Национальность сагаец что означает

САГАЙЦЫ

Лит-: Потапов Л. П., Происхождение и формирование хакасской народности, Абакан, 1957.

Сагайцы или сагайские татары — народ тюркского племени, кочующий по р. Абакану от впадения в него р. Аскыз и в Сагайской степи в пределах Енисейской губ., Минусинского у., и Томской губ., Кузнецкого у. Их около 12500 душ, в том числе в Енисейской губ. 11700. Хотя С. крещены, но мало обрусели; у них много языческих верований; шаманы сохранили между ними значительное влияние. Большинство — скотоводы-кочевники. На весну и лето они угоняют свои стада в горы, поздней же осенью спускаются с них в свои зимние стойбища в Сагайскую степь, бесснежие которой дает возможность держать скот всю зиму на подножном корму. В прежнее время С. занимались оленеводством, которое ныне совершенно упало. Некоторые из них занимаются охотой, звероловством и сбором кедровых орехов и съедобных корнеплодных и луковичных диких растений. Toлько один из родов, бельтирский, сделался вполне оседлым и занялся хлебопашеством, не покидая, впрочем, скотоводства и издревле знакомого ему кузнечного промысла. Очертание лица С. близко подходит к татарскому; они имеют густые темные или черные волосы, крепко сложены, отличаются более солидной мускулатурой от своих северных соседей, качинцев и других инородцев. Рогатый скот С. отличается рослостью, лошади — силою и выносливостью. У енисейских С. числится лошадей до 20000, крупного рогатого скота — около 24000, овец и коз—32000 гол. С. питаются овечьим сыром, творогом, питательными кореньями и луковицами, отчасти мясом, мукой и кирпичным чаем; любимые их напитки — айран и кумыс. Грамотность развита крайне слабо. Енисейские С. управляются аскызской степной думой и выборными родовыми старшинами. Самое крупное селение С. — Усть-Сосской улус (63 хозяйства, 416 жит.). Н. Л.

Источник

Сагайцы (сагай) — дети Хакасии

Сагайцы принадлежат к этнографической группе хакасов. Они отличаются особым диалектом, а местом их постоянного пребывания остается Абакан. Сейчас насчитывается 70% от общего числа хакасов, что позволяет назвать их доминирующим субэтносом.

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

История

Впервые о сагайцах упоминают в записях, посвященных монгольским завоеваниям. В 17 веке существовало 2 волости, которые были расположены в верховьях Июсов (Белого и Черного) и Томи — рек, возле которых поселились сагайцы. Сагайский народ стремился избегать русской власти. Только в 1703 году они стали выходить на контакт.

Название

Этноним «сагай» происходит от названий племен, предположительно проживавших в Центральной Азии. В истории эти племена получили название «саков». Ближайшими родственниками сайгайцев являются якуты. Существует немало общих черт между этими двумя этносами.

Сагайский является диалектом, на котором в основном говорят в Абакане. Кроме сагайцев, диалект используют бельтыры. У сагайского есть несколько говоров, однако описаний по каждому из них мало. Сам сагайский в целом описан в кандидатской диссертации Инкижековой. Известна уникальная артикуляция диалекта, сложная фонетика и позиционное употребление звуков, являющихся абсолютно уникальными. Гласные в сагайском произносятся кратко, удвоенные согласные ловить на слух трудно из-за нечеткого произношения, в окончаниях на разговорном уровне отсутствует слог, гласные в целом нарушены. Диалект весьма сложен для изучения. Сейчас практически нет исследователей, которые могли бы помочь его развитию.

Культура

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

У сагайцев существует ряд традиций, однако более всего их выделяют песни и игры. Скорее всего, традиция песенных игр сложилась под влиянием русских, хотя сами сагайцы считают иначе. Они верят, что музыкально-игровые формы имеют исконно хакасские корни. Сказать точно, когда именно появились такие игры, не представляется возможным. Люди, родившиеся в 30-е годы прошлого века, рассказывали, что знали такие игры еще с детства.
Игровые песни являются очень важными для сагайцев. Именно во время их исполнения они получают возможность найти невесту или жениха. Выделяется 2 основных стиля песен. Первым, наиболее древним, считается Табыл-тубыл.
Игровые песни этого стиля пользуются популярностью у всех хакасов, многие из них являются частью обрядов, их популярность присутствует даже у других тюркоязычных народов. Другой стиль — Хызыл-пугдай, получил распространение только у хакасов и сагайцев. Этнологи считают, что это напрямую указывает на недавнее формирование стиля. Оба стиля используются молодежью. Немудрено, ведь старикам уже не нужно искать пару. Особенностью игровых песен стала возможность участия всех желающих в процессе.
Сами игры устраивают летом, так как их нужно проводить на открытом воздухе. Начинать игры принято вечером, а заканчивать — ночью. Такой подход объясняется необходимостью трудиться в дневные часы. Табыл-тубыл могли проводить в рамках свадьбы или самостоятельно, без привязки к конкретному обряду. Табыл-тубыл получил популярность при проведении свадеб благодаря большому количеству разнообразных игр. Такая песня, как Ай тидир, носила не только игровой, но и бытовой характер. Практически любое мероприятие сопровождалось ей. Ай тидир устраивали на праздничных гуляньях, во время работ, путешествий. При исполнении Ай тидир сначала уделялось внимание песням, затем совершался переход к играм.
У сагайцев не было конкретных правил для игр. В зависимости от местности правила могли меняться, однако общие принципы сохранялись. Табыл-тубыл напоминает «Перетяни канат». С каждой стороны становятся юноши и девушки, при этом побеждает та команда, у которой на своей стороне окажется больше девушек. Отметим, что сам процесс игры не предполагает перетягивание. Девушка из каждой отдельной команды должна выбежать в момент окончания куплета и произношения ее имени, если ей удастся с разбега разорвать цепь (веревку), то она уходит в команду оппонента. Игра заканчивается в тот момент, когда команды полностью «обмениваются» девушками или у одной из них девушек не остается.

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Помимо Хызыл-пугдай и Табыл-тубыл, существует игра Ики, отличающаяся от прочих. Ее принцип основывается на избрании водящего-девушки. В качестве «воды» выбирался юноша, который вместе с избранной им девушкой должен был изображать птиц.
Паре можно сесть в центре круга, который образуют другие участники. Участники движутся и хором исполняют песню. В каждом куплете есть действие, которое необходимо совершить паре. Куплетов много, и пока песня не закончится, не закончится и игра. Побеждала та пара, которая верно выполнит все действия. Эта игра требует внимательности и быстрой реакции. Весьма интересна игра Махтар, которую проводят для детей и подростков. В ней тоже должны участвовать два игрока, которые становятся в центр. Вокруг них ходит хоровод, вопрошающий о созревании маков. Как только пара отвечала, что маки созрели, к ним бросались и путали им волосы. Водящие должны были уклониться от других участников. Если им это удавалось, выбирали новых вод и продолжали игру до тех пор, пока все побывают в центре круга.
Сейчас игровые песни проводятся редко. Однако существует немало сообществ, которые намерены возродить традицию.

Традиции

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Традиции сагайцев строятся на соблюдении обрядов. Одним из главных обрядов является «Хай пазын». Этот ритуал требует особым образом повязать цветную ленту на священное дерево, которым выступает береза. Сначала требуется обойти дерево 3 раза по часовой стрелке, что помогает призвать духов. Затем ленты повязывают на ветви дерева и кладут под него угощение. Иногда вместо угощений преподносят ценные вещи. Духов обязательно благодарят. Пища сжигается, чтобы духи смогли питаться ее дымом. Сагайцы повязывают несколько ленточек: белую, красную и синюю. Белый символизирует чистоту, красный является достатком и ассоциируется с солнцем, а синий ассоциируется с духами. Другие цвета использовать запрещается. Повязать ленты нужно таким образом, чтобы не помешать ветке вырасти в дальнейшем.
Другой обряд называется «Сек-сек». Его проводят перед трапезой, которую принимают в походе. «Сек-сек» выполняется старшим, который должен взять часть еды, воду, разложить все в 4 разные стороны света и обратиться к духам гор, земли, неба и воды. Как только жертвоприношение будет выполнено, можно приступать к трапезе.
Сагайцы чтят огонь и поклоняются ему, как это делали их предки. С огнем у них ассоциируется богиня От-Ине, которая также покровительствует домашнему очагу. Почитание богини является обязательным, ей нужно приносить в дары пищу, иначе она уйдет, а вместе с ней благополучие. Запрещается перешагивание через огонь, очаг в доме должен быть всегда чистым, кидать мусор в него нельзя. В доме перед трапезой нужно кормить огонь, в праздничный день проводят большой ритуал, используя чабрец для окуривания вместе с можжевельником. Огню даруют молочную пищу, преподнося ее на маленьком столике, который ставят возле очага. В честь ритуала хозяйка обязана надеть праздничный наряд. От-Ине важно поблагодарить, попросить стеречь дом и здоровья для родственников. От пищи необходимо отщипывать маленькие кусочки, бросать их в огонь, каждый раз воздавая почести. Остальное съедают члены семьи, начиная с самого старшего.
Интересен еще один обряд, связанный со свадьбой. У многих сагайских девушек, как и у хакасских, принято носить длинные косы, которые украшаются лентами. Перед свадебным торжеством косы расплетают, а затем заплетают новые — более толстые. В одну из них вплетаются волосы мужа. Это символизировало начало брака и крепких неразрывных отношений.

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Сагайцы являются опытными скотоводами, которые прославились на всю Сибирь уникальными блюдами. Летом они едят молочные продукты, с наступлением зимы приходит время сильных морозов, поэтому нужно есть калорийную пищу — рыбу и мясо. Сагайцы заготавливают много мяса и рыбы, чтобы не приходилось охотиться слишком часто. Сагайцы удивительным образом относятся к пище. Для них пенка молока считается настоящим деликатесом. Называют они ее ореме и смешивают с черемухой, брусникой или другими ягодами. Такой десерт подают на праздники и только для важных гостей. Молоко в принципе считается чрезвычайно важным продуктом, из него готовят корчек — жирную молочную смесь, которую кипятят на огне. Сагайцы любят сыры, сметану, творог. Сметана добавляется практически в каждое блюдо. Другими важными ингредиентами считаются следующие продукты:

Очень важны в рационе сагайцев зерно и мука. Из них готовится целый список блюд:

Жилище

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Основной тип жилища сагайцев такой же, как и у хакасов. Это юрта, которую строят обычно из дерева. Еще древние китайцы заметили, что у хакасов довольно причудливое жилище, потому как оно было покрыто древесной корой. Сагайцы не были сугубо кочевниками, поэтому их юрты обычно не предназначались для быстрой сборки. Зато они позволяли с комфортом размещаться в течение всего года. Для защиты от непогоды юрта покрывалась берестой в летние месяцы, а зимой ее обшивали войлоком. Войлок опять же покрывали берестой, что уберегало его от дождя и снега.
В 19 веке практически все юрты стали деревянными. Сагайцы делили пространство юрты на почетное и непочетное. Уважаемые гости приглашались к очагу, а женщины располагались в части, где находились стойки с посудой, прялки и ступы. Нельзя сказать, что эта часть не для уважаемых людей, просто она не имела важного значения и предназначалась сугубо для работы. Мужская часть традиционно находилась под запретом для посещения женщинами. Кровать ставили в противоположной стороне от двери, занавешивая пологом. Отличительной особенностью всех хакасских юрт являлись тотемы. Небольшие фигуры, иногда достигавшие 2 метров в высоту, призваны защитить от злых духов и опасностей.
Сейчас традиционное жилище такого типа не распространено. Хакасы и сагайцы предпочитают селиться в современных домах коттеджного типа. Впрочем, некоторые семьи сами строят юрты, которые пускай отличаются от тех, которыми пользовались их предки, но все же имеют много общего.

Видео

Оцените волшебство хакасских танцев в исполнении национальных танцоров.

Источник

Сагайцы

На современном этапе сагайский субэтнос является доминирующим — более 70 % от общей численности хакасов.

Впервые упоминаются в известиях Рашид-ад-дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к 1620, когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать».

Версии происхождения термина «сағай» ведут к сакам скифо-сарматского времени, которые проживали на территории Центральной Азии. В исторической науке, уже неоднократно указывалось, что самоназвание якутов «саха», этническое ядро которых переселилось из Южной Сибири на север, восходит к тому же корню. В этнологической науке было проведено немало примеров общих черт в духовной и материальной культуре хакасов и якутов. Подобный этноним известен среди казахов (сакаи — подразделение племени найман) и киргизов (племя сайак, в имени которых, вероятно, произошла метатеза).

Известны две волости XVII века — Юс-Сагайская и Том-Сагайская, которые располагались в верховьях рек Июсов и Томи. Сагайцы вплоть до 1703 г. оставались неподвластными русской администрации. После увода 1703 года енисейских кыргызов в Центральную Азию, сагайцы в XVIII в. составляли отдельную Сагайскую землицу. В это время в состав сагайцев начинают вливаться небольшие родоплеменные группы из близлежащих местностей.

Фольклор относит сагайцев к одному из поколений енисейских кыргызов. Это же отмечается и в ряде научных трудов таких исследователей как В. В. Радлов, Н. Ф. Катанов, И. П. Кузнецов-Красноярский и др.

Полярными точками зрения на историю родоплеменной группы «сагай» можно назвать с одной стороны свидетельство хакасского этнографа С. Д. Майнагашева, исследовавшего хакасское население в начале XX века, который отмечал, что сагаи не выводят себя из Кузнецкого уезда, а считаются местным сеоком [Майнагашев, 1914, с.115.]. С другой стороны мнение Л. П. Потапова, который в результате своих полевых исследований, напротив, отметил, что сагайцы не представляли и не представляют собой единой группы и являются переселенцами из таежных районов [См.: Потапов, 1947].

«Лицом и житием сагайцы отличны от кашинцов и схожи лучше с бельтирцами в Кузнецком уезде живущими: лицо у них обыкновенно настоящее татарское, и редко калмыцкого что в себе имеет, как в бороде, так и на прочем теле гораздо волосасты, собою они более телистее и в членах крепче, нежели качинцы. Может быть, оное поколение дикими и горными своими местами в коих обитают, умело себя избавить от калмыцкого семяни, повсюду почти меж качинцами продолжающегося»

Схожую оценку дает и Г. И. Спасский:

«Хотя они и одного происхождения с качинцами, но в лицеообразовании своем, более, нежели те имеют сходства с татарами»

Позднее в XIX столетии в состав сагайцев влились бельтыры и стали считать себя сагайским сеоком.

Источник

Национальность сагаец что означает

Сага́йцы (хак. саға́й, мн. ч. саға́йлар) — этнографическая группа хакасского народа. Носители сагайского диалекта хакасского языка, проживающие в основном в долине р. Абакан, начиная от р. Уйбат и до верхних притоков.

На современном этапе сагайский субэтнос является доминирующим — более 70 % от общей численности хакасов.

Впервые упоминаются в известиях Рашид-ад-дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к 1620, когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать».

Версии происхождения термина «сағай» ведут к сакам скифо-сарматского времени, которые проживали на территории Центральной Азии. В исторической науке, уже неоднократно указывалось, что самоназвание якутов «саха», этническое ядро которых переселилось из Южной Сибири на север, восходит к тому же корню. В этнологической науке было проведено немало примеров общих черт в духовной и материальной культуре хакасов и якутов. Подобный этноним известен среди казахов (сакаи — подразделение племени найман) и киргизов (племя сайак, в имени которых, вероятно, произошла метатеза).

Известны две волости XVII века — Юс-Сагайская и Том-Сагайская, которые располагались в верховьях рек Июсов и Томи. Сагайцы вплоть до 1703 г. оставались неподвластными русской администрации. После увода 1703 года енисейских кыргызов в Центральную Азию, сагайцы в XVIII в. составляли отдельную Сагайскую землицу. В это время в состав сагайцев начинают вливаться небольшие родоплеменные группы из близлежащих местностей.

Фольклор относит сагайцев к одному из поколений енисейских кыргызов. Это же отмечается и в ряде научных трудов таких исследователей как В. В. Радлов, Н. Ф. Катанов, И. П. Кузнецов-Красноярский и др.

Полярными точками зрения на историю родоплеменной группы «сагай» можно назвать с одной стороны свидетельство хакасского этнографа С. Д. Майнагашева, исследовавшего хакасское население в начале XX века, который отмечал, что сагаи не выводят себя из Кузнецкого уезда, а считаются местным сеоком [Майнагашев, 1914, с.115.]. С другой стороны мнение Л. П. Потапова, который в результате своих полевых исследований, напротив, отметил, что сагайцы не представляли и не представляют собой единой группы и являются переселенцами из таежных районов [См.: Потапов, 1947].

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Несколько иначе обстоит дело с ранними формами религиозных воззрений южных хакасов, поддерживавшихся среди них шаманами, которые до 1930 г. выступали организаторами и служителями шаманского культа. В настоящее время шаманы представляют собой довольно редкое явление, деятельность их сводится к тайному лечению больных при помощи обращения к различным «духам болезни» и мелких жертвоприношений им. Но примитивные религиозные представления бытуют еще, главным образом, среди старшего поколения. Не чужды они и молодежи. Это выражается в системе различных поверий, примет, запретов (например, после захода солнца почти невозможно что-либо получить, купить, принести из другого дома), зарегистрированных экспедицией. Примитивные религиозные представления проявляются особенно, как это мы наблюдали, в обрядовом погребении и в устройстве многочисленных поминок, сводящихся к ритуальному кормлению покойника. Этот ритуал распространялся и на воинов, погибших на поле брани в Великую Отечественную войну. Обычно как только приходило официальное извещение о смерти воина, его родственники ставили на улусном кладбище деревянный крест, но могильный холм при этом не насыпали. Затем устраивали на этом месте поминки в положенные дни, ведя счет их от даты смерти покойного,

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

С зайцем связано. Тотем.

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Определенный интерес представляют амулеты с двумя конскими головами, с которыми Я.И.Сунчугашев связывает образ двуглавого коня из хакасского эпоса. В пище якутов и хакасов, как впрочем у всех скотоводческих народов, наиболее любимой и постоянной пищей является мясо домашних животных. Лучшими частями считаются ребра, грудинка (як. тYöс, хак. тос), лопатка (як. сарын, хак. чарын). Из внутренностей предпочитаются у лошади толстая кишка (як., хак. харта). Изготовляют кровяную колбасу (як. хаан, хак. кан). Хакасское вяленое мясо называется уче ит, оно соответствует названию якутского шашлыка Yчэhэ эт. Имеются также следующие соответствия: хак. мун, як. миин «бульон»; хак. чорт, як. суорат «простокваша»; хак. эчигей, як. иэдьэгэй «творог»; хак. хаяк «масло», як. хайах «сырое масло, смешанное с водой и кислым молоком». Особым лакомством у этих народов считалась пенка (хак. ориме, як. YрYмэ); каша в масле называлась саламат; як. холобо, хак. холохпа “лепешка”, “стряпня”. Большинство этих наименований имеет общую алтайско-тувинскую терминологию, но без такого близкогог совпадения. Якутско-хакасские связи по жилищам показаны в специальной статье Ф.М.Зыкова. Так, у якутов тип избушки в виде двухскатного жилища ат бала5ан сопоставляется с хакасским жилищем ат иб. Основываясь на археологичсеких материалах Михайловского поселения, автор сделал предположение о том, что жилища многоугольного типа, появившиеся впервые у таштыкцев Южной Сибири, стали основой поздних хакасско-якутских многоугольных домов. Это поселение обнаружено на берегу р.Кии, притока Чулымы и датируется 3-5 вв. Среди хакасских обрядовых праздников особое значение имел «тигыр тайих», проводимый каждую весну в честь божества Кудая и девяти творцов. Судя по названию, этот религиозный праздник представлял собой преклонение Небу и проводился на высокой горе. В нем принимали участие только мужчины. Обрядовую часть проводил знаток обычаев, который берестяной ложкой приносил молочную жертву божествам, брызгая айран. Шаману запрещалось принимать участие в этих обрядах. Существовало также отдельное моление горному духу – «таг тайих», проводимое под руководством шамана, одетого в женский головной убор. Основная обрядовая часть этого моления была связана с посвящением лошади определенным духам – «изых». Якутский ысыах во многом напоминает эти празднества. При проведении обрядовой части ысыаха не разрешалось присутствие женщин и шамана. Жрец «YрYн ойуун», одетый в женскую шапку, специальной деревянной ложкой окроплял кумысом землю, костер, посвящаемую лошадь “ытык сылгы” в честь высших божеств-творцов во главе с YрYн Айыы тойоном. Существует также и другой традиционный праздник “тун”, праздник первого айрана. В.Я.Бутанаев термин тун связывает с названием ысыаха – тунах ыhыах. Хакасы-качинцы, как и алтайцы, наибольшее предпочтение отдавали божеству Белый дух. Среди якутских богов ведущее место занимал YрYн Айыы тойон “белый творец тойон”. По всей вероятности, они – ипостаси одного и того же образа – божества солнца. В 19 в. блюститель и практик хакасских народных обычаев и обрядов назывался алганчадыр. Оно созвучно с якутским алгысчыт «знаток обрядовой поэзии». Хакасский эпос по своему содержанию, по образам героев близок к якутскому. В нем встречается упоминание о том, что Кудай держал у себя большую «Книгу жизни», в которой отмечал всех родившихся, умерших и излагал судьбы людей. По материалам олонхо, якутское божество судьбы Дьыл5а Хаан тойон имел книгу, из которой он диктовал сыновьям судьбы трех миров. В.Я.Бутанаев выявил ряд религиозных терминов, общих для якутского и хакаского языков: як. дэлбиргэ «веревка из конского волоса для подвешивания жертвы», хак. YлдYрбэ “подвязка к головному убору из цветных лент и перьев орла, которые во время жертвоприношения привязываются к священной березе”; як. мэнэ уу, хак. мони суг фольклорная “живая вода”; як. дьибилгэт, хак. чибилгет “притворство”. Сагайское ильбечи “шаман, камлающий с опахалом” имеет единую основу с якутским илбис “колдовство”, “вселение злого духа”. Другое сагайское слово апчах “старик”, а якутское аптаах употребляется в значении “кудесник”. Интерес представляет и другой термин сумекчин, обозначающий в хакасских сказаниях домашних слуг. В олонхо Симэхсин – это комический одраз патриархальной рабыни-скотницы. В области религиозных верований много общего проявляется между якутами, качинцами и сагайцами. Так, качинцы, как и якуты, верили в существование волшебного камня, обладание которым приносит счастье. По их поверьям, такие камни обычно находили в вороньем гнезде. Вилюйские и верхоянские якуты, качинцы и бельтиры при первой весенней грозе трижды обходили вокруг жилища с целью изгнания злых духов. Они считали грехом убивать лебедя. Якуты и сагайцы для магического лечения нарывов на сосцах коров применяли камень с отверстием. Зафиксирован также миф о собрании птиц, на котором избирается их глава, с поразительно сходным сюжетом и содержанием. Такие же общие основы обнаружены в

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

НОМОХТОР(якутск.яз) = НЫМАХТАР(хакасский язык)

Такие же общие основы обнаружены в шаманстве этих народов, в обычаях, связанных с рождением ребенка. Вместе с тем у них большие различия наблюдаются в свадебных обрядах и в терминологии родства. В.Я.Бутанаевым выявлен ряд интересных общих лексико-семантических совпадений в якутско-хакасской скотоводческой терминологии: як. этэр, хак. идир «припустить теленка к корове перед дойкой»; як. ура5ас, хак. урагас «длинный шест с петлей»; як. хамсык, хак. хапсаз «эпизоотия»; як. ходу, хак. хоот «озерная трава, которую косят по льду». У жеребцов хвосты не укорачивали. На весеннике хакасы для телят устраивали чиле, длинную волосяную веревку с постромками, с двух сторон привязанную к забитым в землю кольям. Якуты тоже пользовались аналогичным приспособлением для жеребят. Интересная параллель обнаруживается между якутским диалектным словом хаhар «собака» и хакасским Хазар-Пазар, имена двух собак в эпосе. Эзер-Хазар в алтайском эпосе – имена двух черных собак подземного бога Эрлика. А якутское бöх-сах «скопление разнородного мусора», соответствует хакасскому пох-сах «мусор». Такие же параллели выявлены В.Я.Бутанаевым в терминах по рыболовству и охотничьему промыслу. Хакасы июнь называли пис айы, что соответствует алтае-якутскому бэс ыйа «июнь». Выходит, название южносибирского кандыка (бес) якуты перенесли на название сосны, т. к. сосновая заболонь применялась в виде растительной пищи. Июль у якутов и хакасов – месяц травостоя, от ыйа, август – месяц жатвы (як. атырдьах, хак. оргах «месяц стогования»), якутский месяц тохсунньу и хакасский торгыстын айы обозначают январь, «девятый месяц». В начале января, как считали хакасы, день прибавляется «на шаг птицы», а у якутов для такого обозначения применялось выражение «на мышиный шаг». По схождению Плеяд с луной они предсказывали урожайность года, погоду на ближайшее время. Эти счеты иногда поразительно точно совпадали. Так, например, считалось, что хорошее лето наступает тогда, когда в январе луна и Плеяды на девятом числе. Первый день полнолуния якуты называли кыhыл тулуна, хакасы – кызыл толы «красное совершенство»; второй день полнолуния якуты определяли словосочетанием YрYн тулуна “белое совершенство”, что соответствует хакасскому ак толы. День эти народы обозначали словом кYн=кюн, конец лунного месяца по-якутски ый эргэтэ, по-хакасски – ай иргiз. Все это говорит о единой основе якутско-хакасских календарных представлений. На основании вышеизложенного сопоставительного материала необходимо констатировать большую этнокультурную близость якутов с хакасами, подтверждаемую языковыми и археологическими параллелями. Она доказывается также наличием общих этнонимов: соккы=саха, тумат=тумат, бай=баягантай, ханат=ханалас, хорай-хоро, аргын=аргын. При этом между якутами и хакасами этногенетические связи прослеживаются по двум эпохам – древнетюркский и позднесредневековый. Так, с древнетюркской эпохой якутов связывает с хакасами сагайская и бельтирская этногруппы (сеоки), входившие, видимо, в состав кыргызов (кыргызско-древнеуйгурские связи). Этим объясняется близость якутского языка с указанными диалектами хакасского языка. Второй позднесредневековый слой, общий для якутов и хакасов, определяется кыпчакским. К нему относятся качинцы и, в частности роды соккы, с названием которых связан этноним саха, самоназвание якутов. По фольклорным данным, качинцы-соккы вышли из Тобола и были некогда «народом царя Кучума». К качинцам также входил сеок кангат, которого связывают с якутскими кангалассами. По тем преданим, из Тобола и Ишима вышли кызыльцы, родившиеся с качинцами. В состав кызыльцев входили аргыны, некогда входившие в улус Джучи и связанные с аргынским племенем казахов. Между Иртышом и Верхним Приобьем кочевали когда-то кумандинцы (сеоки со и куман), телеуты, барабинские татары (род сакылар). Притом то, что качинцы (соккы) и кызыльцы (аргын) имели связь с телеутами вполне закономерно. Все они были подвергнуты влиянию кыпчакского языка, культуры, что и явилось причиной появления у них много общего в культуре (это общее можно условно назвать «кыпчако-телеутским»). Хакасский с шорским, чулымским и сарыг-югурским языками образуют особую подгруппу. Поэтому язык чулымских татар (особенно среднечулымский) примыкает фактически к кызыльскому диалекту хакасского языка. Сами чулымцы образовались путем ассимиляции тюрками селькупского и кетского субстрата. Межтюркская лексика свидетельствует о связи чулымского языка также с шорским языком и отчасти с древнеуйгурским. В погребальном обряде чулымцев 16-18 вв. обнаружены предметы украшения, связанные с кыпчакским археологическим комплексом. А.П.Дульзон связывал эти находки с кыпчакскими погребениями 13-14 вв. на Басандайке. Все это подтверждает наличие этнических связей якутов с чулымскими тюрками, на что обратили внимание некоторые исследователи еще в 18 в. Так, в частности, И.Георги чулымцев считал «отцепившимися от якутов коленом». Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Глава 4.3. Якутск: Издательство ЯГУ, 1

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Бөх-сах (якут.яз) = Пöх-сах (хакас.яз) = Мусор


Якутское бöх-сах «скопление разнородного мусора», соответствует хакасскому пох-сах «мусор».

Бөх-сах (якут.яз) = Пöх-сах (хакас.яз) = Мусор

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Сагайцы сейчас составляют самый большую часть хакасского народа.

Саҕай, еще есть пословицы идентичные с якутскими, тут показывали.

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Ну тут фантазии хоть отнимай! Сагайцы они прилетели с другой планеты! Сагайцев даже помнят с времен Герадота, и упамянается в библии!

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

слово харах(глаза)одинаковы.У чистых кипчаков кез.Это говорит о позднейшем окипчакивании хакасов

Это созвучные слова. Слово ведь очень простое. Якуты слишком далеко живут от хакасов, чтобы иметь похожее название

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

сахабын, это с каких пор карачаево-балкарцы перешли в огузскую группу?
И с каких пор якуты стали вдруг понимать турков и азербайджанцев?
В одном ты прав,дюбель-якутский не был под влиянием кыпчакских языков,и вообще тюркские языки мало повлияли на якутский.

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Согласен с рассуждениями,прямо мои мысли после анализа истории наших народов.Есть еще сомнения в происхождении киргизов Тянь-Шаня от кыргызов Енисея.Там очень много несовпадений во времени и в языке и даже в названиях племен.Взять хотя бы обычное якобы правило у казахов и тем более у киргизов с их Манасом знать родословную как минимум до девятого колена(шежире или торе?тереюх якутский похож).Где точное указание на предков с Енисея?Где Иренек(Ириэнэх-Оттаявший)?Уж насколько я впечатлился Манасом где подробно описывают походы детально вплоть до Пекина и обратно в Алтай где их поселил Алтан-Хан(маньчжурский государь)и т.д.Описыаются народы:казахов почему то нетНациональность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означаетНациональность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означаетНациональность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означаетесть составляющие части этого народа-всякие кипчаки и т.д.Кстати есть найманы которые как и калмыки и джунгары отнесены киргизами к монгологоворящим(тюрки-киргизы врядли врали).Есть сами монголы-халха(щитовые)Есть китайцы.А упоминания о русских вообще нет. о тунгусах ничего неизвестно им,о кетах и лругих сибирских народах что очень странно для якобы тысячелетнего сказания.Даже имени Иренек нету.И самоназвание кигиз они возводят от кырк-сорок и кыз-девушек.Которые выжили после войны и родили от кого-то целый народ.Так что с древними енисейскими киргизами если и связывает их родство то только дальнее и то может созвучие.Потому что енисейским кыргызам имя дали другие тюркоязычные(предки енисейких были вообще нетюркским народом)и вот они скорее всего и означали сражающизся от якутского Кыргыьыы,Кыргыс-сражайся

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

К описываемым событиям про завоевание Сибири и Якутии киргизы уже занимали Тянь-Шань(почитайте историю киргизкого народа по их легендам)Да и русские нашли их там в то же время если не раньше(17век)

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Да уж, гонишь,однако. Одно время русские называли казахов киргиз-кайсаками,а кыргызов Тянь-Шаня кара-киргизами,бурутами или дикокаменными киргизами.Нет такого названия ак-киргиз.Это твое больное воображение.Казахи входят в кыпчакскую языковую группу,а кыргызы в алтайскую вместе с алтайцами, хакасами и шорцами.Узбеки не входят в огузскую группу,а делятся на чагатайскую и кыпчакскую.

садык_1977,
Значит Кюль Тегин вас от гибели спас дав поддержку? 🙂

Это значит случай как с монголами которые сейчас в Монголии..
Киргызы оказывается не Киргызы совсем, А Казахи. Так?

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

У маньчжуров язык китайский. Они уже давно не помнят какой язык был в древности. знают что они происходят от йеке; йака, себя относят к якутам.. вот и все..

Да, во времена Ледникового периода людей в Европе не было, а это значит что люди жили тогда по северу только на Урали и Восточной сибири, то есть в Якутии. Тогда ведь и ниже Вилюя был один океан, но должно быть достаточно теплый. Вот это наверное было время САХ.

И по этому времени моск Крио кролика не работает ибо календариков тогда не было! И Крио первокролик только подбирался к моржам, бормоча «Вот уж я полечу на них, если не я, то потомок Криолин обязательно будет летать как Фын Фо.!»

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Надо отметить, что известно предположительное разделение арийской общности в период 9000-6000 лет до н.э.на западных индоариев и восточных ариев.

исследователь, Не арийские а Аринские. ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕР ОПИСАНИЕ СИБИРСКИХ НАРОДОВ
Аринцы получили свое название от татарского слова Ara 10, которое означает шершень 11. Сначала красноярские татары на реке Каче, которых русские называют качинцами, /л. 11 об./ назвали аринцев именем Ara 12, после чего те и сами приняли это имя. О том же, как они называли себя сами раньше, они теперь не помнят. На аринском языке шершень называется Ssussai. Аринцы издавна были большим и многочисленным народом, и занимали всю западную область реки Енисея от впадения Качи до порога, который [55] отделяет Красноярский уезд от Енисейского 13. Самый большой их улус находился на обширном лугу немного ниже села Подъемного 14. В этот улус однажды приползла змея, /л. 12/ которую поранил один человек из народа аринцев, но так, что она осталась в живых. Вскоре после этого на противоположном берегу реки Енисея был слышен крик как будто бы человека, который кричал и просил, чтобы его перевезли через реку. Тогда один человек из упомянутого улуса переправился на лодке через реку. Когда же он достиг противоположного берега, то там никакого человека не оказалось, но в лодку бросилось множество больших змей, в числе которых была одна чрезвычайной величины, с большой головой и золотистым блеском по всему телу. Она обратилась к человеку на аринском языке и сказала, чтобы он не /л. 12 об./ боялся, а только переправил их на другую сторону. Это не причинит ему никакого вреда, но только при условии, что он не расскажет об этом ни слова кому-либо из остальных жителей улуса. А для отличия он должен посыпать золой вокруг своей юрты и протянуть вокруг нее пестрый аркан (веревку из конского волоса). Что он и сделал. I: Змеи, как только они переправились на западный берег реки Енисея, расползлись. : I в На следующую ночь все жители этого улуса, исключая единственного вышеупомянутого человека с его семейством, были погублены этими змеями. Оставшийся в живых обошел все юрты и заметил на телах мертвецов, что из всех отверстий трупов,-ртов, носов, ушей, задних проходов и так далее,-наружу высовывалось по подергивающемуся змеиному хвосту. /л. 13/ После этого аринцы в течение долгого времени очень боялись змей и не осмеливались причинять им вред. Но теперь это уже не так. Они убивают их, где только находят. Остальные аринские улусы после этого происшествия, как говорят, также более не имели счастья в размножении, но постоянно уменьшались в численности. Так что сейчас от всего народа осталось не больше 9 семейств, среди которых есть только один старик, говорящий на аринском языке 15. Остальные говорят по-татарски, потому что они уже с давних соединяются с татарами путем браков. Они пробовали переселиться на восточную сторону реки Енисея, /л. 13 об./ предполагая, что может быть там будут иметь больше удачи в размножении, но и это нисколько не помогло.

nathan, сам ты шершень!

Национальность сагаец что означает. Смотреть фото Национальность сагаец что означает. Смотреть картинку Национальность сагаец что означает. Картинка про Национальность сагаец что означает. Фото Национальность сагаец что означает

Российский генетик В.В. Фефелова обнаружила у якутов мощную европеоидную примесь и наличие «европеоидного» гена HLA-A1, но с показателями, отличающимися от тех, что имеются у европеоидов Европы. Якутская популяция отличается от них высокой частотой гена HLA-B17, гаплотипа HLA-A1, B17 и отсутствием или крайне низкой частотой гаплотипа HLA-A1, В8. Наиболее близкие показатели такой популяции имеют жители Индии[2]. При этом свои выводы В.В. Фефелова дополнительно подтверждает материалами этнографии, мифологии, якутского эпоса, лингвистики и др. Также она приводит результаты исследований Т.И. Алексеевой, В.А. Бацевича и О.В. Ясина волос различных этносов, в т.ч. якутов. Выяснилось, что значительное содержание феомеланина у якуток выявлялось с высокой частотой, характерной у европеоидов[3]. Этот феномен полагает, что среди черноволосых якутов много «скрытых светловолосых». В.В. Фефелова связывает субстратную основу якутского этноса не с монголоидными тюркоязычными племенами, а с индоевропейскими племенами древних ариев, которые только впоследствии смешались с монголоидными племенами. Результатом ее многолетних кропотливых исследований – вывод о том, что в сложении якутского народа принимали участие главным образом две большие ветви: арийская и тюркская[4].
С.Г. Кляшторный и Д.Г. Савинов утверждают, что первоначально тюркский этно- и глоттогенез, т.е. формирование тюркских этносов и языков, охватывал обширную область Внутренней Азии и Южной Сибири, гораздо меньшую, чем ареал расселения современных тюркских пародов. Этот ареал слагался исторически в течении полутора-двух тысячелетий. Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения. Одна из них, сформировавшись к западу от Волги, в III-II тыс. до н.э., в ходе многовековых миграций в восточном и южном направлениях, стала преобладающим населением Поволжья и Казахстана, Алтая и долины Верхнего Енисея. Этническая история этих племён связана с формированием индоевропейских языков и европеоидного расового типа. Другая группа племён, появившаяся в степях восточнее Енисея позднее, имела внутриазиатское происхождение. В их среде преобладали тюркские языки и монголоидный расовый тип. История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух – двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племен во втором тыс. н.э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий.[5]
Предполагаемое общее время распада арийской общности и начала формирования прототюркского субстрата совпадают – III-II тыс. до н.э. Надо полагать, что в это же время началось выдвижение части иранской ветви ариев с области гималайского Каракорума по направлению горных долин современных сопредельных территорий[6].
Так как сроки сложений арийской и тюркской общностей разнятся на тысячелетия, а якутская популяции сохранила в чистоте древний арийский ген HLA-A1, надо полагать, что предки саха (якутов) должны были оказаться в Минусинской котловине и Прибайкалье в начале распада арийской общности и формирования прототюркского субстрата – на рубеже III-II тыс. до н.э. и долгое время жить изолированно.
Для малочисленного якутского этноса это очень долгий срок. Так каким же образом в якутской популяции сохранился арийский ген HLA-A1?
Думается, ответ на этот вопрос разрешит и проблему индоевропейской прародины. Чтобы решить эту проблему, необходимо вопросы этногенеза якутов исследовать в комплексе не только с археологическими, этнографическими, историческими, лингвистическими, мифологическими материалами, но и с выводами естественных наук – генетики, геологии, геофизики, астрофизики, биофизики т.д.[7]
Как полагает археолог А.А. Тюняев, в 8-5-тыс. до н.э, в период неолитической культуры Синлунва (6,2-5,4 тыс. л. до н.э.), с севера, точнее через северо-восток Китая, европеоидный представитель крашеной керамики проник и цивилизовал Китай, произошла метисация[8]. Обосновывает он свою гипотезу на выводах российских археологов о том, что относимые к сартанскому времени (12 – 10 тыс. л. до н.э.) алтайские памятники близки по облику индустрии синхронным стоянкам юга Сибири, представленным в Кузнецкой впадине, на Енисее (афонтовская, кокоревская культуры), в Приангарье (Черемушник, Федяево), Забайкалье (Ощурково), Монгольском Алтае (местонахождение Алтан-Булак II и сборы в Сагсайской котловине). Отсюда следует, что Алтай в конце верхнего палеолита являлся частью унифицированной культуры Южной Сибири и прилегающих к ней регионов северо-западной Монголии[9].
Но изначальная метисация – смешение европеоида и монголоида, могла произойти не в Китае, как утверждает А.А. Тюняев[10], а в горных долинах западных Гималаев. Современный Непал населяют монголоидные народы, известные в Непале как бхотья, говорящие на индоарийских и тибето-бирманских языках. Как правило, их основной деятельностью является земледелие и скотоводство. Территория Ладакха (северо-западные Гималаи) была заселена с неолита, что подтверждается многочисленными находками пещерных рисунков. Древнейшее население Ладакха предположительно состояло из монов, дардов и индоариев[11]. При этом моны – монголоиды, и монский язык относится к мон-кхмерской ветви австроазиатской семьи языков. Дарды – народы общего индоиранского (арийского) происхождения, издавна населяющих Гиндукушско-Гималайский регион. Словом же «дарду» кашмирцы еще в XIX в. обозначали северо-западных горцев. Так что в области Гималайского Каракорума, где стыкуются западные Гималаи, Гиндукуш, Куньлунь могли смешаться древние монголоиды, представители австроазиатской семьи языков восточных Гималаев и древние европеоиды Памиро-Гиндукуша, говорившие на памирских языках. И эти метисы освоили по естественным границам Куньлуня – на западе долины рек Яркенд, Тарим, и на востоке Хуанхэ. Исток Яркенда находится в ледниках Каракорума, затем протекает по северо-западной окраине Таримской впадины. На восточном конце бассейна реки Тарим были найдены мумии с чертами европеоидной расы. Китайские исследователи во главе с доктором Хуэй Чжоу (Hui Zhou, Цзилиньский университет в Чанчуне) провели генетический анализ Таримских мумий и обнаружили у этих людей европейские и сибирские генетические маркеры. Так как обнаруженные Y-хромосомы и митохондриальные ДНК имеют древнее происхождение, доктор Чжоу пришел к выводу, что жители Европы и Сибири породнились раньше, прежде чем прийти около 4 тыс. лет назад в Таримский бассейн[12]. Т.е. древнейшие жители долин Тарима, Яркенда прибыли будучи уже метисами. Но не из Сибири и Европы, логичней представляется обратная картина – их сородичи из изначальной общей прародины дошли до Сибири и Европы.
Таримский бассейн окружен многочисленными высокими горными хребтами, с севера Тянь-Шань, с запада Памир, с юго-запада Каракорум, с юга Куньлунь. Надо полагать, что именно древние арии-метисы, перевалив на яках перевалы Каракорума, осели в долинах Тарима и создали оазисы. Впоследствии им удобней было двигаться на восток – в направлении Монголии, поскольку Таримская впадина с востока ограничена относительно низкими горами. И через Монгольский Алтай попали в Южную Сибирь, Урал.
С западных предгорий гималайского Каракорума по долинам Гиндукуша, Памира, Тянь-Шани арии-метисы спустились и освоили Среднюю Азию, Каспийский регион, Урал. С востока гималайского Каракорума, примыкающего к северо-западным отрогам Куньлуня, другая часть освоила Тибетское плоскогорье, используемое главным образом как пастбища скотоводов кочевников. Именно отсюда берут начало реки Инд, Брахмапутра, Салуин, Меконг, Янцзы, Хуанхэ. С их верхних долин арии-метисы прибыли в средние долины Хуанхэ и Янцзы и внесли вклад в развитие неолитических культур Китая. В VI-V тыс. до н.э. бассейн Хуанхэ и Янцзы, как и более южные районы, был заселен представителями аустрической группы (родственными современным вьетнамцам и малайцам). На юго-западе жили австроазиаты (реликты которых и сейчас обитают в этом регионе), на западе, в Тибете и смежных районах – протосинотибетцы (предки носителей китайского, тибетских и бирманских языков). Хотя лингвистика и предполагает, что прибывшие в Тибет с далекого запада первые носители протосинотибетских диалектов были европеоидами, скорей всего, они были ариями-метисами и полностью были омонголоизированы уже здесь. В V тыс. до н.э. группа протосинотибетцев – ариев-метисов, расселяется с запада по верхнему и среднему течению Хуанхэ и дает начало культуре Яншао. Эта группа и обособилась как протокитайцы. Постепенно протокитайцы ассимилируют австронезийцев долины Хуанхэ (в низовьях которой те, впрочем, жили еще в I тыс. до н э.; китайские источники описывают их как восточных варваров – «и»)[13].
Прибытие ариев-метисов – представителей культуры крашеной керамики, обуславливает развитие и культуры Хуншань, которая распространилась в неолите/халколите (V-III тыс. до н.э.)[14] в северо-восточном Китае. Культура Хуншань формировалась на основе смешения аборигенной культуры Синлунва (6200—5400 до н. э.) с пришлой культурой крашеной керамики параллельно культуре Яншао. По мнению С.В. Алкина, найденные материалы культуры Синлунва, существовавшей на границе Внутренней Монголии и Ляонина, в т.ч. особенности погребального обряда, соотносимые с свидетельствами о погребальных обрядах гаошань – группы из десяти горных народностей Тайваня, близки к культурам аустронезийского круга[15]. Т.е. саму культуру Синлунва создали монголоиды, говорившие на языке аустронезийского круга.
Ряд ученых культуру Яншао связывает с протокитайскими племенами[16], которые говорили на языках сино-кавказской группы и мигрировали сюда с запада через Синьцзян и Ганьсу. Другие считают, что яншаосцы пришли на Хуанхэ с юга и говорили на одном из сино-тибетских языков. Представляется, что средние долины Хуанхэ были освоены сначала южанами-монголоидами аустрийской семьи языков, которые окончательно омонголизировали метисов, прибывших с запада, верхних долин Хуанхэ. Яншао традиционно считается древнейшей прямой предшественницей китайской цивилизации. Надо полагать, что культура Яншао переросла в культуру Луншань также под влиянием пришлых ариев-метисов. На луншаньском этапе (вторая пол. III тыс. до н.э.) возникает имущественная дифференциация. Яншаоско-луншаньские племена и были той основой, из которой впоследствии выросла историческая общность древних китайцев.
Если учесть, что уже в V-III тыс. до н.э. часть ариев-метисов принимала участие в создании неолитических культур Хуанхэ, то разделение общей семьи праариев произошло раньше – в VII-V тыс. до н.э. сначала на две основные ветви – индо-иранскую и индо-куньлуньскую, а в конце III- начале II тыс. до н.э. индо-иранская разделилась уже на две подветви – индоарийскую и иранскую.
Таким образом, когда индо-иранцы в VII-III тыс. до н.э. осваивали долины Памиро-Гиндукуша, другая часть – индо-куньлуньцы, перевалив Гималаи, стала осваивать северную и южную стороны Куньлуня – Тибетское нагорье, верховья Хуанхэ, Янцзы и оазисы Тарима, Яркенда. Индо-куньлуньцы, постепенно освоив средние долины Хуанхэ, омонголизированные смешением с аустронезийцами, обогнули Гоби с запада и востока. Так, часть из них прибыла по Монгольскому Алтаю в Южную Сибирь. Часть же по восточной части Гоби оказались в степях Монголии и Прибайкалья. Степи и нагорья Евразии на тысячелетия стали ареалом их взаимодействия, их очередной родиной. Таким образом, существование протоариев как предков всех индоарийских народов, можно “удревнить” в хронологических рамках VIII-VI тыс. до н.э.
Простая логика и принцип “чем раньше, тем дальше” подсказывают, что предки самых дальних – северных тюрков саха (якутов), должны были быть первопроходцами и во временном плане. В таком случае становится понятным – откуда более древний арийский ген HLA-A1 у саха (якутов). Их предки-родоначальники были как раз одними из тех первопроходцев, которые в числе 2-3 родов ариев – индо-куньлунцев, первыми прибыли с западной стороны Гоби в Южную Сибирь, Минусинскую котловину, с восточной в Прибайкалье. Оттуда уже 1-2 разновременными актами на среднюю Лену.
Любопытно, но дизайн хуншаньского зооморфного нефритового змея-дракона, точнее – лошади-дракона, из раскопок в Саньсинтале (Внутренняя Монголия), идентичен с дизайном традиционной якутской женской серьги, а дизайн луншаньского глиняного сосуда с дизайном якутского чорона:
Свернувшийся дракон. Культура Хуншань, 4700-2920 до н.э. Высота 26,0. Нефрит, резьба[18].
Верхняя часть традиционных якутских женских серег (фото из архива автора).
Неолитическая керамика культуры Луншань (вторая пол. III тыс. до н.э.) [19].
Керамические подставные ножки и их морфологическая трансформация у чоронов[20].Глиняные горшки якутов[21].
К вопросам этногенеза необходимо подходить комплексно, рассматривая их вкупе не только с археологическими, этнографическими, историческими, лингвистическими, мифологическими материалами, но и с современными достижениями генетики, физики, геофизики и т.д. Используя методологию дедукции, где частное выводится из общего, можно рассмотреть два положения, обуславливающие разрешение вопроса наличия древнего арийского гена HLA-A1 у саха (якутов).
Первое, вопрос “вторжения” ариев связан с глобальным катастрофическим событием – ударом астероида
В гуманитарной науке установилось положение о “внезапности”, “вторжении” ариев в районы северной Индии. Но в авестийских литературных памятниках нет сюжетов на тему вторжения, набега, взятия ариями Гималайских высот, долин и т.д. В них всегда идет речь об этих областях как об изначальной родине, о священных горах и долинах их предков.
Возраст кратера Тогыз на северо-восточной части Аральского моря, возникшего в результате удара астероидного ядра кометы

Л.В. Федорова, февраль 2015 г.

кас, и добавь к этому их пассионарность в те далёкие времена, и всё станет на свои места!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *