Научный рассказ это что
Научно познавательный рассказ- это рассказ в котором.
по курсу «Литературное чтение».
Настоящая рабочая программа составлена для общеобразовательного учреждения, для 3 класса, работающего по развивающей системе Л.В. Занкова.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам.
Основная идея обучения данного курса – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – литературной образности.
В обучении и общем развитии младших школьников курсу «Литературное чтение» принадлежит очень важная роль. Начальный курс литературного чтения дает широкую картину внешнего мира, вводит в мир внутренней, духовной жизни человека, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове – в целом повысить культуру человека.
Однажды юный петушок
Пришел из школы хмурый.
Заданье сочинить стишок,
Урок литературы.
Он долго морщил хохолок
Над чистою страницей,
Но все не выходил стишок
На тему «куры-птицы»
С задачкой этой он пошел
Ко взрослой клуше-маме.
Но и у мамы, как назло,
Ну, плохо со стихами.
В итоге долгих споров-прений
Постановил семьи совет
Назавтра пару объявлений
Дать в местных несколько газет
На тему: это же ужасно
Давать подобные заданья
На тему спорную такую
Такому юному созданью!
Назавтра письма написали,
Все созвонились, что и как,
И комитет создать решали.
А петушок схватил двояк.
Научный стиль: примеры из литературы, особенности
Научный стиль: Freepick
Учитель или научный руководитель снова вернули доклад на доработку из-за стиля изложения? Рефераты и курсовые работы, дипломные проекты — все это школьники и студенты пишут, используя научный стиль. Примеры из статей, монографий, учебников и пособий помогут понять, чем отличается текст научного стиля от обычного и как его создавать.
Научный стиль: подстили, признаки
Стили вырабатываются вместе с функционированием языков. В современном мире пользуются такими стилями, как:
Чтобы составить представление и понять признаки научного стиля, сравните, как описывается одно и то же природное явление — гроза.
У Антона Чехова находим такое описание:
Налево, как будто кто чиркнул спичкой по небу, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше.
Небольшой текст научного стиля о грозе заметно отличается:
Гроза относится к атмосферным явлениям, в процессе которого между дождевыми облаками и землей появляются электрические разряды (молнии), которые сопровождает гром и ливни.
Примеры показывают, насколько разительными могут быть описания в этих двух стилях. Научный стиль речи является сухим изложением фактического материала, его сопровождают специальные термины и научные понятия.
Особенности научного стиля такие:
Обнуление личности автора
Авторы, излагая в научных текстах результаты исследований, описывая факты, которые наблюдали, делая выводы, скрываются за обобщением «мы». Эти тексты допускают только обороты, в которых мнение выражает третье лицо множественного числа: мы думаем, по нашим сведениям и т. д.
Специальная терминология
Научная конференция: Freepick
Лексика научного стиля состоит из специальных терминов, которые применяются в определенных дисциплинах или наделены общефилософским значением. Кроме того, часто пользуются стандартными сочетаниями слов и конструкциями: «актуальная тема. », «из всего сказанного следует…» и пр.
Кроме того, акцент на существительных исключает эмоциональную составляющую изложения.
Точность и логика
Для научного стиля характерен выбор в пользу однозначных слов или использование слов в прямом значении. Он предполагает, что в каждом последующем абзаце явление будет раскрываться полнее.
Прямой порядок слов в предложениях
При формулировании предложений не пользуются инверсией — нарушением порядка слов. Этот прием характерен для художественной литературы, так как помогает передавать эмоции.
Отдают предпочтение сложным синтаксическим конструкциям
В научных текстах допускаются сложные предложения средней длины, вводные и вставные конструкции, однородные и обособленные члены предложения. Они необходимы для реализации пояснительной функции этого стиля.
Применение пассивных конструкций
Например: «Реакцию контролировали с помощью нагревания и применения катализаторов». Или: «Эту функцию обозначают как КС».
Доказательность
В научных работах приводятся примеры, факты, подтверждающие мнение автора.
Однако есть отличия и в текстах научного характера. Они обусловлены:
В зависимости от этих факторов различают такие подстили научного стиля:
Научный стиль встречается нам каждый день при обращении к справочникам или энциклопедиям, словарям. С ним часто сталкиваются учащиеся и студенты.
Научный стиль: примеры из литературы
Понимание тех или иных явлений лучше всего дает наглядное рассмотрение. По этой причине предлагаем обратить внимание на примеры научного стиля, с которыми его особенности усвоятся легче.
АЙСБЕРГАМИ являются глыбы пресного льда, которые были частью ледников, отломились и дрейфуют по морям и озерам (обычные плавучие и паковые льды формируются на морской поверхности при замерзании). Их основные источники располагаются в ледниках Гренландии и Антарктиды. В длину антарктические айсберги могут достигать 80 км. Некоторые из них видны над водой больше чем на 60 м. Под водой остается часть, до 10 раз превышающая надводную.
Изучая ранее способы получения и химические свойства простых веществ, различных оксидов, кислот, оснований и солей, вы неоднократно сталкивались с примерами последовательного превращения веществ. В результате различных химических реакций одни вещества превращаются в другие, из которых затем образуются всё новые и новые соединения. Ряды таких последовательных переходов уже знакомы вам под названием «цепочки превращений», и вы, конечно же, составляли уравнения реакций для их осуществления. Вспомним, в чём заключается суть этих превращений.
Как справедливо отмечает К.А. Абульханова-Славская, развивая мысль Б.Г. Ананьева, проблема современной психологии состоит в том, что при достаточной изученности различных личностных характеристик, подтверждающих наличие у человека активности, не существует теории или концепции, объединяющей эти явления и процессы в единую и наиболее общую систему, позволяющую описать не отдельные стороны человеческой личности, а человека в целом. Действительно, характеристики движущих сил человеческой активности, таких как побуждение к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы и т. д. изучены достаточно глубоко, но в большинстве своем эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, часто вне жизненного применения, в искусственных условиях и в отрыве от понимания глубокого единства, целостности и системности человеческой личности.
В 1838 году французы вторглись в Мексику предположительно для того, чтобы собрать просроченные долги. Собственно, конфликт, как это часто случается, завязался десятью годами ранее, в 1828 году, когда мексиканские войска якобы разрушили французскую кондитерскую, принадлежавшую джентльмену по имени Ремонтель, в районе Такубайя недалеко от центра Мехико. Существует две альтернативные версии события: первая рассказывает о двух работавших в кондитерской французах, которых убили солдаты мексиканской армии под предводительством генерала Антонио Лопеса де Санта-Анны (1794–1876); вторая — о том, что мексиканцы похитили из кондитерской все пирожные до единого.
Далее история гласит: господин Ремонтель после продолжительных и неудачных переговоров с мексиканским правительством о возмещении ущерба пожаловался французам и потребовал компенсацию в диковинном размере — 60 000 песо, что по подсчетам примерно в шестьдесят раз превышало стоимость кондитерской. Французы долго размышляли и в конце концов решили увеличить сумму мексиканского долга до 600 000 франков.
Любые предположения, почему этот эпизод стал поводом для Кондитерской войны, не выдерживают ни малейшей критики: убийство, вандализм, воровство, долг выглядят неправдоподобно, и ничего проверить, разумеется, нельзя. Заявление господина Ремонтеля о возмещении ущерба, равно как и сама история, не упоминаются ни в одном дипломатическом документе, которыми в то время обменивались Франция и Мексика. Но один факт не вызывает сомнений — мексиканцы настойчиво называют войну Кондитерской и никогда не называли ее как-либо иначе.
Представленные примеры позволяют составить представление о научно-справочном, учебно-научном, академическом и научно-популярном подстилях научного стиля.
В современном мире наука становится составляющей жизни человека. Мы учимся, познаем мир. Поэтому не сможем избежать использования научной литературы.
Кроме того, приходится обращаться к научному стилю, когда готовим научные работы: доклады, рефераты, курсовые работы. Изучите его особенности, то, как строится текст, в котором преобладает научный стиль, примеры и будьте во всеоружии.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Научный стиль текстов:
особенности и правила
Понятие научного стиля
Научный стиль — разновидность литературного языка, этот стиль применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности.
Основная функция научного стиля — информативная. А задача заключается в том, чтобы объяснить явления природы и социальной жизни, определить закономерности и выявить причинно-следственные связи.
Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Особенности научного стиля
Подтипы научного стиля
В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля.
Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа — академическое изложение, особенности — точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.
Основные способы построения научного текста
Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы.
«Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации. Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием…» («Материаловедение»).
Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, — прочитал комендант. — Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».
В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами… Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»
(Экономическая теория).
Рассказ
Расска́з — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Для рассказа, прежде всего в силу объема, характерно наличие одной главной проблемы, в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг проблем.
Хотя почти все прозаики так или иначе писали рассказы, особенно в начале своего творчества, сравнительно не многие авторы стали известны именно благодаря рассказам.
Разграничение рассказа и «крупных форм» в значительной степени условно. Так Один день Ивана Денисовича считается рассказом, хотя имеет характерные признаки (объем, множество персонажей, масштаб рассматриваемой проблемы) романа. И, напротив, не большие по объему произведения Паоло Коэльо считаются романами.
Содержание
Основоположники жанра
Знаменитые мастера рассказа
Детектив
Научная Фантастика
Ужасы
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Рассказ» в других словарях:
Рассказ — РАССКАЗ. Термин «Р.» в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком либо отдельном… … Литературная энциклопедия
Рассказ — РАССКАЗ. В русской литературе обозначение более или менее определенного повествовательного жанра подзаголовком «рассказ» утверждается сравнительно поздно. Н. Гоголь, и Пушкин предпочитают название «повесть», там где мы могли бы сказать… … Словарь литературных терминов
рассказ — См. анекдот, книга, сказка по рассказам. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рассказ анекдот, книга, сказка; повествование, описание, история, эпопея, повесть, очерк; притча … Словарь синонимов
РАССКАЗ — [аск], рассказа, муж. 1. Действие по гл. рассказать рассказывать (редк.). «Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей.» Лесков. 2. Словесное описание, изложение каких нибудь событий. Рассказ очевидца. «Печален будет мой рассказ.»… … Толковый словарь Ушакова
РАССКАЗ — РАССКАЗ, малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка.… … Современная энциклопедия
РАССКАЗ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка. Иногда… … Большой Энциклопедический словарь
РАССКАЗ — РАССКАЗ, а, муж. 1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов. 2. Словесное изложение каких н. событий. Р. очевидца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
РАССКАЗ — номер раз. Жарг. мол. Шутл. О неправдоподобном сообщении. Смирнов 2002, 184. Остаться на рассказах. Новг. Ирон. Не добиться желаемого. НОС 7, 29. Рассказывать рассказы. Кар. Лгать, рассказывать небылицы. СРГК 5, 467 … Большой словарь русских поговорок
РАССКАЗ — РАССКАЗ. 1. Вид монологической речи, словесное изложение каких л. событий, повествование о виденном, слышанном или пережитом говорящим. Ср. лекция, доклад, речь, выступление. 2. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие),… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Научная и научно-популярная литература
Научная литература — это разновидность литературных трудов, которые созданы в результате исследовательской деятельности или теоретических обобщений в рамках научного метода, предназначены для специалистов. Научно-популярная литература – рассказ о науке, явлениях и ученых в простой и доступной форме для обычного читателя, в том числе и детей.
Особенности научных трудов
Научная литература представляет собой письменные работы, созданные в результате практических исследований или теоретических обобщений в рамках научной методики. Данные тексты предназначена для информирования исследователей, ученых и узких специалистов о новейших достижениях и открытиях науки.
Внимание! Научная работа не считается завершенной, если она не опубликована.
Первые научные сочинения были написаны в разнообразных жанрах: рассуждения, трактаты, рассуждения, поучения, жизнеописания, путешествия, диалоги и даже стихотворения. Сегодня структура научной литературы строго стандартизирована и состоит из докладов, монографий, тезисов, обзоров, статей, рецензий, рефератов и авторефератов.
В некоторых странах существуют механизмы аттестации научных текстов, которые устанавливаются правительством или общественными научными организациями. Так, в Российской Федерации, к примеру, аттестацию осуществляет ВАК (Высшая аттестационная комиссия). Основное и обязательное требование к публикации научной литературы — рецензирование текстов.
В рамках данного процесса редакция или издательство научной литературы перед публикацией новой работы направляет ее двум-трем рецензентам, которые являются специалистами в данной области. В процессе рецензирования материалы, содержащие прямые фальсификации или грубые методологические ошибки, не допускаются к публикации в рамках научной литературы.
С начала XX века объем публикации научной литературы резко возрастают и постоянно увеличиваются. Главными носителями научных статей являются периодические издания, как правило, рецензируемые научные журналы. С конца XX века в эпоху всемирной глобализации осуществляется переход данных журналов с бумажных носителей на электронные, то есть, в Интернет пространство.
Самые известные российские научные журналы в современном мире: «Альманах клинической медицины», «Адвокатская практика», «Бизнес. Образование. Право», «Вестник Академии военных наук», «Психологический журнал», «Радиотехника».
Читайте также интересную статью — Основные разновидности литературы, которые принято разделять как по содержанию, так и по предназначению текстов, поэтому соблюсти единый принцип классификации разновидностей литературы проблематично. Подобная классификация нередко вводит в заблуждение, объединяя в одну группу абсолютно разные явления.
Особенности научно-популярных произведений
Это литература, дающая знания популярно «sensu stricto». Научно-популярной литературой считаются труды о науке, ученых и научных достижениях, предназначенные для массового читателя, а не для специалистов.
Научно-популярные произведения способные понять, как специалисты из других областей, так и малоподготовленные читатели, в том числе подростки и дети. От научных текстов они отличаются простотой и доступностью, а также отсутствием необходимости обязательного рецензирования и аттестации. Поэтому их нельзя считать вводной наукой.
Характерной чертой популярного изложения научных знаний является отсутствие деталей и, прежде всего, спорных мнений, вследствие чего эти знания предстают искусственно упрощенными. Форма этого изложения обладает художественной привлекательностью, живостью и доступностью.
В поэтической форме написаны: популярное произведение о науке «О природе вещей» Лукреция Кара, «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. В научно-популярном стиле выдержаны «Диалоги о двух главнейших системах мира» Галилео Галилея и шутливый трактат «О шестиугольных снежинках» Иоганна Кеплера.
Из бесед появились «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные произведения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т. п.
К научно-популярной литературе относятся также сочинения о биографии деятелей науки, основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, описание путешествий, запечатленные в разных жанрах. Лучшие из этих работ популяризируют достижения передовой науки в доступной для читателей форме.
Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах.
Научно-популярные книги и журналы
В научно-популярных книгах, как правило, приведены обобщенные сведения по какому-либо тематическому вопросу. Данные собрания нацелены на широкую читательскую аудиторию, пишутся простым языком, иногда с юмором, содержат минимум формул и максимум иллюстраций, облегчающий понимание.
Известные научно-популярные книги:
В научно-популярных журналах, как правило, публикуются новости науки, разнообразные статьи, фоторепортажи, ведется колонка интересных фактов.
Известные научно-популярные журналы и бюллетени:
В журнальных изданиях подобной направленности содержится большое количество иллюстраций, таблиц, интересных фактов в статьях.
Научно-популярная литература в России и мире
Самым первым известным популяризатором науки стал французский писатель Жюль Верн. Кроме научных исследований, которые описаны в его художественных работах, он написал несколько научно-популярных книг — «Иллюстрированная география Франции и её колоний», «Научное и экономическое завоевание Земли» и «История великих путешествий и великих путешественников».
В начале XX века Я. Перельман писал научно-популярные книги по физике и математике. Основоположником научно-художественной литературы в Советском Союзе является М. Ильин, который написал книги для детей «Сто тысяч почему», «Рассказы о вещах» и «Как человек стал великаном».
В. Бианки открыл для детей мир природы, описывал жизнь животных на страницах книг «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Первая охота», «Сова» и пр. П. Кошель выпустил в 2000 г. книги для подростков «На заре человечества» и о биологии «В стране вечных загадок». Множество научно-популярных книг по самым разным отраслям знаний было издано в сериях «Эврика» и «Жизнь замечательных идей».
Американский физик и популяризатор науки Джордж Гамов выпустил серию книг, в которых ему ассистирует воображаемый мистер Томпкинс: «Мистер Томпкинс в Стране Чудес» и др. Несколько изданий выдержала и до сих пор переиздается книга микробиолога Поля де Крюи «Охотники за микробами», написанная в далеком написанная в 1926 году.
Американский популяризатор математики Мартин Гарднер являлся автором рубрики в журнале Scientific American.Американский писатель-фантаст Айзек Азимов — автор научно-популярных статей в журнале Magazine of Fantasy and Science Fiction, он написал множество книг, касающихся разных областей науки, от истории до астрономии, в том числе «Путеводитель по науке».
Научной и научно-популярной литературой интересуются многие читатели. Данные произведения пользуются спросом, наравне с художественной и жанровой (женский роман, детективы) литературой.