Наука евгеника что она изучает
Евгеника: простыми словами о самом важном
В этой статье мы расскажем вам о евгенике – таинственной науке, которую применяли в своих зверских экспериментах нацисты и проповедовал кузен Чарльза Дарвина.
Что такое евгеника
Простыми словами евгеника – это селекция людей, сторонники которой поставили себе цель избавить человечество от явлений вырождения (болезней, плохих наклонностей, преступности) и наделить его полезными способностями и качествами, например, гениальностью, высоким интеллектом и т.д.
Тут же заметим, что евгеника делится на 2 вида:
Евгеника зародилась в Англии. Её лидером на тот момент считался брат Чарльза Дарвина Фрэнсис Гальтон – аристократ и учёный. Рассветом евгеники считается начало XX века, когда она широко применялась такими развитыми странами как США, Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия.
Позже наука стала ассоциироваться с фашистской Германией и утратила популярность. Но давайте обо всем по порядку.
Краткая история евгеники
Кратко расскажем историю евгеники как науки (или, по мнению некоторых, псевдонауки), начиная с эпохи древнего мира.
Ещё в древности скотоводческие народы заметили, что если скрещивать слабых особей, то потомство тоже, скорее всего, вырастет слабым. Древнегреческий поэт Феогнид перенёс это и на людей: «Не удивляйся ухудшению стати народа, если хорошее смешивается с низменным».
Плутарх писал о том, что в Спарте сбрасывали со скалы новорождённых, которые, на взгляд старейшин, не могли стать сильными воинами. Платон утверждал в своих трудах, что не стоит растить детей, рождённых от неполноценных родителей с дефектами.
Аристотель выдвигал похожие идеи, говоря, что «…государство должно способствовать увеличению количества людей, которых можно отнести к высшим типам». Более активное развитие и изучение евгеники началось только в XIX веке.
В 1863 году Фрэнсис Гальтон решил изучить, какие явления могут улучшить наследственные качества потомства, и через 6 лет издал книгу «Наследование таланта». Понятие «евгеника» он ввёл лишь в 1883 году, и назвал это явление «наукой, занимающейся улучшением врождённых качеств человеческого вида».
Научные круги того времени поддержали Гальтона, и евгенику стали преподавать в университетах как отдельную дисциплину. В начале XX века в Америке вышли исследования, доказывающие, что государству следует принять меры по борьбе с «вырождением расы» и начать её улучшение с помощью селекции. В исследованиях приводился анализ нескольких американских родов, берущих своё начало с асоциальных предков.
Одним из самых известных примеров является семья «Джук», насчитывающая в своём составе больше 1000 человек и 7 поколений. Из них 300 умерли, не достигнув двух лет, 310 стали профессиональными нищими, 400 – инвалидами и 130 – сели в тюрьму. Лишь 20 человек из семьи «Джук» получили профессию. По подсчётам «исследователей», государство потратило на эту семью 1 миллион 250 тысяч долларов.
Лотроп Стоддард – историк и журналист – провёл ещё более крупные исследования, которые привели к тому, что многие государства стали применять евгенику для борьбы с «человеческими пороками» – они начали принудительно стерилизовать преступников, насильников и алкоголиков (Кстати, в некоторых штатах США до сих пор к химической кастрации приговариваются преступники, совершившие тяжкие сексуальные преступления).
С 1933 по 1945 год в Германии (и на территории оккупированных государств) стерилизовали всех «неполноценных лиц» – коммунистов, геев, цыган, евреев, славян и душевнобольных. Вместе с падением Третьего рейха должна была бы прекратить свое существование и евгеника, однако этого не произошло – ее история продолжилась и наука несколько видоизменилась.
Сейчас активно развивается генотерапия, ставшая своего рода трансформированным вариантом евгеники. Генотерапия – это направление в медицине, цель которого – изменение клеток человеческого организма для лечения болезней.
Если в будущем будет снят запрет на генетические изменения в клетках, негативная евгеника утратит свое значение, ведь незачем будет отсеивать дефективных членов общества.
Когда наука сможет не только «исправлять» гены, но и улучшать их, также лишится смысла и позитивная евгеника, потому что все люди станут «идеальными». И как раз теперь уместно привести мнения специалистов на тему необычной науки.
«За» и «против», права человека
Давайте посмотрим, какие аргументы выдвигают сторонники и противники учения:
Тем не менее, Швеция перестала применять принудительную стерилизацию лишь в 70-х годах прошлого века и отменила эту практику только из-за движения феминисток, которые были недовольны тем, что стерилизации в 90% случаев подвергаются женщины (в том числе девушки-подростки).
В дальнейшем количество противников евгеники стало увеличиваться, и в 2005 году страны – члены Европейского союза подписали конвенцию о биомедицине и правах человека, которая запрещает:
До этого в 2000 году они же приняли хартию прав ЕС, в которой говорится о запрещении евгенической практики. Подобные документы также приняты и на международном уровне. Пример — Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека.
Популярные заблуждения о евгенике
История науки породила немало домыслов и заблуждений, которые мы вкратце осветим:
И напоследок еще немного любопытной информации.
Интересные факты и книги о евгенике
Многие достижения учёных-евгенистов в настоящее время используются в генной инженерии для коррекции генома яйцеклеток, клонирования и генной терапии. Частично подходы евгеники переняли Сингапур с Китаем, начав проводить политику «Одна семья – один ребёнок» и применять другие меры для поддержания численности и состава населения.
Например, премьер-министр Сингапура Ли Куан Йу заметил, что образованные девушки из его страны редко выходят замуж, потому что мужчины предпочитают жениться на бедных безграмотных индианках и малайках. Чтобы исправить это и увеличить количество нормальных семей, способных воспитывать интеллектуальных и здоровых детей, он создал два брачных агентства. Первое занимается подбором пар среди молодых образованных людей, второе – среди всех остальных.
Естественно, это лишь крупица информации о евгеническом направлении, и если вам захотелось узнать о нем более подробно, рекомендуем обратиться к соответствующей литературе. Среди посвященных евгенике книг можно найти как художественные, так и научные.
Художественные книги о евгенике:
Научные книги о евгенике:
Можно сказать, что евгеника – это пережиток прошлого. В том виде, в каком она существовала при нацистской Германии, её уже нет. Она попала под запрет многих деклараций и хартий о правах человека, и к настоящему времени частично переродилась в биомедицину и генетику. А о том, что будет происходить дальше, можно только гадать.
Надеемся, эта статья оказалась полезной, и желаем удачи!
Евгеника — запрещённая наука будущего
Поначалу евгенику восприняли на ура. Самые выдающиеся люди в конце XIX — начале XX века охотно встали под знамена новой науки, провозгласившей своей задачей улучшение человеческого рода и предотвращение людских страданий. «Из-за врожденных дефектов наша цивилизованная человеческая порода гораздо слабее, чем у животных любого другого вида — как диких, так и одомашненных… Если бы на усовершенствование человеческой расы мы потратили двадцатую часть тех сил и средств, что тратятся на улучшение породы лошадей и скота, какую вселенную гениальности могли бы мы сотворить!». С этими рассуждениями Фрэнсиса Гальтона охотно соглашались и Бернард Шоу, и Герберт Уэллс, и Уинстон Черчилль, и Теодор Рузвельт. Да и как не согласиться? В человеке все должно быть прекрасно! Чеховская мысль живет, но не побеждает, наталкиваясь на человеческое несовершенство. Ибо несовершенен каждый из нас. Оглянитесь вокруг, и вы наверняка заметите, как «неравнозначно, неравномерно» одарила всех природа: кому-то вручила отменные мозги, но сэкономила на здоровье, а кого-то осчастливила необыкновенно привлекательной внешностью, но добавку дала мерзкий характер. Потому-то так и восхищают люди, в которых соединяются сразу и красота, и доброта, и ум, и сила. Таких мало. А хотелось бы больше…
Собственно, подумывать об улучшении человеческой породы начали еще древние. Тот же Платон (428-347 гг. до н. э.) в своей знаменитой «Политике» говорил о необходимости вмешательства государства в регулирование браков, объяснял, как именно подбирать супругов, дабы производить на свет физически крепких детей с выдающимися нравственными началами. Известным «центром селекции» в древности была Спарта. Там младенцев, лишенных физических качеств, необходимых будущим воинам, без лишних раздумий просто сбрасывали со скалы. Критиковать или осуждать спартанцев сегодня абсолютно бессмысленно: таковы были нравы того общества, где мальчиков рожали только с одной целью — для пополнения армии. Кстати, эта цель была достигнута: и сегодня все помнят, что «в здоровом теле — здоровый дух, один спартанец стоит двух»…
Летели годы, проносились столетия, а простые смертные все так же мучились собственным несовершенством и прикидывали — как хорошо было бы жить в окружении сплошь приятных — что внешне, что внутренне — людей… И пока они страдали маниловщиной, ученые задумались о том, как достичь этого на практике.
Первыми бороться с деградацией человечества отважились в США. В 1904 году в штате Индиана был принят и приведен в действие закон о стерилизации. В принудительном порядке стерилизовали «неполноценных» особей в лице алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. Собственно, по названию штата метод и получил название индианского. Надо сказать, он оказался очень популярным: так или иначе, но за 26 лет его опробовали еще в сорока штатах.
В чем же заключался индианский метод? Ничего общего со средневековыми ужасами.
По большому счету, его можно даже назвать гуманным: человеку просто-напросто перерезали семенные протоки. То есть, он мог вести половую жизнь, но терял способность к размножению. Подобную процедуру должны были в обязательном порядке проходить все социально ненадежные элементы. «Уклонистов» безжалостно наказывали: сажали в тюрьму на три года или штрафовали на 1000 долларов. А саму негативную евгенику при этом популяризировали всеми доступными способами: снимали фильмы, писали книги и статьи, создавали специальные институты…
При таком подходе «негодный человеческий материал» был практически исключен из процесса размножения. Одна беда: «нездоровыми», как правило, признавались люди, не сумевшие состояться социально. Произошла подмена понятий: евгеникой пытались врачевать «язвы общества» — нищету, алкоголизм, бродяжничество, преступность и проституцию.
Иначе подошли к «евгенистическому» вопросу в странах Северной Европы. Начиная с конца 1920-1930-х годов в Дании, Швеции, Исландии, Норвегии и Финляндии на уровне правительств проводилась целенаправленная политика стерилизации умственно неполноценных. Как и в США, их стерилизовали, лишая тем самым возможности передачи вредных генов.
Все резко изменил 1933 год, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты. Собственно, именно нацисты и забили последний гвоздь в гроб евгеники, принявшись обосновывать с ее помощью расовую политику Третьего рейха. Все «неарийцы» были признаны «недочеловеками» и в целях улучшения «породы людей подлежали уничтожению…
Генетик — друг человека
Собственно, официально это табу так никто не снял. И, тем не менее, позитивная евгеника сейчас начинает возрождаться. Ибо все исследования, связанные с ДНК человека, — это не что иное, как проявления евгеники. Что, например, дает расшифровка генома человека? Можно узнать, к каким наследственным заболеваниям человек предрасположен, и предупредить их. Пример?
Вернее, предоставляли родителям выбор: оставлять больного ребенка или нет. Чаще всего звучал ответ: «Нет!» Отказываются от дальнейшего вынашивания, как правило, и в тех случаях, когда ребенку в утробе матери ставят диагноз «синдром Дауна». В той же Америке, например, абортируется более 90% зародышей, которым был вынесен такой страшный вердикт.
Между тем ребенок, страдающий синдромом Дауна, может родиться даже у абсолютно здоровых родителей. От этого никто не застрахован. Так что, по идее, сегодня перед зачатием ребенка следует навестить генетика. Особенно если в семьях по отцовской или материнской линии наблюдались серьезные заболевания. Медико-генетическое консультирование ясно даст знать: рискуете ли вы, решаясь завести малыша, или ваши опасения равны нулю? Таким образом, можно застраховаться от многих проблем в будущем.
В США, Англии, Швеции и Финляндии будущим родителям уже сейчас предлагают заблаговременно исследовать кариотип — набор хромосом, — дабы выявить наличие возможных хромосомных перестроек и свести риск на нет… Что это, как не евгеника? Что это, как не улучшение человека? Что это, как не избавление от страданий? Что это, как не гуманизм?
Делай меня точно. История евгеники в Древней Греции, США и России
Принудительная стерилизация больных, «расово неполноценных» и просто людей с низким IQ, убийство «неудачных» младенцев, запреты на браки, расовая гигиена. Нет, это не про нацистскую Германию: такими радикальными методами боролись за улучшение генофонда вполне цивилизованные страны, причем еще совсем недавно. Почитайте об истории этой жестокой и бесполезной практики.
Государство вместо естественного отбора
Хотя термин «евгеника» появился сравнительно поздно, идея немного подтолкнуть эволюцию соблазняла человечество веками. Уже древние греки были хорошо знакомы с принципами и позитивной евгеники (создание условий для воспроизводства наиболее одаренного потомства), и негативной (ограничение размножения «неполноценных» особей). Платон в трактате «Государство» предлагал и конкретный рецепт:
«Лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие с самыми худшими.
Потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших — нет.
Но что это так делается, никто не должен знать, кроме самих правителей, чтобы не вносить разлада».
Да и спартанская традиция сбрасывать неудачных младенцев со скалы — негативная евгеника в чистом виде (правда, археологи все чаще поговаривают, что это миф и спартанцы ничего такого не делали).
Идеи Платона продолжает Кампанелла. В «Городе солнца» он пишет, что странно, «заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегать породой человеческой», поэтому «деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство», — право и обязанность государства. За подбор наилучших комбинаций, по версии Кампанеллы, должны были отвечать специальные чиновники:
«Когда же все, и мужчины и женщины, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу.
Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга».
Но по-настоящему массовый всплеск интереса к евгенике возник с появлением дарвиновской теории. Сам Дарвин про селекцию людей, правда, высказывался с осторожностью; зато этой идеей увлекся его двоюродный брат Фрэнсис Гальтон (которому мы и обязаны термином «евгеника»). Почти как Кампанелла и Платон, он предлагал, чтобы специальные коллегии экспертов оценивали наследственные качества каждого человека. И если показатели недостаточно хороши, общество берет таких людей на содержание с одним условием: чтобы они не занимались сексом и не размножались.
Читайте также
«Родители, воспитанные в строгом уважении к интересам расы, не слишком долго будут предаваться скорби, но радостно и со свежими силами предпримут вторую попытку, если комитет по воспроизводству позволит им это сделать после предыдущей неудачи», — невозмутимо замечает Плётц.
Кроме того, уничтожению должны подлежать все дети, рожденные от матерей старше 45 и отцов старше 50 лет, и всё последующее потомство женщин, рожавших более шести раз.
Не стоит думать, что такие радикальные идеи озвучивали редкие маргиналы. Наоборот, уже на рубеже веков евгеника становится массово популярной во всем западном мире, в том числе на государственном уровне. Откуда такой интерес именно в это время? Во-первых, на волне дарвиновской теории идея улучшить человечество впервые показалась достижимой и очень соблазнительной.
Во-вторых, в обществе нарастала тревога: с развитием здравоохранения, гигиены и с улучшением уровня жизни естественный отбор, казалось, перестал работать. А значит, государство должно взять эту функцию на себя, иначе население стремительно выродится и скатится обратно в варварство. Сторонники евгеники всерьез считали, что речь идет уже не об утопическом улучшении человечества — а буквально о его спасении.
Советскую Россию мода на евгенику тоже не обошла: в 1920 году в Москве открылось Русское евгеническое общество. Его создатель — профессор Николай Кольцов, легендарный биолог, основатель Института экспериментальной биологии, один из пионеров русской генетики. Свои взгляды на вопрос он изложил в статье «Улучшение человеческой породы»:
«Наука об улучшении пород животных называется зоотехнией; наука об улучшении человеческой породы, обычно называемая евгеникой, может быть названа также антропотехнией, так как она является не более как отделом зоотехнии. Порода всякого вида животных, в том числе и человека, может быть изменена сознательно, путем подбора таких производителей, которые дадут наиболее желательную комбинацию признаков у потомства».
Кольцов добавлял, что это, пожалуй, единственный путь как-то облагородить человеческую природу: к идеалистическим идеям улучшить человека через повышение его культурного уровня он относился довольно скептически. (Конечно, такие взгляды шли вразрез с теорией исторического материализма и ее главным принципом «бытие определяет сознание» — что вскоре станет лишним поводом для разгрома советской генетики, а с ней за компанию и евгеники.)
Правда, Кольцов признавал, что на практике реализовать «антропотехнию» проблематично:
«Мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, каковы у нас будут дети».
Зато проект такой реализации вскоре предложил другой советский генетик, Александр Серебровский. В статье «Антропогенетика и евгеника в социалистическом обществе» (1929) он критиковал евгенические идеи западных коллег за излишнюю мягкость:
«Как бесплодная дева, буржуазная евгеника может мечтать лишь о том, что вот красивые и умные мужчины будут выбирать себе в жены красивых и умных женщин и будут у них красивые и умные дети. Но этот лозунг является совершенно бессмысленным и ненаучным.
Если умный будет выбирать себе умную жену, то оставшийся дурак женится на оставшейся дуре, и еще вопрос, кто из них наплодит больше потомства».
В советском же государстве зачатие должно происходить только в результате искусственного осеменения спермой лучших производителей. При этом Серебровский не отрицал любви, сексуального влечения и прочих иррациональных проявлений человеческой природы: просто, писал он, всё это должно быть отделено от деторождения. Пусть влюбленные сколько угодно занимаются сексом в свое удовольствие, это их личное дело; а вот дети — дело общественное, и тут нельзя полагаться на случай.
Технологии, резонно замечал Серебровский, уже есть и многократно опробованы в животноводстве. Всего-то и надо — разрушить в мужчинах дурацкое буржуазное желание воспитывать только своих детей, а в женщинах — мещанский предрассудок «рожать от любимого человека»:
«Наоборот, необходимо будет внушить, что срыв этого сложного плана есть поступок антиобщественный, аморальный».
По меркам 1920-х идея не выглядела слишком радикально. Так, еще за три года до статьи Серебровского популярный поэт и драматург С. Третьяков опубликовал пьесу «Хочу ребенка» с очень «евгеническим» сюжетом (ее собирался ставить Мейерхольд, но процесс затянулся, а потом и евгеника, и сам Мейерхольд оказались в опале).
Главная героиня, большевичка Милда, решает завести ребенка, но подходит к этому прагматично, без мещанских идей о любви и браке, и просто выбирает в своем окружении лучшего «производителя».
Избранник, «стопроцентный пролетарий» Яков, поначалу смущается (тем более что он влюблен в другую), но потом уступает доводам Милды. Финальная сцена — врачебная комиссия проводит конкурс детей, чтобы определить лучшего ребенка из родившихся в прошлом году. Конкурс выигрывают сразу двое младенцев: оба рождены от пролетария Якова, один Милдой, а второй — его возлюбленной. Все счастливы.
Впрочем, на фоне того, что происходило под знаменами евгеники в других странах, эти идеи выглядят даже трогательно. Советские евгенисты оказались гораздо гуманнее западных коллег. Их идеи были хоть и радикальны, но находились в рамках позитивной евгеники: о принудительной стерилизации и других инструментах евгеники негативной и сам Кольцов, и его коллеги всегда отзывались резко отрицательно, да и расовую теорию к своим идеям никогда не приплетали. Но так было далеко не везде.
Чикаго — новая Спарта
Все мы прекрасно знаем, чем идеи о чистоте генофонда обернулись в нацистской Германии — само слово «евгеника» теперь прочно ассоциируется с Третьим рейхом. А между тем Германия была далеко не единственной и не первой страной, где принципы негативной евгеники стали государственной политикой.
…В ноябре 1915 года женщина по имени Анна Боллингер родила в чикагском госпитале ребенка с осложнениями. Главный врач и убежденный евгенист Гарри Хайзельден, осмотрев младенца, пришел к выводу: операция, конечно, могла бы его спасти, вот только он не стоит спасения, слишком уж болезненный. Так он и заявил родителям. Через пять дней ребенок, не получив медицинской помощи, умер.
На суде доктор нисколько не отпирался, а прямо заявил:
«Я совершил бы бо́льшее преступление, если бы оставил этого младенца в живых, ведь это ошибка природы. Я точно знаю, что он вырос бы дефективным!»
И хотя следствие доказало, что Хайзельден мог предотвратить гибель ребенка (он этого и не отрицал), врача оправдали.
Проснувшись, роженица принимает совет доктора и оставляет ребенка умирать; его душа вылетает из тела и попадает в объятия Иисуса, который уже ждет на пороге.
Настоящая агитка негативной евгеники длиной в полтора часа, которая долгие годы шла в кинотеатрах.
Пример для Гитлера
Еще активнее в жизнь внедрялся другой способ негативной евгеники — стерилизация. Первый закон о принудительной стерилизации приняли еще в 1907 году в штате Индиана; со временем аналогичные поправки в свое законодательство внесли еще 32 штата. В некоторых штатах закон действовал вплоть до 1970-х годов; за это время в США успели принудительно стерилизовать более 60 000 человек (треть — в Калифорнии, где были особенно суровые законы).
Впрочем, сторонникам евгеники и этих мер казалось недостаточно: «Если бы в Соединенных Штатах эти законы применялись бы в большей мере, в течение столетия наши тюрьмы, сумасшедшие дома и психиатрические клиники были бы полностью очищены», — высказывался на этот счет один из участников конгресса по вопросам евгеники в Нью-Йорке.
Кто подвергался принудительной стерилизации? Изначально — люди, страдающие психическими заболеваниями (даже если не было никаких доказательств, что они передаются по наследству), слабоумные и люди с физическими недостатками — слепые, глухие, эпилептики.
Но некоторые штаты трактовали закон гораздо шире: там стерилизовали и тех, кого считали маргиналами или «преступниками против нравственности» (например, гомосексуалов или «неразборчивых в связях женщин», забеременевших вне брака).
«Слабоумие» тоже оценивали очень вольно. Так, в Северной Каролине стерилизовали всех, чей IQ был ниже 70. При этом IQ-тесты были крайне неточными и иногда включали, например, задания на эрудицию — так что в «слабоумных» легко записывали необразованных бедняков.
Власти всё чаще рассматривали стерилизацию как отличный способ не дать размножаться беднейшим слоям населения. Бедных женщин (как правило, из этнических меньшинств) иногда стерилизовали не просто без «медицинских показаний», но даже без их ведома.
Женщина из племени навахо рассказывает: однажды у нее заболел живот, и она пришла в местную клинику «для коренных народов». Врачи сказали, что ей нужно срочно вырезать аппендицит, и дали подписать какие-то бумаги — она думала, что это согласие на операцию. Аппендицит ей действительно вырезали, но заодно стерилизовали. Узнала она об этом только через несколько лет, когда обратилась к врачу после безуспешных попыток забеременеть.
Это была стандартная схема: таким же образом в одном из городов штата Миссисипи в 1960-х стерилизовали 60% темнокожих женщин, обращавшихся в местный госпиталь. Но и этим негативная евгеника не ограничивалась.
Законы многих штатов под страхом уголовного наказания запрещали вступать в браки целым категориям людей: где-то «идиотам и сумасшедшим», где-то «эпилептикам и имбецилам», где-то «заядлым пьяницам».
Некоторые энтузиасты ратовали даже за запреты союзов между бедняками. Что уж говорить про межрасовые браки, если в 1920-х сам президент страны Калвин Кулидж заявлял, что «нордическая раса ухудшается, если смешивается с другими».
Может быть интересно
Собственно, нацистская Германия училась именно у США. Еще в первой половине 1930-х американские ученые активно сотрудничали с коллегами из Третьего рейха, а Фонд Рокфеллера финансировал немецкие евгенические программы (в том числе ту, в которой принимал участие доктор Менгеле — накануне своей карьеры в Аушвице). Вернувшись в 1934 году из поездки в Германию, один из американских евгенистов с гордостью хвастался коллегам, что «наша работа играет значительную роль в формировании образа мыслей группы интеллектуалов, стоящих за Гитлером».
А сам Гитлер написал восторженное письмо другому американскому идеологу евгеники, автору книги «Конец великой расы» Мэдисону Гранту, где назвал его работу «своей Библией».
В этой книге Грант, помимо прочего, пропагандировал устранение из генофонда «бесполезных расовых типов» и рекомендовал сегрегацию нежелательных рас в специальных районах проживания, под строгим надзором. Похоже, Гитлер действительно читал ее очень внимательно.
А что же позитивная евгеника? Ее тоже пытались развивать, иногда довольно причудливыми методами. Так, на сельскохозяйственных ярмарках наряду с конкурсами племенных быков и кур-несушек стали проводить нечто похожее, но с людьми. Началось всё с конкурсов «Лучший ребенок», но позже уже целые семьи соревновались, у кого из них лучшие гены.
Процедура мало чем отличалась от выставок племенного скота: семьи проходили полное медицинское обследование, сдавали анализы крови и мочи, комиссия оценивала их физические параметры, внешность, состояние зубов, родословную, а также психическую уравновешенность и «социально одобряемые» черты характера. По каждому показателю выставлялись оценки, которые потом суммировались. Такие конкурсы проводились в США почти вплоть до Второй мировой войны.
Разумеется, когда стало известно, как идеи расовой гигиены реализовали нацисты, евгенику стало стыдно даже упоминать в приличном обществе. Многочисленные институты и общества евгеники спешно закрылись или переименовались, а былые адепты сделали вид, что даже слова такого никогда не слышали. Между тем на практике евгенические законы в некоторых штатах действовали и через несколько десятилетий после падения Третьего рейха.
Последние оплоты негативной евгеники
Пример США не был чем-то исключительным. Евгенические законы о принудительной стерилизации действовали и во многих европейских странах — в Норвегии, Дании, Финляндии, в одном из кантонов Швейцарии. Удивительно, что европейским чемпионом по этому показателю (после Германии, конечно) стала Швеция — страна, которая гордится своими либеральными свободами и социальными гарантиями.
С другой стороны, именно Швеция была родиной первого в мире государственного Института расовой биологии (открылся в 1921 году), программа которого звучала так:
«Задача расовой гигиены состоит в защите народов от их опаснейших внутренних врагов. Никакие жертвы, ведущие к этой цели, не могут быть признаны слишком большими».
Закон о стерилизации существовал в Швеции с 1935-го по 1976 год, и за это время в стране с населением около 10 миллионов было стерилизовано 60 000 человек — в основном женщин. Причем широкая общественность узнала о масштабах трагедии только в 1990-х, после крупного журналистского расследования.
В Швеции стерилизации подвергались не только люди с генетическими заболеваниями, но и те, кому диагностировали «трудности в обучении» (в первую редакцию закона входила еще расовая неполноценность, но после Нюрнбергского процесса сохранять такую формулировку стало как-то неловко).
Официально процедура была добровольной: жертвы сами подписывали документы о согласии. Но, по их рассказам, этому всегда предшествовал шантаж: например, угрозы отнять детей или лишить социальной защиты.
Одна из жертв вспоминала, что ей диагностировали «трудности в обучении», потому что у нее не было очков и она не могла разглядеть то, что учительница писала на доске (на очки у семьи денег не было, а признаться она стеснялась). В 17 лет девушку поместили в заведение для умственно отсталых, вызвали в кабинет директора и заставили подписать согласие на стерилизацию. Это была многократно отработанная схема: девушек с «трудностями в обучении» отправляли в специализированные «заведения» и угрожали, что продержат там всю жизнь, если те не согласятся на процедуру.
Еще хуже дело обстояло в Японии, где введенный в 1948 году закон о евгенической защите отменили только в 1996-м. Согласно этому документу, принудительной стерилизации могли подвергнуть любую женщину, если у нее, ее партнеров или родственников до четвертой степени родства (кузены, двоюродные деды и бабки) обнаружены генетические мутации. На практике закон трактовался еще шире: поводом для стерилизации могли стать не только шизофрения или эпилепсия, но даже альбинизм и «ненормальное сексуальное желание».
Согласия пациентки, даже формального, не требовалось: лечащему врачу достаточно было подать заявку в соответствующий комитет. Всего принудительной стерилизации подверглись 16,5 тысячи человек, и еще 8 тысяч — условно-добровольной, совершенной под давлением. Япония стала последней из «западных» стран, где применялась негативная евгеника. Недавно правозащитникам даже удалось добиться от правительства компенсаций жертвам принудительной стерилизации — тем из них, кто еще жив.
Сегодня перед человечеством открылись такие возможности, которые и во сне не могли привидеться адептам евгеники: вместо довольно сомнительных с точки зрения результата (не говоря уж об этике) экспериментов по «скрещиванию» лучших представителей вида достаточно немного подредактировать геном. Впрочем, главная проблема никуда не делась. Лучше всего ее в свое время сформулировал советский генетик Николай Тимофеев-Ресовский:
«Свиновод совершенно знает, чего он хочет от своих свиней и в каком направлении ему хочется улучшить свое свинство.
Это же знает и скотовод о своем рогатом скоте. А скажите, пожалуйста, кто знает, как и в каком направлении нужно улучшать человечество? Свиньи не могут улучшать свою породу. Каждая свинья думает, что она лучшая свинья. Это же наблюдается часто и в пределах человечества».