Навыки самообучения у детей что это

Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Что такое soft skills и почему они важны для ребенка

Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.

В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Какие soft skills развивать у детей

Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:

Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.

От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.

Как развивать «гибкие» навыки у ребенка

Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться

Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.

Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.

Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.

Чтобы развить soft skills своего ребенка:

Источник

Как развить у ребенка способность и стремление к самообучению?

С самого начала необходимо обучить ребенка не только хорошим манерам, навыкам общежития, гигиены, но еще, что особенно, важно развить у него способность к самообразованию и самообучению – это гораздо важнее для всей его жизни, как в школьные, так и в студенческие годы.

Если с правилами гигиены и культурными манерами и поведением всем все понятно, то представление о развитии самообучения у ребенка вызывает у многих сложности. И если Вас Ваши родители обучили этому, то, скорее всего, чисто интуитивно или методом проб и ошибок.

В современных школах развитие навыков самообучения у детей не предусмотрено. Эти способности развиваются (если развиваются?) в основном дома, примером и усилиями родителей.

Так как же все-таки воспитать у детей стремление и способность к самообучению?

Поинтересуйтесь у своего ребенка, что его больше всего интересует и постарайтесь дать ему возможность изучать эту тему, этот предмет, сколько ему захочется.

Например, Вашему ребенку нравится физика. Здорово! Купите ему красочную книгу с прекрасными иллюстрациями и описанием всевозможных опытов. Дополнительно найдите в интернете как можно больше информации по этому вопросу. Изучайте вместе с ним биографии, факты и достижения великих ученых в области физики.

2.Все вопросы, размышления вслух и любопытство поощряйте.

Научитесь говорить своему ребенку на все его вопросы: «Я не знаю (забыл), давай найдем ответ на этот вопрос вместе» и научите его пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, делать запрос в библиотеке и поисковиком в интернете. Параллельно как можно чаще рассуждайте вслух вместе с ребенком по интересующему его вопросу, заставляя его таким образом развивать логическое мышление.

3. Все проблемы исследуйте с разных точек зрения.

Объясните своему ребенку, что окружающий мир разнообразен и многогранен, что очень важно научиться уважать и воспринимать множество взглядов и многочисленные перспективы на различные вещи. Изучайте и находите удивительные факты, различные аспекты даже в повседневных вещах, ставьте опыты вместе с ребенком. В общем, получайте массу удовольствия и радости от самого процесса обучения и получения новых знаний и умений.

4.Изучите особенности восприятия и стиль обучения своего ребенка. Выясните, как лучше всего Ваш ребенок всего воспринимает новую информацию: через звуки, образы или ощущения, а затем используйте для изучения и восприятия самых сложных проблем эти самые эффективные способы.

5.Прогресс поощряйте.

Неустанно хвалите и поощряйте даже самый маленький прогресс в развитии и обучении. Дайте своему ребенку ощутить восторженную радость победы над проблемами и сложностями. А также Вам необходимо запаситесь терпением. Не всегда и не все дети схватывают всё быстро и моментально. Долгие ожидания могут не оправдаться и развить у Вашего ребенка чувство отчаяния и вины, а это совсем не способствует пламенной любви к процессу обучения.

6.Никогда не вините и не упрекайте ребенка.

Любовь к учебе и уверенность в своих силах — это сестры близняшки, которые никогда не ходят порознь.

7.Не забывайте учиться сами. Любой пример заразителен. Запишитесь на какие-либо курсы, сходите в библиотеку, сами начните изучать что-либо, что Вам очень интересно. Для своих детей Вы — эталон, на который они ориентируются и хотят быть похожими на Вас.

Источник

Навыки самообучения у детей что это

В широком смысле слова самообразование — приобретение знаний самостоятельно. Когда мы учимся чему-то новому своими силами, мы занимаемся самообразованием.

Юридически самообразование — отдельная форма обучения. В России получать образование можно:

В школах дети учатся очно, очно-заочно или заочно.

Вне школ обучение может проходить в форме семейного образования или самообразования. Фактически это одно и то же, потому что процесс в обоих случаях одинаковый и ответственность лежит на родителях школьника и нём самом. Термин «самообразование» применяется в отношении учеников 10–11 классов.

Самообразование — это форма обучения вне традиционной массовой школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.

Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.

Как перейти на самообразование

Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:

Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование
Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!

Как учатся на форме самообразования

Существуют разные способы организации обучения на форме самообразования. Школьник вместе с родителями может выбрать любую программу и построить учебный процесс так, как ему нравится. Можно заниматься самостоятельно по учебникам, посещать репетиторов или смотреть онлайн-курсы.

Форма самообразования позволяет как пройти за год программу сразу нескольких классов, так и двигаться вперёд не торопясь, последовательно.

В выбранной школе прикрепления вам сообщат, какие предметы обязательны для аттестации. Их так или иначе придётся проходить. Остальную программу можно составить по желанию подростка и родителей.

Кому подходит самообразование

Эту форму чаще всего выбирают старшеклассники, которые:

Плюсы и минусы самообразования

Старшеклассники, которые учатся дома, обычно говорят о таких преимуществах:

✅ Не нужно так много времени уделять непрофильным предметам. Вместо этого можно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз.

✅ Можно заниматься с лучшими преподавателями Москвы и Санкт-Петербурга, даже если живёшь далеко от столиц.

✅ Есть возможность пройти старшие классы ускоренно. Экстернат экономит время и даёт фору.

✅ Учёбу можно совмещать с увлечениями без потери качества знаний.

Минусы

❌ Требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.

В нашем экстернате вам помогут с организацией обучения в форме самообразования.

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что этоНавыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что этоПопробовать бесплатно

Источник

13 способов развить самостоятельное обучение и учиться быстрее

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Самостоятельное обучение при самостоятельном обучении – непростая задача. Это требует опробования новых методов обучения, знания того, как вы учитесь, и мотивации продолжать обучение.

Хотя на бумаге все это звучит просто, важно отметить общий настрой людей на обучение. Для многих людей прошли годы с тех пор, как они в последний раз брали в руки книгу, не говоря уже об учебнике. Я не удивлюсь, если большинство людей перестанут серьезно учиться после университета или колледжа.

Хорошо, что вы снова сосредоточились на своем обучении, потому что как только вы углубитесь в то, что такое обучение, вы поймете, что школьное обучение не было самым оптимальным.

Самостоятельное обучение может стать отличным инструментом, который поможет вам продолжить обучение на протяжении всей жизни. Мы обсудим, что это такое, и несколько советов, которые помогут вам.

Что такое самостоятельное обучение?

Самостоятельное обучение, по своей сути, берет обучение в свои руки и расширяет его. Это метод, который разительно отличается от того, что преподают в большинстве школ. Другими словами, это очень эффективный метод, который может использовать каждый, и он отлично подойдет в школе.

Вот 3 уровня самостоятельного обучения Танмая Вора:

Навыки самообучения у детей что это. Смотреть фото Навыки самообучения у детей что это. Смотреть картинку Навыки самообучения у детей что это. Картинка про Навыки самообучения у детей что это. Фото Навыки самообучения у детей что это

Фактически, есть одна школа в США, которая может подтвердить это на основе теории и практики: Brisbane Independent School или BIS. Поскольку школа не была ограничена федеральными учебными программами – которые в лучшем случае скучны, – они могли принять эту форму обучения.

Этот толчок к самостоятельному обучению исходил от Дженнифер Хейнс, которая начала преподавать в BIS в 1990-х годах. После этого модное слово в то время превратилось в учебную программу, в которой подчеркиваются семь характеристик:

По этим семи характеристикам Хейнс заметил:

«Эти характеристики запланированы в нашей учебной программе, и каждый студент отслеживается на протяжении всего процесса развития. Замечательно видеть, как ученик может перестать нуждаться в учителе, чтобы помочь ему даже придумать идею для проекта, а затем наблюдать за тем, как они в последние годы жизни разрабатывают планирование и реализовывают проект … Они узнают, как здорово развивать свои собственная идея и, самое главное, как выполнить задачу, чтобы никто не мешал ей выполнить ».

Характеристики самоориентированного ученика

Студенты BIS дают представление о некоторых характеристиках самостоятельного ученика с высоты птичьего полета. Изучая дальше, мы найдем больше, особенно когда мы рассмотрим методы, упомянутые выше, как способы улучшения этого стиля обучения.

На основе этих методов появилось много статей в исследованиях в области образования, показывающих все виды положительных побочных эффектов этого метода, в том числе для обучения взрослых.

Во-первых, самостоятельное обучение включает в себя людей, проявляющих инициативу при диагностике своего обучения и построении на этом основании. Одно исследование отметило, что, когда это происходит, люди раскрывают и развивают свою твердость и настойчивость, а также улучшают свою внутреннюю мотивацию и целостность.

Во-вторых, учащиеся чувствуют себя более сильными благодаря самообучению. С программами, перемещающимися в Интернет, мы можем рассматривать это как форму самостоятельного обучения. В конце концов, когда речь идет об онлайн-курсах и проблемном обучении, вам нужно действовать в определенном темпе.

Например, всем нам нужно ставить цели, если мы хотим развивать и обогащать наш бизнес, карьеру и жизнь. Умение ставить значимые цели, которые мы стремимся достичь, означает больше, чем акт постановки цели, которая нам не важна.

Некоторые другие характеристики этих учащихся:

Эффективный

От эффективного обучения до эффективной мотивации эти люди становятся более эффективными в обучении.

Поддерживающий

Ученик такого типа означает, что вам нужно ценить сотрудничество и командную работу. Это научит вас искать помощи и руководства, а также предлагать помощь, когда это необходимо. Благодаря этому они лучше работают в командной динамике.

Повышенное чувство ответственности

В конечном итоге, при самостоятельном обучении люди проявляют инициативу и решают, когда, как и чему учиться. Это чувство ответственности особенно важно в 21 веке, когда образование, похоже, застопорилось.

Более любознательный

Этот метод обучения побуждает нас спрашивать, почему, а не соглашаться на ответ «я не знаю». В результате мы учимся задавать более важные и важные вопросы, которые вызывают обсуждение, открытия и обучение.

Что удивительно в самоуправляемом обучении, так это то, что мы можем применять его в своей жизни.

Как развивать самостоятельное обучение

Разработать эту стратегию не так уж и сложно. Для большинства людей этому нужно учить явно, но следующие способы помогут в развитии и изучении этой стратегии.

1. Определите цели обучения

Вы никогда ничего не сможете добиться, если не предвидите этого. Определите, чему вы хотите научиться в первую очередь. Установите конкретные цели обучения, которые вы сможете со временем измерить.

2. Ставьте под сомнение значение

Возьмите за привычку не принимать все за чистую монету. Всегда проявляйте кошачье любопытство и задавайте вопросы, которые заставят вас задуматься об ответе. Откажитесь от очевидных ответов с вопросами «почему» и «как» и посвятите себя поиску ответов.

3. Найдите проблемы

Проблемы, хотя поначалу неудобные, могут быть захватывающими и полезными. Найдите проблему, связанную с проблемой, которую вы хотите решить. Преодоление этого будет значимым и подтолкнет вас к продолжению обучения.

Вы можете узнать больше о том, как научить себя тянуть к обучению, из этого видео:

4. Проверьте свой учебный процесс

5. Разберитесь в своем подходе к обучению

Найдите минутку, чтобы взглянуть на формат и среду вашего подхода к обучению и время от времени меняйте их, когда вы участвуете в самостоятельном обучении. Большинство людей сильны в нескольких стилях обучения, и они часто могут дальше развивать те, в которых они самые слабые. Поэкспериментируйте, чтобы увидеть, что работает в долгосрочной перспективе.

6. Раскройте предысторию темы

Познакомьтесь с темой, которую изучаете, проверив ее предысторию. Прочтите статьи, которые вам интересны, или посмотрите выступления на TED Talks, относящиеся к темам из вашего списка обучения.

7. Развивайте внутреннюю мотивацию

Внутренняя мотивация – это мотивация, основанная на внутреннем вознаграждении. Это кажется простой концепцией, но многие люди с ней борются. К счастью, этому можно научиться. Одна из его форм – делиться тем, что вы узнали, с другими.

Старайтесь не жестко относиться к себе, если хотите развить внутреннюю мотивацию. Слишком много самокритики помешает вам продолжить обучение. Сохраняйте его как можно более позитивным и развивайте благодарность и признательность за все усилия, которые вы вкладываете в свое образование.

8. Как сделать что-то из того, что вы узнали

Песня, запись в дневнике, картинка… Это примеры того, что вы можете создать на основе того, что вы узнали. Это не только помогает закрепить то, что вы изучаете, но и дает вам то, чего стоит ожидать. Это также отлично подходит для кинестетиков!

9. Время кредитного плеча

Иногда мы заняты, и у нас нет времени учиться, но эта нехватка времени – скорее причина, чтобы использовать время, которое у нас есть.

Возьмите 30-минутные перерывы на обед, чтобы поесть, и уделите внимание учебной сессии. Если вы идете в спортзал, слушайте подкаст или аудиокнигу, пока вы на беговой дорожке.

10. Создайте список тем.

Думайте о списке тем как о списке вещей, которые вы хотите узнать. Это могут быть широкие темы или узкие. Эти списки могут помочь вам в постановке целей и работе над их достижением.

11. Цените свой прогресс перед своей работой

Мы никогда не прекращаем учиться. Всегда будут крошечные кусочки информации или взглядов, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Однако, если вы хотите активно учиться, сосредоточьтесь на стимулировании обучения, а не на вашей реальной работе.

12. Ставьте перед собой реалистичные цели обучения

Самостоятельное обучение построено на системе, которую мы создаем. Чтобы система работала нормально, вы должны убедиться, что все настроено в ваших пределах. Последнее, чего вы хотите, – это отговариваться от обучения.

13. Создайте сеть обучающихся коллег.

Создайте группу людей, с которыми вы можете сотрудничать и общаться. Эта группа людей подтолкнет вас к тому, чтобы узнать больше, и может дать вам выход, когда вы захотите поговорить о том, что вы узнали. Лучше всего то, что эта группа может быть как офлайн, так и онлайн.

Последние мысли

Самостоятельное обучение – ключ к получению более обогащающего опыта обучения. Хотя у всех, кажется, уменьшился вкус к обучению, это произошло из-за старой и неэффективной системы – системы, которая не поощряет более глубокое обучение и не помогает студентам ставить более высокие цели обучения, которые их волнуют.

Самостоятельное обучение важно, потому что оно учит людей быть более независимыми и ответственными. Они развивают навыки внутренней мотивации, самодостаточности, умения задавать значимые и важные вопросы и многое другое.

Сейчас лучшее время, чтобы заняться самостоятельным обучением и снова полюбить обучение.

Источник

Развитие у школьников навыков самообразования

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Развитие у школьников навыков самообразования.

Выступление на РМО учителей истории и обществознания

Гордеевой Ирины Владимировны –учителя истории и обществознания МОУ «Рунгинская средняя общеобразовательная школа Буинского района РТ»

В результате ускорения темпов развития общества, в условиях рыночной экономики, где человек выступает активным субъектом на рынке труда, необходимо учитывать в развитии отечественного образования тот факт, что сегодняшнее базовое образование должно вооружить школьника умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, позволить выпускнику школы относительно легко осваивать новые профессии в будущем, иметь четкую жизненную позицию, выработать системные компоненты саморегуляции (целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекцию). Поскольку школа должна готовить учащихся к той жизни, о которой сама еще не знает, то сегодня ей важно обеспечить общекультурное, личностное, познавательное развитие учащегося, сформировать у него способность проектировать перспективы своего развития.

Цели образования меняются: от передачи фактических знаний и алгоритмов к передаче и развитию способов действий и деятельностей по взаимодействию с внешним и внутренним миром. Для их реализации и с целью решения противоречия современной системы образования между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом педагогическая теория и практика переходит к максимальному развитию способностей человека, саморегуляции и самообразованию. На эти основные показатели качества современного образовательного процесса и нацелены новые образовательные стандарты.

Проблема самоопределения личности вообще и личности учащегося в частности в современных условиях является чрезвычайно актуальной и своевременной. Как показывает анализ классической и современной литературы в направлении установления сути личностного самоопределения (Божович Л.И., Буякас Т.М., Владимирская О.Д., Гинзбург М.Р., Клочко В.Е., Краевский В.В., Леонтьев Д.А., Лернер И.Я., Логинова Н.А., Пряжников Н.С., Рубинштейн С.Л., Сафин В.Ф., Селевко Г.К., и др.), наиболее полным является понятие личностного самоопределения, которое предложил М.Р. Гинзбург. По его мнению определение человеком себя в обществе как личности есть «определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым определение смысла своего существования». По мнению вышеназванных ученых самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни осуществляется посредством познания, выявления и анализа своих возможностей, способностей, склонностей, интересов и установок, осознания своего места в жизни, в обществе.

Психологическая готовность к личностному самоопределению, выступая в качестве интегративной характеристики личности, базируется на способности к самопознанию, самоидентификациии, самореализации и предполагает возможность построения системы индивидуальных взаимодействий с миром и выстраивания траекторий индивидуального развития.

В самоопределении личности огромная роль отводится самообразованию и самовоспитанию как результату самообразования. По мнению педагогов, психологов и социологов для подлинного личностного самоопределения необходима самообразовательная деятельность, удовлетворяющая потребность в самопознании, познании и личностном росте. Анализ классической и современной литературы в направлении установления сути понятия самообразования (Баранников А.В., Бабанский Ю.К., Выготский Л.С., Громцева Ф.К., Зинченко В.П., Ильин Е.П., Каптерев П.Ф., Караковский В.А., Мещерякова И.А., Райский Б.Ф., Рубинштейн С.Л., Скаткин М.Н., Слободчиков В.И., Шадриков В.Д., Шуклина Е.А., Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б. и др.) позволяет сделать вывод, что самообразование – это целенаправленная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений, навыков, способов действий, отношений. Самообразование выступает в качестве средства самовоспитания, личностного самоопределения и самосовершенствования, поскольку способствует развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленности, организованности, трудолюбия, силы воли, настойчивости и др.).

Главная задача самообразования – самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему. В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность, расставлять смысловые акценты;

быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;

осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;

использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;

расширять личностные образовательные интересы и потребности.

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда — системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний. Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей. По мнению Г.М.Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности).

Хотя целью современного обучения в соответствии с образовательными стандартами является не только усвоение учебных дисциплин, но и развитие способности к самообразованию, саморазвитию, рефлексии, к расширению и усложнению индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности, работа в данном направлении по результатам исследования многих ученых ведется хаотично. Образовательными стандартами общего образования заложен самообразовательный компонент, предполагается немало времени для самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная учебная работа — основное средство формирования навыка самообучения, направленности на непрерывное самообразование. В документе «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» ставится задача «поднять роль самостоятельной работы и самообучения учащихся». Но исследования ученых показали, что самообразовательная работа учащихся зачастую проводится бессистемно или не ведется вовсе.

В данной программе на общепедагогическом уровне рассматриваются вопросы теории и практики воспитания культуры самообразования и формирования готовности к личностному самоопределению.

Актуальность данной работы обусловлена объективными потребностями педагогической теории и практики в формировании у школьников в условиях учебно-воспитательного процесса культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.

Недостаточная в этом направлении работа в образовательном учреждении происходит из-за отсутствия единой методической системы формирования культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.

Возникает противоречие между теоретической разработанностью этих важных вопросов и их адаптацией к учебному процессу. В результате противоречия выявляется проблема : как в ходе учебно-воспитательного процесса сформировать у обучающихся культуру самообразования и готовность к личностному самоопределению.

В качестве причин нерешенности данной проблемы многие педагоги и психологи называют:

недостаточное внимание педагогов стимулированию (формированию) учебно-познавательной мотивации учащихся, выработке навыков умственного труда и умений самостоятельной работы;

отсутствие системы развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей, совершенствования общеучебных (междисциплинарных) умений и навыков, воспитания надпредметных умений;

формальный и некомпетентный подход учителя с точки зрения логики к процессу образования научных понятий (на базе формирования логических операций с понятиями), усвоения знаний и применения приобретенных умений и навыков на практике;

слабая психологическая и валеологическая компетентность педагогов в вопросах возрастной психологии, закономерностей развития высших психических функций (восприятия, памяти, мышления и др.), технологии выработки системных компонентов саморегуляции, самосбережения физического и психического здоровья и др.

Для решения вышеизложенной проблемы нам необходимо решить следующие задачи:

формирование адекватного представления у школьников о своем личностном потенциале на основе знаний закономерностей психических процессов, самопознания и самодиагностики,

выработка четкой жизненной позиции, способствующей вхождению личности в мир социальных отношений и обеспечивающей ориентацию на успех, здоровье, творческую созидательную деятельность, достижение вершины своего развития,

вооружение стратегией и правилами нравственного осознанного выбора и воспитание чувства ответственности, которую должен нести человек за свой выбор,

формирование твердого представления о самообразовании и личностном самоопределении как условиях жизненного успеха.

стимулированию учебно-познавательной мотивации на основе:

организации мотивационной среды, гуманных отношений между преподавателем и обучающимся, самими обучающимися;

формирования мотивации достижения, причинных схем, личностной причинности;

выработки умений оценивать собственные достижения, выделять главное, делать выбор и нести за него ответственность, ставить цели деятельности и следовать намеченному плану;

воспитания самостоятельности, чувства долга, организованности и т.п.;

развитию познавательных и творческих способностей посредством:

использования потенциальных возможностей обучающихся;

разъяснения им сущности познавательных, творческих и рефлексивных процессов, психологических закономерностей и механизмов их развития;

организации качественного усвоения конкретных способов действий (приемов самоорганизации внимания, осмысленного запоминания и т.п.) и выработки умений их практического использования;

совершенствованию операций и качеств мышления;

подлинному усвоению приемов и методов интеллектуальной и практической деятельности, знаний основ логики, некоторых методов познания;

выработке навыка самостоятельной учебной работы;

формированию всех компонентов саморегуляции и навыка самоуправления;

организации подлинного самообучения.

– организация в процессе обучения:

сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала посредством его эмоциональной окраски, превращения в личностно значимый, использования специальных графических схем и т.п.;

окружающей среды для естественного самовыражения учащихся при помощи усвоения ими приемов групповой и коллективной форм учебной работы, принципов педагогики сотрудничества и т.п.

При формировании и развитии навыков самообразования можно использовать различные методы и формы работы: Работа с учебным текстом, справочными материалами, историческими документами, картой, фотодокументами, статистическими данными, с материалами периодической печати и т.д.; исследовательская работа; участие школьников на научно-исследовательских конференциях и семинарах; проектная работа.

Работа по развитию самообразования позволяет обеспечивать эффективное усвоение больших объемов знаний и формировать творчески развитую личность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *