Научно исследовательский семинар что это
Концепция научно-исследовательского семинара
Научно-исследовательский семинар рассматривается как основной компонент учебного плана магистерской программы, по отношению к которому «традиционные» учебные активности и материалы выполняют пропедевтическую функцию, а также функцию инфраструктуры, – «поставщиков»теоретических ресурсов.
Полученные на лекциях и семинарах знания, усвоенные понятия и концепции должны быть конвертированы в дискурсивные/коммуникативные практики, должны стать инструментом самостоятельной исследовательской деятельности. Существенную поддержку этому процессу конвертации и призван оказать научно-исследовательский семинар программы.
В рамках семинара планируется организовать интенсивное обсуждение актуальных идей, проблем и проектов в области современных визуальных исследований, а также собственных – как индивидуальных так и коллективных – исследовательских проектов студентов.
Семинар нацелен на развитие у студентов навыков совместной исследовательской работы, стимулирование исследовательской и публикационной активности.
Важная цель семинара – поспособствовать переосмыслению, «локализации» (большей адаптации к специфике российской визуальной культуры) и дальнейшему развитию поля визуальных исследований.
Задачи научно-исследовательского семинара :
Тематические направления семинара :
Методическая особенность семинара – его «кумулятивный» характер: результаты прошедших заседаний семинара образуют отправную точку и теоретический ресурс для дальнейшей работы. С этой целью планируется организовать систематическое документирование деятельности семинара в форме ведения протоколов и составления пакетов материалов (портфолио), используемых во время обсуждений. Часть этих материалов и протоколов будет размещаться для свободного доступа на интернет-сайте программы / отделения культурологии.
План работы научно-исследовательского семинара:
Работа семинара распространяется на весь период обучения. Участие в семинаре обязательно для всех студентов.
Деятельность семинара имеет тематические и методологические особенности в зависимости от периода обучения. Исследовательский семинар выполняет роль инфраструктуры, насыщенной дискуссионной среды, способствующей первичной тематической ориентации и динамичной интеграции студентов в современные исследовательские практики и контексты.
В первый год обучения основное внимание уделяется знакомству с актуальными темами, концепциями и текстами в области визуальных исследований. Преимущественными формами работы в этот период являются дискуссии, коллективные исследовательские мини-проекты и совместное интерпретативное чтение ключевых текстов специальности. Студенты конкретизируют свои исследовательские интересы, определяются с тематикой своего диссертационного проекта.
Во второй год обучения акцент ставится на индивидуальных проектах студентов, на подготовке их магистерских диссертаций. В рамках семинара каждый из студентов представляет и защищает свой исследовательский проект и затем, с установленной периодичностью, предоставляет публичный отчет о ходе исследований.
Кроме того, все время работы семинара сопровождается периодическими внеплановыми мероприятиями: мастер-классами, дискуссионными клубами, мини-конференциями.
Циклы приоритетных тематик и форм работы научно-исследовательского семинара:
I модуль | II модуль | III модуль | IV модуль |
---|---|---|---|
Тематика | Знакомство с полем исследований | Представление тем и методологии курсовых проектов | |
Формы работы | Коллективная интерпретация и обсуждение базовых текстов | Доклады, дискуссии, круглы столы | Подготовка к защите/защита курсовых исследовательских проектов Доклады и дискуссии |
I модуль | II модуль | III модуль | IV модуль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тематика | Выбор темы и разработка плана магистерской диссертации | Обсуждение хода исследований | Обсуждение хода исследований | Предзащита магистерской диссертации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы работы | Мастер-классы | Доклады и дискуссии, выступления на круглом столе |
I год обучения | Модули | |||
I | II | III | IV | |
Подготовка магистерской диссертации | Выбор темы и построение общего плана курсовой работы | Выполнение курсовой работы Проведение исследований, связанных с оценкой полученных результатов | Обсуждение курсовой работы | |
Формы НИС | Профориентационные лекции преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса | Семинары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса. Занятия по написанию научно-аналитических обзоров. | Занятия по выполнению курсовой работы и документированию проекта. Занятия по оценке проектов | Семинары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса |
II год обучения | Модули | |||
I | II | III | IV | |
Подготовка магистерской диссертации | Выбор темы и построение общего плана магистерской диссертации | Обсуждение программы исследований и плана-проспекта магистерской диссертации | Выполнение магистерского исследования. Проведение исследований, связанных с оценкой полученных результатов | Выполнение магистерского исследования. Подготовка текста магистерской диссертации. Предзащита магистерской диссертации |
Формы НИС | Профориентационные лекции преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса | Семинар по написанию академических работ с участием преподавателей кафедры | Занятия по организации и проведению исследований. Семинары по написанию и оформлению научно-исследовательских работ Семинары с участием преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса |
В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, проводимых преподавателями кафедры и экспертами сферы электронного бизнеса, которые делятся опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и с частью полученных результатов, формулируют задачи, которые могут лечь в основу тематики курсовых работ.
Акцент делается на определении актуальных областей исследований по проблематике электронного бизнеса. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы к концу второго модуля. Тематика курсовых работ связана с поиском предпринимательской идеи в сфере электронного бизнеса и разработкой подробного бизнес-плана реализации этой идеи.
На этом этапе студент должен окончательно определиться с тематикой и структурой курсовой работы. К концу 2-го модуля студент обязан выбрать тему и руководителя, а также представить проект курсовой работы, чтобы быть допущенным к дальнейшему участию в семинаре.
В ходе третьего модуля студенты приступают к написанию курсовой работы, включающей в обязательном порядке аналитическое исследование на основе обзора имеющейся специальной академической и аналитической литературы, электронных источников информации, в том числе имеющихся статистических и аналитических баз данных. При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и методам исследования. Основным результатом должен стать аналитический обзор. Также проводятся занятия по документированию выполняемого проекта, исследованию и оценке полученных результатов. Результатом является разработанный бизнес-план реализации проекта.
В течение четвертого модуля студенты готовят презентации выполненных работ, проводится обсуждение разработанных бизнес-планов, по результатам обсуждения студенты проводят коррекцию и завершают написание курсовой работы. В этот период семинар работает в режиме консультаций, основная цель – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к окончательному виду.
Структура НИС второго года обучения в значительной мере повторяет структуру первого года и ориентирована на написание магистерской диссертации.
В первом модуле проводится второй цикл профориентационных лекций преподавателей кафедры и экспертов сферы электронного бизнеса, а также рассматриваются требования к магистерской диссертации и ее общая структура. Это позволяет студентам определиться с темой и объемом исследований будущей магистерской диссертации. Выбор темы и руководителя должен быть сделан в течение первого месяца. В конце модуля проводится обсуждение представляемых студентами развернутых планов диссертационной работы. Если к концу модуля студент не представил развернутого плана диссертации, то он имеет 2 недели во втором модуле для того, чтобы его представить.
В ходе второго модуля происходит формулирование целей и задач исследования, подготовка программы исследований, определение требований к результатам исследований, формирование структуры магистерской диссертации, подготовка плана-проспекта магистерской диссертации общим объемом не более 10 стр. Результаты обсуждаются в форме презентации на научно-исследовательском семинаре.
Основной задачей работы студента в течение третьего модуля является работа над диссертацией, основную часть которой составляют формирование гипотезы и параметров исследования, сбор данных и проведение аналитических исследований. Важной часть работы является выбор, а некоторых случаях создание программного инструментария для проведения обработки данных. В это время преподавателями кафедры проводятся занятия и консультации по организации и проведению исследований, использованию существующих информационно-аналитических источников, использованию и созданию исследовательского программного инструментария.
В четвертом модуле студенты завершают работу над магистерской диссертацией, пишут первоначальный текст магистерской диссертации, готовят презентацию для предзащиты диссертации. Предзащита диссертации проводится на семинаре с участием преподавателей кафедры и экспертов-практиков.
Во всех обсуждениях, помимо преподавателей и докладчиков, активное участие должны принимать все студенты.
Отчетность студентов по семинару
В качестве рубежного контроля предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.
Оценка студента за научно-исследовательский семинар формируется из следующих оценок
1) текстов, в которых отражены разные этапы работы над курсовой и магистерской диссертацией
2) презентаций курсовой работы в 4-м модуле и магистерской диссертации в 4-м модуле
3) оценки участия студента в коллективных обсуждениях.
За 1-й год обучения студент обязан представить следующие материалы:
За 2-й год обучения студент обязан представить следующие материалы:
Эти тексты должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе студенты готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара.
Назначается руководитель научно-исследовательского семинара из числа ведущих профессоров. Руководитель осуществляет общую координацию деятельности по организации и проведению НИС. Руководитель формирует и возглавляет Совет НИС из числа ведущих преподавателей кафедры. Совет НИС разрабатывает программу НИС, утверждает состав приглашаемых преподавателей и практиков, контролирует содержательное наполнение данного семинара и утверждает итоговые оценки студентам за работу в семинаре по представлению руководителя семинара.
Общая ответственность за проведение семинара возлагается на руководителя.
- Как понять что дробь правильная и неправильная
- Как доказать что параллельные прямые лежат в одной плоскости