Навигатор детства что это
Российское движение школьников совместно с Минпросвещения России запустили конкурс «Навигаторы детства»
22 января 2021 года на пресс-конференции в ТАСС был дан старт конкурсу «Навигаторы детства», участники которого будут претендовать на новые должности советников директоров по воспитанию и работе с детскими объединениями в школах. Такие новые должности будут официально введены в штатное расписание общеобразовательных учреждений в пилотном варианте в 10 регионах России уже с 1 марта 2021 года. Конкурс реализует Российское движение школьников (РДШ) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Пилотными регионами, где появится новая должность станут Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, а также город Севастополь и Ставропольский край. С сегодняшнего дня и до 14 марта любой, кто имеет опыт педагогической и воспитательной деятельности, вне зависимости от возраста и стажа работы, может подать заявку на участие на сайте навигаторыдетства.рф. После окончания заявочной кампании всех участников ждет этап онлайн-тестирования на сайте Корпоративного университета РДШ, и те, кто покажут лучшие результаты, будут приглашены на финальный этап – собеседование. Результаты конкурса объявят не позднее 21 марта 2021 года.
«Этот новый проект – не просто возможность показать себя участникам и стать победителями конкурса. Он откроет новые карьерные возможности перед всеми, кто занимается воспитанием, и кому не безразлично будущее детей нашей страны. Ведь именно за школьной партой мы формируем будущее российского общества. Уверена, что советники директоров школ по воспитанию и работе с детскими объединениями станут настоящими навигаторами детства, дадут детям руку и поведут их вперед. А пилотные регионы, где стартует проект, станут достойными примерами, чей опыт мы распространим впоследствии во всех субъектах России», – поделилась своими ожиданиями от проекта исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева.
Навигаторы детства
22 января стартовал конкурс «Навигаторы детства» по отбору советников директоров по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Он будет проходить в течение года в три этапа, первый из которых продлится до 14 марта. По его итогам планируется отобрать 2500 победителей.
Конкурс реализует Российское движение школьников (РДШ) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Кто может претендовать на такую должность? Какая у них будет зарплата? Где и по какой программе они будут проходить обучение? На эти и другие вопросы отвечали участники пресс-конференции, состоявшейся 22 января в ИТАР – ТАСС.
Как воспитать успешных и счастливых?
Открывая пресс-конференцию, министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что «конкурс позволит сформировать для школы кадровый резерв педагогов системы воспитания». Он пояснил, что «двери конкурса открыты для всех, кто уже имеет педагогический опыт, без ограничений по возрасту и стажу работы». Заявки принимаются на сайте навигаторыдетства.рф.
Первые 10 пилотных регионов примут лучших участников на работу уже в марте этого года. В числе этих регионов Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, а также город Севастополь и Ставропольский край.
По свидетельству министра, в этот список попали те регионы, где «уже есть позитивный опыт воспитательной работы, и теперь важно его обобщить и тиражировать для других субъектов РФ».
Получив необходимый практический опыт, специалисты разработают программы воспитания и планы мероприятий с учетом особенностей и интересов школьников.
«Нам важно создать удобные и эффективные механизмы, для того чтобы любая школа, любой учитель, классный руководитель, директор – все, кто связан с образовательной средой, могли внедрять в свои программы интересные и увлекательные элементы, которые помогут воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности. Важно, чтобы воспитательная работа была интересна школьникам, чтобы они вовлекались в эту работу и в ее организацию», – подчеркнул министр просвещения.
Главную задачу воспитания Сергей Кравцов видит в том, «чтобы школьник мог для себя делать осознанный выбор, чтобы школьник интересовался и знал историю, уважительно относился к сверстникам, родителям, учителям». Именно эти ценности, по убеждению министра, «делают человека уверенным в себе, счастливым, успешным в жизни».
Что касается материальной стороны вопроса, то советники директора по воспитанию будут получать зарплату в размере 0,2 ставки учителя, а если эту должность займет учитель, работающий в этой школе, то он получит 15 тыс. рублей в качестве надбавки к своей зарплате.
Как сообщил Сергей Кравцов, дополнительные средства на эти цели уже заложены в бюджете этого года.
От теории – к практике
Исполнительный директор Российского движения школьников (РДШ) Ирина Плещева заметила, что «раньше воспитание происходило в спортзалах, потом у телевизора, и на вопрос о гражданстве дети отвечали, что они эльфы, сейчас основную нагрузку по воспитанию взяли на себя соцсети. Теперь эта брешь будет восполнена».
При этом она подчеркнула: «Чтобы эффективно взаимодействовать с поколением зумеров, их нужно знать». По ее мнению, «новый проект откроет новые карьерные возможности перед всеми, кто занимается воспитанием и кому небезразлично будущее детей нашей страны».
Директор Международного детского центра (МДЦ) «Артек» Константин Федоренко рассказал, как будет строиться подготовка наставников детства.
Программа дополнительного профессионального образования «Воспитательная деятельность в общеобразовательных организациях» разработана специалистами Международного детского центра «Артек» и Корпоративного университета Российского движения школьников.
Содержание основано на двух профессиональных стандартах – специалиста в области воспитания и специалиста по работе с молодежью.
Помимо компетенции организатора воспитательной деятельности участники, прошедшие отбор по конкурсу, получат навыки управленца образовательного процесса.
Теоретическая часть обучения будет организована онлайн. Она включает следующие модули: «Государственная политика в области образования», «Теоретические основы воспитания», «Профилактика негативных явлений в подростковой среде», «Изучение примерной программы воспитания – основного документа, определяющего воспитательный процесс в школе». Занятия проведут преподаватели РГПУ имени А.И.Герцена и сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Что касается практических занятий, то они пройдут в очном формате на базе МДЦ «Артек», богатого своими традициями в области воспитания.
«Артек» накопил огромный опыт такой работы, методики которой можно использовать в школе. Это игры, акции, благотворительная и волонтерская деятельность, экскурсии и походы», – отметил Константин Федоренко.
Но и после завершения программы, общий объем которой составляет 106 часов и продлится с марта по август текущего года, организаторы не оставят без внимания своих выпускников: программа обучения будет корректироваться в зависимости от результатов деятельности новых специалистов.
Стремиться к саморазвитию и защищать интересы детей
Особенно интересно было услышать мнение Алексея Голубицкого, директора Школы будущего поселка Исаково Калининградской области. С момента создания школы вопросам воспитательной работы здесь уделялось приоритетное внимание.
Особое развитие получили патриотическое, экологическое и духовно-нравственное направления деятельности.
По мнению Алексея Голубицкого, «новое качество старыми инструментами достигнуть невозможно».
Он подчеркнул, что «наставник по воспитательной работе – это новый управленческий инструмент».
«Это не возрождение должности пионервожатой, это не педагог-организатор, это именно советник по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Потребуются перестройка штатного расписания и перераспределение полномочий, чтобы не было дублирования», – сказал Алексей Голубицкий.
В то же время директор известной школы считает, что на этой должности могут работать не только учителя, но и педагоги дополнительного образования, и тьюторы, «главное, чтобы эти специалисты стремились к своему развитию, понимали психологию ребенка и оказывали ему поддержку».
По его словам, «они будут отвечать и за клубное пространство школы, и за взаимодействие с РДШ, и за естественное стремление подростков к объединению, общению».
Кроме того, новые специалисты будут помогать классным руководителям в создании программ воспитательной работы, в обеспечении самореализации и социализации детей.
Необходимо выстраивать и отношения с родителями, без их участия невозможно рассчитывать на достижение поставленных целей.
Выразив надежду, что «многие директора отнесутся к этой инициативе как к важному шансу усилить воспитательную работу в школах», Алексей Голубицкий в то же время обратил внимание на потенциальные риски реализации этого нововведения – кадровый дефицит и увеличение отчетности.
Куратор РДШ в городе Тюмени Наталья Ниязова – одна из тех, кто собирается принять участие в конкурсе. Несмотря на молодой возраст, она имеет за плечами большой опыт воспитательной работы с детьми, поскольку, еще будучи подростком, работала помощником вожатого в летних лагерях и в школьном самоуправлении, а в 2019 году она победила во Всероссийском конкурсе «Лига вожатых», организуемом РДШ.
По ее словам, «главная ценность нового специалиста состоит в том, что он не будет загружен лишними бюрократическими процедурами и сможет все свое рабочее время посвящать детям».
В заключение было предоставлено слово ученику 6‑го класса, активисту РДШ Николаю Старченко.
По его мнению, должность помощника директора по воспитательной работе, безусловно, нужна, «ведь это человек, который будет защищать наши интересы».
Новая должность: «за» и «против»
В «УГ» №3 от 29 января 2021 года мы опубликовали подборку мнений директоров школ о целесообразности введения должности советника директора по воспитанию.
Позиции по этому вопросу разошлись – от полного одобрения нововведения до резкого отрицания.
Например, Лилия Булатова, директор школы №1 ст. Динской Краснодарского края, победитель конкурса «Успешная школа»-2017, считает, что «введение новой должности не только целесообразно, но и обязательно». По ее мнению, «именно этот специалист мог бы заниматься подготовкой нормативной базы, регламентирующей систему воспитания», «подбором специалистов воспитательного блока и созданием системы мотивации педагогов и учащихся». Это позволит разгрузить заместителя директора по воспитательной работе, у которого «высвободится время для помощи классным руководителям, для личного участия во всех мероприятиях, для совершенствования системы внутришкольного контроля за проведением мероприятий, уроков Мужества, кружковых занятий и т. д».
Аналогичного мнения придерживается и Оксана Чернега, заместитель директора по воспитательной работе школы №14 Великого Новгорода, которая также убеждена в том, что «работа для такого человека в каждой школе, безусловно, найдется».
Диаметрально противоположной позиции придерживается Надежда Фурсенко, директор Воронежской гимназии имени А.В.Кольцова. Она полагает, что новый специалист будет дублировать функционал заместителя директора по учебно-воспитательной работе, и «непонятно, как будут различаться обязанности заместителей и советников». Также, по ее словам, неясно, как увеличится фонд оплаты труда из-за обещанной доплаты.
Дан старт конкурсу Минпросвещения России и РДШ «Навигаторы детства»
Министерство просвещения совместно с Российским движением школьников объявило о старте конкурса «Навигаторы детства», который направлен на отбор кандидатов на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями. Новая должность будет официально введена в штатное расписание общеобразовательных учреждений в пилотном варианте в десяти регионах России уже с 1 марта 2021 года.
«Хочу объявить, что сегодня официально стартует конкурс по отбору советников директоров по организации работы со школьниками. Это одна из важных частей нашей работы по воспитанию. Хочу сразу сказать, что главная задача – чтобы школьник мог для себя делать осознанный выбор, чтобы школьник знал свою малую родину, большую родину, уважительно относился к сверстникам, родителям, учителям. Воспитание – это формирование определённых ценностей, которые делают школьника уверенным в себе, счастливым, успешным в жизни», – сказал Сергей Кравцов.
По его словам, запуск проекта обусловлен изменениями, внесёнными в закон об образовании, которые были инициированы Президентом России. Поправки систематизируют всю воспитательную работу со школьниками. С 1 сентября 2020 года школы уже реализуют программы воспитательной работы.
Конкурс «Навигаторы детства» сформирует для школ кадровый резерв педагогов системы воспитания. Конкурс открыт для всех, кто уже имеет педагогический опыт, без ограничений по возрасту и стажу работы. Студенты педвузов с четвёртого курса могут принять участие в конкурсе, пройти обучение и стать советниками директоров школ по воспитанию, реализовывать на практике знания, полученные в вузе.
На данный момент уже есть десять пилотных регионов, которые примут лучших участников на работу в свои школы, – это Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, город Севастополь и Ставропольский край.
«Мы посмотрели, где есть позитивный опыт организации воспитательной работы, нам важно его обобщить и тиражировать для других субъектов РФ. Во многих регионах эта работа уже ведётся, и важно, чтобы это было интересно школьникам, чтобы они сами вовлекались в работу и были организаторами такой деятельности», – объяснил Министр выбор пилотных регионов.
Исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева отметила, что задача воспитательного процесса – интегрировать ребят в повестку жизни школы, города, региона.
«Воспитание – это привитие базовых ценностей. Для этого необходимо понимать, как формируется человек, чем он начинает и заканчивает свой день. Чтобы эффективно взаимодействовать с поколением зумеров, его нужно знать. Брешь в общении взрослого и ребёнка будет теперь восполнена. Интерес к конкурсу большой, мы надеемся, что в эксперименте примут участие все регионы и мы сможем показать хорошие результаты», – сказала Ирина Плещева.
Конкурс будет проходить в три этапа: подавать заявки можно в течение года, первая волна начинается сегодня и продлится до 14 марта. Далее состоится основной этап, он будет проходить в форме тестирования участников на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников. Заключительный, третий этап – собеседование. Итоги подведут не позднее 21 марта 2021 года.
Директор Международного детского центра «Артек» Константин Федоренко объяснил, что обучение в очно-заочной форме пройдёт с марта по август, за это время планируется обучить 2500 человек, программа рассчитана на 106 часов.
В первой, заочной части обучения слушатели освоят теоретические основы воспитания, профилактики негативных явлений в цифровой среде, способы защиты детей от информации, которая вредит их здоровью и развитию. В процессе обучения запланировано детальное изучение примерной программы воспитания – основного документа, определяющего весь воспитательный процесс в школе.
Вторая часть – очная, она будет проходить на территории «Артека» с практическим погружением в образовательную среду. Участники смогут вдохновиться интересными идеями, проникнуться атмосферой творчества, познакомиться с многообразием форм воспитательной работы, основа которой – коллективная творческая деятельность.
Здравствуй, школьный «замполит»? В тюменских школах появились советники по воспитанию
Новые должности появились более чем в сотне образовательных учреждений региона
К образовательной нагрузке школьникам добавят воспитательную
Тюменская область вошла в десятку пилотных регионов страны, где с в школах начался эксперимент по внедрению в штат образовательных учреждений новых должностей. У директоров появились еще одни заместители — так называемые «навигаторы детства». В Тюменской области к своим обязанностям приступили 138 «навигаторов детства», сообщили в региональном департаменте образования.
К реализации проекта привлечены Министерство просвещения, Федеральное агентство «Росмолодежь», администрация президента России и Российское движение школьников. Операторами проекта «Навигаторы детства» на территории региона выступают департамент образования и науки совместно с департаментом физкультуры, спорта и допобразования. Сам проект является составной частью федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и реализуется в тесном взаимодействии с региональными подразделениями вовлеченных федеральных ведомств. Координирующие функции проекта «Навигаторы детства» возложены на Российское движение школьников.
— Советнику по воспитанию предстоит вовлечь ребят в интересную деятельность в масштабах школы, региона и целой страны. Например, участие ребят в проектах российского движения школьников дает им возможность почувствовать себя частью большого государства, где детская инициатива поддерживается. А на этой инициативе и будет выстраиваться новое содержание воспитания. Также «навигаторы детства» будут осуществлять координацию деятельности различных детско-молодежных общественных объединений и организаций (ЮИД, Юнармия, Волонтеры-медики, АВЦ, РСМ, РСО, Волонтеры Победы, поисковое движение России, СПО ФДО и др.), где также немаловажны выявление и поддержка социальных инициатив школьников, — рассказала 72.RU исполнительный директор Российского движения школьников (РДШ) Ирина Плещева.
Кто будет «навигатором детства»
В числе необходимых компетенций советников — опыт педагогической работы, включая вожатскую деятельность. Очков будущим наставникам добавит участие в реализации проектов РДШ или работа с детскими объединениями.
— Одним из важнейших критериев отбора был навык умения не только слушать, но и слышать детей, быть с ними в едином информационном поле, выстраивать с ними диалог и их учить диалогичности. Неотъемлемый критерий «навигатора детства» — его харизма и энергия. Взрослый — пример ребенку, если в нем самом нет любознательности как ценности, двигающей вперед, то и в детях он пробудить любознательность не сможет. Диалог может быть лишь тогда, когда учитель уважает ребенка как субъект образования, относится к нему не как к объекту. Хочется верить, что нам удалось выбрать самых лучших и интересных советников по воспитанию для наших школьников, — говорит Ирина Плещева.
На реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание», в рамках которого будут работать новые сотрудники школ, до конца 2024 года из бюджета планируется потратить 13,6 миллиарда рублей.
Замполит для школы
С учетом того, что деятельность «навигаторов детства» будет направлена на воспитательную работу, а определять ее ключевые направления будут в Росмолодежи и администрации главы государства, есть опасения, что подростки будут подвергаться в школе политической обработке под видом патриотического воспитания. Сами же «навигаторы» будут кем-то вроде армейских замполитов. В РДШ такие подозрения отвергать не стали.
— Росмолодежь является нашим давним добрым партнером по линии работы с молодежью, поэтому, конечно, они вовлечены вместе с нами в реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание», который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Администрация президента оказывает поддержку в реализации всех национальных проектов. И национальный проект «Образование», в который входит федеральный проект «Патриотическое воспитание», не исключение. Более того, было бы странным, если администрация президента не курировала приоритетные вопросы, связанные со стратегией развития воспитания в России, к которым относится гражданское патриотическое воспитание, — убеждена Ирина Плещева.
Полный курс подготовки «навигаторов детства» включает в себя шесть модулей. Пять из них прошедшие предварительный отбор претенденты изучают дистанционно. В их числе «Государственная политика в сфере образования», «Негативные явления в подростково-молодежной среде, информационные угрозы» и ряд других. Шестой образовательный модуль пройдет в очном формате в Международном детском центре «Артек». Он завершится в августе. В общей сложности в российских школах приступят к своим должностным обязанностям 2,5 тысячи «навигаторов детства». Конечная цель проекта — появление наставников-воспитателей в каждой российской школе.
Навигатор детства что это
«Навигаторы детства» – открытый конкурс Министерства просвещения Российской Федерации и Российского движения школьников по отбору кандидатов на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями. Новая должность будет официально введена в штатное расписание общеобразовательных учреждений в пилотном варианте в 10 регионах России.
Советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями – это истинный лидер, которому предстоит стать частью новой главы в развитии Российского движения школьников и воспитательной составляющей системы образования нашей страны.
Победители конкурса смогут пройти специальную программу повышения квалификации с марта по август 2021 года в Международном детском центре «Артек».
Для справки:
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» создана указом Президента РФ Владимира Путина 29 октября 2015 года.
Цель организации заключается в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействии формированию личности на основе присущей российскому обществу системе ценностей.
В настоящий момент Российское движение школьников объединяет более 500 000 детей и 19 000 образовательных учреждений из 85 субъектов РФ, реализует 4 направления и 9 поднаправлений деятельности и более 40 федеральных проектов. Три из них входят в национальный проект «Образование»
РЕАЛИЗАЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОЕКТА «НАВИГАТОРЫ ДЕТСТВА
Три дня Советники по воспитанию и муниципальный координатор г.о.г.Бор изучали новую философию воспитания.
Размышляли
Изучали новое
Отвечали на сложные вопросы
Учились быть маяками для детей