Наука психосоматика что это

Что такое психосоматика и психосоматические расстройства

Разбираемся, какие симптомы и болезни — от стресса — и когда лучше идти к психотерапевту, чем к кардиологу или хирургу.

Психосоматика что это такое?

Психосоматика («психо» — душа, «сома» — тело) — термин, который в широком смысле обозначает различные взаимодействия между физическим состоянием и психикой. Иными словами, наше физическое состояние влияет на нашу психику: человек, который много лет страдает от повышенного давления, может чувствовать себя подавленно, иметь значительные физические ограничения, которые накладывают отпечаток на качество жизни.

Одновременно, и психическое состояние влияет на нашу физиологию: все хотя бы раз настолько хотели остаться дома и не идти в школу или на работу, что у них начинало немного болеть горло, голова, или начинало тошнить, или повышалась температура. Это — нормальные проявления взаимодействия между телом и психикой.

Наука психосоматика что это. Смотреть фото Наука психосоматика что это. Смотреть картинку Наука психосоматика что это. Картинка про Наука психосоматика что это. Фото Наука психосоматика что это

А психологические проблемы влияют на болезни? Я слышал, что астма — это психосоматическое заболевание. Это правда?

Другая часть психосоматики — исследование и комплексное лечение физических заболеваний, которые могут ухудшаться из-за психологических факторов. В последнее время появляется всё больше данных (в том числе ложных), что множество расстройств, которые обычно считаются физическими, имеют выраженный психологический компонент.

В реальности, доказана взаимосвязь между психикой и сердечно-сосудистыми заболеваниями, экземой и псориазом, желудочно-кишечными проблемами. В этих случаях есть четкая, хорошо изученная и поддающаяся лечению или контролю биологическая проблема. Поэтому психика в этих случаях играет вторичную, а не первичную роль — провоцирует и усугубляет состояние.

Тем более мало или совсем нет научных данных о достоверном влиянии психики в случаях аллергии и других болезней дыхательных путей, проблем со зрением, артрита, гепатита, ВИЧ-инфекции/СПИДа, заболеваний позвоночника и костей, опухолей и рака.

В описанных случаях есть четкий биологический механизм (нарушение обмена веществ, аутоиммунные реакции), который вызывает психологические изменения. Психика в свою очередь усугубляет физическое состояние.

Бывает и так, что психологические трудности вызывают физические проблемы, которых не было бы в противном случае. Такие расстройства называются соматоформными. О некоторых из них подробнее расскажем в статье.

Симптомы психосоматических расстройств

В составе разных видов соматоформных расстройств, как кирпичики, лежат отдельные группы симптомов — они называются синдромами. Наиболее характерными для постановки диагноза являются следующие:

Конверсионный синдром

Чаще всего конверсия проявляется в нарушении работы или полной потери функции той или иной части тела (например, зрения, конечностей, глухота, тики) без физического нарушения.

Наука психосоматика что это. Смотреть фото Наука психосоматика что это. Смотреть картинку Наука психосоматика что это. Картинка про Наука психосоматика что это. Фото Наука психосоматика что это

Дисморфофобический синдром

Такой симптом психосоматического расстройства может быть выражен в глубокой уверенности в наличии того или иного физического недостатка — например, чрезмерного веса, искривления отдельных частей тела, неприятного запаха. Человек верит, что окружающие видят недостаток и смеются над ним.

Соответственно, он прилагает огромные усилия, чтобы «исправиться»: выбирает определенную одежду, резко худеет, тщательно рассматривает себя в зеркале, много фотографируется, чтобы «натренировать» выражение лица, которое скрывает «недостаток».

Наука психосоматика что это. Смотреть фото Наука психосоматика что это. Смотреть картинку Наука психосоматика что это. Картинка про Наука психосоматика что это. Фото Наука психосоматика что это

Депрессивный синдром

Логично, что человек в таком состоянии подавлен, хотя может скрывать свое состояние.

Астенический синдром

Чтобы выдержать такой психологический груз, уходит много сил. Поэтому человек быстро истощается, испытывает головную боль и другие вегетативные симптомы.

Если есть болезнь (даже мнимая), человек будет искать помощи и лечения. Он идет к врачам, получает множество назначений, иногда доходит до операции. Терапевты, эндокринологи, хирурги обещают выздоровление — но оно не приходит. Ничего не помогает, и он вновь обращается за помощью.

Грамотные врачи видят, что всё бесполезно, и рекомендуют обратиться к психиатру или психотерапевту. Но убедить человека, что проблема в психике, не всегда легко. Ведь гораздо проще лечиться у терапевта, чем у психиатра.

Психосоматические заболевания что это такое?

В Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют несколько видов соматоформных расстройств. Наиболее частые из них:

Соматизированное расстройство

Человек предъявляет множество физических жалоб, которые часто меняются, повторяются и не поддаются стандартной диагностике и лечению. Это длится минимум два года и сопровождается трудностями в работе, общении и личной жизни. Люди начинают ограничивать себя в различных сферах деятельности, становятся раздражительными или подавленными.

Алла Владимировна рассказывает, что этим людям очень нужна психотерапия, но именно они настроены к психотерапевтам с особенным недоверием:

Наука психосоматика что это. Смотреть фото Наука психосоматика что это. Смотреть картинку Наука психосоматика что это. Картинка про Наука психосоматика что это. Фото Наука психосоматика что это

Ипохондрическое расстройство

Во многом похоже на психосоматическое расстройство, но вдобавок к множеству симптомов пациенты убеждены, что больны тяжелым, прогрессирующим заболеванием. Однако врачи не могут ничего у них найти.

Когда человеку доказывают, что одного заболевания нет (например, рака), пациент быстро «переключается» на другую болезнь (например, туберкулез). Потом он может снова вернуться к первой версии, и так бесконечно.

Наука психосоматика что это. Смотреть фото Наука психосоматика что это. Смотреть картинку Наука психосоматика что это. Картинка про Наука психосоматика что это. Фото Наука психосоматика что это

Устойчивое соматоформное болевое расстройство

Здесь нет множества разрозненных жалоб, человек страдает от периодической мучительной боли, чаще в одной области. Диагностические исследования не могут выявить физические нарушения или заболевания.

Боль возникает после эмоционально-травмирующей или проблемной ситуации, а пациент получает значительную медицинскую и социальную поддержку и помощь.

Алла Владимировна рассказывает, что таких случаев много в практике стоматологов:

Наука психосоматика что это. Смотреть фото Наука психосоматика что это. Смотреть картинку Наука психосоматика что это. Картинка про Наука психосоматика что это. Фото Наука психосоматика что это

Психосоматика и как лечить?

Лечение соматоформных расстройств, а также соматических болезней с известным психосоматическим компонентом должно быть комплексным. Они состоят минимум из двух компонентов — значит, и работать должна бригада специалистов.

Врачи соматического направления должны провести комплексную диагностику и назначить лекарства (в тех случаях, где подтверждается соматическая болезнь). Возможно, понадобится лечение не того заболевания, которого боялся пациент, а проблем, которые возникли в результате вмешательств, которые он потребовал без необходимости.

Врач-психиатр назначает лекарства для борьбы с депрессивным, тревожным состоянием и стабилизации настроения.

Хотя пациенты редко готовы получать такую помощь, важнейшая составляющая — это помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Наиболее эффективны когнитивно-поведенческая терапия, БОС-терапия, обучение релаксационным техникам и аутотренингу, тренинги ассертивности, социальных навыков, поведенческие вмешательства, направленные на краткосрочное решение жизненных трудностей.

Источник

Научная электронная библиотека

Наука психосоматика что это. Смотреть фото Наука психосоматика что это. Смотреть картинку Наука психосоматика что это. Картинка про Наука психосоматика что это. Фото Наука психосоматика что это

Тема занятия №9. Психосоматика. Психосоматическиерасстройства (методика «Торонтскаяалекситимическая шкала»)

Место проведения: учебная аудитория.

Продолжительность: 2 часа.

Цели занятия: изучить понятие психосоматики и психосоматических расстройств. Ознакомить с классификацией психосоматических расстройств. Разобрать основные аспекты психосоматического подхода в медицине.

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

Темы проектов, рефератов:

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

Дополнительная литература:

Исходный контроль уровня знаний:

Основные вопросы темы:

1. Определение и классификация психосоматических расстройств.

2. Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний.

3. Психосоматический подход в медицине. Психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний.

4. Механизм развития основных органических психосоматических болезней (гипертоническая болезнь, ИБС, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз, сахарный диабет).

Итоговый контроль уровня знаний:

Содержательная часть

Определение и классификация психосоматических расстройств

В наиболее распространенной трактовке для психосоматических расстройств характерным является знание значимости психологических факторов как в возникновении, так и в обусловливании ими усиления или ослабления соматического (физического) страдания. Таким образом, критерием отнесения имеющегося физического заболевания к психосоматическим является наличие психологически значимых раздражителей из окружающей среды, которые во времени связаны с возникновением или обострением данного физического нарушения. Такое понимание психосоматических расстройств считается широким, так как к ним относят все нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых тесно связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы или со специфическими особенностями личностно-эмоционального реагирования человека на окружающее.

В процессе эволюции человека постепенно нарушался уни­версальный механизм приспособления его психики к окружаю­щей среде. Вместе с изменением психологии человека и среды его обитания проявлялись новые и численно увеличивались имею­щиеся психологические симптомы и синдромы. В ходе эволюции человек приобрел присущие ему как биологическому виду силу, гибкость, подвижность, способность к терморегуляции, опреде­ленные характеристики органов чувств. Древние инстинктивные программы поведения человека помогали противостоять голоду, холоду, нападению врагов и хищников.

Психосоматический подход начинается тогда, когда пациент перестает быть только носителем больного органа и рассматрива­ется целостно. Тогда психосоматическое направление можно рас­сматривать и как возможность «исцеления» от деперсонализиро­ванной медицины.

По современным представлениям, к психосоматическим за­болеваниям и расстройствам относят следующие расстройства.

1. Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет сим­волический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления за­трагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.

2. Функциональные синдромы. В этой группе находится преоб­ладающая часть «проблемных пациентов», которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-ки­шечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или моче­половую систему. Беспомощность врача относительно этой симп­томатики объясняется среди прочего многообразием понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Часто у таких больных имеются только функциональные нарушения отдельных органов или систем; какие-либо органические изменения, как правило, не об­наруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдель­ный симптом не имеет специфического значения, будучи неспеци­фическим следствием нарушенной телесной функции. Александер описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки эмоционального напряжения без характерных черт и обозначил их органными неврозами.

Влияние психики допустимо и возможно при любых заболеваниях человека, поэтому психосоматическая медицина никогда не ограничивалась изучением только психосоматозов. Психосоматический подход как принцип врачебной деятельности заключается в как можно более тщательном изучении влияния психосоциальных факторов на возникновение и течение любых соматических болезней и психотерапевтическом лечении больных с учетом этих факторов. Однако современное понимание психосоматического направления в медицине состоит в изучении психологических механизмов и факторов возникновения и течения болезней, поиске связей между характером психического стрессового фактора и поражением определенных органов и систем.

Несмотря на то, что слово «психосоматика» употребляется очень часто как в обиходе, так и в научной литературе, на сегод­няшний день не существует единого определения этого термина. В целом его значение вытекает из слов, которые в него входят (ду­ша и тело). С одной стороны, этот термин подразумевает научное направление, которое устанавливает взаимоотношения между пси­хикой и телесными функциями, исследует, как психологические переживания влияют на функции организма, как переживания мо­гут вызывать те или иные болезни. С другой стороны, под терми­ном «психосоматика» подразумевается ряд феноменов, связанных с взаимовлиянием психического и телесного, в том числе целый ряд патологических нарушений. В-третьих, под психосоматикой понимают направление медицины, ставящее своей целью лечение психосоматических нарушений («психосоматическая медицина»). В настоящее время психосоматика является междисципли­нарным научным направлением:

В период создания психосоматической медицины как науки, стремившейся преодолеть разрыв между телесным и психиче­ским, была создана жесткая однолинейная модель психосомати­ческого заболевания. В последующем она была заменена пред­ставлением о возможности возникновения любого заболевания при взаимодействии как физических, так и психосоциальных факторов, что привело к многофакторной открытой модели бо­лезни. В силу этого обстоятельства на место проблемы узкого круга психосоматических расстройств пришел интегральный психосоматический подход.

Патогенез психосоматических расстройств чрезвычайно сло­жен и определяется:

Перечисленные факторы не только участвуют в происхождении психосоматических расстройств, но и делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют те­чение соматических нарушений.

Эмоциональная реакция, выражающаяся в форме тоски и по­стоянной тревоги, нейро-вегетативно-эндокринных изменений и характерном ощущении страха, является связующим звеном меж­ду психологической и соматической сферой. Полное развитие чувства страха предотвращено защитными физиологическими механизмами, но обычно они лишь уменьшают, а не устраняют полностью эти физиологические явления и их патогенное дейст­вие. Этот процесс можно рассматривать как торможение, то есть состояние, когда психомоторные и словесные выражения тревоги или враждебных чувств блокируются таким образом, что стиму­лы, поступающие из ЦНС, отводятся к соматическим структурам через вегетативную нервную систему и, таким образом, приводят к патологическим изменениям в различных системах органов.

При наличии эмоционального переживания, которое не бло­кируется психологической защитой, а, соматизируясь, поражает соответствующую ему систему органов, функциональный этап поражения перерастает в деструктивно-морфологические изме­нения в соматической системе, происходит генерализация психо­соматического заболевания. Таким образом, психический фактор выступает как повреждающий.

Человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные соматические и психи­ческие нагрузки, избегнув болезни. Однако в жизни встречаются личностные проблемы, которые вызывают настолько тягостную фиксацию и душевный разлад, что в определенных жизненных ситуациях приводят к негативным эмоциям и неуверенности в се­бе. Именно в сложных ситуациях психосоматически отягощен­ные пациенты, проявляющие эмоциональную подавленность, не могут правильно оценить и описать свое состояние.

Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний

1. Теория функциональной ассиметрии мозга

По мере социальной адаптации происходит увеличение функциональной асимметрии мозга, которая не пере­ходит определенной границы, обозначенной как критическая зона. В случае социальной дезадаптации, когда функциональная асим­метрия мозга переходит в критическую зону, наблюдается возник­новение психосоматической патологии, которая изменяет работу функционально асимметричных физиологических систем орга­низма и тем самым способствует выходу функциональной асим­метрии мозга из критической зоны. Это приводит к ремиссии пси­хосоматической патологии, которая может иметь различную длительность течения.

Существует несколько теоретических конструктов, обосновы­вающих наличие единого неспецифического фактора риска в воз­никновении и развитии психосоматических заболеваний, где ис­пользуются представления о функциональной ассимметрии мозга. Но одной из основополагающих является концепция алекситимии.

Алекситимия представляет собой психологический симптомокомплекс, проявляющийся на различных уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом. Существенными чертами алекситимического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаточность воображения и такие черты когнитивного стиля, как ригидность и конкретность

1. Своеобразная ограниченность фантазии. Пациенту трудно пользоваться символами, результатом чего является особый тип мышления, который можно определить как механиче­ский, утилитарный, конкретный. Речь идет о мышлении, связанном с текущим моментом и ориентированном на конкретные реальные вещи. Оно почти не затрагивает внут­ренние объекты, лишено колоритности. Пациент утомляет собеседника в разговоре и часто производит впечатление тупости. Такой тип мышления организован прагматически-технично и направлен на механическую и функциональную сторону описываемого.

3.Примечательно, что психосоматические пациенты хо­рошо приспособлены к товарищеским отношениям, что даже определяется как гипернормальность. Их связи с конкретным партнером характеризуются своеобразной «пустотой отношений». Поскольку они не в состоянии разбираться в психологических структурах, их отношения остаются на уровне конкретно-предметного использова­ния объектов.

4.Из-за задержки на симбиотическом уровне и связанного с этим недо­статка дифференцировки субъект-объект выте­кает неспособность пациента к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса. Происходит тотальное идентифицирование с объектом: психосоматический боль­ной существует, так сказать, с помощью и благодаря нали­чию другого человека (его ключевой фигуры). Это объяс­няет тот факт, почему потеря (вымышленная или реальная) этой ключевой фигуры («потеря объекта») так часто оказы­вается ситуацией, которая провоцирует наступление болез­ни (или ухудшение ее течения).

Таким образом, алекситимия есть некая совокупность призна­ков, характеризующих психический склад индивидов, которые предрасположены к специфически психосоматическим заболева­ниям.

2. Теория стресса Г. Силье

Как известно, реакция стресса, или универсальный адаптаци­онный синдром, описанный физиологом Гансом Селье, в бук­вальном переводе означает реакцию напряжения. Имеется в виду в первую очередь напряжение адаптационных физиологических механизмов. В рамках данной модели психосоматические рас­стройства рассматриваются как болезни адаптации.

Далее в результате мобилизации ресурсов организма наступа­ет фаза резистентности. Это стадия средне- и долгосрочной адап­тации, на протяжении которой сохраняются и утилизируются рассмотренные физиологические сдвиги, способствующие повы­шенной сопротивляемости организма (реакция напряжения). На эндокринном уровне это обеспечивается повышением выработки гормонов коры надпочечников. По Селье, на обеспечение подоб­ного состояния затрачивается глубокая адаптационная энергия, истощение запасов которой может быть необратимым. Соответ­ственно, если состояние повышенной сопротивляемости сохра­няется длительное время, превышающее приспособительные воз­можности организма, исчерпывающее его ресурсы, наступает фаза истощения, или срыв адаптации.

Учитывая, что основным видом стресса для современного че­ловека является стресс психоэмоциональный, психосоматические расстройства можно с полным правом на­звать «болезнями неотреагированных эмоций». В современной трактовке они описываются как аффективно обусловленные или аффективносоматические нарушения. Способствуют формированию эмоционально-стрессовых расстройств особенности эмоционального реагирования челове­ка, тесно связанные с типологическими особенностями его лич­ности.

3. Классическая условно-рефлекторная модель и кортико-висцеральная теория (И.П. Павлов)

б) поведения, связанного с риском, будь то навязчивое влечение к азартным играм или многие так называемые экстремальные виды спорта (включающие риск для жизни и здоровья);

Следствием описанного эмоционального дисбаланса являют­ся и разнообразные психосоматические расстройства, возникаю­щие на тревожно-депрессивном фоне.

1) «сверхвключенность» родителей в жизнь и проблемы ребенка, что ме­шает развитию его самостоятельности, автономии;

2) сверхчувствительность каждого члена к дистрессу других членов семьи;

3) низкая способность менять правила взаимодействия при меняющихся обстоятельствах (ригидность);

4) избегание выражения несогласия и открытого обсуждения конфликтов;

5) ребенок и его болезнь часто играют роль стабилизатора, своеобразного буфера в скрытом семейном или супружеском конфликте (пошатнув­шийся брак родителей скрепляется необходимостью заботы о ребенке). Особый стиль взаимоотношений в такой семье ведет к дефектам развития ребенка в плане невозможности его автономного функционирования, ему ста­новятся необходимыми внешние «объекты-регуляторы» для обеспечения пси­хологического и физиологического равновесия. Таким объектом чаще высту­пает «психосоматическая мать», описываемая как авторитарная, открыто тревожная и латентно враждебная. Отец, неспособный противостоять доми­нантной матери, находится в такой семье на периферии. Сложившиеся непра­вильные семейные взаимоотношения могут формировать у ребенка такие формы поведения, при которых в его психологические реакции включаются и опре­деленные физиологические компоненты, которые становятся привычными и ведут к заболеванию. В других случаях провоцирует экзацеребрацию заболева­ния и утрата привычных «объектов-регуляторов». Например, ребенок вырос и завел свою семью, но зависимость от матери как привычного регулятора его психологических и физиологических функций осталась.

Психосоматический подход в медицине. Психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний

Лечение психосоматических рас­стройств одними психологическими методами не вызывает достаточно хороших результатов, так что не может быть рекомендовано в качестве единствен­ного метода лечения. Как следствие этого у врачей возникли сомнения в достоверности концепций психосоматической медицины. Большинство, однако, полагают, что хронические и тяжелые стрессы могут играть значительную этиологическую роль в развитии ряда соматических заболеваний.

В настоящее время в психосоматической медицине все больший вес приоб­ретают идеи многопричинности (мулытикаузалъности) психосоматических расстройств. Для объяснения и трактовки нарушений все больше привлекаются физиологические данные, усиливается «депсихологизация» исследований в психосоматической медицине. Однако, несмотря на рост числа медико-биоло­гических работ, психологические проблемы в этой области яснее не становятся. Психологическую и психоаналитическую трактовки многих субъективных фе­номенов в психосоматической медицине также заменить пока трудно. С этим связаны попытки создания интегративных моделей здоровья и болезни. Они провозглашают, что все болезни имеют многофакторный генез. Причинные факторы заболевания находятся в сложном взаимодействии и могут быть генетическими, бактериальными, иммунными, пищевыми, психологическими, обус­ловленными поведением и социальными воздействиями.

Варианты развития психосоматического заболевания. Ю.М. Губачев, Е.М. Стаб­ровский (1981) выделяют ряд вариантов развития психосоматических заболеваний, из которых следует особо выделить следующие.

К последнему варианту можно отнести и развитие болезни через определенные патологические привычки (переедание, алкоголизм и др.), имеющие личностную обусловленность.

Таким образом, термин «психогенный» нельзя однозначно применять к психосоматическим заболеваниям. При психосоматических заболеваниях психогенный фактор имеет место, но в сложном сочетании с физиологическими факторами. Только сочетание личностных особенностей с определенными свойствами соматических систем (конституция, наследственность, возраст, пол, характер предшествующих заболеваний и определенная дефектность регуляторных и исполнительных механизмов организма) делают реальным становление той или иной болезненной структуры, которую мы называем психосоматическим заболеванием.

Принципы терапии психосоматических заболеваний. Удельный вес психогенных и патофизиологических факторов неоднороден на различных этапах заболевания, что обусловливает и особенности терапевтической тактики при психосоматической патологии.

На первом этапе психосоматического заболевания психогенный фактор и личностные нарушения преобладают, имеется бессознательный психологический конфликт, что и обусловливает ведущую роль психотерапевтических методик лечения на стадии заболевания. Можно применять патогенетическую психотерапию, кот направлена на перестройку системы отношений и установок больного, оптимизацию функционирования механизмов психологической защиты.

На втором этапе психосоматического заболевания усиливаются функционально-соматические нарушения, формируются «порочные круги» патологического функционирования в страдающих системах, усугубляются дни нарушения. Психотерапевтические усилия становятся менее эффективным, требуется более активная медикаментозная коррекция нарушений.

На третьем этапе психосоматического заболевания преобладающими становятся соматические нарушения («органическая» стадия). В терапии используют­ся преимущественно медикаменты и симптоматическая психотерапия (включая коррекцию «масштаба переживаний», коррекцию внутренней картины болезни).

На всех этапах психосоматического заболевания, а также в целях профилак­тики психосоматических реакций у здоровых людей широкую популярность приобрели различные антистрессовые методики релаксации и снятия напряжения. Одним из таких методов релаксации является предложенная в 1932 г. немец­ким психиатром Иоганнесом Генрихом Шульцем аутогенная тренировка. Сущность этого метода заключается в произвольном вызывании мышечной релаксации и в реализации на этом фоне позитивных утверждений о своем здоровье в виде формул самовнушения. Заслуга Шульца состоит в доказательстве того, что при значительном расслаблении мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе исходно непроизвольные, функции организма.

Механизм развития основных органических психосоматических болезней

Гипертоническая болезнь. Исследования последних десятилетий показали, что повы­шение кровяного давления является неспецифическим биологическим сигналом, подоб­ным, например, лихорадке. Этот сигнал может иметь много разных причин. При эссеннциальной гипертонии имеет место семейная предрасположенность к заболеванию.

С точки зрения теорий специфического стресса для больных с наследственной гипертонической болезнью характерен внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами, стремлением к достижению высоких социальных целей, высоких стандартов социальной жизни и потребностью в зависимости от значимых лиц.

Лица с повышенным артериальным давлением обычно держатся внешне спокойно, но высказывают много жалоб и часто импульсивны. Хотя они открыто гнева не выража­ют, но у них может потенциально накапливаться ярость. Их поведение в целом описывается как чрезмерно адаптивное, уступчивое, ориентированное на социальный успех со стремлением сдерживания как положительных, так и отрицательных аффектов.

Таким образом склонность к подавлению (репрессии) свойственных личности боль­ных гипертонией агрессивных тенденций способствует накоплению и хронификации стрессовых воздействий. Такие личности мало адаптированы к стрессовым ситуациям, особенно типа изменений жизненного стереотипа.

В комплексной терапии гипертонической болезни, наряду с гипотензивными сред­ствами, широко применяется поддерживающая и поведенческая психотерапия. Хоро­ший эффект оказывает аутогенная тренировка и другие релаксационные методики, а также биоподкрепление (БОС). Возможно применение методов психотерапии, которые направлены на изменение неправильных позиций в отношениях больного к разным сферам жизни. Наиболее часто с этими целями используется групповая психотерапия.

Стенокардия и инфаркт миокарда. Изучение людей с ишемической болезнью сердца (ИБС) показало, что они характеризуются торопливостью в ведении дел, нетерпением, чувством постоянной нехватки времени и высокой ответственности за порученное дело. Они обладают неуверенностью в себе, эмоциональной лабильностью, их характеризует «уход в работу», так как ни на что другое у них просто не хватает времени.

В лечении ИБС применяются различные специфические препараты, а для ослабления психологических реакций назначают транквилизаторы. Психотерапия направлена на поддержку веры в выздоровление, ослабление стресса, компульсии и напряжения. Принципы психотерапии в общих чертах сходны с таковыми при гипертонической болезни.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. К язвенной болезни может приводить неспецифический стресс, который обусловливает гиперактивность желудка и гиперсекрецию пепсина, в результате чего формируется язва. Сторонники специфичес­ких теорий выдвигают на первое место формирование характерного бессознательного конфликта при хронической фрустрации выраженной у язвенной личности потребности в зависимости. Потребность в заботе и ласке вызывает хронический бессознательный голод с гиперсекрецией желудоч­ного сока, что особенно опасно для лиц, генетически предрасположенных к язве.

Созданы и разнообразные типологии (профили) язвенных больных. В частности, в отношении манифестного поведения в литературе различают пассивный и гиперактивный тип язвенного больного. Пассивный язвенный тип склонен к субдепрессивному фону настроения и прямо выражает свои потребности в зависимости. Полагают, что язвенный приступ наступает тогда, когда эти бессознательные или сознательные потребности в зави­симости встречают отказ. При гиперактивном язвенном типе желания зависимости очень сильны, однако отвергаются больными. Гиперактивный тип лишен покоя и ориентирован на успех. Сознательная установка его такова: я успешен, деятелен, продуктивен и незави­сим. Одновременно в бессознательном мы находим в точности противоположную установку чрезмерно сильной потребности в любви, зависимости и помощи.

Психотерапия направлена на конфликт, связанный с зависимостью больного. Если пассивный тип язвенника ищет защиты в общении с врачом, то для гиперактивного типа нужна иная тактика: следует иметь в виду его раздвоенность между стремлением к неза­висимости и одновременной потребностью в пассивной зависимости. Для пассивного типа пригодна, в частности, суппортивная форма терапии, то есть психотерапевтическая поддержка и осторожное управление поведением. При этом больной должен иметь воз­можность выразить свою потребность в зависимости, не боясь негативной оценки врача. Уменьшению внутреннего стресса поможет попытка облечь конфликт в слова с обсужде­нием проблемы на рациональном уровне. Однако в острой фазе заболевания работа по конфликту считается преждевременной, лучше сначала сосредоточиться на обсуждении необходимых изменений в поведении и быту. Полезны биоподкрепление и релаксацион­ные методики. Комплексная терапия включает диету и специальные медикаменты.

Язвенный колит. У лиц с хроническим воспалением и язвами толстого кишечника преобладают компульсивные личностные черты. Эти больные опрятны, любят порядок, пунктуальны, а свой гнев выражают весьма сдержанно. Р. Александер полагает, что у таких личностей ключевым моментом является также фрустрированная потребность своей зависимости. Агрессивные тенденции по отношению к объекту своей зависимости приводят к бессознательному чувству вины и тревоги, которые «облегчаются» кровавым поносом. У 60% больных обострению предшествуют депрессивно окрашенные жизнен­ные ситуации с переживанием действительной или воображаемой потери объекта. Боль­ные чаще происходят из семей, в которых вообще мало говорят о чувствах. У больных низкая самооценка и они весьма чувствительны к собственным неудачам. Потеря отно­шений с ключевой фигурой бессознательно переживается больными как угроза соб­ственному существованию. Больным явно недостает сознательного переживания агрес­сии и соответствующего поведения.

Во время обострения показана поддерживающая психотерапия, соответствующее медикаментозное лечение. При хроническом латентном течении показаны более интерпретативные виды психотерапии. Важно умение врача терпеливо выслушивать больного и осторожно стимулировать его к активности и автономности.

Гипертиреоз. Заболеванию часто предшествует сильное переживание, характерна семейная предрасположенность к болезни. Двигательное и внутреннее беспокойство, возбуждение и раздражительность являются следствием повышенной секреции гормо­нов щитовидной железы. В личностном плане мы находим у больных постоянную активность, готовность перевыполнять свои задания. Они производят впечатление лич­ностной зрелости, но она адекватна не всем ситуациям и лишь с трудом скрывает их страх и слабость. Согласно психодинамической теории, в детстве эти больные испыты­вали сильную привязанность и зависимость от матери, поэтому они не переносят угрозы потери любви. Фрустрация детской жажды к зависимости приводит к преждевременному самоутверждению. В лечении необходимы транкви­лизаторы и поддерживающая психотерапия.

В лечении сахарного диабета большое значение имеет диета и использование сахароснижающих препаратов, прежде всего инсулина. Больным сахарным диабетом показа­ны антистрессовые и поведенческие психотерапевтические методики, коррекция внутриличностной конфликтности.

Практика показывает: психотерапия в работе врача может быть по настоящему эффективной в том случае, когда используются приемы, предусматривающие коррекцию и личности, и нарушений морфологии и функций заинтересованного органа непосредственно. Для создания таких лечебных шаблонов (схем) недостаточно знаний только по психотерапии или только медикаментозной терапии. Необходимо их объединение.

Практическая часть

Методика: Торонтская Алекситимическая Шкала (ТАС)

Определение уровня алекситимии

Инструкция испытуемому. Прочтите утверждения опросника и укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте «+» в соответствующей колонке) Дайте только один ответ на каждое утверждение: 1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то, ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *