Назовите уровни общественного сознания чем они отличаются
Тема 12: Уровни общественного сознания.
Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности.
Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание — это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение.
Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании устойчивых образов лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, то есть оно представляет не просто стихийно сложившиеся в процессе производства отношения, но содержит сознательно упорядочиваемые людьми связи.
Идеи, получающие закрепление в общественном сознании — это не просто отражение действительности, это еще и реорганизация действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются новые социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.
Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность отражения действительности. Она зависит от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить:
Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, при чем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Формы общественного сознания, поэтому, всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.
Типы общественного сознания:
— Классовое сознание – сознание, возникающее в результате идентификации индивидом себя с представителями определенного социального класса, и характеризующееся чувством солидарности с ними и подчинением личных интересов индивида классовым интересам.
Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное сознание выступает, с одной стороны, как процесс отражения действительности, а с другой — как определенный результат отражения, как его продукт, воздействующий на общественное бытие людей и их отношения.
Общественное сознание проявляется в единстве и определенном соотношении его научно-теоретического уровня (компонента), идеологии и уровня обыденного сознания, ядром которого является общественная психология.
Идеологиякак компонент общественного сознания есть теоретическое, системно-научное осознание (отражение) людьми действительности через призму их социальных интересов.
Ее научность и системность диктуется потребностями развития экономических отношений, требующими сначала обобщения и осмысления опыта жизни и деятельности людей, а затем и подчинения ему всего общества, поскольку в силу именно только этих причин могут совершенствоваться сами экономические отношения.
Вместе с тем экономика не прямо и не непосредственно отражается в идеологических формах. Она, прежде всего, порождает общественные потребности, интересы, как бы пронизанные чувствами, эмоциями, чаяниями и установками людей. Экономика формирует характер, определяет силу и устойчивость их устремлений, социальной активности, вкусы, единый духовный настрой всего общества и отдельных его представителей.
Другими словами, идеология не может существовать без общественной психологии, которая представляет собой нижний уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением людьми их социального бытия.
Разберём подробнее обыденное и теоретическое сознание:
Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы
Приветствую Вас, друзья!
Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.
Что такое общественное сознание?
Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.
Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.
Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.
Формы общественного сознания
Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:
Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.
Уровни общественного сознания
В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.
Обыденный уровень
Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.
Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.
Теоретический уровень
Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.
Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.
Элементы общественного сознания
В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.
Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.
Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.
Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.
Связь между общественным и индивидуальным мышлением
Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.
Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.
Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.
Заключение
Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.
Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции
Содержание
1. Духовная реальность как составная часть
и отражение общественного бытия
2. Структура общественного сознания: его уровни,
3.Каково соотношение общественной психологии и идеологии
Введение
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.
Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.
Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.
В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).
К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.
1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия
Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.
Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.
Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.
Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.
Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:
Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества.
В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие.
Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления.
Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.
Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения и т. п.
В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия.
Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.
Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра.
Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.
Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции
Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.
Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
—политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;
—правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;
В гносеологическом аспекте структурные компоненты общественного сознания различаются главным образом по уровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются обыденное сознание и теоретическое сознание, представляющие два уровня отражения действительности — познание явлений и познание сущности. Обыденное сознание возникает как осознание повседневных нужд и потребностей людей и ограничено непосредственными практическими условиями жизни людей различных общностей. Оно охватывает и обобщает по преимуществу внешние связи и отношения общественной жизни, но, как правило, не раскрывает ее существенных сторон и не способно предвидеть отдаленные последствия человеческой деятельности. Этот уровень сознания, не систематизированный в целом, включает опыт народных масс и разнообразные эмпирические знания, выработанные в процессе исторического развития (народные знания в области производства, быта, медицины, фольклор и другие виды народного творчества, представления о явлениях природы, в том числе предрассудки, суеверия и т. п.). Вместе с тем обыденное сознание создает в общественно-историческом плане предпосылку и условия возникновения теоретического сознания, а также его дополнение. Наиболее глубокие обобщения и понятия повседневного сознания переходят на высший уровень познания и становятся достоянием теории и науки. Теоретическое сознание выступает как более высокий уровень познания, для которого характерно открытие сути природных и общественных явлений, их закономерных связей и отношений. Этот компонент общественного сознания существует в форме систем идей, понятий, законов и т. п. Теория, как систематизированное сознание, представлена наукой и идеологией, а идеологические системы в свою очередь могут различаться как научные и ненаучные. Кроме того, теоретическое сознание дифференцировано и имеет градации, определяемые глубиной проникновения в сущности различного порядка.
Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. по мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов. Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии.
Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.
Формы общественного сознания принято различать между собой по следующим критериям: