Национальный проект образование что входит
Национальный проект образование что входит
Код для вставки в блог
Национальный проект «Образование»
Национальный проект «Образование»
Календарь
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»
Подписка
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Национальный проект образование что входит
Национальный проект «Образование» – это программа, обеспечивающая достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов.
Целевые показатели, характеризующие качество и эффективность ее достижения:
Национальный проект «Образование» обеспечивает развитие системы образования по следующим ключевым направлениям:
Ключевые показатели национального проекта «Образование» направлены на достижение к 2024 году общественно значимых результатов и задач:
Обеспечена возможность детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка
Национальный проект «Образование» ориентирован на развитие системы образования на всех уровнях управления, поэтому значительная часть объема средств федерального бюджета на реализацию федеральных проектов национального проекта «Образование» направляется на межбюджетные трансферты. В целом в рамках национального проекта «Образование» на долю межбюджетных трансфертов приходится около 80% средств из федерального бюджета ежегодно.
Сроки реализации национального проекта: 01.01.2019 г. – 31.12.2024 г.
Куратор национального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель национального проекта: Кравцов С.С., Министр просвещения Российской Федерации
ТЕКУЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
При обеспечении вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования принципиальной необходимостью становится модернизация инфраструктуры образовательных организаций. В 2020 году в 80 субъектах России создан 2951 Центр «Точка роста», где свыше 250 тысяч детей осваивают современные технологии и новейшие образовательные программы. В 2020 году 1118 сельских школ обновили спортивные залы, школьные спортивные клубы и стадионы, чтобы более 260 тысяч школьников смогли заниматься физической культурой и спортом. Наравне с обновлением действующей инфраструктуры образования создаются новые места в общеобразовательных организациях.
Для развития компетенций обучающихся организаций среднего профессионального образования в организациях создано 774 современных мастерских, обеспеченных передовыми технологиями для проведения практических учебных занятий по освоению современных профессий и последующей сдачи экзаменов в форме демонстрационного экзамена.
В 2020 году более чем на 370 тысяч человек увеличен охват детей дополнительными общеобразовательными программами. На помощь ребенку приходят открытые в этом году 25 детских и 70 мобильных технопарков «Кванториум», 15 ключевых центров развития детей, 50 центров цифрового образования «IT-куб».
Не менее существенным в повышении качества образования является направление совершенствования его содержания и подходов к преподаванию. Ставя определенным приоритетом мероприятия по выравниванию баланса результативности и качества общего образования в образовательных организациях, со стороны Российской Федерации в пилотном режиме в 2020 году начата работа по оказанию адресной поддержки более 250 школам в 20 субъектах Российской Федерации, которые демонстрируют низкие образовательные результаты. Качество образования ребенка напрямую зависит от качества работы педагога, поэтому новейшие методики и те способы поддержки, которыми обеспечиваются школы в регионах напрямую повлияют на результативность детей, в том числе в процедурах независимой оценки знаний и навыков. В 2020 году запущены в работу основные положения национальной системы профессионального роста педагогических работников, на текущий момент в данную систему вовлечено 185 тысяч учителей (17,1% от общей их численности), более 60 тысяч учителей русского языка, математики, физики, химии и биологии из 84 субъектов Российской Федерации прошли курсы повышения квалификации, что является залогом совершенствования их навыков в преподавании учебных предметов на должном уровне, основой развития функциональной грамотности обучающихся и навыков педагогов в части предупреждения и преодоления учебной неуспешности детей.
Развитие цифровой образовательной среды позволяет эффективно осуществлять подготовку образовательных организаций к любым сценариям развития ситуации. Организован доступ к 1 719 онлайн-курсам от 94 университетов по принципу «Одного окна», свыше 1,5 миллионоа граждан получили доступ к качественному онлайн-обучению, продолжается оснащение школ оборудованием для применения цифровых образовательных ресурсов и верифицированного образовательного контента на любом занятии по любому учебному предмету.
В 2020 году Российская Федерация не только уверенно представляла себя на международных олимпиадах школьников, но и обеспечила проведение различных международных конкурсных мероприятий для детей. Сборные команды Российской Федерации успешно приняли участие в 6 международных олимпиадах, а в сентябре 2020 года в Санкт-Петербурге в дистанционном формате нами была организована и проведена 61-я Международная математическая олимпиада по математике. По итогам 2020 года членами сборных команд Российской Федерации завоевано 28 медалей, в том числе 19 золотых и 9 серебряных.
К 2024 году предполагается достижение следующих основных результатов:
Национальный проект образование что входит
Записывайся на интересные курсы
или размещай свои!
Национальный проект «Образование»
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В национальный проект «Образование» входят десять Федеральных
Современная школа
Задача проекта: внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».
Успех каждого ребенка
Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Поддержка семей, имеющих детей
Задача проекта: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Цифровая образовательная среда
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Учитель будущего
Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.
Молодые профессионалы
Задача проекта: модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Новые возможности для каждого
Задача проекта: формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.
Социальная активность
Задача проекта: создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства.
Экспорт образования
Задача проекта: увеличение в два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству.
Социальные лифты для каждого
Задача проекта: формирование системы профессиональных конкурсов, дающей гражданам возможности для профессионального и карьерного роста.
Образовательный проект Study Life поддерживает Национальный проект «Образование» и входящие в него Федеральные проекты, мы считаем, реализация данного проекта поспособствует развитию образования в Российской Федерации и выведет отечественное образование на новый уровень!
Мы предлагаем Вам принять участие в мероприятиях специально разработанных в поддержку Национального проекта «Образование».
Доступные мероприятия
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ВОЛОНТЁРСТВА «ДОБРО В КАЖДОМ ИЗ НАС»
Цель: Демонстрация опыта работы волонтёрских движений, развитие активной позиции молодёжи, популяризация и укрепление имиджа добровольчества в обществе, поддержка волонтерских движений в образовательных учреждениях. Сроки проведения: с 25.08.2019 по 05.12.2019
Проведение: БЕСПЛАТНО! Скачать протокол
© Образовательный Онлайн-проект «Study Life»
(Стади Лайф). Образование на пути к совершенству.
ОГРНИП 317554300015520
ИНН 550517530747
Основной вид деятельности: дополнительное образование детей и взрослых.
E-mail: info@stdlife.ru
График работы: пн-пт (с 9:00 до 21:00 по МСК)
Проверка наградного документа на подлинность
Ведутся работы по запуску платформы!
На данный момент ведутся работы по добавлению сервиса!
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ! ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В АНОНИМНОМ ОПРОСЕ!
Вы можете заказать наградной документ по почте России в печатном виде!
Данная услуга доступна только для отправки наградных документов по территории Российской Федерации!
Таблица тарифов для пересылки наградных документов в печатном виде заказным письмом по почте России.
Количество наградных документов
Стоимость пересылки
180 рублей
225 рублей
260 рублей
305 рублей
335 рублей
380 рублей
445 рублей
485 рублей
525 рублей
560 рублей
Свыше 10 наградных документов
Стоимость рассчитывается индивидуально.
* В стоимость пересылки входит печать наградных документов в цвете, конверт для пересылки, файл, раздаточный материал (если предусмотрен), пересылка почтой России.
Для того, чтобы получить наградные документы по почте России необходимо:
Уважаемые пользователи!
Мы сделали оплату наших услуг еще более удобной и безопасной! Теперь для Вас появилось больше способов оплаты, в том числе «Apple Pay», «Google Pay» и другие!
Платежный сервис «ROBOKASSA» успешно работает уже более 18 лет и способен сделать для Вас процесс оплаты быстрым, удобным и безопасным, а после успешного платежа отправит чек об операции на Ваш электронный адрес (54-ФЗ).
Наградные документы высылаются сразу после успешного платежа! Будем рады видеть Вас среди наших участников!
Попробуйте решить возникшую проблему используя раздел помощи.
Распространенные ситуации и их возможные решения.
Не пришел наградной документ за мероприятие.
Обращаем ваше внимание, выходные и праздничные дни не включены в сроки формирования наградных документов. Формирование наградных документов осуществляется только после зачисления денежных средств на счёт или подтверждения оплаты и предоставления всех необходимых для участия документов.
Для более быстрого решения возникшей проблемы, пожалуйста прикрепляйте к письму скан-копию или скриншот подтверждающий оплату (чек, квитанция и т.д.). При решении вашей проблемы может понадобиться дополнительная информация.
Не пришел наградной документ за тестирование или олимпиаду.
Распространенной причиной возникновения данной проблемы является некорректно указанный адрес электронной почты. Возможно Вы указали не основной E-mail и забыли об этом, это тоже встречается.
Рекомендованные действия:
Для более быстрого решения проблемы, пожалуйста, при обращении укажите Ф.И.О участника, дату прохождения теста/олимпиады, дату, время и способ платежа, по возможности прикрепите к письму скриншот или скан-копию, подтверждающую оплату.
Национальный проект «Образование»: основные направления, цели, сроки
Основной капитал государства – его граждане. Соответственно, будущее страны – подрастающее поколение, забота о котором является самой выгодной инвестицией. И это наконец-то поняли наши чиновники, которые впервые за долгие годы после распада СССР сформировали государственный бюджет на социальную сферу не по остаточному принципу, а с учетом всех потребностей образования.
Сумма 784,5 млрд. рублей, выделенная на решение самых насущных проблем до конца 2024 года внушает оптимизм и уверенность, что каждый этап будет реализован.
Общая цель проекта «Образование» определена «майским» Указом Президента РФ: войти в десятку стран, лидирующих по качеству образования. План поэтапной реализации поставленной задачи с конкретными суммами, сроками и ответственными исполнителями тоже составлен. И сегодня мы подробнее остановимся на этих этапах.
«Современная школа»
Чтобы улучшить качество образования, нужно сначала выявить недостатки, над которыми предстоит серьезно потрудиться. Поэтому работа над проектом началась с ревизии во всех 85 субъектах РФ.
Федеральный проект «Современная школа» нацелен на внедрение методов обучения и воспитания, соответствующих современным технологиям. 295,1 млрд. рублей запланировано потратить на создание:
Часть средств в рамках этого проекта будет израсходована на организацию сетевой формы обучения учащихся начального/среднего звена и старшеклассников. Ожидается, что сетевые формы обучения будут доступны 70% школьников России. Это значительно расширит для них выбор предметов, преподавателей и учебных программ, в том числе и благодаря дистанционным образовательным технологиям.
Проект «Современная школа» уже располагает поддержкой частных инвестиций, которые позволят построить и ввести в эксплуатацию дополнительно 25 школ.
«Успех каждого ребенка»
Справедливо, что талантливым детям государство должно оказывать всестороннюю поддержку. Хотя бы потому, что одаренным детям из глубинки или малообеспеченных семей сложнее достичь вершин успеха в силу сложившихся обстоятельств, от них не зависящих.
В этом свете проект «Успех каждого ребенка» особенно важен для выявления и развития талантов среди детей и молодежи, а также помощи в самоопределении и выборе будущей профессии с учетом раскрытых способностей.
Бюджет проекта – 80,5 млрд. рублей. Эти деньги предназначены для:
Средства также выделены и на внедрение дополнительных образовательных программ, разработанных для детей с ограниченными возможностями.
Реализации проекта «Успех каждого ребенка» предшествовала серьезная подготовка на самом высоком уровне, с разработкой методических рекомендаций по созданию и работе центров дополнительного образования.
«Поддержка семей, имеющих детей»
В Национальный проект «Образование» включен вопрос о поддержке семей, принявшим детей, оставшихся без родительского попечения. В рамках федерального проекта разработаны рекомендации по оказанию консультативной психолого-педагогической и методической поддержки таких семей.
На эти цели выделено 8,5 млрд. рублей.
«Цифровая образовательная среда»
Доступность всех видов образования без создания современной цифровой среды невозможно. Интернет в учебных классах – это переход на новый высокотехнологичный уровень обучения.
В 75 регионах страны 500 000 школьников смогут обучаться в модернизированных классах, используя все современные возможности цифровых технологий. Возможность обучения с помощью интернета будет доступна и школьникам мегаполисов, и детям в сельской местности. Школьники смогут обучаться компьютерной грамоте уже в школах.
Для повсеместного развития цифровой образовательной среды выделено 79,8 млрд. рублей.
«Учитель будущего»
Запланировано внедрение системы повышения профессиональной квалификации учителей. 50% педагогических работников (как молодых специалистов, так и опытных учителей) во всех регионах смогут непрерывно повышать квалификацию и получать всю необходимую методическую помощь.
Бюджет – 15,4 млрд. рублей.
«Молодые профессионалы»
Для модернизации профессионального образования и внедрения гибких программ, позволяющих улучшить практические навыки учащихся и подготовить их для работы в слаженном коллективе, создаются центры профессиональной подготовки. К 2024 году будет работать сеть из 100 таких учреждений и 5 000 мастерских. Пройти обучение по программам опережающей подготовки смогут 70% юношей и девушек, и более 35 000 преподавателей повысят квалификацию по адаптированным российским программам «Ворлдскиллс».
В реализации этого проекта поможет внушительная сумма – более 156,2 млрд. рублей.
«Новые возможности для каждого»
3 млн. научно-педагогических работников смогут приобрести профессиональные навыки в области цифровой экономики. Суммарно на эти цели до конца 2024 года выделено 9,2 млрд. рублей.
«Социальная активность»
Гражданское общество в последнее время активно участвует во многих программах. Однако одной инициативы мало, и волонтерскому движению необходима поддержка, создание условий для успешного взаимодействия с государственными структурами.
Волонтерские группы ежегодно оказывают помощь 10 млн. граждан, поэтому созданию во всех регионах России центров, где волонтеры смогут приобрести необходимые знания и опыт для участия в различных программах отведенная особая роль с материальной поддержкой движения на сумму 27,2 млрд. рублей.
«Экспорт образования»
Качество российского образования должно стать привлекательным для иностранных студентов. Это – престиж государства и весомая часть валютных поступлений в бюджет. Для этого необходимо создать и расширить список специальных программ обучения иностранной молодежи.
Ожидается, что до 2024 года количество иностранных студентов, обучающихся в российских ВУЗах, будет увеличено до 435 000. Кроме этого, ежегодно 15 000 иностранных детей получат возможность обучаться в зимних школах и летних лагерях отдыха. Материально-техническая база для приема гостей будет отвечать современным европейским стандартам.
Кроме экономической выгоды этот федеральный проект позволит расширить границы общения российских студентов. Для разработки и окончательного внедрения проекта в бюджет заложено более 107,4 млрд. рублей.
«Социальные лифты для каждого»
Во всевозможных конкурсах, которые дают возможность проявить себя и достичь высокого профессионального роста, примут участие 1,7 млн. россиян. На эти цели планируется потратить 4,7 млрд. рублей.
Как видно, роль, отведенная качеству и развитию российского образования, неуклонно возрастает и получает достойную поддержку государства, оценившего его значимость. Цифра 784,5 миллиардов рублей, хотя и рассчитана на 6 лет, но, при четко согласованных действиях, несомненно принесет максимально положительный эффект.
Нацпроект «Образование»: что ждет российские школы 1 сентября 2019 года?
Нацпроект «Образование» вынашивался больше года: уточнялись сроки и критерии оценок, вытачивались «паспорта» федеральных проектов — и вот теперь, в 2019/2020 учебном году, «волна» должна дойти до реальных учебных процессов. Чтобы не почувствовать себя «тонущими», попробуем вместе подготовиться к изменениям, которые грядут уже в наступающем учебном году.
Нацпроект с двойной задачей
Первая задача — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. В частности — вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Вторая — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Внимательный педагог уже на этом этапе может забеспокоиться: какая из задач является основной? Внешняя или внутренняя? Куда направлен нацпроект? На внешние достижения детей и всей страны или в глубину их личности? Сделать и то и другое в рамках одного урока, одного учебного процесса попросту невозможно. Ориентация на внешний, точно подсчитанный успех чаще всего исключает проникновение в недра морали, гражданской ответственности и других тонких материй.
Возможно, две задачи ужились бы вместе, если бы располагались в другой очередности. В странах, с которыми мы жаждем соревноваться — Сингапур, Китай, Финляндия, США, — в свое время первостепенной целью ставили именно воспитание, поддержание в детях культуры и морали, присущих государству. Высокие места в рейтинге возникали сами собой из естественного желания юных граждан прославить страну. Доказать родным свою жизненную позицию. Возможен ли обратный путь: от высоких рейтингов к гражданской ответственности? Время покажет.
Насколько амбициозны эти задачи? Первая (выйти в десятку стран с лучшим образованием) оценивается экспертами как вполне достижимая. Да, последние результаты PISA нас не очень порадовали, но есть и другие исследования, с другими формами, критериями и другими особенностями. Например, по данным Всемирного банка, в 2018 году Россия занимала 9-е место в мире по качеству общих образовательных достижений: почему не этот показатель, а именно PISA выбран за высший ориентир?
Что касается второй задачи — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, — то оценить ее достижимость очень сложно. Сомнение вызывают и те показатели, по которым собираются оценивать успешность достижения этой задачи, — рост численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций, и повышение доли детей, охваченных программами дополнительного образования. Планируется, что число последних к 2024 году вырастет до 70%.
Бюджет нацпроекта —784,5 млрд руб., из них 37 % на проект «Современная школа»
Сколько стоит место «в десятке»?
Бюджет нацпроекта — 784,5 млрд рублей (первоначальная сумма — 747,6 млрд, но в последний момент потребовались новые вливания из госбюджета). Больше трети этой суммы — 295 млрд — отдано федеральному проекту «Современная школа».
Здесь основные статьи расходов — строительство и ремонт школ, обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа. Кроме того, именно в рамках этого проекта предпринимаются шаги по выходу в десятку стран с наиболее высоким уровнем образования.
Другие две серьезные статьи расходов составили проекты «Молодые профессионалы» и «Экспорт образования» (156,2 и 107,5 миллиарда соответственно). Эту часть бюджета планируется потратить на модернизацию профессионального образования, помощь выпускникам с трудоустройством, повышение престижа российского высшего образования в мире и активное привлечение иностранных студентов.
Проект «Учитель будущего» имеет скромный бюджет в 15,4 миллиарда, который выделен на создание системы постоянного повышения квалификации. Преимущественно в цифровом режиме. А сам федеральный проект «Цифровая образовательная среда» имеет бюджет почти в 80 миллиардов и включает в себя мероприятия по созданию в регионах целевых моделей цифровой школы, повышению уровня владения цифровыми навыками у школьников и, кроме того, обеспечению образовательных организаций высокоскоростным Интернетом (свыше 10 Мбит).
Проект «Цифровая образовательная среда» имеет бюджет 80 млрд, включает в себя создание в регионах целевых моделей цифровой школы, повышение уровня владения цифровыми навыками у школьников и обеспечение образовательных организаций высокоскоростным Интернетом
Поясним, что на данный момент в 63,6% образовательных организациях страны уже есть высокоскоростной Интернет. Задача — к 2024 году довести показатель до 100%. Сложно сказать, насколько к этому моменту изменятся стандарты скорости и будет ли актуальна данная задача. Зато известно, что сегодня в ряде школ Интернет настолько медленный, что его мощностей не хватает на то, чтобы получить учебники на устройства. Эту ситуацию, безусловно, в 2019 году необходимо исправлять.
В конечном счете образование к 2024 году обещает стать более инклюзивным, гибким, ориентированным на международные стандарты во всем — от читательской грамотности и до освоения практических профессиональных навыков.
К чему готовиться 1 сентября 2019 года?
Реализация нацпроекта «Образование» в каждом регионе имеет свою специфику. Где-то раньше будет введена рабочая модель цифровой школы, где-то уже сейчас апробируется персонифицированная система финансирования дополнительного образования. Но есть общие тренды, которые в ближайшее время смогут ощутить на себе все российские школы.
Успех в PISA — новый критерий качества Ч то задумано? Напомним: ключевая цель нацпроекта — войти в десятку стран с лучшим образованием. Но как понять, насколько хорошо мы движемся к намеченной цели? Обращаемся к приказу Рособрнадзора №590 и Минпроса №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся», подписанному 6 мая 2019 года.
Здесь педагогов ждет большой сюрприз: кроме привычных критериев оценки и самооценки, включающих в себя ФГОС, ВПР, ЕГЭ и ОГЭ, профстандарт педагога, степень удовлетворенности учащихся и их родителей, у нас появляется ряд новых, актуальных критериев. Вот какие мероприятия планируется проводить для проверки выполнения плана:
ежегодный мониторинг динамики показателей России в исследовании PISA: само исследование пройдет только в 2021 году, но в России будут проводиться внутренние «тестовые» срезы, чтобы понять, как прирастает число успешных учащихся;
однократное участие каждого региона в проведении исследования по модели PISA на представительной выборке данного региона;
подключение всех общеобразовательных организаций к личным кабинетам ФИС ОКО (федеральная информационная система оценки качества образования);
интеграция результатов разных процедур оценки качества в единую аналитическую базу;
проведение социологических опросов в субъектах РФ об оценке удовлетворенности качеством образования и об оценке востребованности результатов образования.
Более детальный контроль за выполнением плана по выходу в «десятку»;
Привыкание большей части школьников к формату международных исследований качества образования;
Возможность получить большие массивы данных для сравнения.
Выгорание учащихся. Чем больше тестов и проверок, тем ниже ценность каждого из результатов для конкретного ученика
Дополнительная нагрузка на педагогов. К международным исследованиям тоже нужно готовить. Если не натаскивать, то по крайней мере показывать в классе, разбирать самые сложные моменты. При такой насыщенности учебной программы, как сейчас, готовить к международным исследованиям можно только в ущерб каким-то другим формам работы
Цифровые портфолио учеников
Уже в 2019 году всем учащимся России должна быть обеспечена возможность формировать свои индивидуальные портфолио в электронном виде, на цифровой образовательной платформе.
Что задумано? У каждого ученика — свое цифровое портфолио. В определенный момент любой российский вуз, колледж или другая школа смогут получить доступ к ученическим портфолио. На его основании составить представление об учащемся и пригласить его к себе на обучение.
Дополнительный шанс для учащихся, которые не могут «вписаться» в формат единых экзаменов: неуспешны на ЕГЭ, но прекрасно работают в своем темпе и в индивидуальном порядке;
Комфорт для учителей: не нужно собирать пухлые папки грамот и свидетельств, не нужно искать место для их хранения. Все компактно, удобно и открывается (потенциально) с любого электронного носителя;
Более гибкая система отбора в вузы: не нужно дополнительных собеседований, конкурсов. У приемной комиссии в распоряжении окажутся гораздо более полные и разнообразные сведения об учащемся.
Двойная документация. Не придется ли педагогу или учащемуся вести два портфолио — электронное и бумажное? Не создаст ли это дополнительную нагрузку, такую же, как в свое время необходимость вести и бумажные, и электронные школьные журналы? Ничто не душит учителя так, как потребность синхронизировать две базы данных, пусть даже в режиме «временных трудностей»;
Сбои в работе платформы: цена ошибки — судьба учащихся. Если представить себе, что в «горячий» период зачисления в вузы система даст сбой и какие-то портфолио просто не откроются? Что тогда делать с равными возможностями и успехом каждого ученика?
Не менее 70% организаций должны будут предоставлять свои учебные программы в сетевой форме
Непрерывное повышение квалификации
Что задумано? По плану федерального проекта «Учитель будущего», к 2020 году 20% учителей общеобразовательных организаций будет вовлечено в национальную систему профессионального роста педагогов. Для этого в субъектах РФ (правда, далеко не во всех) будут открыты Центры непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования, аккредитационные центры, а самое главное — повышение квалификации будет преимущественно проходить в условиях той же цифровой образовательной среды, безопасной и личностно-ориентированной.
Также в планах нацпроекта привлечение работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников. В том числе в формате стажировок. Иными словами, наши учителя должны постоянно развиваться в профессиональном плане. Мало кого устраивало то, как это формально, принужденно и громоздко делалось ранее. Ему на смену придет новый формат повышения квалификации.
Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», к 2020 году не менее 24% педагогических работников системы общего и дополнительного образования должны будут состоять в цифровых профессиональных сообществах и в них же обучаться и повышать свой профессиональный уровень.
Постоянное обучение как образ жизни. Для педагога крайне важно оставаться компетентным и адекватным учащимся, идти в ногу со временем и не испытывать от этого никакого дискомфорта;
Обмен опытом в открытом педагогическом сообществе. Повышение квалификации должно перестать быть рутинной формальностью: в новой цифровой среде педагоги смогут свободно делиться успешным опытом. Учиться через диалог, который ведется на высоком профессиональном уровне. Кстати, такая среда уже есть: университет «Первое сентября» и корпорация «Российский учебник» вот уже много лет поддерживают эти образовательные ценности.
Сложности для педагогов старшего возраста. Во многих российских школах еще остаются педагоги «старой школы». Они смогли адаптироваться к ФГОС, ЕГЭ, ВПР, новым учебно-методическим комплексам, программам, смарт-доскам, компьютерам на рабочих столах… Смогут ли они еще и привыкнуть к скайпкурсам педагогического мастерства? А главное, если не смогут — разве это значит, что они недостаточно хороши в профессии?
Индивидуальные образовательные траектории для учителей. Чтобы непрерывно развиваться в профессии, нужно иметь сколько-нибудь четкий план. Кто поможет учителям создать себе личный образовательный маршрут? Готовы ли к этому наши методисты?
Принудительное обучение. Пожалуй, это самый страшный риск: если образовательный неуспех, замедленный темп обучения или другая сложность будут грозить педагогу сокращением зарплаты или препятствиями в карьере — такое обучение будет уже не на пользу
Что можно сделать? Быть на стороне своих педагогов, оказывать им помощь. Если создать комфортную и располагающую образовательную среду прямо в стенах школы, повышение квалификации может стать общим делом коллектива. О том, как это сделать, мы много говорим на страницах нашего клуба директоров. Обратите внимание! (https://director.rosuchebnik.ru/)
Новая цифровая среда
К 2024 году в каждом регионе должна быть внедрена своя целевая модель цифровой образовательной среды. Не менее 70% организаций должны будут предоставлять свои учебные программы в сетевой форме: так реализуется инклюзивность образования. Цифровая среда — это информационное пространство, в котором педагоги будут повышать квалификацию, обмениваться опытом. Учащиеся смогут предоставлять результаты проектов, наращивать портфолио и дистанционно осваивать учебные программы.
Весь стандартный набор рисков, связанный с информационным полем: безопасность, мощности, контроль, колоссальная зависимость от системы. Кроме того, возникает вопрос: как быть школам, организациям, профессиональным сообществам, которые уже сами для себя приняли решение жить в цифровой среде и создали ее своими руками? Должны ли эти микросреды быть интегрированы в единую? Или они исчезнут, или какая-то доля учителей и учащихся через несколько лет окажется в двух информационных средах — в своей, естественно возникшей и полюбившейся, и в официальной, которая является всеобщей и обязательной для всех?
Характеристика педагога-наставника
Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Списки разнятся и включают от 4 до 22 пунктов. Для примера представим модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:
Расцвет технологии
Что задумано? Приоритетное направление развития образования — технологии. Стране нужны люди с инженерным мышлением, а для этого необходимо по-новому устроить сам процесс технологического обучения.
Кванториумы и IT-cube — сеть современных технопарков и компьютерных центров, призванных способствовать техническому и цифровому образованию учеников, реализации научно-технического потенциала российской молодежи. Планируется, что к 2024 году Кванториумы и IT-cube откроются в каждом регионе России, а лучше — в каждом крупном городе.
Положительных моментов много. В самом общем виде они таковы:
Повышение мотивации учащихся к изучению науки и техники. Это красиво, это современно, доступно и очень вдохновляет.
О них говорить не хочется. Просто давайте будем внимательно следить за региональными новостями, чтобы не пропустить открытие своего Кванториума и быстро успеть наладить с ним совместную работу.
8% учащихся должны обладать высоким уровнем IT-навыков
Новые критерии грамотности
Что задумано? Интересный пункт в паспорте проекта «Цифровая школа»: к 2020 году доля обучающихся общеобразовательных организаций, успешно продемонстрировавших высокий уровень владения цифровыми навыками, должна составить… 8%. Много это или мало? Зависит от того, кого именно планируется протестировать.
Повышение общего уровня информационной грамотности. Скажем прямо, многим из наших учеников ее не хватает: вызвать сетевую игру и «нагуглить» ответ на вопрос — совсем не то же самое, что составить грамотный поисковый запрос и сделать грамотную верстку брошюры;
Наличие достоверного критерия оценки. «У меня пятерка по информатике» или «У меня третий уровень по ICILS»: вроде бы звучит более весомо.
Недостаточная репрезентативность и формальность инициативы. Очевидно, что, если протестировать всех российских учащихся, мы и сейчас получим результат выше заявленного. Важнее, чтобы определенного уровня компьютерной грамотности достигли учащиеся, у которых только в этом году в школах появится высокоскоростной Интернет, обновится материально-техническая база, а также те, для кого информатика изначально не была профильным предметом. Иными словами, необходим тщательно продуманный дизайн исследования, чтобы результаты были действительно значимыми.
Вместо послесловия
Если верить плану реализации нацпроекта, то 1 сентября 2019 года большинство школ останется на уровне «вода прибывает». Пока у государства нет четких указаний директорам школ по поводу того, как модернизировать учебные программы по технологии, когда сдавать PISA в тестовом режиме и куда загружать электронные портфолио учащихся. Однако есть иск, что уже через несколько месяцев «вода прибудет» до опасного уровня, и мы снова начнем лихорадочно «выплывать» из новых требований и указаний. Надеемся, что наши читатели окажутся, как минимум, морально готовы к основным нововведениям.
Что касается самого нацпроекта, то нет никакого смысла подвергать его критике: для реальных участников учебного процесса это такая же данность, как и любая стихия. Она обещает нам много пользы. Особенно в вопросах обновления материально-технической базы, строительства и информационно-коммуникационных технологий. Еще больше стоит ждать новых сложностей. Но самый неудачный сценарий развития событий в данном случае наступит тогда, когда окажется, что за заявленными манифестами ничего не стоит. И нашумевший нацпроект, с его ошеломляющим бюджетом и амбициями, не изменит нашу повседневную работу. Ведь даже те, кому нечего терять, могут потерять доверие.