Найдите в словах синонимичные морфемы чем они различаются изгнать выгнать
Состав слова
Соединительные гласные о, е (интерфиксы) — словообразующие аффиксы, выполняющие в слове функцию соединительных элементов. Например: паровоз, птицелов.
Окончание (флексия) — изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Это формообразующий аффикс, так как выражает грамматическое значение. Например:
божество, где -о — окончание существительного среднего рода, единственного числа, именительного (винительного) падежа;
пишут, где -ут — окончание глагола I спряжения, 3-го лица, множественного числа, настоящего (будущего) времени;
белый, где -ый — окончание прилагательного единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
Окончание может быть материально выраженным и материально невыраженным (нулевым). Например: в слове — нулевое окончание. Ср.: у стол-а, к стол-у, за стол-ом, о стол-е.
В неизменяемых словах окончание отсутствует. Например: кашпо∅, депо∅, глядя∅, сделав∅, где∅, быстро∅, завтра∅.
Постфикс — аффиксальная морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс). Например:
рисовать картину — картина рисуется (-ся — формообразующий постфикс, служит для образования страдательного залога глагола);
рисовать — рисоваться («вести себя жеманно»; -ся — словообразующий постфикс, служит для образования нового слова).
Среди суффиксов и приставок есть морфемы, близкие по значению, т. е. синонимичные. Например: выпить — испить, рыбак — рыбарь и т. п.
Основное отличие синонимичных морфем — стилистическое. Ср.: закричать — вскричать (за- — нейтр., вс- — книжн.); выбрать — избрать (вы- — нейтр., из- — книжн.).
В современном русском языке есть также морфемы, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся по значению, т. е. омонимичные. Например, корни: проводник (водить) — водяной (вода); суффиксы: песчинка (единичность) — смешинка (признак, проявляющийся в малой степени).
64. Разберите слова по составу.
Образец:
Пароходство, столица, Приморье, последовательность, продавщица, исчезнувший, заместитель, безыскусный, искусственный.
65. Выпишите слова в два столбика: а) с формообразующими аффиксами; б) со словообразующими аффиксами. Охарактеризуйте выделенные морфемы.
Читающий, читая, делопроизводство, докладчик, профессура, рассчитывать, пригород, земледелец, приамурский, подпилить, подписать, просил.
66. Выделите в словах морфемы и охарактеризуйте их.
Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, выключатель, велогонки, читал, сильнее.
67. Сгруппируйте слова по признаку: а) с материально выраженным окончанием; б) с нулевым окончанием; в) не имеющие окончания.
Столик, стол, стола, столу, столами; пишу, пишет, писал, пишите; беру, берите, брал; песня, песни, песенный, песенка; синий, кормчий, ловчий, заячий, комментарий, медвежий, зодчий, дельфинарий; метро, село, пальто, окно, маэстро.
68. Найдите в словах синонимичные морфемы. Чем они различаются? Аргументируйте свой ответ.
Изгнать — выгнать; ловчий — ловец; гордыня — гордость; жизнь — житие; рыбак — рыбарь; избрать — выбрать.
69. Найдите в словах омонимичные морфемы. Укажите их значения.
Образец: сту́ла (окончание -а выражает значение род. п. ед. ч. сущ. м. р. 2-го скл.) — собака (окончание -а выражает значение им. п. ед. ч. сущ. ж. р. 1-го скл.); приспустить (приставка при- выражает значение неполноты действия) — припевать (приставка при- выражает значение сопутствующего действия).
1. Прообраз — прокол; настольный — написать; приоткрыться — приблизиться; привязать — присвистывать; превознести — преградить.
2. Писатель — двигатель — выключатель; докторша (просторен. женщина-доктор) — докторша (устар. жена доктора); стенка — закалка; писец — резец; секретарша — генеральша.
3. Стола́ — стена; домище — поле; го́рода — города́; городишко — полюшко; топорище (ручка топора) — топорище (большой топор).
Вопросы для повторения
1. В чём сходство и различие морфемы и слова?
2. Что такое корневая морфема? Какова её роль?
3. Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют?
4. Приведите примеры синонимичных аффиксальных морфем. Покажите их сходство и различие.
5. Приведите примеры омонимичных аффиксальных морфем. Определите их значения.
Методическая разработка. Русский язык. Морфемный состав слова.
Методические разработки по русскому языку учителя начальных классов МБОУ «ЦО – гимназия № 30» г. Тулы Мартыновой Евы Викторовны.
«Изучение морфемного состава слова»
1)Объяснение значения ряда однокоренных слов с помощью «главного»;
1.Соленый, солить, засолить. Главное слово соль. Посмотрите на эти слова, и скажите, что они обозначают. (Ученики говорят). Общая часть родственных слов называется корнем. В этих словах есть общий корень «сол». А родственные слова называются однокоренными.
2.Даны три группы слов (на доске)
Гора, горный, пригорок, гореть.
Лес, лесной, лесенка, лесник.
Вода, водяной, водитель, подводник.
Найти лишнее слово, выписать однокоренные слова, выделить корень.
2) замена описания понятия одним однокоренным словом;
1. Дом из дерева. (Изображение на доске) Какой это дом? (Деревянный). Ребята посмотрите вокруг, много ли вы видите предметов из дерева. (Да). Назовите несколько. (Парты, стулья, окно). То есть, эти предметы какие? (Деревянные). Таким образом, мы можем заменить описание понятия одним однокоренным словом.
3) «выращивание» слов из одного корня;
1.Прочитайте цепочки слов, разобрать по составу.(Ученики записываюти разбирают)
Что вы заметили вы заметили в этих цепочках слов?(Одинаковый корень)С помощью чего образовывались новые слова(Приставка, суффикс, окончания)
4) разграничение слов с омонимичными морфемами, слов с синонимичными морфемами;
Необходимо различать омонимичные корни — совпадающие по звучанию (и написанию), но разные по значению:
носить – переносить – выносить – корень НОС
нос – носовой – носоглотка – корень НОС. Синонимичные приставки близки по значению, употребляются в одинаковых по смыслу словах и различаются оттенками значений:
1)сбежать, скатиться (с горы) – движение вниз;
2) сбегать, сходить (в магазин) – движение в пространстве туда-обратно; По значению суффиксы могут быть
синонимичными — различаются сферой употребления:
омонимичными — при одинаковом произношении и написании имеют разное значение:
5) исправление и объяснение детских словообразовательных ошибок;
1.Словообразовательные ошибки – это неоправданное словосочинительство, а также искаженное употребление корней и приставок.
Например: На всех окружающих мой друг запоглядывал весело.
Его отец по национальности был грузинец, а мать осетинка.
2.Учитель читает детям слова (Пылесосю, побежу, ложу, ездию, хочут, жжчет, писательщик, ежица) и просит сказать как будут правильно читаться эти слова. Дети отвечают ( Использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт, писатель, ежиха). Запомните и не совершайте ошибок.
6) конструирование слов по следам редактирования с правильным использованием тех же морфем;
1.Посмотрите слова написанные мальчиком Даней, какие ошибки он совершил? В какой части слово он их допустил, почему? Разберите слова по составу, исправить ошибки в написании прилагательных.
Кузнецский, матроский, француский, солдацкий, близский, гиганцкий, рыбацский(Кузнецкий, матросский, французский, солдатский, близкий, гигантский, рыбацкий)
7) определение значения морфемы по ряду одноморфемных слов;
1. Выделите приставку в этих прилагательных, и определить ее значение: Без голосый, без болезненный, бес плановый ( лишенный чего-либо)
2.Разобрать слова по составу и определить значение суффикса
Клюкв енн ый, клятв енн ый, утр енн ий, традици онн ый (признака или свойства)
8) составление слов по заданному значению морфем;
1.Выделите суффикс, составьте 2-3 примера с данным суффиксом
Мастер-мастер иц а, царь-цар иц а, император-императр иц а.
(Суффикс иц-лицо женского пола, образованное от лица мужского пола)
2.Выделить приставку, составить 2-3 примера с данной приставкой
9) анализ «ненастоящих» слов;
1.Учитель рассказывает: слово медведь это название животного, слово кактус-называет растение. А вот И. Токмакова придумала слово «плим». Можно ли его назвать «настоящим» словом?
Ложка – это ложка
Ею суп едят;
Кошка – это кошка,
У кошки пять котят.
Тряпка – это тряпка,
тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово –
Смешное слово «ПЛИМ»,
И повторяю снова «плим, плим, плим».
Прыгает и скачет «плим, плим, плим»,
Ничего не значит «плим, плим, плим».
Перед нами ничего не значащее слово ПЛИМ.
Если бы плим не прыгал и не скакал, мы могли бы принять его за междометие или звукоподражание. Одушевлённость не определяется, но Ирина Токмакова, автор стихов, написала его со строчной буквы: мы знаем, что это не имя собственное. Это не слово в общем понятии. так как оно не несет никакой смысловой нагрузки. не относится ни к одной части слова.
2.Учитель предлагает поиграть с этим стихотворением в игру «Добавь словечко»
3. Учитель предлагает прочитать этот стих с разной интонацией и произнести слово «плим» с разной интонацией. Учитель предлагает придумать свое слово и подставить его в стих за место «плим».
10) конструирование слов по заданной модели;
1. По модели [ ] + арь образуйте слова со значением человек (библиотекарь, аптекарь) ,птица (глухарь), предмет (букварь, словарь ).
2. Запишите слова по заданной модели [___]+к+а обозначая их состав(березка, бородка, ягодка)
3. Кто напишет больше слов, образованных указанным способом?
[ ] + говорить(Поговорить, заговорить, наговорить)
5.Напиши по 2-3 существительных к каждым из суффиксов (-оньк-;-еньк-;-ишк-;-ышк-;-ик-;-ек-)
11) морфемный анализ слова;
1.Выполните морфемный анализ данных слов
1) насекомое, 2) спят, 3) пекарня,4)наследница, 5) ждать, 6) жгут (существительное), 7) жгут (глагольная форма)
12) наблюдение за использованием слов с определенными морфемами в текстах;
На данном этапе урока реализуется следующая целевая установка: формирование умений учащихся различать слова и разные формы одного и того же слова с помощью словообразовательных и формообразовательных морфем. (предлагаются две группы слов: писать – писатель, окно – подоконник; пишу – пишет, делаю – делаем.)
13) лингвистический эксперимент, связанный с использованием морфем в словах текста
1.Подставьте к глаголу «лить» разные приставки
… лить чай в чашку; …лить цветы; …лить воду из ведра; …лить сок из банки в кувшин; (Налить, перелить, полить, вылить)Что происходит с этими словосочетаниями? Изменяется ли смысл? Какое значение получают данные глаголы с изменением приставки?
Помогите с русским языком пожалуйста.Тут немного.
1. Практическая работа с языковым материалом (рм один на парту)
Карточка № 1
Объедините родственные слова, выделите в них корни.
Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далёкий, отдалённый, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей).
Карточка № 2
Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.
Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.
Карточка № 3
Выделите основу и окончание в следующих словах.
Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.
Карточка М 4
Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).
Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.
Карточка М 5
Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).
Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.
Карточка М 6
Найдите в тексте слова с синонимичными, омонимичными морфемами. Выпишите их.
На чёрной безлюдной улице волчья оборванная фигура беззвучно слезла с ветки акации, на которой полчаса сидела, страдая на морозе, но жадно наблюдая через предательскую щель на верхнем крае простыни работу инженера, навлёкшего беду именно простынёй на окрашенном окне. Пружинно прыгнув в сугроб, фигура ушла вверх по улице, а далее провалилась волчьей походкой в переулках, и метель, темнота, сугроб съели её и залили все её следы.
(По М. Булгакову)
Карточка М 7
Выполните письменный морфемный разбор предложенных слов.
Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалёкий, наслаждение, топлёное (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.
Состав слова
Соединительные гласные о, е (интерфиксы) — словообразующие аффиксы, выполняющие в слове функцию соединительных элементов. Например: паровоз, птицелов.
Окончание (флексия) — изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Это формообразующий аффикс, так как выражает грамматическое значение. Например:
божество, где -о — окончание существительного среднего рода, единственного числа, именительного (винительного) падежа;
пишут, где -ут — окончание глагола I спряжения, 3-го лица, множественного числа, настоящего (будущего) времени;
белый, где -ый — окончание прилагательного единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
Окончание может быть материально выраженным и материально невыраженным (нулевым). Например: в слове — нулевое окончание. Ср.: у стол-а, к стол-у, за стол-ом, о стол-е.
В неизменяемых словах окончание отсутствует. Например: кашпо∅, депо∅, глядя∅, сделав∅, где∅, быстро∅, завтра∅.
Постфикс — аффиксальная морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс). Например:
рисовать картину — картина рисуется (-ся — формообразующий постфикс, служит для образования страдательного залога глагола);
рисовать — рисоваться («вести себя жеманно»; -ся — словообразующий постфикс, служит для образования нового слова).
Среди суффиксов и приставок есть морфемы, близкие по значению, т. е. синонимичные. Например: выпить — испить, рыбак — рыбарь и т. п.
Основное отличие синонимичных морфем — стилистическое. Ср.: закричать — вскричать (за- — нейтр., вс- — книжн.); выбрать — избрать (вы- — нейтр., из- — книжн.).
В современном русском языке есть также морфемы, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся по значению, т. е. омонимичные. Например, корни: проводник (водить) — водяной (вода); суффиксы: песчинка (единичность) — смешинка (признак, проявляющийся в малой степени).
64. Разберите слова по составу.
Образец:
Пароходство, столица, Приморье, последовательность, продавщица, исчезнувший, заместитель, безыскусный, искусственный.
65. Выпишите слова в два столбика: а) с формообразующими аффиксами; б) со словообразующими аффиксами. Охарактеризуйте выделенные морфемы.
Читающий, читая, делопроизводство, докладчик, профессура, рассчитывать, пригород, земледелец, приамурский, подпилить, подписать, просил.
66. Выделите в словах морфемы и охарактеризуйте их.
Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, выключатель, велогонки, читал, сильнее.
67. Сгруппируйте слова по признаку: а) с материально выраженным окончанием; б) с нулевым окончанием; в) не имеющие окончания.
Столик, стол, стола, столу, столами; пишу, пишет, писал, пишите; беру, берите, брал; песня, песни, песенный, песенка; синий, кормчий, ловчий, заячий, комментарий, медвежий, зодчий, дельфинарий; метро, село, пальто, окно, маэстро.
68. Найдите в словах синонимичные морфемы. Чем они различаются? Аргументируйте свой ответ.
Изгнать — выгнать; ловчий — ловец; гордыня — гордость; жизнь — житие; рыбак — рыбарь; избрать — выбрать.
69. Найдите в словах омонимичные морфемы. Укажите их значения.
Образец: сту́ла (окончание -а выражает значение род. п. ед. ч. сущ. м. р. 2-го скл.) — собака (окончание -а выражает значение им. п. ед. ч. сущ. ж. р. 1-го скл.); приспустить (приставка при- выражает значение неполноты действия) — припевать (приставка при- выражает значение сопутствующего действия).
1. Прообраз — прокол; настольный — написать; приоткрыться — приблизиться; привязать — присвистывать; превознести — преградить.
2. Писатель — двигатель — выключатель; докторша (просторен. женщина-доктор) — докторша (устар. жена доктора); стенка — закалка; писец — резец; секретарша — генеральша.
3. Стола́ — стена; домище — поле; го́рода — города́; городишко — полюшко; топорище (ручка топора) — топорище (большой топор).
Вопросы для повторения
1. В чём сходство и различие морфемы и слова?
2. Что такое корневая морфема? Какова её роль?
3. Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют?
4. Приведите примеры синонимичных аффиксальных морфем. Покажите их сходство и различие.
5. Приведите примеры омонимичных аффиксальных морфем. Определите их значения.