Научить ребенка шахматам с чего начать

Как научить ребенка играть в шахматы

Чтобы сделать развитие ребенка всесторонним, научите его играть в шахматы. Они помогут улучшить концентрацию внимания, будут способствовать развитию памяти, разовьют логическое и стратегическое мышление. Начинать осваивать шахматы следует в домашних условиях, занятия проводить в игровой форме, постепенно изучая правила.

Как заинтересовать ребенка игрой

Чтобы малыш с удовольствием проводил время за шахматами, он, в первую очередь, должен хотеть этого. Пробудить интерес может игра между взрослыми, хорошее настроение при проведении партии, бережное отношение к фигурам и доске. Существует ряд проверенных и эффективных методов, которые помогут разбудить у ребенка интерес к шахматам.

Хоть это и парадокс, но нельзя заставлять ребенка играть, пока он сам этого не будет требовать. Чтобы пробудить у малыша интерес к игре, можно устраивать шахматные турниры между взрослыми. Кроме того, один из родителей может играть сам с собой, осуществляя переход с одной стороны доски на другую для перемещения фигур. Ребенок обязательно будет просить поиграть в шахматы, но ему в этом следует отказать, пояснив это тем, что он пока не знает правил. Можно сказать, что в данный момент идет очень важная партия, в которой следует захватить главного короля в плен. После таких слов у ребенка обязательно появится интерес.

Сначала следует дать ребенку покрутить в руках и тщательно рассмотреть шахматные фигуры. Рассказать, какое название носит каждая из них, вместе с малышом расставить их на шахматной доске.

Подать информацию в увлекательной форме про каждую фигуру, объяснить ее значение в игровой партии.

Провести ознакомление с логикой игры – рассказать, что шахматная доска является полем сражения двух армий, каждая из которых имеет определенный цвет. Основная цель игры – защита своего короля и максимальное уничтожение фигур противника.

Далее можно показать малышу мультфильмы про шахматы. Подобные ролики не только оказывают обучающее воздействие, но и вызывают у ребенка желание поиграть на настоящей доске с реальным противником.

Можно посетить настоящую шахматную секцию. Там малыш сможет увидеть, что в шахматы играют дети его и более старшего возраста.

При ознакомлении с фигурами и правилами шахмат необходимо хвалить ребенка. Категорически запрещено повышать голос, отпускать нелестные комментарии относительно способностей малыша. Все это может негативно сказаться на обучении и надолго убрать желание играть в шахматы.

Для знакомства с шахматами необходимо уделять время каждый день. В самом начале достаточно 10-15 минут в сутки – по мере освоения уроки можно удлинить, но делать это следует постепенно. Для ребенка в возрасте 4-5 лет хватит 30 минут в день, со старшими детьми можно заниматься минимум по часу в день.

Как научить правилам игры в шахматы

Чтобы ребенок начал играть с нуля, необходимо разъяснить ему правила игры в шахматы. Он должен знать, что нарушать их запрещено. Производить ознакомление следует постепенно, родитель обязан сам играть и иметь неплохие знания шахмат. В самом начале нужно рассказать о доске:

Следующим шагом необходимо подать информацию о шахматных фигурах, дать определение, рассказать, как они могут ходить:

Чтобы ребенок быстрее запомнил фигуры, можно в конце игры делать специальное упражнение. Малыш отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур за спиной. После этого он обязан сообразить, какой фигурки не хватает на шахматной доске. Также хорошо помогают запомнить правила игры видеоролики и мультфильмы тематической направленности.

Игровой формат в домашних условиях

Приучать к игре малыша следует сразу со стандартной шахматной доски. Фигуры могут быть резными, с изображениями воинов и прочих персонажей. После изучения правил, необходимо учить ребенка непосредственно самой игре в шахматы. Делать это можно следующим образом:

Когда основные ходы изучены, рассказываем про тактику и стратегию шахматной партии. Вот лишь некоторые принципы:

Разъясняем ребенку базовые ходы:

Рокировка. Важнейший ход, который может спасти в безвыходной ситуации. Осуществляется королем и ладьей. Фигуры меняются местами по одной линии. Ладья занимает место короля, а тот смещается вбок на одну клетку. Может проводиться один раз за партию.

Взятие на проходе. Осуществляется пешками в начале партии. Когда противник делает ход через клеточку и оказывается на одной линии с пешкой неприятеля, то она может быть «съедена». Причем пешка, которая ее побила, становится на клетку выше.

Всегда нужно помнить, что шахматы – это сложная игра, которая требует активной работы мозга, поэтому ребенок быстро устает. В самом начале не следует уделять обучению более 15-30 минут в день. Дети старше 10 лет могут использовать специальные программы, чтобы играть с компьютером, где каждый новый уровень сложнее предыдущего.

Источник

Как легко научить ребенка играть в шахматы – поэтапный метод и видео

Шахматы – отличная игра, которая учит стратегически мыслить и анализировать ситуации. Научить ребенка играть в шахматы на начальном уровне может любой взрослый или подросток, который имеет хотя бы базовые представления об этом. Не обязательно быть профессионалом и чемпионом. Важнее запастись терпением, быть дружелюбным и не стремиться сделать из ребенка гроссмейстера.

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в игру слонов. Цель игры остается прежней.

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

Играйте в этот этап столько раз, сколько захочет сам ребенок. Не спешите переходить к следующим, пока ученик не освоит первые важные стратегические маневры.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Самое замечательное в таких урезанных уровнях то, что все они являются почти настоящими играми в шахматы. Учащийся не изучает ничего постороннего, а наслаивает реальные шахматные узоры.

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Как быть хорошим учителем?

Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.

Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.

Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.

Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

Источник

Как научить ребенка играть в шахматы

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Как заинтересовать ребенка игрой

Чтобы малыш с удовольствием проводил время за шахматами, он, в первую очередь, должен хотеть этого. Пробудить интерес может игра между взрослыми, хорошее настроение при проведении партии, бережное отношение к фигурам и доске. Существует ряд проверенных и эффективных методов, которые помогут разбудить у ребенка интерес к шахматам.

Хоть это и парадокс, но нельзя заставлять ребенка играть, пока он сам этого не будет требовать. Чтобы пробудить у малыша интерес к игре, можно устраивать шахматные турниры между взрослыми. Кроме того, один из родителей может играть сам с собой, осуществляя переход с одной стороны доски на другую для перемещения фигур. Ребенок обязательно будет просить поиграть в шахматы, но ему в этом следует отказать, пояснив это тем, что он пока не знает правил. Можно сказать, что в данный момент идет очень важная партия, в которой следует захватить главного короля в плен. После таких слов у ребенка обязательно появится интерес.

Сначала следует дать ребенку покрутить в руках и тщательно рассмотреть шахматные фигуры. Рассказать, какое название носит каждая из них, вместе с малышом расставить их на шахматной доске.

Подать информацию в увлекательной форме про каждую фигуру, объяснить ее значение в игровой партии.

Провести ознакомление с логикой игры – рассказать, что шахматная доска является полем сражения двух армий, каждая из которых имеет определенный цвет. Основная цель игры – защита своего короля и максимальное уничтожение фигур противника.

Далее можно показать малышу мультфильмы про шахматы. Подобные ролики не только оказывают обучающее воздействие, но и вызывают у ребенка желание поиграть на настоящей доске с реальным противником.

Можно посетить настоящую шахматную секцию. Там малыш сможет увидеть, что в шахматы играют дети его и более старшего возраста.

При ознакомлении с фигурами и правилами шахмат необходимо хвалить ребенка. Категорически запрещено повышать голос, отпускать нелестные комментарии относительно способностей малыша. Все это может негативно сказаться на обучении и надолго убрать желание играть в шахматы.

Для знакомства с шахматами необходимо уделять время каждый день. В самом начале достаточно 10-15 минут в сутки – по мере освоения уроки можно удлинить, но делать это следует постепенно. Для ребенка в возрасте 4-5 лет хватит 30 минут в день, со старшими детьми можно заниматься минимум по часу в день.

Источник

Обучаем ребенка с нуля игре в шахматы: пошаговый метод

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Из этой статьи вы узнаете

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод — сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре.

Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры — лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:

Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Это интересно! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Полезные советы

Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:

На первых порах они должны носить краткий характер.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:

Он известен как автор учебника для малышей от двух лет. В нем есть несложные задания, позволяющие маленьким шахматистам поэтапно знакомиться с игрой с нуля.Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть фото Научить ребенка шахматам с чего начать. Смотреть картинку Научить ребенка шахматам с чего начать. Картинка про Научить ребенка шахматам с чего начать. Фото Научить ребенка шахматам с чего начать

Важно! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Источник

Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только

Вступление для цикла статей – «Как научить своего ребенка шахматам».

Некоторое время назад мною была написана статья «Бойтесь шахмат, Вам навязываемых». Некоторые заинтересовавшиеся хабрахабровцы попросили более подробно рассказать о методике по которой я преподаю шахматы детям. Ну вот собственно – время подошло.

Данный текст служит своеобразным вступлением для последующего цикла статей. В нем я опишу особенности с которыми Вам придется столкнуться при загрузке в мозг ребенка шахматных знаний.

Сразу оговорюсь – данный материал предназначен для родителей которые хотят научить ребенка самостоятельно мыслить и делать логические выводы наиболее оптимальным способом. В комментариях я не буду обсуждать призывы обучить ребенка логике с помощью карточных игр, стрелялок и прочей фигни которая портит детям мозги. Хотите испортить ребенка – Ваше право, но людям которые хотят слепить из своего чада более-менее адекватного человека – я бы этого делать не советовал. Всем остальным – милости просим.

Курс, по которому я преподаю детям шахматы, разработан Игорем Георгиевичем Сухиным и называется «Шахматы — школе». Более подробно об авторе Вы можете узнать на сайте. Просьба обеспокоенных гиков не критиковать сайт – человеку много лет и он делает все сам. Я со временем только лишний раз убеждаюсь в том, что все что описано в курсе – опробовано, взвешено, отредактировано и выложено к применению.

Начал я преподавать шахматы более 4х лет назад. Удачно получилось что практически сразу натолкнулся на курс И.Г. Сухина когда подбирал программу обучения для своего сына (и его 1-го класса). За прошедшие 4 года я набил достаточно много шишек на тернистом пути обучения детей шахматам. А если быть точнее – подготовке их к жизни. В настоящий момент я преподаю шахматы в Центре Детского Творчества, и количество детей только там у меня достигает 70-ти человек (занятия 2 раза в неделю), плюс есть еще парочка платных кружков. Общее количество детей только в настоящий момент около 100 человек. Думаю, что могу достаточно профессионально судить о качестве получаемых детьми знаний, а так же направлять других родителей на «путь истинный». Если Вам не нравятся мои советы – можете преподавать по другому. Но поверьте – скорость получения знаний не самое главное, важно чтобы мозг ребенка обдумал и принял тех знаний, которые Вы ему дадите. Все мои советы – основаны на личном опыте и наблюдениях на достаточно большом срезе обучаемых детей.

Если Вы хотите вырастить чемпиона – то данный курс не для Вас. Но если у Вас есть желание заложить в операционную систему ребенка множество другого функционала – то найти что-то более удобное и лучшее я например не смог. Все что Вам надо – набраться терпения. Детский мозг – это губка, которая впитывает знания в достаточно больших объемах, но если дать эти знания в неправильном порядке, либо виде – будет либо торможение обучению, либо Вы получите не тот результат который хотели.

Поэтому сначала определитесь со своими целями – что Вы хотите получить на выходе. То что я буду описывать в своих статьях – это постепенная загрузка и компиляция знаний для последующего применения на жизненном пути Вашего (или не только Вашего, почему – см. ниже) ребенка. Попутно с изучением шахмат Вы будете замечать что ребенок получает какие-то дополнительные знаний и навыки которые, казалось бы, к шахматам имеют опосредованное отношение.

А теперь мы добрались до советов, что и как давать детям.

Совет 1. Да-да, именно детям. Оптимальным вариантов будет занятия хотя бы с двумя детьми. Я заметил интересную особенность – если занимается больше одного ребенка, то знания усваиваются быстрее, и качественнее. Кроме того, Вы можете (в дальнейшем) посадить детей играть вместе. Кроме того, работая только со своим ребенком Вы конечно наладите с ним больший контакт (если Вам надо это – то тогда работайте только с одним своим чадом), но в то же время, преподавая сразу двум детям (например) – Вы тоже поднимите свой авторитет в глазах детей. Большое количество детей тоже не берите – это сложно. Оптимально 2-3 ребенка для начала. Я сейчас преподаю в группах до 18 человек – это жесть. Даже при том, что я помню все задания наизусть, очень сложно уделить всем внимание и направить детей.

Совет 2. У каждого ребенка должна быть своя доска. И делать задания он должен только на ней. Не лезть на доску соседа, не разговаривать, не подсказывать (этим он делает хуже тому кому подсказывает). Понятно, что хочется похвалиться, показать какой я тут умный. Но надо учиться держать себя в руках. Сложно регулировать это желание. На его исправление может уйти до года времени.

Совет 3. Возраст изучения шахмат в принципе может быть любой, однако оптимальным является возраст от 6-ти до 12-ти. Можно ли от этих границ отступать – да можно. Но не слишком сильно. Если Вас интересует почему – почитайте любой материал по возрастной психологии, сразу будет понятно. Если детей больше 1-го – старайтесь чтобы возраст был более-менее близок, разрыв не больше 2-3 лет. Ребенок 6-ти лет некоторые вещи изучает медленнее, чем ребенок 9-ти лет. Учитывайте это при подборе группы, даже мне с моим опытом и знаниями шахмат, тяжело поддерживать в младших детей интерес при наличии более старшего ребенка в группе. Пару раз это заканчивалось плачевно, увы – дети бросали шахматы.

Совет 4. Все занятия надо проводить на досках. И только на досках. Никаких компьютеров и прочего. Я не научный работник, оставлю доказательства им, но мною подмечено, что усвояемость материала получаемого при движении фигур на доске в разы качественнее чем с экрана компьютера/планшета. Для занятий можно использовать любые шахматы, но оптимальный размер это так чтобы взглядом всю доску было нельзя охватить сразу. В том же время слишком большая доска тоже неудобна маленьким детям, хотя для остальных думаю размер 43х43 с фигурами с высотой короля 77 мм вполне подойдут. Я сразу пишу размеры с АлиЭкспресса, там такой комплект стоит от 700 рублей (но можно найти и дешевле). Доски 50х50 по мне так немного большие для обучения, хотя все соревнования проводятся именно на таких досках.
Почему сразу не надо покупать дорогой инвентарь – а что Вы потом будете дарить ребенку красивое? Но самый главный итог от большой доски – в силу биологической лени, чтобы не крутить головой, обучаемый будет стараться непроизвольно запоминать положение фигур на доске.

Совет 5. Работать по курсу надо четко, именно в том виде в каком подается материал. Любое отступление от программы мне аукалось всегда. Да – Вы можете что-то говорить дополнительно, но в большей части вопросов ребенок Вас не поймет. Каждое занятие/упражнение преследует свою цель. И подача материала дается в четкой структуре и циклично. А на выходе через годик-другой, Вы получите структурное и последовательное мышление ребенка. Именно так – структурное и через годик минимум. Не гоните, не надо все и сразу. Детям надо обдумать информацию, дать ей созреть в голове. Проблема нынешнего поколения — именно избыток информации. Не пытайтесь туда добавить еще – нервный ребенок это не наша цель.

Совет 6. При расстановке фигур ни в коем случае не надо использовать шахматную нотацию (. ). Вы не читать ребенка учите, а мыслить и ориентироваться. Я это тоже понял не сразу, но теперь всех детей (и родителям объясняю тоже) отучаю от ориентации по буквам и цифрам на начальном этапе. Даже несколько досок без обозначений держу у себя для особо упертых. Когда им надо будет – они нотацию изучат быстро, на это много времени не надо.
Ваша цель – научить ребенка пространственному ориентированию, восприятию картинки задания целиком, а не по частям. Кроме того – расставить любое задание проще держа перед глазами в уме всю диаграмму. И это навык приобретается достаточно быстро. Главное тут не гнать ребенка, не запрещать ему смотреть на листик/задачник который лежит рядом с доской. Через 1-2 месяца дети помнящие диаграмму обычно ставят все быстрее, чем те, кто пытается запоминать по буквам/цифрам. Приучайте ориентироваться по цветам клеток и по внутреннему чувству неправильности позиции.

Совет 7. Расставлять фигуры ребенок должен сам. И только сам. Никаких поблажек (исключение см. ниже про усталость). Если Вы играете с ребенком – пусть он ставит оба комплекта фигур. Вы преподаватель – Ваша задача дать знания, а не ставить фигуры. В случае своего проигрыша можете простимулировать ребенка на расстановку – расставляет тот кто проиграл. Но в случае заданий – пусть расставляет задание сам. Можно немного помочь, но не более. Не поверите, как быстро дети потом будут расставлять фигуры.

Совет 8. Фигуры надо двигать. Руками, а не глазами. Тоже достаточно сложный момент – некоторые дети (даже большинство) боятся стронуть фигуру и подвинуть ее на другое место на доске. Вы никогда не добьетесь сразу, чтобы ребенок думал даже на 2 хода вперед – это сложно для него. Но если он будет двигать фигуры – то данное качество разовьется само через 3-4-5 месяцев (помним что гнать не надо, эта способность не дается просто так и легко). Кроме того, в заданиях, когда ходят фигуры противника, дети пытаются найти самый-самый устраивающий их самих ход, а не самый умный ход за противника. Обосновывают это обычно – а вдруг он так пойдет. Объяснить, что так пойдет только противник недалекого ума – сложно. Поэтому просто предлагайте рассмотреть вариант умного хода.

Всегда ругаю (в последнее время достаточно жестко) детей за то что они пытаются найти решение глазами на заданной им диаграмме. Толку от этого 0,00001. Дети которые делают так – потом не видят своих же фигур когда попадают в более серьезную ситуацию (например на турнир с громаднейшим психологическим давлением). Решение глазами не помогает в мышлении, теряются фигуры в игре. Если отработать решение вручную – затем все само начинает в голове двигаться. Так что следите – как решает ребенок.

Совет 9. Не давайте детям играть пока они не пройдут все фигуры. Даже если они умеют играть и хотят. Во-первых у них будет стимул к обучению, во-вторых все равно они доску не видят и долго еще видеть не будут. Плюс не все дети любят проигрывать, и вывести ребенка из психологического пике, в которое он уходит после одного-двух проигрышей не всегда удается. Иногда рекомендуют не участвовать в турнирах детям до 10-ти лет, и я практически полностью согласен с данной точкой зрения, т.к. вернуть ребенка в обучение после проигранного турнира достаточно сложно (иногда и нереально бывает), но тут каждый сам себе барин. Я детей до любого турнира готовлю к тому, что они могут проиграть, но мне это проще в силу опыта и полного контакта с детьми. Именно поэтому надо контакт наладить ДО турнира, а на это уходит как раз полгода, не меньше.

И, наверное Вы не поверите – но дети любят решать задачи которые имеют решение, но достаточно сложное. Ко мне ходят девочки и мальчики – и все в восторге. Я связываю это в том числе и с тем, что они напрягаются, но видят что результат есть. Ведь все задачи имеют решение, и не всегда простое.

Совет 10. Всегда следите за тем что делается и подсказывайте ребенку только в том случае если Вы видите что он долго сидит над одной и той же задачей. Я всегда стараюсь подсказывать так, чтобы ребенок что-то получил. Например бывают ситуации когда ребенок уставший (после заданий выполненных до этого, садиться с уже уставшим учеником и делать задачи – это издевательство), тогда я детей учу обыкновенному перебору ходов. Тоже неплохой навык, но его надо подавать так, чтобы использовалась системность. Например ход ферзем можно перебрать ходя сначала по одной линии, потом по другой и так далее. Кстати, если показываете решение перебором старайтесь чтобы ответ был одним из самых последних вариантов. Более подробно я буду останавливаться на ключевых для меня заданиях и приводить их в пример – в чем проблема у детей при решении этих заданий.

Совет 11. Опять к усталости и усидчивости. Попадаются дети которые не могут доделать урок до конца (в урок обычно я включаю 12 заданий, как показала практика это оптимальный вариант для первого года обучения. Исключение это занятия с конем. Там бывает что дети зависают дольше и надо смотреть по ребенку). Если ребенок говорит что он устал и больше делать не будет – сделайте еще хотя бы одно-два задания с ним. Можно расставить фигуры за него для облегчения(в виде исключения, озвучив это. Ребенок оценит – поверьте), но так чтобы ребенок участвовал в процессе (например специально поставить фигуру не туда и попросить проверить). Обычно на 12 заданий даже самые «устающие» дети выходят через 2-3 недели максимум.

Совет 12. Начали заниматься – не бросайте. Найдите время, чтобы обучить ребенка. Нерегулярность занятий – самый большой бич обучения. В то же время – не перенапрягайте. Заболел – перенесите занятия пока ребенок не будет чувствовать себя лучше. Загрузка в школе – перенесите на день-два, но не больше. Постепенно все выровняется, и занятия будут более регулярными даже в случае перегруза в школе.

Если Вы будете следовать этим советам – то ребенок 6-8 лет будет играть у вас через 4-5 месяцев, 9-12 лет – через 3-4 месяца. Меньший срок обучения – это плохая усвояемость. Раньше этих сроков не пытайтесь играть, оно не надо.

Если хотите играть с ребенком и с шахматыми часами — купите их. Модель часов официально разрешенных на шахматных соревнованиях – DGT-2010, но стоят они в России 5000 рублей. Почти полный аналог на АлиЭкспрессе – PQ9903A. Стоимость этих часов – 1500 рублей с доставкой. Для дома – вполне достаточно. Все более дешевые модели — не самые удобные. Либо в использовании, либо в функциях. Предугадывая тему — «а я на смартфоне поставлю программу» отвечу — если Вам не жалко смартфон — ставьте. Видели бы Вы как дети бьют по часам в азарте — не говорили бы так.

Для тех кто прочитал мою предыдущую статью про то что хотят внедрить в школах – выполнить данные выше советы учитель начальной школы попросту не сможет. Класс слишком большой, сам учитель боится шахмат (в большинстве случаев), курс нелогичный и непоследовательный, множество фактических педагогических ошибок в подаваемом материале. Итог внедрения курса в школу – будет плачевный.

Ну а в дальнейшем я буду писать, как давать и в каком порядке фигуры. Как обучать детей шахматам в дальнейшем. Опишу типы заданий, способы их выполнения с примерами. Надеюсь Вам и Вашему ребенку данные советы будут полезны. Но главное помните – не пытайтесь воплотить в ребенке свои амбиции. Научите его жить и думать, это будет лучшим применением шахматам.

Если Вы все прочитали внимательно то милости просим к продолжению — Изучаем ладью (Часть 1)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *