Национальные проекты что это такое
Что такое нацпроекты. Объясняем простыми словами
Национальные проекты — инструмент социально-экономического развития государства, призванный вывести приоритетные отрасли на новый уровень.
Проще говоря, под национальными проектами понимаются комплексные программы, имеющие общенациональную значимость и требующие масштабных вливаний государственных средств.
Правительство России с 2019 года выполняет 13 национальных проектов по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». У каждой программы есть свой куратор в кабмине. Современные национальные проекты считаются преемниками провальных приоритетных нацпроектов второй половины нулевых и начала десятых (например, роста ежегодного объёма жилищного строительства в РФ до 80 млн кв. м в год удалось достичь только в 2014 году, а не в 2010-м, как предполагалось изначально).
С 2019 года российские нацпроекты разделены по стратегическим направлениям социально-экономического развития:
В обозримом будущем к этой группе добавится ещё одно направление, посвящённое туризму.
Пример употребления на «Секрете»
«Сами нацпроекты, конечно, — это очень масштабно. Мы раньше не работали с помощью таких инструментов, их не было — были госпрограммы, но это другое. Нацпроекты связаны с целями, для достижения целей введены конкретные ресурсы. Персональная ответственность за неисполнение введена и уже используется, но её можно усилить».
Цифры
На старте реализации федеральной программы воплощение в жизнь всех нацпроектов до 2024 года оценивалось в 25,7 трлн рублей. После корректировки национального плана из-за пандемии коронавируса только на 2021–2023 годы заложили 39 трлн рублей. В то же время достижение ряда показателей решили отложить до 2030-го.
Нюансы
Нацпроекты призваны улучшить жизнь российских граждан в разных аспектах, предполагая чётко обозначенный конечный результат. В частности, в национальном плане заложено достижение следующих целей:
Поддержку малого и среднего бизнеса в России реализуют в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Проект предполагает рост числа занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек к концу 2030 года, наращивание доли МСП в ВВП страны до 32% и доли экспорта субъектов МСП — до 10% от общего объёма к 2030-му.
Критика
Нацпроекты в России подвергались критике представителями самых разных эшелонов власти. Одними из самых распространённых проблем в их реализации указывались:
Национальные проекты: что это такое и как они изменят Россию
Правительство России опубликовало информационные материалы по всем 12 национальным проектам. Это приоритетные направления развития страны до конца 2024 года. Общий бюджет их исполнения составит 25,7 трлн рублей, включая комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Из федерального бюджета выделят 13,1 трлн рублей, из региональных – 4,9 трлн рублей, из внебюджетных источников – 7,5 трлн рублей, а еще 147 млрд рублей – из государственных внебюджетных фондов.
Национальные проекты установлены указом президента страны Владимира Путина от 7 мая 2018 года, то есть в день инаугурации. Они должны обеспечить прорывы в научно-технологическом и социально-экономическом развитии России, повысить уровень жизни каждого гражданина, а также создать возможности для его самореализации.
Паспорта каждого стратегического направления утверждены 24 декабря прошлого года на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.
Приоритетными направлениями выбраны: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». Проекты разбиты на три большие группы – «Человеческий капитал», «Комфортная для жизни среда» и «Экономический рост». В каждый входят несколько, от трех до 11 федеральных проектов.
Безопасные и качественные автомобильные дороги
Это самый крупный по финансированию проект, часть группы «Комфортная для жизни среда». На него направят 4,8 трлн рублей. Из них большая часть – 4438,7 млрд рублей пойдут на развитие дорожной сети. Еще 279,5 млрд рублей направят на общесистемные меры развития дорожного хозяйства, 55,9 млрд рублей – на безопасность дорожного движения, а оставшиеся 5,6 млрд рублей – на автомобильные дороги Минобороны России.
Средства на реализацию направления предоставят регионы – из бюджетов субъектов федерации поступит 4139,1 млрд рублей. На долю федерального бюджета придется почти в десять раз меньше – 440,9 млрд рублей. Остальные средства, это почти 200 млрд рублей, обеспечат внебюджетные источники финансирования.
За шесть лет реализация этого проекта должна привести к достижению семи целей. Вырастет на 50% доля автомобильных дорог регионального значения, которые соответствуют нормативным требованиям. Аналогичная доля автодорог Минобороны вырастет до 60%. В режиме перегрузки будут работать на 10% меньше дорог. Количество мест концентрации ДТП снизится в два раза. Смертность в результате ДТП снизится в 3,5 раза, до уровня не выше 4 человека на 100 тыс. населения (сейчас – 13). К 2030 году предполагается довести уровень до нуля.
Обслуживание дорог на 80% будет вестись с использованием новейших технологий и материалов, а на 70% контракт будет заключаться на все виды дорожных работ в течение жизненного цикла.
Экология
На улучшение экологической ситуации в стране потратят 4041 млрд рублей. Этот проект включает в себя создание комплексной системы обращения с ТБО и инфраструктуры для обращения с отходами I-II классов опасности, улучшение качества воздуха и воды, оздоровление Волги и сохранение Байкала и озера Телецкое, сохранение лесов и биологического разнообразия (будут созданы не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий), создание уникальных водных объектов, развитие экотуризма.
Более половины средств – 2427,3 млрд рублей – придется на внедрение наилучших из доступных технологий. Большую часть средств для этого проекта изыщут из внебюджетных источников – это 3206,1 млрд рублей. Региональные бюджеты предоставят 133,8 млрд рублей, а федеральный – 701,2 млрд рублей.
Предполагается, что к 2024 году в стране не останется городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, а выброс загрязняющих веществ в атмосферу сократится на 22%. Сбросы загрязняющих веществ в Байкал снизятся на 28%. Восстановление вырубленных лесов к 2024 году достигнет показателя 100%, а ущерб от лесных пожаров снизится втрое.
Жилье и городская среда
Этот национальный проект предполагает финансирование в размере 1066,2 млрд рублей. Из него на снижение доли непригодного жилищного фонда пойдут 507,2 млрд рублей, на строительство жилья – 271,2 млрд рублей, а на формирование комфортной городской среды – 271,2 млрд рублей. В целях указано, что доля городов с благоприятной городской средой должно вырасти до 60%, объемы жилищного строительства возрасти до 120 млн кв. м в год, а доля граждан, участвующих в вопросах развития городской среды – до 30%. Предполагается, что средняя процентная ставка по ипотеке достигнет 7,9% (сейчас – 10,6%), а количество ипотечных кредитов – 2,26 млн (1,1 млн сейчас).
Демография
Крупнейшим по финансированию национальным проектом из группы «Человеческий капитал» стал демографический. На него потратят 3105,2 млрд рублей, подавляющую часть – 2973,4 млрд рублей – из федерального бюджета.
Цели проекта: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 на женщину. Для этого 70% лиц старше трудоспособного возраста охватят профосмотрами и, при необходимости, диспансеризацией, а 90% пенсионеров, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, попадут под диспансерное наблюдение.
Ежемесячные выплаты на первого ребенка станут получать 1120 тыс. семей, а количество семей с тремя и более детьми, получающими выплаты, вырастет до 416 тыс.
Здравоохранение
На различные вопросы, связанные с медициной, до 2024 года направят 1725,8 млрд рублей. Больше всего – на борьбу с онкологическими заболеваниями (969 млрд), потом идут развитие детского здравоохранения, повышение квалификации врачей, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие системы первичной медико-санитарной помощи.
Источником финансирования большей частью станет федеральный бюджет – 1366,7 млрд рублей. Еще 265 млрд изыщут региональные бюджеты, а 94 млрд рублей – государственные внебюджетные фонды.
Среди целей проекта – снижение смертности трудоспособного населения (до 350 на 100 тыс. населения), снижение младенческой смертности, смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, обеспечение граждан профосмотрами не реже раза в год, оптимизация работы медицинских организаций и обеспечение оптимальной доступности их для населения. Также предполагается нарастить экспорт медицинских услуг в четыре раза.
Образование
На обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения страны в десятку мировых лидеров по этому показателю, а также на воспитание гармоничной и социально ответственной личности потратят 784,5 млрд рублей. Из них 723,3 млрд рублей выделят из федерального бюджета, 45,7 млрд рублей из региональных бюджетов, а 15,4 млрд – из внебюджетных источников финансирования.
В рамках проекта в российских школах полностью исчезнет обучение в третью смену, а 70% учеников будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Будут созданы 230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях. Половина педагогов повысят уровень профмастерства в рамках дополнительного образования.
Культура
Нацпроект по вопросам культуры получит финансирование в размере 113,5 млрд рублей. Они пойдут на создание культурной среды (84 млрд), поддержку творческих людей (22,6 млрд) и развитие цифровой культуры (6,8 млрд). Из этих средств 109,7 млрд рублей выделят из федерального бюджета, остальные деньги дадут регионы.
Предполагается, что реализация проекта увеличит посещаемость организаций культуры на 15%, а количество обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры – в пять раз. Последнее будет достигнуто за счет создания виртуальных концертных залов, организации трансляции мероприятий на портале «Культура. РФ» а также оцифровки и включение в Национальную электронную библиотеку книжных памятников. Также в рамках проекта закупят инструменты в музыкальных школы, достроят сельские культурно-досуговые объекты и приобретут передвижные многофункциональные культурные центры для обслуживания сел и продолжат создание современных кинозалов.
Цифровая экономика
Наибольшие траты – 1634,9 млрд рублей – в рамках группы проектов по обеспечению экономического роста придется на цифровую экономику. Федеральный бюджет обеспечит 1099,6 млрд рублей, внебюджетные источники – 535,3 млрд рублей. Также задействованы будут дополнительные альтернативные источники финансирования.
Реализация проекта позволит создать устойчивую и безопасную инфраструктуру высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, а также перейти на использование большей частью российского программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
К 2024 году все социально значимые объекты инфраструктуры и 97% домохозяйств будут иметь доступ к широкополосному интернету, в федеральных округах появятся опорные центры обработки данных. Доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению данных достигнет 5%, а десяти городах страны запустят сети связи 5G.
Международная кооперация и экспорт
Отдельно поставлена задача сформировать эффективную систему разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза для увеличения объема торговли между государствами – членами Союза не менее чем в 1,5 раза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций в 1,5 раза.
Наука
Для развития отечественной науки запланированы расходы в размере 636 млрд рублей, две трети из которых из федерального бюджета, а треть – из внебюджетных источников. Более половины – 350 млрд рублей – направят на развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок. Еще 215 млрд рублей потратят на развитие научной и научно-производственной кооперации, а 70,9 млрд – на кадровый потенциал.
Цель проекта – присутствие России в числе пяти ведущих стран мира по исследованиям и разработкам в приоритетных областях, привлекательность работы здесь для отечественных и зарубежных ученых и перспективных исследователей.
В том числе предполагается удвоить количество российских научных журналов, включенных в международные базы данных, обновить приборную базу ведущих организаций науки, выйти на пятое место в мире по общему числу заявок на получение патента в приоритетных областях, повысить долю исследователей в возрасте до 39 лет. Объем внебюджетных средств, которые получают исследовательские организации, вырастет в три раза за шесть лет.
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
Этот национальный проект должен увеличить количество россиян, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), а также увеличить количество самих предпринимателей, чтобы к 2024 году доля этой сферы в ВВП достигла 32,5%. На эти цели выделят 481,5 млрд рублей, их которых более половины – на расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
Федеральный бюджет направит на эту программу 416,2 млрд рублей, бюджеты регионов – 11,4 млрд рублей. Остальные средства изыщут из внебюджетных источников. Национальный проект предполагает, что 2,4 млн граждан зафиксируют свой статус самозанятых после введения специального налогового режима. Количество вновь созданных субъектов МСП к 2024 года достигнет 62 тыс. против 9 тыс. в настоящее время.
Производительность труда и поддержка занятости
Это наименее затратный из национальных проектов. На его реализацию в течение шести лет направят 52,1 млрд рублей. Большая часть пойдет из федерального бюджета – 45,7 млрд рублей. Еще 5,6 млрд рублей – из внебюджетных источников, а 800 млн рублей – из региональных бюджетов.
Он предусматривает создание системных мер по повышению производительности труда (рост в конце программы должен составлять не менее 5% в год), адресную поддержку повышения производительности труда, а также поддержку занятости и повышение эффективности рынка труда. К 2024 году в реализацию нацпроекта будут вовлечены 10 тыс. предприятий.
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
На эту отдельную программу выделено 6348,1 млрд рублей без учета энергетической части плана. Она предусматривает расширение транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», а также повышение уровня экономической связности регионов. Основными источниками финансирования станут внебюджетные источники (3260,6 млрд рублей) и федеральный бюджет (3028 млрд рублей). Еще 58,7 млрд рублей найдут регионы.
План позволит повысить индекс качества транспортной инфраструктуры, увеличить долю дорог, работающих без перегрузки, обеспечить прирост производственной мощности морских портов, ускорить доставки контейнеров по территории страны, снизить роль Москвы в качестве транспортного и пассажироского хабов, повысить уровень транспортной обеспеченности субъектов федерации и многое другое.
Национальные проекты: ради кого и для чего?
К азалось бы, рецепт экономического рывка найден еще в прошлом году: если вложить в экономику до 2024 года почти 26 трлн рублей в рамках национальных проектов, то вот вам будет и рывок. 13,2 трлн рублей поступят непосредственно из федерального бюджета, еще 4,9 трлн — из бюджетов субъектов федерации, более 7,5 трлн — из так называемых внебюджетных источников, подавляющая часть которых так или иначе «аффилирована» с государством. Еще почти 150 млрд дадут государственные внебюджетные фонды. Таким образом, почти все деньги на нацпроекты — формально или косвенно государственные, хотя там заложены, конечно, и деньги крупнейших частных корпораций. Их государство «настоятельно попросит» инвестировать в нацпроекты. Это будет не совсем добровольно.
Там есть и социальные проекты, и инфраструктурные. И в общем они кажутся самоочевидными. Ну кто может возражать против создания в стране «цифровой экономики», чтобы не отстать от остального мира? Что надо строить современные дороги, повышая безопасность движения. Работать над улучшением здоровья нации и над увеличением продолжительности жизни. Что, наконец, надо поддерживать наш вечно малахольный малый и средний бизнес, а также двигать вперед науку и образование. Однако при этом почему-то даже самые оптимистичные прогнозы не обещают на ближайшие годы рост ВВП выше, чем на 3%, и то не в этом году и не в следующем. Какой-то совсем не мощный получается «рывок». Совсем не похож на те темпы роста, которыми «прорывался вперед» Китай после начала рыночных реформ. Нам сейчас даже до его шести с небольшим процентов роста ВВП, которые считаются «торможением», как до Луны.
В роли «штатного пессимиста» на днях выступил президент Сбербанка Герман Греф. «Нацпроекты не дадут искомого результата из-за недостаточно качественного структурирования. Там нет каких-то гигантских ресурсов — это миф», — говорит он. И добавляет, что главной проблемой российской экономики остается неэффективное управление. Что количество чиновников в 2000 году было 1 млн 156 тысяч, а сейчас выросло до 2,2 млн. И это, мол, низкого качества чиновники. А нацпроекты вообще эффекта никакого не дадут, и все эти ресурсы надо направить на другие цели — «на переизобретение, на создание новой модели в образовании, здравоохранении, в государственном управлении, правоохранении и в судебной системе».
Фото: Alexander Popov / Unsplash
Еще ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин жаловался: мол, не идут нацпроекты, деньги есть, но не осваиваются. И вообще они не сработают на тот «рывок», на который рассчитывают их идеологи, максимум прибавят 0,6% к росту ВВП. По состоянию на середину года, по данным Счетной палаты, бюджет нацпроектов исполнен лишь на треть (на 32,4%). Такие направления, как «Цифровая экономика», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Повышение производительности труда и поддержки занятости», профинансированы на 8–17%. В рамках федеральной адресной инвестиционной программы использовали всего 21,4% средств, завершив 15 из 387 запланированных объектов. И хотя в целом цели нацпроектов выглядят правильными, конкретные параметры, по которым можно будет оценить их реализацию, далеко не всегда понятны и, главное, просчитываемы. Непонятно, например, как «заставить» расти рождаемость, если она падает. Или как добиться, чтобы к 2024 году на 55% увеличилось число россиян, занимающихся физкультурой и спортом. Еще более непонятно, зачем надо было несколько лет подряд «оптимизировать» здравоохранение, чтобы сейчас за новые деньги преодолевать последствия содеянного. Многие цели носят абстрактный характер — «за все хорошее», а реализация нацпроектов поставлена, кажется, исключительно в зависимость от бюрократической активности, а также от налаживания (по понуждению государства, прежде всего) кооперации между различными агентами экономики, включая частные компании, региональные власти и госкорпорации. Регионалов, скорее всего, нагрузят по полной программе отчетностью о том, как они выполняют планы нацпроектов, поставив в зависимость от этого политическую судьбу руководителей соответствующего уровня. Наиболее вероятным последствием этого раздувания отчетности будет манипуляция со статистикой, что наблюдалось в больших масштабах еще в ходе реализации «майских указов» 2012 года.
В принципе, активное государственное регулирование и разные формы непосредственного участия государства в экономических процессах давно стали нормой во многих капиталистических странах. Пожалуй, первой масштабной программой такого рода можно считать «Новый курс» Франклина Рузвельта в середине 1930-х на фоне Великой депрессии. В его рамках было принято около 70 законодательных актов. Поскольку сама Великая депрессия возникла как кризис перепроизводства, то потребовался такой набор «специфических мер», как искусственное поддержание цен и сокращение «избыточного перепроизводства», например, в сельском хозяйстве. В то же время «Новый курс» существенным образом менял всю деловую среду и тогдашние принципы функционирования экономики. Это не было «тонкой настройкой» существовавшей модели, это было изменение правил игры. Именно тогда был впервые опробован «кейнсианский» принцип (Джон Кейнс был советником Рузвельта) дефицитного финансирования из госбюджета ради стимулирования потребительского спроса как двигателя экономического роста (чего в российских нацпроектах не просматривается напрямую, потребительский спрос имеют в виду где-то на вторых ролях). Государство организовало масштабные общественные работы ради сокращения безработицы, установило минимальную оплату труда, заложило основы современной системы социального страхования. Были созданы условия для предоставления льготных займов и кредитов промышленным предприятиям. При этом, хотя государство выделяло огромные по тем временам деньги на стимулирование экономики и на социальную политику, основным «исполнителем» и движителем выступал частный бизнес, а вовсе не государственная бюрократия. Тем более что по тем временам многим сам принцип государственного вмешательства в рынок казался полной ересью, и Рузвельта обвиняли в «насаждении социализма».
При реализации российских нацпроектов фактически не ставится задача кардинального изменения делового, инвестиционного климата в стране. То есть об этом, конечно, говорят, но при этом, как правило, не говорят главного — что если бизнес не захочет вкладывать и вкладываться в экономику, то силами одной бюрократии ее не вытянуть. Разве что на бумаге. Многие предприниматели уже сегодня опасаются иметь дело с госзакупками. Поскольку контроль (особенно за «чужими» для чиновников соответствующего уровня) ужесточился, а откаты по-прежнему вымогают. А еще может прийти следователь и «на глазок» или с помощь послушной ему экспертизы определить, что цена сделки/контракта «завышена», что при выдаче банковского кредита имело место мошенничество в особо крупном размере, причем в составе ОПГ. И да, силовиков лучше тоже «подкармливать», причем из своей маржи, чтобы постараться минимизировать такие риски. Ах да, еще можете сходить в суд и попытаться судиться там, например, с государством или его органами, или аффилированными с властями бизнес-структурами и вкусить всю прелесть нашего правосудия. Там же будете сетовать, в случае чего, на невыполнимость и даже подчас кафкианскую бредовость многочисленных регуляций, нормативов и бухгалтерской отчетности. Но лучше заранее «порешать вопросы» с соответствующими контролерами. Разумеется, тоже из своей прибыли, даже если ее еще нет, а проверяющие и контролеры — вот они, уже на пороге.
Нацпроекты уперлись в то же препятствие, о которое споткнулся экономический рост начала 2000-х
Говорят, на поддержку малого и среднего бизнеса в прошлом и в начале текущего года выдано льготных кредитов по субсидированным ставкам на 100 млрд рублей (для России, надо учесть, ставка и в 8,5% считается «льготной»), в этом году на поддержку малых предприятий власти различного уровня направили 60,5 млрд рублей. Правда, они еще не все дошли до регионов. Ну и что, «заколосился» этот самый бизнес? Приблизилась заветная цель одного из нацпроектов рекрутировать в его ряды аж 25 млн человек? Почему-то даже молодые и по определению горячие люди стремятся все больше в силовики и чиновники, но не в ряды тех, кого по-прежнему презрительно называют «коммерсантами» и кого продолжают кошмарить. Работа бизнес-омбудсмена и его контрагентов в регионах преимущественно сводится к тому, чтобы вызволять из СИЗО или колонии очередного предпринимателя, осужденного или обвиняемого по очередному «дутому делу», а не к тому, чтобы обсуждать и предлагать наиболее перспективные сферы и отрасли развития предпринимательства.
Или как, к примеру, может успешно развиваться такой национальный проект, как «Цифровая экономика», если уж где-где, а в IT-сфере практически все построено на свободе — творчества, мысли, на креативности в современном ее понимании. Но у нас вся эта сфера, как спудом, придавлена безумными до неисполнимости во многих своих положениях законами из «пакета Яровой» и внесудебным «креативом» Роскомнадзора. И для ускорения по части цифровизации стоит, наверное, в первую очередь, упразднить и то, и другое. Если, конечно, речь не идет о создании системы тоталитарного контроля за всем и вся.
Никто толком на высшем уровне не ставит вопрос о том, что никакие нацпроекты не «выстрелят», пока в стране будет такая судебная система. Никто не увязывает на том же уровне борьбу с коррупцией со свободой слова и развитием политической конкуренции. Теоретически можно строить успешную экономическую модель и без политической конкуренции (см. пример Китая), но тогда должны жестко внедряться принципы меритократии. У нас же господствует другой принцип: «Друзьям — всё, остальным — закон».
Нацпроекты, таким образом, уперлись все в то же препятствие, о которое споткнулся экономический рост начала 2000-х. Называется «институты». Их надо реформировать, приводить в соответствие с потребностями времени. Попытка всюду расставить «молодых технократов», которые с горящими глазами бросятся решать застарелые системные проблемы экономики, обречена на неудачу. Потому что в условиях неработающих институтов технократы, во-первых, быстро стареют — «умом и сердцем», во-вторых, перестают быть технократами, превращаясь в замшелых бюрократов. Проще и полезнее для экономического роста все же действительно было бы «раздать» хотя бы часть запланированных на нацпроекты денег потребителям (через активную социальную политику) и предпринимателям (через доступные кредиты, налоговые льготы и т. д.). Но бюрократия не отдаст. Сама будет осваивать.