Научно исследовательский семинар что это

Концепция научно-исследовательского семинара

Научно-исследовательский семинар рассматривается как основной компонент учебного плана магистерской программы, по отношению к которому «традиционные» учебные активности и материалы выполняют пропедевтическую функцию, а также функцию инфраструктуры, – «поставщиков»теоретических ресурсов.

Полученные на лекциях и семинарах знания, усвоенные понятия и концепции должны быть конвертированы в дискурсивные/коммуникативные практики, должны стать инструментом самостоятельной исследовательской деятельности. Существенную поддержку этому процессу конвертации и призван оказать научно-исследовательский семинар программы.

В рамках семинара планируется организовать интенсивное обсуждение актуальных идей, проблем и проектов в области современных визуальных исследований, а также собственных – как индивидуальных так и коллективных – исследовательских проектов студентов.

Семинар нацелен на развитие у студентов навыков совместной исследовательской работы, стимулирование исследовательской и публикационной активности.

Важная цель семинара – поспособствовать переосмыслению, «локализации» (большей адаптации к специфике российской визуальной культуры) и дальнейшему развитию поля визуальных исследований.

Задачи научно-исследовательского семинара :

Тематические направления семинара :

Методическая особенность семинара – его «кумулятивный» характер: результаты прошедших заседаний семинара образуют отправную точку и теоретический ресурс для дальнейшей работы. С этой целью планируется организовать систематическое документирование деятельности семинара в форме ведения протоколов и составления пакетов материалов (портфолио), используемых во время обсуждений. Часть этих материалов и протоколов будет размещаться для свободного доступа на интернет-сайте программы / отделения культурологии.

План работы научно-исследовательского семинара:

Работа семинара распространяется на весь период обучения. Участие в семинаре обязательно для всех студентов.

Деятельность семинара имеет тематические и методологические особенности в зависимости от периода обучения. Исследовательский семинар выполняет роль инфраструктуры, насыщенной дискуссионной среды, способствующей первичной тематической ориентации и динамичной интеграции студентов в современные исследовательские практики и контексты.

В первый год обучения основное внимание уделяется знакомству с актуальными темами, концепциями и текстами в области визуальных исследований. Преимущественными формами работы в этот период являются дискуссии, коллективные исследовательские мини-проекты и совместное интерпретативное чтение ключевых текстов специальности. Студенты конкретизируют свои исследовательские интересы, определяются с тематикой своего диссертационного проекта.

Во второй год обучения акцент ставится на индивидуальных проектах студентов, на подготовке их магистерских диссертаций. В рамках семинара каждый из студентов представляет и защищает свой исследовательский проект и затем, с установленной периодичностью, предоставляет публичный отчет о ходе исследований.

Кроме того, все время работы семинара сопровождается периодическими внеплановыми мероприятиями: мастер-классами, дискуссионными клубами, мини-конференциями.

Циклы приоритетных тематик и форм работы научно-исследовательского семинара:

Обсуждение современных тенденций в визуальной культуре визуальных исследованиях.

Определение тематики исследовательских проектов студентов; определение и обсуждение тем курсовых исследований.

Обсуждение ключевых текстов визуальных исследований. Работа над коллективными исследовательскими мини-проектами

Обсуждение хода работы студентов над их курсовыми исследовательскими проектами

Коллективная интерпретация текстов

Доклады, дискуссии, круглые столы

I модульII модульIII модульIV модуль
ТематикаЗнакомство с полем исследованийПредставление тем и методологии курсовых проектов
Формы работыКоллективная интерпретация и обсуждение базовых текстовДоклады, дискуссии, круглы столыПодготовка к защите/защита курсовых исследовательских проектов
Доклады и дискуссии

Доклады и дискуссии, выступления на круглом столе

Индивидуальная работа с научными руководителями, научные диспуты

Источник

Научно исследовательский семинар что это

Научно исследовательский семинар что это. Смотреть фото Научно исследовательский семинар что это. Смотреть картинку Научно исследовательский семинар что это. Картинка про Научно исследовательский семинар что это. Фото Научно исследовательский семинар что это

Важнейшими задачами подготовки выпускников магистратуры является расширение их теоретического кругозора и научной эрудиции, формирование научного мышления с целью адаптации к активной творческой работе и профессиональной деятельности. Основой подготовки выпускников магистратуры является научно-исследовательская работа, которая в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.68 – «Экономика» является обязательной и включает научно-исследовательскую работу в семестре, научно-исследовательскую практику, подготовку и защиту магистерской диссертации.

Целью научно-исследовательской работы в семестре является подготовка магистранта к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации, а также проведение научных исследований в составе творческого коллектива. Стандартами ФГОС ВПО предполагается подготовка магистрантов с использованием различных форм научно-исследовательской работы в течение всего времени обучения. По нашему мнению, основной из них является научно-исследовательский семинар, позволяющий выработать у магистрантов компетенции и навыки исследовательской работы, которые они смогут использовать при реализации индивидуальных и коллективных научно-исследовательских проектов, в том числе при подготовке магистерской диссертации [1].

Научно-исследовательские семинары дополняют обучающую часть учебной программы и придают большую гибкость образовательному процессу, делая его интерактивным, обеспечивая возможность преподавателям и магистрантам эффективно вести профессиональный диалог по актуальным проблемам. При реализации магистерской программы «Экономика фирмы и отраслевых рынков» по направлению «Экономика» в Ставропольском государственном аграрном университете проводятся профориентационные семинары, мастер-классы, редакторские семинары, гостевые лекции приглашенных ученых и специалистов-практиков, а также «библиотечные дни».

Профориентационные семинары позволяют студентам, обучающимся в магистратуре, познакомиться с наиболее актуальными и перспективными направлениями научных исследований в области экономики, определиться с тематикой исследовательской деятельности, познакомиться с особенностью функционирования различных организаций и перспективами дальнейшего трудоустройства по окончании обучения в магистратуре. На экономическом факультете в рамках проведения научно-исследовательских профориентационных семинаров состоялись встречи потенциальных руководителей магистерских диссертаций с магистрантами 1 года обучения, в рамках которых преподаватели кафедры предпринимательства и мировой экономики, экономики, экономической теории и прикладной экономики познакомили магистрантов с тематикой выпускных квалификационных работ.

Приглашенные специалисты-практики презентовали магистрантам различные направления деятельности организаций, познакомили с их организационной структурой, рассказали о современных проблемах функционирования бизнеса в условиях российского рынка.

Так, в ходе встречи магистрантов 2 года обучения с заместителем начальника экспертно-аналитического управления аппарата Правительства Ставропольского края О.П. Рожковым состоялось обсуждение избранной магистрантами тематики научных исследований, плана и программы исследований, полученных результатов, трудностей, с которыми столкнулись магистранты в процессе подготовки научно-исследовательской работы.

Научно исследовательский семинар что это. Смотреть фото Научно исследовательский семинар что это. Смотреть картинку Научно исследовательский семинар что это. Картинка про Научно исследовательский семинар что это. Фото Научно исследовательский семинар что это

Рис. 1. Руководитель магистерской программы проф. Н.В. Банникова проводит профориентационный семинар с магистрантами 1 года обучения

Научно исследовательский семинар что это. Смотреть фото Научно исследовательский семинар что это. Смотреть картинку Научно исследовательский семинар что это. Картинка про Научно исследовательский семинар что это. Фото Научно исследовательский семинар что это

Рис. 2. Встреча магистрантов 1 года обучения со специалистами-практиками в рамках проведения профориентационного семинара

По итогам обсуждения проведена корректировка индивидуальных планов научно-исследовательских работ магистрантов, уточнена тематика магистерских диссертаций.

Необходимой формой научно-исследовательских семинаров является семинар «Библиотечные дни», который проводится для студентов 1 года обучения. В ходе семинара руководитель магистерской программы знакомит магистрантов с работой научной библиотеки университета, библиотечными каталогами и особенностями поиска литературы по теме исследования, а также условиями доступа к первоисточникам, учебной, научной литературе ведущих издательств посредством использования возможностей Медиа-центра научной библиотеки Ставропольского государственного университета.

Редакторские научно-исследовательские семинары – это занятия, на которых магистранты участвуют в обсуждении научного редактирования исследовательских работ, изучают правила и технику оформления научного аппарата исследовательской работы, подготовки отзывов, аннотаций.

Так, на интерактивном занятии магистрантам предлагается подготовить отзыв на автореферат диссертации, научную статью. Научный руководитель дает сравнительную оценку представленным отзывам, указывает на слабые места в их оформлении и предлагает с учетом результатов анализа подготовить отзыв на статью магистрантов группы и представить его на обсуждение. В рамках проведения данного занятия преследуются различные цели: повышение теоретической подготовки магистрантов в области обоснования актуальности научных исследований, получение навыков публичной и научной речи, формироваться умения презентовать и отстаивать свою научную позицию по определенной экономической проблеме.

Научно исследовательский семинар что это. Смотреть фото Научно исследовательский семинар что это. Смотреть картинку Научно исследовательский семинар что это. Картинка про Научно исследовательский семинар что это. Фото Научно исследовательский семинар что это

Рис. 3. Обсуждение программы научных исследований магистрантов с заместителем начальника экспертно-аналитического управления аппарата Правительства Ставропольского края О.П. Рожковым

Научно исследовательский семинар что это. Смотреть фото Научно исследовательский семинар что это. Смотреть картинку Научно исследовательский семинар что это. Картинка про Научно исследовательский семинар что это. Фото Научно исследовательский семинар что это

Рис. 4. Редакторский научно-исследовательский семинар по изучению техники оформления магистерской диссертации

Научно исследовательский семинар что это. Смотреть фото Научно исследовательский семинар что это. Смотреть картинку Научно исследовательский семинар что это. Картинка про Научно исследовательский семинар что это. Фото Научно исследовательский семинар что это

Рис. 5. Выступление магистранта 1 года обучения Ходорич Евгении с докладом на тему «Гипотеза: сущность и виды»

Одной из форм научно-исследовательских семинаров является семинар-дискуссия, проводимый в форме группового обсуждения рекомендуемой литературы по заданному кругу вопросов, предложенных преподавателем кейс-материалов, лекций и т.д. Так, в форме групповых дискуссий магистрантами 1 года обучения были проанализированы следующие темы научных исследований: «Методические подходы к разработке стратегии развития организации», «Формирование и развитие корпоративной предпринимательской среды», «Малый бизнес: формирование, эффективность и пути развития», «Основные направления формирования системы риск-менеджмента организации», «Экономические проблемы формирования и функционирования интегрированных структур в АПК».

Обсужден план научно-исследовательской работы по каждой из них с уточнением конкретных объектов и предметов исследования, обоснованы научные гипотезы.

Кроме того, магистранты программы «Экономика фирмы и отраслевых рынков» по направлению «Экономика» приняли активное участие в ставших традиционными на экономическом факультете аспирантских чтениях, научно-практических конференциях, мастер-классах ученых и специалистов-практиков.

Таким образом, научно-исследовательские семинары ориентированы на развитие у магистрантов исследовательских компетенций и соответствующих им практических навыков. Они являются обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки магистрантов экономического профиля в Ставропольском государственном аграрном университете и входят в число основных задач научно-педагогического коллектива факультета, решаемых на основе единства учебного и научного процессов.

Рецензенты:

Скляров И.Ю., д.э.н., профессор кафедры статистики и аудита, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь;

Таранова И.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории, экономических дисциплин и учета, Институт Дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь.

Источник

Концепция научно-исследовательского семинара

Одним из существенных недостатков существующих в настоящее время магистерских программ выступает их традиционный, преимущественно обучающий характер с неразвитой исследовательской составляющей. Недостаточно усилий предпринимается для выработки у студентов исследовательских компетенций и соответствующих практических навыков. Другой недостаток заключается в том, что подготовка студентами магистерских диссертаций начинается слишком поздно, что негативно отражается на уровне и содержании этих диссертаций.

В силу этих причин развитие исследовательской компоненты становится одним из основных принципов совершенствования магистерских программ в НИУ-ВШЭ. Более половины учебных часов в новой модели магистерской программы отводится на разные формы научно-исследовательской работы студентов. Основной формой организации этой работы выступает научно-исследовательский семинар (НИС), организуемый на каждой из магистерских программ.

Цель и задачи семинара

Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации Магистерской программы «Электронный бизнес».

Конечная задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества, помочь освоить методологию, технологию и инструментарий научно-исследовательской деятельности, а также рассказать о современных тенденциях развития технологий в области электронного бизнеса.

Порядок организации семинара

Научно-исследовательский семинар проводится в течение 1-4 модулей первого года обучения и 1-3 модулей второго года обучения. На протяжении всего этого периода он включает еженедельные аудиторные занятия по утвержденному расписанию и самостоятельную работу студентов. Часы НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия в соответствии с порядком, установленным в НИУ-ВШЭ.

Работа в научно-исследовательском семинаре является для студента обязательной. При этом он вправе посещать научно-исследовательские семинары других кафедр на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов.

Формы работы на семинаре

Работа НИС формируется на пересечении двух циклов деятельности:

С самого начала научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой ее подготовки в рамках первого года обучения является написание курсовой работы. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть. Цикл подготовки магистерской диссертации является основным, под него подстраивается цикл организационных форм научно-исследовательского семинара, который по существу является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла. Структура организационных форм НИС построена на основе двухфазного принципа, предполагающего постоянное чередование:


Схема организации семинара

Общая схема организации НИС представлена в таблице. Реализация отдельных форм не обязательно полностью совпадает с границами соответствующих модулей, однако приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.

Таблица. Циклы подготовки магистерской диссертации и форм научно-исследовательского семинара

I модульII модульIII модульIV модуль
ТематикаВыбор темы и разработка плана магистерской диссертацииОбсуждение хода исследованийОбсуждение хода исследованийПредзащита магистерской диссертации
Формы работыМастер-классыДоклады и дискуссии, выступления на круглом столе

Подготовка научно-аналитического обзора по тематике курсовой работы.

Подготовка и обсуждение проекта курсовой работы

I год обученияМодули
IIIIIIIV
Подготовка магистерской диссертацииВыбор темы и построение общего плана курсовой работыВыполнение курсовой работы Проведение исследований, связанных с оценкой полученных результатовОбсуждение курсовой работы
Формы НИСПрофориентационные лекции преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнесаСеминары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса. Занятия по написанию научно-аналитических обзоров.Занятия по выполнению курсовой работы и документированию проекта. Занятия по оценке проектовСеминары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса
II год обученияМодули
IIIIIIIV
Подготовка магистерской диссертацииВыбор темы и построение общего плана магистерской диссертацииОбсуждение программы исследований и плана-проспекта магистерской диссертацииВыполнение магистерского исследования. Проведение исследований, связанных с оценкой полученных результатовВыполнение магистерского исследования. Подготовка текста магистерской диссертации. Предзащита магистерской диссертации
Формы НИСПрофориентационные лекции преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнесаСеминар по написанию академических работ с участием преподавателей кафедрыЗанятия по организации и проведению исследований. Семинары по написанию и оформлению научно-исследовательских работ Семинары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса

В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, проводимых преподавателями кафедры и экспертами сферы электронного бизнеса, которые делятся опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и с частью полученных результатов, формулируют задачи, которые могут лечь в основу тематики курсовых работ.

Акцент делается на определении актуальных областей исследований по проблематике электронного бизнеса. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы к концу второго модуля. Тематика курсовых работ связана с поиском предпринимательской идеи в сфере электронного бизнеса и разработкой подробного бизнес-плана реализации этой идеи.

На этом этапе студент должен окончательно определиться с тематикой и структурой курсовой работы. К концу 2-го модуля студент обязан выбрать тему и руководителя, а также представить проект курсовой работы, чтобы быть допущенным к дальнейшему участию в семинаре.

В ходе третьего модуля студенты приступают к написанию курсовой работы, включающей в обязательном порядке аналитическое исследование на основе обзора имеющейся специальной академической и аналитической литературы, электронных источников информации, в том числе имеющихся статистических и аналитических баз данных. При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и методам исследования. Основным результатом должен стать аналитический обзор. Также проводятся занятия по документированию выполняемого проекта, исследованию и оценке полученных результатов. Результатом является разработанный бизнес-план реализации проекта.

В течение четвертого модуля студенты готовят презентации выполненных работ, проводится обсуждение разработанных бизнес-планов, по результатам обсуждения студенты проводят коррекцию и завершают написание курсовой работы. В этот период семинар работает в режиме консультаций, основная цель – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к окончательному виду.

Структура НИС второго года обучения в значительной мере повторяет структуру первого года и ориентирована на написание магистерской диссертации.

В первом модуле проводится второй цикл профориентационных лекций преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса, а также рассматриваются требования к магистерской диссертации и ее общая структура. Это позволяет студентам определиться с темой и объемом исследований будущей магистерской диссертации. Выбор темы и руководителя должен быть сделан в течение первого месяца. В конце модуля проводится обсуждение представляемых студентами развернутых планов диссертационной работы. Если к концу модуля студент не представил развернутого плана диссертации, то он имеет 2 недели во втором модуле для того, чтобы его представить.

В ходе второго модуля происходит формулирование целей и задач исследования, подготовка программы исследований, определение требований к результатам исследований, формирование структуры магистерской диссертации, подготовка плана-проспекта магистерской диссертации общим объемом не более 10 стр. Результаты обсуждаются в форме презентации на научно-исследовательском семинаре.

Основной задачей работы студента в течение третьего модуля является работа над диссертацией, основную часть которой составляют формирование гипотезы и параметров исследования, сбор данных и проведение аналитических исследований. Важной часть работы является выбор, а некоторых случаях создание программного инструментария для проведения обработки данных. В это время преподавателями кафедры проводятся занятия и консультации по организации и проведению исследований, использованию существующих информационно-аналитических источников, использованию и созданию исследовательского программного инструментария.

В четвертом модуле студенты завершают работу над магистерской диссертацией, пишут первоначальный текст магистерской диссертации, готовят презентацию для предзащиты диссертации. Предзащита диссертации проводится на семинаре с участием преподавателей кафедры и экспертов-практиков.

Во всех обсуждениях, помимо преподавателей и докладчиков, активное участие должны принимать все студенты.

Отчетность студентов по семинару

В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.

Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из следующих оценок

1) текстов, в которых отражены разные этапы работы над курсовой и магистерской диссертацией

2) презентаций курсовой работы в 4-м модуле и магистерской диссертации в 4-м модуле

3) оценки участия студента в коллективных обсуждениях.

За 1-й год обучения студент обязан представить следующие материалы:

За 2-й год обучения студент обязан представить следующие материалы:

Эти тексты должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара.

Назначается руководитель научно-исследовательского семинара из числа ведущих профессоров. Руководитель осуществляет общую координацию деятельности по организации и проведению НИС. Руководитель формирует и возглавляет Совет НИС из числа ведущих преподавателей кафедры. Совет НИС разрабатывает программу НИС, утверждает состав приглашаемых преподавателей и практиков, контролирует содержательное наполнение данного семинара и утверждает итоговые оценки студентам за работу в семинаре по представлению руководителя семинара.

Общая ответственность за проведение семинара возлагается на руководителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *