Научное инженерное творчество что это
48. Инженерное творчество и его особенности
48. Инженерное творчество и его особенности
Инженерное творчество – постановка и решение задач, связанных с созданием, проектированием, испытанием, доводкой, транспортировкой, эксплуатацией, ремонтом и утилизацией технических систем, их элементов, конструкционных материалов и технологий, которые отличаются более высоким техническим уровнем и конкурентоспособностью.
Тремя составными частями инженерного творчества являются:
— законы развития техники;
— методы принятия решений.
Системный подход как методология изучения объекта состоит в том, что его недопустимо рассматривать без учета всей его полноты и сложности строения, целостности, взаимодействия и взаимообусловленности всех составляемых элементов между собой и со средой, из которой этот объект (система) выделен. В сложности строения рождается новое качество, которое отсутствовало у элементов, ее составляющих. Сущность системного подхода и проста, и сложна. И ультрасовременная и древняя, как мир, ибо уходит корнями к истокам человеческой цивилизации.
Законы развития техники должны быть основой и мощным ускорителем ее развития.
Методы принятия решений необходимы для поиска решений все более усложняющихся технических задач. Овладеть разнообразным инструментарием мыслительного процесса для интенсификации творческой деятельности это настоятельная задача инженера. В целом речь идет о повышении общей культуры мышления, творчества в наши дни.
Существует два понятия «принятие решения», а именно:
— философское (общее), затрагивающее глубинные мыслительные процессы в познании мира;
— прагматическое (конкретное), описывающее методологию решения инженерных задач.
Принятие решения рассматривается как процесс, состоящий условно по меньшей мере из четырех этапов.
Часто исследование потребности протекает медленно, часто бессознательно, а то и подспудно. Исследование потребности заканчивается постановкой задачи на разработку нового решения, на преодоление вскрытого основного противоречия.
Деятельность инженера должна опираться на творчество особенно в наше время. Недостаточно узкой специальной подготовки для полноценной научной и инженерной деятельности. Непрерывно обновляющееся многообразие мира техники неразрывная связь не только с естественными, но и социальными проблемами с межотраслевыми задачами требуют от специалиста основательной методологической подготовки, укрепления своих мировоззренческих позиции и совершенствования творческого арсенала.
Известным изобретателем разработаны теория и алгоритм решения изобретательских задач (ТРИЗ и АРИЗ).
В основе ТРИЗ лежит представление о закономерном развитии технических систем, а также патентный фонд, содержащий описание многих миллионов изобретений, справочный фонд физических эффектов и явлений. На базе ТРИЗ создан ряд алгоритмов решения изобретательских задач как альтернатива малоэффективному и неперспективному старому способу «проб и ошибок» и другим методам.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является в настоящее время единственной методологией поиска новых решений, дающей стабильные положительные результаты, доступной для массового изучения и использования в производственных условиях. Так считают многие сторонники и последователи разработавшие «изобретающую машину».
Теоретическим фундаментом ТРИЗ, наряду с законами развития технических систем, является анализ и обработка больших массивов патентной информации. В качестве ключевых понятий в ТРИЗ выступают:
— изобретательская ситуация (описание технической системы с указанием на тот либо иной недостаток);
— техническое противоречие. Это понятие основывается на том, что поскольку техническая система представляет собой целостный «организм» (систему), то попытки улучшения одной ее части (функции, свойства) приводят к неминуемому ухудшению других частей.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Инженерное творчество
Многолетний опыт преподавания курса НИРС Принципы инженерного творчества привел автора настоящей статьи к мысли о том, что процесс обучения невозможен без проведения в его рамках психодиагностических исследований. [4]
Многолетний опыт преподавания курса НИРС Принципы инженерного творчества привели авторов настоящего доклада к мысли о том, что процессы обучения, перестройки обучения применительно к современным условиям, без проведения в их рамках психодиагностических исследований, невозможен. [5]
Значимость психологического аспекта содержания и обучения основам инженерного творчества обусловлена, на наш взгляд, следующими особенностями курса: сущностью инженерной деятельности, процесса творчества, психологией личности и деятельности. [7]
Ответ о соотношении понятий инженерной деятельности и инженерного творчества на первый взгляд представляется простым: инженерная деятельность включает в себя инженерное творчество. [8]
В уже упоминавшемся учебном пособии А. И. Половинкина Основы инженерного творчества [41] инженерные задачи подразделяются на творческие и рутинные. [9]
Еще при его жизни и с его благословения в рамках курса НИРС Принципы инженерного творчества ( ФТТ, МТ) были начаты исследования социально-психологических и интеллектуальных особенностей и способностей студенческой молодежи нашего вуза. [14]
Завершая знакомство с обзором особенностей активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении курсов Принципы инженерного творчества или ТРИЗ, заинтересованный читатель резонно может задать вопрос: А что же положительного, позитивного в данной методике организации самостоятельной работы, ведь автор чаще всего говорит о трудностях и недостатках. [15]
Понятие инженерного творчества, его роль в технознании
Поскольку техническое знание ближе всего естественнонаучному, то его специфику легче всего усмотреть на основе их сравнения. Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой, люди могли делать, и делали устройства не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивались от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой «автономии» наука и техника соединяются в XVIII веке в начале научной революции. Однако лишь к XIX в. это единство приносит первые плоды; в XX в. наука стала главным источником новых видов техники и технологий.
Выделяются следующие подходы к рассмотрению соотношения науки и техники:
(1) техника рассматривается как прикладная наука – линейная модель (до сер. ХХ в.);
(2) процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы (эволюционная модель);
(3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов (техника «ведет» науку);
Наиболее взвешенный подход: до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. В настоящее время происходит «сциентизация техники» и «технизация науки».
В целом складывается следующая классификация наук: гуманитарные, естественные, математические, технические.
Технические науки так или иначе связаны со всеми, но наиболее близки естественным, и в первую очередь, физическим. Технические и естественные науки имеют одну и ту же предметную область инструментально измеримых явлений. Хотя они могут исследовать одни и те же объекты, но проводят исследование этих объектов различным образом. Сравним разные точки зрения на соотношение технических и естественных наук:
1.Технические науки тесно связаны с естественными и могут рассматриваться в качестве прикладных по отношению к последним. Тогда выделяется следующая последовательность исследований: теоретические (фундаментальные) – прикладные – исследования-разработки (переводящие результаты прикладных наук в форму технологических процессов и конструкций). Технические знания могут тяготеть как в сторону теоретических знаний, так и в сторону разработок (Алексеев И.С.).
2. Техническое знание существенно отличается от естественнонаучного, так как оно всегда связано с «целевой направленностью» технических объектов: технический объект является не естественным, а искусственным, созданным для определенной цели, его строение и функционирование служит этой цели (Л.И.Иванов; В.В.Чешев). Задача различных разделов естествознания (физика, химия, биология) – получить информацию о свойствах, причинных связей, структурных образований и законах движения материальных объектов. Структура же технических устройств и их функции должны быть известны до их реализации в виде материальных объектов. Рост технических знаний заключается в расширении конструктивных возможностей человека, техническое творчество в отличие от научного состоит не в открытии того, что существует, а в конструировании того, чего еще не было
В целом, соединяя разные точки зрения можно констатировать факт, что физический эксперимент часто имеет инженерный характер, а современная инженерная деятельность была в значительной степени видоизменена под влиянием развитого в науке Нового времени мысленного эксперимента. Физические науки открыты для применения в инженерии, а технические устройства могут быть использованы для экспериментов в физике. Характерной особенностью технических знаний является то, что они связаны с процессом интеллектуального конструирования, обслуживают нужды материальной конструктивной деятельности человека, выявляя методы решения конструктивных задач, приемы, процедуры создания технических объектов.
систематическая организация знаний,
выделение классов фундаментальных и прикладных исследований.
опора на эксперимент
построение математизированных теорий
Поэтому наряду с естественнонаучными теориями ныне существует и техническая теория, которая не только объясняет реальность, но и способствует ее созданию, расширению бытия за счет нового технического мира. В сферу технической теории входит: прогнозирование развития техники и связанных с ней наук; научные законы, технические правила и нормы. Но техническая теория отличается от физической тем, что не может использовать идеализацию, в той степени, как это делается в физике. Таким образом, техническая теория имеет дело с более сложной реальностью, поскольку не может не учитывать сложное взаимодействие физических факторов, имеющих место в машине. Техническая теория является менее абстрактной и идеализированной, она более тесно связана с реальным миром инженерии.
Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование технических систем. Научные знания и законы, полученные естественнонаучной теорией, требуют еще длительной «доводки» для применения их к решению практических инженерных задач, в чем и состоит одна из функций технической теории.
ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Смотреть что такое «ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО» в других словарях:
Скоблик, Александр Иванович — (р. 24.05.1947) спец. по филос. и методологии науки, теории познания; канд. филос. наук, доц. Род. в Симферополе Крымской обл. Окончил ф т кибернетики Моск. инж. физ. ин та (1977), асп. кафедры филос. Моск. гос. пед. ин та им. В.ИЛенина (1985). С … Большая биографическая энциклопедия
инженерия — и; ж. 1. Устар. Инженерное творчество, инженерное дело. Увлекаться инженерией. 2. Спец. Создание новых биологических сущностей. Генная и. Клеточная и. 3. собир. = Инженерство (2 зн.). На совещании собралась вся и … Энциклопедический словарь
инженерия — и; ж. 1) устар. Инженерное творчество, инженерное дело. Увлекаться инженерией. 2) спец. Создание новых биологических сущностей. Генная инжене/рия. Клеточная инжене/рия. 3) собир. = инженерство 2) На совещании собралась вся инжене/рия … Словарь многих выражений
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — филос. дисциплина, исследующая природу, специфику, характеристики технического знания, эволюцию техники как сферы человеческой деятельности, а также роль и влияние техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества. Термин Ф … Философская энциклопедия
философия техники — ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ философская дисциплина, сложившаяся во второй половине 19 в. и стремящаяся осмыслить природу техники и оценить ее последствия для культуры. Первоначально философские вопросы о технике ставили крупные инженеры, такие как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Гулыга, Владимир Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гулыга. Владимир Иванович Гулыга … Википедия
ИННОВАЦИЯ — (нововведение) – процесс создания, освоения и практической реализации научно технических достижений. Процесс инновации обычно включает следующие фазы: фундаментальные исследования, приводящие к научным открытиям; прикладные научные исследования… … Философия науки и техники: тематический словарь
Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия
Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия
Достоевский, Фёдор Михайлович — Запрос «Достоевский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Фёдор Достоевский … Википедия