Научный слэм что это

Science Slam: что общего у стендапера и учёного?

Микрофон включён, софиты освещают сцену, публика гудит в ожидании. Настало время поговорить о синхрофазотроне и ускорении заряженных частиц!

Science Slam — международный проект, который развивается и в России. В рамках этого интеллектуального шоу молодые учёные выходят к микрофону, чтобы доступно и интересно рассказать о своих исследованиях. Победителя выбирает зал: чем громче аплодисменты, тем сильнее реакция на науку. Метод определения громкости тоже строго научный — в ход идёт шумомер.

Правила научного стендапа:

только оригинальные научные исследования

на каждое выступление даётся 10 минут

рассказ должен быть понятен широкой публике

На Science Slam учёные стараются сделать свои выступления не только информативными и ёмкими, но и поэтичными, забавными или дерзкими. Словом, запоминающимися и эмоциональными. Давайте разберёмся, зачем науке такой формат, и какой смысл рассказывать о фундаментальных исследованиях со сцены рок-клуба.

Знакомьтесь, это электрон. Аплодисменты электрону!

Читайте также :

Истоки жанра

Стендап пришёл к нам из Великобритании, где всегда любили чеканные формулировки и юмор. Ещё в XVIII-XIX веках артисты мюзик-холлов разыгрывали короткие моноспектакли, обращались к актуальным темам и подшучивали над залом. К концу XX века стендап стал признанным и классическим комедийным жанром, отличительная черта которого — демократичность. В комейдийных клубах широко распространена практика «открытого микрофона», когда подняться на сцену и рассказать что-то весёлое и злободневное может любой желающий. Судья тут только один — публика.

Зачем учёным аплодисменты?

Какие благородные функции выполняет научное шоу живого действия и что оно даёт исследователям, которые выходят на сцену и берутся за микрофон? Рассказывают участники и организаторы Science Slam в России.

— Science Slam — уникальный формат для популяризации науки по трём причинам.

Всё это позволяет заниматься тем, что, нам кажется, особенно важным — продвигать здравый смысл и «экспертность». Если в результате нашей деятельности критически мыслящих людей станет больше, а люди, принимающие решения, чаще станут обращаться к учёным за рекомендациями, то жить всем точно станет чуточку лучше.

— Почему я участвую в Science Slam? Если кратко, то ответ такой: «я принимаю участие, потому что могу». Такая форма проверки себя, введения в правильный стресс. Вызов. Показательный был пример с последним слэмом, где на сцене были одновременно учёный и музыкант в жанре экспериментальной шумовой музыки. Формат был полностью непонятен вплоть до самого выступления. Мы это знали и осознанно на это пошли — даже не потому что ужас как интересно, а потому что можно проверить себя. Кроме того, подготовка к таким выступлениям — отличная возможность понять, что же ты на самом деле делаешь в науке, для кого.

— Есть две основные причины, по которым я занимаюсь популяризацией науки. Первая — более корыстная. Читая научно-популярные лекции, получаешь шанс «зацепить» слушателя, подтолкнуть его на скользкую дорожку занятия нанофотоникой и приобрести последователя твоих идей. Вторая — менее корыстная. Многие молодые люди не до конца осознают свои перспективы в науке — получится? Не получится? Я пытаюсь показать, что учёные — это не элитный клуб седовласых великовозрастных мужчин в халатах. Возможно, кто-то из слушателей задумается, вовремя сделает правильный выбор, и мир не потеряет следующего Эйнштейна.

«Требую испытания пересказом!»

Если попросить учёного в в одной фразе и понятными словами сформулировать содержание своей работы, может оказаться, что вопрос «чем ты занимаешься столько лет?» иногда вводит исследователя в замешательство. Объяснить в профессиональных терминах и на десятках страниц — пожалуйста, но когда исследование нужно растолковать людям, которые не являются коллегами-специалистами, начинаются проблемы.

В прошлом году на сайте Reddit большое внимание привлекло обсуждение, в котором учёных попросили пересказать основной смысл их диссертации в одном предложении. Есть и русскоязычный аналогичный тред на The Question. Ответы там, в основном, нарочито упрощённые и сделаны веселья ради, однако принцип привлекает внимание. Проверка пересказом может быть полезным тренажёром и методом, который не позволяет забыть, зачем ты всё это делаешь.

Наши отношения с микробами — это крепкие партнерские отношения в 90-х годах. С кем-то можно договориться, но встречаются и полные отморозки.

Ещё по этой теме :

О науке — азартно и человеческим языком

Наука, создавая сложную методологию, тонкий инструментарий и всё более заковыристые термины, становится закрытой. А когда знание доступно только «специальным людям», обществу проще поверить в мифы и лженауку, где всё понятно, разложено по полочкам и задевает за живое.

Именно поэтому для научных исследований полезны краткий пересказ, эмоциональная подача и парадоксальные тезисы. Это побуждает к движению с обеих сторон: учёный структурирует основные идеи и увеличивает своё вдохновение, а публика узнаёт новое и убеждается в том, что наука — это круто.

«Стендап учёных» является одним из средств научной коммуникации, способом наладить связи между наукой и обществом. Его смысл не в том, чтобы сводить науку к шуткам, а в том, что наука может быть понятной и интересной. Кроме того, исследователи, как и артисты, заслуживают наших аплодисментов.

Если вы не понимаете, что происходит с химическими элементами под давлением, вы не понимаете, на какой планете живёте.

Куда идти за слэмом

На случай, если попасть в рок-клуб не получается, напоминаем, что большая часть выступлений слэмеров на русском языке доступна на Youtube-канале Paperpapertv.

Источник

Учёные-стендаперы: как рассказать о сложном просто и смешно?

Что такое Science Slam, и как он набирает обороты в России?

Популяризация науки сегодня на повестке дня. Все крупные научные институты так или иначе занимаются этой деятельностью: взаимодействуют со СМИ, объясняют сложные вещи простым языком. Многие ученые всю жизнь посвящают популяризации науки, а кто-то достигает в этом действительно впечатляющих успехов: например, Стивен Хокинг, Айзек Азимов или Брайан Грин.

Одно из новых многообещающих течений в популяризации науки – science slam, или, проще говоря, научный стендап. Его придумали в Германии в 2010 году. Вообще, слэм – это научный поединок лекций, рассказанных простым языком. И если на родине слэма ученые рассказывают свои стендапы в барах в непринуждённой атмосфере, то в России это, скорее, академические мероприятия. Отечественные слэмы проходят, в основном, в высших учебных заведениях. В авангарде этого движения в Москве – НИТУ «МИСиС».

Андрей Воронин, директор Центра развития и популяризации молодежной науки НИТУ «МИСиС», высоко оценил роль научного слэма в популяризации науки:

Для того, чтобы развивать научный слэм в нашей стране, существует Ассоциация Science Slam Россия: ее члены, объединяя ученых из разных городов, организуют масштабные мероприятия научного стендапа. Они же готовят организаторов таких мероприятий: учат выбирать и тренировать слэмеров, рассказывают о тонкостях профессии. Недавно для всех желающих в стенах НИТУ «МИСиС» прошла трехдневная школа организаторов Science Slam.

В качестве основного спикера второго дня мероприятия был приглашен Сергей Савчук, председатель правления ассоциации Science Slam, тренер и коуч. Он ненадолго приехал из Германии, где проводит большую часть своего времени, чтобы поделиться со слушателями школы своим опытом. Мы ненадолго «украли» его у аудитории, которая, впрочем, была увлечена заданием – расписывала самые главные качества слэмера – для того, чтобы подробнее разобраться в том, что такое scienceslam и почему у этого явления большие перспективы.

Научный слэм что это. Смотреть фото Научный слэм что это. Смотреть картинку Научный слэм что это. Картинка про Научный слэм что это. Фото Научный слэм что это

Сергей Савчук

Можно ли слэм с чистой совестью назвать популяризацией науки? Или это все-таки пока для узкого академического круга?

– А почему вы думаете, что нельзя? Ведь проходят городские science slam’ы, которые открыты для городской аудитории. Более того, слэм начался, как городское движение, открытое для всех. Вот как раз то, что мы сейчас начинаем с университетскими слэмами – это да, это в стенах университета, тут есть ограничение аудитории: и участники, и зрители – из студенческой среды.

Слэмером может стать только ученый?

– Да. Дело в том, что для science slam’а есть основополагающее условие – наличие научного или промежуточного научного результата. Это должны быть либо твои личные научные исследования, либо результаты, полученные в рамках команды.

А было бы интересно учить ребят слэмить еще со школьной скамьи, как думаете?

– Конечно! Мы этим уже занимаемся. У нас уже пару лет развивается школьное направление слэма: мероприятия проходят в разных городах. Более того, если не ошибаюсь, в этом году прошел первый слэм между школами. Есть, опять же, разные форматы школьного слэма: например, где слэмеры – молодые ученые, и они рассказывают о чем-то школьникам, или такие, где школьники рассказывают о чем-то школьникам.

А как же они получают научные результаты?

– Ну, у них научные результаты несколько другого уровня – они, например, могут вести какие-то проекты, а потом о них рассказывать.

– Много городов в Science Slam’е участвует?

– Сейчас – порядка 20. И их количество постоянно растет.

А какие вообще перспективы у Science Slam’а в России?

– Пока кажется, что Science Slam на взлете: во всяком случае, у нас прошлый год по всем показателям был ударный.

А по каким показателям?

– Несмотря на то, что мы некоммерческая организация, мы привлекаем средства на развитие формата, и финансовые показатели сейчас увеличились. Повысилось и количество слэмов. А еще сейчас выходит второй, скоро будет третий сезон научного стендапа на телеканале «Культура» – туда тоже попадают бывшие слэмеры. То есть, у нас достаточно активное развитие.

Что ученому может дать участие в научном слэме?

– Мотивация ученых очень разная: кто-то начинает участвовать, потому что хочет выиграть (среди нескольких слэмов всегда определяется победитель – обычно, по громкости аплодисментов – прим.ред.), кто-то – потому что хочет донести какую-то мысль и использует аудиторию, кто-то – «прокачать» свои софт-скилы, кто-то может таким образом найти работодателя и финансирование… Есть примеры, когда наши слэмеры через выступление начинали путь профессионального популяризатора науки. Вообще, число профессиональных слэмеров растет. Сейчас это целое сообщество активных ученых, которые показывают иной образ науки.

Скажите, а сильно ли слэм отличается от участия, допустим, в научной конференции?

– Когда говорят «научная конференция», уже хочется зевать. У нее имидж чего-то, покрытого пылью, хоть это далеко и не всегда так. В основном, на научных конференциях звучат монологи: не интерактивные форматы, достаточно растянутые по времени… И аудитория, естественно, на научных конференциях –подготовленная. А слэм – он идет в народ, в массы, его задача – просто и интересно рассказать об исследованиях неподготовленной аудитории.

А как вы полагаете, может ли один человек одинаково успешно выступать на научных конференциях и на слэмах?

– Такие примеры есть.

Насколько нам известно, НИТУ «МИСиС» в авангарде научного слэма. Тут часто проводятся научные стендапы. Есть ли еще какие-то университеты, которые этим занимаются, в частности, в Москве?

– Я знаю, что с самого начала движения с нами Томский, Новосибирский университеты. В Москве «МИСиС» достаточно давно играет активную роль.

Источник

Science Slam: как учёные осваивают жанр стендапа и почему вам надо это увидеть

Пока мы спим, едим и ходим на работу, где-то выращивают фотонные кристаллы и строят модели лунных вулканов. Чтобы больше узнать об этом, совсем необязательно продираться через научные термины в журналах без картинок. Вместо этого можно вечером прийти в бар и послушать, как молодые учёные просто и интересно рассказывают о своей работе. О том, как это бывает, «Мелу» рассказал организатор проекта Science Slam в России Михаил Тупикин.

Что такое Science Slam

Science Slam — это состязание по ораторскому искусству для учёных. У каждого участника есть 10 минут, чтобы остроумно, доступно и интересно рассказать о своём исследовании. Победителя определяют зрители — аплодисментами. Выступления проходят в барах, клубах, университетских аудиториях и собирают самую разную публику. Это и единомышленники-учёные, и далёкие от науки люди, которым послушать о последних научных открытиях не менее интересно, чем сходить в кино или на концерт.

Как всё начиналось

Science Slam придумал немецкий популяризатор науки Грегор Бенин, вдохновившись форматом Poetry Slam — состязания поэтов. Он предположил, что если людям интересно слушать стихи, то будет интересно слушать и про науку.

В России слэмы начали проходить с 2012 года. За это время организаторы баттлов объединились в Ассоциацию Science Slam, которая продвигает этот формат на федеральном уровне и сотрудничает с технологическими компаниями, вузами и научными центрами. Недавно запустили вузовский Science Slam, который проходит в ИТМО, МИСиС, МФТИ и петербургском Политехе.

Кому нужен Science Slam

На баттл приходят люди, которые интересуются технологиями и наукой и хотят общаться с учёными напрямую. Это не рассказы о том, как кто-то за границей делает классные вещи. Это выступления молодых учёных, которые работают в России и самостоятельно проводят исследования.

Поначалу найти участников для проекта было не так-то просто, потому что в научные сообщества в вузах и лабораториях — довольно замкнутые, закрытые круги. Но со временем проект обрёл вес, и молодые учёные стали активно его поддерживать.

Самих учёных Science Slam мотивирует продолжать свою работу. Выступая перед людьми, которые пришли послушать об их открытиях не потому, что надо, а потому что интересно, учёные видят, что их работа важна и нужна. К тому же здесь они учатся выступать перед публикой и говорить о науке простым языком.

Стоп. Учёные, простым языком, со сцены? Что-то не сходится

Полубезумный взгляд, очки с толстыми стёклами, невнятное бормотание –так мы представляем себе настоящих учёных. Но на самом деле среди них много открытых, общительных людей, которым хочется поделиться тем, что они делают. А тем, кто на сцене чувствует себя неуверенно, организаторы помогают, проводя тренинги по презентации и общению с аудиторий.

«Мы не делаем смешные выступления, мы делаем понятные. Поэтому успешным выступление становится не в результате удачной шутки, а потому, что человек может объяснить аудитории то, чего зрители раньше не понимали. Как может не понравиться человек, сумевший объяснить вам принципы квантовой механики? Или того, что такой нейтронные звёзды? Поэтому харизма — дело наживное».

Михаил Тупикин, организатор проекта Science Slam

Science Slam в России отличается большей серьёзностью, чем за рубежом. С настоящим стендапом проект роднит скорее форма — сольное выступление перед живой аудиторией, чем юмористическая составляющая.

«Мы делаем больший упор на науку и объяснения, чем на юмор и интерактив. Мы считаем, что ценность проекта именно в том, чтобы распространять сложные научные идеи, а не только веселить людей. Мы выбираем тот способ, который позволяет максимально эффективно этого достичь. Можно проиллюстрировать явление мемом? Ок, мы это сделаем. Вставить смешную картинку, чтобы было? Нет, такого не будет».

Михаил Тупикин, организатор проекта Science Slam

На новый формат научных лекций обращают внимание даже такие гиганты среди популяризации науки, как Intel. Компания провела «Science Slam. Третий метод», где выступали уже состоявшиеся ученые, сделав мероприятие бесплатным. В коворкинге DI Telegraph в Москве четверо учёных перед большой аудиторией рассказали о том, как устроены четыре уровня мироздания — наномир, микромир, планета Земля и вся Вселенная.

Что делать школьникам, которые тоже интересуются наукой

Пока Science Slam — это скорее взрослый проект, хотя бы потому, что большинство мероприятий проходят в клубах и барах в вечернее время. Но когда среди аудитории оказываются дети, они задают самые интересные вопросы. Скоро школьники смогут поучаствовать в проекте сами: для них запустят направление Science Slam Kids и проведут несколько мероприятий, на которых взрослые будут объяснять детям, что такое наука. Организаторы называют детей «самой главной аудиторией» для научно-популярных проектов.

Увидеть Science Slam своими глазами можно в Москве, Петербурге и ещё 10 городах России. Уже 5 декабря пять молодых учёных представят свои исследования в московском клубе Yotaspace. В программе — рассказы о фотонных кристаллах, устройстве Вселенной с точки зрения гравитации, вулканах на Луне и сценарии ядерной войны.

Источник

Как организовать популярное научное мероприятие и получить вау-эффект в соцсетях? Опыт Science Slam

Научный слэм что это. Смотреть фото Научный слэм что это. Смотреть картинку Научный слэм что это. Картинка про Научный слэм что это. Фото Научный слэм что это

Добрый день, «Мегамозг»!

Решил поделиться опытом и рассказать о том, как мы ввели онлайн-трансляцию постов в соцсетях на Всероссийском Science Slam. Меня зовут Павел Веселовский, я руководитель проектов Регионального центра инноваций в г. Самара и основатель самарского движения популяризации науки Science Slam Samara.

Коротко о проекте: Science Slam – формат мероприятия, придуманный в Германии. Смысл в том, что молодые учёные на сцене клуба или бара за 10 минут просто и популярно рассказывают о своём исследовании. Это международный проект, придуманный в Германии и получивший распространение по всему миру. Сейчас в России уже более 20 городов, где проводят слэмы и очень круто, что в Самаре прошел первый слэм, на который приехали ученые из разных городов. Я сам занимался наукой в университете и мне нравится хорошо проводить время с друзьями, поэтому этот запуск этого проекта в моем родном городе стал для меня очень приятной целью. Если интересно, посмотреть видео и фото с научных боев в России можно здесь.

Теперь к делу. В конце сентября в Самаре при поддержке Правительства Самарской области и ОАО «РВК» состоялся первый всероссийский Science Slam, который посетило более 350 человек. С самых первых местных мероприятий мы поощряли пользователей делать посты в социальных сетях (твиттер, инстаграмм, вконтакте, фейсбук) с тем, чтобы во время мероприятия генерировался информационный фон и ленты были заполнены контентом о мероприятии. Вначале это были традиционные конкурсы на лучший пост, призы за перепосты, возможность сфотографироваться с выступающими или на фоне забавного фона или персонажа. Это работало, но хотелось идти дальше.

В этом году мы решили использовать сервис для трансляции постов участников из соцсетей. Мы были знакомы с Twijector, который раньше использовали в качестве твит-волла, но хотелось аккумулировать контент сразу из нескольких соцсетей. Мы перекопали интернет, но, как часто делает большинство из нас, воспользовались рекомендацией. Идею использовать сервис Hashboard подсмотрели у организаторов конференции для ИТ-разработчиков «ИТ-Саранча» (г. Саранск). Сервис выступает как «витрина», которая показывает, что творится в социальных сетях.

Научный слэм что это. Смотреть фото Научный слэм что это. Смотреть картинку Научный слэм что это. Картинка про Научный слэм что это. Фото Научный слэм что это

Сейчас могу сказать, что пока на рынке это, пожалуй, единственный адекватный именно задачам нашего мероприятия инструмент (выводить из нескольких «молодежных» соцсетей посты по нескольких хештегам и выводить их в разном порядке).

С появлением экранов с «живой лентой» у пользователей появился постоянный стимул генерировать посты, вести диалог друг с другом, который виден всем. В сочетании с Инстапринтером от самарских разработчиков, который распечатывал фото из инстаграмма по определенному хештегу, инструмент дал необходимый нам эффект.

У нас были примеры, когда один или два пользователя, стремясь посоревноваться между собой, делали около сотни постов за одно мероприятие. Дополнительный стимул сделать пост появился, когда участники поняли, что можно унести с собой домой сувенирную карточку, напечатанную на инстапринтере.

Научный слэм что это. Смотреть фото Научный слэм что это. Смотреть картинку Научный слэм что это. Картинка про Научный слэм что это. Фото Научный слэм что это

Такой информационный фон, как правило, заметен и те, кто не присутствует на мероприятии, начинают интересоваться им. С появлением «живой стены» у пользователей стало больше возможностей интерактивно включаться в наше мероприятие, это повышает степень вовлеченности, сопричастности к тому, что происходит оффлайн.

Мне очень понравилось, что, когда пользователи понимают, что внутри сервиса есть ручная модерация человеком (в Hashboard есть личный кабинет, где можно «одобрять» или «запрещать» трансляцию контента), то стараются сделать посты интересными или даже пикантными, на грани допустимого. Чтобы их пропустил модератор, но в то же время, чтобы пост не был пошлым. Это, кстати, также и к вопросу, о том, что меняется в поведении участников мероприятия – стараются сделать посты качественнее, ведь их увидят все присутствующие.

И в заключение, цифры:
С применением «живой стены» от Hashboard и инстапринтера, количество постов на мероприятии выросло в 2,5 раза. За один день мероприятия в нашу группу Вконтакте вступило 100 новых участников (или 7.5 % новых подписчиков), полный охват аудитории и активность в группе в день мероприятия увеличились почти в 10 раз.

Приходите на слэмы в своем городе, а если их нет, запускайте их и получайте от этого удовольствие!
Ну а напоследок видео с мероприятия.

Источник

Что такое научный слэм и как он конкурирует с театром

У сцены никто никого не пихал, а выступавших встречали криком, свистом и аплодисментами, более уместными на концерте, а не на лекции

Всего на вечере выступили шесть молодых ученых. Аспирант МИТХТ Сергей Брусов рассказал о синтезированном им веществе, способном мгновенно останавливать внешние кровотечения, и показал, как оно действует, превратив полстакана воды в коллоидную массу (он посетовал, что организаторы не разрешили ему порезать руку на сцене). По его словам, вещество вот-вот станет коммерчески доступным и с его распространением вероятность погибнуть от кровопотери будет ниже. Впрочем, заметил он, есть множество других способов лишиться жизни. Андрей Воронин из МИСиС наглядно показал, как с помощью тепла из металла добывают электричество. Кандидат психологических наук Игорь Уточкин продемонстрировал залу, что такое «мертвая зона внимания», причем объясняя, он сменил одни очки на другие, но никто в зале не обратил на это внимания. Кандидат физико-математических наук Максим Щербаков захватывающе говорил о том, как в будущем мы станем передавать информацию с помощью света, но окончательно покорил публику, показав, как запомнить непростое словосочетание «тетраборат бария» с помощью афиши фильма «Борат».

Победителей определяли с помощью шумомера: выступление каждого ученого завершалось аплодисментами. Ни один из участников не получил «оценку» ниже 100 децибел, а победителем стал шестой выступающий Андрей Афанасьев, аспирант физфака и гендиректор проекта iBinom, где придумали способ быстрее и точнее всего в мире расшифровывать геном человека с помощью распределенных вычислений. Призом для него стали боксерские перчатки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *