Национальная культура что это такое

Национальная культура

Национальная культура что это такое. Смотреть фото Национальная культура что это такое. Смотреть картинку Национальная культура что это такое. Картинка про Национальная культура что это такое. Фото Национальная культура что это такое

Понятие «национальная культура» очень сложное и многогранное. Если же говорить коротко, то она представляет собой комплекс определенных материальных и духовных ценностей отдельного народа, которые сформировались под воздействием социальных аспектов и факторов окружающей среды.

Чтобы лучше понимать понятие национальной культуры и ее роли в развитии традиций и духовности отдельных наций, стоит детальнее изучить этот термин, а также рассмотреть факторы, влияющие на него.

Что такое национальная культура

Общее понятие национальной культуры гласит, что это совокупность духовных и материальных ценностей каждой отдельной нации. Как правило, эти ценности формируются веками под воздействием социальных факторов, природной среды обитания и условий жизни конкретного региона (рисунок 1).

Национальная культура что это такое. Смотреть фото Национальная культура что это такое. Смотреть картинку Национальная культура что это такое. Картинка про Национальная культура что это такое. Фото Национальная культура что это такоеРисунок 1. Национальную культуру определяет огромное количество факторов

Определение национальной культуры касается и ее проявлений: в традициях, моральных нормах и установках, духовных ценностях и даже стереотипах определенного народа.

При этом национальную культуру ни в коем случае нельзя назвать изолированной. Скорее наоборот, ее формирование неразрывно связано с традициями соседних народов, которые, оказывая влияние на обычаи других этносов, стимулируют развитие национальной культуры. В культурологии также считается, что народ, проживающий изолированно, отличается весьма бедными традициями, в сравнении с этносами, которые постоянно взаимодействуют с соседними народностями.

История и содержание термина

Понятие национальной культуры неразрывно связано с историей, расцветом и упадком определенного этноса. Все события, которые происходили в определенные временные отрезки, неизбежно отражаются на стиле мышления и традициях представителей конкретного народа.

Чтобы точнее понять национальную культуру определенного народа, нужно знать основные компоненты этого понятия:

В целом можно сказать, что оценивать национальную культуру по какому-то одному критерию неправильно, как и расценивать ее в качестве статической величины, неспособной к дальнейшему развитию (рисунок 2).

Нация и национальность

Ученые считают все национальные культуры равноценными, ведь каждая из них по-своему неповторимая, со своими уникальными традициями, чертами и элементами. При этом культуры разных этносов сосуществуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом, взаимно влияя на развитие (рисунок 3).

В этом смысле самым древним слоем национальной культуры считается этническая. Именно она несет в себе традиции и обычаи предков, которые являются своего рода символами и объединяют представителей одного этноса по принципу близкого кровного родства. При этом понятия нации и национальности имеют существенные различия, хотя по многим критериям и схожи между собой.

Нация представляет собой общественную единицу. Фактически, это собирательный образ для индивидов, проживающих на территории одного государства. Нация формируется на основе нескольких народов и этносов, образующих государство. При этом их национальные традиции постепенно меняются под воздействием друг друга, формируя понятие национальной культуры. Понятие национальности тесно связано с нацией. С научной точки зрения этот термин означает процесс перехода одного или нескольких народов в нацию.

Другими словами, если какое-либо государство насчитывает много этнических меньшинств, будет неправильно называть их отдельными национальностями.

Нация и этнос

Понятия нации и этноса в рамках рассмотрения национальной культуры гораздо более интересные. Этнос – это самый базовый термин, означающий народ с определенной языковой спецификой, символикой, материальными и духовными атрибутами (рисунок 4).

Несмотря на то, что отдельно взятые этносы считаются простейшей формой организации групп людей, именно они служат основой формирования национальной культуры.

Современные ученые пришли к другим выводам. Согласно последним исследованиям, именно этнос является чуть ли не единственной статической единицей социума. Любые попытки вторжения в народные традиции, быть или культуру могут привести к постепенному упадку или исчезновению этноса. Однако, если воздействий, оказывающих негативное влияние извне не будет, он способен на долгое время сохранится в неизменном виде.

К сожалению, все современные этносы тем или иным образом подвергаются влиянию глобализации. Постепенно исчезают некоторые традиции, размываются верования и меняются моральные ценности. Более того, в нашем современном обществе больше не считаются редкостью браки между представителями народов с совершенно разными традициями и обычаями. Это, в свою очередь, означает, что мы с вами может быть свидетелями формирования абсолютно новых и уникальных национальных культур.

Нация и язык

Формирование любой национальной культуры нельзя рассматривать без языка, как основы взаимоотношений между отдельными индивидами и развития традиций и верований. Именно язык играет ключевую роль в становлении определенного этноса, так как способен объединять даже очень большие группы людей.

При этом язык, в отличие от этноса, нельзя назвать статичной единицей. В традиционном языкознании принято считать, что лексика и даже грамматика могут постепенно меняться под воздействием войн, отношений с другими народами, глобализации и миграции. Однако некоторые характерные черты определенного языка все же сохраняются и играют важную роль в формировании национальной культуры.

Основные компоненты национальной культуры

Национальная культура включает несколько отличительных компонентов, которые и отражаются на ее основных чертах. В первую очередь принято рассматривать духовный аспект, включающий в себя язык, религию, нравственные нормы и художественные обычаи и культуру.

Однако не стоит забывать и о социально-политическом и материалом компонентах, которые играют важную роль в формировании национальной культуры вне зависимости от внешних факторов и исторического периода. В последнее время важная роль отводится и так называемому современному компоненту, который имеет свои особенности. В данном случае создается определенное состояние, противоположное традиционному. Данные тенденции отлично просматриваются в современном обществе, когда традиции и обычаи предков постепенно уступают более глобальным нормам поведения и мышления.

Способы сохранения национальной культуры

Процесс развития любой национальной культуры нельзя назвать простым, причем ее сохранение сопряжено с определенными проблемами. С одной стороны, представители любой культуры стремятся сохранить свои характерные традиции, символику и другие черты, характерные для определенного этноса. С другой – такая культура со временем отбрасывает некоторые стереотипы и элементы, считающиеся устаревшими в современном мире. В данном случае важно придерживаться «золотой» середины: не забывать о своих корнях под влиянием глобализации и популяризации, одновременно соответствуя требованиям современного мира.

На самом деле, защита любой национальной культуры – не выдумка, а вполне выполнимая задача. Учитывая основные ее составляющие, важно защищать такие важные для любой культуры качества, как язык, традиции и моральные качества. При этом сохранение и возрождение возможно лишь в том случае, если представители данной культуры будут считать ее по-настоящему важной.

Среди способов сохранения стоит выделить несколько вариантов. Во-первых, руководству страны следует внедрить такую систему образования, которая будет задавать общее культурологическое направление ценностей. В результате отдельно взятые представители будут полноценно функционировать в обществе и самостоятельно оценивать степень влияния других культур.

Во-вторых, если первое условие были реализовано оптимально, глобализация лишь обогатит культуру, а не приведет к ее растворению. При этом контроль за влияние глобальных веяний все же должен находиться у государственных властей.

Источник

национальная культура

Полезное

Смотреть что такое «национальная культура» в других словарях:

Национальная культура — выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества, нации. Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни. совокупность обыденных и специализированных областей культуры … Энциклопедия культурологии

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Исторически складывающееся мировоззрение народа, реализуемое в традициях, национальных реликвиях и получающее свое отражение в языке. Изучение языка без учета национально культурных традиций носителей языка обедняет процесс … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

национальная культура — ▲ культура ↑ этнос аккультурация. восточный. ориентальный. обрусеть. обруселый. обрусительный. русифицировать. полонизировать. латинизировать. романизовать. украинизировать, ся. онемечить. славянофильство. англофильство. англофобство. галломания … Идеографический словарь русского языка

Национальная культура — 1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленная в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе, между собой и к самим себе. 2 … Словарь социолингвистических терминов

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

национальная культура — 1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленные: 1) в продуктах материального и духовного труда; 2) в языке; 3) в системе социальных норм и учреждений; 4) в духовных ценностях; 5) в отношениях людей к природе, между… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Национальная культура — 1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленные: 1) в продуктах материального и духовного труда; 2) в языке; 3) в системе социальных норм и учреждений; 4) в духовных ценностях; 5) в отношениях людей к природе, между… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Национальная культура — совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Национальная литература — НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. В буржуазном литературоведении и критике этим термином обычно пользовались для обозначения литературы национальных меньшинств, литературы угнетенных народов в отличие от литературы господствующей нации. Так, в довоенной… … Литературная энциклопедия

Культура Эстонии — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Источник

Национальная культура

В широком значении под национальной культурой подразумевается совокупность культурных достижений, присущих данной нации вне зависимости от того, имеют ли различные элементы этого национального достояния специфическую национальную окраску или национально нейтральны. В таком смысле национальная культура есть вся историческая совокупность материальных, научных, философских, этнических, эстетических и прочих ценностей, созданных данной нацией непосредственно, равно как и ценностей, полученных ею в процессе взаимодействия с другими нациями и активно используемых в своем прогрессе во всех сферах общественной жизни. Культура нации свидетельствует о роли и степени участия нации в глобальных социально-экономических процессах: индустриальном прогрессе, политической организации общества, развитии науки, образования, культуры, информационных систем и т. п. Культура нации раскрывает специфику творчества нации, динамику ее миропонимания и мировоззрения, выражает общечеловеческую сущность жизнедеятельности нации, ее отношение к социально-экономическим и историко-культурным процессам.

Культура нации — неотъемлемая составная часть мировой культуры. Национальная культура в собственном значении этого понятия есть совокупность культурных элементов и ценностей, которые распознаются людьми как «наше» и «не наше», способствуют осознанию ими своего единства и отличия от представителей других наций (народов). Культурную специфику следует рассматривать как один из основных признаков нации, позволяющий отграничивать одну нацию от другой.

Национальная культура, безусловно, включает в себя духовный, социально-политический и материальный компоненты, а не сводится только к духовной культуре (где традиционно рассматривают четыре ее элемента — религию, язык, нравственную и художественную культуру), как это обычно представляется. Национальные культуры — это устойчивые образования, под воздействием которых осуществляется первичная социализация большинства людей, т. е. приобщение к культуре мировой.

Культура занимает очень важное место в историческом развитии каждой нации и в формировании ее национального самосознания
. В современных условиях материальная культура содержит значительно меньше национальной специфики и не всегда выступает «опорой» национального самосознания. Поэтому ориентация на духовную культуру в значительно большей степени служит выражением национального самосознания.

Национальную культуру можно разграничить на народную и официальную («высокую»). Народная культура представляет собой синтез нескольких традиций. Ее общий облик определяется явлениями и ценностями, образованными нацией в согласии с ее представителями, взглядами и потребностями. Каждая историческая эпоха имела особую народную культуру и отличающуюся от нее особую официальную культуру. Мировые процессы интеграции экономической, политической и культурной жизни нации породили новый компонент культуры — современный, когда наряду с культурой с большой буквы создавалось особое культурное состояние, альтернативное по отношению к традиционному. Нынешняя социокультурная ситуация требует понимания взаимодействия этих двух важнейших звеньев духовной жизни.

Характеризуя национальную культуру, необходимо особо подчеркнуть, что ее этническая специфика далеко не сводится к архаичным элементам культуры. Этнические функции (отличие одного этноса от другого) выполняет и профессиональная культура, литературный язык, художественная литература, профессиональное искусство и т. д. Ведь совершенно очевидно, что такого рода компоненты культуры у каждого этноса обладают характерной именно для него спецификой. Это обстоятельство важно иметь в виду, поскольку нередко приходится сталкиваться с трактовкой этнического в национальном как архаичным, от¬жившим, экзотическим элементами.

Удельный вес национальной составляющей, ее место в культуре нации и ее повседневной жизни неодинаковы у различных наций (народов), что исключает унифицированный подход к проблеме сохранения и развития национальной культуры. Такое понимание национальной культуры позволяет рассматривать специфические особенности культуры, которые характеризуют ее неповторимое отличие от другой, но вместе с тем, конечно, и то, что роднит, сближает ее с другими культурами.

Источник

Лекция 6. Национальная культура

2. Традиционная культура и ее функции. О важности приобщения подрастающего поколения к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к культурному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к национальной культуре других народов. Для любого народа всегда свойственно дорожить своим историческим прошлым и его достижениями, опираться на это прошлое в своем образе будущего и в своих устремлениях в будущее. Любая форма, любое проявление человеческой культуры всегда связаны с этносом, ибо не существует культуры вне человека, вне его творчества, традиций, ценностей и норм. А человек всегда является и чувствует себя членом того или иного этноса. Cущность человека так тесно связана с его обычаями, верованиями, ценностными предпочтениями, что человека, на которого бы не повлиял «жизненный мир» (Э.Гуссерль) его народа, никогда не существовало, не существует и существовать не может.

Анализ содержания наиболее распространенных современных интерпретаций культуры и ее функций показывает, что практически все они обязательно выделяют этническую компоненту. Тем самым подчеркиваются этнические функции культуры, выполняющие этнодифференцирующие и этноинтегрирующие задачи. Этнические компоненты культуры отличаются стабильностью и устойчивостью и поэтому составляют генетическое «ядро» этноса. Все этнические функции культуры служат важнейшей цели: психологической защите индивида. Они дают ему возможность определить себя в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать. То есть этническая (традиционная) культура содержит в себе защитные механизмы этноса
Важнейшими функциями культуры этноса являются адаптационная, коммуникативная, сигнификативная (знаковая), интеграционная, функция социализации, информационная функции, нормативно-регулятивная и идентификационная.

Интегративная функция. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей.
Функция социализации. Культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними.

Информационная функция культуры. С возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как бы приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.
Нормативно-регулятивная функция. В основе нормативно-регулятивной функции лежат исторические культурные ценности этноса, со временем превратившиеся в нормы жизни (этические, правовые, бытово-поведенческие и т.д.) и обычаи.

О высоком развитии культуры свидетельствуют как памятники материальной культуры: древние города и крепости, антиквариат, каменные статуи-надгробья, культура одежды, предметы быта и т.д., так и бессмертные творения духа (устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, музыкальное, поэтическое и философское наследие и др.). Города Отрар, Испиджаб, Тараз стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией, Францией и Италией. По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство (арианство и несторианство). А с приходом арабов начиная с VIII в. распространяется ислам.

Важным компонентом традиционной национальной культуры является письменность. Начиная с VIII в., после арабского завоевания, когда древнетюркские племена приняли ислам, тюркская письменность начала вытесняться арабским письмом. Но, несмотря на это, какая-то часть ее не пропала бесследно. Самые ранние образцы письменности дальних предков называются орхоно-енисейским или древнетюркским руническим письмом.
Еще в 1889 г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р. Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге-кагана (680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735 гг. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Примечательно и то, что многие, художественные образы, крылатые слова, меткие сравнения, содержащиеся в надписях на каменных стенах в честь Кюльтегина, Тоньюкука, Бильге-Кагана, и поныне бытуют в современном казахском языке. В этих письменных документах заложены первоначальные идеи обучения и воспитания («Стыд сильнее смерти», «Мой брат сделал меня человеком», «Народ, у которого есть доблесть, сильный народ» и т. д.). Интересно то, что идея благополучия всего тюркского народа проходит красной нитью через обе надписи: «Народ, у которого есть доблесть, сильный народ». «Слушай внимательно, сообрази глубоко», «Сыны человеческие все рождены с тем, чтобы умереть», «Мой брат сделал меня человеком» и др.
Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран. Датский ученый, лингвист Вильгельм Томсен прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона. Как отмечают ученые, широта распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане очень велика – это долины р. Талас, Или, Сырдарья, Иртыш. Надписи на керамике близ Тараза, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе близ Чардары, на нижней части сосуда из Алтынтобе близ Шымкента и другие свидетельства.

Традиционным в степи было гостеприимство. Путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему не знакомого. Угощение и различные услуги оказыва- ли гостю совершенно бескорыстно. Гость имел даже право потребовать лучшего обхождения с ним. Если хозяин плохо принимал гостя, то последний имел право обратиться в суд биев. По адату гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда. Это право распространялось на гостя даже в том случае, если он являлся врагом хозяина очага. Последний не мог мстить гостю до тех пор, пока тот находился под его крышей. Наоборот, хозяин был обязан защищать своего гостя от других его врагов. (xreferat.ru/47/5039- 1-kultura. )

Жырау и акыны создавали устную литературу и передавали из поколения в поколение. XV- начало XIX вв. по праву называют эпохой жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Издревле жырау считались вещими поэтами, предвидящими будущее, поэтому зачастую они были советниками ханов, представителями всего народа в ханской ставке. Эпические стихи-песни назывались жырами, поэтому поэтов – творцов называли жырау (в отличие от жырши – исполнителей). «Предками» жырау были камы (шаманы). По мере развития кочевого общества, а в особенности после возникновения «кочевых» тенгрианских каганатов, функции камов, как хранителей традиций, исполнителей эпоса, прорицателей и целителей увеличились и усложнились. Прорицатели и исполнители героического эпоса стали специальными хранителями исторических традиций и стали называться жырау, а целители, заклинатели и знатоки обрядов стали называться баксы. Талантливые жырау, а также акыны, ;ленши, кюйши, высоко чтились народом и стояли в одном ряду со знаменитыми правителями, выдающимися государственными деятелями и полководцами. Нередко жырау cами были вождями племен, родов, батырами, предводителями военных дружин, видными политическими деятелями, советниками ханов. Именно в те века сложился степной героический эпос, в возникновении которого значительную роль сыграли песни-оды, восхваляющие подвиги реальных воинов-предков, вождей и военачальников. Эти оды исполнялись после смерти людей, памяти которых посвящались, с целью умилостивить их, ставших теперь аруахами, путем восхваления подвигов, совершеннных ими при жизни. Недаром непременным элементом казахских поминок, асов в прошлом было исполнение жырау од-ма;тау (восхваления) погибших героям эпоса.

Суть феномена жырау становится более понятной, исходя из его сравнительной характеристики с а;ынами. А;ын всегда – представитель рода. Во время айтыса он выступает от имени рода, восхваляя свой род, лучших людей, обычаи и достижения своего рода, высмеивая при этом по всем этим пунктам род своего соперника. А;ыны, сообразно своей сути, никогда не упускали случая вступить в очередное межродовое словесно-музыкальное состязание. Ведь айтыс, как проявление бескровной формы соперничества степных родов, является основным жанром творчества а;ынов. Жырау же изначально является представителем всего народа, всего союза племен. И потому жырау, будучи духовным проводником идеи межродового, общенационального единства и согласия, в айтыс никогда не вступает. А;ын живет в ауле, среди сородичей, разъезжает по аулам, вступая в айтыс с другими акынами, которые также являются представителями своих родов. Место же жырау – в ставке хана.
В ситуациях, которые касаются судеб всего ханства, жырау в поэтической форме дают наставление хану и всему народу, предлагая такое решение вопроса, к которому одинаково прислушиваются как сам хан, так и народ. Даже при встрече а;ынов как представителей разных союзов племен, уровень проблем, затрагиваемых в айтысе, остается тем же, что при встречах а;ынов двух родов: в отличие от духовно-творческой деятельности жырау, проблемы над родовой государственной важности и вопросы общенациональной политики во время айтыса а;ынов никогда не ставятся. Кроме того, а;ын – не просто участник обряда, он исполняет в первую очередь функции руководителя обряда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *