Назовите основные функции менеджмента покажите в чем их сходство взаимосвязаны ли они
Охарактеризуйте основные функции менеджмента, покажите их взаимосвязь
Первым функции управления, как вам известно, выделил Анри Файоль. Это такие функции, как планирование, предсказание, организация координация и контроль, распоряжение.
В последствие они были дополнены другими функциями: мотивации, коммуникации, лидерства и др. В дальнейшем функции управления были поделены на три группы: первичные, связующие и интегрирующие.
К первичным функциям, выполняемым любым руководителем, относятся:
Планирование– это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы достижения этих целей. Планирование должно быть непрерывным, чтобы обеспечивать поступательное развитие организации.
Организация(организовывание) – это создание структуры органов, обеспечивающих достижение намеченных целей, распределение заданий между членами коллектива, делегирования им полномочий, прав распоряжения ресурсами.
Мотивация – это деятельность, имеющая своей целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудится для выполнения целей, поставленных в планах.
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка труда и учет результатов работы организации.
Координация – это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных (коммуникаций) между ними. С помощью различных форм связи (отчеты, интервью, собрания, совещания, компьютерная связь, средства связи и телевещания, документы) устанавливается взаимодействие подсистем организации.
Взаимосвязь функций менеджмента
Взаимосвязь между функциями показана на рисунке с помощью стрелок. Стрелки на диаграмме показываю, что движение от стадии планирования к стадии контроля возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса труда и с мотивированием работающих.
Первичные функции управления отвечают на вопрос: «Что нужно делать, чтобы управлять?»
1.Управленческие решения – разработка предварительных вариантов действий, выбор руководителем наиболее приемлемого, с его точки зрения, варианта достижения целей организации из множества альтернатив.
2.Коммуникации – процесс обмена информацией между двумя и более людьми или организационными структурами.
Руководство и лидерство – каждодневное оперативное влияние руководителя на подчиненных с использованием личного авторитета и властных полномочий, координация их деятельности, для достижения целей организации.
Функции менеджмента, их классификация и взаимосвязь
При изучении данного вопроса студент должен обратить внимание на то, что управление – процесс, направленный на достижение целей предприятия. Этот процесс представляет собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач фирмы. Эти действия получили название управленческих функций. Слово «функция» латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность. Функции управления можно определить как виды деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом.
Функция менеджмента – это вид деятельности работников аппарата управления, основанный на разделении и кооперации труда, характеризующийся, определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления |
Функции менеджмента сформировались в процессе распределения и специализации труда, поскольку любые управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Функции менеджмента отражают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.
Функции целесообразно классифицировать по признаку места в системе менеджмента:
3) объединяющая функция менеджмента – руководство – пронизывает все управленческие процессы в организации.
Процесс управления можно представить в виде совокупности как общих, так и частных функций управления. Каждую общую функцию управления можно представить как совокупность частных функций и наоборот.
Распределение функций на общие и частные является условным, поскольку они тесно переплетаются, взаимно проникая и дополняя одна другую
Общие функции менеджмента выполняются на любом предприятии, независимо от его назначения и особенностей деятельности. Содержание каждой общей функции управления определяется многими факторами и характеристиками фирмы. Прежде всего, от вышеперечисленных факторов, влияющих на элементы управленческой технологии. Конкретное изменение содержания общих функций управления проявляется в технологии выполнения конкретной функции. Таким образом, технологию менеджмента описывают как общие функции (характер управленческих действий), так и конкретные функции (объект, над которым совершается управленческое действие).
Общие функции управления характеризуют лишь определенные области управленческой деятельности (например, планирование, учет, контроль и т.д.) и не могут рассматриваться изолированно (отдельно) друг от друга. В процессе управления они, взаимодействуя, проникают друг в друга. Конкретное содержание управления проявляется только через задачи управления.
Дадим краткое представление о содержании общих функций менеджмента.
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с разработкой комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения целей предприятия с учетом наиболее эффективного использования ресурсов.
Функция планирования следует из содержания процессов управления и представляет собой: набор действий и решений, предпринятых управленческими работниками, которые ведут к разработке стратегий по достижению организацией своих целей; разработку текущих и краткосрочных программ, политики, процедур и правил, объясняющих, каким образом должны быть достигнуты цели организации.
Организация – вид управленческой деятельности, направленный на формирование структуры управления организацией, установление в ней определенной системы связей и взаимоотношений, что дает возможность эффективно работать для достижения поставленных целей.
Функция организации вытекает из необходимости координации совместных действий людей в процессе достижения общих целей. Она включает следующие наборы действий:
§ обеспечение динамического равновесия внутренних процессов, протекающих между управляемой и управляющей подсистемами, т.е. соединение людей и средств производства;
§ установление отношений между организацией (предприятием) и внешней средой для обеспечения динамического равновесия;
§ организацию собственного производства, т.е. процесса превращения ресурсов в готовую продукцию;
§ организацию управляющей подсистемы;
§ организацию действий людей по выполнению других функций управления.
Именно последний набор управленческих действий определяет специфику функции организации. Она состоит в том, что это единственная функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность выполнения всех других функций управления.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации
В процессе мотивации устанавливаются и оцениваются неудовлетворенные потребности; формулируются цели, которые направлены на удовлетворения потребностей; определяются действия, необходимые для удовлетворения потребностей.
Контроль – это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Хорошо составленные планы и организация их выполнения совсем не гарантирует эффективное достижение результата. Процесс выполнения планов постоянно подвергается воздействию как внутренних, так и внешних факторов. Сопоставляя реально достигнутые результаты с плановыми, т.е. отвечая на вопрос: насколько мы продвинулись к поставленным целям, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу.
Регулирование – вид управленческой деятельности, направленный на устранение отклонений, сбоев, недостатков и др. в управляемой системе путем разработки и внедрения управляющей системой соответствующих мероприятий.
Данный вид деятельности направлен на то, чтобы организация сохраняла свою динамическую устойчивость, на поддержание и усовершенствование состояния, ее упорядоченности, поддержание связей между субъектом и объектом управления.
Рассмотренные общие функции управления не существуют сами по себе. Они проявляются как виды управленческой деятельности только при взаимодействии с частными функциями.
Частные функции обусловлены необходимостью управления сложной организацией. Они возникают вследствие горизонтального разделения труда человека. Такое разделение может быть проведено по назначению основных процессов, протекающих в организации.
На основе исследовании взаимосвязи функций происходит совершенствование управления. Формирование эффективной системы менеджмента. устранение лишних звеньев. Бюрократических преград. Преодоление сопротивления изменениям. Взаимосвязь частных и общих функций менеджмента можно проследить по таблице 5.1.
Общие функции являются абстрактными. Они превращаются в реальную управленческую деятельность лишь тогда, когда с их помощью происходит реализация частных функций менеджмента. Поэтому общие функции рассматривают как основу для осуществления любого управленческого процесса.
Таблица 5.1 – Механизм реализации частных функций менеджмента через общие функции (пример)
Функции менеджмента, их взаимосвязь
Само понятие «функция» (functio) с латинского переводится как деятельность. В обыденной жизни оно имеет множество значений: в математике – это зависимая величина; в биологии – деятельность какого-либо органа.
Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные, обособленные виды управленческой деятельности.
Для эффективного управления они должны образовывать единый комплекс, охватывающий весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.
Функция менеджмента предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы.
Существует огромное количество подходов к классификаций функций:
1. Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в н. XX в. выделил пять исходных функций, которые соответствуют процессному подходу:
1) Предвидение (изучать будущее и устанавливать программу действий);
2) Организация (строить двойной организм предприятия (материальный и социальный);
3) Распорядительство (приводить в действие персонал предприятия);
4) Координирование (связывать и объединять, сочетать все действия и все усилия);
5) Контроль (наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям).
Основные функции менеджмента (рис. 2):
Организация |
Контроль |
Мотивация |
Планирование |
Координация |
Рис. 2. Взаимосвязь функций менеджмента
При планировании руководитель вначале должен сформулировать цели организации. Затем, поставив общие задачи, он должен определить, какие конкретные задания необходимо выполнить сотрудникам организации в определенный отрезок времени. Для того чтобы планы были реальными, а не иллюзорными, руководителю следует учесть наличие всех ресурсов как организации в целом, так и каждого подразделения в отдельности.
Планирование — это способ, с помощью которого руководитель пытается задать единое направление вектору усилий всех членов организации на достижение ее общих целей в определенный отрезок времени.
По окончании процесса планирования руководитель должен организовать выполнение запланированных работ (заданий), поскольку без осуществления организационных мероприятий, сами по себе планы, разумеется, в жизнь не воплотятся.
Важным средством, с помощью которого руководитель осуществляет функцию организации в процессе управления, является выдача заданий подчиненным ему линейным руководителям и делегирование им необходимых полномочий (вертикальное разделение труда).
С точки зрения процессного подхода мотивация — это процесс побуждения других к деятельности для достижения целей организации. Руководителю следует определить круг потребностей своих работников и обеспечить для них способ удовлетворить эти потребности через хорошую работу.
Поведение человека определяется бесчисленным множеством мотивов. Понимание мотивов и потребностей дает ключ к объяснению всех видов организационной деятельности, прежде всего предпринимательства.
Поэтому высокая роль мотивации в эффективной работе организации не вызывает сомнения. При этом менеджмент сознает, что истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить, и они чрезвычайно сложны.
Задача менеджмента состоит в создании условий, позволяющих работникам чувствовать, осознавать возможности удовлетворения потребностей посредством поведения, определяющего достижения целей организации. Сложность этой задачи состоит в том, что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей и средств, которые по индивидуальному разумению приводят к их удовлетворению, а также типов поведения при достижении целей. Структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре или ранее приобретенным опытом. Средством, скорее одним из средств, для побуждения работника к эффективным действиям является вознаграждение, которое можно определить как все то, что человек считает ценным для себя. Такими ценностями могут быть денежное вознаграждение, дружеские отношения, полезная беседа и т.д. различают внутреннее и внешнее вознаграждение.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других для достижения личностных целей и целей организации. Мотивация включает в себя мотивы и стимулы.
Мотивы – внутренние побуждающие факторы.
Стимулы – это внешние побуждающие факторы.
Существует множество теорий, объясняющих мотивации участников организации. Они разделяются на две группы:
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории базируются на индитификации внутренних побуждений личности, заставляющих действовать так, а не иначе.
Они анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельсти. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
— теория иерархии потребностей Маслоу,
— теория приобретенных потребностей Макклелланда,
— теория двух факторов Герцберга,
— теория ERG Альдерфера (потребность существования, связи, роста),
— мотивационная система Мадсена (органические мотивы, эмоциональные мотивы, социальные мотивы, деятельные мотивы).
Иерархия потребности в виде пирамиды по Маслоу:
1 уровень – физиологические потребности (пища и т.д.)
2 уровень – потребности безопасности
3 уровень – социальные потребности
4 уровень – в уважении
5 уровень – потребность в самоуважении
Маслоу разбил на 2 группы потребности:
1 группа (первичная): физиологические потребности и потребности безопасности.
2 группа (вторичная): социальная, уважение, самоуважение.
В своей теории Маслоу говорил, что человек двигаясь по жизненному пути, переходит от одного уровня потребностей к другому, однако при этом он не учитывает движение в обратную сторону.
Теориия потребности Макклелланда:
— потребность в причастности
— потребность в успехе
— потребность во власти
Он рассматривал потребности верхних уровнях.
Теория потребности Герцберга:
Наряду с внутренними мотивами есть внешние мотивы
Мотивирующие факторы (признание, самоуважение и самореализация) |
Факторы гигиены (физиологические потребности, потребности в безопасности и принадлежности) |
Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Процессуальные теории не спаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Эти теории говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, настраивает себя на определенное поведение, приводящее к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.
Имеется пять основных процессуальных теорий мотивации:
— теория ожидания, Врум говорит о том, что человек ожидает того, что выбранный им тип поведения приведёт к получению желаемого результата.
— теория постановки целей,
— теория справедливости (равенства), Адамс человек, получая вознаграждение, сравнивает его с затраченными усилиями и вознаграждениями других.
— теория партисипативного управления,
— комплексная модель мотивации Портера-Лоулера соединяет в себе элементы теории ожидания и теории справедливости в рамках единого мотивационного механизма.
Процессуальные теории являются более современными.
Контроль — это каждодневный текущий процесс, призванный обеспечить выполнение планов организации.
Существуют три аспекта управленческого контроля:
1. Установление стандартов — точное определение конкретных промежуточных целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный при планировании отрезок времени.
2. Измерение того, что было в действительности достигнуто, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.
3. Определение отклонений от первоначального плана и выявление причин отклонений в целях его корректировки.
Это центральная функция управленческого процесса, которая связывает функции планирования, организации, мотивации, планирования и контроля в рамках управленческого цикла.
Методы менеджмента
Все функции менеджмента реализуются с помощью методов управления.
Метод управления – это совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей.
В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций.
Современная классификация методов менеджмента подразумевает деление их по специфике приёмов воздействия. Выделяется четыре группы методов:
o организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях. Они строго формализованы (приказы, распоряжения, инструкции и т.д.) и делятся по жёсткости регламентации деятельности:
— самые жёсткие – регламентные методы, требующие четкого соблюдения (приказ, распоряжение).
— более мягкие – нормативные методы, дают свободу действовать в каких-то рамках (нормы, правила).
— самые мягкие – рекомендательные методы, отражают формальную структуру (инструкции, рекомендации, разъяснения).
o экономические, обусловленные экономическими стимулами. Воздействие осуществляется путём учёта экономических интересов личности и коллектива (премии, надбавки, путёвки и т.д.).
Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Под экономическими методами управления понимается использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развития организации.
Экономические методы бывают явные или прямые, имеющие непосредственно денежное выражение (надбавки, премии) и бывают неявные или косвенные (путёвки, призы, подарки, отгулы).
o социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. Основаны на учёте социальных и психологических особенностей личности и коллектива (похвала, благодарность, доска почёта, ритуалы, обряды).
Деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства.
o методы самоуправления. Это привлечение коллектива к решению значимых вопросов деятельности организации (голосование, совещание, симпозиум).
Таким образом, существует огромное количество различных методов управления. Применение каждого из них или их совокупности своевременно и согласно ситуации позволит организации достигнуть значительных результатов и существенно повысить эффективность работы.
Все методы управления тесно взаимосвязаны и используются менеджментом в комплексе для обеспечения оптимальных результатов при достижении целей организации.
Взаимосвязь функций менеджмента
Функции менеджмента как виды управленческой деятельности, обеспечивающей формирование работы организации. Роль планирования, организации, мотивации и контроля в управлении производственным процессом. Регулирование коммуникации и процесса принятия решений.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.01.2015 |
Размер файла | 12,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Взаимосвязь функций менеджмента
Американские ученые Альберт Мескон, и Дж. Хедоури выделяют четыре функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.
Эти функции управления связаны процессами принятия решений и коммуникацией.
По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:
1. Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.
2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.
3. Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Если в процессе текущей ежедневной производственной деятельности удается без каких-либо отклонений выйти на плановые показатели, то нужда в контроле в этом случае отпадает. Но каждый менеджер знает, что в реальной жизни такое случается очень редко. Поэтому контроль является неотъемлемой частью повседневной его работы.
Функция контроля тесно связана с планированием. С по мощью планирования менеджер устанавливает цели, и в соответствии с ними разрабатываются стандарты, на основе которых происходит сравнение выполненных работ с намеченными. При наличии отклонений фактических объемов набор от намеченных контрольных заданий менеджер должен на основе контроля осуществить корректировку деятельности, которая может включать в себя разработку новых планов и контрольных заданий.
Хотя рассмотрение функции контроля осуществляется после изучения всех других, то можно считать, что именно эту функцию менеджер реализует уже после исполнения всех остальных функций менеджмента. Подобный подход можно создать впечатление, что контроль реализуется только после того, как событие уже произойдет.
Да и сама потребность в контроле возникает тогда, когда обнаруживается ошибка в том или ином процессе. Но, видимо, лучше всего рассматривать контроль как функцию, которая реализуется одновременно с другими функциями менеджмента.
Механизм контроля может включаться до, во время и после производственного процесса. Работники часто относятся к функции контроля отрицательно, так как объёмы контрольных мероприятий в подразделении могут определять границы свободных действий, отводимых им при выполнении работ. Тем не менее, большинство работников понимают, что предельный объём контроля существенным образом регулируется поведением и трудовой деятельностью в большинстве ситуаций. Они знают, что без контроля возможны беспорядок, снижение эффективности и даже хаос.
В зависимости от позиций менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
Существует большое разнообразие типов организации. Для всех организаций характерно то, что в их рамках осуществляется систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.
Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления. Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее объемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий. Функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач, и, наконец, маркетинг, выделенный недавно в самостоятельную функцию управления.
Список используемой литературы
менеджмент управление мотивация