Жители древнего поселения Ботай под Кокшетау впервые одомашнили лошадь.
Третье будет допетровских порядков
1.Лиговский проспект назван так, потому что
Ответ: есть Лиговский канал, название которого идет от реки Лига.
2.Станция метро»Политехническая» названа так, потому что
Ответ: эта станция находится рядом с Ленинградским Политехническим институтом.
3.Парковая улица названа так, потому что
Ответ: рядом есть улица Воздухоплавательного парка.
4.Проспект Стачек назван так,потому что
Ответ: наверное, потому что там находится Кировский завод. Но раньше здесь была Петергофская дорога. Плюс, рядом есть Площадь Стачек, которая была сооружена в честь Нарвской заставы – стачечного движения. А еще здесь происходили события Кровавого воскресенья в 1905 году – мирная демонстрация рабочих была перестрелена.
5.Морской канал назван так,потому что
Ответ: он прорыт в дне моря, поэтому суда (для большой глубины) могут приближаться к берегу + канал соединяет.
6.Пушкинская улица названа так,потому что
Ответ: названа в честь писателя Александра Сергеевича Пушкина.
7.Посёлок Репино назван так,потому что
Ответ: был в России художник – Илья Репин – а это село называло Куоккала, но его переименовали, потому то название было финское.
Под толщей воды Ишима в районе поселка Борки близ Петропавловска хранятся останки мамонта, рассказал “Каравану” известный казахстанский ученый Виктор ЗАЙБЕРТ.
“Гигабайты” истории
Доверять словам Виктора Федоровича есть все основания. Чего стоит только открытие им знаменитой ботайской культуры, гремевшее в 90-е годы. Руководитель учебно-научного центра археологии и этнологии Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева, доктор исторических наук, член-корреспондент Германского археологического института и Академии социальных наук РК Зайберт доказал, что именно в Северном Казахстане впервые была одомашнена лошадь! Рассказывать об археологии он может часами. Легко написаны и его книги. Честно признаюсь, не думала, что “Загадки ботайской культуры” при подготовке этой статьи прочитаю на одном дыхании…
Вот что пишет ученый о животном, которое сыграло в его судьбе значительную роль: “Повсюду первым другом человека был конь – пахарь и боец, конь стал синонимом времени, пространства, скорости, плодовитости, богатства…”.
Когда задаю вопрос – что будем делать с мамонтом, ведь это же сенсация, Зайберт отвечает: “Его лучше не трогать. Пусть об этом подумают наши потомки. Разрывать “тушу” нецелесообразно и затратно. Река, дно – представляете, сколько это будет стоить?!”…
Более тридцати лет Виктор Федорович отдал любимому делу – шаг за шагом углубляясь в прошлое. Километры вскопанной земли, мозоли на ладонях, беспокойные ночи, “гигабайты” информации о минувшем, погребенной в курганах, помогли добраться до истины, получить доказательную базу и прочный фактаж…
Вот так предки!
На одном из международных симпозиумов Зайберт поведал, как выглядели жилища ботайцев.
“Впервые в степях люди стали возводить капитальные сооружения с использованием оригинальных архитектурных приемов. Жилые полуназемные дома строились из дерева, глины, костей лошади, бересты и земляных пластов. Дома доходили по площади до 120 квадратных метров. Они были многоугольными по форме, а сводчатое перекрытие держалось очень прочно без опорных столбов. Это эврика в домостроительной технологии”, – вновь беру отрывки из книги ученого, потому как передать эмоции автора, скользящие между строк, правдиво не смогу.
С каждым найденным на Ботае артефактом (их за три десятка лет на территории Северо-Казахстанской области было обнаружено около 300 тысяч, открыто более двух тысяч памятников археологии – поселения, могильники, городища первобытной и средневековой эпох. – Прим. авт.) все шире и шире открывались двери в богатую историю древних предков. Им не только удалось приручить своенравных степных скакунов. Уже тогда они имели возможность отведать, к примеру, консервы. По словам Виктора Федоровича, они готовились в круглых ямах. В них закладывалась конина, закрывалась сверху травой, загрунтовывалась глиной, а после сверху жгли костры, чтобы не осталось кислорода. Ботайцы умело экономили дрова и грамотно сохраняли тепло в своих жилищах. На тлеющие угли надевался своеобразный купол, сделанный из тала и обмазанный глиной.
Лучше французской пудры
В своих домах ботайцы жили большими семьями, родственники могли навещать друг друга, не выходя на улицу, – “квартиры” были соединены коридорами. Когда молодой супружеской паре становилось тесно, пристраивались свои “апартаменты”.
Ботайские женщины занимались домашним хозяйством, воспитывали детей, любили наряжаться и украшать себя, глину использовали в качестве косметики.
– Она же лучше, чем французская пудра, – смеется Виктор Федорович. – Мужчины летом, когда Ишим разливался, уходили с Ботая в сторону Тургайской ложбины, охотились, рыбачили. А осенью вновь собирались в родном поселении. Питались древние в основном кониной (в год два человека съедали одну лошадь). Чтобы спасти своих главных кормильцев от джута, ботайцы даже выработали специальную систему их выпаса.
Опираясь на найденную на Ботае мелкую скульптурку (человек на коленях, а на теле его проглядывается “прототип современных брюк”), Виктор Зайберт предполагает, что именно тогда придумали штаны. Ездить без такой одежды на лошади, сами понимаете, неудобно.
Первые юрты
Суровые реалии жизни древних, капризный климат губили их. По костям специалисты определили, что ботайцы страдали всякого рода хворями. Однако духом наши земляки не падали и даже находили время для отдыха. Возможно, найденные фаланги костей с гравировками использовались в качестве предметов для игр, амулетов и гаданий.
Прослеживается интерес ботайцев к медицине и пара-психологии. Древние поклонялись культу коня, луны, солнца. Были искусными мастерами.
– Некоторые изделия выполнены таким совершенным образом, что зачастую невозможно представить себе технологии, которые использовались в те времена, – отмечает Зайберт. – Население ботайской культуры впервые выработало календарные циклы скотоводов в степи. Для временных стоянок использовалось легкое жилище, сделанное из тала и шкур лошадей. Для создания первых юрт использовалась обыкновенная плетенная из тальника корзина. Она своей простой и прочной конструкцией завораживала людей, давая им инструмент для ловли рыбы или остов, обмазанный глиной (будущий сосуд).
Сверхпроникающие технологии
– Теперь наша цель – восстановить полную картину образа жизни тех людей, – говорит Виктор Федорович. – Возможности для этого есть. Современные технологии и методы полевых и лабораторных исследований активно применяются в научной сфере.
Это касается использования в археологических разведках геомагнитных методик, космических фотоматериалов, применения GPS для нанесения на карты точных координат объектов и многое другое. Для определения этнического типа останков древних людей используются специальные компьютерные программы в области генетики. Новые горизонты в получении информации открылись благодаря применению химико-биологических методов при изучении органических остатков на стенках сосудов и других находках. В лаборатории Бристольского университета (Великобритания) в 2008 году с помощью биохимического анализа обнаружены следы кумыса на стенках керамических сосудов ботайской культуры, которым более 5 тысяч лет!
Еще два столетия копать
В 2012 году на Ботае найдено еще 12 тысяч артефактов (изделия из камня, кости и глины), а также выкопан лошадиный загон. А сколько еще загадок таит в себе Ботай!
– Копать предстоит еще как минимум 250 лет, – отмечает Виктор Зайберт. – А у нас увлеченная команда, именно команда. Все, что сделано и делается, – коллективный, кропотливый труд. Ученые из Института археологии АН РК Тулеген Нурумов и Лидия Макарова, англичанка Маша Левине, Нина Ермолова из Санкт-Петербурга, екатеринбуржец Павел Косинцев, немецкие ученые Фриш и Бенеке корпели над проблемой выделения одомашненных морфологических признаков на костях лошади. Американец Дэвид Энтони применил оригинальную методику определения следов на зубах лошади от использования удил. Почвовед Игорь Иванов из Москвы, географ Наталья Белецкая из Петропавловска восстановили геолого-климатические ситуации в период существования поселения Ботай. А сейчас мне во всем помогает мой ученик – аспирант Аскер Тюлюбаев.
Вещие сны
Еще будучи школьником, Виктор заявил отцу, пророчившему сыну музыкальное будущее: “Папа, я видел сон – из меня музыкант не получится. Буду археологом!”. Позже произошла его встреча с будущим наставником Геннадием Здановичем – теперь уже археологом с мировой известностью, доктором исторических наук, заведующим кафедрой археологии, этнологии и социоестественных дисциплин Челябинского государственного университета.
– Помню, мы отправились в первую экспедицию в 1967 году на раскопки могильника. Геннадий Борисович дал возможность поработать самостоятельно, – вспоминает Зайберт. – Ворочался всю ночь, под утро заснул и вижу сон. Утром рассказываю его: “В этом кургане две канавки, а в них хорошо сохранившееся богатое погребение». “Быть такого не может – две канавки встречаются редко”, – заулыбался Геннадий Борисович. Я принялся копать от краев к центру. Первая канавка пошла, я ускорил темп, азарта было – не передать, вторая показалась – урааа! Дальше копаем – могильные ямы, как во сне…
Сокровища северных степей
С профессором Зайбертом мы успели затронуть тему дальнейших планов:
– Сдана в печать еще одна книга – монография по атбасарской культуре.
Она первая из цикла – стотомника, который начинает издаваться в Казахстане. Зайберту выпала честь открывать эту серию. Подготовлен материал для издания четырех томов по Ботаю, обширная информация есть и по эпохе бронзы. Параллельно ученый работает над книгой “Сокровища северных степей”. Еще в планах – новые археологические экспедиции.
– В статье расходов вопросов возникнуть не должно. Пожалуй, Казахстан – единственная республика на постсоветском пространстве, где активно финансируются исследования в области исторического и культурного наследия, – говорит ученый.
Обсуждая вопрос об одомашнивании коня невозможно не упомянуть о Ботайской археологической культуре, которая была распространена ок. 3700-3000 гг. до н.э. на территории нынешней Акмолинской области на севере Казахстана. Ряд исследователей считают, что именно носители этой культуры первыми приручили лошадь.
По происхождению ботайцы были в целом частью генетического континуума древних северных евразийцев, простиравшегося в палеолите от Сибири (Мальта и Афонтова Гора) до Западной Европы (западные охотники-собиратели), и располагались внутри него между человеком с Афонтовой Горы 3 и восточными охониками-собирателями из Карелии и Самарской области. При этом они отличаются от других древних северных евразийцев наличием заметной восточноазиатской примеси (17,3%) и имеют сходство с носителями Окуневской культуры Алтая II тыс. до н.э. (Choongwon Jeong et al. Characterizing the Genetic History of Admixture across Inner Eurasia // https://www.biorxiv.org/content/early/2018/05/23/327122). Известны мужские гаплогруппы двух ботайцев – базовая N*-M231 и R1b1a1-M478. Последняя отличается от R1b-GG400, обнаруженной у ямников, и R1b-L51, распространённой у современных европейцев. В настоящее время она чаще всего встречается у южносибирских и среднеазиатских народов (Peter de Barros Damgaard et al. The First Horse Herders and the Impact of Early Bronze Age Steppe Expansions into Asia. Supplementary Materials // http://science.sciencemag.org/content/sci/suppl/2018/05/08/science.aar7711.DC1/aar7711_de_Barros_Damgaard_SM.pdf ). В антропологическом отношении ботайцы относились к уральской расе. Их языковая принадлежность не известна, но наиболее вероятно, что они говорили на языке уральской семьи.
Реконструкция внешнего вида ботайца
Носители Ботайской культуры были охотниками, основным предметом охоты которых являлись дикие лошади (на поселении Ботай, давшем название культуре, конские кости составляют 99,99% от всех костей животных). К настоящему времени можно считать доказанным, что наряду с охотой на диких лошадей ботайцы держали и разводили их домашних собратьев. Об этом свидетельствуют прежде всего два факта. Во-первых, следы кобыльего молока, обнаруженные на черепках ботайской посуды, доказывают, что у ботайцев были домашние кобылы (доить диких кобыл невозможно). Во-вторых, на ботайском поселении Красный Яр был найден загон для коней со скоплением навоза. Конский навоз ботайцы использовали как изоляционный материал для крыш своих домов (подобная практика известна у современных казахов и монголов). (Botai: Early Horse Herders on the Steppes of Northern Kazakhstan // https://web.archive.org/web/20120128031131/http://www.carnegiemnh.org/anthro/olsen-botai.html )
Реконструкция ботайского поселения
Два других аргумента в пользу домашнего характера лошадей у ботайцев несколько менее надёжны. Метрический анализ пястных костей ботайских коней выявил их бóльшую близость к домашним коням бронзового века, чем к диким палеолитическим коням из того же региона (“…We present three independent lines of evidence demonstrating domestication in the Eneolithic Botai Culture of Kazakhstan, dating to about 3500 B.C.E. Metrical analysis of horse metacarpals shows that Botai horses resemble Bronze Age domestic horses rather than Paleolithic wild horses from the same region. Pathological characteristics indicate that some Botai horses were bridled, perhaps ridden. Organic residue analysis, using delta13C and deltaD values of fatty acids, reveals processing of mare’s milk and carcass products in ceramics, indicating a developed domestic economy encompassing secondary products”: A.K. Outram et al. The Earliest Horse Harnessing and Milking // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19265018).
Второй аргумент касается следов от удил на зубах ботайских коней, и его главным сторонником является английский археолог Дэвид Энтони. Согласно Энтони, органические удила оставляют на нижних вторых премолярах коня заметный скос, и если на зубах с останков коня обнаруживается подобный скос размером не менее 3 мм, можно с уверенностью говорить, что при жизни на этом коне ездили верхом. Дэвид Энтони нашёл подобный скос на 5 из 19 исследованных им нижних вторых премоляров коней (принадлежавших как минимум 3 особям) со стоянки Ботай и на 2 из 12 со стоянки Кожай I и сделал отсюда вывод, что ботайцы ездили на своих конях верхом (David W. Anthony. The Horse, the Wheel and the Language. Princeton, 2007. P. 193-220). Однако этот вывод Энтони убедил далеко не всех, так как подобный скос мог быть вызван и просто неправильным прикусом.
В любом случае, не приходится сомневаться, что ботайцы имели домашних коней, которых они использовали в качестве источника мяса, молока, навоза и других материалов. Возможно, они также использовали своих одомашненных коней как средство передвижения и для загонной охоты на диких коней. Однако, как показали недавние генетические исследования, кони ботайцев были лошадями Пржевальского, не имеющими никакого отношения к современным одомашненным коням, происходящим от другого вида дикой лошади – тарпана. (“…Our data indicate that Przewalski’s horses are the feral descendants of horses herded at Botai and not truly wild horses. All domestic horses dated from
4,000 ya to present only show
2.7% of Botai-related ancestry. This indicates that a massive genomic turnover underpins the expansion of the horse stock that gave rise to modern domesticates, which coincides with large-scale human population expansions during the Early Bronze Age”: Charleen Gaunitz et al. Ancient Genomes Revisit the Ancestry of Domestic and Przewalski’s Horses // http://science.sciencemag.org/content/early/2018/02/21/science.aao3297 ; “…Botai horses were the ancestors not of modern domestic horses, but rather of modern Przewalski’s horses. Thus, in contrast to current thinking on horse domestication, modern horses may have been domesticated in other, more Western, centers of origin”: http://science.sciencemag.org/content/360/6384/111 ). Тарпан же был приручен индоевропейцами Самарской и Хвалынской археологических культур примерно на тысячелетие раньше появления у ботайцев собственной домашней лошади.
Само приручение ботайцами лошади Пржевальского разумно объяснить индоевропейским влиянием. Ботайской культуре в Северном Казахстане предшествовала Атбасарская культура мезолитических охотников и собирателей, не имевших никакого опыта обращения с одомашненными животными. У самих ботайцев из домашних животных помимо коня засвидетельствована только собака – никаких следов крупного или мелкого рогатого скота на их памятниках не обнаруживается. Приручение тарпана индоевропейцами последовало за их знакомством с одомашненным рогатым скотом, полученным от неолитических земледельцев. Самостоятельное приручение ботайцами лошади Пржевальского без внешнего воздействия выглядит маловероятным. Подобным внешним воздействием могли послужить индоевропейские племена, двигавшиеся со своими одомашненными конями из Поволжья через земли ботайцев на восток, чтобы создать на Алтае Афанасьевскую культуру. Это переселение по времени как раз примерно совпадает с одомашниванием ботайцами лошади Пржевальского.
Какими бы ни были конкретные обстоятельства приручения ботайцами лошади, они не имеют прямого отношения к вопросу о происхождении современной домашней лошади, являющейся потомком приручённого индоевропейцами тарпана. Генетика свидетельствует, что распространение на рубеже III-II тыс. до н.э. индоевропейцев Синташтинской культуры на область Ботайской культуры привело к полному исчезновению как потомков самих ботайцев, так и их одомашненных лошадей.
Находки имеют очень хорошую сохранность. По утверждению профессора археологии Виктора Зайберта они датируются IV-III тыс. до н.э.
Исследование сопровождается и решением вопросов специфики архитектурных приемов используемых ботайцами для домостроительства. Для образного и детального представления этой архитектуры, научные сотрудники Национального музея изучили реконструкцию двух ботайских жилищ в натуральную величину, соединенных между собой переходом расположенных на озеро Шалкар. Жилой комплекс был возведен на основе данных раскопок поселения Ботай под руководством профессора археологии В.Ф. Зайберта.
Вместе с этим, в рамках проведения исследования поселения, сотрудниками была произведена кустовая разведка новых объектов археологии. Так, в 11 км восточнее поселения Ботай на правом берегу реки Иман-Бурлук, в 2 км западнее села Кутузовка Айыртауского района на краю третьей террасы были зафиксированы 2 погребальные конструкции. Одна из них представлена курганом, насыпь которого состоит из земли. Диаметр его 26 метров, высота – 80 см от уровня подошвы насыпи.
Учитывая научную значимость территории Ботайской культуры, давшей мощный толчок к развитию культур последующих эпох, раскопки открытых объектов внесут новую информацию в историко-культурную концепцию уникального региона Казахстана.
Данная экспедиция знаменует научно-исследовательскую деятельность Национального музея и проводится не только для изучения знакового памятника истории и культуры Казахстана, но и для профессионального совершенствования знаний научных сотрудников в области археологии и истории Казахстана.
ПЕТРОПАВЛОВСК, 1 сен – Sputnik, Елена Бережная. В Северо-Казахстанской области будет построен историко-культурный музей под открытым небом, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Поселение Ботай находится в Имантауско-Шалкарской курортной зоне, которая входит в ТОП-10 приоритетных туристических территорий Казахстана. Строительство музея-заповедника «Ботай» предусмотрено планом мероприятий развития туристской отрасли страны.
Уже сегодня на месте будущего музея можно увидеть те самые археологические квадраты, в глубине которых были найдены сотни артефактов, принадлежавших Ботайской культуре. Если включить воображение, слушая рассказы увлеченного своим детищем доктора исторических наук профессора археологии Виктора Зайберта, легко представляешь, как несколько тысячелетий назад здесь жили древние люди.
Здесь приручили лошадь
Позже было найдено еще несколько похожих поселений, удаленных друг от друга, что позволило говорить о ботайской культуре. За годы работы на этой территории археологами вскрыто более 15 тысяч квадратных метров земли, изучено более 100 жилищ, выявлено более 200 тысяч артефактов и десятки тысяч костей древних животных, к слову, почти все они принадлежат лошадям.
Ботайские находки датированы четвертым тысячелетием до нашей эры, что говорило о доместикации, произошедшей примерно на одну тысячу лет раньше, чем было известно историкам ранее. Дальнейшие исследования показали, что коневодство было ядром хозяйственной деятельности ботайцев.
Таким образом, начиная с 4 тысячелетия до н. э. и вплоть до 17-18 веков, лошадь играла основную роль в эволюции цивилизационных процессов.
Кстати, судя по стилизованным изображениям колес и животного на одном из фрагментов сосуда, ученые предполагают о существовании у ботайцев колесного транспорта.
Теплый дом и первые консервы
Как рассказывает Виктор Зайберт, ботайское население перешло к полуоседлому образу жизни. Осенью и зимой население собиралось на главных поселениях типа Ботай. Весной и летом большая часть ботайцев двигалась к юго-западу на песчаные почвы, так как они раньше освобождались от талых вод весной, и здесь появлялась первая растительность. Там они строили временные жилища, охотились, рыбачили и занимались собирательством. Другая часть населения оставалась на главном поселении: в основном это пожилые люди, дети и некоторые табунщики. Они ремонтировали жилища, заготавливали пищу и вещи на зиму.
Поселения формировалось на расстоянии 150-200 км друг от друга, так как каждому поселению было необходимо жизненное пространство, где ботайцы могли контролировать свои табуны.
Впервые в степях люди стали строить капитальные деревянные сооружения с использованием оригинальных приемов. Для того, чтобы построить теплые зимние жилища, древние люди, населявшие эти края, сначала делали углубление в земле, возводили невысокие стены, а затем из длинных жердей методом плетения корзины создавалось шатровое перекрытие. Его обмазывали глиной и обкладывали земляными пластами. По словам Зайберта, это была очень прочная конструкция, поскольку давление шло на края, а для этого был нужен точный расчет.
Судя по количеству характерных впадин, всего на территории поселения было построено 250 жилищ. Располагались они зачастую группами, соединяясь между собой крытыми коридорами. Здешние люди предпочитали жить родовыми общинами по 40-45 человек.
В пищу употребляли мясо. В первый год раскопок археологи обнаружили дисковидную яму глубиной 3 метра и диаметром 2,5 метра. Виктор Зайберт говорит, что она была вся запечатана четвертушками лошадей. Это первые консервы.
Просто фантастика
На территории поселения обнаружены орудия труда и предметы быта из кости, камня, керамики: скребки, ножи, отбойники, серпы, гарпуны, сосуды. У жителей поселения были даже ткацкие станки, в которые заправлялись нити из конопли и крапивы, и приспособления для сверления отверстий в камне. Археологами найдены бусины из прочного камня с такими узкими отверстиями, что через них не всякая современная швейная игла может пройти. Интересно также, что за 2 тысячи лет до эпохи бронзы ботайцы пользовались медным инструментами и предметами.
По словам профессора Зайберта, этот человек родился гермафродитом. Что интересно, трепанация не была вызвана заболеванием или увечьем, ученые предполагают, что ботайцы сделали трепанацию для «усиления связи с духами». Человек, перенесший эту операцию, скорее всего, был шаманом и после смерти его почитали. Когда он умер, на лицо наложили глиняную маску. В таком виде эта голова использовалась ботайцами в культовых обрядах.
К слову, такие сложные научные изыскания, как исследование трепанированного черепа и сосудов с остатками кумыса, стали возможны во многом благодаря работающими на Ботае иностранным ученым, владеющим суперсовременными технологиями.
Куда ушли ботайцы?
Ботайские люди отреагировали на кризис двумя путями: часть населения мигрировала на восток и на запад в поисках похожего экологического региона, и их историческая судьба была потеряна за счет ассимиляции с другими этническими группами; другая часть носителей Ботайской культуры рассеялась по речным долинам. Специализированное коневодство уступает место охоте, рыбоводству и элементам земледелия. Вместе с лошадью начали разводить крупный и мелкий рогатый скот.
Ученые исследуют Ботай уже почти четыре десятка лет. Но земля хранит еще множество неразгаданных тайн, и работы на объекте, включенном в список сакральных мест Казахстана, продолжаются. С начала лета ведутся раскопки в селе Никольское. Было расчищено более 80 квадратных метров и найдено около 500 экспонатов.
О многих из них, а также интересные факты о культуре ботайцев можно прочитать в книге «Сакральные контексты Ботайской культуры», написанной Виктором Зайбертом в соавторстве с другими учеными.
Увидеть своими глазами
Год назад в рамках программы «Рухани жангыру» на территории поселения открыт музей-заповедник «Ботай». Его работниками проводятся экскурсии по археологическим раскопкам, выставки, музейные уроки и лекции. Только с мая по август нынешнего года проведено порядка 50 экскурсий.