Назовите основные жанры поэзии лермонтова чем по вашему можно объяснить их выбор
Литература
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
Начало поэтического пути, раннее романтическое творчество
Основные темы и образы лирических героев
Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве, вырос в Тарханах, родовом имении бабушки, которая его воспитывала. Он рано потерял мать, отец, по настоянию бабушки, в воспитании сына не участвовал. Мальчик рос необычайно способным, хорошо рисовал, был одарен музыкально, стал рано сочинять стихи, знал иностранные языки.
После учился в пансионе, затем непродолжительное время в Московском университете, который спустя 2 года сменил на Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Лермонтов был далек от литературных кругов, но он состоялся прежде всего, как поэт.
Темы лирики Лермонтова весьма разнообразны: это темы Родины, истории, нравственности, любви, природы, поэта и поэзии, самопознания, жизни и смерти и др.
Романтической лирике Лермонтова почти на протяжении всего творчества присуща тема «двоемирия». Это понятие признает существование двух миров: земного, воплотившего все реальное с его страстями, и небесного, почти недостижимого духовного мира гармонии, счастья, покоя. Герои Лермонтова часто оказываются в промежуточном бытии между небом и землей, это мятежное духовное существование, которое возвысило над земным, но не достигло небесной гармонии. Этим противоречием вызвано трагическое мировосприятие героев, и определяются основные мотивы лирики: одиночества, печали, неприкаянности, безысходности, двойственности души.
Все ранние стихи поэта стали своеобразным автобиографическим лирическим дневником.
Стихотворение «Парус» (1832 г.) на первый взгляд, можно отнести к пейзажной лирике. Тем не менее вопросы, относящие к образу паруса, говорят о размышлениях, присущих человеку, который что-то кинул в «краю родном», что-то ищет, ему нужны и буря, и покой. Парус – символ мятежной души лирического героя. Так и в других стихотворениях, таких как «Листок», «Утес», «Тучи», «На севере диком» и др., пейзажные образы имеют, двойное, прямое и переносное, значение и являются отражением внутреннего мира человека.
В 14 лет Лермонтов под влиянием западноевропейского романтизма начал писать поэму «Демон». Работа над текстом, который 8 раз редактировался,продолжалась в течение 10 лет до 1839 г. Эта романтическая поэма, благодаря многолетним духовным поискам, наполнилась глубоким философским смыслом. Запрещенная цензурой, она стала известна благодаря рукописным копиям. Полный текст был опубликован в 1860 г.
В отличие от демонических образов Люцифера, Сатаны, Мефистофеля, созданных Байроном, Мильтоном, Гете, мифологический герой Лермонтова обрел новые черты.
Демон обитает в небесном космическом пространстве, а не в аду, спускается из безмолвных просторов воздушного эфира [2] на землю. У «духа изгнанья» метущаяся душа, раздираемая противоречиями: добром и злом, буйством страстей и отрешенным равнодушием ко всему сущему. Он странствует без цели над «грешною землею», наблюдая движение небесных светил и комет во вселенной. Его время остановилось: века подобны мгновениям. Бесплотный облик Демона олицетворяет не тьму, а «ясный вечер», сумерки.
Но сжигаемый страстью, искушает в снах лукавыми уговорами Тамару, которая, ища защиты от искусителя, уходит в монастырь. Но Демон и там ее настиг, и девушка погибает. Ее раскаявшуюся душу спасает от Демона Ангел, унося в рай.
Демон вновь воспылал ненавистью к Богу, лишившему его души Тамары. Утратив надежду на возрождение, он обречен на вечные муки одиночества в бескрайних и безмолвных просторах вселенной.
Образ Демона стал в поэтическом мире Лермонтова основным «олицетворением его творческого самосознания». Образ индивидуалиста, страдающего, бунтующего против мира и Бога, прямо или косвенно нашел отражение во многих других произведениях, в том числе, в образе главного героя романа «Герой нашего времени».
Маковский «Демон и Тамара»
Творческая биография Лермонтова
Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Темы жизни и смерти, философские мотивы
Поэзия Лермонтова была известна узкому кругу близких знакомых, он не общался в литературных кругах и не публиковал своих стихотворений. Как поэт стал известен, когда его потрясла трагическая гибель Пушкина.
Двадцатидвухлетний гусарский офицер Лермонтов напишет стихотворение «Смерть поэта», которое быстро разошлось среди друзей и стало знаменитым буквально в считанные дни, его цитировали почти по всему Петербургу, отправляли в письмах к знакомым в другие города. Хотя в стихотворении не упоминается имя Пушкина, всем было понятно, о каком «дивном гении» и «невольнике чести» написано.
После дуэли и смерти Пушкина Николай I, опасаясь протестов в обществе, распорядился тайно вывезти тело поэта из Петербурга, которое, спрятав под рогожей [7] на телеге, ночью отправили под жандармским [8] конвоем [9] в Михайловское. Власти хотели, чтобы поскорее забыли о случившемся, но Лермонтов напомнил о трагедии своим исключительным по злободневности стихотворением и взбудоражил общество, открыто назвав истинных виновников гибели поэта: власть и ее придворное окружение. Так стихийно начался творческий путь Лермонтова, но продлится он всего четыре с половиной года до его собственной роковой дуэли с Мартыновым в 1841 г.
Лермонтова арестовали, затем сослали в Нижегородский полк, участвующий в боевых действиях на Кавказе, в которых поэт проявил себя как храбрый офицер. За проявленное мужество его не раз представляли к наградам, но император эти представления отклонял.
Несмотря на службу и участие в боевых операциях, именно в это время он много пишет, но уже не для себя, как раньше, а для того, чтобы его услышали другие. В стихотворении «Дума» (1838 г.), отождествляя себя со своими современниками, он считает, что как поэт должен сказать нелицеприятную [10] правду о своем поколении, стать его совестью. Основные мысли «Думы» будут использованы при создании «Героя нашего времени».
Но именно последнюю «Молитву» можно считать образцом духовной лирики. Набожная бабушка поэта с умилением читала знакомым текст «Молитвы», уверяя, что Мишеньку незаслуженно многие считают безбожником.
Лермонтов, никогда не читавший другим свои произведения, сделал для княгини однажды исключение и прочитал «Демона». Мария Алексеевна была восхищена красотой поэтических образов, но ее поразило мрачное содержание поэмы. Понимая, что мятежный Демон – это отражение состояния души поэта, попросила Лермонтова дать слово вспоминать о молитве в тоскливые минуты. Судя по всему, Лермонтов обещание сдержал, и это получило отклик в таком проникновенном стихотворении. У стихотворения непривычное название для поэтического текста, ведь молитвами считаются освященные церковные обращения верующих. Жанр «Молитвы» можно определить, как лирический монолог, в котором герой передает свои чувства.
В стихотворении соединились романтические и христианские мотивы. Передано состояние умиротворения лирического героя от «живых слов» чудной молитвы, дарующей благодать и успокоение. Чувство грусти, близкой к отчаянию, сменила грусть просветленная. По отзыву Белинского, мятежный дух поэта, изливавший прежде «безотрадные, леденящие сердце» строки, создал молитвенную «мелодию надежды, примирения и блаженства жизни», в наслаждении самой жизнью.
Вскоре Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ во второй раз. Назойливые ухаживания сына французского посланника за княгиней Щербатовой стали поводом для дуэли. Хотя поединок обошелся без жертв, Лермонтов выстрелил не в противника, в воздух, а Эмиль де Барант промахнулся, власти воспользовались этим конфликтом, чтобы удалить Лермонтова из столицы.
В последние годы Лермонтова в его творчестве звучат философские мотивы, поэт переосмысливает жизненные ценности. Темой жизни проникнуто стихотворение «И скучно, и грустно…», которое было написано, когда Лермонтову было 26 лет, но он говорит о своих разочарованиях, о бессмысленности желаний, страстей, о невозможности любви. Итог стихотворения в последних строчках, как итог прожитой жизни, которую он называет «пустой и глупой шуткой». Это кощунственное умозаключение невольно наводит на мысль, кто же так глупо шутит? Конечно, это тот, благодаря которому жизнь дана. Бог выступает как враждебная сила, надсмехающаяся над человеком.
«Выхожу один я на дорогу» (1841 г.), появившееся незадолго до дуэли, похоже на предсмертное завещание. Стихотворение начинается с мотива дороги, пути, ведущих в никуда, словно посреди вселенной, где пустыня внимает Богу, звезды разговаривают друг с другом, земля спит «в сиянии голубом». Интересно, что герой, как и Демон, видит землю словно из космоса. Ведь только через сто с лишним лет человечество, покорив космос, узнает, что наша планета, окруженная атмосферой, действительно голубого цвета. В этом ночном пейзаже, наполненном гармонией, герой, чувствуя отчаяние и беспокойство, ищет покоя, стремится «забыться и заснуть», но не «холодным сном могилы».
В написанном за несколько месяцев до роковой дуэли стихотворении «Сон» Лермонтов предрекает собственную смерть: лирический герой увидел себя во сне неподвижно лежащим в горной долине с глубокой раной в груди от пули, истекающим кровью. Гибель поэта в действительности и его предвидение, совпадающие в деталях, Владимир Соловьев, философ-мистик, объяснял тем, что Лермонтову в наследство достался дар предвидения от его шотландского магического предка.
Поэт очень критично относился к своему творчеству. В единственный прижизненный сборник он включил только 26 стихотворений, написанных им после 1937 г., и две поэмы: «Песню про купца Калашникова» и «Мцыри».
Тема Родины в творчестве Лермонтова
К теме Родины у Лермонтова неоднозначное отношение. Он гордился славной историей России, восхищался народными обычаями, любил русскую природу. Но Россия для него и страна социальных противоречий и крепостного права, неразрешимых политических и экономических проблем.
Эти взгляды были отражены в стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1841г.), в котором он напишет о своем презрении к власти и слепой преданности подданных. Это официальная сторона страны, где господствуют «голубые мундиры» жандармов, «всевидящих» и «всеслышащих».
В стихотворении «Родина» он говорит о своей странной и необъяснимой любви к родной стране. Но за противоречивостью чувств искреннее восхищение путешествующего по степям героя русской природой и миром народной жизни. Это для него Россия подлинная.
В стихотворении «Предсказание» Лермонтов пророчески предвидел грядущие исторические потрясения для России: падение самодержавия, низвержение законов, разорение страны, голод и многочисленные жертвы нового порядка.
Тема поэта и поэзии. Адресаты любовной лирики
Одной из ключевых тем у Лермонтова станет тема поэзии. В четырнадцать лет он напишет стихотворение «Поэт», в котором образ поэта он представит, как избранника божьего. Спустя 10 лет напишет стихотворением с таким же названием, в котором говорит, что высокое призвание поэта не должно превращаться в предмет развлечения толпы. В стихотворении «Смерть поэта» он создаст образ истинного поэта, ставшего национальной гордостью, заслужившего народную любовь.
После дуэли Лермонтова, у него дома во время обыска был найден альбом со стихами, в котором на последней странице был записан «Пророк», ставший своеобразным продолжением пушкинского одноименного стихотворения. У Пушкина лирический герой из пустыни уходит к людям, чтобы служить им своим словом. Герой Лермонтова, обретя божественное «всеведение пророка», хотел провозглашать идеи правды и любви, но злоба и пороки читались им в глазах людей, считавших его гордым глупцом. Его не понимали, бросали с бешенством в него камни, глумились над его бедностью, угрюмостью, худобой и бледностью. Он уходит из мира людей, ищет уединения в пустыне, обретя там гармонию в единении с природой, его пророческие слова слушают лишь звезды.
Любовная лирика Лермонтова проникнута сложными, противоречивыми чувствами, бескорыстными и страстными, «небесными» и демоническими. Боль измен и расставаний, непостоянство возлюбленных привели к разочарованиям: «Любить…но кого же. на время – не стоит труда. А вечно любить невозможно».
Имена нескольких женщин, ставших музами для вдохновения, были увековечены в поэзии Лермонтова: Анна Столыпина, Наталья Иванова, Александра Смирнова, Евдокия Ростопчина, Александра Верещагина, Прасковья Бартенева, Мария Щербатова, Софья Карамзина. Но хочется упомянуть о женщинах, которые оставили особый след в судьбе поэта. Екатерина Сушкова подарила первую любовь, Варвара Лопухина– чувство, которое Лермонтов хранил всю жизнь, и о которой думал в последние дни.
Художественный мир лирики Лермонтова
В мировой литературе не было еще примеров столь короткого жизненного и творческого пути. Прожив всего 26 с небольшим лет, Лермонтов создал немало произведений, ставших всемирными литературными шедеврами еще при его жизни.
Творчество Лермонтова пронизано самоанализом и познанием духовной жизни: многие лирические произведения представляют собой монологи, размышления, воспоминания. Своеобразие творческой натуры, проявившееся в сочетании поэтического дара и таланта художника, романтического воображения и аналитического ума, послужило созданию неповторимого мира художественного слова Лермонтова.
Словарь
1. В подлиннике (читать) – читать на родном для автора языке, без перевода.
2. Эфир – высокое небесное воздушное пространство.
3. Херувим – библейское небесное существо.
4. Иллюзорный – призрачный, нереальный.
5. Чернокнижник – изучающий книги по черной магии.
6. Бард – певец, исполняющий песни на свои стихи.
7. Рогожа – ткань грубого плетения, изготовляемая для хозяйственных нужд.
8. Жандарм – полицейский чин.
10. Нелицеприятная – справедливая, хотя и неприятная.
12. Пророк Исайя – библейский персонаж, посредник между Богом и людьми.
Конспект урока по теме » Жанры поэзии М.Ю.Лермонтова. Молитва ( 9 класс)
Цели : определить основные мотивы поэзии М.Ю.Лермонтова;
учить понимать и интерпретировать поэтические тексты поэта;
ознакомить с оценками творчества поэта, высказанными Г.Белинским,
А.А.Ахматовой, современными литературоведами.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв…
— Как в стихотворении «Молитва» выражается отношение лирического «я» и Бога? О чем просит поэт Бога?
( В стихотворении пятнадцатилетнего Лермонтова тема поэта и поэзии решается в философском аспекте. Герой стихотворения – живой, земной человек, занятый своим любимым делом – стихотворчеством. «Лава вдохновения» «клокочет» в его груди. Ему близок земной мир «с его страстями», но «дикие волнения» жизни «мрачат стекло» его очей. Самое сильное из земных переживаний – тяга к творчеству. Она занимает всю его душу, не оставляя там места для «живых речей» Всевышнего. Не оттого ли, что ум поэта бродит далеко от Божьей дороги, сам он в «заблужденье»? Конфликт стихотворения в том, что юному поэту «тесен» мир земной, но он боится приникнуть к миру Божьему, потому что «звуком грешных песен» молится не ему. Душа лирического «я»не в силах совладать с талантом, данным ему свыше. Поэт молит Всесильного освободить его от «жажды песнопенья», обратив его сердце в «камень». Только это поможет вернуться на «тесный путь спасенья». Юный поэт начинает осознавать силу своего таланта, но любит он не царство Божье, а «могильный» «мрак земли», где царят страсти, заблуждения, «дикие волнения», «звуки грешных песен».
Стихотворение звучит богоборчески. Поэт пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков «земном мире». Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от Божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта – значит лишить его жизни, то получается, что путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт).
•Чтение стихотворения «Юнкерская молитва» и его анализ.
-Как создается иронический пафос в стихотворении «Юнкерская молитва»? Как содержание стихотворения связано с биографией Лермонтова?
( В стихотворении отразились факты биографии Лермонтова, связанные с его двухлетней учебой в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров(1832-1834). В письме поэта к М.А.Лопухиной читаем: « Я всё ещё не могу представить себе, какое впечатление произведет на вас моя большая новость: я, живший до сих пор для литературной карьеры, столько принесший в жертву моему неблагодарному кумиру, я становлюсь воином; может быть, такова особая воля провидения! – может быть, это путь наиболее короткий, и если он меня не ведет меня к моей первой цели, может быть, приведет меня к последней цели всего существующего. Умереть с пулею в сердце это стоит медленной агонии старика». Впоследствии А.П.Шан-Гирей напишет об этом времени в жизни Лермонтова : «Два злополучные года пребывания в школе».
Комический пафос стихотворения создается канонической трехчастной композиции молитвы и ее содержания. Все просьбы лирического «я» к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно.
Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: « от куртки тесной», «маршировки», «парадировки», «упражнений» в «манеже», необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: «Царю Небесный», « спаси». «глас», «моленье», «Царь Всевышний»,- а с другой стороны, разговорные слова и обороты: «тесной», «как от огня», «Алехин глас». Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он «хорош уж тем», что никогда не надоест Богу «просьбой лишней». Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического «я» к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без Божьей помощи.
-В стихотворении «Молитва»( «В минуту жизни трудную..»)говорится, что «есть сила благодатная в созвучье слов живых..». Как вы понимаете эти строки?
•Чтение стихотворения «Молитва» ( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..») и его анализ.
— Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к «Божьей Матери», Богородице?
-Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе «девы невинной»?
— На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
-Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?
-Почему все прилагательные в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?
•Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Молитва» ( «Я, Матерь божия, ныне с молитвою..») с другими стихотворениями Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического «я» все меньше просьб к Богу?
•Чтение стихотворения «Благодарность» и его анализ.
— В первой редакции стихотворения слово «тебя» писалось с заглавной буквы. Как выбор буквы влияет на смысл?
— Какие переживания опустошили душу лирического героя?
— Каков общий пафос стихотворения? Какими способами он выражается? Какой смысл придают стихотворению иронические тона и многочисленные паузы?
-В чем « богоборческий» смысл финала стихотворения?
«Жанр» молитвы в творчестве М.Ю.Лермонтова претерпевает эволюцию. В лирике 1829-1832 годов «молитвы» поэта построены по каноническому образцу, и лирический герой действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно. Но и в ранней лирике, например в стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), и, особенно, в конце творческого пути в «молитвах» поэта появляются богоборческие мотивы, злая ирония, дерзость и просьбы о смерти.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю.Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя
Особенности творчества Лермонтова изучаются в средней школе. Сначала учащиеся проходят только стихотворения поэта, затем, в 8 классе, роман «Герой нашего времени», а в 10 классе повторяют пройденный материал. Безусловно, полностью понять творчество этого гениального поэта и прозаика можно только в более взрослом возрасте. Глубокий психологизм его произведений не каждому под силу. Творчество Михаила Лермонтова является также плодотворным полем для работ литературоведов. Ведь в нем очень много различных тонкостей.
Периодизация творчества М. Ю. Лермонтова
Можно сказать, что творчество поэта довольно целостное. В нем трудно выделить какие-либо периоды, изменения в мировоззрении. Однако принято выделять в творчестве Лермонтова ранний и поздний периоды. Границей является написанное им стихотворение, посвященное гибели Пушкина, «Смерть поэта». Вообще, гибель А. С. Пушкина стала для Лермонтова переломным моментом. Теперь он начал ощущать всю ответственность, которая возлагается на него как на преемника первого поэта страны. Итак, все, что написал Михаил Юрьевич до 1837 года, — ранняя лирика, а то, что после, — поздняя.
Особенности творчества Лермонтова раннего периода
Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях. Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой. Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова — психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.
Художественное своеобразие поэзии М.Ю. Лермонтова.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 14Следующая ⇒
Лермонтов — крупнейший представитель русского и мирового романтизма, и хотя его творчество зрелого периода развивалось в сторону реализма, но он был романтиком и в известных пределах оставался им до конца.
Общие идеи, лежащие в основе поэзии Лермонтова это идеи личности и свободы, которые утверждает поэт как самые высокие ценности и критерии. Творчество Лермонтова, несущее эти идеи, способствовало обострению критического сознания его современников и было целиком направлено против бесчеловечности, рабства и духовной косности.
Предпосылки столкновения Лермонтова с окружавшей его действительностью: Лермонтову пришлось жить и писать в одну из самых реакционных эпох русской истории. Вера в возможность коллективной борьбы была подорвана, и надежда на свободу личную и общественную сохранилась лишь в форме одинокого индивидуального протеста и пессимистически окрашенного отчуждения.
Развитию Лермонтова способствовало прекрасное и разностороннее образование, полученное им дома, в Московском Благородном пансионе и в Московском университете, в котором вели занятия лучшие преподаватели того времени. Огромную роль в формировании молодого поэта сыграло его увлечение произведениями Пушкина, Шиллера, Шекспира и в особенности бунтарским и мятежным творчеством Байрона — литературой, приобщавшей поэта к передовой гуманистической идеологии.
Одним из самых важных источников, питавших мировоззрение Лермонтова, являлась идейная традиция декабризма и полные героической поэзии рассказы о декабристах.
Творческий путь Лермонтова можно разделить на 2 этапа:
1828-1836 гг. – основное направление поэзии – революционно романтическое;
1837-1841 гг. – обострение политического самосознания поэта,переход к психологическому реализму.
Общие черты творчества Лермонтова.
* Развитию идеи личности у Лермонтова соответствует характерная для романтиков повышенная субъективность его отношения к действительности. Субъективность эта, превращаясь в особый лермонтовский лиризм, окрашивала все произведения поэта, его характеристики, пейзажи, эпитеты.
* В произведениях Лермонтова утверждение не выдвигается на первый план: он говорит «да» гораздо реже, чем «нет». Это обстоятельство давало повод считать Лермонтова поэтом чистого отрицания и беспросветного скепсиса. Лермонтов своим творчеством утверждает любовь к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности к свободе.
* Непререкаемыми ценностями являлись для него преданность родине, идея справедливости, право человека на уважение, мирные отношения между народами, доверчивость, простота и правдивость в отношениях между людьми. Положительные идеалы Лермонтова становились в его поэзии силой, направленной против враждебных ему явлений действительности.
* Поэзия Лермонтова имела не только непосредственно-созерцательный, но и аналитический характер. Это была не только поэзия чувства, но и поэзия мысли. Лермонтов ставит в своем творчестве философские вопросы, несомненно обнаруживая знакомство с европейской философией. Поэт решал философские вопросы по-разному, но за каждым его решением стоял подлинный, пережитый духовный опыт.
*Содержание и структура лермонтовского стиха, его художественная ткань глубоко интеллектуальны. Отсюда тяготение поэтики Лермонтова к афоризмам и логическим антитезам («я или бог, или никто», ср. «мне грустно… потому, что весело тебе»). Отсюда — символические и аллегорические стихотворения: «Два великана», «Парус» и поздние «Утес», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» и другие. Лермонтов стремится не столько к тому, чтобы отобразить эмоциональный момент сам по себе или создать картину внешнего мира.
*В основании творчества Лермонтова находится своеобразный по своему духовному складу образ лермонтовского человека. Лирический герой Лермонтова — это передовой человек своего времени, беспокойный и мятежный романтик. Это — человек, окруженный враждебной ему действительностью, отгородившийся от нее в своем одиночестве, затаивший на нее злую обиду, страдающий и трагический, полный могучей страсти и воли, умеющий мыслить беспощадно критически и в какой-то момент готовый во имя общего блага к каким-то разрушительным, но неведомым для него подвигам. Это — человек глубоко интеллектуальный, способный к синтетическим философским обобщениям, наделенный пронзительным аналитическим сознанием, находящий противоречия и неблагополучие в том, что большинству его соотечественников казалось незыблемым и непререкаемым.
*Раннее творчество Лермонтова.
Литературное наследие молодого Лермонтова связано с московской и отчасти петербургской порой жизни поэта и совпадает с годами его учения. В эту пору Лермонтов выступает как вполне определившийся поэт-романтик. Творческой энергии молодого Лермонтова соответствует многообразие его форм, его стремление охватить все роды художественной литературы: лирику, драматургию, стихотворный эпос и прозу.
Лермонтов превращает свою юношескую лирику в своего рода лирическую исповедь, в интимный, философско-психологический и отчасти политический дневник. Недаром заглавия целого ряда своих стихотворений Лермонтов, по обычаю дневников и писем, нередко заменяет датами или инициалами. Самые важные стихотворения юного Лермонтова занимают по жанру как бы промежуточное место между дневниковой записью в стихах, лирической исповедью и монологом («1831-го июня 11 дня», «Ужасная судьба отца и сына…» и другие).
Уже в ранних стихах Лермонтова проявляется, а затем становится все более очевидным мотив бунтарства, «жажды» свободы, стремления к борьбе.Поэт создает образ лирического героя, неудовлетьворенного жизнью, мечтающего о настоящей деятельности. «Жизнь скучна: когда боренья нет…» — провозглашает Лермонтов. Идеалом поэта-борца для него становится Байрон, но Лермонтов осознает свою национальную принадлежность, свой особый путь:
Нет, я не Байрон,я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром страниик,
Но только с русскою душой.
В его вольнолюбивой лириче воспевается подвиг во имя свободы, возникает образ величественного героя, который несет возмездие угнетателям свободы.
Романтический образ идущего, мятущегося героя, жаждующего свободы, создает поэт в стих. «Парус», «Пленный рыцарь». Лермонтов противопоставляет тирании свободу, и символом ее выступает одинокий парус.
Байронический мотив одиночества, разочарования, изгнанничества проходит через всю поэзию Лермонтова, но особенно ярко проявляется в стихотворениях «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно и грустно…», «Утес», «На севере диком…».
У Лермонтова нет пейзажных стихов, в которых изображалась бы статичная, застывшая природа. Природа всегда законом мирозданья связана с человеком и соответствует его душевному состоянию или, наоборот, контрастна ему. У поэта почти нет стихов, где природа давалась бы вне связи с человеком. В стих. «Тучи» изгнанничество героя находит отражение в движении туч «с милого севера в сторону южную». Каждое психологическое состояние человека, перебирающего причины изгнанничества («судьбы ли лишения?, зависть ли тайная?,злоба ль открытая?»), соответствует состоянию природы. Но тучи лишены человеческих страстей и страданий, и их летучий образ наводит поэта на мысль о счастье земных привязанносте.
В лирическом творчестве молодого Лермонтова исключительно важную роль играет философская тема. Стихотворения, в которых она находит себе наиболее полное и выражение: «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась…»), «Ночь» (I—III), «Когда б в покорности незнанья…», «Чашу жизни», «Парус» и особенно лирический монолог «1831-го, июня 11 дня». Но содержание этих стихотворений несводимо к философии.
В философских стихотворениях, как и во всем своем творчестве, Лермонтов не столько решает вопросы, сколько их ставит, но ставит так, что в самой их постановке во многих случаях у него уже намечаются определенные решения. Так, в философской лирике Лермонтова поднимается проблема добра и зла, их столкновения в душе человека и в человеческом обществе. Лермонтов задумывается над вопросом о смысле жизни, о путях гармонического покоя и безудержного, стремительного движения, о покорном подчинении судьбе и о борьбе с нею и решает этот вопрос в пользу беспокойства,исканий и борьбы («1831-го, июня 11 дня», «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…»).
Большое значение в ранней лирике Лермонтова имела любовная тема. Этой теме молодой Лермонтов посвятил более трети своих стихотворений. Их особенностью является биографизм и стихийное стремление к циклизации. Стихи молодого Лермонтова о любви, если брать их в целом, ближе к подлинной биографии поэта, нередко точнее отражают ее реальные факты, чем его лирические произведения на другие темы. Отсюда — предметность и жизненная конкретность этих стихов.
Циклы любовных стихотворений Лермонтова не выделены им самим и не всегда ясны по своему составу, но очень для него характерны. Любовные стихи молодого Лермонтова были посвящены Анне Столыпиной, Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой (самый обширный цикл — свыше 20 стихотворений) и Варваре Лопухиной. Стихотворения этих циклов дают возможность проследить не только какой-либо момент любовных переживаний лирического героя, но и фазу развития его отношений с возлюбленной, возникновение его чувства, ее «вероломство» и «измену», нарастание его скорби, вызванное «изменой», охлаждение и т. д. (стихи к Н. Ивановой). В этих стихах преобладают условные обозначения женской красоты («прелестный взор», «чудные глаза»), но сквозь эти штампы просвечивают и живые индивидуальные образы героинь.
Любовная лирика Лермонтова отмечена некоторыми особенностями, характерными для всей его поэзии. В ней мало светлых, радостных мгновений, которыми пронизана вся интимная лирика Пушкина. Лермонтов с горечью признавался:
Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Для Лермонтова любовь – «страсть сильнейшая», глубокая, но не удовлетворенная, не приносящая счастья. Потому любовь окрашена трагизмом, в признание в любви вплетены размышления о скоротечности жизни, о смерти. Разлад между мечтой и действительностью, определяющий романтический характер, свойственен герою любовной лирики Лермонтова. Мотив неразделенной любви, измены, обмана постоянен в любовной лирике поэта. Лирический герой ищет в женщине друга, способного понять и оценить его чувства, но наталкивается на непонимание. Он стремится к полноте любви, но властвующая в жизни дисгармония разрушает чувства («Стансы»).
Патриотические мотивы пронизывают всю поэзию Лермонтова. Любовью к родине наполнены многие стихи поэта «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…» В стих. «Родина» Лермонтов называет свою любовь к отчизне «странной». Странность эта происходит от двойственности чувств поэта в отношении к Родине. Он любит красоту русской природы, любит русский народ. При этом рассудок поэта не может победить ненависти к России крепостнической, самодержавной. Лермонтов отделяет подлинный патриотизм от казенного, официального патриотизма николаевской России.
Лирика. (зрелый период)
Стихотворениями, открывающими новый период в лирическом творчестве Лермонтова, следует считать «Бородино» (1837) и «Смерть поэта» (1837). Каждое из этих стихотворений по-своему знаменательно. «Бородино» представляет собой первое произведение Лермонтова, в котором с полным соблюдением национального и исторического колорита была развита тема русского народа как активной силы в истории и ярко очерчен образ «простого человека» — рассказчика стихотворения. В «Смерти поэта» с поразительной для того времени политической остротой и аналитической сложностью поднимается вопрос о трагической судьбе Пушкина, ставшего жертвой светской черни. Для дальнейшего развития Лермонтова идеи и творческие принципы, реализованные в этих стихотворениях, имели первостепенное значение. Особенно важную роль они сыграли в магистральных для Лермонтова стихотворениях о поэте и толпе.
Создавая образ современного поэта, Лермонтов лишил его того высокого ореола, которым он был окружен в романтической литературе и отчасти у самого Лермонтова в начале 30-х годов. Идеальный поэт для Лермонтова — это не мистик и не одинокий провидец, вдохновляемый божественными видениями, каким его воображали многие романтики, а народный трибун. Правда, современный поэт в современных условиях, согласно поэтической мысли Лермонтова, не поднимается до этого идеала и переживает глубокий кризис.
Зрелая лирика Лермонтова устремлена к «поэзии действительности» (Белинский). Герой Лермонтова утратил в значительной мере свою традиционно-романтическую исключительность, стал проще и ближе к людям. В лирике Лермонтова 1837—1841 годов субъективная тональность не теряет своей силы, но облекается в объективные образы, отражающие возросшее внимание поэта к внешнему миру. Сложный философско-психологический анализ, направленный у молодого Лермонтова главным образом на его лирического героя, сосредоточивается теперь и на явлениях общественных, стоящих за пределами авторской личности. Поэтические мысли и образы Лермонтова приобретают бо́льшую законченность, пластичность, и смысловую объемность.
Кроме того, у Лермонтова изменилась и структура его стихов.
Переживания лирического героя передаются в эти годы с помощью объективных образов, которые иногда получают обобщенное, иносказательное значение. Так возникают символические и аллегорические стихотворения: об одиноком утесе, на груди которого «ночевала тучка золотая», о такой же одинокой сосне, растущей «на севере диком», и о дубовом листке, оторвавшемся «от ветки родимой».
Основные образы Лермонтова отмечены в гражданских стихотворениях резкими признаками эпохи или связаны с определенной бытовой средой. В период творческой зрелости Лермонтова, этот образ среды стал более конкретным и исторически осознанным. Стихотворение «Дума» (1838) — развернутая критика современного поэту поколения, к которому он относит и своего автогероя. Эта последняя черта становится особенно важной и знаменательной, если вспомнить, что, согласно романтической эстетике, лирический герой, в сущности, не зависел от среды и не подлежал критике. В стихотворении «Прощай, немытая Россия. » социальное зло названо по имени и корни его обнажены. В восьми строках стихотворения охарактеризован крепостнический строй старой России («страна рабов, страна господ»), и ее некультурность («немытая Россия»), и воспитанная веками рабства покорность ее народа («послушный им народ»), и шпионская бдительность самодержавной власти (последние два стиха о «всевидящих глазах» и «всеслышащих ушах» власти). Этот новый, социально углубленный реалистический образ действительности становится едва ли не фоном зрелой лирики Лермонтова, договаривающим и проясняющим те стихотворения, в которых социально-политическая тема непосредственно не выдвигается, но которые с этой темой соизмеримы.
К таким же лирическим произведениям, тесно связанным с мыслями о современной жизни, принадлежат так называемый «тюремный цикл» («Узник», «Сосед», «Соседка»), «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Благодарность», «И скучно и грустно», «Тучи» и даже «Выхожу один я на дорогу…». В эту сторону направлены также многие стихотворения, в которых ведущей темой является дружба («Спеша на север издалека…», «Памяти А. И. Одоевского», «Графине Ростопчиной») и любовь (в особенности «Ребенку», «Отчего», «Договор»). Во всей этой лирике господствует тема трагического разлада с действительностью, хотя герой и пытается иногда сопротивляться наплывающему на него мраку («Когда волнуется желтеющая нива…», «Из-под таинственной холодной полумаски…», «Есть речи — значенье…»).
Но в лирическом творчестве Лермонтова рядом с образом России — государства рабов, голубых мундиров, царедворцев, салонных болтунов и опустошенных душ — вырисовывается и другой ее образ — народный и демократический. Россия, освобожденная от романтических прикрас, крестьянская, деревенская, солдатская, великая в своей простоте, в своей моральной стойкости и в своей естественной поэзии.
Любовные стихотворения не циклизируются уже, как прежде, в стихийно организованные любовные новеллы, но зато содержат в себе — каждое порознь — скрытый новеллистический сюжет. Отличительной особенностью этих стихотворений являются затаенные в них намеки на какие-то внешние, едва ли не социально-бытовые причины беды героя и героини («молвы коварное гоненье», «людское предубежденье»). И лермонтовский герой не всегда довольствуется ролью внутренне непримиренной жертвы общественных условий, препятствующих его любви, но иногда и восстает против этих условий («Договор»).
Поздняя лирика Лермонтова
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова нужно рассматривать целостно, не опуская ни один из периодов. В поздней лирике происходит смена поэтического ракурса. Если раньше Лермонтов винил весь свет в своих бедах, страдал от непонимания и одиночества, не мог мириться ни с чем, что ему не нравилось, то теперь он более степенный. И стихи его наполнены печалью и тоской, они стали более психологичными, более выверенными. Мотив одиночества тесно сближается с мотивом странничества и поиска места в жизни. Однако эти скитания заканчиваются ничем.
Поэтический мир Лермонтова
Мы у самого порога поэтического мира Лермонтова. Высокие ворота, ведущие туда, ещё закрыты. Но стоит только перевернуть страницу – и они распахнутся. Нас ослепит блеск молний, нас подхватят и понесут волны музыки. Мы вступаем в мир гроз и бурь, в мир смелых дум и гордых душ. Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью.
Он полон негодования и гнева. Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. В его поэтическом мире всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается красками. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное голубое сияние ночи. Горы, скалы, утёсы, потоки, реки, деревья – вся природа живёт в его произведениях. У него даже камни говорят, а горы думают, хмурятся, спорят между собой, как люди, утёсы плачут, деревья ропщут на бога и видят сны. Здесь и целая симфония вечно движущихся и меняющих свою форму облаков. Здесь и нежные горы Кавказа, здесь и нежная вьюга над Москвой. Лермонтов – певец могучего человеческого духа. Открывая книгу его поэм, мы вступаем в мир отважных людей. Читая поэмы, живём в атмосфере героизма. Поэт – глубокий, тонкий психолог, и свою поэму о Мцыри он построил на основе наблюдений над жизнью. Михаил Юрьевич Лермонтов – взыскательный художник.
Он был очень требователен к себе и печатал только совершенные, вполне законченные произведения. Многое из написанного им не было опубликовано при его жизни так же и по цензурным условиям, а потому громадное большинство произведений поэта увидало свет лишь после его смерти, иногда много-много лет спустя. Всё, что сейчас печатается в собраниях сочинений Лермонтова, дошло до нас главным образом в публикациях посмертных и рукописях. Иногда это рукописи — автографы, то есть написанные рукой самого поэта, иногда авторизованные копии, то есть копии, выполненные под наблюдением автора, с пометками или поправками его рукой, иногда только строчки, сделанные неизвестными лицами. Особенно много сохранилось списков «Демона», так как поэма впервые напечатанная только через пятнадцать лет после смерти Лермонтова, за границей, уже с 1838 года начала распространяться в списках, как некогда долгое время ходила в списках комедия Грибоедова «Горе от ума». Из поэм только «Песня про купца Калашникова» и «Мцыри» были опубликованы самим Лермонтовым. В многочисленных романтических поэмах Лермонтова отразился тот же круг идей и проблем, те же настроения и стремления, с которыми мы знакомы по его лирике. Поэт начал писать в пору широкого распространения в русской литературе жанра романтической поэмы, популярность которому создали южные поэмы Пушкина. Вместе с тем в ранних поэмах Лермонтова проявилось увлечение юного поэта мятежной поэзией Байрона.
Новой ступенью в развитии эпической поэзии Лермонтова явился цикл Кавказских поэм, созданный им в 1830 – 1833 годах: «Каллы», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Хаджи-Абрек». Очевидно длительное пребывание Лермонтова на Кавказе в последние годы жизни позволило ему более верно и трезво взглянуть на кавказские события. Возвращаясь к поэмам 1830 – 1833 годов, к их художественным особенностям, мы наблюдаем, как стремление Лермонтова отразить реальные впечатления, полученные им на Кавказе, вносит изменения и в композиционно-стилистическую форму романтической поэмы. В построении первых поэм Лермонтова с достаточной последовательностью соблюдены принципы романтической композиции: выделение наиболее напряженных и эффектных эпизодов, перестановки и пропуски отдельных сюжетных звеньев, драматизированная форма изложения и другие средства, выражающие характерную для жанра лирическую эмоциональность и романтическую таинственность. Через эти традиционные особенности пробиваются черты новой композиционной манеры – эпической в своей основе: последовательное и связное изложение событий, широкая и объективная манеры изложения. В творческом создании юного Лермонтова возникли два образа, которые стали спутниками поэта на всём его дальнейшем идейно-художественном пути нашли завершенное воплощение в последних романтических поэмах: «Мцыри» (1839, напечатанная в 1840) и «Демон» (1841 год). Оригинальность Лермонтова не сводится к переработке, хотя бы и творчески самостоятельной, заимствованного материала. Если русская романтическая поэма, как она сложилась в творчестве Пушкина и декабристов, явилась национально-самостоятельным литературным жанром, то «Демон» Лермонтова – своеобразный итог развития этого жанра в его пушкинском варианте. Поэзия Лермонтова – исповедь человеческой души.
Его стихи обращены непосредственно к человеческому сердцу. Они отличаются исключительной полнотой и также насыщены внутренним чувством – идеями, эмоциями, желаниями, жизнью, поэтическими образами, — как переполнена и душа поэта. Но иногда небольшое лирическое стихотворение не могло вместить всего богатства этой души. Поэтическая мысль развивалась и как бы упорно преследовала Лермонтова. Из лирического стихотворения вырастала романтическая поэма. Она заключала в себе целую повесть человечской жизни. Белинский писал, что источник романтизма – в груди и сердце человека, что романтизм «есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». В романтических поэмах Лермонтова заключалась «сокровенная жизнь сердца» не только самого поэта, но и его передовых современников. Основной пафос творчества Лермонтова его современник видел в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Пафосом Белинский называл поэтическую идею. «Каждое поэтическое произведение есть плод могучей мысли, — писал он, — поэтическая идея – это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это пафос…
Творчество – не забава, и художественное произведение – не плод досуга и прихоти… если поэт решится на труд и подвиг творчества, значит, что-то его к этому движет, стремит какая-то могучая сила, какая-то непобедимая страсть. Эта сила, эта страсть – пафос.» Эта непобедимая страсть овладела Лермонтовым очень рано. До «Измаил-Бея» он успел написать уже четырнадцать поэм. Над «Демоном» работал десять лет, с пятнадцатилетнего возраста, а замысел о свободолюбивом юноше со страстной душой, томящейся по идеалам, пронёс через всю свою жизнь и создал поэму «Мцыри» за два года до смерти.
Философская лирика
Такие проблемы всегда интересовали поэта. Но для него философия и психология всегда были неделимы. Своеобразно Лермонтов изображает свое отношение к этому миру и к жизни. Он практически всегда делает это, используя картины природы. В пример можно привести стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Очень яркие поэтические образы нашли место в этом лирическом произведении. Растения поэт сравнивает с живыми существами, он чувствует с ними неделимую связь, то, чего он, к сожалению, не чувствует в общении с людьми. Именно в природе Лермонтов находит успокоение, начинает ощущать гармонию в себе. Более того, для него открываются высшие истины («И в небесах я вижу Бога»).
Схожую проблематику имеет одно из последних стихотворений — «Выхожу один я на дорогу». Здесь природа изображена также гармонично, это не отдельно существующие элементы, а целостное мироздание, где «звезда с звездою говорит». Но в этот момент поэт не чувствует успокоения. Ему больно и трудно. Пожалуй, впервые за все творчество он выражает желание покоя. Но тот покой, о котором говорит Лермонтов, отличается от привычного представления. Ведь поэту хочется вечно видеть цветущую природу, ощущать движение ветра и слышать о любви.
Творчество Лермонтова
Тридцатые годы, в которые укладывается творчество Лермонтова, — эпоха сомнений, отрицания, тревожных размышлений о будущем. Хронологические рамки этого периода раздвинуты и начинаются после поражения восстания декабристов, когда вечный вопрос российской действительности «что делать?» потребовал иного ответа. Ответ формулируется как неприемлемость окружающего или его отрицание. Через отрицание начинался новый путь к философским и политическим проектам. Первым на тот путь вступил Лермонтов.
Литературная характеристика тридцатых годов связывается с утверждением в литературе реализма, но Лермонтов в своем творчестве до конца дней сочетал романтическую и реалистическую ориентацию, они не мешали — они дополняли друг друга. В этом плане творчество Лермонтова — уникальный образец русской литературы. Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX в. не было.
Лирика Лермонтова условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный индивидуализированный характер лирического героя, по определению Белинского — внутреннего человека. Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. В поисках идеала он обращается к общеизвестным образцам (Байрон), но очень скоро определяет свою непохожесть, иную избранность. Любовная тема решается трагически, дружеская отсутствует. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве. Именно тема одиночества становится у Лермонтова главной, отличает его поэзию от творчества Пушкина, проходит эволюцию от чисто романтического решения к реалистическому осмыслению. Необходимо обратить внимание на характерное обстоятельство: в основе конфликта с жизнью романтически настроенного героя лежит российская действительность, ее » черный год«. Постепенно романтические переживания попадают под контроль реальной действительности. Этим объясняется возрастающее трагическое начало лирической поэзии Лермонтова. В отличие от Баратынского, в лирике Лермонтова нет скептицизма и пессимизма. Внутренний человек, находясь в полном одиночестве, зная свой трагический финал, не останавливается в движении, в развитии, он по-своему высоким смыслом наполняет нравственные ценности.
Идеалы внутреннего человека недосягаемо прекрасны в понимании общественных отношений («Отрывок»: Теперь я знаю — пышный свет не для людей был сотворен), в утверждении «странной любви» к отечеству, в анализе любовного чувства. (Мне грустно, потому что я тебя люблю), в требовании счастья (Когда волнуется желтеющая нива).
Внутренний человек принимает облик поэта, и тогда Лермонтов прямо говорит о непонимании его обществом. » Пророк» Лермонтова продолжает путь пушкинского Пророка, поэта, и с этого пути не сойдет.
В лирике Лермонтова рядом с внутренним человеком появляется герой, которого не было ни в предшествующей русской поэзии, ни у современников поэта. Исследователь Д. Максимов называет его » простым человеком» (Сосед, Соседка, Казачья колыбельная песня, Бородино, Завещание). Его присутствие — свидетельство демократических тенденций лермонтовского творчества. С этим связана оценка его Достоевским как возможного «печальника горя народного».
Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение. От его творчества. Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у Лермонтова основой лирического образа. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта («Парус» — 1832). Образ — символ создай в следующих стихотворениях: Утес, На севере диком…, Тучки небесные и т. д.
Помимо характеристики лирики Лермонтова с точки зрения присутствия в ней лирического персонажа возможно исследование ее мотивов. К ним относятся свобода и воля, память и забвение, обман, мщение, покой, земля и небо, библейские мотивы и т. д. Мотивы эти взаимосвязаны, переплетены, просвечивают один через другой, но каждый представляет грань художественного мира поэта и звено в общей эволюции мотивов русской лирики XIX в. Основной пафос поэзии Лермонтова, по словам. Белинского, заключается в нравственных вопросах, о судьбах и правах человеческой личности. Поэзия такого содержания бессмертна и всегда востребована.
Тема поэта и поэзии
Особенности творчества М. Ю. Лермонтова невозможно рассматривать в отрыве от такой темы, как поэзия. Именно в стихах, в которых говорится о творчестве, писательском даре, реализуются основные принципы миросозерцания поэта. Ярким примером является стихотворение «Пророк». В нем поэт ведет своеобразный диалог с Пушкиным. Он начинает свое стихотворение с того момента, на котором остановился когда-то Пушкин: «Бог дал поэту всеведение пророка. Однако если Пушкин надеялся на то, что будет «жечь глаголом сердца людей», Лермонтов, напротив, чувствует отчуждение. Он видит в людях лишь злобу и порок. Он хочет, как и Пушкин, словом достучаться до людей, но ему не удастся это сделать. Ведь люди (непонимающая толпа) обвиняют его в самоуверенности и гордости. Противопоставление поэта и толпы является одной из главных черт поэзии Лермонтова.
Взаимоотношения толпы и поэта
Подходит к концу наше сочинение. Лирический герой поэзии Лермонтова, как и у других авторов, противостоит массе. Традиционно в русской литературе взаимоотношения толпы и поэта рассматривались как конфликт, являющийся неизбежным. Тема эта занимала важное место в творчестве многих писателей, причем всегда сближался с обликом лирического героя образ самого поэта. Лермонтов не является исключением, но разрешение этого непростого конфликта у него весьма своеобразно.
Традиционно толпа определялась как «бездушная», «глухая», «чернь». Она характеризовалась бездуховной приземленностью, корыстью, а образ поэта был близок своими чертами изгнаннику, певцу, пророку. Иначе решает этот конфликт Лермонтов. С одной стороны, он изображает более уважительно саму толпу, говоря о том, что народ «измят» пытками, утратами. С другой — в произведении 1838 года под названием «Поэт» проводит мысль о том, что каждый век порождает «своего» пророка, единого с толпой, которой он нужен и которая нужна ему. «Ржавчиной», разъедающей клинок таланта, называет Лермонтов презрение к народу.
Новый образ простого, уставшего от жизни человека появляется в таких стихотворениях, как «Соседка», «Завещание», «Родина», «Валерик», и других. С более ранними персонажами этот лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова связан глубокими корнями. Все изменение черт его подчинено внутреннему единству на подсознательном уровне.
Анализ поэмы «Мцыри»
В данной поэме отразились, прежде всего, романтические принципы поэзии. Но есть в ней и своеобразные особенности творчества Лермонтова. Кратко история выглядит следующим образом: юноша, воспитывавшийся в монастыре, захотел попасть на свободу, но день на воле обернулся для него гибелью. Мцыри — непосвященный монах — всю жизнь чувствовал себя пленником. Он характерный романтический герой, для которого мир, в котором он живет, невыносим. Мцыри захотел почувствовать жизнь, узнать все ее проявления. Он восхищался красотой природы и наслаждался прогулками по лесу. Особенное впечатление произвел на него голос молодой грузинки. Услышав его, Мцыри понял, что он свободен. В лесу он натолкнулся на барса — олицетворение силы и храбрости. В равной схватке погиб барс, Мцыри тоже получает смертельное ранение. Поэма наглядно демонстрирует любовь Лермонтова к природе Кавказа. Очень ярко и красочно поэт описывает местные пейзажи. В поэме наиболее полно воплотились художественные особенности творчества Лермонтова. Изображение природы в ней соотносимо с картинами, которые сам поэт нарисовал во время путешествия по Югу России и Кавказу.
Роман «Герой нашего времени»
Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены особенности творчества Лермонтова. Роман очень полемический. Различны трактовки характера главного персонажа — Печорина. Исследователи спорят и о том, как относился к своему герою Лермонтов и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта. Безусловно, как и все творчество М. Лермонтова, этот роман имеет автобиографическую подоплеку. Сходство героя с писателем на лицо: он служит на Кавказе, он одинок, противопоставляет себя другим людям. Однако в Печорине слишком много черт демонических и сугубо отрицательных, благодаря чему мы пониманием, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.
В романе реализовались умения писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой, мы не можем сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, он презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но зато он умен, он честен, принципиален. Лермонтов использует такой художественный прием психологизма, как деталь. Негативные стороны характера Печорина проявляются в самых маленьких деталях: в движениях, которые говорят о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, которое говорит о его холодности и безразличии к людям, даже в его слезах, которые происходят не от горя, а от уязвленной гордости. Кроме того, в романе мы можем найти примеры психологического параллелизма.
Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассуждает и о дружбе, и о любви, и о судьбе. Все действие сконструировано на центральном персонаже — Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным: настолько многогранна и сложна личность Печорина.
Общие выводы
Итак, главные темы в творчестве Лермонтова.
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова насквозь пронизано глубокими чувствами. Пожалуй, лирика его так привлекает именно потому, что в нее он вкладывал свою душу, ведь его лирический герой практически неотделим от автора. Безусловно, талант Лермонтова проявляется не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Многие стихи поэта (особенно в позднем творчестве) абсолютно небольшие по объему, но зато очень глубокие и емкие.