Назовите основные черты феодализма в чем причины феодальной раздробленности кратко
назовите основные черты Феодализма. В чем причины раздробленности?
Феодали́зм (от лат. feudum — лен) — социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и крестьян, экономически зависящих от них; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница.
Слово «феодализм» (первоначально термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Буленвилье и вслед за ним у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.
По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 1829—1833)
В официальном советском марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из пяти общественно-экономических формаций, более высокой по сравнению с рабовладением.
Господствующий тип экономики при феодальном строе — натуральное хозяйство, уклад — традиционный.
Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.
Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. А. Я. Гуревич считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия.
В античном мире наиболее сходную с феодализмом систему имела Персидская империя, в которой тяжеловооружённому всаднику давался надел, сходный с феодальным леном.
Феодальная раздробленность на Руси
Историки феодальную раздробленность древнерусского государства обычно рассматривают по 3 важным критериям:
Рассмотрим каждый из этих вопросов.
Причины раздробленности
Не менее сложным вопросом является изучение причин, по которым феодальная раздробленность на Руси стала возможной. Можно выделить 3 крупные группы причин, почему этот процесс стал возможным:
В целом же каждая причина в отдельности не могла раздробить государство, но вместе они создали систему, когда местное управление в каждом княжестве было намного сильнее центральной власти. Естественным итогом этого стало то, что уже с середины 12 века на Руси утвердилась раздробленность княжеств (всего их было на начальном этапе 15). К началу 13 века количество княжеств выросло до 50.
Начало феодальной раздробленности
Важно также уточнить, что вплоть до вторжения монголов процесс укрепления раздробленности русских княжеств не был завершен до конца. Это подтверждается тем, что верховная власть в стране (пусть всего лишь номинально) была у киевского князя, а религия оставалась единой и митрополит находился в Киеве.
Особенности этапа раздробленность Руси
Феодальная раздробленность стала логичным итогом развития государственности на Руси. Развитие феодализма в стране, которое шло по восходящей линии, сделало процесс разбития государства неизбежным и естественным. При этом можно выделить как плюсы так и минусы этого процесса.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Подъем экономики, поскольку каждое княжество могло рассчитывать только на себя. | Русь накрыли междоусобные войны, которые были очень кровавыми и жестокими. |
Рост городов. | Слабая обороноспособность. Каждое княжество имело свою дружину, действующую в интересах своего княжества. Единой русской армии не было. |
В княжествах формировалась стабильность. | Каждое княжество подвергалось угрозам завоевания не только изнутри, но и извне. |
Постепенно княжества пришли к пониманию, что княжество это не способ расширения, а возможность для совершенствования. |
При этом, несмотря на то, что княжества были независимы и обладали всеми атрибутами самостоятельного государства, сохранялись черты, позволяющие говорить о Руси как о единой политической и экономической системе. Прежде всего можно говорить о:
Последствия раздробленности
Отечественная история, особенно так, что базируется на принципах науки СССР, оценивает эпоху феодальной раздробленности Руси однозначно отрицательно. Еще со школьной скамьи нам рассказывают о том, что раздробленность стала следствием борьбы за власть и деньги, а также отсутствие единой системы управления страной дало возможность для ига. Все это частичная правда, но нужно понимать, что советские историки говорили об этом только потому, что это соответствовало принципам социалистического государства: капитал всегда устраивает войны, а государству нужен центр управления.
Сегодня историки все чаще говорят, что феодальный период был логичным итогом развития государства и именно тогда был дан сильный толчок для развития государства во всех сферах, но главным образом производственных сил, рост городов, развитие культуры и другое.
Феодальная раздробленность русских земель
Известно, что в Западной Европе (правление Карла Великого) и на Руси (правления Рюриковичей) на смену феодальным отношениям приходит период феодальной раздробленности.
Киевская Русь вступила в данный период примерно во второй четверти XII века.
Феодальная раздробленность представляла собой этап политического и экономического устройства русских земель, при котором происходила децентрализация власти, обусловленная усилением могущества крупных феодалов.
Можно выделить следующие предпосылки феодальной раздробленности:
Рассмотрим данные предпосылки подробней.
Политические предпосылки феодальной раздробленности
Старшие сыновья пытались сохранить единство Новгородско-Киевского государства путем создания триумвирата Ярославичей. Однако данные попытки успехом не увенчались.
Кризису феодальных отношений способствовали войны между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого.
Святослав изгнал своего брата Изяслава с киевского престола в 1073 году, однако после смерти Святослава Изяслав вновь вернулся на престол. В 1078 году Изяслав погибает от рук своего племянника.
Единство Киевской Руси на время удалось укрепить князю Владимиру Мономаху (1113—1125) его сыну Мстиславу Великому (1125—1132). Владимир Мономах совершил множество походов против русских князей сепаратистов, чехов, торков, византийцев, половцев.
После смерти сына Мономаха – Мстислава процесс дробления Руси ужесточился и в 1136 году Новгород отделился от Полоцка, а к середине XII в. территория Киевской Руси состояла из 15 отдельных княжеств. В XIII веке Киевская Русь была поделена на 50 удельных княжеств.
Социально-экономические предпосылки феодальной раздробленности
Основными социально-экономическими предпосылками являются господство натурального хозяйства в Киевской Руси и отсутствие прочных экономических связей между отельными княжествами.
В период развития феодализма в XII—XIII вв. произошел рост вотчинной собственности на землю. Так княжеская, боярская, монастырская знать получала вотчинную собственность, что привело к формированию региональных корпораций военно-служилой знати, которая кормилась за счет государственных податей.
Развитие вотчинной собственности привело к усилению боярской власти и обострению противоречий между местными князьями. Формированию могущественной княжеской власти способствовало строительство новых городов как политических и экономических центров, что вело к политическому обособлению этих территорий.
Таким образом, роль Киева как экономического и политического центра слабела, а сокращение бюджета казны вело к ослаблению армии. Это стало важным фактором политической децентрализации и феодальной раздробленности.
Последствия феодальной раздробленности для русских земель
Феодальная раздробленность имела положительные и отрицательные последствия для русских земель.
Феодальная раздробленность в Европе
Всего получено оценок: 512.
Всего получено оценок: 512.
Феодальная раздробленность в Европе пришлась на период раннего Средневековья. Власть короля стала формальной, он сохранял ее только в пределах своих владений.
Отношения между королем и феодалами в период раздробленности
В обязанности феодалов входила военная служба на благо короля и государства, выплата денежных взносов в ряде случаев, а также подчинение решениям короля. Однако, начиная с IX века, выполнение этих обязанностей стало зависеть исключительно от доброй воли вассалов, которые часто ее не проявляли.
Причины феодальной раздробленности
Что касается причин феодальной раздробленности стран Европы, то они заключались в слабых торговых связях между землями – они не могли развиваться в условиях натурального хозяйства. Каждое поместье, владельцем которого был феодал, полностью обеспечивало себя всем необходимым – ездить за чем-либо к соседям попросту не было нужды. Постепенно поместья все больше обособлялись, так что каждое феодальное владение становилось едва ли не государством.
Рис. 1. Феодальное поместье.
Постепенно крупные феодалы, герцоги и графы, перестали считаться с королем, который зачастую имел меньше земель и имущества. Появляется выражение, утверждающее, что король – лишь первый среди равных.
которые читают вместе с этой
Вторая причина заключалась в том, что у каждого феодала было собственное войско, а это значит, что ему не требовалась защита короля. Более того – этот король созывал вассалов под свои знамена, когда защита требовалась ему.
Междоусобные войны феодалов
Формирование феодальных отношений происходило в условиях постоянных войн между дворянами, ведь у кого была земля, тот и обладал большей властью. Стремясь отнять друг у друга и землю, и крестьян с целью стать сильнее и богаче, феодалы находились в состоянии перманентной войны. Суть ее сводилась к тому, чтобы захватить как можно большую территорию и в то же время не дать другому феодалу захватить свою.
Рис. 2. Взятие средневекового замка.
Постепенно это привело к тому, что мелких феодальных владений становилось все больше – появилось даже шуточное выражение о малоземельных дворянах. Говорилось, что такой феодал, когда ложится спать, головой и ногами касается границ своих владений. А если перевернется, то может попасть к соседу.
Итоги феодальной раздробленности
Это был сложный период в истории Западной Европы. С одной стороны, благодаря ослаблению власти центра начали развиваться все земли, с другой имелись многочисленные негативные последствия.
Так, желая ослабить соседа, каждый феодал, который затевал междоусобную войну: первым делом выжигались посевы и убивались крестьяне, что не способствовало экономическому росту, а наоборот, поместья постепенно приходили в упадок. Еще более печальные итоги феодальной раздробленности в Европе наблюдались с точки зрения государства: бесконечное дробление земель и междоусобицы ослабляли страну в целом и сделали ее легкой добычей для внешних завоевателей.
Рис. 3. Карта Европы в период феодальной раздробленности.
Точно назвать год, когда этот период европейской истории закончился, нельзя, но приблизительно в XII – XIII веках снова запустился процесс централизации государств. В отличие от Руси, где главной причиной объединения стала борьба с монголо-татарами, в Европе основная цель объединения – восстановление экномики.
Что мы узнали?
Каковы были причины феодальной раздробленности и к каким результатам она привела. В чем заключалась суть этого явления, какие отношения связывали в этот период короля и феодалов, а также то, по каким причинам постоянно велись междоусобные войны. Основные итоги этого периода – экономический упадок феодальных владений и ослабление европейских стран в целом.
Назовите основные черты феодализма в чем причины феодальной раздробленности кратко
Сословия- обособленные группы населения средневекового общества, наделенные своими правами и обязанностями.
Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия:
— оratores (молящиеся), то есть духовенство;
— bellatores (сражающиеся), то есть рыцарство;
— laboratores (работающие), то есть горожане.
Подавляющее большинство населения Европы в средние век а составляли крестьяне. За их счет жили все категории феодалов — церковные (епископы, настоятели монастырей — аббаты и др.) и светские (герцоги, графы, бароны и др.).
Большая часть земель, на которых работали крестьяне, к XI в. принадлежала феодалам. Во время непрерывных междоусобных войн крестьяне искали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел. Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал исполнения барщины и уплаты оброков. Барщиной называют все работы крестьян в хозяйстве феодала (обработка господской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т. п.). Оброком называют платежи крестьян владельцу земли — продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами). Власть феодала над крестьянином проявлялась не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк (поземельная зависимость), крестьянин и лично был подвластен феодалу (личная зависимость), землевладелец судил его в своем суде, крестьянин не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность.
Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда установлено, считалось разумным и справедливым.
Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.
В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы — три сословия (входящие в эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями). Служители церкви (священники и монахи) составляли особый слой населения — духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей — заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев; крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.
Тот факт, что на первом месте стояло духовенство, вовсе не случаен, ведь главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Служители церкви в целом были образованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали высшие государственные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и черное, или монашество. Первые монастыри — общины монахов — появились в Европе уже после падения Западной империи. Монахами в основном становились глубоко верующие христиане, желавшие посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Они давали обеты (обещания): отказаться от семьи, не жениться и не выходить замуж; отказаться от имущества, жить в бедности; беспрекословно подчиняться настоятелю монастыря аббату (в женских монастырях — аббатиссе^, молиться и трудиться. Многие монастыри владели обширными землями, которые обрабатывали зависимые крестьяне. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки; монахи создавали исторические летописи (хроники). В средние века монастыри были центрами образования и культуры.
Второе сословие составляли светские феодалы, или рыцарство.сажнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных состязаниях — турнирах; досуг рыцари проводили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой литературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь: быть беззаветно преданным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных; соблюдать все обязательства и клятвы. В действительности рыцари далеко не всегда следовали правилам чести. Во время войн они часто творили всяческие бесчинства. Феодалы жили в крепких каменных замках (в одной только Франции их было около 40 тысяч). Замок окружал глубокий ров, проникнуть внутрь можно было только при опущенном подъемном мосте. Над стенами замка высились оборонительные башни, главная — донжон, состояла из нескольких этажей. В донжоне находилось жилище феодала, пиршественный зал, кухня, помещение, где хранились припасы на случай длительной осады. В замке, кроме феодала, жила его семья, воины и слуги.
Усложнение социальной структуры средневекового общества было связано с возникновением городов, обусловленным глубинными экономическими процессами, прежде всего развитием сельского хозяйства. В X—XI вв. агрикультура достигла высокого уровня: распространилось двуполье, увеличилось производство зерна, технических культур, развивалось садоводство, виноградарство, огородничество, животноводство. В результате как в домениальном, так и в крестьянском хозяйстве возник избыток сельскохозяйственной продукции, который можно было обменять на ремесленные изделия, — создавались предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.
Совершенствовались и навыки сельских ремесленников — кузнецов, гончаров, плотников, ткачей, башмачников, бондарей, прогрессировала их специализация, в результате они всё меньше занимались сельским хозяйством, работая на заказ для соседей, обменивая свою продукцию, пытаясь реализовать её в более широких масштабах. Такие возможности предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, на рынках, возникавших в местах скопления людей — у стен укреплённых бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, у переправ и мостов и т. д. Сельские ремесленники начинали переселяться в такие места.
Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении торгово-ремесленных поселений на своих землях, поскольку эти центры давали им значительную прибыль. Они поощряли бегство чужих крестьян в города, гарантируя им свободу. Позднее это право закрепилось за самими городскими корпорациями, в Средневековье сложился принцип «городской воздух делает свободным».
Городское население было весьма пёстрым: основную его массу составляли ремесленники, торговцы и люди, занятые в сфере обслуживания, — грузчики, водоносы, угольщики, мясники, пекари, цирюльники. Особую привилегированную группу горожан представляли собой феодальные сеньоры, владевшие городскими землями, и их окружение, представители духовных и светских властей. Городскую верхушку составлял патрициат — богатое купечество, ведущее международную торговлю, дворяне-землевладельцы, позже в него вошли и наиболее зажиточные цеховые мастера. Главными критериями принадлежности к патрициату были богатство и участие в управлении городом.
Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики. Возникнув на земле феодала, он зависел от сеньора и был обязан выполнять платежи, натуральные поставки и отработки, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные работали на барщине, чистили конюшни, несли постойную повинность. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI—XIII вв. в Европе развернулось коммунальное движение — борьба горожан против сеньоров, принимавшая очень острые формы. Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров (которые тем не менее могли оставаться там на правах жителей) и формирование органов самоуправления. К власти в городах пришёл патрициат, контролировавший мэрию, суд и другие выборные органы. Всевластие патрициата привело к тому, что масса городского населения встала в оппозицию к нему, череда восстаний XIV в. завершилась тем, что патрициату пришлось допустить к власти верхушку городских цеховых организаций.
Городские корпорации. В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы объединялись в профессиональные корпорации — цехи и гильдии, что было продиктовано общим состоянием экономики и недостаточной ёмкостью рынка, поэтому требовалось ограничить количество производимой продукции, чтобы избежать перепроизводства, снижения цен и разорения мастеров. Цех противостоял конкуренции со стороны сельских ремесленников и иностранцев. В своём стремлении обеспечить всем мастерам равные условия существования он выступал аналогом крестьянской общины. Цеховые статуты регулировали все стадии производства и реализации продукции, регламентировали время работы, количество учеников, подмастерьев, станков в мастерской, состав сырья и качество готовых изделий.
Ремесленные корпорации и союзы торговцев — гильдии — выполняли самые разные функции, в том числе политические и культурные: способствовали сплочению горожан в борьбе за коммунальные вольности, организовывали отряды городской милиции, строили гильдейские холлы, возводили церкви, посвящённые святым — покровителям цеха, устраивали в дни праздников процессии и театрализованные представления.
Город и феодализм. Роль города как нового явления в жизни Западной Европы классического Средневековья была чрезвычайно высока. Он возник как порождение феодальной экономики и был её неотъемлемой частью — с господствовавшим в нём мелким ручным производством, корпоративными организациями, подобными крестьянской общине, подчинением до определённого времени феодальным сеньорам. В то же время он был очень динамичным элементом феодальной системы, носителем новых отношений. В городе концентрировались производство и обмен, он способствовал развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались как крупные феодальные вотчины, так и крестьянские хозяйства. Этим в значительной мере был обусловлен переход к натуральной и денежной ренте.
В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нём начала формироваться собственная политическая культура — традиции самоуправления, выборности, состязательности. Рост городов привёл к складыванию совершенно нового сословия феодального общества — бюргерства, включавшего купечество и ремесленников, полноправных и лично свободных горожан. Со временем благодаря развитию системы образования и университетов в городах сформировалась прослойка интеллектуалов — учёных, университетских преподавателей, юристов, врачей. В городской среде сложилась новая система этических ценностей, психология и культура. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти.
Вопросы и задания:
Каковы были предпосылки складывания феодальных отношений?
Охарактеризуйте структуру западноевропейского общества в начале и в конце развитого Средневековья. Какие изменения произошли в положении основных групп населения в этот период?
Объясните, что лежало в основе отношений сеньора и вассала. Какую роль играли при этом личные обязательства?
. Какие аргументы можно привести для обоснования правильности выражения «Городской воздух делает свободным», опираясь на историю Раннего Средневековья?
Назовите функции городов Средневековья, охарактеризовав каждую из них