важно выстроить комфортную систему обработки этих предложений так, чтобы до вас доходили, например, только те предложения, которые будут актуальны.
4. Уникальное торговое предложение
Уникальное торговое предложение, с которым вы выходите в момент первого контактирования с клиентом. Например, мне, как руководителю, тоже поступают предложения от компаний при помощи холодных звонков в навязчивой форме. Я их сразу отсекаю, но однажды мне позвонили и предложили поднять мой сайт в топ по определенным запросам и только после видимого результата, заключить договор и сделать оплату. Это уже интереснее! Так что, при первом контакте со своим клиентом тщательно обдумайте, грамотно сформулируйте предложение и предлагайте то, от чего ему будет очень сложно отказаться.
5. Политика конфиденциальности
Запомните: если вы не дали согласие на обработку ваших контактных данных, не поставили галочку, в письменной или иной форме не подтвердили, что вы хотите получать предложения от организации, эта компания по закону не имеет права обрабатывать ваши данные. Если организация таким образом нарушает ваши права, можете смело обращаться в РОСКОМНАДЗОР.
С приходом интернета и технологий появилось множество цивилизованных способов, как получить согласие клиента на обработку его персональных контактных данных, выйти с ним на связь и предложить свой продукт. Странно, что многие компании до сих пор используют дедовские навязчивые методы и нарушают личное пространство человека.
6. Внутреннее состояние
Важная составляющая, потому что грань навязчивости или настойчивости у каждого индивидуальна. Человек может сам придумать себе такую точку обзора или аффирмацию, в который он не будет чувствовать себя навязчивым или настойчивым.
Что такое точки обзора и аффирмации, вы можете прочитать в статье «Как избавиться от страха отказа и неудачи в продажах»
Например, можно так гореть продуктом, который продаешь, и считать, что он приносит людям добро, что внутри не чувствовать себя навязчивым, даже когда сотни людей вам отказывают. Или человек может искренне верить, что только через настойчивость, борьбу, сопротивление, через выход из зоны комфорта можно достичь успеха.
Главное – понимать, что это ваш личный опыт. Если вам внутри с собой в этих состояниях комфортно, и вы не чувствуете себя навязчивым, то замечательно. Это ваш опыт, ваша дорога. Проходите ее – главное, не входите в конфликт со своим сердцем и со своей душой.
7. Процесс важнее результата
И в заключение поговорим о том, что вообще делать, если существует внутреннее сопротивление и ощущение навязчивости?
Очень важно понять, что именно процесс определяет ваш результат. Ни в коем случае не наоборот – не результат определяет процесс, как полагают многие.
В первую очередь, нужно навести порядок в самом процессе взаимодействия с клиентом. Научитесь получать максимум радости и легкости от процесса – тогда вы будете наполняться и наполнять своих клиентов. Результат неизбежен.
Если есть сферы, которые вам не нравятся или тяжело овладеть ими, то следует маленькими шагами выработать в них навыки. Навык – это компенсация силы воли, благодаря навыкам вам будет легко, ваш организм не будет испытывать сопротивление. Все, что сейчас легко – когда-то было тяжело (даже ходить или есть вилкой).
Например, мне было очень сложно писать посты в Инстаграм, но маленькими шажками я начал доносить до людей ценности. Изначально – по одному предложению в день. На написание одного поста уходила неделя. Сейчас, когда я хочу что-то сказать – оперативно пишу пост и выкладываю, потому что уже выработался навык.
Присоединяйтесь к моей странице в Инстаграм! Там вы сможете прочитать много интересных и глубоких постов.
Заключение
Подведем небольшой итог: чтобы не чувствовать себя навязчивым, в первую очередь, посмотрите на процесс. Посмотрите, возможно видоизменить, чтобы процесс вас наполнял: автоматизировать, делегировать, сократить. Процесс в балансе должен вас наполнять.
Во-вторых, постарайтесь выработать навык в наиболее сложных сферах. Маленькими шажочками, без сильного напряжения возьмите большой отрезок времени и постепенно формируйте навык. Выработали навык – автоматизированная работа начнет давать результаты и плоды – вы об этом больше не думаете.
И самое важное: коллеги, не откладывайте ничего в долгий ящик! Если чувствуете, что активные продажи — это не ваше и ничего не получается, ищите сферу продаж, которая будет вас наполнять и не занимайте чужое место.
Как понять, что Вы навязываетесь и пора перестать проявлять инициативу
Очень многих волнует вопрос о том, как понять и почувствовать разницу в инициативе и навязывании своего общения человеку, который нравится и является значимым.
Этот вопрос не актуален в общении с друзьями, родными, коллегами. Именно с любимыми. Потому что они дороги и значимы. Они крайне важны в силу природой заложенного влечения к потенциальному партнеру и инстинкта размножения. Именно их мнение нас волнует и заставляет размышлять о том, нужны ли мы им и как стать ещё нужнее.
Вопрос «А не навязываюсь ли я?» прямо мучает людей и заставляет читать подобные статьи и размышлять об этом.
Скорее всего, Вы с человеком общаетесь уже какое-то время. Потому что обычно не бывает таких мыслей в начале общения. А сейчас есть. Эта мысль стала беспокоить Вас недавно.
Ответ на этот вопрос довольно простой и лежит на поверхности. И Вы в глубине души его знаете и понимаете.
А если искренне не знаете ответ, то найдите в себе силы и смелость узнать.
Узнать ответ поможет Ваш телефон
Как? Очень просто: прекратите проявлять инициативу в общении и Вы получите ответ на этот вопрос. Если человек подхватит инициативу и напишет вскоре после того, как Вы замолчали, позвонит, пришлет смайлик или веселую картинку или ссылку на интересную статью, то все хорошо, Вы не навязывались, Вы нужны и значимы.
Просто человек привык, что Вы сами все время инициируете общение и поэтому молчал. Но как только понял, что Вы это не сделаете, то сразу сделал шаг. Это нормальная ситуация. Не нужно волноваться и надумывать.
Не все готовы узнать этот ответ, он может причинить боль, особенно если в отношения пришла прохлада, если они начали портиться.
Но знать ответ важно. Он Вам может не понравится, этот ответ.
Но все же найдите в себе силы и смелость, прислушайтесь к себе: перестаньте писать и звонить и тогда узнаете ответ. Если человек не появится в течение месяца дело плохо. Вы навязываетесь, человек не нуждается в общении с Вами.
Если, имея предчувствие, что Вы не нужны, Вы все же выбираете пребывание в иллюзии собственной значимости, то рискуете пропустить момент когда отношения станут настолько холодными, что причинят большую боль. Вы рискуете встретить зиму отношений неподготовленными, без одежды, без теплого крова, без печки и дров.
Для подтверждения своих иллюзий Вам хочется найти информацию о том, что всё наоборот, что Вы нужны, значимы. Вы смотрите онлайн гадания, читаете материалы о том, как же по словам, жестам, статусам и хештегам понять, что человек к Вам не равнодушен, что Вы нужны человеку, что с Вами хотят общаться, что ждут Вашей инициативы. Ищете подтверждение иллюзий о том, что молчат с Вами потому, что сами не хотят навязываться, докучать, стесняются, боятся помешать. Но Вы должны помнить: если Вам кажется, что Вы навязываетесь, то Вам не кажется и это, скорее всего, действительно так.
Сейчас поднимется волна возмущения: здесь тонкая грань. Грань между инициативой и навязчивостью.
В начале отношений Вы, как правило, интересны человеку, Ваша активность и настойчивость воспринимается положительно. Потому что благодаря ей Вы проникаете в границы другого человека и вступаете с ним в отношения, в общение.
Но со временем, если Ваша значимость для партнера не растет, нарушение границ становится неприятным и даже болезненным. Особенно, если Вы не слишком чувствительны и не улавливаете момент, когда нужно немного отстраниться и дать другому возможность проявиться и дать Вашей значимости подрасти. Тогда у Вашего партнёра появляется желание отстоять свои границы и защититься. И он отстраняется.
Ощущение, что Вы навязчивы, появляется у другого человека ведь тоже не сразу и не просто так.
Вспомните начало общения с человеком, по поводу которого переживаете. Вспомните первые переписки или звонки, когда Вы не могли наговориться, когда очень хотелось общаться больше, когда не важно было, кто пишет первым и что пишет. Когда хотелось поделиться всем, чем угодно, соприкоснуться, провзаимодействовать любым образом. И ему, и Вам.
Постепенно партнёр возвращается к реальной жизни, его «отпускает» и он начинает заниматься своей жизнью, возвращается к работе, общению и другим важным для себя делам. В такие моменты очень важно тоже вернуться к своей жизни и отвлечься от отношений. Потому что именно в этот момент инициатива превращается в навязчивость.
Когда Вы стоите уже не на первом месте, когда Вы чувствуете дистанцию, отдаление партнёра и снижение своей значимости нужно отстраниться. Маркеры такого положения вещей:
• долго думаете, прежде чем что-то написать или ответить,
• пытаетесь манипуляциями добиться внимания и дополнительного интереса.
Но такие манипуляции не работают. Это потому, что манипуляции это неискренние изменения. А нужно искреннее отдаление. Но это большая отдельная тема.
Не бойтесь узнать правду о том, нужны Вы или нет. В правде сила и возможность правильно реагировать.
Желаю Вам понимать Вашу позицию без иллюзий, чтобы ориентироваться и чувствовать себя уверенно в отношениях.
Психология | Psychology
8.2K постов 44.1K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Теперь только скажите, как от человека отвыкнуть.
А иногда, как бы ни писали выше, что это для школоты, нужно прочитать и осознать то, что давно и подспудно улавливалось, но не хотелось признавать.
Как лично мне, так очень своевременно, так как да, страдаю «прикипанием».
А я вот тоже, общался по переписке общался. И теперь не знаю-нуждается во мне этот человек или нет?! Я всегда ей тоже сам навязываюсь в общении. Давно уже не было такого момента, чтобы она сама мне написала. И обычно ответы на мои вопросы, бывают односложными «Да, нет, не знаю, может быть»
Прошу прощения, но по моему пост написан пятикласником для адептов начальной школы. Самоочевидные вещи. Если человек вам не пишет в течение месяца после того как вы замолчали это значит две вещи 1. Вы насиловали его до этого собой полностью игнорируя обратную связь от него. 2. Вы его заебали.
Нормальная статья, доступным языком без излишних терминов объяснено!)
Как не стесняться своих желаний?
Прозвучит странно, но самая логичная психологическая теория называется парадоксальной теорией изменений.
Заключается она в следующем. Изменения в человеке происходят только тогда, когда он принимает свои желания. Изменения не происходят через намеренную попытку переделать себя или другого человека. Нужно, чтобы человек старался быть собой – быть полностью вовлеченным в настоящее со всеми своими эмоциями и желаниями.
«Парадоксальной» эта теория называется потому, что мы привыкли (как и многие горе-психологи) к тому, что перемены должны происходить за счёт силы извне. Кто-то даст нам мудрый совет, прямо укажет направление движения, и мы, пересиливая себя и свои страхи, именно туда и двинемся.
Во многих историях, с которыми мне пишут, люди и так понимают, чего они хотят, но стесняются своих желаний. Они хотят быть более привлекательными, хотят сменить работу, закончить отношения, но стесняются этого, потому что считают такие мысли неправильными и боятся не справиться с последствиями.
С отношениями это особенно показательно.
Как-то парень описал мне историю измен своей девушки длиной в год с чередой взаимных обвинений и спросил: «Что мне делать?» Я ответил: «Лучше будет уйти». Он сам это понимал. Через каждые два предложения в его речи звучали фразы вроде «Я не знаю, зачем мне такие отношения», «Я продолжаю оставаться, потому что не хочу остаться один», но мысль, что всё нужно закончить, казалась ему порочной. Он считал, что так думать неправильно, что он предаст свою женщину, что сделает ей больно. Возможно и сделает. Скорее всего сделает, но ещё больнее они уже делали друг другу на протяжении последнего года. И продолжат делать в таких отношениях ещё достаточно долго.
В итоге он сказал, что сам думал о расставании последние несколько месяцев.
В таких случаях остаётся помочь человеку принять, что его желания не плохие, что он сам не плохой и что нет ничего страшного в том, чтобы хотеть закончить отношения или признать их тупиковыми. Я никогда не даю гарантированно рабочих советов, я только помогаю разобраться, чего хочет человек и не стесняться этого. Помочь ему принять эти желания.
Теория парадоксальных изменений лежит в основе гештальт-терапии. Гештальт – это целостное представление человека о себе. Цель терапии заключается в том, чтобы человек перестал отвергать части своей личности и полностью их принял. Принял свои эмоции и желания.
У основателя гештальт-терапии Фредерика Перлза была «гештальт-молитва», которая отражает парадоксальную теорию изменений.
«Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, и ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я.
И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.
А если нет — этому нельзя помочь».
Последнюю строку часто опускают, хотя она лучше всего описывает парадоксальную теорию изменений в отношениях.
Я очень люблю эту теорию. Она утверждает, что нет никакого «истинного пути», на который нас могут наставить. Все желания уже заложены у нас внутри. И в этих желаниях нет ничего плохого, хоть нас и могут заставить думать иначе.
Не бойтесь своих желаний. Не бойтесь быть собой и чувствовать то, что хотите чувствовать. Самое грустное, что парадоксом здесь зовётся желание быть собой.
Хотя это самое естественное, что может в нас быть.
Случаи из практики 108
— Я постараюсь, но для начала мне нужно знать подробности.
— Это произошло утром, как раз перед тем, как нужно было ехать на работу, один раз услышал мелодию и все – назойливый мотивчик приклеился так, что не отлип до конца дня. Повторял пока сидел в машине, все время что сидел в офисе, когда обедал и так пока не добрался вечером до кровати. Заснул крепко, но утром опять все началось заново – и так каждый день. Поначалу я не придавал этому внимания – с кем не случается, но к концу недели меня уже начало бесить.
— Обычно такие явления проходят довольно быст…
— Вот именно! – перебил меня клиент. – Короче, залез я в интернет поспрашивать что делать в таких случаях и сразу же нашел совет – прослушать заевшую песню с самого начала. Включил, и как дурак прокрутил раз десять, причем абсолютно безрезультатно. Затем предложили запустить какую-нибудь другую песню и попробовать ей как бы заменить ту, что в голове – прослушал с десяток старых композиций и целую кучу новых. А ей все пофиг! Та же самая история и с другими вариантами – самому сыграть какую-нибудь простую мелодию или пожевать острого перца. И я все еще вожу по полям этих гребаных животных! Понимаете?!
— Вы и сейчас слышите ее?
— Хуже! – нервно всплеснув руками, воскликнул мужчина. – Я строго настрого запретил жене включать видео с того канала – думал это меня спасет. А три дня назад я услышал заглавную песенку из мультика про маленький корейский автобус и бац – у меня в голове играют уже две мелодии! Причем по очереди.
— Я лишь скомбинировала все то, что вы пробовали сами и прибавила к этому жевательные движения – они очень помогают от «Ушных червей».
Ожидание вины
Если и есть противоречивые чувства, то чувство вины точно одно из них.
С одной стороны, ты поступаешь так, как хочешь: высказываешь недовольство, говоришь «нет», отстаиваешь свои желания. С другой – чувствуешь себя виноватым за то, что другим это не нравится, а если не чувствуешь, то начинаешь считать себя психопатом.
Где грань, которая отделяет здоровое чувство вины от нездорового? Я думаю, в источнике этого чувства.
Как-то ко мне обратилась девушка (будем звать её Ирина), которая чувствовала себя виноватой за то, что бросила парня. Причём бросила абсолютно справедливо, он оскорблял её и был груб, она же изо всех сил старалась сделать расставание максимально мирным. Однако даже после расставания Ирина всё равно думала, что сделала недостаточно, что должна была помочь ему «стать лучше», и не знала, как избавиться от чувства вины, потому что возвращаться она не хотела.
Первое, что стоит знать о чувстве вины – у него есть два источника:
1. Нарушение собственных ожиданий. Я сижу на диете, ночью съедаю тортик и чувствую себя виноватым.
2. Нарушение чужих ожиданий. Я высказал кому-то недовольство, он на меня обиделся, я чувствую себя виноватым.
Справиться с чувством вины за нарушение чужих ожиданий проще. Достаточно понять, насколько эти ожидания способствуют вашему благополучию. Ирине было стыдно за то, что она бросила молодого человека, который теперь чувствует себя плохо, а молодой человек настоятельно требовал, чтобы она вернулась.
Ожидание молодого человека – «вернись, чтобы терпеть меня». Это ожидание способствует благополучию девушки? Скорее всего нет. Поэтому нарушать его абсолютно нормально. Напоминая себе об этом и разбирая так чужие ожидания, можно довольно быстро справиться с чувством вины. Главное понять, что люди, которые хотят чего-то от нас, часто хотят этого ради себя. Это не исключает неприятных чувств от того, что мы говорим «нет» (мы всё-таки люди), но ускоряет избавление от чувства вины.
С собственными ожиданиями несколько сложнее. После расставания Ирина хотела нормально объясниться с молодым человеком, чтобы им обоим стало легче. Мы обсудили, как лучше всего построить диалог, и она пригласила бывшего парня на встречу. К удивлению Ирины, встреча прошла отлично: парень охотно отвечал на вопросы и задавал свои, а девушка также тактично реагировала. Ирина считала это победой.
Проблема началась после встречи, когда на следующий день парень в грубых выражениях сказал, чтобы Ирина больше никогда ему не писала, а через пару часов стал сам в агрессивной манере задавать вопросы. Настроение Ирины сразу испортилось, потому в её понимании диалог должен был не только уменьшить её тревожность от разрыва, но и обязательно сделать её парня счастливым. И вот на очередной консультации она обратилась ко мне с вопросом: «Как мне ему помочь?»
Проблема в том, что единственный способ удовлетворить потребности парня – вернуться к нему. Ирина этого не хотела. При этом в Ирине поддерживалось чувство вины от того, что расставание не прошло гладко. Это и есть нарушение собственных ожиданий.
Проверить на адекватность. Для начала спросить себя:
– Я не завышаю ожидания от себя? Я не требую от себя больше, чем я способен? Я точно должен быть способен на большее? Кому я это должен?
В случае Ирины ожидание «я не должна причинить ему боль» было однозначно завышенным. Она подготовилась к разговору, вела себя спокойно и не провоцировала его, но контролировать чужие эмоции она неспособна, а потому винить себя за это нельзя. Ирина не Карнеги, чтобы вести убедительные диалоги. И главное – она не должна им быть.
Как я сказал, с собственными ожиданиями сложнее. Это так. И не только потому, что чужие ожидания проверяются простым фильтром благополучия, но и потому, что собственные ожидания мы завышаем постоянно и даже не замечаем этого. Каждого хотя бы раз преследовало чувство вины за то, что он недостаточно подтянутый, трудолюбивый или начитанный. Почему? Потому что окружение говорило и продолжает говорить, что мы должны быть именно такими.
Мы должны много работать, даже если не любим работу, мы должны держаться за отношения, в которых страдаем, мы должны всем помогать, даже если об этой помощи не просят. Почему мы продолжаем это делать? Потому что отступить – значит сдаться, отступить – значит оказаться слабым. Только слабым для кого? Кто поставил эту планку?
Только мы выставляем требования к себе: быть организованным, чутким, отзывчивым. Но эти требования не должны идти вразрез нашему комфорту, ведь мы выставляли их для себя. Разве мы должны от них страдать?
На консультации с Ириной я вспомнил одну очень подходящую историю Далай-ламы:
– Монашеские правила запрещают употребление пищи после 12 часов дня. Но иногда я чувствую себя голодным к вечеру, особенно после многочисленных встреч, и мне хочется съесть печенье. Тогда я спрашиваю себя: чего хочет Будда прямо сейчас — чтобы Далай-лама следовал правилам или чтобы в его сердце была радость? И ем печенье.
Если вы выставляете для себя «идеальные» ожидания, не стесняйтесь временами их нарушать, особенно, если это наполняет ваше сердце радостью.
Диалоги | Напиши первым
– Ты предлагаешь общаться с каждым человеком, как с потенциальным другом. Но ведь я не всегда получаю ожидаемую реакцию от людей.
– Что ты имеешь ввиду?
– Ну, например, я пишу своему знакомому. Интересуюсь его делами, задаю вопросы, чтобы ближе его узнать, но он первым мне никогда не пишет. Что мне в этом случае делать?
– А тебе интересно писать ему, спрашивать о чём-то?
– Да, довольно интересно. У него необычный взгляд на вещи, с ним можно поговорить, обсудить что-нибудь.
– Тогда в чём проблема?
– Наверное, в том, что без ответной реакции я чувствую себя каким-то ненужным, а ещё в том, что я как будто навязываю этому человеку своё общение.
– Да, это неприятно. Проблему с нужностью решить можно только с собой. Пока ты считаешь себя недостаточно интересным, то можешь обложиться хоть десятком людей, которые будут регулярно тебе писать, чувство неполноценности не уйдёт. Лучше учись, узнавай что-то, повышай свою ценность, в том числе через общение с людьми, в том числе с людьми новыми. Причём, пишут они тебе первыми или нет, не важно. Твоё дело учиться. Тогда отсутствие интереса в будущем ты будешь воспринимать спокойнее: «Мы просто не сошлись».
– Хорошо, я вроде понял. Мне нужно повышать свою ценность в том числе через одностороннее общение. А что насчёт навязчивости? Вот интересен мне человек, я готов всегда первый ему писать, чтобы узнавать что-то, не посчитает ли он меня навязчивым?
– Может посчитать. Как и любой другой человек. Но это уже его дело, если к нему кто-то навязывается, а он не может отказать. Я думаю, если человек в себе уверен, он скажет о своём недовольстве. А если человек осознан, он будет рад поделиться своими знаниями и опытом.
Утешительное расставание
Со времён моего преподавания мне запомнился забавный эпизод. Я преподавал примерно 4 года, и на трёх последних курсах, с которыми работал, ко мне обращались три разные студентки с вопросами на тему отношений (я уже тогда интересовался вопросами психологии). Я плохо помню, что именно им говорил, но точно запомнил, что все три в короткие сроки расстались со своими парнями.
Не знаю, была ли причина в разговоре со мной или так сказался первый опыт отношений, но с тех пор мне часто приходилось сталкиваться с расставаниями на консультациях. И не менее часто мне приходилось слышать попытки человека убедить себя, что «всё будет хорошо». Мой ответ на эти слова до сих пор остаётся прежним:
– Мысль «всё будет хорошо» не утешает. Вы не знаете, как будет.
Звучит жестоко, но, к сожалению, это так. Вот один показательный пример. Молодой человек (будем звать его Никита), который переживал расставание в процессе консультаций, как-то написал мне:
– Мой мозг сейчас обмусоливает все воспоминания и ищет поводы увидеться. Проезжая мимо дома, где мы вместе жили, я смотрю в окна в надежде увидеть ее. Звучит сопливо-романтично, но если просто проеду мимо, испытываю грусть от того, что упустил возможность снова увидеть ее, встретиться, чтобы в итоге снова быть вместе. Есть ли какой-нибудь лайфхак, чтобы окончательно разочаровать мозг и наконец отпустить её?
Конечно, Никита не мог просто «отпустить» свою девушку (будем звать её Ксюша). Никто этого не может, если обладает хотя бы зачатком эмпатии. Наша привязанность к человеку основана на положительном опыте, который мы переживали вместе. Все эти объятья, подарки, совместный просмотр сериалов, Никита этого не замечал, но каждое прикосновение к Ксюше создавало в его мозгу нейронные связи удовольствия, которые хотели продолжения банкета. И в какой-то момент он лишился этого продолжения.
Но если мысль «всё будет хорошо» не утешает, то что должно утешать? Не уверен, что «утешать» – подходящий глагол, но с этим может помочь осознание следующей мысли:
– В отношениях у тебя появилась потребность в положительных эмоциях, которая хочет быть удовлетворённой. Но ваше расставание показало, что ты никогда не сможешь удовлетворить её так, чтобы ты был счастлив.
Я думаю, в этих словах мало утешительного, но именно их нужно научиться принимать в процессе расставания. Никита смог отпустить Ксюшу не потому, что «так будет правильно» или «так будет лучше», он этого не знал и учился этому через заботу о себе. Однако, он теперь точно знал, что в противном случае всё однозначно будет хуже, потому что никто из них не мог измениться в этих отношениях.
Чтобы пережить расставание, не нужно прогнозировать хорошее будущее, нужно сместить фокус на настоящее. Сместить фокус на себя. Пока память содержит яркие воспоминания о счастливом времени вместе, она будет возвращаться к ним, потому что ей так удобнее. Единственный способ остановить этот процесс – создать новые воспоминания через новый опыт. И в идеале это опыт должен показывать, что мы сами способны любить себя, а не только ждать любви от других.
Параллельные пути отношений
Многие психологические проблемы сложно решить, потому что мы боимся собственных мыслей. Мы можем делать правильные шаги, развивать полезные привычки, но чёртик внутри продолжает шептать: «А вдруг ничего не выйдет?» Главная ошибка – гонять чёртика вместо того, чтобы продолжать двигаться в выбранном направлении, пока его тирады не разобьются о реальность.
Месяц назад я заканчивал консультировать молодого человека (назовём его Роман), который обратился ко мне с проблемой ревности. Обычно ревность стоит на двух столпах: тревоге и самооценке. Мы довольно быстро разобрались с тревожностью, и Роман стал меньше переживать, вдруг его девушка (Валерия) изменяет ему, пока они не рядом.
К сожалению, когда мы только принялись за самооценку, пара всё же рассталась. У Валерии оказались свои психологические проблемы, которые она не могла решить вместе с Романом. Мы не остановили работу над самооценкой, это, наоборот, было особенно важно в такой момент, и на первой консультации после расставания Роман спросил меня:
– Как мне убедить свой мозг, что мысли о возвращении к ней – это плохие мысли? Что я не должен возвращаться? Я работаю над самооценкой, продолжаю искать поддержки, заботиться о себе, учиться безусловной любви, чтобы уважать свои желания, но мне всё равно хочется обратно.
Роман задал «тревожный» вопрос, потому что он:
1. Касается того, что ещё не произошло. С момента расставания Роман ни разу не пытался восстановить отношения с Валерией.
2. Не соответствует (а часто полностью противоположен) текущим действиям человека. То есть несмотря на панику в голове, всё это время Роман дисциплинированно продолжал укладывать кирпичики уверенности в фундамент своей самооценки.
Эти ситуации не редкость. Мы часто боимся того, что всё пойдет не так, как мы ожидаем, не давая для этого реальных поводов. Я называю такую ситуацию проблемой «параллельных дорог», и вот почему.
Отрезок жизни легко представить в виде дороги. Например, Роман, который значительную часть такой дороги прошёл вместе с Валерией. Долгие годы они следовали по одному пути вместе, временами дорога петляла, временами заводила в чащу, где их хлестали ветки бытового безумия, временами им приходилось поддерживать друг друга, чтобы не свалиться в местный овраг.
В какой-то момент Валерия оставила Романа одного в этом путешествии, и тот захотел начать новый путь, выбрать дорогу, которая будет никак не связана с той, где он когда-то держал любимую за руку. Роман искренне хотел найти параллельный путь, который никогда не пересекался и не пересечётся со старой историей. Но это невозможно. Каждый момент времени он продолжал и продолжает следовать пути, который ведёт его с рождения. Просто теперь он делает это один.
Да, где-то позади остались следы двух пар ног, но каждый шаг вперёд отдаляет Романа от его прошлого. И он будет ещё долго оглядываться назад, но пока продолжает идти, воспоминания будут всё больше скрываться за горизонтом.
Нет никакой параллельной дороги, на которую можно в любой момент перейти, чтобы отказаться от своего прошлого. У каждого из нас только один путь. Единственный выбор, который мы делаем – оставаться на месте, чтобы недалеко уйти от «светлых» воспоминаний, или двигаться дальше, чтобы посмотреть, что ждёт за поворотом.
Да, неизвестность впереди пугает. Поэтому нам и хочется оглядываться назад на знакомые пейзажи. Мой вам совет: оглядывайтесь, только не сбавляйте темпа ходьбы. И в какой-то момент перед вами откроются новые виды, а рядом окажутся новые спутники, с которыми будет приятно провести время в пути.
Случаи из практики 74
— В итоге он меня бросил и я окончательно распрощалась с мыслью найти нормального мужчину. Навела порядок в доме, снова принялась читать книги, съездила к тетке в Румынию – короче постаралась с толком использовать освободившееся время.
— А что насчет общения? Как вы справились с одиночеством?
— И долго вы так жили?
— Как она восприняла ваше появление в их жизни?
— Конечно согласилась, хотя после этого столкнулась с двумя серьезными проблемами. Во-первых, у нас в организации запрещено работать людям из одной семьи – мы филиал одной крупной немецкой корпорации, а у них свои правила. Значит, одному из нас нужно было уйти и, рассуждая здраво, этим кем-то должна была стать я – все-таки должность у меня гораздо ниже.
— Но вам совершенно не хотелось этого делать?
— Работа – это моя жизнь, понимаете? Тем более что я отдала ей последние десять лет – меня там все знают, коллектив хороший, накопилась куча знакомств. И вот так все бросить очень трудно.
— Понимаю… А что насчет второй проблемы?
— У Виктора аллергия на кошек и никакие лекарства не помогают. Так что придется выбирать или он или они. На прошлой неделе звонит мне мать и спрашивает, что я тяну с переездом, а я ей говорю, что не хочу уходить с работы и не знаю, что делать с животными – как думаете, что она ответила?
— Предложила найти новое место и предложила сдать кошек обратно в приют или отдать кому-нибудь в хорошие руки?
— Вот именно! – воскликнула женщина. – Ну и как я должна ей объяснить, что я последние десять лет выживала только благодаря им? Что когда мне хотелось выть от тоски и лезть на стену от одиночества, только работа не давала мне опуститься на пол и сдохнуть! Что вместо того, чтобы зайти в бар и напиться, я спешила домой, зная, что там мои девочки сидят голодные! Рассказать ей о том, как засыпала лежа на кресле вместе с двумя урчащими подушками и не чувствовала себя брошенным и никому не нужным куском мяса? Я просто не могу взять и выкинуть их обратно на улицу! Они – моя семья!
«Не переживай, у тебя еще сотня таких будет!» Или как плохо поддержать человека
Неверно думать, что при расставании страдает только тот, кого бросили. Партнер, решивший прекратить отношения, испытывает разнообразный спектр эмоций, потому что его привычная жизнь тоже меняется, что приводит к сомнениям, а правильно ли он поступил. Но партнер, который хотел бы сохранить отношения, всегда страдает от разрыва сильнее. Он может описывать ситуацию как «Жизнь кончилась», «Я не представляю, как жить дальше», «Всё, что было – обман», «Меня предали», «Тот, кто действительно любил, никогда бы так не поступил».
Человек, переживающий расставание, часто страдает от одиночества: ему кажется, что никто не понимает его чувства. А в качестве поддержки он слышит в лучшем случае классические успокаивающие фразы, часто обезличенные и не несущие глубокого смысла. И даже если окружающие действительно стараются помочь и поддержать его, эти попытки могут получиться скомканными, неуверенными и не очень-то эффективными. С одной стороны, редко кто умеет искренне выразить свое сочувствие, нас не учат этому в школе. А с другой стороны, если человек не знает, как можно поддержать другого, но считает, что сделать это необходимо, то он и сам попадает в некомфортные для себя условия, и стремится выйти из них как можно скорее. Порой, не самыми приятными способами.
Как поддерживать не нужно:
2. Давать советы как правильно и быстро забыть. Если нет серьезных проблем с памятью, то забыть, что существует человек, вызвавший сильные чувства, не получится. Ну разве что только через много лет насыщенной событиями жизни. Попытки броситься в новые отношения сразу после расставания часто изначально обречены на провал, т.к. цель их не выстраивание качественного общения с другим человеком, а избавление от страданий. Новый партнер здесь выступает как возможное средство достижения цели. Как таблетка, которую мы принимаем, когда болит голова. То же самое относится к советам погрузиться в работу, учебу или хобби, чтобы как-то занять своё время и не дать себе возможности переживать.
3.Искать плюсы. Чаще всего говорят: «Но зато теперь у тебя есть опыт». Позитивное мышление – это прекрасно, но своё собственное, а не навязанное со стороны. И пытаться найти хорошее в болезненной ситуации, значит вытеснять свои негативные эмоции и отказывать себе в праве чувствовать по-настоящему. Пока человек не пережил и не принял перемены, у него есть только ситуация, с которой ему ещё предстоит как-то справиться. И сколько времени это займет – неизвестно. Опыт появляется только тогда, когда ситуация уже внутренне переработана и встроена в дальнейшую жизнь. То есть восстановлено душевное равновесие, сделаны выводы и человек живет и действует, опираясь на полученные знания.
5. Агрессивно реагировать. Случается, что люди, не знающие, как поддержать человека в трудной ситуации, начинают повышать на него голос, кричать, обвинять, требуют замолчать или перестать плакать. По сути агрессивная реакция на боль другого – это боязнь собственной неспособности повлиять на ситуацию. Чаще всего это проявляется у людей, привыкших всё контролировать. А если контролировать не получается, значит нужно сделать так, чтобы проблема исчезла. Это позиция «Раз я этого не вижу, значит ничего и нет, всё в порядке».
6. Рассказывать о проблемах других людей. «А вот у Маши/Васи/Пети, там вообще кошмар». Попытка переключить внимание на других воспринимается как такое же обесценивание переживаний («Тебе еще хорошо, а другим гораздо хуже») и совсем не помогает.
Так как же всё-таки поддержать человека.
Любовь по правилам
Хочу поделиться уникальным опытом. Месяц назад я впервые провёл консультацию для пары (будем звать их Мария и Илья). Вернее, дело было так. Сначала я провёл две индивидуальные консультации, а потом одну совместную.
Скажу честно, я не был сразу уверен, что будут проводить совместную консультацию. К сожалению, часто пары вместе обращаются к специалисту только потому, что кто-то один приводит за шкирку другого. В этом случае психологическая помощь бесполезна. Нельзя заставить человека делать то, чего он сам делать не хочет. Это как с алкоголиками, которых приводят жёны. Мужика кодируют на месяц, а потом он опять начинает квасить.
Поэтому сначала мы решили провести две индивидуальные консультации, чтобы посмотреть, как Илья с Марией по отдельности видят свои проблемы. Вот краткая история пары.
Илья с Марией были вместе четыре года. Проблемы у них начались примерно полгода назад, когда Мария подняла вопрос о семье и браке. Тогда Илья не ответил ничего конкретного, чем задел её чувства. С тех пор они постепенно начали отдаляться друг от друга. Мария всё чаще указывала Илье на его ошибки, Илья всё больше замыкался в себе, когда нужно было выразить возмущение. На проблемы в отношениях накладывались и личные проблемы. Изначально Мария была сильнее привязана к отношениям, потому что ей не хватало общения с другими людьми и личных увлечений. Илья же плохо умел доводить свои желания до конца из-за травмирующего детского опыта.
Теперь к моей работе.
Первое, что я выяснил – Мария и Илья оба хотят решить проблему. Это большая редкость. Довольно часто мне пишут люди, которые спрашивают о том, как переделать или «влюбить» в себя партнёра. Но отношения так не работают. Когда я предлагаю такому человеку больше заботиться о себе, и он это делает, обычно он же и заканчивает отношения, потому что вдруг понимает, что был просто зависимым элементом.
В данном случае я видел двух людей, которые искренне хотели пересмотреть свои отношения. Они оба не хотели бросать всё, но и не хотели терпеть прежние проблемы. Их искренность и желание попробовать что-то новое очень подкупали.
Далее мы поговорили о том, чего же не хватает каждому из них в отношениях. Вот их краткие ответы.
Мария хотела, чтобы Илья был с ней более откровенен и сразу говорил о том, что его беспокоит. Илья хотел, чтобы Мария была более терпима к его ошибкам и не превращала их в катастрофу.
Как вы понимаете, эти пункты взаимосвязаны. Если Илья будет сразу говорить о том, что его беспокоит, Мария будет реже «додумывать» и раздувать проблемы. Если Мария будет указывать Илье на ошибки один раз, он будет испытывать меньше давления и чаще сразу объяснять свою позицию.
Наконец вместе нам нужно было сформулировать решение. Я предложил довольно распространённый вариант – пробный период для отношений. На первый взгляд идея проста. Вы даёте отношениям срок с дедлайном, например, 3 месяца. За это время вы оба должны научиться следовать определённым правилам, которые мы определяем вместе. Если через 3 месяца вы так и не сможете дать ответа, уходить или оставаться, значит нужно уходить. Потому что если согласованные и объяснённые правила поведения не помогли, то уже ничего не поможет. Вы просто друг другу не подходите.
Самое интересное в этой истории касается правил, которые мы обсуждали на совместной консультации. Я видел, что Илья и Мария с помощью правил хотели переделать другого человека под себя. Например, одним из правил Марии было «бросить курить». Я объяснил обоим, что такие правила не сработают. Невозможно заставить человека сделать что-то против его воли.
В итоге мы оставили только те пункты, которые:
1. Человек и сам хочет попробовать выполнить.
2. Помогут сделать человека увереннее в себе.
То есть нам не нужны были правила, которые свяжут их крепче. Нам нужны были правила, которые сделают каждого из них увереннее в себе по отдельности, чтобы снова пробудить страсть.
Эта принципиальная разница часто мешает парам решить свои проблемы. Они думают, что им просто не хватает романтики или времени вместе, хотя на самом деле дело не в новом опыте, а в том, что они так сильно растворились в отношениях, что от их личности уже ничего не осталось. Они боятся говорить о своих проблемах, чтобы не навредить отношениям, хотя это их и разрушает. Они пытаются быстрее замечать чужие ошибки, чтобы от них избавиться, хотя это и подталкивает их к расставанию.
Разница между здоровыми и нездоровыми отношениями принципиально проста. В здоровых отношениях тебе хорошо без человека, а с ним ещё лучше. В нездоровых ты можешь чувствовать себя хорошо только рядом с человеком, и в этом случае привычка однажды превращается в зависимость. А быть наркотиком или наркоманом утомляет.
Если вы хотите улучшить отношения, делайте это вместе, хотя бы поговорите об этом. Не хотите вместе? Тогда работайте не над отношениями. Работайте над собой. Результат будет ничуть не хуже.
Не нравится, уходи
Я сторонник того, что в отношениях ты либо принимаешь чужие недостатки, либо уходишь. Многим людям это довольно трудно принять, потому что они слышат исключительно:
– Если тебе что-то не нравится, уходи.
В таком виде это действительно не особо здоровый подход к отношениям, и я его не разделяю. Здесь нужна расширенная версия:
– Если тебе что-то не нравится, скажи. Человек не изменился? Решай, готов ли ты принять это недовольство и жить с ним до конца жизни? Готов? Тогда больше не говори об этом, потому что он не изменится и после сотого повторения.
Другими словами, в моём понимании принятие – это способность перестать пытаться переделать человека после первой попытки. Все остальные просто не сработают, потому что вы пытаетесь словами (!) показать (!!) человеку необходимость перемен. Это может сработать с детьми:
– Кушай кашу, будешь большим и сильным.
Но взрослые не верят на слово. Если вы говорите:
– Мы либо пытаемся всё исправить, либо расходимся.
Нужно держать слово с первого раза. Потому что, если вы не расходитесь, зачем другому человеку что-то менять? Вы ведь всё равно не сдержите своего слова, а его это вполне устраивает.
Патогенез, эпидемиология и этиология обсессивно-компульсивного расстройства, часть 1
Чтобы не пугать читателя новыми словами, сразу раскрою их значения:
То есть, если приводить в пример грипп, то вот что скажут три этих товарища:
Эпидемиология: где и в какое время года опасность заражения наивысшая, как связан уровень заболеваемости с полом, уровнем заработка, расой, образованием и т.д.
Патогенез: как в организм попадает вирус, как он размножается, на какие органы и ткани воздействует, как происходит иммунный ответ, как меняются температура, давление и другие физиологические показатели по ходу развития заболевания.
Эти термины тесно связаны друг с другом и в некотором роде даже взаимозаменяемы.
По сути, речь будет идти о том, что именно приводит к развитию ОКР с большей вероятностью, а что с меньшей.
Этиологический фактор (то есть причина, без которой болезнь никогда не разовьется) для ОКР, к сожалению, в данный момент неизвестен. Это не инфекция, от которой можно сделать прививку, не проблема гигиены и зачастую даже не последствия пережитой травмы. Обсессивно-компульсивное расстройство может развиться у человека любой расы, любого социального класса, не зависит от состава питьевой воды, уровня загрязнения, температуры и влажности воздуха. Тем не менее, есть некоторые закономерности. Должен предупредить читателя, что трудности в диагностике ОКР приводят к тому, что статистика часто противоречивая и к ней стоит относиться критически. Начнем с эпидемиологии.
Эти данные схожи во всех странах мира, где не наблюдается значительной стигматизации (навешивания ярлыков)
Начало болезни приходится зачастую на детский или подростковый возраст. ОКР почти никогда не появляется после 30 лет, если не имело место до этого.
Мужчины болеют несколько чаще, чем женщины, особенно в подростковом возрасте. Тем не менее, они же чаще скрывают симптомы и избегают госпитализации.
Интеллект и образование: среди людей, имеющих высшее образование, частота заболеваемости ОКР примерно вдвое ниже, чем у тех, кто его не имеет. Однако, частота заболеваемости значительно выше среди тех, кто закончил образовательное учреждение с ученой степенью(PhD или Кандидат Наук). Часто у больных ОКР обнаруживается высокий интеллект, особенно вербальный. Таким образом, если человек справляется с недугом сам или при помощи специалистов, то зачастую выходит в мир с хорошими умственными способностями. Ему легче работать с математическими формализмами(чаще более склонен к алгебре, чем к геометрии), он легко переводит текст на иностранном языке, быстро запоминает слова и числа. Это относится не ко всем больным, но часто имеет место.
Социальный класс, согласно большинству исследований, не оказывает значительного влияния на распространенность ОКР.
Занятость: большинство (примерно 3/4) больных не могут учиться и работать, а если и могут, то на очень низком уровне при максимальном приложении усилий. Часто встречается картина, когда студент сидит за книгой по 12 часов в день и при этом его отчисляют из института. Многие считают ОКРщиков простыми лентяями, но стоит сказать, что такие люди не могут даже полноценно отдыхать в выходной день или смотреть фильм без навязчивых мыслей.
Во второй части я попытаюсь рассказать подробнее об этиологии и патогенезе.
Ссылки на предыдущие посты:
Диагностика обсессивно-компульсивного расстройства(ОКР)
1.Анамнез(в основном опрос пациента)
2.Непосредственный осмотр пациента, например пальпация(когда врач пальцами определяет пульс или величину и расположение органов)
3.Лабораторные исследования анализов крови, мочи, кала, мазков и т.д.
Итак, остается только осмотр и опрос. Начнем с первого.
Впрочем, наблюдать ОКР у того, кто не желает раскрытия, можно в условиях стационара, но даже это потребует больших усилий. О причинах, которые могут побудить человека скрывать компульсии, я постараюсь рассказать в другой раз. К сожалению, такое встречается довольно часто.
Но далеко не каждый из нас Шерлок Холмс и может безошибочно установить связь болезни с едва заметными внешними проявлениями. Некоторые проявления остаются незамеченными, некоторые неверно растолковываются. А некоторые вообще просто мерещатся психологу, которому захотелось почувствовать себя детективом.
Поэтому большую часть диагностики составляет осмысленный разговор с пациентом.
Главная проблема состоит в том, что большинство ОКРщиков жалуются на что-то совсем другое. Один хочет пережить расставание с девушкой, другая отчисление из института, третий подозревает у себя депрессию. А все ритуалы при этом они сами считают нормой. Порой даже удивляются «А что, разве не все так делают?». А тем временем девушка бросает из-за того, что время уделяется не ей, а ритуалам, из института отчисляют по причине навязчивого перечитывания одной и той же страницы в течение часа, когда задали прочитать 50 таких страниц, а депрессия вполне может быть вызвана невозможностью делать что-либо из-за того, что все внимание при любом занятии уделяется тщательному подсчету собственных шагов и вдохов-выдохов.
Как показывает практика, задавать конкретные вопросы тоже имеет мало смысла. У всех свои, разные ритуалы, из моих пациентов,к примеру, далеко не все навязчиво мыли руки, хотя именно это действие приводят в пример, когда говорят об ОКР.
2.Должна быть хотя бы одна мысль или действие, которой больной безуспешно сопротивляется, даже если наличествуют другие мысли и/или действия, которым больной более не сопротивляется. Этот критерий нравится мне меньше всего. Если пациент перестает сопротивляться всем мыслям, то формально ему не ставится диагноз ОКР. На деле же сопротивление зачастую становится пассивным, вследствие чего появляется еще больший разлад в мыслях, ритуалы переходят в голову и вместо того, чтобы считать сумму номеров проезжающих мимо машин, человек просто начинает сходить с ума.
3.Мысль о выполнении навязчивого действия не должна быть сама по себе приятна (простое уменьшение напряжённости или тревоги не считается в этом смысле приятным). То есть если вы сейчас едете в метро и постоянно думаете о том, как дома примете горячую ванну,напьетесь чаю, зарядите телефон и полистаете Пикабу, то это не обсессии.
4.Мысли, образы или импульсы должны быть неприятно повторяющимися. Если мысли, образы и импульсы произвольны, неприятны, но при этом разнообразны, то стоит говорить о другом заболевании.
Впрочем, есть и хорошие новости. В эпоху интернета тема ОКР, как и любая другая тема, стала активнее освещаться. Про обсессивно-компульсивное расстройство упоминают в фильмах и сериалах(например, «Доктор Кто» и «Клиника»), так что все больше людей узнают, что их состояние не является чем-то предосудительным, что они могут открыто рассказать о своих проблемах, не боясь насмешек и порицаний и, что самое главное, могут избавиться от этих проблем. Минусом, конечно, является то, что некоторые люди симулируют ОКР ради привлечения внимания, что, в свою очередь, ведет к тому, что и настоящих больных порой воспринимают как симулянтов.
Следующие посты будут посвящены патогенезу, терапии, в том числе фармацевтической и, возможно, некоторым этическим вопросам.
Обсессивно-компульсивное расстройство(ОКР)
Изначально хотел назвать тему «Обсессивно-компульсивное расстройство и его терапия», но потом решил, что в таком случае пост будет перегружен. Начинать же сразу с терапии было бы непоследовательно.
Обсессивно-компульсивное расстройство являет собой, что следует из названия, некое психическое расстройство, связанное с обсессиями и компульсиями. Обсессия суть синоним слова «одержимость идеей», компульсию же можно связать со словом «принуждение». В России данный недуг часто называется «Синдром навязчивых движений» или «Синдром навязчивых состояний»
Что же это за одержимость и к чему она принуждает человека? Это может быть, вообще говоря, любая мысль, идея, которая не выходит из головы. Наверняка большинству из вас случалось услышать мелодию, которая затем снова и снова возникала в сознании будто сама собой. В некоторых случаях прогнать ее было непросто даже усилием воли или каким-нибудь упорядоченным действием(например, чтением книги). В некотором роде это похоже на то, чем страдает человек с ОКР. С той лишь разницей, что здоровому человеку навязчивая песенка приносит лишь раздражение в течение дня и в скором времени(обычно не позже, чем через пару недель) проблема уходит сама собой, а у ОКРщика навязчивые мысли возникают регулярно. И, к сожалению, эти мысли очень редко связаны с музыкой.
Зачастую это мысли, которых он боится, стыдится и которых всеми силами хочет избежать. Это могут быть мысли о том, что кто-то из его близких может заболеть или умереть, в том числе от его руки. Это могут быть сексуально-неприемлемые(с точки зрения больного) мысли, например, о сексе с учителем, другом, родственником. Это может быть страх потери чего-то важного(например, ключей от дома). Если человек религиозен, то мысли могут быть богохульными. Если для него важна репутация, то мысли могут быть о том, что он случайно написал неприличное слово в официальном письме или что-то кто-то на совещании решил, что у него помята рубашка. Если он читает учебник при подготовке к экзамену, то это может быть страх, что он недостаточно хорошо понял содержание параграфа.
Резюмируя, можно сказать, что ОКР это состояние не качественно новое, а скорее количественно. Обычные суеверия, тревога и борьба с ней, присущие большинству людей, гипертрофируются, вырастают настолько, что начинают занимать в жизни человека все его свободное(а иногда и несвободное) время.
В данной статье я упустил строгую классификацию по МКБ(Международная Классификация Болезней), потому как многие из симптомов неоднозначно определяют диагноз и там, где один врач поставил ОКР, другой вполне справедливо может поставить ананкастное расстройство личности, которые, вообще говоря, исключают друг друга.
В следующем посте я постараюсь рассказать о некоторых психотерапевтических и медикаментозных методах лечения данного состояния, основных теориях в его патогенезе(то есть откуда это все берется, кто находится в группе риска и т.д.) и проблемах диагностики