Назовите основные жанры поэзии лермонтова чем по вашему
Лермонтовская энциклопедия
ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм.
Устойчивыми для лирики Л. оказываются Ж. элегии, романса («мелодии», лит. песни), баллады. Все они не имеют четких границ и сильно деформированы в сравнении с классич. образцами. Так, признаки сюжетного строения баллады обнаруживаются в послании «К NN ***» («Не играй моей тоской»), «Грузинской песне»; напротив, балладная форма («Два сокола») лишена балладного сюжета; нет сколько-нибудь четких различий между романсом, лит. песней и «мелодией».
Первые опыты романсов Л. сохраняют характерную «рефренную» композицию [«Романс» («Невинный нежною душою»)], что было нередко и в рус. романсах 30-х гг.; следы этой традиции ощущаются и в произв., лишенных жанрового обозначения, но тяготеющих к романсу («Благодарю»). О лит. песне у Л. см. в ст. Фольклоризм.
Лиро-эпич. Ж. представлены в ранней лирике Л. прежде всего балладой. Л. варьирует или переводит ряд образцов лит. баллады; особое значение для него в это время приобретает Ф. Шиллер. Ранние баллады Л. имеют исключительно любовные сюжеты и непосредственно сближаются с чисто лирич. опытами юного Л.
Уже с 1828 Л. обращается к жанру лирич. поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» и др.), перерабатывая сюжеты пушкинских «южных поэм». Увлечение «байронической поэмой» Пушкина, И. И. Козлова и др. подготовило Л. к активному восприятию подлинного духа поэзии Дж. Байрона в 1830-31. Из рус. байронич. поэмы он усваивает мелодраматизм ситуаций и стремит. развитие сюжета; для него характерен интерес к байронич. «герою-преступнику». Очевидно, эти же лит. устремления сказались в балладных опытах Л. типа «Атамана». В ранних поэмах Л. сохраняет непрерывную сюжетную линию, избегая временных сдвигов и характерной для Байрона поэтики «тайн»; позднее поэмы Л. увеличивают лирич. потенциал, допуская сюжетные эллипсы, нередко заполняемые эмоц. пейзажными описаниями («Последний сын вольности», 1831, и др.). Перенося центр тяжести с событийного повествования на психологию героя, Л. создает и поэму-фрагмент, представляющую собой монолог-исповедь с ослабленной сюжетной основой («Исповедь»); такой монолог получит развитие в «Боярине Орше» и «Мцыри».
В поэмах с нац.-героич. темой (на др.-рус. материале), связанных с декабристской гражд. традицией («Последний сын вольности»), видоизменяется самый Ж. поэмы; герой утрачивает черты «преступника», но усилен элемент «тайны» в построении сюжета; вводятся монологи в духе гражд. политич. оды или трагедии эпохи декабризма. Воздействие декабристского романтизма в 1830-31 отозвалось в жанровых поисках Л.: появляется замысел политич. трагедии из эпохи рим. республиканизма («Марий») и поэмы о борьбе с татарами («Мстислав»); вторая в еще большей степени, нежели «Последний сын вольности», должна была приблизиться к традиции декабристской гражд. поэмы.
В романсах 1830-32 лирич. ситуация обычно объективирована; однако, как правило, объективация условна или аллегорична [«Романс» («Стояла серая скала на берегу морском»)]. Как романс, так и «мелодия» этих лет не обладают ясно выраженными жанровыми признаками и по существу представляют собой Ж. лирич. миниатюры, сохранившейся до конца творч. пути Л.; они стремятся к повышенной музыкальности ритмомелодич. строя. Ср. «Еврейскую мелодию» («Я видал иногда, как ночная звезда» с внутр. рифмой), «Звезду» («Светись, светись, далекая звезда»), близкую к «мелодиям» Т. Мура. Жанровыми образцами «мелодий» служат Л. «Еврейские мелодии» Байрона и «Ирландские мелодии» Мура.
В 1832 иронич. тональность приобретает у Л. баллада («Из ворот выезжают три витязя в ряд»), послание («Примите дивное посланье»), лирич. медитация («Что толку жить. Без приключений. »), эротич. фрагмент («Девятый час; уж тёмно; близ заставы»). В дальнейшем, под воздействием атмосферы игриво-непристойной удали, царившей в юнкерской школе, у Л. появляются сгущенно-эротич. и натуралистич. мотивы (т. н. юнкерские поэмы); обращение к бытовой сфере, анекдоту, стихотв. новелле сказывается на жанровой природе лирич. стих., где ирония переходит в пародию и гротеск («Юнкерская молитва», «На серебряные шпоры», «Катерина, Катерина!»). Эти творч. тенденции получают завершение в иронич. стихотв. новелле «Тамбовская казначейша» и в поэме (стихотв. повести) «Сашка», где иронич. картина нравов усложняется традицией филос. медитации (в лирич. отступлениях).
Своеобразную эволюцию в 1832-35 претерпевает Ж. романтич. поэмы: начиная с «Измаил-Бея», в ней прочно эакрепляется «кавказская тема» («Каллы», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек»). При сохранении и даже оживлении внешних композиц. форм «байронич. поэмы» (с элементами «тайны», сюжетными эллипсами, «неистовым» героем), она в значит. мере теряет первонач. лирич. характер, насыщаясь бытовыми этнографич. реалиями и мотивировками и усиливая повествоват. элемент в духе романтич. ориентализма 30-х гг. В этом отчасти сказалось знакомство Л. с ориентальной балладой В. Гюго [ср. «Прощанье» («Не уезжай, лезгинец молодой»)] В 1832-34 Л. уже прямо обращается к прозе («Вадим»), оставаясь в русле традиции «неистовой» прозы Гюго.
Особняком в поэзии Л. стоит лирич. стих. программно-декларативного характера, построенное как драматич. сцена («Журналист, читатель и писатель»).
Лит.: Фишер, с. 221-36; Эйхенбаум (3), с. 29-32, 83, 101-26; Эйхенбаум (12), с. 289-359; Розанов (3), с. 151-59, 196-06; Максимов (1), с. 31-103; Турбин (1), 142, 147-49, 204-09.
Лермонтовская энциклопедия ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
Презентация по литературе на тему «Жанровое разнообразие лирики М. Ю. Лермонтова «
Подойдёт и взрослым и детям
Описание презентации по отдельным слайдам:
Жанровое разнообразие лирики М. Ю. Лермонтова
РОМАНТИЗМ – литературное направление кон. XVIII – нач. XIX в.
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА: неприятие идеалов общества; свободолюбие; мечтательность; герой-бунтарь, одинокий, романтический; герой находится в конфликте с окружением; стремление к идеалу; противопоставление идеального образа реальной жизни.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ русского романтизма В. А. Жуковский Ф. И. Тютчев М. Ю. Лермонтов
Основные черты «лирического героя» М. Ю. Лермонтова:
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. Лермонтова
Дума Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.
ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКИЕ жанры: 1. элегия – лирическое стихотворение, проникнутое настроением грусти.
3. Песня или песнь — стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов, часто с припевом — рефреном.
4. Стансы – это лирическое стихотворение, часто философского содержания, состоящее из нескольких строф, каждая из которых имеет собственное законченное содержание и может не иметь ничего общего с предыдущими и последующими строфами.
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ 1. Баллада
2. Поэма: написал около 30 поэм, но опубликовал три.
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-1286572
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Тематическая классификация
Жанры лирики в литературе имеют несколько классификаций. Наиболее часто такие сочинения распределяют по тематике.
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Парус
В стихотворении описывается парус – он одиноко плывет по морю. Одиночество являлось очень важным для Лермонтова – он принимал его за свободу.
«Парус» олицетворяет неспокойного героя, на долю которого выпало немало трудностей, в стихотворении есть такие слова, как «кинул», «ищет» – это можно объяснить мечущейся душой.
Герой произведения, возможно, пытается обрести внутри себя гармонию, и испытывает горечь от каких-либо потерь. Одинокий парус, плывущий в море, привлекает его тем, что он также одинок, как и он сам.
Лермонтовская энциклопедия ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
ЖАНРЫ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм.
Устойчивыми для лирики Л. оказываются Ж. элегии, романса («мелодии», лит. песни), баллады. Все они не имеют четких границ и сильно деформированы в сравнении с классич. образцами. Так, признаки сюжетного строения баллады обнаруживаются в послании «К NN ***» («Не играй моей тоской»), «Грузинской песне»; напротив, балладная форма («Два сокола») лишена балладного сюжета; нет сколько-нибудь четких различий между романсом, лит. песней и «мелодией».
Первые опыты романсов Л. сохраняют характерную «рефренную» композицию [«Романс» («Невинный нежною душою»)], что было нередко и в рус. романсах 30-х гг.; следы этой традиции ощущаются и в произв., лишенных жанрового обозначения, но тяготеющих к романсу («Благодарю»). О лит. песне у Л. см. в ст. Фольклоризм.
Лиро-эпич. Ж. представлены в ранней лирике Л. прежде всего балладой. Л. варьирует или переводит ряд образцов лит. баллады; особое значение для него в это время приобретает Ф. Шиллер. Ранние баллады Л. имеют исключительно любовные сюжеты и непосредственно сближаются с чисто лирич. опытами юного Л.
Уже с 1828 Л. обращается к жанру лирич. поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник» и др.), перерабатывая сюжеты пушкинских «южных поэм». Увлечение «байронической поэмой» Пушкина, И. И. Козлова и др. подготовило Л. к активному восприятию подлинного духа поэзии Дж. Байрона в 1830-31. Из рус. байронич. поэмы он усваивает мелодраматизм ситуаций и стремит. развитие сюжета; для него характерен интерес к байронич. «герою-преступнику». Очевидно, эти же лит. устремления сказались в балладных опытах Л. типа «Атамана». В ранних поэмах Л. сохраняет непрерывную сюжетную линию, избегая временных сдвигов и характерной для Байрона поэтики «тайн»; позднее поэмы Л. увеличивают лирич. потенциал, допуская сюжетные эллипсы, нередко заполняемые эмоц. пейзажными описаниями («Последний сын вольности», 1831, и др.). Перенося центр тяжести с событийного повествования на психологию героя, Л. создает и поэму-фрагмент, представляющую собой монолог-исповедь с ослабленной сюжетной основой («Исповедь»); такой монолог получит развитие в «Боярине Орше» и «Мцыри».
Виды лирики
Как литературный род лирика была сформирована в Древней Греции. Наивысший расцвет произошел в Древнем Риме. Популярные античные поэты: Анакреонт, Гораций, Овидий, Пиндар, Сапфо. В эпоху Возрождения особо выделяются Шекспир и Петрарка. А в 18-19 веках мир был потрясен поэзией Гете, Байрона, Пушкина и многих других.
Разновидности лирики как рода: по выразительности – медитативная или суггестивная; по тематике – пейзажная или урбанистическая, социальная или интимная и т. д.; по тональности – минорная или мажорная, комическая или героическая, идиллическая или драматическая.
Виды лирики: стихотворная (поэзия), драматизированная (ролевая), прозаическая.
Жанровые варианты творчества Лермонтова
Существенна разница жанра между шутливой “Тамбовской казначейшей” и, скажем, “Демоном”. Создается впечатление, что Лермонтов пробует свои силы в разнообразных и часто контрастных друг другу поэтических вариантах. Это позволяет судить, насколько глубоко усвоены им, жанровые традиции, насколько мастерски овладел он жанром поэмы.
Он как бы повертывает жанр поэмы разными гранями. Было бы неосторожно говорить об отсутствии всякой эволюции в пределах лермонтовского творчества вообще, поскольку такая эволюция существует, но нельзя
В ходе работы над одной поэмой или после ее завершения появляется противоположная по какому-либо принципу новая жанровая разновидность.
Поэмы образуют некоторые контрастные пары: “Боярин Орша” – “Сашка”, “Песня…” – “Тамбовская казначейша”, “Беглец” – “Мцыри”, “Сказка для детей” – “Демон”. Вовсе не обязательно считать это намеренным принципом, поскольку многие
Многообразие жаровых вариаций; отражает многообразие жизненных проблем, которые можно рассматривать и в историческом плане, и в аспекте современности, и на фоне реального быта, и в фантастической сфере.
Во всякой поэме есть два мира – эпический, объективный и субъективный, авторский. Однако сплав их бывает весьма различным и осуществляется по-разному. Объективный мир, как правило, противостоит герою, который силой обстоятельств вынуждается к действию, к непосредственному проявлению своего отношения к вне его лежащему миру.
Причем это отношение порождено не только субъективными свойствами личности, но и самим сюжетом, т. е. теми жизненными ситуациями, которые также определяют отношение личности. Всякая поэма – “воспевание”, но не обязательно героя (например, “Беглец”), а идеи, скажем, свободы, чести, мужества. Носителем этих качеств, “воспеваемых” поэтом, может быть герой или другие личности, противостоящие ему, если перед нами “антигерой”.
В романтической поэме не обстоятельства движут героями, а автор поэмы по сваей воле формирует и обстоятельства и характер героя. Авторский взгляд, авторская субъективность заставляют героя действовать определенным образом. Нередко герой становится рупором автора, но чаще непосредственно авторскую точку зрения отражает сюжет поэмы.
Автор по своей воле придает ту или иную последовательность событиям, не считаясь с хронологией или причинно-следственной связью. Как правило, герой социально не детерминирован, а дан как устойчивый психологический тип, движимый одной страстью. Лиризация поэмы проявляется и в том, что в романтической поэме действует один герой, произносящий патетические диалоги. Иногда поэма сплошь состоит из монолога, объединяющего судьбу героя.
Четко разделяя субъективный и объективный миры, автор свободно распоряжается материалом. И над эпическим содержанием, развертываемым в сюжете, и над героем парит авторская, открыто пристрастили точка зрения, которая нередко непосредственно выливается в лирические отступления, порой далекие от темы повествования. Напряженность авторской мысли, внесение лирической стихии в поэму совершенно перестроило ее композиционно, что тонко и глубоко проанализировано В. М. Жирмунским в его книге “Байрон и Пушкин” и А. Н. Соколовым в “Очерках по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века”.
Особенности лирики
Сам термин происходит от греческого слова lyra (разновидность музыкального инструмента). Поэты периода античности исполняли свои произведения под аккомпанемент лиры. В основе лирики – переживания и думы главного героя. Его часто отождествляют с автором, что не совсем верно. Характер героя зачастую раскрывается через поступки и действия. Большую роль играет прямая авторская характеристика. Немаловажное место отводится описанию внешности. Наиболее часто используется монолог. Диалоги встречаются редко.
Главным средством выражения считается размышление. В некоторых произведениях переплетаются жанры эпоса, лирики и драмы. В лирических сочинениях отсутствует развернутый сюжет. В некоторых присутствует внутренний конфликт героя. Существует и «ролевая» лирика. В таких произведениях автор играет роли разных лиц.
Жанры лирики в литературе тесно переплетаются с иными видами искусства. Особенно с живописью и музыкой.
Бородино
Стихотворение автора «Бородино» посвящено Бородинскому сражению (крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г., между русской и французской армиями; русская противостояла армии Наполеона).
Лермонтов задумывал свое стихотворение как подарок ветеранам и всей России на 25-летие Бородинской битвы.
Эскизы будущего стихотворения созрели у поэта еще в детстве – он близко общался с братом бабушки Елизаветы Алексеевны, Афанасием Столыпиным, который был участником Бородинского сражения, и охотно слушал его рассказы.
Литература
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
Начало поэтического пути, раннее романтическое творчество
Основные темы и образы лирических героев
Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве, вырос в Тарханах, родовом имении бабушки, которая его воспитывала. Он рано потерял мать, отец, по настоянию бабушки, в воспитании сына не участвовал. Мальчик рос необычайно способным, хорошо рисовал, был одарен музыкально, стал рано сочинять стихи, знал иностранные языки.
После учился в пансионе, затем непродолжительное время в Московском университете, который спустя 2 года сменил на Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Лермонтов был далек от литературных кругов, но он состоялся прежде всего, как поэт.
Темы лирики Лермонтова весьма разнообразны: это темы Родины, истории, нравственности, любви, природы, поэта и поэзии, самопознания, жизни и смерти и др.
Романтической лирике Лермонтова почти на протяжении всего творчества присуща тема «двоемирия». Это понятие признает существование двух миров: земного, воплотившего все реальное с его страстями, и небесного, почти недостижимого духовного мира гармонии, счастья, покоя. Герои Лермонтова часто оказываются в промежуточном бытии между небом и землей, это мятежное духовное существование, которое возвысило над земным, но не достигло небесной гармонии. Этим противоречием вызвано трагическое мировосприятие героев, и определяются основные мотивы лирики: одиночества, печали, неприкаянности, безысходности, двойственности души.
Все ранние стихи поэта стали своеобразным автобиографическим лирическим дневником.
Стихотворение «Парус» (1832 г.) на первый взгляд, можно отнести к пейзажной лирике. Тем не менее вопросы, относящие к образу паруса, говорят о размышлениях, присущих человеку, который что-то кинул в «краю родном», что-то ищет, ему нужны и буря, и покой. Парус – символ мятежной души лирического героя. Так и в других стихотворениях, таких как «Листок», «Утес», «Тучи», «На севере диком» и др., пейзажные образы имеют, двойное, прямое и переносное, значение и являются отражением внутреннего мира человека.
В 14 лет Лермонтов под влиянием западноевропейского романтизма начал писать поэму «Демон». Работа над текстом, который 8 раз редактировался,продолжалась в течение 10 лет до 1839 г. Эта романтическая поэма, благодаря многолетним духовным поискам, наполнилась глубоким философским смыслом. Запрещенная цензурой, она стала известна благодаря рукописным копиям. Полный текст был опубликован в 1860 г.
В отличие от демонических образов Люцифера, Сатаны, Мефистофеля, созданных Байроном, Мильтоном, Гете, мифологический герой Лермонтова обрел новые черты.
Демон обитает в небесном космическом пространстве, а не в аду, спускается из безмолвных просторов воздушного эфира [2] на землю. У «духа изгнанья» метущаяся душа, раздираемая противоречиями: добром и злом, буйством страстей и отрешенным равнодушием ко всему сущему. Он странствует без цели над «грешною землею», наблюдая движение небесных светил и комет во вселенной. Его время остановилось: века подобны мгновениям. Бесплотный облик Демона олицетворяет не тьму, а «ясный вечер», сумерки.
Но сжигаемый страстью, искушает в снах лукавыми уговорами Тамару, которая, ища защиты от искусителя, уходит в монастырь. Но Демон и там ее настиг, и девушка погибает. Ее раскаявшуюся душу спасает от Демона Ангел, унося в рай.
Демон вновь воспылал ненавистью к Богу, лишившему его души Тамары. Утратив надежду на возрождение, он обречен на вечные муки одиночества в бескрайних и безмолвных просторах вселенной.
Образ Демона стал в поэтическом мире Лермонтова основным «олицетворением его творческого самосознания». Образ индивидуалиста, страдающего, бунтующего против мира и Бога, прямо или косвенно нашел отражение во многих других произведениях, в том числе, в образе главного героя романа «Герой нашего времени».
Маковский «Демон и Тамара»
Творческая биография Лермонтова
Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Темы жизни и смерти, философские мотивы
Поэзия Лермонтова была известна узкому кругу близких знакомых, он не общался в литературных кругах и не публиковал своих стихотворений. Как поэт стал известен, когда его потрясла трагическая гибель Пушкина.
Двадцатидвухлетний гусарский офицер Лермонтов напишет стихотворение «Смерть поэта», которое быстро разошлось среди друзей и стало знаменитым буквально в считанные дни, его цитировали почти по всему Петербургу, отправляли в письмах к знакомым в другие города. Хотя в стихотворении не упоминается имя Пушкина, всем было понятно, о каком «дивном гении» и «невольнике чести» написано.
После дуэли и смерти Пушкина Николай I, опасаясь протестов в обществе, распорядился тайно вывезти тело поэта из Петербурга, которое, спрятав под рогожей [7] на телеге, ночью отправили под жандармским [8] конвоем [9] в Михайловское. Власти хотели, чтобы поскорее забыли о случившемся, но Лермонтов напомнил о трагедии своим исключительным по злободневности стихотворением и взбудоражил общество, открыто назвав истинных виновников гибели поэта: власть и ее придворное окружение. Так стихийно начался творческий путь Лермонтова, но продлится он всего четыре с половиной года до его собственной роковой дуэли с Мартыновым в 1841 г.
Лермонтова арестовали, затем сослали в Нижегородский полк, участвующий в боевых действиях на Кавказе, в которых поэт проявил себя как храбрый офицер. За проявленное мужество его не раз представляли к наградам, но император эти представления отклонял.
Несмотря на службу и участие в боевых операциях, именно в это время он много пишет, но уже не для себя, как раньше, а для того, чтобы его услышали другие. В стихотворении «Дума» (1838 г.), отождествляя себя со своими современниками, он считает, что как поэт должен сказать нелицеприятную [10] правду о своем поколении, стать его совестью. Основные мысли «Думы» будут использованы при создании «Героя нашего времени».
Но именно последнюю «Молитву» можно считать образцом духовной лирики. Набожная бабушка поэта с умилением читала знакомым текст «Молитвы», уверяя, что Мишеньку незаслуженно многие считают безбожником.
Лермонтов, никогда не читавший другим свои произведения, сделал для княгини однажды исключение и прочитал «Демона». Мария Алексеевна была восхищена красотой поэтических образов, но ее поразило мрачное содержание поэмы. Понимая, что мятежный Демон – это отражение состояния души поэта, попросила Лермонтова дать слово вспоминать о молитве в тоскливые минуты. Судя по всему, Лермонтов обещание сдержал, и это получило отклик в таком проникновенном стихотворении. У стихотворения непривычное название для поэтического текста, ведь молитвами считаются освященные церковные обращения верующих. Жанр «Молитвы» можно определить, как лирический монолог, в котором герой передает свои чувства.
В стихотворении соединились романтические и христианские мотивы. Передано состояние умиротворения лирического героя от «живых слов» чудной молитвы, дарующей благодать и успокоение. Чувство грусти, близкой к отчаянию, сменила грусть просветленная. По отзыву Белинского, мятежный дух поэта, изливавший прежде «безотрадные, леденящие сердце» строки, создал молитвенную «мелодию надежды, примирения и блаженства жизни», в наслаждении самой жизнью.
Вскоре Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ во второй раз. Назойливые ухаживания сына французского посланника за княгиней Щербатовой стали поводом для дуэли. Хотя поединок обошелся без жертв, Лермонтов выстрелил не в противника, в воздух, а Эмиль де Барант промахнулся, власти воспользовались этим конфликтом, чтобы удалить Лермонтова из столицы.
В последние годы Лермонтова в его творчестве звучат философские мотивы, поэт переосмысливает жизненные ценности. Темой жизни проникнуто стихотворение «И скучно, и грустно…», которое было написано, когда Лермонтову было 26 лет, но он говорит о своих разочарованиях, о бессмысленности желаний, страстей, о невозможности любви. Итог стихотворения в последних строчках, как итог прожитой жизни, которую он называет «пустой и глупой шуткой». Это кощунственное умозаключение невольно наводит на мысль, кто же так глупо шутит? Конечно, это тот, благодаря которому жизнь дана. Бог выступает как враждебная сила, надсмехающаяся над человеком.
«Выхожу один я на дорогу» (1841 г.), появившееся незадолго до дуэли, похоже на предсмертное завещание. Стихотворение начинается с мотива дороги, пути, ведущих в никуда, словно посреди вселенной, где пустыня внимает Богу, звезды разговаривают друг с другом, земля спит «в сиянии голубом». Интересно, что герой, как и Демон, видит землю словно из космоса. Ведь только через сто с лишним лет человечество, покорив космос, узнает, что наша планета, окруженная атмосферой, действительно голубого цвета. В этом ночном пейзаже, наполненном гармонией, герой, чувствуя отчаяние и беспокойство, ищет покоя, стремится «забыться и заснуть», но не «холодным сном могилы».
В написанном за несколько месяцев до роковой дуэли стихотворении «Сон» Лермонтов предрекает собственную смерть: лирический герой увидел себя во сне неподвижно лежащим в горной долине с глубокой раной в груди от пули, истекающим кровью. Гибель поэта в действительности и его предвидение, совпадающие в деталях, Владимир Соловьев, философ-мистик, объяснял тем, что Лермонтову в наследство достался дар предвидения от его шотландского магического предка.
Поэт очень критично относился к своему творчеству. В единственный прижизненный сборник он включил только 26 стихотворений, написанных им после 1937 г., и две поэмы: «Песню про купца Калашникова» и «Мцыри».
Тема Родины в творчестве Лермонтова
К теме Родины у Лермонтова неоднозначное отношение. Он гордился славной историей России, восхищался народными обычаями, любил русскую природу. Но Россия для него и страна социальных противоречий и крепостного права, неразрешимых политических и экономических проблем.
Эти взгляды были отражены в стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1841г.), в котором он напишет о своем презрении к власти и слепой преданности подданных. Это официальная сторона страны, где господствуют «голубые мундиры» жандармов, «всевидящих» и «всеслышащих».
В стихотворении «Родина» он говорит о своей странной и необъяснимой любви к родной стране. Но за противоречивостью чувств искреннее восхищение путешествующего по степям героя русской природой и миром народной жизни. Это для него Россия подлинная.
В стихотворении «Предсказание» Лермонтов пророчески предвидел грядущие исторические потрясения для России: падение самодержавия, низвержение законов, разорение страны, голод и многочисленные жертвы нового порядка.
Тема поэта и поэзии. Адресаты любовной лирики
Одной из ключевых тем у Лермонтова станет тема поэзии. В четырнадцать лет он напишет стихотворение «Поэт», в котором образ поэта он представит, как избранника божьего. Спустя 10 лет напишет стихотворением с таким же названием, в котором говорит, что высокое призвание поэта не должно превращаться в предмет развлечения толпы. В стихотворении «Смерть поэта» он создаст образ истинного поэта, ставшего национальной гордостью, заслужившего народную любовь.
После дуэли Лермонтова, у него дома во время обыска был найден альбом со стихами, в котором на последней странице был записан «Пророк», ставший своеобразным продолжением пушкинского одноименного стихотворения. У Пушкина лирический герой из пустыни уходит к людям, чтобы служить им своим словом. Герой Лермонтова, обретя божественное «всеведение пророка», хотел провозглашать идеи правды и любви, но злоба и пороки читались им в глазах людей, считавших его гордым глупцом. Его не понимали, бросали с бешенством в него камни, глумились над его бедностью, угрюмостью, худобой и бледностью. Он уходит из мира людей, ищет уединения в пустыне, обретя там гармонию в единении с природой, его пророческие слова слушают лишь звезды.
Любовная лирика Лермонтова проникнута сложными, противоречивыми чувствами, бескорыстными и страстными, «небесными» и демоническими. Боль измен и расставаний, непостоянство возлюбленных привели к разочарованиям: «Любить…но кого же. на время – не стоит труда. А вечно любить невозможно».
Имена нескольких женщин, ставших музами для вдохновения, были увековечены в поэзии Лермонтова: Анна Столыпина, Наталья Иванова, Александра Смирнова, Евдокия Ростопчина, Александра Верещагина, Прасковья Бартенева, Мария Щербатова, Софья Карамзина. Но хочется упомянуть о женщинах, которые оставили особый след в судьбе поэта. Екатерина Сушкова подарила первую любовь, Варвара Лопухина– чувство, которое Лермонтов хранил всю жизнь, и о которой думал в последние дни.
Художественный мир лирики Лермонтова
В мировой литературе не было еще примеров столь короткого жизненного и творческого пути. Прожив всего 26 с небольшим лет, Лермонтов создал немало произведений, ставших всемирными литературными шедеврами еще при его жизни.
Творчество Лермонтова пронизано самоанализом и познанием духовной жизни: многие лирические произведения представляют собой монологи, размышления, воспоминания. Своеобразие творческой натуры, проявившееся в сочетании поэтического дара и таланта художника, романтического воображения и аналитического ума, послужило созданию неповторимого мира художественного слова Лермонтова.
Словарь
1. В подлиннике (читать) – читать на родном для автора языке, без перевода.
2. Эфир – высокое небесное воздушное пространство.
3. Херувим – библейское небесное существо.
4. Иллюзорный – призрачный, нереальный.
5. Чернокнижник – изучающий книги по черной магии.
6. Бард – певец, исполняющий песни на свои стихи.
7. Рогожа – ткань грубого плетения, изготовляемая для хозяйственных нужд.
8. Жандарм – полицейский чин.
10. Нелицеприятная – справедливая, хотя и неприятная.
12. Пророк Исайя – библейский персонаж, посредник между Богом и людьми.