Научный стиль для чего

Научный стиль речи

Научный стиль речи — это раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая при­ме­ня­ет­ся в сфе­ре нау­ки с исполь­зо­ва­ни­ем тер­ми­нов, абстракт­ных слов и слож­ных син­так­си­че­ских конструкций.

Что такое научный стиль?

Научный стиль явля­ет­ся одной из раз­но­вид­но­стей книж­ных сти­лей рус­ско­го язы­ка. Он при­над­ле­жит сфе­ре науч­ных иссле­до­ва­ний и фор­му­ли­ро­ва­нию их резуль­та­тов. Эта раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка исполь­зу­ет­ся в тру­дах учё­ных и иссле­до­ва­те­лей в какой-либо обла­сти знаний.

Обычная фор­ма реа­ли­за­ции иссле­ду­е­мо­го сти­ля — это монолог.

Научный стиль для чего. Смотреть фото Научный стиль для чего. Смотреть картинку Научный стиль для чего. Картинка про Научный стиль для чего. Фото Научный стиль для чего

Языку нау­ки харак­тер­ны сле­ду­ю­щие сти­ле­вые черты:

Пример научного стиля речи

Процесс фор­ми­ро­ва­ния язы­ко­вых семей тес­но свя­зан с рас­се­ле­ни­ем чело­ве­че­ства по зем­но­му шару. Наиболее близ­кие меж­ду собой язы­ки обыч­но встре­ча­ют­ся у сосед­них наро­дов, свя­зан­ных общ­но­стью про­ис­хож­де­ния. В неко­то­рых слу­ча­ях име­ет­ся сход­ство язы­ков и у наро­дов, рас­по­ло­жен­ных дале­ко друг от дру­га (напри­мер, у малай­цев и маль­га­шей, вен­гров и ман­си, яку­тов и турок и т. д. ). Однако в дале­ком про­шлом наро­ды, гово­ря­щие на этих язы­ках, так­же жили в близ­ком сосед­стве и раз­об­щи­лись лишь после пере­се­ле­ния одно­го из них в новый рай­он оби­та­ния. (Справочник. Население зем­но­го шара. М., «Наука», 1965)

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей спе­ци­фи­че­ской чер­той это­го сти­ля речи явля­ет­ся логич­ность изло­же­ния.

Этим каче­ством долж­но обла­дать любое связ­ное выска­зы­ва­ние. Но науч­ный текст отли­ча­ет­ся под­черк­ну­той, стро­гой логич­но­стью. Все части в нем жест­ко свя­за­ны по смыс­лу и рас­по­ла­га­ют­ся стро­го после­до­ва­тель­но; выво­ды выте­ка­ют из фак­тов, изла­га­е­мых в тек­сте. Это осу­ществ­ля­ет­ся сред­ства­ми, типич­ны­ми для науч­ной речи: связь пред­ло­же­ний при помо­щи повто­ря­ю­щих­ся суще­стви­тель­ных, часто в соче­та­нии с ука­за­тель­ным местоимением.

На после­до­ва­тель­ность раз­ви­тия мыс­ли ука­зы­ва­ют и наре­чия: сна­ча­ла, преж­де все­го, потом, затем, далее; а так­же ввод­ные сло­ва: во-первых, во-вторых, в-третьих, нако­нец, итак, сле­до­ва­тель­но, наобо­рот; сою­зы: так как, пото­му что, что­бы, поэто­му. Преобладание союз­ной свя­зи под­чер­ки­ва­ет боль­шую связь меж­ду предложениями.

Другим типич­ным при­зна­ком науч­но­го сти­ля речи явля­ет­ся точ­ность.

Смысловая точ­ность (одно­знач­ность) дости­га­ет­ся тща­тель­ным под­бо­ром слов, исполь­зо­ва­ни­ем слов в их пря­мом зна­че­нии, широ­ким упо­треб­ле­ни­ем тер­ми­нов и спе­ци­аль­ной лек­си­ки. В науч­ном сти­ле счи­та­ет­ся нор­мой повто­ре­ние клю­че­вых слов.

Отвлеченность и обоб­щен­ность непре­мен­но про­ни­зы­ва­ют каж­дый науч­ный текст.

В науч­ной лите­ра­ту­ре широ­ко исполь­зу­ют­ся абстракт­ные поня­тия, кото­рые труд­но пред­ста­вить, уви­деть, ощу­тить. В таких текстах часто встре­ча­ют­ся сло­ва с отвле­чен­ным зна­че­ни­ем, напри­мер: пусто­та, ско­рость, вре­мя, сила, коли­че­ство, каче­ство, закон, чис­ло, пре­дел; неред­ко исполь­зу­ют­ся фор­му­лы, сим­во­лы, услов­ные обо­зна­че­ния, гра­фи­ки, таб­ли­цы, диа­грам­мы, схе­мы, чертежи.

Жанры научного стиля

Научный стиль реа­ли­зу­ет­ся в сле­ду­ю­щих жанрах:

Языковые средства научного стиля

Для это­го книж­но­го сти­ля харак­тер­но пред­ва­ри­тель­ное обду­мы­ва­ние изла­га­е­мо­го мате­ри­а­ла, стро­гий отбор язы­ко­вых средств, соблю­де­ние лек­си­че­ских, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских норм рус­ско­го язы­ка. С этой точ­ки зре­ния науч­ный стиль — это нор­ма­тив­ный язык нау­ки.

Языковые осо­бен­но­сти науч­но­го стиля

Уровень язы­ка: синтаксис

Языковые сред­стваПримеры
Уровень язы­ка: лексика
Термины – точ­ное назва­ние какого-либо поня­тия из об­ласти нау­ки, тех­ни­ки, искус­ства, обще­ствен­ной жиз­ни и т. д. (одно­слов­ные и словосочетания).

Общенаучная лек­си­ка, а так­же книж­ная (но не вы­сокая) лек­си­ка абстракт­но­го значения.

Медицина: диа­гноз, нар­коз, ото­ла­рин­го­ло­гия, рецепт.

Философия: агно­сти­цизм, ба­зис, диа­лек­ти­ка, материя.

Число, систе­ма, функ­ция, про­цесс, эле­мент, пред­став­лять, рас­смат­ри­вать, являть­ся, заключаться.

Уровень язы­ка: морфология

Преобладание име­ни суще­стви­тель­но­го над дру­ги­ми частя­ми речи.Основу про­бле­ма­ти­ки соци­аль­ной линг­ви­сти­ки состав­ля­ет иссле­до­ва­ние вли­я­ния обще­ства на язык и язы­ка на общество.
Частотность суще­стви­тель­ных в И. п. и Р. п.Социальная линг­ви­сти­ка – нау­ка об обще­ствен­ном харак­тере воз­ник­но­ве­ния, раз­ви­тия и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния языка.
Широкое исполь­зо­ва­ние абстракт­ных сущ. ср. родаДвижение, коли­че­ство, явле­ние, отно­ше­ние, обра­зо­ва­ние, изменение.
Преобладание гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида насто­я­ще­го времени.Среди сти­ли­сти­че­ски окрашен­ных средств выде­ля­ют­ся такие, кото­рые доволь­но регу­ляр­но ис­пользуются в опре­де­лен­ных функ­ци­о­наль­ных стилях.
Отсутствие форм гла­го­ла 2-го л. ед. и мн. ч.; использо­вание фор­мы 1-го л. мн. ч. при ука­за­нии на авто­ра. Со­ответственно исполь­зо­ва­ние место­име­ния мы вме­сто ме­стоимения я.Мы полу­ча­ем эту фор­му­лу с помо­щью тео­ре­мы о разложе­нии опре­де­ли­те­ля по эле­мен­там какого-нибудь столбца.
Употребление ука­за­тель­ных местоимений.В дан­ном слу­чае, этот процесс
Употребление при­ча­стий и деепричастий.Варианты – раз­но­вид­но­сти од­ной и той же язы­ко­вой едини­цы, обла­да­ю­щие оди­на­ко­вым зна­че­ни­ем, но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по фор­ме. Сгруппировав сло­ва со сход­ны­ми зна­че­ни­я­ми, мы пол­нее почув­ству­ем своеобра­зие сти­ли­сти­че­ских категорий.
Грамматически пол­ные пред­ло­же­ния, повествова­тельные невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния с пря­мым по­рядком слов.Стилистическая нор­ма относит­ся к обще­язы­ко­вой как част­ное к общему.
Пассивные кон­струк­ции (с воз­врат­ны­ми гла­го­ла­ми и крат­ки­ми стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми) и без­лич­ные предложения.К дело­вым тек­стам предъявля­ются те же тре­бо­ва­ния, что и к тек­стам дру­гих функцио­нальных сти­лей. Все назван­ные сред­ства скон­цен­три­ро­ва­ны в нача­ле абза­ца. Можно обо­значить эту функ­цию так­же через ХУ.
Языковые сред­стваПримеры
Предложения, ослож­нен­ные одно­род­ны­ми, обособленны­ми чле­на­ми, ввод­ны­ми сло­вами и кон­струк­ци­я­ми; слож­ные предложения.В соци­аль­ной линг­ви­сти­ке изу­чаются диф­фе­рен­ци­а­ция язы­ка, вызван­ная соци­аль­ной неодно­родностью обще­ства, фор­мы суще­ство­ва­ния язы­ка, сфе­ры и сре­ды его исполь­зо­ва­ния, социально-исторические типы язы­ков (язык-диалект пле­ме­ни, язык народ­но­сти, националь­ный язык), язы­ко­вая ситу­а­ция, раз­ные виды дву­язы­чия и ди­глоссии (исполь­зо­ва­ние двух форм суще­ство­ва­ния одно­го и того же язы­ка), соци­аль­ный харак­тер рече­во­го акта.
Вводные и встав­ные конструкции.По мне­нию авто­ра; как отмеча­ет автор; во-первых; во-вторых; с одной сто­ро­ны; с дру­гой сто­роны; напри­мер; напро­тив; итак; таким образом.
Разнообразные сред­ства свя­зи отдель­ных абза­цев в одно ком­по­зи­ци­он­ное единство.Вначале попы­та­ем­ся…; сказан­ное, разу­ме­ет­ся, не озна­ча­ет…; как мы уже зна­ем…; как было подчеркнуто…

Научный стиль для чего. Смотреть фото Научный стиль для чего. Смотреть картинку Научный стиль для чего. Картинка про Научный стиль для чего. Фото Научный стиль для чего

Рассмотрим подроб­нее осо­бен­но­сти средств науч­но­го сти­ля на раз­ных уров­нях языка.

Особенности средств научного стиля

Научный стиль тре­бу­ет точ­но­сти в изло­же­нии мате­ри­а­ла, поэто­му сло­ва упо­треб­ля­ют­ся в пря­мом зна­че­нии. Для науч­но­го сти­ля речи харак­тер­но исполь­зо­ва­ние мно­же­ства тер­ми­нов и одно­знач­ных слов.

В текстах пре­об­ла­да­ют абстракт­ные име­на суще­стви­тель­ные. В соот­вет­ствии с обла­стью при­ме­не­ния (мате­ма­ти­ка, меди­ци­на, пси­хо­ло­гия, линг­ви­сти­ка и пр.) отме­тим суще­ствен­ные отли­чия в тер­ми­но­ло­гии тек­стов науч­но­го сти­ля, но основ­ные сти­ле­вые чер­ты оста­ют­ся неизменными.

Разговорная лек­си­ка отсут­ству­ет. Эмоционально окра­шен­ные и экс­прес­сив­ные сло­ва упо­треб­ля­ют­ся редко.

Уже дока­за­но, что лекар­ствен­ные свой­ства золо­то­го уса обу­слов­ле­ны содер­жа­ни­ем в нем вита­ми­нов, фла­во­но­и­дов, сте­ро­и­дов и ряда мик­ро­эле­мен­тов (желе­за, хро­ма, меди). Эти веще­ства ока­зы­ва­ют анти­бак­те­ри­аль­ное и обще­укреп­ля­ю­щее дей­ствие, поэто­му пре­па­ра­ты из золо­то­го уса полез­но при­ни­мать не толь­ко для лече­ния, но и для про­фи­лак­ти­ки забо­ле­ва­ний. Например, при­ем отва­ра кал­ли­зии в осенне-зимний пери­од помо­га­ет убе­речь­ся от про­студ­ных забо­ле­ва­ний и гриппа.

Научный стиль для чего. Смотреть фото Научный стиль для чего. Смотреть картинку Научный стиль для чего. Картинка про Научный стиль для чего. Фото Научный стиль для чего

В обла­сти мор­фо­ло­гии науч­но­го сти­ля речи отме­тим сле­ду­ю­щие харак­тер­ные черты:

Ель евро­пей­ская — это веч­но­зе­ле­ное хвой­ное дере­во из семей­ства сос­но­вых. В бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях ель вырас­та­ет в высо­ту до 50 м. Продолжительность жиз­ни ели состав­ля­ет триста-четыреста лет.

Отметим такую нема­ло­важ­ную осо­бен­ность, что в науч­ной лите­ра­ту­ре пред­по­чти­те­лен выбор боль­шо­го коли­че­ства имен суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных, уточ­ня­ю­щих и рас­ши­ря­ю­щих их зна­че­ние, чем глаголов.

Для син­так­си­са науч­но­го сти­ля харак­тер­ны признаки:

Научный стиль для чего. Смотреть фото Научный стиль для чего. Смотреть картинку Научный стиль для чего. Картинка про Научный стиль для чего. Фото Научный стиль для чего

В зави­си­мо­сти от задач тек­ста раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие раз­но­вид­но­сти науч­но­го стиля:

Видео «Научный стиль (10 класс)»

Научно-популярный стиль

Эта раз­но­вид­ность науч­но­го сти­ля исполь­зу­ет­ся для попу­ля­ри­за­ции науч­ных откры­тий и дости­же­ний. Авторы научно-популярного сти­ля в увле­ка­тель­ной и зани­ма­тель­ной фор­ме повест­ву­ют о кос­мо­се и зага­доч­ных пла­не­тах, о жиз­ни живот­ных и рас­те­ний, о тай­нах морей и оке­а­нов, то есть обо всём, что инте­ре­су­ет любо­зна­тель­ных читателей.

Научно-популярный стиль сохра­ня­ет основ­ные осо­бен­но­сти науч­но­го сти­ля. В нем исполь­зу­ют­ся тер­ми­ны, отвле­чен­ные суще­стви­тель­ные. У гла­го­лов пре­об­ла­да­ют фор­мы тре­тье­го лица един­ствен­но­го чис­ла. Но в отли­чие от дру­гих видов науч­но­го сти­ля в тек­сте упо­треб­ля­ет­ся раз­го­вор­ная и эмоционально-экспрессивная лек­си­ка. Для ожив­ле­ния повест­во­ва­ния исполь­зу­ют­ся образ­ные сред­ства (эпи­те­ты, срав­не­ния, раз­лич­ные виды повто­ров), а моно­лог ино­гда при­об­ре­та­ет чер­ты диалога.

Пример научно-популярного стиля

Понаблюдаем, как в попу­ляр­ном изло­же­нии объ­яс­ня­ет­ся, что все рас­тет из кор­ня, в «Занимательной грам­ма­ти­ке» Н. Ф. Александрович:

«Зри в корень!» — гла­сит извест­ный афо­ризм Козьмы Пруткова. Это шут­ли­вое, но очень вер­ное изре­че­ние. И если оно годит­ся для всех слу­ча­ев жиз­ни, когда мы хотим отыс­кать пер­во­при­чи­ну какого-либо явле­ния, то осо­бен­но важ­но пом­нить, когда нам нуж­но разо­брать сло­во по его соста­ву. Тут уж дей­стви­тель­но надо «зреть», то есть смот­реть, осталь­ные части сло­ва, понять его и напи­сать без оши­бок. Недаром сре­ди уча­щих­ся ходит поговорка:

Если зна­ешь части слова,

То напи­шешь их толково.

«Копаясь» сре­ди кор­ней, мож­но узнать мно­го инте­рес­но­го. Мы узна­ем, что мед­ведь не про­стое сло­во, а слож­ное, и состав­ле­но оно из двух кор­ней: мёд и ведать. Так назва­ли зве­ря пото­му, что он любит лако­мить­ся мёдом (отве­ды­вать мёд).

Источник

Научный стиль

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)

Содержание

Особенности научного стиля

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

Лексика научного стиля речи

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведем примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры», «керметы». Значительная часть терминов является интернациональными словами.

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:

Научный стиль для чего. Смотреть фото Научный стиль для чего. Смотреть картинку Научный стиль для чего. Картинка про Научный стиль для чего. Фото Научный стиль для чегоК тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.Научный стиль для чего. Смотреть фото Научный стиль для чего. Смотреть картинку Научный стиль для чего. Картинка про Научный стиль для чего. Фото Научный стиль для чего

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила — величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. — М., 1961. С. 144, 248). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

Морфологические особенности научного стиля речи

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк — хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения; Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x принял определенное значение. По наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85 % от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее часты в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля:

Жанры, использующие научный стиль

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

История научного стиля

Возникновение связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние, в то время, на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.

Впоследствии терминология была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *