Навык чтения что это такое
Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения
Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.
Процесс формирования навыков чтения
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:
Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.
Этапы формирования навыков чтения
Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:
Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.
На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.
Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.
Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.
Особенности формирования навыков чтения
Существует 4 основных качества навыка чтения:
Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.
Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.
Методы и упражнения для формирования навыков чтения
В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.
Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.
Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.
Помимо этого, есть еще несколько методик:
Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.
Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:
А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.
Чтение как общеучебный навык
Разделы: Логопедия
Проблеме формирования и развития правильного навыка чтения в настоящее время уделяется огромное внимание. Но почему именно этому навыку уделяется столько внимания и сил и со стороны учителей, и родителей детей? Зачем в школе постоянно контролируют развитие и динамику данного навыка, бесконечно проверяя технику чтения?
Учителей начальных классов, учителей-логопедов очень часто сравнивают с инспекторами ГИБДД, с той лишь разницей, что последние штрафуют за превышение скорости, а учителя, проверяя технику чтения, за низкую скорость.[1] Родители очень часто спрашивают: “Для чего вы проверяете, да еще так часто, технику чтения?” Они не знают, что, делая такую проверку, мы не только и не столько интересуемся самой скоростью (хотя, конечно, и ей тоже), сколько другими, более важными характеристиками этого процесса, например, пониманием и выразительностью.
Дело в том, что навык чтения – это один из важнейших общеучебных навыков. Что это значит? Например, ребенок плохо считает. Значит, мы можем прогнозировать его неуспешность только по одному предмету – по математике. Но если ребенок не читает, либо читает очень медленно, с ошибками, то его неуспеваемость прогнозируема не только по чтению, но и по математике, т.к. он не сможет прочитать задачу или будет читать ее очень медленно и не успеет решить. И по русскому языку – не сможет прочитать ни правило, ни упражнение, и по трудовому обучению – не сможет прочитать инструкцию по выполнению поделки. Примеров можно приводить много. Главное понять, что именно потому, что данный навык используется при изучении любого предмета, он является общеучебным и приобретает огромную значимость.
Родители детей даже не предполагают, что когда мы проверяем технику чтения, то смотрим не только на количество слов, прочитанных за минуту, но и все основные характеристики, которые включает в себя процесс чтения.
Навык чтения не так прост, как кажется на первый взгляд. Он включает в себя два компонента: техническая и смысловая сторона.
К технической стороне относятся следующие характеристики: способ чтения, темп (скорость чтения), динамика чтения и правильность.
Каким может быть способ чтения? Один из распространенных неправильных способов чтения – это чтение по буквам. Такой способ является следствием неправильного обучения ребенка, которого учили не кратко, звуком “м”, “н” называть букву, а так, как она называется в алфавите “эм”, “эн”. Ребенок не может понять слияния букв и у него получается ни “ма”, а “эм-а” – это и есть неправильный побуквенный способ чтения. Необходимо заметить, что исправлять побуквенное чтение – долгая и кропотливая работа, ведь переучивать всегда труднее, чем учить. Необходимо вести специальную разъяснительную работу среди родителей по формированию правильного слогового навыка чтения. Перед началом обучения чтению ребенка родителям необходимо проконсультироваться у любого специалиста, владеющего методикой правильного обучения чтению. Это воспитатели, учителя начальных классов, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Правильный способ чтения на начальном периоде обучения – это чтение по слогам. Причем, давно замечено, что легче дети начинают читать слоги, где гласный на первом месте, а согласный – на втором. Ребенок долго тянет гласный и присоединяет согласный: “а-а-ам”. Затем ребенка учат читать слоги, где согласный на первом месте, а гласный – на втором: “ма”, “на”. Как только малыш начинает читать слоги такого типа, значит, он научился слоговому чтению.
Совершенствуя свой навык, ребенок осваивает следующую ступеньку в овладении способами чтения: трудные, незнакомые слова он продолжает читать по слогам, а легкие, знакомые – целым словом, слитно, уже не выделяя слог в качестве единицы чтения – это способ слог+слово.
И, наконец, способ чтения целыми словами, когда все слова ребенок читает целиком.
Следующая характеристика чтения – это темп чтения или скорость. Это число, которое мы получаем при чтении ребенком текста за одну минуту. Проверяя технику чтения учитель смотрит все компоненты данного навыка, но все же одним из главенствующих показателей при выставлении оценки является именно количество слов, прочитанных за одну минуту. А вот и программные требования, которые должен читать учащийся начальных классов. Первый класс – 35-55, второй – 65-70, третий – 85-90, четвертый – 95-120 слов в минуту.[1]
Динамика – это увеличение скорости чтения. Например, проходит какое-то время, ребенок читает все лучше и быстрее, его успехи фиксируются учителем, который, сравнивая показатели скорости по времени следит за динамикой чтения. Если от одной проверки к другой у ребенка увеличивается количество слов, прочитанных за одну минуту, то у него положительная динамика в развитии навыка чтения; если количество слов становится меньше, то – отрицательная динамика. Это значит, что необходимо выяснять причины такой динамики и подбирать упражнения и методы, которые бы способствовали становлению положительной динамики. Если скорость чтения остается постоянной, то говорят о неизменной динамике, которая тоже может быть вызвана различными причинами. В случаях неизменной и отрицательной динамики необходимо добиваться положительной динамики.
Правильность – это чтение без ошибок. Какие ошибки допускают чаще всего учащиеся начальных классов? Это, в первую очередь, различные искажения. Ребенок понимает, что ему нужно прочитать быстрее, он торопится, не думает и допускает ошибки в ударениях. Желая прочитать быстрее и больше, ребенок не задумывается о чтении окончаний, не дочитывает слова или читает окончания по-другому. Нередки и повторы слов.
К смысловой стороне относятся следующие характеристики: выразительность и понимание прочитанного (осознанность). Если сравнивать все составляющие навыка чтения, то именно осознанности принадлежит ведущее, главенствующее место в этом комплексе. Действительно, чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, понять ее смысл, содержание. Более того, обучая ребенка чтению, мы как раз и обращаем внимание именно на эту сторону чтения, говоря: “Прочитай, что получилось?” А если ребенок не понял, то просим прочитать его еще раз.
Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность. Хорошо известно, что дети любят, когда книги читаются эмоционально, с яркими эмоциональными акцентами, придающими особый смысл сюжетным линиям, позволяющим познать все тонкости авторской мысли. Между тем, выразительность является одним из компонентов навыка чтения, и научить читать выразительно достаточно сложно. Полноценное выразительное чтение возможно, когда техника чтения автоматизирована.[1]
Существует два типа чтения: чтение про себя и чтение вслух. Для ребенка, который только начал читать недопустимо чтение про себя. И для вырабатывания хорошей скорости, чтения без ошибок, выразительности необходимо чтение вслух. Про себя может читать ребенок с хорошей, автоматизированной техникой чтения.
Развитие желания чтения – это очень длительный и кропотливый процесс, требующий от родителей терпения и огромного внимания. Развитие желания читать необходимо начать с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятий чтением. Перед тем, как начать читать, необходимо создать благоприятную обстановку. Если вы устали, или устал ребенок, без сомнения отмените чтение. Перенесите его на другое время.
Другой совет: ограничьте время, отведенное для чтения, 20-30 минутами, не больше!
Постоянно подбадривайте ребенка! Любая положительная оценка повышает значительность ребенка в собственных глазах, и это очень важный стимул. Примером может быть такая оценка: правильность, скорость, настроение. Определяя собственный уровень работы на занятии, ребенок будет осознавать свои действия, а, следовательно, и процесс чтения станет более целенаправленным.
Сделайте опору на желания ребенка. Нужно понять: важно не только и не столько то, что желаем мы, а то, что желает ребенок. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Если вы знаете, что ребенок увлекается изучением животных, компьютерных игр, единоборствами, путешествиями, посоветуйте ему взять в библиотеке или купить книгу именно такого содержания. Но только помните о возрасте: книга должна ему соответствовать.
Выберите правильное время для чтения с ребенком. Прежде всего, время для чтения не должно ущемлять интересов ребенка. Иначе чтение станет обузой. Нельзя использовать выражения типа: “Я запрещаю тебе идти на улицу, пока ты не прочитаешь!” Предложите ребенку самому выбрать наиболее удобное для него время. Предложите читать ежедневно 15-20 минут перед сном. Как показывает опыт, эти занятия очень быстро входят в привычку, а остановка на самом интересном месте побуждает у ребенка желание открыть книгу вновь, возможно, не дожидаясь вечера.
Способствовать формированию потребности читать будут и представления ребенка о том, как он продвинулся на этом пути. Поэтому обязательно показывайте ребенку его достижения. Лучшим средством для этого служит ведение таблицы учета достижений ребенка на этих занятиях – таблица достигнутых результатов. В ней есть дата, скорость чтения и количество ошибок.
И помните, что самый страшный враг – это равнодушие! [1]
Желаю удачи и успехов!
1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 2004. – 240 с. (Практическая психология)
Освоение навыков чтения
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют речедвигательный, слуховой и речеслуховой анализаторы. Чтобы возник интерес к чтению, человек должен свободно владеть осознанным чтением, у него должны быть развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Одна из основных задач начального образования – научить детей беглому, правильному, выразительному и осознанному чтению. Это крайне важно, ведь этот процесс играет определяющую роль в развитии и воспитании ребенка.
Умение читать и понимать прочитанное – показатель развития познавательной деятельности ребенка, а также основа дальнейшего обучения и изучения предметов в школе. Также нужно помнить о том, что чтение является важнейшим источником получения информации, который по-прежнему остается актуальным, несмотря на всеобщую цифровизацию.
Чтение и его составляющие
В таком сложном психофизиологическом процессе, как чтение, можно выделить 3 основных момента:
Восприятие данных слов. Основа процесса чтения – это возможность по увиденным буквам понять и воспроизвести слово, которыми оно обозначается. Человек смотрит на буквы в тексте, понимает, какое слово обозначает их сочетание, поэтому он может прочитать данное слово. Помимо зрительной функции, в этом процессе участвует память и воображение человека.
Понимание контекста, который связан с прочитанными словами. Когда мы читаем какое-нибудь слово, то в нашем сознании происходят определенные изменения, которые связаны с пониманием только что прочитанного. В сознании может возникать какой-нибудь яркий образ, либо чувство или какой-нибудь логический процесс.
Оценка прочитанной информации. Процесс чтения предполагает не только сам факт того, что человек прочитал текст (рассказ, книгу), но и то, что он может проанализировать прочитанное, выделить основные моменты, рассказать о смысле текста.
Вдумчивое чтение является средством приобщения ребенка к культурной среде, его погружения в мир литературы, прочтение которой прямым образом сказывается на развитии личности.
Если вы хотите помочь малышу заговорить, научиться делать логопедический массаж, узнать все подводные камни при коррекции звукопроизношения вибрантов у детей и подростков, то предлагаем курс повышения квалификации «Современные практические методики коррекции речевых нарушений» на 144 ак. часа.
Вы научитесь проводить профилактику нарушений чтения и письма, выявлять типичные ошибки при обучении начальной грамотности, а также распознавать признаки расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте. Подробнее.
Мотивом чтения всегда является потребность. У ребенка – это первоначальное желание научиться читать, т.е. речь изначально идет об освоении звуковой системы, умении понимать слово на основании прочитанных букв.
Когда эти навыки освоены, у ребенка возникает другая потребность – понимать смысл прочитанного, что обозначает то или иное слово. По мере развития усложняются и мотивы чтения – теперь ребенок хочет понять смысл самого рассказа, мотивы и желания героев, анализ их поступков и т.д.
Для учеников 1-2 классов основной задачей является нахождение точки зрения героев и рассказчиков в тексте.
Для этого дети должны владеть следующими навыками:
Заинтересованность и эмоциональное сопереживание.
Работа с самим текстом в позиции читателя (под руководством преподавателя).
Формирование собственного высказывания (написание сочинения по прочитанному, рассказа от имени героя произведения и т.д.).
По мере взросления детей навыки усложняются. Ученики 3-4 классов уже должны уметь понимать общий смысл всего произведения, уметь разделять собственную позицию как читателя и то, что именно хотел сказать автор.
Основные качества процесса чтения
Навыки чтения характеризуется следующими необходимыми качествами:
Правильность. Под этим понимается процесс чтения без каких-либо искажений, которые могут повлиять на основную мысль прочитанного.
Сознательность. Подразумевается понимание основной мысли, которую заложил автор при написании произведения. Ребенок должен не только понимать смысл высказывания, но и уметь формировать свое собственное отношение к прочитанной информации.
Беглость. Существуют определенные стандарты скорости чтения (как правило, количество слов в одну минуту). При этом ребенок должен читать бегло, но без искажений и вреда для понимания смысла текста.
Выразительность. Это выражение главной мысли произведения (а также собственного отношения к прочитанному) слушателям при помощи средств устной речи. Под выразительным чтением понимается умение интонационно выделять паузы в тексте, соблюдать интонации утверждения, вопроса. Чтение не должно быть безликим и монотонным – важно придавать голосу эмоциональную окраску, при этом не допускать ошибок при прочтении слов.
Обучение чтению предполагает работу над всеми вышеперечисленными качествами, потому что они связаны между собой. В частности, беглость чтения подразумевает темп, т.е. она может считаться средством выразительности при прочтении текста.
Основные этапы становления навыков чтения
Процесс освоения чтения очень сложный и достаточно длительный. При формировании навыков этого процесса выделяют 3 основных этапа – аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап представляет собой начальный этап чтения, когда ребенок читает по слогам. Слоговое чтение основывается на слогозвуковом анализе и синтезе. В данном случае, все 3 компонента чтения (восприятие, произнесение и осмысление) разорваны. Ребенок должен увидеть гласную букву, потом соотнести ее со слогом-слиянием. Он озвучивает увиденный графический слог, делает это плавно, чтобы он мог понять само слово.
Синтетический этап предполагает, что все 3 компонента происходят одновременно. Ребенок уже полноценно читает слова, а не по слогам. При этом для этого этапа важно, чтобы ребенок не только читал слова, но и использовал интонацию, а это возможно только в том случае, если есть понимание общего смысла прочитанного.
Этап автоматизации предполагает, что ребенок уже читает в автоматическом режиме, т.е. не задумываясь об этом процессе. Он не концентрируется на понимании отдельных слов, а стремится понять смысл всего текста, используемых автором художественных средств. На этом этапе уже характерно чтение про себя. Основными признаками этапа автоматизации являются эмоциональная реакция на прочитанное, стремление поделиться своими мыслями по поводу героев, идеи произведения.
Такой поэтапный процесс овладения навыками чтения возможен только при определенных обстоятельствах.
Имеется в виду именно работа самого учителя, который должен выстроить правильный образовательный процесс:
Занятия по формированию навыков чтения должны быть ежедневными.
Тексты, которые используются на занятиях, не должны подбираться в хаотичном порядке. Важно учитывать их сложность, возраст детей и их психологические особенности.
Систематическая работа по предупреждению неправильного чтения.
В случае возникновения у детей ошибок в процессе прочтения текстов, нужно реагировать на это, не допуская того, чтобы эти ошибки вошли в привычку.
Должна вестись работа по приучению детей к чтению про себя.
Компоненты навыка чтения
Компоненты навыка чтения
Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.
В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.
Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
1) значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле;
2) содержания каждого предложения;
3) содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);
4) основного смысла всего содержания текста.
При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор).
Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения.
Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие ее стороны.
1. Плавное слоговое
2. Плавное слоговое
с целостным прочтением
отдельных слов
3. Чтение целыми словами
и группами слов
Выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа (см. схему) относятся к непродуктивным. Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения.
Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.
Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В. Г. Горецкому).
Если результат ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:
е) повтор букв (звуков), слогов, слов;
ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах;
з) ошибки в окончании.
Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.
При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у учащихся начальной школы желательно проверить этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.
Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов. Для проверки техники чтения и фиксации данных по каждому из компонентов мы предлагаем использовать таблицу:
Примечание. При проверке навыка чтения выявляются:
– употребленных в переносном смысле.
2. Понимание содержания отдельных предложений:
– при затруднении по вопросам учителя.
3. Понимание, осознание основной мысли произведения.