Научный работник и научный сотрудник в чем разница
Научный работник и научный сотрудник в чем разница
Об особенностях регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей см. гл. 52.1 ТК РФ.
Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников
1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
Должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 443-ФЗ)
По вопросу, касающемуся порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, см. Приказ Минобрнауки России от 27.05.2015 N 538.
Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Государственная система научной аттестации предусматривает присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора, установленных настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.05.2016 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Указанная номенклатура является обязательной для всех ученых степеней, присуждаемых в рамках государственной системы научной аттестации.
(абзац введен Федеральным законом от 23.05.2016 N 148-ФЗ)
Ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по результатам публичной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
(абзац введен Федеральным законом от 23.05.2016 N 148-ФЗ)
(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Порядок присвоения ученых званий доцента и профессора, в том числе критерии присвоения ученых званий, требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий, основания и порядок лишения, восстановления ученых званий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Присвоение ученых званий доцента и профессора и утверждение форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
3. Присуждение ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук, присвоение ученого звания подтверждаются соответственно дипломом кандидата наук, дипломом доктора наук, аттестатом о присвоении соответствующего ученого звания. Формы дипломов об ученых степенях, аттестата о присвоении ученого звания, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.05.2016 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, если иное не установлено настоящей статьей, в установленном порядке по ходатайствам образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций выдает разрешения на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определяет и изменяет составы этих советов, устанавливает полномочия этих советов, определяет перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, а также осуществляет контроль за деятельностью этих советов, приостанавливает, возобновляет и прекращает деятельность этих советов.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 198-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.05.2016 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, если иное не установлено настоящей статьей.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 198-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 168-ФЗ)
3.1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, а также научные организации и образовательные организации высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе которые вправе разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, самостоятельно устанавливаемые требования, либо являются национальными исследовательскими центрами, либо имеют статус государственного научного центра, либо в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», в соответствии с требованиями настоящего пункта вправе самостоятельно:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ (ред. 30.04.2021))
(см. текст в предыдущей редакции)
создавать на своей базе советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определять и изменять составы этих советов, устанавливать полномочия этих советов, определять перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, осуществлять контроль за деятельностью этих советов, приостанавливать, возобновлять и прекращать деятельность этих советов;
устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций;
утверждать положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи.
Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, присуждаемых в соответствии с настоящим пунктом, а также требования к научной квалификации членов советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, создаваемых в соответствии с настоящим пунктом, не могут быть ниже аналогичных критериев и требований, установленных в соответствии с пунктом 2.1 и абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи.
Указанные в настоящем пункте организации представляют в федеральную информационную систему государственной научной аттестации, предусмотренную статьей 6.4 настоящего Федерального закона, информацию о локальных нормативных актах организаций, касающихся присуждения ученых степеней, о советах по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, о присуждении, лишении, восстановлении ученых степеней.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, устанавливает состав информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в документах об ученых степенях, присуждаемых в соответствии с требованиями настоящего пункта.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 23.05.2016 N 148-ФЗ)
4. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
О предоставления молодым ученым социальных выплат на приобретение жилых помещений см. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050..
О предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков научным работникам, имеющим ученую степень, см. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 949.
6. Научный работник имеет право на:
признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);
доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
дополнительное профессиональное образование.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
8. Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
НАУЧНЫЕ РАБЫ
Научные сотрудники или научные рабы?
Порой даже многие ученые не задумываются о том, есть ли разница между терминами «научный сотрудник» и «научный работник». В повседневном общении мы используем эти обозначения, как синонимы. Среди научных должностей специалистов в иерархии российских НИИ и вузов следует выделить такие, как:
Согласно ст. 4. Федерального закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации.
Однако на практике российские «труженники науки», как и многомиллионое население этой страны, а также трудовые мигранты, по факту являются не субъектами трудового права, а обычными рабами. То есть деклассированными элементами, не включенными напрямую в неокорпоративную систему распределения природной ренты или «распила бюджета». Именно за счет их рабского труда чиновники, руководители организаций и предприятий, а также «управлецы» прочих мастей с портретом Путине в кабинете, могут получать сверхприбыли.
Нищенские зарплаты, «грантовая дедовщина», невозможность карьерного роста из-за ограниченного финансирования ставок старших и ведущих научных сотрудников — таков реальный мир «рабочих лошадок» научных лабораторий и исследовательских центров. Если штат научно-исследовательских институтов за последние 10 лет вырос во многие разы. Но несмотря на нужду в рабочих местах для квалифицированных ученых институтам дают деньги только для создания низших ставок для рабов, младших научных сотрудников. Сейчас, из-за финансовых ограничений налагаемых правительством на НИИ, карьерный рост в науке для молодых ученых невозможен. Таким образом, сознательная бюджетная политика «Корпорации Россия» направлена на сокращение рабочих мест для квалифицированных ученых, вынуждая всех молодых ученых быть рабами НИИ и вузов.
ВУЗовское рабство
Не лучше дела обстоят и у вузовских преподавателей. Так, осенью 2013 года на многих новостных сайтах была опубликована информация о рабских условиях трудовых договоров для профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского государственного университета. Ректор и его команда, чьи доходы СПбГУ заметно и существенно отличаются от нищенских зарплат обычных преподавателей, придумали следующие условия для дополнительных соглашений к временным трудовым контрактам:
Вы думаете, после публикаций в ректорате этого устыдились? Нет, они этим гордятся! Как следует из ответа начальника Управления кадров Морозовой Светланы Васильевны, данного в «Виртуальнной приемной» Санкт-Петербургского государственного университета, руководство СПбГУ приводит в пример другой вуз, усиленно лоббирующий за бюрократизацию и развал российского среднего и высшего образования:
О трактовке п. 4.2.13 Трудового договора
Вопрос: Ранее я никогда не встречался с такими формулировками в трудовых договорах или дополнительных соглашениях (с указанием пункта 4.2.13. «Без поручения работодателя не выступать публично от имени СПбГУ и в качестве работника СПбГУ, в том числе, не давать комментариев, оценов, интервью, не предоставлять экспертных заключений» ). Скажите, пожалуйста, существуют ли подобные пункты в трудовых договорах, по которым работают в других вузах России? Или это ноу-хау СПбГУ?
Ответ начальника Управления кадров Морозовой Светланы Васильевны: Подобные требования не являются «ноу-хау СПбГУ». Так, например, в Правилах внутреннего распорядка НИУ ВШЭ, утвержденных приказом НИУ ВШЭ от 28.01.2013 №6.18.1-01/2801-06, в подпунктах «м»-«о» пункта 2.2.3 содержатся следующие обязанности работников университета:
«м) не распространять сведения, порочащие деловую репутацию НИУ ВШЭ, должностных лиц НИУ ВШЭ, в том числе, в средствах массовой информации;
н) не допускать использования наименования, символики, товарного знака НИУ ВШЭ без разрешения уполномоченных органов (должностных лиц) университета, в том числе в коммерческих и (или) политических целях;
о) не выступать публично и не делать заявления от имени университета (факультета, института, иного структурного подразделения НИУ ВШЭ) без соответствующего разрешения уполномоченных органов (должностных лиц) университета; «.
Особенность положения преподавателей российских вузов вполне можно без всяких оговорок назвать «научным рабством». К сожалению, малое число научных сотрудников и преподавателей России осознают, что живут в условиях настоящего научного рабства. И еще меньше желает с теми, кто это рабство организовал, поддерживает и пользуется им, бороться. Ждут терпеливо, как это и свойственно россиянам, когда сами оккупанты сдохнут естественной смертью…
Плюсы и минусы профессии научного работника
«Научный работник» – одна из наиболее емких по количеству своих вариаций профессия. Данная специальность может применяться в любой области знаний.
Для того чтобы посвятить свою жизнь науке, от человека требуется длительная подготовка и наличие аналитического склада ума. Перед тем как сделать выбор профессионального пути в этом направлении, следует предварительно изучить все достоинства и недостатки профессии для максимально осознанного принятия решения.
Научный работник – это лицо, имеющее необходимое образование и квалификацию для того, чтобы профессионально заниматься наукой. Должность предусмотрена в научно-исследовательских институтах, а также в прочих организациях, осуществляющих научные разработки. Нередко люди данной профессии осуществляют педагогическую деятельность в вузе. При этом их основная занятость – это исследовательская работа.
Требования к научному работнику
В квалификационном справочнике должностей сформулированы основные требования, которым должны соответствовать занимаемые их лица: наличие ученой степени и публикаций, стажа и опыта и т. п. [1].
Профессиональный стандарт научного работника
Профстандарт – это документ, содержащий сведения о том, что должен уметь работник и каким образом он должен достигать максимального результата в труде. Документ применяется при найме, аттестации работников и оценке эффективности их труда. В отличие от Единого квалификационного справочника, стандарт устанавливает требования к трудовым функциям, а не к занимаемой должности [2].
В любом случае в каком нормативном документе бы ни содержались требования к данным специалистам, они осуществляют научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний.
Как правило, данные должности занимаются на конкурсной основе. Для того чтобы корректно оценить достижения соискателя, оформляется квалификационная характеристика. Документ содержит информацию о наличии ученой степени, стаже и опыте. Указываются основные достижения и выполняемые должностные обязанности. Немаловажным пунктом является наличие публикаций за последние пять лет.
Подготовка и проведение исследования требует грамотности, нацеленности на результат и высокого уровня ответственности. Если речь идет о людях, которые проводят исследования или же занимаются преподавательской деятельностью, то для них важны не только профессиональные качества, но и личные. В своей работе научный работник должен соблюдать этические принципы.
Разница между научными работниками и сотрудниками
Определения «сотрудник» и «работник» близки по своему значению, но не одинаковы.
Когда празднуют День научного работника в России?
День научного работника отмечается 8 февраля.
История праздника началась еще при Петре Великом, когда в феврале 1724 года была создана Российская Академия наук. Официальный праздник был учрежден в 1999 году, в ознаменование 275-летия этого учреждения. Несмотря на официальный статус праздника, 8 февраля остается рабочим днем.
Традиционно в этот день организуются масштабные конференции и прочие мероприятия. По их окончании проводятся фуршеты, чтобы дать возможность обсудить профессиональные темы в неформальной обстановке. Нередко на эту дату стремятся назначить защиту диссертации, присвоение ученых званий и вручение наград за достижения.
Профессия научного работника является призванием, так же как врач или учитель. Начиная заниматься наукой, следует сразу определить для себя, готов ли человек посвятить всю свою жизнь этому делу. Это особенно важно, т. к., чтобы занимать многие должности, требуется потратить значительное время на получение ученых степеней и званий.
Если наука – это действительно призвание, то каждый день будет приносить удовольствие от любимой работы, будет сохраняться высокая мотивация на достижения и на личный вклад в науку. В противном же случае, если выбор в пользу данной профессии совершен ошибочно, вскоре неминуемо придет разочарование и быстрое профессиональное выгорание.
Описание должностей работников, связанных с научно-педагогическим процессом¶
В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые при составлении штатного расписания.
Основные определения¶
Категории должностей, связанных с научным процессом¶
Должности научных работников¶
Должности научных работников — руководителей¶
Должности научно-технических работников¶
Должности работников сферы научного обслуживания¶
Категории должностей, связанных с педагогическим процессом в образовательных учреждениях высшего образования¶
Должности профессорско-преподавательского состава¶
Должности профессорско-преподавательского состава — руководителей¶
Должности административно-управленческого персонала¶
Должности административно-управленческого персонала — руководителей¶
Должности учебно-вспомогательного персонала¶
Научные работники¶
Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.
Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:
Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.
Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.
В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.
КУ — квалификационный уровень
В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.
В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.
Рис. 298 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью
Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории научных работников или работников сферы научного обслуживания. Научно-технические работники, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.
На следующей схеме показана упрощенная структура условного института РАН ( Рис. 299 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Дирекция института (на схеме условно названо «Институт РАН»). Но иерархическая связь его с остальными подразделениями зависит от рассматриваемого бизнес-процесса. Например, Центр коллективного пользования в приведенном примере — структура, созданная на базе данного института, но помимо исследований проводимых самим институтом, там ведутся работы и работниками других организаций. Следовательно, график работы Центра будет утверждать директор института, а тематику НИР — некий внешний орган. Аналогично, секретариат Учёного совета подчиняется непосредственно Учёному совету. На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных институтов. Однако целью ее составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с научным процессом.
Рис. 299 Упрощенная структура условного института РАН
Пример штатного состава научно-исследовательского отдела ( Рис. 300 ) включает заведующего отделом и главного научного сотрудника. В структуру отдела, входят три лаборатории со своим штатом сотрудников. Если в названии должности работника присутствуют модифицирующие характеристики «старший», «ведущий» или «главный», то согласно ЕКС, работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Такая должность может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Поскольку главный научный сотрудник по уровню иерархии стоит выше, чем заведующий лабораторией, он входит непосредственно в штат отдела, а не лаборатории. При этом, он может руководить научной работой сотрудников нескольких лабораторий. Но административные функции он не выполняет — это является прерогативой заведующих отделом и лабораторий. Помимо главного научного сотрудника, непосредственно в штат отдела могут входить и сотрудники другого уровня. В этом случае они также будут подчиняться непосредственно заведующему отделом.
Рис. 300 Пример штатного состава научно-исследовательского отдела
Штатный состав научно-исследовательской лаборатории, в приведенном примере, включает, помимо заведующего лабораторией, несколько научных работников разного уровня от стажера исследователя до ведущего научного сотрудника, а также несколько лаборантов-исследователей, в качестве научно-вспомогательного персонала. Количество штатных единиц НР и НВП зависит от объема задач, стоящих перед лабораторией и текущей ситуации, определяемой объемом финансирования и наличием специалистов в кадровом резерве.
Рис. 301 Пример штатного состава прочих отделов:
Педагогические работники¶
Должности работников образовательных организаций разного уровня описываются в разделах ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 761н от 26.08.2010, ред. от 31.05.2011) и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н). В последнем из этих разделов приведены следующие должности руководителей:
Должности профессорско-преподавательского состава:
Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала:
В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом, условной образовательной организации высшего образования, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 302 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, заведующий кафедрой и заместитель декана находятся на одном уровне, а тот же заведующий кафедрой — между доцентом и профессором.
Рис. 302 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом
Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала. Учебно-вспомогательный персонал, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.
При сравнении должностей профессорско-преподавательского состава и должностей научных работников, можно предложить следующее соотнесение: младший научный сотрудник соответствует по иерархическому уровню ассистенту, а главный — профессору.
На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.
Рис. 303 Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования
В приведенном примере штатного состава ректората ( Рис. 304 ), помимо ректора, есть еще два руководящих работника — проректора по учебной и научной работе, возглавляющие соответствующие управления. Помимо этого, в непосредственном подчинении ректора находится президент, штат советников и помощников, которые входят в административно-управленческий персонал, но не относятся к категории руководителей. В штат ректората входят также помощники проректора, которые подчиняются своему проректору и также относятся к административно-управленческому персоналу.
Рис. 304 Пример штатного состава ректората:
В непосредственном подчинении проректора находятся начальники отделов, входящих в структуру его управления. Проректору по учебной работе подчиняются также деканы факультетов.
Штатный состав отделов входящих в структуру управлений ВУЗа принципиально ничем не отличается от состава аналогичных отделов института РАН, как и состав секретариатов Учёных советов.
Факультет возглавляет декан ( Рис. 305 ). В штатный состав деканата входят его заместители, а также ряд инспекторов разных категорий. Как правило, в сферу ответственности каждого из заместителей декана входит один или несколько студенческих курсов. В непосредственном подчинении декана находятся также заведующие кафедр факультета. Декан, его заместители и заведующие кафедр относятся к категории руководителей. Однако, декан и заведующие кафедр относятся также к категории профессорско-преподавательского состава, а заместители декана, как и инспектора деканата — административно-управленческого персонала.
Рис. 305 Пример штатного состава факультета:
В штатное расписание кафедры входит ряд должностей профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель и ассистент. А также должности учебно-вспомогательного состава: учебный мастер, старший лаборант и лаборант. На тех кафедрах, в учебном процессе которых используется сложное оборудование, в этой категории может встречаться должность техник.
Рассмотренные примеры организационных структур научного и образовательного учреждения, на практике носят смешанный характер. Особенно это касается крупных университетов. Часто в составе такой образовательной организации (несмотря на название, включающее ФГБОУ ВО) находятся, помимо факультетов, еще и НИИ или другие обособленные научные подразделения. Также в структуру кафедр бывают включены исследовательские лаборатории. В научных учреждениях должности профессорско-преподавательского состава вводятся, как правило, при наличии реальных условий для осуществления образовательной деятельности (например, ВУЗов соответствующего профиля в месте расположения учреждения, наличия базовых кафедр и т.п.).
© Авторские права 2020, МГУ имени М.В. Ломоносова