На что влияет внешний вид человека
Неприглядная правда: как внешность влияет на нашу жизнь
Представьте, что у вас есть неидентичный близнец. Вы получили одинаковое воспитание, имеете одинаковый коэффициент интеллекта, одинаковое образование, одинаковые хобби. Вы в равной степени общительны, склонны к приключениям, интересны. Ходите заниматься спортом в один и тот же спортклуб, любите есть одни и те же блюда.
Как с течением лет сложатся ваши жизни? Пойдете ли вы одним и тем же путем, или же небольшие различия во внешности заставят вас выбрать разные дороги?
Верно последнее. Лишь только бросив на вас один взгляд, окружающие сразу делают выводы о ваших способностях и о том, можно ли вам доверять; решают, лидер вы или исполнитель. И эти предубеждения способны влиять на важнейшие события вашей жизни, определяя самые разные вещи: от круга друзей до баланса на банковском счете.
До сих пор тенденция оценивать человека по его внешности («лице-мерие», как называют это Оливола и его коллеги) воспринималась как данность. Но чем глубже ученые разбираются в том, какое влияние это оказывает на нашу жизнь, тем чаще они начинают задумываться, не стоит ли считать «лице-мерие» вредным предрассудком, с которым нужно бороться.
Даже самые небольшие отличия во внешности могут отправить близнецов разными жизненными путями
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Как мы уже писали, законопослушным людям красота тоже не всегда помогает: привлекательную женщину, к примеру, могут завалить на собеседовании, посчитав, что внешность может мешать ее профессиональной деятельности.
Так или иначе, мы временами приписываем красоте слишком большое значение, забывая о других формах «лицевой дискриминации». Александр Тодоров, коллега Оливолы из Принстонского университета, 10 лет назад поставил любопытный эксперимент: он просил испытуемых посмотреть на фотографии американских политиков, баллотировавшихся в конгресс и сенат (дав всего лишь по одной секунде на каждое фото), после чего оценить по числовой шкале, насколько подходящими кандидатами они выглядели. Даже после того, как во внимание были приняты другие факторы, такие как возраст и привлекательность, оказалось, что секундное размышление позволило участникам эксперимента угадывать победившего кандидата в 70% случаев.
Ваша внешность когда-нибудь вас подводила?
Взгляните на это фото и оцените, выглядите ли вы сами компетентно, властно, экстраверсивно или благонадежно.
Автор фото, Christopher Olivola Friederike Funk Alexander Todorov
Эти лица отражают, по возрастанию: (A) компетентность, (B) властность, (C) экстраверсию, (D) благонадежность
Возможно, вы полагаете, что уж сами-то никогда не стали бы воспринимать окружающих людей столь поверхностно. Но на самом деле стоит нам кого-то повстречать, как мы тотчас же бессознательно даем этому человеку оценку. Тодоров продемонстрировал, что на формирование первого впечатления о личности уходит всего 40 миллисекунд (на то, чтобы один раз моргнуть, уходит в 10 раз больше времени). И навык этот формируется с самого раннего возраста: трех-четырехлетние малыши на основании внешности уже берутся делать выводы о том, кто «плохой», а кто «хороший».
Таким образом, возвращаясь к нашим близнецам, нетрудно представить, каким образом разница в изначальном восприятии внешности способна повести вас и вашего воображаемого неидентичного брата-близнеца по очень разным жизненным путям. Внешность может определять вашу судьбу в самых разных ситуациях: когда вы приходите на вечеринку, встречаетесь с родителями вашей невесты или жениха, нанимаетесь на работу или пытаетесь получить кредит в банке.
#пронауку: что такое лукизм и как он влияет на оценку окружающих
Что такое лукизм
Лукизм — это дискриминация по внешности. Бодипозитив в последние годы стал важной частью жизни. Многие наконец научились любить себя и свое тело, принимать неисправимые недостатки и избавляться от комплексов, которые с ними связаны. На этой волне стало очевидно, что все люди разные и нельзя относиться к человеку с предрассудками, ориентируясь только на внешность. Тем не менее фраза «встречают по одежке» по-прежнему актуальна. Дискриминация по внешним признакам может быть неосознанной: у большинства людей красота с детства ассоциируется с чем-то правильным и хорошим, в то время как изъяны провоцируют негативные реакции.
Внешность ни на что не влияет
Если вам кажется, что от внешности в современном мире ничего не зависит и дискриминации не существует, ознакомьтесь с исследованиями доктора психологических наук Алана Файнгольда [1]. Он долгое время изучал, как привлекательность человека влияет на отношение окружающих. В целях эксперимента ученый организовывал постановочные судебные процессы с участием присяжных. Файнгольд представлял им двух ненастоящих обвиняемых, якобы совершивших одни и те же преступления при аналогичном семейном статусе и положении в обществе. Один из актеров был внешне привлекателен, другой отличался отталкивающей либо невыразительной внешностью. Выяснилось, что красивым людям выносили более мягкие приговоры.
Откуда берутся стереотипы
Ученые Даниэль Хамермеш и Джефф Биддл годами работали над изучением того, как стандарты красоты варьируются в зависимости от культуры [2]. Например, японские женщины стремятся сделать глаза большими, а представители племени убунгу — максимально растянуть нижнюю губу тяжелыми украшениями. Помимо территориальных критериев, представления о привлекательности меняются с годами. В 1891 году компания Ritter & Co. продавала добавку для набора веса Fat-Ten-U Foods, потому что худоба считалась некрасивой. В 2002 году американские маркетологи запустили продукт Slim Fast для борьбы с лишним весом.
Хамермеш и Биддл утверждают, что стандарты красоты в обществе меняются очень медленно, при этом они едины для всех. В одном из экспериментов ученые попросили людей в возрасте от 7 до 50 лет оценить привлекательность нескольких человек на фото. Ответы совпадали независимо от возраста и пола респондентов.
Почему нам нравится то, что красиво
Можно убеждать себя, что внешняя красота не имеет значения, но подсознательно мы испытываем больше позитивных эмоций при виде привлекательных людей. Антропологи считают, что положительная реакция на физическую красоту развилась в процессе эволюции [3]. Привлекательность во многом служит подтверждением здоровья. Сильное тело, упругая кожа, блестящие волосы, симметричные формы — такой партнер должен стать гарантом крепкого потомства. В течение веков развивался неосознанный вкус, который приносил пользу генофонду человечества. Сегодняшние представления о красоте выходят за рамки выбора партнера. По словам Файнгольда, красивым людям чаще приписывают положительные социальные качества [4]. Например, аудитория склонна считать симпатичного оратора более убедительным.
Красивый человек лучше во всем?
Исследователи отмечают, что привлекательные люди чаще получают отклик и помощь, если обращаются к незнакомцам [5]. Стереотипам подвержены не только взрослые, которые могут воспринимать красивого человека как потенциального партнера, но и дети. Учащиеся начальной школы оценивают привлекательных учителей как приятных и умных. В то же время менее симпатичные преподаватели им редко нравятся [6].
В общем красивые люди воспринимаются обществом как общительные, доминирующие, сексуальные и психически здоровые.
Красота помогает карьере
Основываясь на идее общекультурных стандартов красоты, исследователи изучили влияние физической привлекательности на уровень дохода людей [7]. Чтобы выделить красоту как определяющую экономическую переменную, в расчетах контролировались и другие факторы: семейное положение, образование и состояние здоровья. За четыре года исследователи собрали подробные демографические данные о трудоустройстве жителей Северной Америки. Выяснилось, что люди, которые лучше выглядят, в большинстве случаев получают более высокую зарплату, работая на аналогичных должностях с несимпатичными коллегами, которые зарабатывают меньше.
Финансы и привлекательность
В последующих исследованиях ученые сузили фокус экономического влияния красоты на конкретные области карьеры, которые требуют специальной подготовки и талантов. Они отслеживали заработки выпускников престижной юридической школы в течение 20 лет. Результаты показали, что красивые специалисты добивались больших высот, не боялись требовать высокую оплату работы и в основном занимались частной практикой [8]. Можно предположить, что есть обратная взаимосвязь: при наличии денег проще придерживаться здорового питания и пользоваться услугами фитнес-тренеров и салонов красоты. Но ученые утверждают, что выбирали людей с одинаковыми исходными данными с целью исключить финансовые факторы, которые изначально могли повлиять на возможности.
Смириться с разнообразием?
По итогам исследований можно воспринимать красоту как счастливый лотерейный билет: кому-то повезло, а кому-то не очень. Ведь люди рождаются в семьях с разным достатком, и финансовые возможности по аналогии с привлекательностью тоже дают преимущества на старте. Но если подключить логику, то становится очевидно: красота — не гарант интересной и умной личности, ответственного сотрудника или заботливого супруга. Когда людям удается не идти на поводу стереотипов и подсознательного восприятия, они могут получить идеального друга, коллегу или партнера, не соответствующего общепризнанным стандартам красоты.
Как добиться успеха в обход лукизма
Существует зависимость между самооценкой и возможностями человека. Это подтверждает исследование ученых Мэттью Малфолда из Лондонской школы экономических и политических наук и Джона Орбелла из Орегонского университета. По результатам их тестирования, женщины, которые считали себя красивыми, оказались более успешными, независимо от того, какими их видят окружающие. Исследователи уверены, что самовосприятие играет гораздо большую роль, нежели реальная физическая привлекательность [9].
Как искоренить лукизм
Раньше лукизм был обязательным для выживания рода, но теперь это чаще всего атавизм, когнитивное искажение, из-за которого привлекательные люди кажутся нам более надежными. Этот вопрос волнует ученых и руководителей; в некоторых западных компаниях принято вносить в административные документы поправки, запрещающие дискриминацию по внешнему виду. Исследователи приходят к выводу, что искоренить стереотипы всегда непросто, нужна постепенная работа с осознанием истинных ценностей и воспитание широты мышления. Чтобы человек сам мог избавиться от лукизма, ему стоит следить за ходом своих мыслей и критически подходить к оценке окружающих.
Какие факторы влияют на внешний вид
С давних пор люди думали, что на внешность человека наследственность влияет более, чем на 90%. Остальное зависит лишь от того, насколько человек следит за собой.
Сегодня же множественные исследования доказали, что наследственность лишь наполовину имеет влияние на то, как люди выглядят. Другую же половину составляют внешние факторы, которые формируют человеческую внешность. Сюда можно отнести экологию, различные привычки, будь полезные или вредные, пищу, которую человек употребляет.
Говорят, что какой воздух окружает людей, что они едят и пьют, как долго спят по ночам и дружат ли они со спортом, также влияет на того, как они выглядят. Чтобы человек и его организм развивались гармонично, он должен питаться качественной едой, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, окружать себя благоприятными социальными контактами. Например, если ребёнок в детстве питается плохо, то в будущем его рост будет значительно ниже среднего.
Известны случаи, когда близнецы, которых в детстве разлучили родители и из-за чего они выросли в непохожих условиях, будучи зрелыми, совсем не походили на своего брата или сестру, а один из пары выглядел более молодым, чем его однояйцевые брат или сестра.
Именно поэтому от того, какой образ жизни выбирает человек, зависит, то будет ли он выглядеть в будущем на свой возраст, либо же будет выглядеть старше или моложе.
Да, гены всё-таки формируют внешность человека, но делают это лишь отчасти, поэтому их всё-таки стоит учесть. Во время зарождения жизни гены взаимодействуют друг с другом, и слабые, и сильные. Последние, как это обычно бывает, побеждают слабые и именно это влияет на внешность малыша. Доминирующими признаками можно считать глаза темных оттенков, смуглость кожи или такие же волосы: блондинок с голубыми глазами вполне способна произвести на свет темноглазого и темноволосого малыша, если её муж имеет такие признаки.
Именно во время развития внутри утробы, человек получает определенные черты лица, цвет кожи или глаз.
Кроме этого, признаки расы также могут стать доминантными. Например, у белой женщины и мужчины африканца дети будут иметь кудрявые или же очень волнистые волосы.
Быстрая потеря волос у мужчин также часто связано с наследственностью.
В течение времени гены уже не так сильно влияют на внешность и человек начинает стареть. И именно в это время образ жизни человека начинает влиять на то, как он выглядит намного больше. Если человек недосыпал, был не сдержан по отношению к пище и алкоголю, его лицо и фигура обязательно скажут об этом окружающим.
В заключение хотелось бы отметить, что внешность человека зависит от того, что он в неё вкладывает.
Доплата за красоту: как приятная внешность влияет на успех в карьере и бизнесе
Два года назад стюардессы Евгения Магурина и Ирина Иерусалимская доказали в суде, что стали жертвами дискриминации по признаку внешнего вида со стороны «Аэрофлота». Размер их одежды был больше установленной работодателем «нормы»: 50-й размер при «верхнем пределе» «Аэрофлота» в виде 48-го. Авиакомпания объясняла, что каждый лишний килограмм стюардессы приводит к ежегодным дополнительным расходам в 759 рублей. При этом у «нестандартных» сотрудниц, по словам Магуриной, из зарплаты ежемесячно удерживали 4000-8000 рублей — около трети дохода бортпроводниц в регионах. Суд встал на сторону стюардесс: им выплатили около 50 000 рублей удержанной зарплаты и 5000 рублей в качестве компенсации морального вреда (хотя иск подавался на 1 млн рублей).
История бывших сотрудниц «Аэрофлота» — пожалуй, самое громкое дело в России, связанное с дискриминацией из-за внешности. Подобные случаи трудно доказать, при этом 60% россиян уверены, что рекрутеры обращают внимание на облик сотрудников — это следует из исследования портала SuperJob, проведенного специально для Forbes.
Влияние внешности на успехи в карьере — острый вопрос, который изучают во всем мире уже тридцать лет. Авторы американского научно-популярного журнала Harvard Business Review (HBR) в недавнем исследовании также рассмотрели несправедливые преимущества, которые получают привлекательные люди на работе, и предложили средство для борьбы с этим явлением.
Красавцы в плюсе
Исследования также показывают, что менее привлекательных людей чаще увольняют, им сложнее устроиться на работу. Группа ученых из США и Чили провела эксперимент: разослали 11 000 резюме с фотографиями кандидатов разной степени привлекательности на различные вакансии. Оказалось, что людям с приятной внешностью (и мужчинам, и женщинам) на 36% чаще перезванивали, чем менее привлекательным кандидатам или обладателям резюме без фотографии.
Внешность играет роль не только на этапе приема на работу, но и существенно влияет на уровень дохода. По подсчетам HBR, красивые люди в среднем получают на 10-15% больше, чем их непривлекательные коллеги с похожими компетенциями.
Эпоха #MeToo
Понятие красоты неоднозначно. По мнению Татьяны Доляковой, основательницы кадрового агентства ProPersonnel, при построении карьеры играют роль не столько приятные черты лица или параметры фигуры, сколько презентабельный вид, ухоженность и аккуратность. «Опрятен ли кандидат? Совпадает ли его внешний вид с ценностями и дресс-кодом компании?» — перечисляет основные требования к соискателям представитель Superjob Сергей Светоченко. Такой подход — норма, так как работодатели часто воспринимают сотрудника как лицо компании, говорит Владимир Масленников, вице-президент инвестиционной компании QBF: «У нас с недоверием относятся к кандидатам, которые не склонны соблюдать деловой этикет. Невольно закрадываются подозрения, что молодой человек, не выгладивший рубашку, с таким же пренебрежением отнесется к клиенту».
Но не всегда требования работодателя ограничиваются опрятностью и корпоративным дресс-кодом — часто дело доходит до дискриминации из-за лишнего веса или «недостаточно красивого» лица. «Многие руководители, например, до сих пор считают полных ленивыми, безответственными и часто не хотят близко контактировать с ними, особенно в деловых отношениях. И таких стереотипов много», — говорит Наталья Землянухина, блогер, автор бодипозитивного проекта «Со мной все так».
«У кандидата должны быть опрятный вид, симметричное лицо, хорошая фигура и индекс массы в пределах нормы»
Феминистка, создательница видеоблога nixelpixel Ника Водвуд тоже стала свидетельницей дискриминации по внешности. В диджитал-агентство, где она работала на старте карьеры, искали офис-менеджера. Начальники разглядывали фотографии соискательниц в соцсетях, а потом бурно обсуждали их внешность после интервью, вспоминает Водвуд. «У «некрасивых» или с необычной внешностью, например с острыми ушами, не было шансов. Это было очень неприятно слушать, а потом смотреть в зеркало и задавать себе вопрос, как здесь смотрят на тебя и обсуждают ли так же тебя», — рассказывает она.
Для некоторых собеседников Forbes подобные истории, впрочем, не удивительны. «К красивым лучше относятся. Это факт. Я всегда обращаю внимание на внешность», — говорит Никита Зайцев, директор по развитию бизнеса в международной партнерской сети Leadgid.
Еще один анонимный собеседник Forbes рассказал, что внешность помогла ему не только получить работу, но и дважды завязать романы с рекрутерами. Насколько большую роль в его назначениях сыграла внешность, он оценить не решился: «Отвечать на такой вопрос по времена #MeToo (движение против сексуального насилия и домогательств. — Forbes) и осуждения хараcсмента не буду». Сейчас он занимает должность директора по маркетингу и продажам и участвует в подборе персонала. «Придерживаюсь принципа, что человек должен быть приятен, должна быть химия между будущими коллегами или сотрудником и начальником», — рассказывает менеджер. Резюме соискателей он отбирает по фотографии. У кандидата должны быть опрятный вид, симметричное лицо, хорошая фигура и индекс массы в пределах нормы — только тогда можно переходить к изучению опыта соискателя, не смущаясь перечисляет собеседник Forbes.
Из гадкого утенка
Давление в вопросах внешности со стороны работодателей неприемлемо, но иногда необходимость преображения понимают сами сотрудники, говорит Татьяна Бондаренко, стилист-имиджмейкер, основательница школы образных решений IDEA-class. В ее практике был случай, когда кардинальное преображение помогло клиенту заключить крупную сделку. Мужчина договаривался о поставках большой партии товаров с топ-менеджером компании. Переговоры не задались. Тогда мужчина решил сменить имидж: легкий загар, борода-эспаньолка, новая форма бровей, стрижка, очки, одежда, парфюм и новый дизайн визитки. «Простой парень превратился в хваткого дельца, знающего рынок. В успех этой авантюры было сложно поверить. Однако его не узнали, и он получил контракт», — рассказывает Бондаренко.
«Внешность влияет на продажи и средний чек, поэтому работодателя можно понять — он болеет за свой бизнес»
Георгий Каракейян, директор по развитию агентства цифровых коммуникаций Molinos, считает, что профессиональные качества в работе важнее внешности, но к уловкам с имиджем тоже прибегал. В начале карьеры, когда занимался продажами, он носил очки с прозрачными стеклами, чтобы «выглядеть солиднее». «Важно чувствовать себя хорошо и комфортно, и тогда очки мне в этом помогали. Мне действительно казалось, что, когда я в очках, люди серьезней относятся к моим предложениям, на 50% конверсия была больше», — вспоминает Каракейян.
Кристина Ковальски, представитель израильской русскоязычной адвокатской коллегии «Эли Гервиц», признается, что долгое время была «абсолютно блеклая и совершенно естественная: с темно-русым цветом волос, без ярких ресниц и с губами-ниточками». «Всю свою сознательную жизнь я ощущала себя роковой брюнеткой с челкой, как у героини Умы Турман в фильме «Криминальное чтиво», с красными губами. Ну и взяла и поменялась», — вспоминает Ковальски. По ее словам, преображение подарило ей уверенность в себе, вслед за которым выросла производительность и уровень дохода — почти в два раза.
Стилист Илона Матушевская пережила депрессию из-за реакции окружающих на ее внешний вид, но теперь благодарна этому опыту. Она работала менеджером олимпийской чемпионки и часто посещала светские мероприятия и вела переговоры о контрактах на крупные суммы. Однажды Матушевской сказали, что она «хороший, толковый сотрудник, но выглядит не очень» и что ей не мешало бы поработать над стилем.
После критики Матушевская зациклилась на мыслях о мнении окружающих. Чтобы вернуть уверенность в себе, она обратилась за помощью к стилистам, а позже и вовсе сменила профессию, занявшись модой. «Внешний вид — это новый способ коммуникации, инструмент достижения цели. Внешность влияет на продажи и на увеличение средних чеков, поэтому работодателя можно понять — он болеет за свой бизнес. По внешнему виду сотрудника судят и о компании в целом, — рассуждает Матушевская. — Красивого человека хочется разглядывать, слушать и давать ему свое внимание и деньги». В ее практике были случаи, когда смена имиджа привела к увеличению дохода от 30% до 300%, переходу на новую работу и быстрому движению по карьерной лестнице, уверяет стилист.
Не родись красивой
Залина Маршенкулова, создательница феминистского Telegram-канала «Женская власть», рассказывает, что с 23 лет занимала руководящие должности, но коллеги не воспринимали ее всерьез: «Бывало, люди думали, что я чья-то любовница. Но очень быстро переставали — потому что я отлично работала. Хотелось бы уже, чтобы женщин стали воспринимать как личностей, а не как украшение офиса или члена».
Высокой блондинке Анастасии Староверовой, основательнице IT-стартапа для нетворкинга Connect, постоянно приходится доказывать свою профпригодность. У девушки два красных диплома МГТУ им. Баумана (бакалавриат по специальности «Информатика и системы управления», магистратура по экономике), но из-за яркой внешности собеседники в это не верят. «Каждый третий задает каверзные вопросы и проверяет, знаю ли я формулы, а фразу «Агааа! Это все [успехи в учебе и бизнесе] потому, что ты симпатичная!» я слышу просто постоянно, — вздыхает Староверова. — В России не понимают, зачем красивой девушке нужно быть умной, — наверное, у нее какой-то коварный план, и она опасна».
«Хотелось бы, чтобы женщину воспринимали как личность, а не как украшение офиса или члена»
Предпринимательница признается, что иногда нападки на внешность выходят за рамки приличий. Однажды ее проект участвовал в программе российского акселератора. Староверову добавили в общий чат конкурса, она представилась и коротко рассказала о проекте. «Посмотрев мой профиль в Facebook, другие участники чата стали писать: «Выйди и зайди не как проститутка», — рассказывает Староверова. — Действительно, зачем было идти в технический вуз и заниматься стартапами, если ты не ищешь мужа или не хочешь сомнительным путем заработать деньги».
Собеседница Forbes, которая пожелала остаться анонимной, прочувствовала все перечисленное на себе. Женщина устроилась в издательство, где ей начал оказывать знаки внимания заместитель гендиректора. Когда начальник узнал, что она встречается с другим молодым человеком, то уволил ее, «даже не скрывая причины».
Как бороться с дискриминацией на работе
Советы Евгении Магуриной, экс-бортпроводницы, выигравшей иск у «Аэрофлота»
Получить подтверждение
Сотрудникам, которые решатся пойти против работодателя, нужно иметь железобетонную психику, потому что доказать факт дискриминации часто непросто. Первым делом следует получить от работодателя юридический документ, который подтвердит их позицию. Мне повезло — работодатель написал официальное письмо, где открыто признал, что снижена часть зарплаты за несоответствие размерному ряду. Настолько люди были уверены, что мы никуда не пойдем.
Найти единомышленников
Желательно, чтобы это был независимый профсоюз, который играет на стороне сотрудника. Во многих авиакомпаниях их нет вообще либо они «ручные».
Обратиться в суд
К этому инструменту стоит прибегать, если удалось получить документы, подтверждающие дискриминацию со стороны работодателя, или если есть другие неоспоримые доказательства — например, свидетельства коллег. И запаситесь терпением. Дискриминацию по внешности доказать очень сложно, именно поэтому наше дело оказалось таким громким — в России сотрудники крайне редко выступали против работодателей. Это была нелегкая война.
Самые высокооплачиваемые модели 2018 года по версии Forbes
Самые высокооплачиваемые модели 2018 года по версии Forbes